Доктор Моррис

Примеры вытеснения в психологии

Вытеснение как вид психологической защиты

Это может быть защита от негативных проявлений окружающего мира, воздействующих на личность и несущих психотравмирующий фактор. Это процесс, при котором происходит непроизвольное перемещение в бессознательное неприятных для человека мыслей, воспоминаний, образов, чувств и побуждений.

Вытеснение — самый главный способ для решения внутреннего конфликта посредством целенаправленного выключения из сознания асоциального мотива или негативной информации. Задетое самолюбие, обида или гордость становятся источником искажённых мотивов собственных поступков, чтобы истину можно было скрыть не только от окружающих, но и от себя. Настоящие, но не совсем приятные мотивы с лёгкостью замещаются другими, одобряемыми социумом. Такие игры разума в жизни каждого человека происходят постоянно, так как механизм вытеснения носит также и адаптивный характер.

Вытеснение утраты

Представим ребёнка, потерявшего любимую игрушку, ему очень горестно и родители безуспешно успокаивают его. Затем бабушка говорит, что игрушка пропала не навсегда и обязательно найдётся. Тогда малыш успокаивается, мысль о безнадёжной утрате меняется на оптимистичное настроение и совсем скоро ребёнок забывает о старой игрушке. Если бы не происходил процесс вытеснения, тогда многие люди пребывали в жуткой депрессии по поводу своих проступков, потерь и несбывшихся желаний, не найдя в себе силы принять реальность.

Исследованием феномена вытеснения занимались многие учёные. Но наиболее детально и глубоко данную тему развил Зигмунд Фрейд, который работал с пациентами, страдающими неврозами. Основополагающей гипотезой явилось то, что если перевести бессознательное в сознательное и выяснить то самое вытесненное (влечение, мысли, желания, информацию), порождающее симптом, то симптом исчезнет. Фрейд рассматривал вытеснение как попытку непринятия реалии события, беспокоящее личность. Как результат искажение действительности, подмена событий или их полное отрицание.

Парадоксально то, что вытеснению для поддержания требуются от сознания человека огромные энергетические затраты. Поэтому невротические личности часто испытывают вялость, упадок сил, эмоциональную истощённость, часто и долго болеют.

Именно с механизмом вытеснения З. Фрейд связывал симптомы истерии, фригидность, импотенцию и психосоматические заболевания. Учёный отмечал, что чаще данный механизм наблюдается у инфантильных личностей с истерическими чертами и у детей. Фрейд выделял два вида вытеснения

  • первичное вытеснение (предотвращение первоначального инстинктивного импульса)
  • вторичное, при котором скрытое проявление импульса удерживается в подсознании

Вытеснение наряду с другими механизмами защиты личности является неким регулятором психического гомеостаза. Если он по каким-то причинам отсутствуют или не в полной мере развит, например, у людей с психопатическими реакциями, то появляется вероятность дезинтеграции личности.

Вытеснение как механизм защиты приводит не только к искажению собственных мотивов и проявлений, но и к избирательному подходу в социальной сфере отдельных людей.

Вытеснение истинных мотивов

Рассмотрим простой пример. Молодая женщина учится в институте и параллельно имеет хобби, требующее много времени. В связи с этим ей не удаётся обеспечить должный комфорт для мужа и ребёнка. Из-за этого по версии супруги муж иногда приходит домой под утро и часто раздражителен и груб по отношению к ней. Тем не менее женщина пытается исправиться и создать идиллию в отношениях и называет мужа «любимый, любящий меня».

Позитивная Я-концепция в этом варианте испытывает двойной удар. В реалии женщина обижена и одинока, но её сознание не оставляет радужной иллюзии о прекрасной и дружной семье. Сильнее обиды и тоски для неё было бы осознание, что она не любима. Необходимость с нуля отстраивать реальность и пугает Эго. Поэтому женщина игнорирует дурные и тревожные мысли, но устранить тревогу совсем не получается. И теперь все зависит от того, как долго сознание будет лелеять очевидный самообман.

С данной семьёй работал психолог, который выделил этапы развития кризиса. Изначально у супруги развилась тревога за жизнь мужа, вследствие этого зародилось неизбежное чувство гибели любимого человека. Женщина искренне переживала и считала, что только смертельный исход может разрушить семью. Она периодически проигрывала в голове эпизоды ДТП с участием супруга. Специально для того, чтобы уберечь мужа в пути были придуманы различные тайные ритуалы и изобретения.

Иногда женщина чувствовала запах женских духов от рубашки мужа и шутила по этому поводу. Она ни на секунду не представляла всерьёз возможность измены. В один день случилось так — муж обманул, сказав, что задержался на работе, но его там на самом деле не было. Женщина узнала об этом, мысль об аварии не посетила её, но и мысли об измене не было. Её охватила сильная тревога и когда муж пришёл — потребовала все рассказать. Его ответ был неожиданным и ошеломительным, как оказалось, мужчина все время изменял. Это стало настоящим ударом, так как настало время строить свою жизнь заново.

Наступил «момент истины», сокрушивший долгое и мучительное вытеснение, но при этом исцелилась душа, так как сознание прояснилось и реальная картина мира для конкретных людей прояснилась.

Вытеснению подвергаются многие факты из личной жизни:

  • не красящие человека поступки;
  • некоторые стремления;
  • желания;
  • отрицательные акцентуации характера;
  • враждебность к собственным друзьям и близким;
  • Эдипов комплекс.

Невротические личности этого совсем не осознают и не замечают своих отрицательных черт — обидчивость, гнев, ирония и прочее. Они не видят в этом чего-либо плохого, относясь к ним как к нормальным проявлениям, не требующим изменения и даже достойными гордости.

Методы устранения вытеснения

Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо всеми путями пытаться осмыслить вытесненное, преобразовав в сознательное. Одним из методов, используемых в психологии, является написание автобиографии. Детальное описание прошедшего — отличный способ вспомнить и осознать все вытесненное для того, чтобы переосмыслить, заново пережить и сделать так, чтобы гнетущее прошлое не мешало жить полноценным настоящим. Для начала следует пережить все потери, гибель близких людей. Нужно наладить отношения с близкими, осознать истинную причину своей враждебности. Реализовать стремление властвовать реальным ростом вместо того, чтобы тиранить домочадцев.

Главной задачей в борьбе с вытеснением является осознание того самого вытесненного посредством психоаналитических процедур, применяемых в психологии. Но также важна и профилактика возникновения этого механизма — бдительность. Для этого можно вести дневник, отмечая в нём своё мнение на текущие событие или дискуссию.

Чем сильнее позиция взрослого, тем меньше проникнет в наше бессознательное, следовательно, больше останется в сознательном. Из-за этого так много вытеснений происходит именно в детстве, так как в детском возрасте взрослой позиции по определению быть не может. Чем сильнее духом человек, тем больше он способен осмыслить и переварить, даже если информация весьма болезненна. Если человек часто обижается, но при этом пытается придать себе равнодушный вид, то происходит вытеснение обиды. Это, в свою очередь, приводит к торможению личностного роста или вовсе блокирует его. Если человек обиделся, но обида присутствует в сознании, то простить её получится легче и быстрее.

Определить, вытеснена обида или нет, очень просто. Если при вспоминании человека приходит мысль, что общаться с ним нет желания, или захлёстывает волна негатива по отношению к нему (без конкретного повода), следовательно, обида вытеснена. В этом случае нужно взять листок и ручку и вспомнить все эпизоды в жизни, связанные с этим человеком. Этот метод обязательно даст результат и причина вытесненной обиды наверняка найдётся. Теперь необходимо искренне простить человека и отпустить обиду, пусть это и не всегда легко. Если при воспоминании о конкретной личности появляются положительные эмоции или полное отсутствие эмоций, то вытесненных обид нет. В психологии такой процесс называется рефлексией.

Механизм вытеснения также не лучшим образом влияет на память. Личности, у которых много вытесненного, крайне забывчивы и имеют проблемы с памятью.

Бороться с механизмом вытеснение можно и нужно. Для этого потребуются изрядные эмоциональные резервы, так как придётся заново переживать не самые лучшие моменты своей жизни. Но только после этого человек сможет освободиться от иллюзий и идти своей дорогой.

Психология как наука непрерывно развивается, помогая человечеству лучше понять и принять себя. Тема защитных механизмов и вытеснения достаточно хорошо изучена. Но учёные продолжают свои исследования и эксперименты, расширяя горизонты знаний.

Вытеснение

У этого термина существуют и другие значения, см. Репрессия (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Подавление.

Вытесне́ние (подавле́ние, репре́ссия) — один из механизмов психологической защиты в психодинамическом направлении психологии. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.

Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом, который, впрочем, не переносит их из бессознательного в сознание) и не перестают влиять на поведение человека и его сны. Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам, «…судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения». Однако на начальном этапе Фрейд выделял только этот защитный механизм и относил к нему всё, что человек целенаправленно переносит из сознания в бессознательное.

На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например, мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься, мне нужно сменить обстановку» и пр. Также в последнее время в обиход вошло выражение «оговорка по Фрейду», обозначающее оговорку, сделанную в результате влияния неосознаваемых, удалённых из сознания мотивов.

Теория Фрейда

Во врачебной практике Зигмунда Фрейда однажды наступил период, когда он решил отказаться от использования гипноза в связи с его низкой эффективностью и крайне трудоёмким процессом пробуждения воспоминаний у пациентов. Довольно тяжёлые попытки по возвращению памяти пациентам натолкнули Фрейда на мысль, что «…есть какая-то сила, которая не позволяет воспоминаниям стать осознанными и заставляет их оставаться в области бессознательного … что, в свою очередь, подразумевает некую патологическую природу возникновения подобных блоков. Этому гипотетической механизму я дал название — репрессия». Позднее Фрейд назвал теорию репрессий «…краеугольным камнем, на котором держится вся структура психоанализа».

Многие ранние концепции Фрейда были разработаны под руководством его наставника Йозефа Брейера. Кроме того, сам Фрейд отмечал вклад в понимание такого явления, как вытеснение, немецкого писателя и философа Артура Шопенгауэра ещё в 1884 году. Помимо прочих, Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогики, чьи идеи нашли своё отражение в трудах Фрейда и имевший сильное влияние на Теодора Мейнерта — учителя Фрейда по психиатрии, использовал этот термин в своей статье 1842 года о бессознательных идеях, конкурирующих за то, чтобы попасть в область сознания.

Этапы

Фрейд писал, что «…есть основания полагать, что существует „первичная репрессия“ (первовытеснение) — первая фаза репрессии, которая заключается в недопущении в сознание психическое представительство влечения», а также «… „вторичная репрессия“ (послевытеснение/послеподавление), собственно репрессия, которая касается психических дериватов (производных, происшедших из чего-либо ранее существовавшего) вытесненного представления, связанного с влечением, или же мыслей, происходящих из других источников, но ассоциативно связанных с этими представлениями».

В первичной фазе репрессии, по мнению Фрейда, «…весьма вероятно, что причиной немедленного вытеснения как одного из типа репрессий являются количественные факторы, такие как ранние вспышки тревоги, имеющие весьма интенсивный вид». Так, например, ребёнок понимает, что действия в угоду желанию могут принести беспокойство, это бросает его в смятение, и тревога непосредственно приводит к вытеснению желания. Если же существует некая угроза наказания для ребёнка, то связанная с этой формой тревога преобразуется в сверх-Я, которое препятствует возникновению желания субъекта, подчинённого гедонистическим принципам. В связи с этим Фрейд предположил, что «…вероятно, возникновение подобного сверх-Я, позволяет провести разграничительную линию между первовытеснением и послеподавлением».

Терапия

Аномалии вытеснения, по определению самого Фрейда, возникают, когда репрессия развивается под влиянием сверх-Я и интернализированного чувства тревоги, и, таким образом, приводит к нелогичным поступкам индивида, саморазрушению и антисоциальному поведению в целом (см. Невроз). При проведении терапии психотерапевт может попытаться смягчить эту проблему путём выявления и повторного приведения вытесненных аспектов психических процессов пациента к их осознанности, то есть «взять на себя роль и посредника и миротворца … поднять вытесненное».

ЧЕЛОВЕК: ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

ЧЕЛОВЕК

Мотивы и мотивация

Мир человеческих потребностей

Я-концепция»: подходы, структура, загадки

Человек и его внутренний мир

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Родившись, человек покидает сферу биофизических отношений и всту­пает в область социальных, через которые личность проявляет или де­монстрирует себя в конкретном культурном контексте. Пауль Боханнан так описывает культуру: культура — это среда личности. Мы не можем плавать в бассейне, лишенном воды. Вода —среда, средство, агент пла­вания. Мы не можем нарисовать картину без красок. Краски — средство создания картины. Разница между личностью и культурой такая же, как между содержанием и средством создания картины. На одном уровне анализа они выступают как одно и то же, на другом они различаются, поскольку их рассматривают разными техниками и ради разных целей1.

По своей сути человек — двусоставное существо. Естественное и соци­альное начала в нем слиты воедино. Человек борется не только с приро­дой, которая находится вне его, но и с той природой, которая находится внутри него. В начале социоантропогенеза преобладало первое, в конце его — второе. Процесс «выдавливания» из себя природного начала назы­вается окультуриванием человека. Он происходит в процессе социализа­ции и воспитания.

Включенность человека сразу в два мира — общества и органической природы — порождает немало проблем, касающихся как актуального су­ществования людей, так и связанных с объяснением самой природы че­ловека.

‘ Bohannan P. Social Antropology. N.Y., 1963. P. 20-21.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в форми­ровании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке?

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в чело­веке высказываются самые разные точки зрения, которые можно свести к двум крайним позициям — биологизаторскому и социологизаторскому под­ходам. Концепциями человека, которые принято называть биологизатор-скими (натуралистическими), их сторонники абсолютизируют роль есте­ственных, биологических начал в человеке (например, расизм — в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарви­низм — попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на уче­ние Дарвина). Биологизатрский, или натуралистический, подход к челове­ку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит, и на развитие общества. В прошлом это проявилось в социальном дарвинизме, представители которого переноси­ли биологические закономерности, например естественный отбор, на раз­витие общества.

Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Конечно, нельзя игнорировать в человеке его физическую, генетическую, природную осно­ву. Общность этой основы с животным миром видна уже в том, что человек наравне с животными нуждается в чистом воздухе, пище, воде. Здоровье человека зависит от состояния при­родной основы организма, является важным условием реализации челове­ком его социальных функций. Еще древние отмечали, что в здоровом теле здоровый дух. Своим биологическим уровнем человек включен в природ­ную связь явлений, он подчиняется законам природы.

Социологизаторские концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассив­ное порождение (марксизм). Такой же крайности при рассмотрении про­блемы человека, благодаря чему в нем признаются только социальное и ду­ховное начала, но игнорируется роль биологической основы, придержи­вается религия. Так, раннее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятель­ности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, счита­ло человека подобием Бога, а с другой — средоточием земных демоничес­ких сил. Но так или иначе, церковь всегда обращалась к духовному нача­лу в человеке.

Человек — социобиологический индивид, высшая ступень живых орга­низмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволю­ции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволю­ция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн лет. Развитие чело­века 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной си-

стемы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овла­дение орудиями труда и огнем.

Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволю­ции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биоло­гией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусст­венной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента можно говорить о том, что в человеке, как биоло­гическом существе, формируется его индивидуальность, а позже сквозь нее произрастает личность.

На протяжении XIX в. лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри яйца — подоб­но микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закорене­лым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX в. накопилось такое количество новых фактов, которое вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность че­ловека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантиру­ет того, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играют социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Современная философия и науки склонны считать, что человек представ­ляет собой единство не двух, а нескольких начал:

• природное— существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

• биологическое— общее по происхождению, хотя и не обязательно тож­дественное у человека с животными;

• наследственное— существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое на­следственно);

• социальноев широком смысле — приобретенное человеком в ходе со­циализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

В свою очередь, социальное в широком смысле разделяют на три состав­ляющих:

• собственно социальное— совокупность приобретенных черт, мини­мально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

• специфически культурное— совокупность норм и правил приличеству­ющего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его вос­питанным;

• нравственное— высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Биологическое и социальное начала не противостоят, а дополняют друг друга. Доказано, например, что нормальное, адекватное биологическому

Рис. 8. В процессе эволюции и усложнения психики уменьшается объем врожденного и увеличивается объем приобретенного поведения

полу индивида сексуальное поведение достигается только в том случае, если биологическая детерминация пола (хромосомная, гормональная, морфоло­гическая) сочетается с соответствующей психосоциальной детерминацией (половая идентификация, усвоение надлежащих половых ролей и т.д.).

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биоло­гического начала иным, небиологическим. Биологически передние конеч­ности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или каран­даш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превраща­ются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Итак, по мере превращения человека в существо социальное он все мень­ше становился существом природным (рис. 8). Ребенка отучают мочиться под себя, грызть ногти, плеваться, кусаться, кричать и делать многое дру­гое, что хочется естественному существу, но запрещается социальному.

Человек — часть природы, и он характеризуется рядом биологических признаков:

А. Анатомические особенности как биологического вида:

прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности;

цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции;

взгляд, позволяющий видеть в трех измерениях;

большой мозг и сложная нервная система;

сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка;

длительная зависимость детей от родителей;

пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность при­способления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б. Жизнь человека подчиняется биологическим законам:

биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезьяна—люди, гомениды, современный человек);

человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто чело­веческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудить­ся (рука, мозг и прямая походка).

С другой стороны, человек — социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, волю.

На проявление многих биологических параметров могут влиять и соци­альные параметры, например продолжительность жизни.

Инстинкты животных наследуются генетически. Их врожденный харак­тер проявляется в том, что в первый раз животное выполняет инстинктив­ное действие так же хорошо, как и в сотый. А все, что умеет делать человек, — это навыки, усвоенные им по мере накопления жизненного опыта.

Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причем учиться он предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на сво­их собственных ошибках. Складывается впечатление, что каждому челове­ку за отмеренную ему жизнь надо накопить определенное число ошибок, иначе он не будет чувствовать себя полноценным существом или у него внутри что-то разладится.

Каким бы умным ни был человек, количество совершаемых ошибок не убывает. По этому показателю — числу ошибок, совершенных в течение жизни, — умный не отличается от дурака, мужчина — от женщины, бога­тый — от бедного. Единственная разница может проистекать лишь в обла­сти продолжительности жизни: ясно, что 15-летний совершит в целом мень­ше ошибок, чем 70-летний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *