Доктор Моррис

Иммунитет ребенка

Вопросы и ответы

Что такое инфекционная болезнь?

инфекционные болезни вызывают вирусы и бактерии, выделяемые ими токсины, простейшие организмы и болезнетворные грибы. Инфекционные болезни передаются от человека человеку по воздуху, через кровь, руки и предметы, иногда через пищу, питье или почву, а также половым путем. Их могут переносить клещи, комары, блохи, вши и более крупные животные. Заболевание зависит от многих факторов: состояния здоровья человека, способ и длительность контакта с возбудителем, наличие иммунитета. Защиту от многих инфекционных болезней обеспечивает вакцинация.

Как иммунная система защищает от инфекции?

Для победы над инфекционным заболеванием иммунная система должна сначала распознать возбудителя болезни. Этим занимаются белые кровяные тельца (лейкоциты), и они же начинают производить соответствующие вирусу или бактерии антитела. Антитела выполняют две задачи:

  • атакуют возбудителя болезни с целью его уничтожения и победы над инфекцией;
  • защищают человека от этой болезни в дальнейшем.

Антитела начинают вырабатываться не сразу, как только человек заразился, на это обычно уходит 2–3 недели. При следующей встрече с тем же возбудителем болезни иммунная система уже готова к его обезвреживанию и реагирует быстрее. В этом случае инфекционная болезнь не возникает или протекает в легкой форме, то есть человек получает иммунитет против этой болезни.

Если я переболел(а), иммунитет сохраняется на всю жизнь?

В случае некоторых болезней перенести означает получить длительный или даже пожизненный иммунитет. В таком случае человек этой болезнью больше не заболевает.

Однако иммунитет против многих инфекционных болезней надолго не сохраняется. Для этого есть несколько причин. Во-первых, возбудитель болезни может изменить свое строение таким образом, что иммунная система перестает его распознавать. Во-вторых, «память» организма о борьбе иммунной системы с возбудителем болезни может быть непродолжительной, и со временем иммунитет утрачивается.

Каким образом вакцины защищают от инфекционных болезней?

Вакцинация – это близкий к естественному способ формирования иммунитета. Вакцина содержит частицы вызывающих болезнь вирусов или бактерий, по которым иммунная система их опознает. Сама по себе болезнь в этом случае не формируется. Таким образом, в результате вакцинации вырабатывается такой же иммунитет, как в случае перенесенной болезни, только без риска и страданий.

Если вакцинированный против болезни человек заразился, его иммунная система сразу готова защитить организм. Возбудители болезни уничтожаются до того, как успеют размножиться в организме. В результате останавливается и дальнейшее распространение инфекции. Однако этот щит работает только в том случае, когда вакцинировано достаточное количество людей. Параллельно с сокращением числа вакцинированных жителей во многих странах Европы снова возникли вспышки болезней. Выразительным примером этого служит корь.

Зачем нужна вакцинация?

Предотвратить болезнь всегда лучше и проще, чем перенести ее. Вакцинация – очень эффективный и безопасный способ защиты как детей, так и взрослых от серьезных последствий инфекции.

Вакцинация помогает остановить распространение болезней и особенно нужна тем, кого по каким-либо причинам нельзя вакцинировать.

Воздействие вакцинации на распространение инфекционных болезней в Эстонии можно увидеть в следующей инфографике. (viide sektsioonile «Vaktsiinide ajalooline mõju») Как мы видим, годы эффективной работы по вакцинации привели к тому, что некоторые опасные болезни в Эстонии практически исчезли. К сожалению, этому сопутствует ложное ощущение безопасности, как будто ничего больше делать не нужно. Однако факт заключается в том, что инфекционные болезни так же опасны, как и раньше, и при возникновении шанса они приводят ко многим весьма неприятным последствиям.

Почему вакцинируют начиная с младенчества?

Потому, что многие болезни протекают особенно тяжело именно у младенцев. Например, более половины случаев тяжелого заболевания, вызываемого гемофильной палочкой типа В, наблюдаются у детей в возрасте до года, и коклюш тоже наиболее опасен именно для самых маленьких. Последствием заражения гепатитом В младенцев и маленьких детей с большой вероятностью становится хроническое воспаление и цирроз печени.

Почему против некоторых болезней нужна повторная вакцинация?

Повторная вакцинация нужна для уверенности в формировании и сохранении надежного иммунитета. Количество доз вакцины и частота вакцинации, необходимые для образования и сохранения иммунитета, установлены клиническими исследованиями.

Иммунитет образуется сразу после вакцинации?

Как правило, после введения вакцины требуется две-три недели для формирования иммунитета. В некоторых случаях иммунная память нуждается в «напоминании» в виде повторной вакцинации. После этого организм готов встретить возбудителя болезни.

Почему вакцинированные люди иногда все-таки заболевают?

Вакцины, как и другие лекарства, эффективны не на 100%. Это означает, что у немногих вакцинированных людей не образуется достаточное количество защитных клеток, и они остаются в зоне риска. Возможность заболеть повышается при плохом состоянии здоровья, например, при наличии заболевания, сопровождающегося иммунодефицитом.

В то же время следует учитывать, что не все вакцины обеспечивают пожизненную защиту.

Какие вакцины существуют?

Существует несколько типов вакцин:

  • Живые вакцины содержат ослабленные, но живые микроорганизмы, которые не способны вызвать болезнь, но дают иммунной системе достаточно информации для выработки защитных клеток. Живыми являются, например, вакцины против кори, свинки и краснухи.
  • Инактивированные, или убитые вакцины содержат обезвреженного возбудителя болезни, который также дает иммунной системе достаточно информации для выработки нужных защитных клеток. Инактивированные вакцины применяются, например, для формирования иммунитета против полиомиелита.
  • Компонентные вакцины содержат единичные точно отобранные антигены, необходимые для формирования надежного иммунитета. Компонентной является, например, ацеллюлярная, то есть бесклеточная вакцина против коклюша, которая содержит три антигена; вакцина против гемофильной палочки типа В, содержащая два разных антигена; вакцина против гепатита В, содержащая один антиген. Вакцины против дифтерии и столбняка также содержат по одному антигену.

Что содержится в вакцинах?

Помимо частиц возбудителей болезней, то есть антигенов, вакцины содержат очень малые количества вспомогательных веществ, необходимых для повышения их эффективности и безопасности. Токсическое действие у столь малых количеств веществ отсутствует. Полный перечень вспомогательных веществ, содержащихся в вакцинах, можно найти в листке-вкладыше препарата.

Насколько вакцины эффективны?

Эффективность вакцин оценивается на основании следующего:

  • количество вакцинированных людей, у которых образовались необходимые для иммунитета антитела;
  • количество людей, у которых вакцинация предотвратила заболевание.

Вакцины очень эффективны – благодаря им существенно сократилась заболеваемость (viide sektsioonile «Vaktsiinide ajalooline mõju») определенными болезнями либо вовсе исчезла. Большинство вакцин, вводимых детям, образуют иммунитет у 90–99% пациентов. Если вакцинированный ребенок все же заражается, он переносит болезнь в легкой форме.

Безопасны ли вакцины?

О безопасности вакцин можно прочитать в соответствующей рубрике.

Правда ли, что вакцинация вызывает заболевание?

Вакцины не вызывают заболевания инфекционными болезнями, поскольку содержат только неживых или ослабленных возбудителей болезни или их частицы, которые неспособны породить инфекционную болезнь.

Насколько известно, вакцины не влияют и на заболевание другими болезнями. Разумеется, иногда вакцинация совпадает с появлением каких-либо проблем со здоровьем.

В Эстонии за год рождается около 14 000 детей. Следовательно, вероятность того, что возникновение каких-либо проблем со здоровьем совпадет по времени с вакцинацией, довольно значительна. Вакцины и их воздействие очень масштабно и основательно исследованы, и на данный момент нет доказательств связи между вакцинацией и аутизмом, сахарным диабетом, внезапной смертью младенцев, астмой, атопическим дерматитом и многими другими болезнями и нарушениями здоровья.

Правда ли, что вакцинация ослабляет или повреждает иммунную систему?

Вакцинация укрепляет иммунную систему и повышает ее готовность к защите организма при встрече с конкретным возбудителем болезни. Впоследствии иммунная система работает так же, как раньше.

Может ли вакцинация перегрузить иммунную систему?

Вакцинация оказывает посильную нагрузку на иммунную систему. В современных комплексных вакцинах намного меньше компонентов, чем в вызывающих болезнь микроорганизмах. Например, комплексная вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, гемофильной палочки и полиомиелита менее 25 компонентов, включая антигены, а в бактерии, вызывающей коклюш – приблизительно 3000 антигенов.

Иммунная система человека, в том числе новорожденного или младенца, достаточно сильна, чтобы получить пользу от вакцин. Ребенок уже при рождении и после соприкасается со множеством микроорганизмов, и его иммунная система обеспечивает защиту. Антигены вакцин – капля в море прочих антигенов.

Может ли вакцинация во время беременности нанести вред плоду?

Вакцинация беременных нужна, поскольку инфекционные болезни угрожают и будущим матерям. Она дает уверенность в защите даже еще не рожденного ребенка. Беременных вакцинируют только инактивированными вакцинами, то есть не содержащими живых микроорганизмов.

В каких случаях не вакцинируют?

Противопоказаний для вакцинации немного. Если известно, что человек сверхчувствителен к какой-либо вакцине или ее компоненту, эту вакцину не вводят. Во время беременности и в случае серьезного иммунодефицита противопоказаны живые вакцины.

Если человек болен с высокой температурой или без температуры, но болезнь протекает тяжело, вакцинация откладывается до его выздоровления. Легкое заболевание (например, насморк) не является противопоказанием против вакцинации.

Есть ли у вакцин побочные эффекты и какие?

Подобно другим препаратам, вакцинам могут сопутствовать побочные эффекты. Однако они, как правило, довольно легкие.

Врачи знают эти побочные эффекты, причины и время их возникновения, и могут проинструктировать, как поступать. Информацию о потенциальных побочных эффектах вакцин можно найти на сайте Департамента лекарственных средств.

Что делать, если после вакцинации возникает расстройство здоровья?

Внимательно следите за здоровьем (своим или ребенка) в течение суток после вакцинации. При необходимости свяжитесь с семейным врачом или позвоните по номеру консультаций семейных врачей 1220. Если требуется срочная медицинская помощь, позвоните по номеру экстренной помощи 112.

Против каких болезней можно вакцинироваться?

В Эстонии в рамках программы иммунизации вакцинируют против туберкулеза, вирусного гепатита В, ротавирусной инфекции, против вируса папилломы человека (ВПЧ), дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, гемофильной палочки типа В, кори, свинки и краснухи.

Есть эффективные вакцины против вирусного гепатита А, гриппа, пневмококковой инфекции, клещевого энцефалита, холеры, ветряной оспы, опоясывающего лишая, бешенства и менингококковой инфекции.

Отправляясь в определенные регионы мира, важно и иногда обязательно пройти вакцинацию от инфекционных болезней, связанных с путешествием, таких как японский энцефалит, брюшной тиф или желтая лихорадка.

Можно ли одновременно вводить несколько вакцин?

Как правило, разные вакцины можно вводить одновременно. Для иммунной системы человека это всегда вполне посильно.

Почему важно соблюдать сроки вакцинации по программе иммунизации?

Цель вакцинации – предотвращение инфекционных болезней. Следовательно, ее нужно пройти до контакта с возбудителем болезни. Именно поэтому вакцинация начинается уже в детстве.

Помимо риска заболевания, игнорирование программы вакцинации может означать то, что прививки придется оплачивать самостоятельно (в случае вакцин, входящих в программу иммунизации, и своевременной прививки расходы несет государство).

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Главной клеткой иммунной системы является лимфоцит. Кроме того, в обеспечении иммунного ответа участвуют также тканевые макрофаги, нейтрофилы, естественные киллеры (ЕК). Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы. Выделяют врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет обеспечивается факторами естественной резистентности. Некоторые механизмы борьбы с инфекцией являются врожденными, то есть присутствуют в организме до встречи с любым инфекционным аген­том и их активность не зависит от предыдущей встречи с микроорганизмами. Основным внешним защитным барьером, предотвращающим проникновение микроорганизмов в организм человека, являются кожа и слизистые оболочки. Защитные свойства кожи – это прежде всего ее непроницаемость (физический барьер) и на­личие на поверхности ингибиторов микроорганизмов (молочная кислота и жирные кислоты в поте и секрете сальных желез, низкий pH на поверхности). Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития.

Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет.

Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Имму­нитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В то же время собственная им­мунная система находится в состоянии супрессии. Система фагоцитоза не развита. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–пато­ген­ной, гноеродной, грамот­рицательной флоре. Харак­тер­на склонность к генерализации микробно–воспали­тель­ных процессов, к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ре­бен­ка к вирусным инфекциям, против которых он не за­щи­щен материнскими антителами. Примерно на 5–е сут­ки жизни осуществляется первый перекрест в фор­муле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.

Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первич­ный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного от­вета наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG. Недостаточность системы местного иммунитета про­является повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам пара­гриппа, аденовирусам (высокая подверженность воспалительным процессам органов дыхания, кишечным инфекциям). Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебюти­руют многие наследственные болез­ни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.

Третий критический период. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни (гломерулонефрит, васкулиты и др.). Дети склонны к повторным вирусным и микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–ор­ганов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов (атопический, лимфатический, аутоаллергический). Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.

Четвертый критический период отличается тем, что средняя концентрация IgG и IgM в крови соответствует уровню взрослых, однако уровень IgA в крови еще не достигает окончательных значений. Содержание IgE в плазме крови отличается макси­мальным уровнем в сравнении с другими возрастными периодами, что отчасти обусловлено довольно частыми в это период паразитарными инфекциями – лямблиозом, гельминто­зами. При этом уровень сывороточного IgА остается ниже нормы. Это нередко рассматривается как фактор риска формирования многих хронических заболеваний полигенной при­роды. Может нарастать аллергическая патология.

Пятый критический период происходит на фоне бурной гормональной перестройки (приходится на 12–13 лет у девочек и 14–15 лет – у мальчиков). На фоне повышения секреции половых стероидов уменьшается объем лимфоидных органов. Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. Нарастает воздействие экзогенных факторов (куре­ние, ксенобиотики и др.) на иммунную систему. Повышается чувствительность к микобактериям. После некоторого спада отмечается подъем частоты хронических воспалитель­ных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальная астма и др.) у многих детей временно ослабевает, но они могут рецидивировать в молодом возрасте.

Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание, дефицит потребле­ния микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е, Д, β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хрони­ческих болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, воздействие экопатологических факторов, нарушение состава кишечной микро­флоры. Известно, что недостаточное потребление белка и энергии снижает синтез антител. Дефицит в рационе по­линенасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–ка­ротина, цинка со­провождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода снижает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную активность и жизнедеятельность иммунокомпетентных клеток. Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Прио­ри­тетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям. Описанные проявления иммунодефицита у детей первых лет жизни обычно оцениваются как «физиологические», т.е. не выходящие за пределы возрастных норм. Однако обусловленная этими возрастными иммунологическими дефектами повышенная чувствительность к инфекциям заставляет искать пути иммунокоррекции. Многократно доказано иммунокорректирующее действие сбалансированного питания ребенка, мер по закаливанию организма, дозированной физической нагрузки. Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела — секреторные иммуноглобулины A и G. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских антител, ранее поступивших через плаценту. Повышение резервов иммунной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием. Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. Один из компонентов грудного молока — лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя транскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка.

Ведущая роль в патогенезе частых респираторных заболеваний, очевидно, принадлежит задержке созревания иммунной системы, различным дефектам ее функционального состояния , поэтому обоснован поиск эффективных дифференцированных методов иммунореабилитации.

Основу восстановительного лечения пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниями, должны составлять немедикаментозные методы. К ним относятся лечебно-охранительный режим, рациональная диета, лечебная физкультура (дыхательные упражнения, гимнастика, дозированная ходьба с максимальным пребыванием на свежем воздухе), массаж, закаливание, физиотерапия с использованием природных (гелио-, аэро-, бальнеотерапия, грязелечение и т.д.) и преформированных (ингаляции, в том числе гало-, лазеро-, свето-, магнитотерапия, электролечение) средств. Для эффективной реабилитации особое внимание необходимо уделять образовательным программам для пациентов, поскольку образование способствует выработке у них осознанного отношения к назначаемому лечению.
Медикаментозное лечение, осуществляемое в комплексе оздоровительных мероприятий, должно основываться на необходимом минимуме и определяться видом нозологии. Современные особенности течения респираторных заболеваний и новые данные об иммунной системе делают особенно актуальной проблему выбора эффективных иммунокорригирующих препаратов, спектр которых довольно широк:
• иммунокорректоры естественного происхождения (вакцины, эндотоксины, нуклеиновые кислоты, интерфероны, интерфероногены, препараты тимуса и др.);
• синтетические препараты (полиоксидоний, ликопид, иммунофан, бендазол и др.).
Большинство иммунокорригирующих препаратов (стимуляторов, модуляторов) селективно воздействуют на разные звенья иммунной системы, поэтому их назначение требует строгого учета показаний и противопоказаний, динамического клинического и иммунологического контроля, а повторные курсы иммунокорректоров обычно проводят не чаще чем 1–2 раза в год.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) являются серьезной проблемой здравоохранения из-за их широкой распространенности как у детей, так и у взрослых. ОРЗ составляют около 90% всей инфекционной патологии детского возраста, это самые частые заболевания в амбулаторной практике: более 80% всех вызовов врачей на дом обусловлены ОРЗ. Наиболее высокий уровень заболеваемости респираторными инфекциями отмечается у детей дошкольного возраста, посещающих организованные коллективы. Высокая частота инфекций дыхательной системы у детей обусловлена особенностями созревания иммунной системы ребенка, высокой контагиозностью вирусных инфекций, нестойким иммунитетом к ряду возбудителей (вирусы РС, парагриппа), разнообразием серо- и биотипов пневмотропных бактерий (пневмококков, стафилококков, гемофильной палочки). ОРЗ у детей в настоящее время представляют не только медицинскую, но и социально-экономическую проблему .
Острые респираторные инфекции – группа полиэтиологичных заболеваний. Основными возбудителями ОРЗ являются вирусы, тропные к эпителию дыхательных путей и способствующие их вторичной колонизации бактериями. Вирусные инфекции повреждают эпителий дыхательных путей и вызывают воспаление слизистой оболочки. Для воспаления респираторного тракта характерно повышение продукции вязкой слизи, что проявляется насморком и малопродуктивным кашлем. Вязкий секрет способствует прилипанию (адгезии) возбудителей респираторных инфекций на слизистых оболочках респираторного тракта, что создает благоприятные условия для развития бактериальной суперинфекции. В свою очередь микроорганизмы и их токсины ухудшают движение ресничек эпителия, нарушают дренажные функции бронхиального дерева, снижают бактерицидные свойства бронхиального секрета и местную иммунологическую защиту дыхательных путей с высоким риском развития затяжного и хронического течения воспалительного процесса. Поврежденный эпителий бронхов имеет повышенную чувствительность рецепторов к внешним воздействиям, что значительно повышает вероятность развития бронхоспазма и бактериальной суперинфекции .
Основными бактериальными возбудителями ОРЗ являются пневмотропные микроорганизмы, в том числе пневмококк и другие грамположительные кокки, палочка гемофилюс инфлюэнца, моракселла катаралис, атипичные возбудители (микоплазма, хламидофила пневмонии) и др. Считают, что первичная вирусная инфекция часто приводит к активации эндогенной условно-патогенной флоры. Причина более легкой трансформации этой микрофлоры в патогенную у ряда детей связана с индивидуальными особенностями иммунного ответа, нарушением барьерной функции респираторного тракта, снижением местного иммунитета, а также с суперинфицированием бактериальными агентами. Присоединение бактериальной инфекции приводит к нарастанию тяжести заболевания и может быть основной причиной неблагоприятного исхода. Характер клинической картины ОРЗ во многом обусловлен патогенными свойствами возбудителя. Однако известно, что чем моложе ребенок, тем меньше специфических признаков имеет заболевание.
Таким образом, при респираторной инфекции практически всегда развивается симптомокомплекс, обусловленный поражением слизистой оболочки дыхательных путей на разных ее уровнях (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит).
В современных условиях дети подвергаются воздействию вышеперечисленных факторов риска нарушений работы иммунной системы. Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляю­щими программ сохранения и восстановления здоровья.

Иммунная система играет крайне важную роль в жизнедеятельности человека. Она представляет собой комплекс органов и клеток, направленный на выполнение иммунологической функции, т.е. на защиту организма от генетически чужеродных веществ, поступающих извне или образующихся в самом организме. Такими веществами-агентами могут оказаться болезнетворные микроорганизмы, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Органы иммунной системы вырабатывают специальные клетки (лимфоциты, плазмоциты), биологически активные вещества (антитела), которые распознают и уничтожают, нейтрализуют проникшие в организм или образовавшиеся в нем клетки и другие чужеродные вещества (антигены).
К органам иммунной системы относятся костный мозг, в котором лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной тканью, тимус, миндалины, селезенка, лимфоидные узлы в стенках полых внутренних органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата. Костный мозг и тимус являются центральными органами иммунной системы, поскольку в них из стволовых клеток костного мозга образуются лимфоциты. Многочисленные лимфатические узлы лежат на путях следования лимфы от органов и тканей в венозную систему. Чужеродные вещества в виде частиц погибших клеток вместе с тканевой жидкостью попадают в ток лимфы, задерживаются и обезвреживаются в лимфатических узлах. Этот процесс называется иммунным ответом. После уничтожения антигена иммунный ответ прекращается. Но он не проходит для организма бесследно. Часть лимфоцитов содержат в себе своеобразную «иммунную память». Эти лимфоциты не участвуют в устранении антигенов, но отличаются большой продолжительностью жизни и очень быстро активизируются при повторном поступлении в организм того же антигена. На наличии иммунной памяти основано состояние иммунитета.
Организм вырабатывает тысячи разновидностей клеток, способных противостоять разным видам чужеродных веществ, адаптироваться к их мутациям и изменениям состава. Каждая разновидность — узкоспециализированна, т.е. отвечает за ликвидацию только конкретных видов антигенов. Все формы иммунного ответа можно разделить на приобретённые и врождённые реакции. Основное различие между ними в том, что приобретённый иммунитет высокоспецифичен по отношению к конкретному типу антигенов. К некоторым видам болезней (ветрянка, корь, дифтерия) у перенёсших часто возникает пожизненный иммунитет.
Нарушения деятельности иммунной системы ведёт к повышению чувствительности к болезням, увеличению рецидивов возникновения и тяжести протекания того или иного заболевания. Для более эффективной работы иммунную систему необходимо постоянно держать в «боевой готовности». Этому способствует соблюдение нескольких рекомендаций.
Прежде всего, необходимо придерживать правильного питания. Организм должен в достаточных количествах получать те или иные витамины (А, С) и питательные вещества. Помогают в укреплении иммунитета чеснок, солодка, фрукты, некоторые настои трав.
Другой важный элемент — ведение здорового образа жизни. Все виды физических упражнений: при разумной нагрузке бег, плавание, гимнастика, занятия на тренажёрах, пешие прогулки, закаливающие процедуры самым благотворным образом сказываются на работе иммунной системы.
Пагубное воздействие на иммунитет оказывает стресс. Постоянное нахождение в состоянии стресса ведёт к крайне негативным последствиям. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций или относиться к ним более спокойно.
Важно помнить, что укрепление иммунитета нельзя проводить бесконтрольно, его следует не только повышать, но и корректировать в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Если вы подвержены простудным или иным вирусным инфекциям, течение болезни носит затяжной характер и ведёт к осложнениям, необходимо обратиться к врачу-иммунологу.
Опытные специалисты «СМ-Клиника» помогут определить причины снижения иммунитета, дадут профессиональные рекомендации и подберут индивидуальные программы по эффективному решению проблем, связанных с нарушением функций столь важной для человека иммунной системы.
Узнать подробности и записаться на консультацию специалиста вы можете по телефону +7 (495) 292-39-72

На здоровье детей влияют не только гены папы и мамы, но и множество факторов внешней среды, в том числе образ жизни родителей до зачатия. Ученые все больше разбираются в том, каким образом передается это влияние.

Жизненную программу, записанную в геноме, которая определяет внешность, характер, здоровье и т.д., ребенок получает от мамы и папы, когда их половые клетки сливаются при зачатии. Но кроме генетической программы на будущего человека влияет еще масса разных вещей, происходящих с родителями, причем как после зачатия, так и до него.

Специалисты Исследовательского института Робинсона и Школы педиатрии и репродуктивного здоровья Университета Аделаиды проанализировали все, что науке на сегодня известно о наследственности, и опубликовали свои выводы в последнем выпуске журнала Science. «Только в последние лет десять научное сообщество стало серьезно обсуждать эти проблемы, и только в последние пять лет мы начали понимать механизмы того, что происходит», — замечает Сара Робертсон, профессор Университета Аделаиды в Австралии.

Некоторые факты уже стали общеизвестными, например то, что будущей маме нельзя курить и выпивать.

О том, что и папе тоже нельзя, причем за несколько месяцев до зачатия, задумываются немногие.

С позиции врача «Газете.Ru» рассказывал об этом акушер-гинеколог Георгий Местергази. О том, как это объясняет наука, пойдет речь дальше. А есть и совсем удивительные факты, например то, что на здоровье ребенка влияет питание не только будущей матери, но и будущего отца, так же как и его склонность к ожирению.

«Люди обычно думают, что все это не имеет значения, так как с зачатием начинается новая жизнь, — говорит Сара Робертсон. — Но на самом деле мы награждаем будущего ребенка всем грузом своего собственного жизненного опыта.

Такие факторы, как возраст родителей, характер питания, ожирение, курение, и многое другие, — все они посылают сигналы, влияющие на здоровье ребенка.

Они могут повысить риск диабета и других метаболических, сердечно-сосудистых заболеваний, иммунологических или неврологических нарушений».

Причем роль отца в этом не меньше, а зачастую больше, чем роль матери.

Сначала ученые описывают все факторы, которые влияют на будущего человека в момент зачатия и сразу после него.

Яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом в полости фаллопиевой трубы и, в то время как зигота начинает делиться, продвигается по трубе, направляясь в матку. В слизистую оболочку матки она внедряется через несколько дней на стадии бластоцисты (это шарик, состоящий из клеток, числом от 30 до 200). А пока делящаяся яйцеклетка проходит по фаллопиевой трубе, она окружена жидкостью. На состав этой жидкости влияют разные факторы — питание женщины, особенности метаболизма, какие-то воспалительные процессы. Уже на этой стадии они действуют на работу генов в первых клетках и могут ускорять или замедлять скорость деления. А нередко на этой стадии яйцеклетка из-за серьезных генетических патологий отбраковывается, беременность не наступает, и женщина даже не знает о том, что имело место оплодотворение.

Очень сильно влияет на раннее развитие эмбриона питание будущей мамы.

Снижение белкового питания в первые три дня развития замедляет размножение клеток и дифференциацию их в так называемые зародышевые листки, из которых в дальнейшем закладываются разные ткани и органы.

После внедрения бластоцисты в матку питание влияет на развитие плаценты, которая связывает эмбрион с организмом матери.

Воспалительные заболевания также накладывают отпечаток на развитие эмбриона. В эксперименте ученые показали, что мыши с бактериальным липополисахаридом рождали детенышей с избыточным весом и нарушением исследовательского поведения.

Отцовский вклад в условия оплодотворения тоже присутствует. Ученые объясняют, что на развитие эмбриона влияет состав семенной жидкости. Она содержит множество веществ — цитокинов, — в том числе факторы роста, стимулирующие деление клеток. А воспалительные заболевания и инфекции негативно сказываются на ее составе.

Более ранний опыт родителей передается потомству, потому что влияет на созревание их половых клеток. Причем между яйцеклетками и сперматозоидами есть принципиальная разница. Все яйцеклетки в полном количестве имеются уже тогда, когда девочка появляется на свет. С началом полового созревания в каждом менструальном цикле они только дозревают, проходя последнее деление мейоза. В отличие от них сперматозоиды образуются в течение всей жизни.

Чем старше становится мужчина, тем через большее число делений проходят его сперматозоиды, а значит, в них увеличивается число ошибок — мутаций.

В этом причина того, как писала «Газета.Ru», что возраст отца увеличивает количество мутаций, которые он передает потомству. В 20 лет это 25 мутаций, а в 40 лет — уже 65. Возраст матери такой роли не играет.

Все это касается самих генов, записанной в них наследственной информации. Но в ДНК возникают не только такие изменения, которые затрагивают ее нуклеотидную последовательность. Есть химические изменения внешние, не меняющие строение молекулы, они называются эпигенетическими. Чаще всего это метилирование — присоединение метильных групп CН3 к азотистому основанию цитозину. Метилирование — важнейший инструмент, регулирующий активность генов, потому что, если метильных групп много, они не дают гену работать в полную силу, снижают его экспрессию.

И это тот механизм, по которому внешняя среда влияет на работу генов. Степень метилирования изменяется под влиянием питания, стрессов, различного индивидуального опыта, и часть этих изменений может передаваться потомству.

При образовании половых клеток ДНК тоже метилируется. Правда, перед самим оплодотворением большая часть эпигенетических маркеров стирается. Но не все, некоторые остаются и через половые клетки передаются в зиготу и развивающийся эмбрион.

Эпигенетика объясняет многие совершенно удивительные вещи, такие как память поколений: на мышах было показано, что травмирующие события передавались таким образом не только детям, но и внукам. Ну и более приземленные факты, например влияние питания отцов на здоровье детей.

Известно, что избыточный вес отца (больше, чем избыточный вес матери) может привести к нарушению нормального метаболизма у ребенка. Курение, алкоголь, наркотики — все это накладывает эпигенетический отпечаток на сперматозоиды во время из созревания.

Плохое питание отцов, с пониженным содержанием белка, также может повлиять на детей не лучшим образом. А в исследовании, о котором писала «Газета.Ru», было показано, что недостаток фолиевой кислоты в рационе будущих отцов может стать причиной врожденных дефектов у потомства из-за нарушения метилирования.

Что касается яйцеклеток, то большая часть их влияния на эмбрион передается через митохондрии. Это органеллы, в которых происходят энергетические процессы для жизнедеятельности клетки. Развитие эмбриона — это энергетически затратный процесс. А митохондрии эмбрион получает именно от яйцеклетки, по женской линии, так как от яйцеклетки в зиготу переходит вся цитоплазма — клеточное содержимое (в сперматозоиде содержится только ядро и хвост, цитоплазмы он практически лишен). Во-первых, эмбрион получает митохондриальную ДНК, в которой могут быть мутации (и уже разработан способ избавления от передающихся с ними заболеваний). Во-вторых, на митохондрии влияет питание, курение и ожирение матерей, это может изменять их расположение и активность.

На мышах убедительно показано, что при ожирении и диабете митохондрии неправильно влияют на развивающийся эмбрион.

Так что на здоровье потомства, к сожалению, влияет все. И с высоты полученных знаний ученые настоятельно советуют будущим родителям перед тем, как планировать беременность, изменить свой образ жизни на более здоровый. Даже небольшие изменения в правильную сторону будут иметь долговременный положительный эффект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *