Интеллектуализация это в психологии
Человек использует различные психологические механизмы защиты, чтобы снизить уровень внутреннего напряжения, оправдать свое поведение, успокоить самого себя. Одним из таких психологических защит является интеллектуализация – способ ограждения себя от чувств путем их рационального объяснения и рассуждения о них. Примеры часто встречаются в подростковом возрасте и более позднем периоде, когда человек различными способами пытается оградиться от собственных чувств.
Почему многие люди терпят поражения? Многие сталкиваются с проблемами в своей жизни, даже не понимая, что послужило причиной такого положения дел. В действительности многое зависит от самого человека, который не ведает, что творит, и не смотрит на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом.
Представьте себе невесту, которая мечтает выйти замуж за своего любимого. Она воображает в своей голове множество прекрасных картин общего семейного будущего. Ей кажется, будто после свадьбы все в ее жизни поменяется в лучшую сторону: мужчина будет носить ее на руках, любить, лелеять, хотя, к примеру, он этого сейчас не делает. Она, как и многие другие невесты, думает, что после свадьбы ее любовные отношения с мужчиной улучшатся, как по мановению волшебной палочки. Но что происходит потом?
Если бы невеста была из мира сказок, тогда все ее мечты стали бы явью. Но если речь идет о настоящей женщине, тогда все ее представления о замужней жизни разобьются о «скалы» суровой реальности. В реальном мире после свадьбы люди не меняются в лучшую сторону, не начинают любить или носить кого-то на руках, если этого не делали до свадьбы. Бракосочетание лишь позволяет партнерам расслабиться и стать такими, какие они есть на самом деле, и не быть такими, какими они хотели казаться.
Жизнь людей учит-учит, а они все не поддаются. Они верят в сказки, пока не сталкиваются с той реальностью, которую упорно не замечают. Поэтому если вы хотите понимать причины того, почему с вами происходят те или иные ситуации, посмотрите на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом. Смотрите на происходящее без заблуждений, без эмоций, без догадок, трезво и холодно. Ничего не надо придумывать, додумывать и фантазировать, просто смотрите на мир таким, каким он является в реальности. Не надейтесь, не сомневайтесь. Просто задавайте четкие вопросы, чтобы выяснить обстановку и потом действовать.
Ложь дана для ушей, которые готовы ее слушать. Если вы не хотите обманываться, тогда смотрите на поступки, реакции людей, на что, что происходит в реальной жизни. Вам может показаться все что угодно, вы можете услышать все, что только можно придумать. Но вы не поддавайтесь «сказкам». Будьте спокойны, трезво смотрите на мир и не позволяйте фантазии вводить вас в заблуждение.
Холодно, рассудительно, безэмоционально наблюдайте за миром и видьте его таким, каков он есть. Лучше привыкнуть к той реальности, в которой вы живете, чем постоянно тешиться иллюзиями, а потом натыкаться на то, что в жизни не может существовать того, о чем вы думаете. Проблема – это несоответствие ваших представлений о мире с тем, каким на самом деле является мир. И чтобы иметь меньше проблем в своей жизни, лучше посмотреть на мир трезвым взглядом, увидеть его таким, каков он есть, чтобы не тешиться иллюзиями, которые лишь разочаровывают, когда не оказываются правдой.
Однако каждый читатель интернет-журнала psytheater.com по-своему расценивает то, как он должен себя вести, когда проявляется рассудительность и безоценочность. Здесь нередко люди впадают в другую крайность, когда от эмоциональности переходят к рассуждениям об эмоциях, таким образом пытаясь от них отгородиться.
Чтобы жить реальной жизнью, нужно не отгораживаться от эмоций, а понимать их, чувствовать, но не позволять влиять на свои решения и поступки. Когда же происходит интеллектуализация, то человек в состоянии стресса обычно становится циничным, неспособным принять решение. Хотя в обычном состоянии он проявляет порядок во всем, дисциплинированность, ответственность, старания.
Содержание
Что такое интеллектуализация?
Интеллектуализация – психологическая защита, когда человек пытается отгородиться от переживаний путем абстрагирования от них. При изоляции человек просто пытается не чувствовать те эмоции, которые в нем возникают, а при интеллектуализации человек испытывает эмоции, просто пытается их обесценить, сделать менее значимыми, снизить их силу. Это он делает путем того, что начинает рассуждать о своих чувствах, о причинах их возникновения, как они протекают.
Ярким примером является то, что люди зачастую говорят и обсуждают любовь, но так ее никогда не испытывают. Человек может избегать любви путем того, что будет ее анализировать, искать четкое определенное данному чувству, а не просто испытывать ее.
С одной стороны интеллектуализация полезна, поскольку позволяет человеку снизить внутреннее напряжение, позволить более спокойно оценить ситуацию. С другой стороны, когда возникает явный перекос в сторону интеллектуализации, тогда искажается реальное видение ситуации. В принципе все виды психологических защит направлены на то, чтобы исказить реальность, что и позволит человеку более спокойно на нее реагировать.
Почему проблемы часто не решаются, а тянутся месяцами и даже годами? Человек все чаще не решает свои проблемы, а пытается от них убежать, передать на волю другим людям или сделать вид, что ничего не происходит. Но как показывает жизнь, даже такие уловки не действуют, и человек как сталкивался с проблемами, так и продолжает с ними сталкиваться.
Чтобы решить проблему, нужно перестать о ней думать, как о проблеме, необходимо перевести ее в задачу. Другими словами, вы прекращаете жаловаться и обсуждать то, что случилось, а задаетесь вопросом: «Что мне с этим делать дальше?». Что вы хотите получить по итогам выхода из ситуации? Как вы должны действовать, чтобы решить проблему? Именно такие вопросы нужно обдумывать. Но многие люди не решают задачи, а обсуждают проблемы, не желая их решать.
Чтобы перевести проблему в задачу, нужно ее обесценить. Вспомните, как раздраженно и поглощенно эмоциями и чувствами вы себя ведете, находясь в какой-то проблеме. Вас все раздражает, вы злитесь, обижаетесь и т. д. В этот момент вы полностью погружены в неприятную ситуацию. Но невозможно искать выход из ситуации, пока вы в ней находитесь. Пока чувствами и эмоциями вы погружены в проблему, вы не можете ее решить. Но стоит вам обесценить ситуацию, то есть прекратить о ней думать, как о ситуации, которая вас чем-то цепляет, раздражает, обижает, вы тут же успокаиваетесь, выходите из нее и можете найти решение проблемы.
Обесценьте неприятную ситуацию, то есть сделайте ее фактом, событием, которое вас не тревожит, не беспокоит, не задевает ваши чувства. Да, было. Да, произошло. Что ж, теперь надо думать, что делать дальше и к какому результату идти по выходу из этой ситуации.
Люди не могут решить своих проблем, потому что они в них находятся чувствами и эмоциями. Они раз за разом вспоминают, что неприятного с ними случилось, как они себя чувствовали, что переживали. Но стоит из этого события сделать факт, который произошел с вами, но ничего в нем особенного для вас нет, как тут же вы успокаиваетесь и даже находите выходы из проблемы. Застревают люди в своих проблемах, потому что раз за разом вспоминают о своих чувствах и переживаниях, которые они испытывали при этом. Но как только человек перестает вспоминать о своих эмоциях, а просто смотрит на случившееся как на факт, событие, которое нужно как-то решить, тут же проблема превращается в задачу. Обесценьте неприятную ситуацию или проблему, и тогда вы найдете выход из нее.
Примеры интеллектуализации:
- Человек оценивает достоинства и недостатки партнера, находясь в состоянии выбора.
- Человек рассуждает о страхе, который якобы испытывает.
Интеллектуализация проявляется в спокойном и безинтонационном рассуждении человека о своих чувствах. Если вы видите, что человек говорит о своей любви, при этом спокойно попивает кофе, или говорит о своем страхе, при этом спокойно клацая по своему телефону, тогда можно говорить об интеллектуализации.
Интеллектуализация сравнима с рационализацией (когда человек пытается логически объяснить какое-то явление) и противоположна аффектированию (бесконтрольному переживанию эмоций и их ярким проявлением).
Интеллектуализация – психологический вид защиты, когда человек фактически признает свои чувства, но не переживает их, а будто отдаляется, смотрит на них со стороны. В данном случае происходит искажение реальности, когда человек не в порой мере проявляет свои чувства, что искажает его реакцию на происходящее и приводит к неадекватному поведению.
Интеллектуализация – психологическая защита
Интеллектуализация относится к высшим проявлениям психологической защиты, ведь человек включает разум, чтобы отключить эмоции. Люди при интеллектуализации очень сильно шокируют окружающих, когда спокойно реагируют на смерть близких или выбирают место на кладбище, еще будучи живыми.
Интеллектуализация – это обесценивание. Человек удивителен: он огорчается из-за потери богатства, но равнодушен, когда безвозвратно проходят дни его жизни. Человек может огорчаться из-за того, что незнакомец накричал на него, но вместе с тем быть спокойным, когда волнуются его близкие люди. Можно сказать, что произошло обесценивание важных вещей. Человек все больше любит материальные ценности, предметы и чужих ему людей, и небрежно относится к уже имеющимся вещам и людям, которые его любят.
Неудивительно, что человек не может быть счастливым. Как можно чему-то радоваться, если вас радует только то, чего у вас нет, и не радует то, что уже имеется в вашем окружении? Вы всегда остаетесь несчастливы, поскольку страдаете оттого, что чем-то не обладаете. И лишь на мгновение вы ощущаете радостное чувство, когда наконец-то обретаете то, чего раньше не имели, но быстро им насыщаетесь, что лишает вас счастья.
Произошло обесценивание важных вещей. Человек хочет то и радуется тому, чего у него нет, и как только оно становится его имуществом или в поле доступности, сразу же становится неинтересным. Стоит ли говорить, что, скорее всего, человек и вовсе не хотел обладать тем, чего достиг, раз не может наслаждаться им? Люди часто просто хотят чего-то достичь, думая, что тогда они станут счастливыми. Хотя на самом деле счастье не живет где-то в будущем, оно может быть только в настоящем времени: вы либо сейчас рады, либо не будете счастливы никогда.
Итог
Интеллектуализация – это подход к жизни с позиции «полезно или не полезно», «хорошо или плохо», без учета желаний и чувств. С одной стороны это хорошо, поскольку человек сохраняет самообладание в тяжелых ситуациях. С другой стороны это плохо, когда человек должен проявить эмоции, а не делает этого, что делает его поведение неадекватным.
Интеллектуализация – это попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись. Интеллектуализация относится к механизмам защиты психики от фрустрационных факторов, являясь более усложненной формой изоляции. Различия в данных формах таковы, что при изоляции человек вытесняет из сознательного проживания определенное чувство или их спектр, полагая, что не испытывает их, тогда как при интеллектуализации признается наличие чувств этой сферы, однако обесценивается их сила или влияние (характерны рассуждения об эмоциях отчужденно, как бы со стороны, при отсутствии погружения в проживание).
Такой вид защиты весьма полезен в ситуациях с избыточным эмоциональным потенциалом, позволяет сохранить логику суждений и не потеряться, например, под воздействием паники. Имея много плюсов и выглядя, как пример взрослого поведения, интеллектуализация может нести человеку неприятности в виде искажения реальности, что делают все защиты, а также провоцировать неадекватную реакцию, вследствие неполноценного проживания эмоций. Примеры интеллектуализации встречаются у личностей с шизоидной акцентуацией, являясь способом дистанцирования от потенциально болезненных переживаний.
Примеры интеллектуализации встречаются довольно обширно, могут представляться в рассуждениях человека о достоинствах и недостатках объекта любви в момент потребности выбора. Также сюда можно отнести излишнее объяснение причин своего страха, когда само чувство рассматривается как бы отдельно от человека. Если вы слышите, как человек говорит вам о своих чувствах, но при этом не замечаете интонационных и поведенческих подтверждений чувств, то, скорее всего, это именно интеллектуализация. Например, услышав «ты меня злишь» произнесенное абсолютно холодным голосом или «я боюсь» от человека, продолжающего пить чай – не стоит сразу не верить им, возможно, сработала защита интеллектуализации и они действительно испытывают данные эмоции, но в столь сильном или критичном количестве, что не способны это выдерживать осознанно. В такие моменты часть проживания эмоций прячется, но их присутствие признается, человек выглядит несколько отмороженным, но контактным, в отличие от защитного механизма изоляции, которая включается при сильной травматизации.
Интеллектуализация противоположна аффектированию и сопоставима с рационализацией.
В психологии интеллектуализация является реакцией избегания эмоциональных переживаний, при фактическом признании наличия этих переживаний. Помогая человеку справляться с эмоционально перенасыщенными ситуациями, интеллектуализация создает проблемы в межличностном взаимодействии, обедняя разнообразие и вариативность реакций, блокируя творческое приспособление. Человек, руководствующийся в большей части этой защитой, привык все планировать и объяснять заранее, его поведение и общение лишено элемента игры, полунамека (такие формы общения как флирт и дружеские шуточные издевательства труднодоступны при тотальном заполнении реакции интеллектуализацией).
Интеллектуализация в психологии это излишнее использование человеком интеллектуальных ресурсов для избегания эмоциональных переживаний. Развивается такой вариант контроля эмоций в подростковом возрасте, когда в силу столкновения с травматическим опытом или разочарованием возникает потребность в сдерживании своих аффективных реакций.
Выявлены взаимосвязи развития данного психологического механизма защиты как преобладающего от личностных черт. Обычно это замкнутые люди, которым свойственная педантичность, основательность, высокий уровень самоанализа и самоконтроля, индивидуализм в принятии решений, высокая степень развития интеллектуальной сферы. При активизации этой защиты человек может лишиться способности принимать действенные решения, а только рассуждать о происходящем, усиливается социальная отстраненность (могут появиться фобии или агрессивность), возрастает уровень самообмана в целях самооправдания.
Специфическим образом происходит анализ окружающей действительности, с преувеличением значения рассудочных компонентов, при этом человек и его мир как бы расщепляется. Такое поведение имеет позитивное влияние в экстремальных ситуациях, когда необходимо собраться и сконцентрироваться, но несет ущерб общению в будничной обстановке. Если вы общаетесь с человеком, у которого превалирует интеллектуализация, то на вопрос о его чувствах к вам, вы вполне можете услышать рассуждения о том, что вы хороший человек, проявили себя как надежный попутчик или являетесь для него источником пользы. Такое общение больше напоминает собеседование или обсуждение технических моментов в работе устройства, чем эмоциональный живой обмен между людьми.
Стоит отметить, что интеллектуализация не дарует освобождение от неприятных эмоций, а просто выносит из области доступного проживаемого опыта, генерализуя ощущение беспричинной тревоги или страха.
Интеллектуализация считается защитным механизмом высшего порядка. Она имеет больше нюансов, а соответственно иногда бывает сложно уловимой, по сравнению с остальными. Возникает в подростковом возрасте, когда достаточно развиты внутренние структуры личности и начались первые столкновения в конкуренции. Укрепляется или используется ситуативно, но требует выраженного развития силы эго.
Особенность данного защитного механизма состоит в том, что даже значительные, важные и решающие моменты в судьбе такого человека воспринимаются им нейтрально. События трактуются с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно, без учета желаний и чувств. Такой человек вряд ли будет биться в истерике по поводу смерти ближнего, но также он и не будет прыгать от радости рождения ребенка. Складывается ощущение, что он силен и стабилен и никакие превратности жизни не способны существенно всколыхнуть чувственную сферу, а тем более вывести в состояние аффекта. Такие люди поражают окружающих, когда выбирают себе место на кладбище, узнав, что им осталось жить пару месяцев. Или можно лицезреть интеллектуализацию среди подростков, философствующих на размытые религиозные темы или отвлеченные от их жизни концепции. Видя такие примеры поведения, мы считаем подобных людей странными, героями, отморозками – все зависит от контекста, но мы никогда не воспримем их как среднестатистического. Но в обоих приведенных примерах люди отделяются от собственных переживаний, в первом варианте от страха смерти, во втором от нахлынувших эмоций подросткового возраста, обусловленных гормональными изменениями, с которыми еще не понятно как справляться.
Для успешной работы при столкновении с интеллектуализацией следует обнаружить причину излишней эмоциональной переполненности и снизить поток стимулов, которые порождают непереносимую лавину чувств или же постараться обеспечить такие психотерапевтические условия, где человек сможет встретиться со своими переживаниями в полном объеме. Поскольку наиболее распространенными чувствами вызывающими интеллектуализацию являются чувства стыда или вины, то основная работа терапевта будет заключаться в обеспечении безоценочного принятия и восстановления корректного внутреннего образа человека.
Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование
1. Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование.
2. Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.
1. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника — стать субъектом собственной учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для пятиклассника мотив собственно познавательный.
2. Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам — это прежде всего ответственная осознанная позиция школьника, позиция субъекта внутришкольных отношений. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего.
3. Новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микросообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.
Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости в специально организованных тренингах.
В целом предпосылки готовности ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника. Для своевременного планирования и осуществления профилактики дезадаптации к новым условиям обучения в средней школе диагностику готовности школьников к переходу в среднее звено лучше проводить заблаговременно — в середине 4 класса. Выявив предпосылки готовности, осуществив необходимую профилактическую работу, педагогический коллектив совместно с психологом создают продуктивную образовательную ситуацию на ближайшие годы обучения. Диагностика готовности школьников к переходу в среднее звено осуществляется как педагогами, так и психологами .
Цель работы педагога-психолога может быть определена как создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена прежде всего — на интересы ребенка и лишь во вторую очередь — на задачи учебного процесса. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие. При необходимости — и за счет снижения планки образовательных задач.
В работе выделяются два взаимосвязанных этапа: Первый этап — формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации — охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап — создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации — это первое полугодие пятого класса.
Этап формирования готовности, по своим задачам и по формам работы с детьми, преимущественно — педагогический. Конечно, он предполагает разнообразную и значимую работу психолога. И все же главное — в создании педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе .
Этап социально-психологической адаптации. Главное — в создании в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий.
Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» выпускные классы начальной школы и поведет их дальше.
Второе условие — должно быть налажено серьезное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. В противном случае, никакая корректировка программ невозможна.
Третье условие — у школьной администрации должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации преемственности необходима каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды. И в это надо вкладывать время и силы педагогов .
Таким образом, переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги, последние годы уверенно называют кризисом. Наблюдается ухудшение состояния детей, успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
Выводы по 1 главе:
Процесс социально-психологической адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
2 Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы
2.1 Диагностика адаптации пятиклассников в начале учебного года
2.1.1 Описание групп испытуемых и методов исследования
Экспериментальная база нашего исследования – СШ № 8 города Йошкар-Олы. В исследование участвовали ученики 5-го «А» класса, 25 человек.
Мы предположили, что адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.
Исследование проводилось в два этапа, в начале учебного года (сентябрь 2009г.) и в конце (апрель 2010г). Было определено содержание работы, целью которой мы наметили изучение возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.
Были использованы следующие методики:
1.Опросник «Чувства в школе» — для диагностики адаптации к школе.
2.Методика Филипса – для определения школьной тревожности.
3.»Анкета для определения школьной мотивации учащихся».
Методика С.В. Левченко «Чувства в школе». Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
Если на фоне одного — двух «негативных» чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если количество выборов «негативных» чувств перевешивает, то можно сделать вывод о дезаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказывать помощь ребятам в адаптации.
Методика Филипса. Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». В тесте тревожность разделяется на 8 видов:
1.Общая тревожность в школе.
2.Переживания социального стресса.
3.Фрустрация потребности в достижении успеха.
4.Страх самовыражения.
5.Страх ситуации проверки знаний.
6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
8.Проблемы и страхи в отношении с учителями. (Полный текст методики в Приложении 1).
«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой. Цель: изучение школьной мотивации.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы 2 предъявления:
Информация о работе «Социально-психологическая адаптация младших подростков» Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 135466
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 9
Похожие работы
136665 11 9
… нормы поведения в обществе, пересматривает свои позиции и, тем самым, проходит социализацию. Успешность процесса социализации личности в целом зависит от ее успешности адаптации к обществу. Проблема социальной адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене очень важна, поскольку социальная адаптация и социализация в целом выступают неотъемлемой частью общей адаптации личности …
99570 5 0
… в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности. Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи социально- психологической адаптации и личностной тревожности подростков. 2.1.Характеристика испытуемых. В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 32 подростка 12-13 лет, учащиеся 7-х классов обще-образовательной школы …
58913 1 0
… уточнить понятие брачно-семейной адаптации, выделить ее специфику. Поскольку семья является малой группой, то представляется возможным использование некоторых характеристик, закономерностей проявления социально-психологической адаптации при изучении процесса брачно-семейной адаптации. Однако необходимо отметить, что нельзя игнорировать специфику семьи, рассматривать ее как поле, на материале …
139993 20 11
… tremens — белой горячки, в которую погружается неизлечимый алкоголик. Приступ сам по себе выражает состояние острой потребности в отраве, ставшей необходимым фактором внутренних процессов. 1.2 Социально-психологические аспекты зависимостей. Курение. Курение и молодежь – очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке …
Описание
Интеллектуализация считается более сложной формой такого защитного механизма как изоляция, однако если при изоляции человек обычно считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации он признаёт за собой некоторые эмоции (хотя часто недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту, человек как бы переводит свои эмоции на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как о неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует.
Эта защита чрезвычайно эффективна, так как позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций без полной потери информации об этих эмоциях. Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом. Это делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.
Однако и у интеллектуализации есть свои минусы. Как и любая защита, интеллектуализация всё ещё искажает восприятие реальности. Как уже упоминалось, интеллектуализирующий человек склонен недооценивать силу и значение своих эмоций. Кроме того, применяя эту защиту, человек теряет возможность полноценного переживания и, как следствие, дать адекватный эмоциональный отклик в ситуациях социального взаимодействия. Если человек имеет склонность использовать эту защиту повсеместно, во всех или почти всех эмоционально насыщенных ситуациях, у него, несомненно, возникают проблемы в близком межличностном взаимодействии, когда он блокирует таким образом проявления любви, нежности, симпатии, не может полноценно обсудить свои обиды, страхи и разочарования.