Доктор Моррис

Фасцинация в психологии

Фасцинация. Нужно знать.

Вечером 30 октября 1938 года, накануне «Дня всех святых», когда большинство американцев отмечают «Хэллоуин», произошло событие, которое надолго осталось в памяти жителей восточного побережья США и Канады. В этот вечер в эфире прозвучала радиопостановка по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров». Чем же она оказалась примечательна? Тем, что за счёт таланта её режиссёра Орсона Уэллса и актёров, читающих текст, постановка вызвала панику у 1,2 миллиона человек.
Почему это стало возможно? Сталкивалось ли человечество с подобными явлениями раньше? В середине 20 века учёный Ю.В. Кнорозов выдвинул гипотезу о существовании в коммуникации процессов, не сводимых к информации, сопрягающихся с информацией для оптимизации передачи сообщений, но способных существовать и существующих без информации, явление получило название – фасцинация. Фасцинация — — очарование, ослепление, обаяние, прелесть, зачаровывание, сглаз.
Общение первобытных людей и древних цивилизаций пронизывают многочисленные сигналы-фасцины во всех сферах отношений: от бытовых и межполовых до государственно-политических. В речевом обиходе древних римлян имели широкое хождение слова fascino (зачаровывать, околдовывать; портить глазом, наговором, сглазить) и fascinum (колдовство, чары; дурной глаз). Известный амулет в форме фаллоса также восходит к древним римлянам и их божеству плодородия Приапу, другое имя которого – Фасцинус.
Самый близкий всем и самый доказательный пример существования фасцинации — живая человеческая речь. Одно дело, монотонное бормотание и совсем другое, выразительная, эмоцианальная речь, с помощью которой можно подтолкнуть слушателей к различным действиям, зачастую совершенно не согласующимися с желаниями самих слушателей. Примером тому служат призывы всяческих вождей и политических болтунов. Человек критически настроенный не может понять, как можно следовать таким призывам, но многие попадают под воздействие.
Известно, что талант оратора ценился в Древней Греции и Древнем Риме наряду с талантом полководца. Оратор мог силой своего слова вершить судьбы империи.
Но ограничивается ли фасцинация только вербальным (словесным) воздействием? Нет, это не так. Примеры визуальной фасцинации каждый может легко привести сам. Вас завораживало какое-нибудь зрелище? Значит, вы подвергались фасцинативному воздействию. Да-да, красивый закат и северное сияние, морская даль и звёздное небо, всё это примеры природной фасцинации. Конечно, люди издревле замечали эффект от воздействия такого рода и стали использовать его в своих, иногда совсем не благородных целях. Помните пышные одеяния вельмож, королей и понтификов? Это для завораживания толпы.
Фасцинация оказывает влияние на все органы чувств, все каналы получения информации человеком.
Эволюционная причина мощного действия фасцинации — структуры мозга, связанные с фасцинацией как оптимальным способом стимулирования нужного в острых ситуациях поведения. Причем эти структуры имеют возможность действовать помимо сознания, а если потребуется — отключить его. Так лишаются разума от любви, при виде сладостей, бутылки, игрового автомата. Под воздействием фасцинации сознание сужается, а восприятие обретает узкую направленность. Влюбленный думает только о предмете своего обожания, игрок о возможности выиграть, сладкоежка о пирожном. Механизмы этого явления мало изучены, предполагается, что в момент фасцинативного воздействия в мозге образуется своеобразный фильтр пропускающий на уровень осознанности определенную информацию и задерживающий другую. Современная наука не может объяснить феномен фасцинации, впрочем, как и многое другое. А с позиции мировоззрения триединства всё понятно. Информация, наделённая другой мерой, а, следовательно, и материей (энергией), по-другому влияет на человека.
Формулировки фасцинации встречающиеся в литературе, на мой взгляд, не отражают суть этого явления. Попробую дать своё определение. Фасцинация – это информация, за счёт определённой размеренности и энергетики, способная отключать антисуггестивные барьеры сознания и проникать прямо в подсознание. Под антисуггестивными барьерами учёные понимают критическое мышление, степень доверия, этику и мораль. Всё это, безусловно, присуще психике человека, однако у неё ещё есть и нравственность, причём нравственность как показная, так и реальная. И преодолеть реальную нравственность не под силу никакому воздействию. А вот критическое мышление, степень доверия и мораль, фасцинация действительно способна отключать.
Рассмотрим основные приёмы, при помощи которых отключаются барьеры сознания. Первый и наиболее распространённый – это ритм. На ум сразу приходит музыкальный ритм, и не зря приходит. На примере современной музыки прекрасно виден эффект фасцинирующего воздействия повторяющихся звуковых колебаний. Видя, что вытворяют молодые люди под эту «музыку», мне всегда на ум приходит образ бесовского шабаша, отчётливо ощущается присутствие какой-то недоброй воли, стоящей за происходящим. Но есть примеры и других ритмичных воздействий. В поэзии это чередование ударных и безударных слогов, повторение рифм, строфических форм. Для видеоряда ритм выражается в определённой последовательности смены ярких картин, запоминающихся кадров. При поиске аналогий ритма для тактильных ощущений сразу приходит на ум половой акт. Не потому ли ритмичная музыка вызывает сексуальное возбуждение у многих людей?
Далее следует отметить такой фасцинативный приём, как внесение неясности во что-либо. Именно, недомолвки, неопределённость, полутона заставляют работать воображение, снова и снова возвращая мысли к определённой информации, порождая своеобразную цикличность. Один из приёмов НЛП заключается в умении вызывать у собеседника именно такую зацикленность на нужном вопросе. Да и женщины прошлых веков знали толк в умении показать понравившемуся мужчине именно столько, сколько нужно для того, что бы заставить его воображение дорисовать всё остальное наилучшим возможным образом. Причём, показать не только тело, но и ум, знания, манеры, навыки.
Следующий способ удержать внимание – сбой ритма; ритма, против которого начинает вырабатываться антирезонансная защита, и переход на новый ритм. Это чётко прослеживается в стихах, в смене такта; да и фильм, сюжет в котором разворачивается по нескольким линиям интереснее однообразного.
Интереснейшим примером фасцинации служит шрифт. Машинописный вызывает одни ощущения, каллиграфический – другие. Для меня, текст написанный готическим шрифтом обладает особой притягательностью, его я прочту в первую очередь. Впрочем, это довольно специфический способ очаровывания, требующий сугубо индивидуального подхода.
Ещё один, весьма действенный, приём провести информацию прямо на безсознательные уровни психики – юмор. С его помощью в психику внедряются вещи (делаются приемлемыми и безобидными), которые в обычной обстановке были бы отторгнуты, или вызывали бы совершенно другие чувства. Слушая юмористов рассказывающих смешные истории о пьянках, пьяницах и их забавных приключениях, видя смеющиеся залы, я вспоминаю леденящие душу кадры криминальной хроники, истории о знакомых и, наконец, об индейцах Северной Америки, уничтоженных этим совсем не смешным алкоголем. Современному человеку, особенно немногочисленным оставшимся в живых ветеранах Второй мировой войны, вряд ли придет в голову смеяться над нацизмом и Адольфом Гитлером, считать его несерьезным, потешным неудачником. Посмотрите фильм «Великий диктатор» с гениальным Чарли Чаплиным и поймете, что думали народы США и Европы накануне мировой бойни о Гитлере.
Способов фасцинации, как и её примеров, великое множество, которые я не в силах описать. Да и не стоит этого делать. Проще понять общий механизм её действия. Фасцинативная составляющая информации (материальный носитель и мера) направлена на возбуждение эмоции, тогда как сама информация апеллирует к интеллекту.
Здесь немного хочется поразмышлять о роли эмоций в психике человека. Не раз и не два мне приходилось слышать в ответ на призыв успокоиться и унять эмоции фразу: «Мы не роботы, мы не можем без эмоций!» Когда же я утверждаю, что именно эмоции делают нас биороботами, встречаю искреннее недоумение. Попробую объяснить. Передавая на уровень сознания информацию в плотноупакованном виде, безсознательное инициирует, с помощью эмоции, процесс, мотивирующий и регулирующий поведение, мышление и восприятие индивида. Пуская этот процесс на самотёк, человек ставит свою деятельность в прямую зависимость от внешней информации. Эта мысль нашла отражение в афоризме: «Гнев – кратковременное безумие». Так что эмоции делают нас роботами, а не людьми. Понаблюдайте за собой в течении дня, проанализируйте своё поведение, разберите конкретную ситуацию, может быть, тогда вы поймёте, о чём речь. Когда я сам начал задумываться над такими вещами, стал разбирать своё поведение по отношению к своим детям – я ужаснулся; моя реакция на шалости и проступки была просто не адекватной, честно признаюсь, виной тому эмоции. Кто не владеет собой (своими эмоциями, мыслями, словами) тот не может быть Человеком.
Итак, что же может служить критерием в определении наличия фасцинативного воздействия? По-моему, если вас что-либо привлекает настолько, что вы желаете повторно испытать это воздействие (прослушать музыку, ощутить вкус, прикосновение, просмотреть видео и т. д.), то информация в нём несет в себе фасцинацию. Это не значит, что такое воздействие отрицательное, оно может быть как отрицательным, так и нейтральным, так и положительным. А вот определить отношение человека к нему может только его реальная нравственность. Именно система чётко определённых нравственных мерил стоит на страже психики, когда пасуют критическое мышление и степень доверия к источнику информации. Поэтому так важно воспитывать эту систему в себе и окружающих. И для этого не надо прилагать каких-то запредельных усилий. Начните с добрых дел. Не проходите мимо валяющейся бутылки хотя бы в своём дворе, помогите соседской старушке поднести сумку, попросите курящего подростка не делать этого. Наша оценка добрых дел субъективна. Кто знает, кажущееся нам мелочью, в будущем отразится большой пользой.
Итак, есть такое явление – фасцинация, Можно ли его использовать для достижения добрых целей? Есть такие способы воздействия, применение которых недопустимо — это ложь и подлость. Правда же не может служить злу. Если ваша цель не программировать психику людей, а пробить стену холодного отчуждения и равнодушия, чтобы пробудить в человеке способность к восприятию информации, то фасцинация будет служить добру.
Эквадор. Февраль 1949г. Сотни тысяч жителей страны, слушавшие радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров» по местному радио, обратились в панику и ринулись на битву с инопланетными захватчиками. После того, как выяснилось, что это всего лишь спектакль, разъяренная толпа устроила массовый погром, с которым не могла справиться даже национальная гвардия. В результате погибли 6 человек, сотни были ранены и попали в больницы в тяжелом состоянии.
Технология массовых внушений и программирования психики разработана, неоднократно испытана и повсеместно применяется в современном мире.
Фасцинация. Нужно знать.

3 + Спасибо

Фасцинация – это эффект, вызываемый специальным воздействием информации, отображается в поведении. Сам термин походит от английского fascination, что означает очарование, завораживание. Выходя из такого обозначения, этот эффект воздействия, определяет такое состояние, в котором человек, как будто становится очарованным, это трансовое состояние. Во время применения этого метода в психотерапии, у реципиента возникает гипнотическое состояние.

Фасцинация в психологии это эффект, достигаемый именно словесным воздействием, под влиянием которого теряется семантически значимая информация во время ее восприятия человеком, в результате повышается воздействие на поведение.

Данный эффект может проявляться во многих формах. Семантическим эффектом обладают слухи. От того, какая акустическая организация, интонированность, ритмическая организация информации, интенсивность воздействия будет меняться от минимального до максимального, например, монотонная речь и интонированная, декламирование и пение.

Первым, кто открыл существование явления фасцинации, был Н. Винер. Ученый выдвинул мнение, что семантически значимой информацией можно назвать ту, которая имеет непосредственное влияние на эффекторный аппарат системы, которая принимает воздействие. Другой ученый Ю. Кнорозов предполагал, что сигналы независимо от информации также могут нанести воздействие на фильтры принимающей сигнал системы, и снижать их эффективность, увеличивать количество семантически важной информации.

Семантическая фасцинация определяет поведение реципиентов, когда получаемая информация является для них жизненно важной. Так, в 1938 году, радиопостановка «Войны миров», вызвала фасцинацию у более миллиона человек, поскольку они поверили в спектакль, как в настоящий репортаж новостей, в Эквадоре подобная версия этой постановки привела к гибели людей.

Фасцинация это в психологии

Фасцинация в психологии это результат воздействия, зависимый от посторонних факторов (помех), на поведение человека, с помощью значимой для него информацией. Такие помехи способны возникать во время передачи информации, то есть в канале связи, или в самом мозгу. Если в мозгу, то перебои генерируются мозговыми механизмами, специально за это ответственными, которые выступают в качестве фильтров, ухудшающих качество информации по ее пути к принимающей системе.

Психологическая фасцинация примеры ее наиболее часто встречаются в психотерапии в использовании гипноза, когда пациент сосредотачивает взгляд на гипнотизирующем специальном предмете, например, блестящем шарике на цепочке.

Может быть, также фасцинация впечатлений от знакомства. Она создается в тот момент, когда происходит знакомство между людьми, обмен взглядами, и такие элементы, как доброжелательная улыбка, ласковый взгляд, ласкающий слух тембр, приятный тон стимулируют потерю качества вербальной информации и способствуют созданию хорошего впечатления.

Воздействие фасцинации происходит благодаря определенным структурам мозга, связанным с фасцинацией, которые оптимальным способом стимулируют поведение, особенно в острых экстремальных ситуациях. Эти структуры могут действовать также помимо сознания, или даже имеют возможность отключить его.

Фасцинация впечатлений может случиться, когда человек очень сильно перенимается созерцанием красоты природы или произведения искусства.

Фасцинация примеры, которые можно наблюдать в повседневной жизни. Люди сходят с ума от любви, от еды, алкоголя, игровых автоматов. Поскольку сознание сужается, восприятие становится тоже очень узким, широта внимания не может охватить сразу несколько стимулов, поэтому создается конкретная направленность на предмет. Влюбленный человек думает о своей половинке, у голодного перед глазами стоит еда, игрок думает о возможности выиграть.

Процесс фасцинации мало изучен, но существует теория, согласно которой во время самого фасцинативного воздействия в структурах мозга формируется своего рода фильтр, через который проходит информация, обладающая сильной энергетикой, она отключает антисуггестивные барьеры (доверие, мораль, этику, критическое мышление) вследствие чего, проникает на осознанный уровень и оттуда руководит человеком. Это только теория, на самом деле единственного мнения по поводу этого процесса нет, и никто не придумал возможности исследовать этот механизм.

Возможна психологическая фасцинация примеры, которую можно наблюдать все время – это человеческая речь. Она тоже может быть разной: монотонное бормотание, эмоциональная речь, выразительная, побуждающая. С помощью такой интонированной речи можно управлять сознанием людей, побуждать их к определенным действиям, направлять их поведение в нужном русле, когда сами люди имеют, совершено противоположные мысли и желания действовать. Таким методом, пользуются рекламщики, политики, актеры. Человек может уберечься от нежелательного воздействия, если будет критически настроенным, но когда работают профессионалы, даже это не помогает.

Наиболее распространенным приемом, с помощью которого выключаются сознательные барьеры, есть ритм. Современная музыка с повторяющимися звуковыми колебаниями есть отличным примером фасцинирующего воздействия. На музыкальных концертах фанаты становятся неуправляемыми, они погружаются в состояние транса, из которого им трудно выйти и по окончании концерта, они потом еще долго отстукивают ритм музыки. В поэзии также есть ритм – это чередование безударных и ударных слогов, повторение строфических форм, рифм. В видеоряде ритм отображается в последовательности ярких картинок, кадров, врезающихся в память.

Фасцинация может выражаться в таком приеме, как внесение неясности во что-то, имеются в виду: недомолвки, полутона, неопределенность, которая заставляет человека задуматься и порождает, таким образом, своеобразную цикличность. Такой прием используется в техниках НЛП. Не договорив чего-то, не завершив мысль, человек, таким образом, оставляет область для фантазирования других.

Так же, как и ритмичность, так и сбой ритма является приемом фасцинации. Ритм, против которого создается антирезонансная защита, переключение на другой ритм – хороший способ удержать внимание человека.

Очень действенным методом является юмор. Он проходит прямо на бессознательный уровень психики. С помощью юмора в психику вводятся такие вещи, которые в обыкновенной обстановке могут быть отторгнутыми или могут вызвать совсем другие чувства.

Метод фасцинации

Фасцинация составляет информацию, которая имеет двойное воздействие на человека. Сама суть информации апеллирует к интеллекту, тогда как ее носитель и сила направлены на возбуждение эмоциональной сферы. Поскольку люди делают поступки, в большинстве случаев под воздействием эмоциональных побуждений. Получается, что большая часть человеческой жизни будет находиться в прямой зависимости от поступающей информации, если пустить на самотек процесс, регулирующий с помощью эмоций поведение и восприятие человека. В каком-то смысле, люди становятся роботами. Поэтому очень часто они делают неадекватные поступки, про которые сначала не задумываются, но потом понимают, что могли действовать иначе и жалеют о своих поступках.

Фасцинация имеет очень сильное воздействие, если человек не будет развивать в себе критическое мышление, он будет гораздо больше восприимчив к фасцинации, чем может поставить под угрозу свою жизнедеятельность. Выше уже говорилось о способах воздействия фасцинации на человека. Но именно его применение в психотерапии имеет специфические особенности.

Метод фасцинации в психотерапии также называют методом Фариа. Ж. Фариа португальский психотерапевт, во время своего путешествия в Индии общался с факирами и позаимствовал у них этот метод, подкорректировал его и ввел в психотерапию.

Процесс фасцинации начинается с расположения психотерапевта и пациента, они должны находиться на расстоянии до полуметра, психотерапевт должен сидеть немного выше пациента, смотреть ему в глаза, не мигая. Одновременно психотерапевт хватает пациента за плечи, начинает медленно раскачивать его вперед-назад и смотреть прямо на переносицу. При этом психотерапевтом говорятся примерно такие слова: «Смотрите мне прямо в глаза. Ваши глаза становятся тяжелыми, они устают. Но вы их не закрываете. Веки тяжелеют, будто наливаются свинцом. Все тело становится тяжелым». Несколько секунд паузы. Если пациент начинает моргать во время паузы, психотерапевт должен проявить большую уверенность и твердость голоса: «Вы моргаете, а теперь ваши глаза закрываются, и вы засыпаете». Когда пациент закрыл глаза, психотерапевт кладет на них пальцы и продолжает: «Ваши веки слепились, и вы не можете открыть их до тех пор, пока я не прикажу». Далее, продолжается монотонное внушение, вызывающее сонливость. Достигнув необходимого отсутствующего состояния человека, происходит самая важная часть, человеку внушается необходимая информация.

Есть люди, утверждающие, что такой метод не действен, а психотерапевт просто ставит театральный спектакль и демонстративно играет свою роль. На самом деле такой метод требует от психотерапевта немало усилий и определенной практики. Он должен ежедневно тренировать свой взгляд, фиксируя его на разных предметах на расстоянии менее полметра, смотреть на него не моргая, пока возможно.

ФАСЦИАЦИЯ

Многих садоводов удивляли лилии образовывавшие вдруг на одном побеге по 100 и более бутонов.Такое необычное явление по-научному называется фасциацией (от латинского слова fascio — повязка, полоса), и связано оно с уродливой деформацией побегов растения — они становятся плоскими, лентовидными или ребристыми.
Это происходит из-за слияния нескольких точек роста в момент их заложения. В результате несколько стеблей и боковых побегов, а также цветоносов срастаются в один или сливаются с главным побегом (цветоносом).

Фасциации могут возникать при поражении растений вирусами, от воздействия пестицидов и стимуляторов роста, а также при механическом травмировании луковиц (у луковичных), нарушении режима влажности, освещения и температуры или, наоборот, при чрезмерно благоприятных условиях выращивания.
На следующий год это явление у данного растения может и не наблюдаться. Фасциации в растительном мире не редкость, наиболее часто они встречаются у лилий, целозии гребенчатой, дельфиниума, винограда, кактусов.
Среди лилий наиболее подвержен фасциации Азиатский гибрид Марлен.К сожалению многие не добросовестные продавцы выдают фасциацию за сортовой признак,и весной-осенью можно увидеть огромное количество сортов лилий с 100-й бутонов,различных окрасок,Это все обработанные в фотошопе фото лилии Марлен.
Запомните фасциация у лилии может наступить всего один раз,а может и не наступить.

Так же фасциации часто встречаются у целозии гребенчатой, дельфиниума, винограда, кактусов.

>Техника введения в гипнотическое состояние

Методы введения в гипноз

Первый метод, который следует рассмотреть – это гипноз посредством фиксации предмета. Гипнотизирующий просит пациента сконцентрировать взгляд на каком-то предмете – монете, ключе или карандаше, подвешенном на веревке.

Предметы могут быть какими угодно, главное, чтобы они находились на расстоянии не менее чем в 25 см от глаз гипнотизируемого.

Когда пациент сосредоточится на предмете, гипнотизер начинает производить ряд внушений. Обязательное условие: слова должны произноситься монотонным голосом, повторяться и иметь образный характер. Сначала пациенту внушается ощущение расслабления, сонливости, тяжести, тепла, а затем сна.

Раньше гипнотизировали без словесных внушений (например, метод Бреда – Льебо), однако в настоящее время более распространено воздействие, сопровождаемое словами. Словесные формулировки помогают описать ощущения, благодаря чему гипнотизируемый чувствует их полнее.

Слова повторяют для того, чтобы пациент закрыл глаза. Если последний не хочет закрывать их, психотерапевт прибегает к счету. При этом внушение возобновляется при счете от 1 до 10.

Однако счет тоже не всегда помогает. В этом случае используют метод Бернгейма. Согласно ему, на расстоянии нескольких сантиметров от лица пациента следует держать руку и часто двигать ею сверху вниз и наоборот. Во время этих действий повторяют внушение: «Следите за моей рукой – вверх, вниз, вверх, вниз, – и вы захотите спать. Вас клонит в сон все сильнее и сильнее». После гипнотизируемому говорят: «Теперь вы можете закрыть глаза». Затем гипнотизер закрывает пальцами веки пациента.

Существует метод простого словесного внушения, которое осуществляется без использования предмета, на котором надо концентрировать взгляд. Такой метод применяют в том случае, когда пациенту трудно сосредоточиться на каком-либо предмете.

Гипноз проводится следующим образом: больной ложится на диван, гипнотизер просит его закрыть глаза и делает словесное внушение.

Аббат Фариа предложил в 1813 году метод, названный впоследствии его именем. Гипноз посредством зачаровывания особенно был распространен в Индии среди факиров и фокусников. Однако сейчас данная методика применяется очень редко. Вместо того чтобы фиксировать взгляд на предмете, пациент должен смотреть в глаза гипнотизеру. В медицине этот метод используется в основном при лечении алкоголизма, наркомании, а также при неуравновешенности больного.

Пример внушения, которое произносит гипнотизер: «Смотрите мне в глаза. Ваш взгляд тяжелеет, тяжелеет, руки становятся тяжелыми, тяжелыми становятся ноги, все тело тяжелеет. Ваши глаза закрываются, но держите открытыми их до тех пор, пока можете смотреть мне в глаза. Ваши веки тяжелеют, они становятся тяжелыми, как свинец. Вы засыпаете, засыпаете».

Когда пациент закрывает глаза, психотерапевт произносит: «Ваши веки склеились, вы не сможете их открыть до тех пор, пока я не прикажу вам». После этого пациента усаживают в кресло.

Главная сложность данного метода заключается в том, что гипнотизер должен смотреть в глаза пациенту, не отрываясь и не моргая. Для того чтобы научиться этому, врач должен ежедневно тренироваться. Кроме того, при таком методе гипнотизер сам рискует быть загипнотизированным.

Также в гипнозе используется довольно сложный метод поднятия руки. Он был предложен Эриксоном в 1923 году и называется американским. Для того чтобы успешно применять данную методику, требуется специальная тренировка. Главное преимущество ее заключается в том, что в процессе гипнотерапии участвует и сам пациент.

Гипнотизер произносит следующие слова: «Я хочу, чтобы вы удобно устроились на стуле и расслабились. Сядьте, положите руки на бедра. Да, так. Смотрите на свои руки. Внимательно наблюдайте за ними, но при этом расслабьтесь, не напрягайтесь. Следите за тем, что происходит во время релаксации. Явления, которые вы наблюдаете, происходят все время, когда вы расслабляетесь, только раньше вы их не замечали. Я сообщу вам, когда они произойдут. Сосредоточьтесь на всех своих ощущениях, зафиксируйте их. Какими бы ни были эти явления, запомните их. Возможно, вы почувствуете зуд или легкое покалывание, может быть, ощутите тяжесть в руке. Совершенно неважно, что именно вы испытываете, главное, наблюдайте за этим. Не отрывайте взгляда от своей руки. Она неподвижна и спокойна. Пока она остается на своем месте, но в ней уже есть едва ощутимые движения. Вы не чувствуете их, но смотрите на руку не отрываясь. Постарайтесь уловить момент, когда движения станут более ощутимыми».

Гипнотизируемый сосредотачивает все внимание на собственной руке. Он хочет узнать, что будет дальше, так как уверен, что ощущения его вполне естественны, что он испытывает их все время в соответствующих условиях. Врач не навязывает ему своей воли, поэтому пациент не рассматривает слова психотерапевта как внушение. Этого, собственно, и должен добиться гипнотизер.

Пациент соотносит возникающие явления со словами психотерапевта, и у него появляются соответствующие реакции. Например, вполне естественное движение пальцев, на которое врач указывает сразу же, едва заметив. Психотерапевт должен внимательно наблюдать за поведением пациента, замечать малейшие изменения и движения гипнотизируемого.

Далее врач продолжает внушение. Он может произносить следующее: «Увидим, какой из ваших пальцев зашевелится первым. Быть может, это будет мизинец, или указательный, или безымянный… а может, большой или средний… Вы заметите, когда один из них вздрогнет и шевельнется. Вы не можете знать, какой именно, поэтому внимательно следите за рукой. Смотрите, ваш мизинец шевельнулся. Видите, ваши пальцы раздвигаются, промежутки между ними все увеличиваются… Пальцы раздвигаются все сильнее и сильнее, пространство между ними увеличивается».

Врач незаметно для пациента делает ему внушение. Гипнотизируемый думает, что пальцы у него раздвигаются сами, то есть без какого-либо влияния, однако это происходит за счет внушения гипнотизера. Таким образом, если пациент разводит пальцы, значит, внушение работает. Гипнотизер как будто констатирует факт, однако на самом деле он управляет действиями пациента.

Между тем врач продолжает: «Ваши пальцы раздвигаются, после чего начинают сгибаться сами собой. Посмотрите: сгибается и приподнимается средний палец, сгибается указательный. (одновременно начинают сгибаться пальцы пациента). Вы чувствуете легкость, ваша рука становится все легче и легче. Она поднимается. медленно, легко, ваша рука поднимается. Смотрите на руку, вы видите, как она становится все легче и легче. Одновременно с этим вы чувствуете усталость в глазах, вас клонит в сон. Вам хочется спать все больше и больше. Ваши веки становятся тяжелыми, как свинец. Вы хотите закрыть глаза. Ваша рука поднимается все выше и выше. Чем выше поднимается рука, тем сильнее вы хотите спать. Вам все больше хочется почувствовать расслабление, закрыть глаза и уснуть».

Здесь следует отметить: поднятие руки и засыпание усиливают друг друга. То есть чем выше пациент поднимает руку, тем сильнее его клонит в сон. Психотерапевт говорит следующее:»Кисть вашей руки поднимается по направлению к вашему лицу. Ваши веки все больше тяжелеют, вам все сильнее хочется уснуть. Вы чувствуете все большую сонливость. кисть руки поднимается к лицу. Когда рука коснется вашего лица, вы уснете (здесь пациент прикасается рукой к лицу и засыпает)».

Наравне с прочими методами успешно используется так называемый метод метронома. Он основан на том, что под ритмичный стук метронома гипнотизер внушает пациенту, что тот засыпает. Удары метронома помогают гипнотизируемому сосредоточиться и отвлечься от посторонних раздражителей. На этом приеме основаны многие техники, в частности методика И. Платонова, И. Вельвовского и многие другие. Метроном можно заменить часами, монотонными шорохами, стуком.

Одновременно с монотонными звуками следует говорить: «Вы находитесь в состоянии душевного покоя, вас одолевает дремота. Вы чувствуете приятную негу, по вашему телу разливается тепло, вы ощущаете сонливость. Ваши руки и ноги становятся тяжелыми, веки наливаются тяжестью, вы засыпаете. Вы слышите мой голос.

Я буду считать до десяти, и с каждым разом вы все сильнее погружаетесь в сон. Раз. два. три. Вы засыпаете, ваш сон становится спокойным и глубоким».

Следует отметить, что все фразы психотерапевта сообщают об уже произошедших событиях. Гипнотизер не говорит о том, что должно произойти, он констатирует факт:»вы уже заснули», а не «вы заснете».

Практически незаменимым атрибутом гипнотизера является какой-либо блестящий предмет, например металлический шарик. Так, В. Рожнов предлагает следующий метод, основанный на использовании блестящего предмета. Пациент должен фиксировать взгляд на металлическом предмете (шарике или кончике молотка). Психотерапевт произносит: «Расслабьтесь. Спокойно лягте и внимательно слушайте мои слова. Не думайте ни о чем постороннем. Вы хотите спать, ваши веки становятся тяжелыми. Вы чувствуете приятную теплоту, разливающуюся по всему телу. Расслабляются мышцы ног и рук, лица, шеи, головы. Вы хотите спать. Я буду считать до десяти, и когда я назову цифру десять, вы заснете».

Вызывает интерес методика Д. Когана и В. Файбушевича. Она довольно проста. Психотерапевт говорит следующие слова: «Лежите ни о чем не думая, устройтесь поудобнее. Я буду читать вам отрывок из стихотворения.

По мере чтения вы будете успокаиваться, вы почувствуете в вашем теле ощущение тепла. Ваши мысли перестанут беспокоить вас, вы будете погружаться в дремоту. Вы будете засыпать все сильнее и сильнее, крепче и крепче. Когда я окончу чтение, вы заснете. Вас ничто не будет беспокоить, все посторонние звуки и мысли уйдут».

Стихотворение, которое нужно читать, подбирается индивидуально для каждого пациента. Важно, чтобы оно было мелодичным и даже напевным. Это обеспечит лучший эффект засыпания.

Шоковые методы

Как уже говорилось, помимо методов воздействия на анализаторы монотонными раздражителями, существуют так называемые шоковые методы. Ж. Шарко использовал именно такой метод, названный впоследствии его именем.

Согласно данной методике, пациенту велят стать спиной к креслу. Гипнотизер стоит по правую сторону от него и говорит: «Вы уснете сейчас глубоким сном. Встаньте прямо, ровно, не наклоняйтесь. Закройте глаза». После внушения врач кладет на лоб больного правую руку, а на затылок – левую. Отклонив голову пациента назад, психотерапевт внушает: «Вы свободно раскачиваетесь» – и одновременно надавливает на голову гипнотизируемого. Последний начинает раскачиваться, врач подталкивает его, с каждым разом увеличивая амплитуду. При этом он повторяет: «Вы наклоняетесь назад, однако вы не боитесь упасть. Я вас держу».

Врач раскачивает пациента все сильнее и сильнее. Резко надавив на лоб больного, гипнотизер опускает его на диван и громко приказывает: «Спать! Глубже, крепче, спать!»

Внушение сопровождается резким звуком, например хлопком или ударом, или вспышкой света. Больной после этого сразу погружается в гипнотический сон. Этот метод эффективнее всего действует на истеричных пациентов.

Фракционный метод

Данная методика была разработана совместно Фоггом и Кречмером.

Главная особенность ее в том, что она позволяет вводить в гипнотическое состояние людей, недоверчиво относящихся к внушению или не уверенных в эффективности данной терапии. Врач погружает больного в неглубокий транс, после чего говорит: «Я буду считать до трех. На счет три вы проснетесь, после чего я снова погружу вас в гипноз, но уже более длительный и глубокий». Когда пациент просыпается, его просят рассказать об испытанных им ощущениях, о том, что ему мешало заснуть. Врач должен проанализировать слова пациента и следующее введение в гипноз осуществлять уже с учетом предыдущих ошибок. При необходимости (если больной взволнован) второй сеанс также прерывают на несколько минут, в течение которых пациента успокаивают.

В дальнейшем данный метод был несколько усовершенствован. Так, вопросы о самочувствии пациента задавались не во время пауз, а в период пребывания его в гипнотическом сне.

Метод «Путаница»

Если предыдущий метод рекомендуется применять в случае, когда больной боится входить в гипнотический сон, то эта методика предназначена для пациентов, относящихся к гипнотической терапии скептически, с пренебрежением. Суть этого метода в том, что больному делается несколько разных внушений, противоположных по смыслу и требующих быстрого переключения внимания.

К примеру, врач велит пошевелить левой рукой, а правую держать неподвижно. Однако пациент еще не успевает выполнить требование, когда психотерапевт повторяет команду, однако теперь просит пошевелить правой рукой. Обычно больной думает, что в первый раз врач ошибся и выполняет другую команду, то есть путается. Потом гипнотизер просит поднять обе руки вверх, но при этом одну опустить вниз. Пациент не понимает, что именно от него требуется и какую команду нужно выполнять, поэтому надеется услышать хотя бы одно нормальное предложение. Врач же не дает больному опомниться и повторяет новые команды, такие же противоречивые. Когда пациент окончательно сбит с толку, ему дают команду закрыть глаза и заснуть.

Усложненные методы

Приведем несколько методик, которые требуют от психотерапевта большего мастерства и опыта, чем предыдущие.

Метод «5-4-3-2-1»

Суть этого метода заключается в следующем: врач не просто внушает пациенту определенную установку, а маскирует ее. То есть сначала он высказывает несколько утверждений, с которыми гипнотизируемый последовательно соглашается, а уже потом добавляет непосредственно ту команду, которую необходимо внушить. Данная методика включает пять этапов.

Первый этап

Гипнотизер делает четыре утверждения, описывающие то, что гипнотизируемый видит в настоящий момент. Пятое же, то, с которым пациент должен согласиться, врач добавляет после. Аналогичным образом психотерапевт высказывает четыре утверждения, описывающие то, что пациент слышит. Пятое содержит внушение, которое добавляется в общий ряд последним. Затем следуют предложения, содержащие информацию о том, что чувствует пациент, и точно также добавляется внушение.

Второй этап

Он отличается от первого количеством утверждений, констатирующих факты, и количеством внушений. То есть врач дает три «верных» высказывания по поводу того, что видит, слышит и чувствует пациент, и добавляет два внушения.

Третий этап

Здесь число утверждений равно двум, а количество внушений, напротив, возрастает до трех. Так, врач двумя высказываниями описывает то, что пациент действительно воспринимает зрительными, слуховыми и тактильными анализаторами, а тремя утверждениями высказывает внушение.

Четвертый этап

Количество внушений достигает четырех, высказывание же только одно – о том, что пациент видит, слышит и чувствует.

Пятый этап

На этом этапе психотерапевт только внушает, не констатируя факты.

Выход из гипнотического состояния должен проходить медленно, постепенно, чтобы не травмировать психику пациента. В ходе гипноза психотерапевт должен описывать не только ощутимые раздражители, например удары метронома, но и такие образы или звуки, на которые в обычном состоянии человек не обращает внимания (дыхание, едва слышимое тиканье секундной стрелки часов и так далее). Внушение добавляют так, чтобы у гипнотизируемого создалась иллюзия, будто он сам это чувствует, видит и слышит, но на уровне подсознания (внутренним зрением, слухом).

Метод «Тройная спираль»

Эта методика была предложена М. Эриксоном. Ее сложность в том, что она требует от психотерапевта максимальной собранности и сосредоточенности. Вначале врач рассказывает пациенту какую-либо историю. Однако, не закончив ее, он прерывается на середине и начинает другой рассказ, тоже обрывает его на середине. Третью историю гипнотизер рассказывает целиком, после чего заканчивает первую. В результате пациент запоминает не все три истории, а только первую и вторую. Третий же рассказ очень быстро стирается из памяти, поэтому именно в третью историю врач включает команду для пациента. В этой главе мы привели лишь наиболее часто используемые методики введения в особые состояния сознания. На самом же деле их существует огромное количество. Более того, каждый психотерапевт сам выбирает наиболее приемлемый для него метод введения пациента в гипнотический сон, дополняя уже созданную методику своими собственными приемами. Поэтому невозможно совершенно точно определить шаблон, по которому следует вводить людей в состояние гипноза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *