Доктор Моррис

Уход от реальности

Эскапизм
Существует остроумный афоризм: «Оптимист заявляет, что мы живем в лучшем из миров, а пессимист опасается, что это чистая правда».
В истории человечества не найдется времени, когда людей не посещала мысль о несовершенстве мира. А вместе с ней и желание от этого несовершенства куда-нибудь убежать. Можно искать объяснение этому несовершенству – в религии или философии, можно пытаться сделать мир лучше. Но все это требует усилий. Проще закрыть глаза, укрыться в мире фантазий, свести к минимуму контакт с неидеальной реальностью. Создать свой мир, который не будет к тебе безжалостен, где тебя ждут победы и успех, где нет дураков-начальников, хамящих продавщиц, нелюбимой работы и пробок на дорогах. Зато, возможно, есть межпланетные лайнеры, драконы, говорящие деревья или просто друзья, которые не назовут тебя сумасшедшим. Именно так все чаще рассуждают молодые. У бегства от реальности, или эскапизма, много форм и разновидностей. Побег этот не так прост и примитивен, как может показаться на первый взгляд.
Эскапизм (от англ. escape – бежать) – социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности.
Эскапизм может быть физиологическим: наркотики, алкоголь, и т.д. Разумеется, если эта форма аберрации от окружающей действительности постоянно повторяется. Это самый примитивный, но и, пожалуй, самый распространенный путь. Можно дистанцироваться физически: с помощью допустим, покупки домика в деревне. Но самое занятное и разнообразное – конечно, внутренняя эмиграция, уход не только в воображаемый мир, но и в разнообразные приятные занятия. Что бы человек ни делал с увлечением – карьеру ли, качал ли бицепс или бегал по лесам с мечом, сделанным из автомобильной рессоры, – его можно считать эскапистом. Но при одном условии: если он делает это не ради результата как такового, а ради избегания чего-то беспокоящего, некомфортного. Эскапизм в каком-то смысле – протестное состояние. Хотя и неосознанное.
Есть две точки зрения на причину эскапизма. Одни считают, что виновато недоброе общество: не дает человеку возможности развиваться, вот он и начинает уходить в себя и в воображаемый мир. Реальность не соответствует представлениям человека, а человек не хочет мириться с этим, но сил изменить реальность не хватает. Порой только бегство от невыносимой реальности в свой внутренний мир способно сохранить человеку психическое здоровье. Так бывает, если реальность оказывается невыносимой – во время войн, катастроф, природных катаклизмов. Другие говорят, что общество тут не при чем – эскапист сам себе заранее так не нравится, что попросту не хочет показываться на свет божий.
Если правы и те, и другие и причина эскапизма – экзистенциальная неудовлетворенность не только своей жизнью, но и положением вещей вообще, тем, что вокруг всегда существуют и существовали нищета, боль, скорбь, несправедливость, смерть, то получается, что эскапизм – это проблема коммуникаций с миром, отчуждение и нежелание контактировать с другим, отличным от твоего. Главное для эскаписта – не смешивать «свое» и «чужое». Эскаписту комфортно вращаться только в кругу увлеченных тем же, что и он. Он не только отказывается участвовать в чем-то чуждом, он не готов никому из «чужих» объяснять, в чем ценность его мира.
Вот характерные высказывания людей, склонных к эскапизму.
Иногда после очередного тупого дня полного дерьма и жизненного неудовлетворения, хочется купить походный рюкзак со всем содержимым и просто уйти по дальше от людей, цивилизации, общества. Куда-нибудь в такую дыру где будет только земля, вода, воздух, огонь (надеюсь) и я. Где тебя будет по барабану, что ты сейчас одет в грязное, мятое тряпье пока оно будет выполнять свою функцию защиты от холода и дождя. Где тебе будет насрать на фондовые рынки, курсы валют, политику и пробки на дорогах. Где ты не будешь думать 105 раз прежде чем что-то сказать, не дай бог, не обидев людей, сказав лишнее….уйти в место, где ты будешь свободен от всего искусственного и надуманного!
Я пытаюсь не то, чтобы убежать от реальности, а с помощью любимых людей, фильмов, книг и музыки забыть, что такое реальность. Потому что реальность – это грязь, насилие и жестокость, реальность – это общественность транспорт, где сидят здоровые мужики и стоят хрупкие женщины, реальность – это когда десять бьют во дворе одного, а люди, видящие это из окон, не считают нужным просто позвонить в милицию, реальность – это диктатура, когда ты боишься на работе сказать за кого голосовал, потому что не хочешь эту работу потерять. Мне не нравится такая реальность, я понимаю, что от нее не убежишь, но ненадолго забыть о ней можно.
Человечество сотворяет мир, который это же человечество старается запрячь в социальную узду, создать множество противоречивых правил, создать множество запретов. И когда приходит критический момент, человеку хочется убежать от реальности. Это единственный путь до катарсиса. Вот почему мы так любим фильмы, игры и, кто-то, литературу.
Условия жизни большинства нынешних беглецов от реальности нельзя назвать невыносимыми. Типичный современный эскапист живет в мегаполисе, причем вовсе не на грани нищеты и выживания. У него есть более или менее нормальные жилищные условия – комната в родительской квартире или отдельная жилплощадь, пусть и съемная. Есть работа или какие-то приработки, если он студент. Катастроф и войн в непосредственной близости от него не происходит. Обыкновенная жизнь. Но именно она отчего-то оказывается такой бессмысленной и неприглядной, что человеку приятнее проводить все свое свободное время в «иных мирах», будь то мир книжный, или виртуальный, или существующий в этой же реальности, но «параллельный» ей – например, это может быть какое-то особенное хобби, коллекционирование или спорт. Есть что-то очень привлекательное в том, чтобы отгородиться от ненужного, окружить себя «своими в доску» понимающими людьми, нырнуть в «свое, родное», и пусть весь мир подождет. Особенно в последнее время.
«Убегать» от реальности можно в любую деятельность, будь то работа, чтение книг или общение на Интернет форумах. Однако человек, замеченный в явно «эскапистских» пристрастиях, например, любитель компьютерных игр, проводящий много времени в Сети, увлекающийся историей древних шумеров и коллекционирующий спичечные коробки, может оказать вовсе не эскапистом, а наоборот, самым что ни на есть активным и деятельным реалистом.
Грань между эскапизмом и вполне естественной для человека увлеченностью каким-либо предметом, действительно, тонка. Все зависит от того, какие у человека цели и мотивы. Если вы заводите собаку, потому что любите животных и хотите о ком-то заботиться – это одно, а если потому, что «собаки лучше людей, и пусть лучше моим другом будет собака, чем человек, который меня точно обманет и предаст» – совсем другое. Если вы идете смотреть фантастический фильм или играете в компьютерную игру просто чтобы отдохнуть и получить новые впечатления – никому и в голову не придет назвать вас эскапистом, а вот если жизнь этих вымышленных персонажей интересует вас больше, чем своя собственная – есть над чем задуматься.
Социально приемлемых вариантов поведения в обществе не так уж много. А потому – либо ты в обойме и живешь «как все приличные люди», либо – извини, дружок, но ты маленько не в себе. Почему у нас не допускается ни малейших отхождений от общепринятого стандарта – вопрос отдельный. Зато для тех, кто сильно или «чуть-чуть» не соответствует, есть утешительный приз. На сегодняшний день им предоставляется такое количество вариантов эскапистских занятий, что глаза разбегаются. Уйти можно куда угодно: хоть в науку, хоть в кулинарию. Создается впечатление, что для человека самая важная задача – выбрать подходящий вариант «эскейпа».
Когда речь заходит об эскапизме современной молодежи, сразу вспоминают о компьютерных играх и виртуальном общении. Отрицать, что именно Интернет стал той почвой, на которой эскапизм цветет пышным цветом, бессмысленно. Это действительно так, и в первую очередь потому, что уйти отшельником в лес трудно, а уйти в какую-нибудь SecondLife – легко. Изменить общество и страну, в которых живешь, можно, но это трудно, опасно, требует сил и времени – на это могут уйти годы, и это совершенно необязательно закончится успехом. А главное, запасной жизни не предвидится – есть только одна. Куда легче создавать собственные цивилизации на экране монитора.
Как уже было сказано, существует множество форм бегства от действительности. И хотя с появлением Интернета они пережили серьезное обновление, сами по себе они не новы. Так, и в прошлом, и сегодня, несмотря на прогнозы о том, что человечество с появлением компьютеров перестанет читать книги, одной из таких форм является чтение.
Книги издавна были тем волшебным средством, которое открывало двери в иные миры. Хотя миры эти чаще всего созданы конкретным автором, каждый читатель видит их по-своему. Всем известны выражения, которыми читатели описывают опыт по-настоящему интересного чтения – «окунулся в книгу с головой», «читал запоем, забыв обо всем» и так далее. Такое «погружение» в книгу некоторые исследователи называют иммерсией (от английского immersion – погружение). Погружение-иммерсия означает вход в особый вымышленный мир, автономный и являющийся особой непротиворечивой и самозамкнутой системой, в которую читатель или зритель может войти как сопереживающий наблюдатель – ведь изменить сюжетную линию или поведение героев он не может. Существуют и весьма интересные «иммерсивные парадоксы», давно привлекающие внимание философов и психологов. Во-первых, каким образом читателям удается вновь ощутить интерес и психологическое напряжение при чтении какого-либо текста не первый раз (ведь им уже известен сюжет и финал произведения), и, во-вторых, каким образом судьба литературных персонажей способна вызывать у читателя эмоциональный отклик с такими, напр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *