Доктор Моррис

Эйдетическая память в психологии

Все об эйдетизме. Как развить эйдетическую зрительную память

Наблюдательность, проницательность, отличная зрительная память — без этих качеств в органах правопорядка, особенно в спецподразделениях, угрозыске, УБОПиКе, наркоконтроле, а также в армейской разведке делать нечего. Как же развить в себе человека, способного, словно рентген, проникать в замыслы подозреваемых и взглядом фотографировать наиболее важные в экстремальной ситуации детали? Ответ однозначен: нужно впасть в… эйдетизм! Это диковинное слово произошло от греческого «эйдос» — образ. И рассматривается как разновидность иконической (образной) памяти. Существует зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой эйдетизм.

Эйдетические образы являются следствием инертности возбуждения центрального коркового звена того или иного анализатора (например, зрительного или слухового). Сущность зрительного эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед этим находился перед его глазами. Художник–маринист Иван Константинович Айвазовский довел свою зрительную память до совершенства и писал свои картины исключительно по памяти. Французский художник Гюстав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидев ее только один раз.
Мгновенная (иконическая) память характеризуется удержанием информации, только что воспринятой системой анализаторов (органами чувств) без ее переработки. Длительность такой памяти от 0,1 до 0,5 с. Иногда в литературе встречается другое название иконической памяти — ультракратковременная память. Процесс эйдетической памяти сознательно не контролируется, в частности, на него не влияет внимание. Способность зрительной памяти надолго запоминать зрительную информацию меняется у всех людей, однако по мере взросления у большинства она пропадает, сохраняясь в основном у представителей творческих профессий — художников, поэтов и т.д. Сохраняют такую способность специальные периодические тренировки.
Эйдетизм не ограничивается феноменом фотографической памяти, он формирует специфический тип человека с целым набором особенностей. Немецкий психолог, специалист по изучению эйдетизма Эрик Йенш еще в 1922 году показал зависимость эйдетических образов от содержания в воде и пище калия и кальция, что дало основание для разработки учения о связи эйдетических образов с железами внутренней секреции и в первую очередь со щитовидной железой. Гормоны щитовидной железы необходимы для памяти и ума. При гипотиреозе (при дефиците этих гормонов) замедляются биохимические процессы в сером веществе мозга, клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ, уменьшается количество межнейронных связей. Замечено, что эйдетизм непосредственно связан с повышенным возбуждением центральной нервной системы.
В своих трудах доктор Йенш приводит результаты исследований Штайном памяти южноамериканских индейцев: «Если бы я сам не задавал им вопросы, я никогда бы не поверил, что кто–нибудь без письменных заметок после одной–единственной поездки по реке смог составить столь полное о ней представление… У аборигена в голове была карта, более того, он точно помнил все мельчайшие события, случившиеся с ним на этом пути…» Ливингстон также писал об удивительной зрительной памяти туземцев, которым «достаточно один раз побывать в какой–либо местности, чтобы запомнить ее во всех подробностях». Доктор Йенш отмечал: «Впечатанная в мозг визуальная информация воспринимается не как нечто чуждое, навязанное извне, но как естественное внутреннее свойство, оно является не бременем, от которого необходимо избавиться, но одним из самых полезных качеств, которые толь- ко могут быть у человека. Она послушно следует за каждым поворотом такой подвижной и изменчивой психологической материи, как представление… Здесь главным является не столько фиксация, которая скорее нарушена, сколько непринужденное созерцание, когда свободно блуждающий взор воспринимает все мельчайшие подробности».
Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия установил, что эйдетик не воспринимает происходящие вокруг него события, даже если речь идет о человеческой трагедии. Лурия назвал эту защитную реакцию «самоотстранение» и считал, что она отличается от феномена расщепления личности, который развивается при шизофрении.
Было установлено, что эйдетики обладают способностью эффективно развивать идеомоторные акты, например, они усилием мысли легко снимают болевые ощущения. «Эйдетики без труда могут заставить свое тело повиноваться разуму. Он (Гитлер) просто «выключал» свою руку, благодаря чему мог, не чувствуя усталости, в течение долгих часов держать ее в подобном утомительном положении (в нацистском привет- ствии)», — писал Манфред Кох–Хиллебрехт в своей книге «Homo Гитлер: психограмма диктатора».
При тренировке зрительной памяти необходимо учитывать, что наш мозг использует при чтении те же нейроны, которые работают при распознавании лиц. Поэтому те, кто умеет очень быстро проглатывать печатный текст, часто обладают плохой зрительной памятью на лица — их соответствующие нейроны мозга переориентированы на быстрое чтение. Здесь необходимо сделать выбор, что для вас важнее. К сожалению, на различных курсах быстрого чтения слушателей об этом не предупреждают.
Замечено, что зрительная память лучше всего работает в серые, дождливые дни. Согласно исследованиям, в такие дни зрительная память людей возрастает в три раза. По такой версии, глаз пытается найти яркие краски и больше акцентируется на бытовых деталях, когда не удается порадоваться яркому солнцу и синему небу. Кроме того, установлено, что зрительно лучше запоминается информация, набранная (нарисованная) черным цветом на желтом фоне. Не зря, например, знак радиационной опасности выполнен именно в этих цветах.
Выполняя различные упражнения по развитию эйдетической зрительной памяти, необходимо помнить, что это требует активации правого полушария мозга, ответственного также и за эмоциональное состояние. Поэтому после таких занятий необходимо активизировать работу левого логического полушария мозга, снизив при этом активность правого полушария. Это может быть устный счет, решение кроссвордов, математических или шахматных задач. Можно использовать и различные физические упражнения, в которых задействованы правая рука и правая стопа. Например, сжатие–разжатие пальцев правой руки и правой стопы одновременно в течение нескольких минут.

Рассмотрим ряд упражнений по тренировке зрительной памяти:

1. Взять любую фотографию или книжную иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и постараться представить ее так, как будто вы продолжаете ее видеть. Делать так ежедневно по нескольку раз. Через некоторое время мозг научится воссоздавать запечатленную картинку с удивительной точностью.
2. Бросить на стол кучкой 4 — 5 спичек. В течение 2 — 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 — 14 штук, снова начать с 4 — 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом. Переходить к следующему упражнению можно, когда в воображении свободно удерживается не менее 10 спичек. Можно вместо спичек использовать цветные счетные палочки (запоминать количество, место расположения и цвет).
3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске.
4. Разложить на столе 7 игральных карт (или 7 домино) рисунками («камнями») вниз. Накрыть их платком и под ним перевернуть их рисунками («камнями») вверх. Снять платок и постараться как можно быстрее запомнить их. Накрыть платком и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество карт (домино).
5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту. Можно использовать домино.
6. Взять две колоды карт. Из одной колоды выбрать семь любых карт и выложить их перед собой. Постараться как можно быстрее их запомнить. Затем отвернуться от них, достать из другой колоды эти же карты и выложить их в том же порядке. Сравнить результат. Начинать можно с четырех карт, постепенно, по мере тренировки, увеличивая их количество.
7. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку.
8. Приготовить кубики, на гранях которых нарисованы цифры. Взять несколько кубиков и разложить их в беспорядке на столе перед собой. Постарайтесь запомнить положение кубиков и цифры на них. Например, вы положили четыре кубика с цифрами 1, 7, 4 и 9. Поставьте себе задачу выложить из них перед собой число 7914. Закройте глаза, четко представьте местонахождение каждого кубика и цифру на нем. Постарайтесь сразу определить по памяти местонахождение кубика с цифрой 7 и положить его перед собой. И так со всеми остальными кубиками. Постепенно увеличивайте количество кубиков.
Вместо кубиков с цифрами можно использовать кубики с разноцветными гранями и складывать их в определенном цветовом порядке. Можно исполь- зовать одновременно кубики с цифрами и цветными гранями, а также специально приготовленные одинаковые кружки/карточки с цифрами.
9. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат.
10. Изученную вещь (сначала простую) попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать.
11. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Сделать глубокий вдох, выдохнуть и расслабиться. Включить таймер, открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить.
12. Зайти в незнакомую комнату, через 15 секунд закрыть глаза и затем попытаться вспомнить все, что вы увидели.
13. Сесть за стол и положить перед собой закрытую книгу или журнал с большим количеством цветных фотографий и иллюстраций («Спецназ» как раз отлично подойдет! — Прим. ред.). Закрыть глаза и открыть любую страницу наугад. Продолжая держать глаза закрытыми, склонить голову к странице, которую вы только что открыли. Затем быстро открыть и закрыть глаза три раза подряд, оставив их в конце закрытыми, словно ваши глаза — это скоростной затвор фотокамеры, снимающей страницу. Представить с закрытыми глазами увиденную картинку.
14. Зрительную память можно также тренировать на прогулке или в общественном транспорте. Бросить короткий взгляд на прохожего или какой–либо предмет, закрыть глаза и постараться ярко и четко увидеть объект в течение 2 — 7 секунд. Проверить результат.
15. Пять — семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд испытуемый должен сказать, в каком положении находится выбранный предмет.
16. Взять картинку или фото с изображением незнакомой комнаты. Внимательно рассмотреть в течение одной минуты и постараться как можно подробнее запомнить изображение. При запоминании вида комнаты сначала запоминать то, что стоит на полу, а потом то, что на стенах, и затем — какова обстановка.
17. Если сейчас подойти к окну, то что вы увидите? Сказать по памяти. Описать по памяти подробно свою квартиру, комнату.
18. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «дорогвоН — Новгород». Для этого необходимо зрительно представить слово.
19. Взять один из заранее заготовленных листов с группой цифр. Например, расположив в три ряда следующие цифры: 3 6 8 (первый ряд), 5 7 2 (второй ряд), 4 8 6 (третий ряд). Внимательно посмотрите на лист и запомните цифры и их положение на листе. Отложите лист с цифрами в сторону и ответьте на вопросы:
— сумма второй цифры в первом ряду и второй цифры в третьем ряду;
— сумма третьей цифры во втором ряду и первой цифры в третьем ряду;
— разница последней цифры в третьем ряду и первой цифры в первом ряду;
— сумма вторых цифр в каждом ряду;
— сумма первых и третьих цифр в каждом ряду.
В дальнейшем можно увеличивать количество цифр и вопросов. Чтобы суметь выполнить это упражнение, необходимо иметь хорошо развитую зрительную память, так как при простом запоминании групп цифр новая информация будет вытеснять из памяти многозначное число, которое вы запомнили. В этом поможет мысленное представление «картины» записанного числа.
20. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 — 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке.
21. В течение 10 — 20 секунд рассматривать картинку с различными предметами, стоящими на столе. Убрать картинку и попытаться вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если его наклонить в ту или иную сторону. Написать порядок падающих предметов на листке. Можно использовать разноцветные кубики.
22. К специальным упражне ниям на развитие зрительного воображения можно также отнести: складывание паззлов; мысленное прокручивание увиденного фильма или телепередачи; проходя по улице, представить картину улицы за спиной, повернуться и проверить результат.
Александр ЛИТВИНОВ (Тверь), автор программы «Система развития индивидуальных актуальных способностей» — для «Журнала специального назначения»

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные. К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое, что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Как развить эйдетическую память?

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать, как завещал нам великий Шерлок Холмс.

Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь. Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Для развития памяти, максимально приближенной к эйдетической, полезным будет внимательное разглядывание картинок в течение 10-30 секунд (в ходе тренировок время желательно постепенно уменьшать) с последующим описанием того, что вы увидели. Постарайтесь припоминать мельчайшие детали, в точности восстанавливать в голове образ увиденного. Вспоминайте события минувшего дня, просмотренный фильм и другие увиденные явления. Некоторые специалисты советуют также вспоминать сны, однако, со снами могут возникнуть определенные проблемы: как правило, мы в принципе запоминаем их не полностью, непоследовательно, и вообще сны — это не всегда зрительные образы. Подробнее смотрите в статье «Интересные факты о снах».

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то,

что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

Всем привет! Знаете, что это за слово такое, эйдетическая память? В основном мы её называем фотографической или зрительной. Это умение запоминать образы и воспроизводить их с максимальной точностью. Считается, что очень маленький процент населения обладает этой способностью. И то, этот процент составляют дети и подростки. Сегодня же мы рассмотрим методы, которые помогут изменить эту статистику в лучшую сторону.

Рекомендации

Прежде чем перейти непосредственно к методам, хочу предложить рассмотреть рекомендации, которые помогут достичь большего эффекта во время тренировок. Ведь, как вы понимаете, абсолютно во всем необходим комплексный подход. Итак, приступим:

Стрессоустойчивость

Дело в том, что стресс негативно влияет не только на здоровье человека, но и на его умственные способности. Работа мозга нарушается, происходят изменения в его клетках, разрушаются нейроны. В общем, ничего хорошего. Но невозможно вот так взять и исключить неурядицы и проблемы из жизни. Да и поменять к ним отношение не всегда выходит.

Так что же делать? Сбрасывать накопившуюся негативную энергию, позволять себе отдыхать. Разговаривать с близкими людьми и просить в случае необходимости помощь и поддержку. В конце тяжелого рабочего дня обязательно уделять время своим внутренним переживаниям. То есть, пытаться осознать, что происходит в чувственной сфере и какие мысли тревожат, не дают расслабиться. Разбираться с последствиями стресса сразу и по факту, не доводя себя до нервного срыва, накапливая и игнорируя напряжение.

Кстати, отлично для этих целей подходит йога и медитации, дыхательные техники. вы найдёте подробную информацию для новичков, если не знаете, с чего начать практику.

Здоровый образ жизни

Думаю, вы в курсе, к каким негативным последствиям приводит любая форма зависимости. Особенно, если она химическая. В таком случае могут возникать провалы в памяти. Так что ни о каком её развитии и укреплении даже не может быть и речи, пока есть проблемы с алкоголем или наркотиками. Кстати, злоупотребление кофеином также влияет на мнемотехнические способности.

Обзаведитесь полезными привычками. Спорт, прогулки на свежем воздухе, изучение иностранных языков и чтение книг не только сделают вас здоровее, но и счастливее. А это поможет быстрей и качественней запоминать любую информацию, без особых усилий.

И это не просто обычный призыв вести здоровый образ жизни. Физические нагрузки усиливают кровообращение, соответственно, процесс насыщения кислородом клеток мозга более качественный и эффективный. А умственные помогают формировать нейропластичность, особенно, если возникают какие-то необычные задачи для решения. Нейропластичность – это способность наших полушарий «встраивать» в нейронные связи новые знания. Благодаря чему появляются ценности, убеждения, стиль поведения и вообще, опыт.
Кстати, вы найдёте материал о том, как завязать с алкоголем, а – с курением.

Мотивация

Не стоит приступать к выполнению упражнений, если у вас возникает масса сопротивления. Вы в таком случае просто потеряете время. Да и силы, потому что энергия будет уходить на попытки преодолеть сопротивление, а не на познание чего-то нового и интересного.

Также уделите внимание обстановке, в которой решили заниматься. Если есть раздражители, подумайте о том, как устранить их. Потому что концентрироваться в момент, когда звонит телефон или вокруг громко разговаривают коллеги, дерутся дети и прочее – смогут только гуру, практикующие медитации не один год. Обычный же человек после ряда неудачных попыток просто остановится.

Так что организуйте процесс таким образом, чтобы вам ничего не мешало.

Помимо прочего важно определить, для чего именно вы решили развивать этот тип памяти. Когда у вас будет мотивация, тогда вас не остановить. Даже если длительный период совсем не будет результатов. Разобраться с темой мотивации вам поможет эта статья.

Способы развития

Рисование

Если вы умеете хоть немного рисовать, то это упражнение поможет не только развить эйдетизм, но и улучшить художественные навыки. Вашей задачей будет просто всегда при себе иметь блокнот с карандашом. При любой возможности делайте зарисовки. Пусть то будет лицо незнакомца в поезде, ветка дерева за окном вашего кабинета, или чашка кофе, который вы заказали, ожидая любимого человека в кафе.

Игры

Играйте с партнёром, ребёнком или даже в полном одиночестве. В интернете полно картинок и фотографий, где необходимо найти отличия. Вы можете добавить немного азарта и устроить соревнование, кто из вас первым пройдёт задание. Или же определить для себя время, за которое вы наверняка справитесь. Это если партнёра для игры не будет.

Компания

Если у вас большая семья или компания друзей, можно не только весело провести совместно время, но и с пользой. Выберите первого участника, который должен будет внимательно рассмотреть всех присутствующих в течение двух минут. После чего выйти из комнаты ненадолго. Остальные же быстро за это время меняют какие-то детали своего внешнего вида. Например, девушки подкрашивают губы, а парни расстегивают верхние пуговицы рубашек. После чего тот, кто выходил, должен будет указать на каждый момент несоответствия с предыдущим образом. Можно придумать призы тем, кто наиболее быстро и точно справился с заданием.

Воспоминания

В психологии считается, что события, произошедшие в прошлом человека, имеют огромное значение для его будущего. Если с какой-то задачей он не справился, и какую-то ситуацию не пережил, не понял, она будет не раз давать ему знать о себе. Это называется незавершенный гештальт. О нём вы подробнее сможете узнать, нажав на эту ссылку.

Так вот, полезно для развития эйдетической памяти и для улучшения качества жизни в целом будет акцентирование внимание на воспоминаниях. Попробуйте мысленно вернуться к каким-то событиям в детстве, подростковом или юношеском возрасте. Главное, чтобы они не вызывали у вас грусть или страх, начните с тех, которые вам ценны и приятны.

Воспроизведите всю последовательность ситуации. Что было до её возникновения, как вы себя ощущали, что потом произошло, кто был рядом, предметы, попавшие в фокус внимания и, конечно же, чем закончилось.

Внимательность

Попадая в новые помещения, парки и города, старайтесь уловить как можно больше нюансов, которые обычно не привлекали вашего внимания. Это кстати очень полезный навык, способный обеспечить вам безопасность. Допустим, зайдя в торговый центр, осмотритесь, сколько выходов имеется. Запомните расположение магазинов, мысленно построив маршрут к каждому из них. Какая цветовая гамма преобладает и прочее.

Вот каким цветом стены в коридоре, где вы работаете, вы сможете ответить? А назовёте точное количество окон в кабинете или приёмной?

Формулы

Помните, как в школе необходимо было заучивать формулы, математические, химические? Сейчас понадобится делать тоже, только не путём частого повторения, а пробуя визуально представить себе её. Выберите для начала наиболее простую формулу. И смотрите на неё примерно секунд 20, не больше. Потом закройте глаза и воспроизведите то, что увидели. Со временем переходите к более сложным.

Чтение

Действительно, как развить эйдетику, не читая? Важно постоянно работать с текстами. Причем книгу или газету выбрать можно по своему вкусу. Главное, чтобы было интересно и познавательно. Возьмите себе за правило в день прочитывать не менее 10 страниц.

О том, как благоприятно это скажется на вашей жизни, успехе и здоровье, вы узнаете из этой статьи. Вот как раз с неё и можете начать свои тренировки.

Шахматы

Если нет партнёра для игры, то скачайте приложение на телефон. Даже если не умеете, существует масса обучающих программ, где вы узнаете о правилах и сможете попрактиковаться. Учёные давно выяснили, что игра в шахматы благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Неважно, взрослого или ребёнка. А необходимость запоминать и визуально воспроизводить комбинации, как нельзя кстати подходит к нашей сегодняшней теме.

Гениальность и эйдетическая память

Мне очень интересен феномен Николы Тесла ))). Меня, человека, у которого плохо «работает» визуальный (зрительный) канал (я очень смутно вижу картинки и образы) — всегда удивляло, как это можно было в голове!!! сконструировать станок, и в голове же держать его в работающем виде, чтобы, например, проверить, насколько износятся детали при интенсивной работе. Как у него это получалось?

Никола Тесла, сын сельского священника, родился в Хорватии (в то время часть Австро-Венгрии) 10 июля 1856 года и умер 7 января 1943 года (Прожил на свете он 87 лет). Он был изобретателем в области электротехники и радиотехники. Про него много написано, сняты фильмы, художественные и документальные. Он, насколько я понимаю, был довольно плодовитым изобретателем и учёным. 700 его изобретений включают электромагнитный двигатель, турбину, устройства беспроволочной передачи и дистанционного управления. Его открытие вращающегося магнитного поля в конце 1800-х годов является основой использования переменного тока, что сделало возможным передачу электроэнергии по всему земному шару. Именно Тесла составил проект первой электростанции на Ниагарском водопаде (его систему предпочли системе постоянного тока Томаса Эдисона). Его именем названа физическая величина: единица измерения магнитной индукции.

Говорят, что его некоторые его изобретения до сих пор спрятаны в неких секретных хранилищах.

Меня же заинтересовал феномен Теслы, с точки зрения того, что являлось основой для его изобретательского таланта, какая психологическая подоплёка?

Обратимся к тому, что рассказал про себя сам Тесла: «В детстве я страдал от необычного расстройства, связанного с появлением образов, часто сопровождавшихся вспышками света, которые искажали вид реальных объектов и вторгались в мои мысли и действия. Это были изображения предметов, сцены, которые я уже видел, и никогда — того, что воображал. Когда мне говорили что-либо, образ объекта, обозначенного этим словом, живо представал перед моим взором, и иногда я не мог отличить, было ли передо мной нечто такое, что я просто видел, или это можно было потрогать. Подобные видения вызывали у меня большой дискомфорт и тревогу… «

Дело в том, что наш мозг специальным образом «кодирует» наш прошлый опыт, включающий наши эмоции, которые возникают по отношению к этому опыту. Как кодирует? С помощью, например, яркости, цвета, величины «картинок», которые мы себе представляем, вспоминая о том, что было с нами, например, год назад, месяц назад, час назад.

То, что происходит в настоящий момент мозг тоже кодирует, и, обычно, мы очень хорошо различаем воспоминания о прошлом опыте и то, что происходит с нами в настоящий момент, а также прошлый опыт и настоящий момент мы отличаем от наших фантазий также с помощью «шифра». Кодирование происходит неосознанно и у каждого есть свои индивидуальные «коды».

Мозг Теслы в его детстве, судя по всему, кодировал «как реальность» воспоминания и никак не «различал» в кодировке настоящий момент и прошлый опыт.

Должно быть, в довольно юном возрасте Тесле пришлось немало помучиться. Вот что ещё он вспоминал: «Чтобы вы могли получить представление о моих огорчениях, представьте себе, что я видел похороны или что-то другое душераздирающее. Затем, неизбежно, в тишине ночи, живая картина этой сцены появлялась передо мной и оставалась перед моим взором, несмотря на все усилия ее убрать. Иногда она продолжала оставаться в пространстве, хотя я и мог проткнуть ее рукой»

Итак, феномен Теслы начинался с того, что:

1.Изначально у него сама по себе была способность к визуализации. И способность эта была очень сильная.

2. Способность к визуализации была ориентирована на его прошлый опыт, а не на фантазии: «Это были изображения предметов, сцены, которые я уже видел, и никогда — того, что воображал».

3. Способность к визуализации Теслы похожа на т.н. эйдетическую память.

(Эйдетизм (от греч. éidos — вид, образ) — когда человек всегда всё помнит, и эти воспоминания представляются ему «как живые».

Или, как пишет психолог Светлана Янковская: «Эйдетическая память … выражается в сохранении предельно ярких, красочных, детализированных образов предметов после того, как они перестали быть видимыми (слышимыми, осязаемыми). Эйдетик не воспроизводит образ предмета в памяти, а как бы продолжает его видеть. Продолжительность такого видения при воспоминании составляет примерно минуту, в редких случаях – до десяти минут. Учёные считают, что такое восприятие данных и объектов многократно увеличивает человеческие возможности, многие техники развития памяти задействуют приёмы эйдетики. В некоторой степени эйдетическая память схожа с галлюцинациями, однако, если галлюцинирующий человек убеждён в реальности видимых образов, то эйдетик осознаёт нереальность образа». По образному выражению У. Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”. В России А.Р. Лурия, если кому интересно, в своей работе «Маленькая книжка о большой памяти» описал подобный феномен у человека, который был эйдетиком.

Эйдетическую память впервые стал изучать немецкий психолог Э. Йенш.

Йенш выделил пять степеней эйдетизма:

  • латентный эйдетизм, наличие которого устанавливается лишь косвенным путем, а именно тем, что изменение величины послеобразов при приближении или удалении экрана от глаз наблюдателя не соответствует закону Эммерта. Закон Эммерта гласит, что послеобразы увеличиваются в своих линейных размерах в строго геометрической пропорции по мере удаления экрана от глаз наблюдателя;
  • слабые эйдетические образы от простых объектов (квадрата, круга и т.п.);
  • слабые эйдетические образы от более сложных объектов, в которых запечатлеваются некоторые детали рисунка;
  • эйдетические образы сложных объектов;
  • эйдетические образы высокой степени отчетливости и ясности от сложных объектов, которые были способны создавать такие таланты как, например, Гете, Бальзак, Флобер, Бетховен, А.Н. Толстой и, конечно, Тесла.

4. Теслу в детстве пугало то правдоподобие, с которым возникали у него в голове картинки, которые он никак не мог контролировать.

Вот как он пытался справиться со своим испугом: «Чтобы освободиться от этих мучительных явлений, я пытался сконцентрировать мой ум на чем-либо другом, что я видел, и таким образом добивался временного облегчения; но для того, чтобы его получить, мне приходилось постоянно вызывать в воображении новые образы. И вскоре я обнаружил, что запас тех образов, которые были в моем распоряжении, иссяк; мой источник, так сказать, иссох, потому что я мало видел мир. Я наблюдал лишь предметы в доме и в моем ближайшем окружении. Когда я делал эти умственные упражнения во второй или в третий раз, чтобы изгнать ужасные образы из моего воображения, это лекарство постепенно утратило свою силу».

5. Тесла научился справляться со своим «недостатком» следующим образом: «… я инстинктивно начал совершать воображаемые экскурсии за пределы того маленького мира, который знал, и стал видеть новые сцены. Они вначале были туманными и трудноразличимыми и сразу улетали, стоило мне сконцентрировать на них свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей. Вскоре я обнаружил, что добиваюсь наибольшего спокойствия, когда просто иду за моим воображением дальше и дальше, все время получая новые впечатления; и так я начал путешествовать, конечно, в мыслях. Каждую ночь (а иногда и днем), оставаясь один, я начинал мои путешествия …»

Со слов самого Теслы становится понятно, что он не стал подавлять процесс визуализации, а научился, пусть не сразу, «переключать» своё внимание на что-то другое… И не просто переключать, а конструировать новые образы, видеть «новые сцены», выходящие «за пределы маленького мира», который был ему знаком. Пусть ему понадобилось время для развития нового навыка, потому что он заметил, что сконструированные образы «вначале были очень туманными и трудноразличимыми и улетали, когда я пытался на них сконцентрировать свое внимание, но постепенно я научился их удерживать; они усилились и наконец приобрели четкость реальных вещей». И, скорее всего, способность Теслы «видеть сны наяву» развилась настолько хорошо в конце концов, что позднее он смог «видеть» реальные изобретения.

Кстати, другой гений, Альберт Эйнштейн, говорил, что всегда мыслил образами, а не словами или математическими формулами и что теория относительности выросла из его подростковой фантазии, когда он пытался зрительно представить себе, на что была бы похожа реальность, если бы он «ехал на конце светового луча». По-моему, у Теслы и у Эйнштейна есть нечто общее в переработке информации))).

6. Тесла, видимо, анализировал, то, что с ним происходило и сделал выводы: » Непрерывные умственные усилия развили мои способности к наблюдению и дали возможность открыть очень важную истину. Я заметил, что появлению образов обычно предшествовало реальное видение сцен при необычных или исключительных обстоятельствах, и в каждом отдельном случае они побуждали меня обнаружить первоначальный импульс. Через некоторое время это усилие стало почти автоматическим, и я научился очень легко соединять причину и следствие».

То есть, проще говоря, он понял, что у всего есть причина, и быстро обнаружил, какая именно причина вызывает тот или иной образ.

Скорее всего, анализ Теслы, с помощью которого он научился отслеживать цепочку от следствия к причине, наряду с тем, что он постоянно тренировал свою способность вызывать образы и удерживать их, привел его в зрелые годы к изобретательским успехам.

Вот как описывал этот процесс сам Тесла: «Мне было около семнадцати лет, когда я стал серьезно думать об изобретениях. Тогда, к моему огромному удовольствию, я заметил, что могу очень легко визуализировать. Мне были не нужны модели, рисунки или эксперименты. Я мог рисовать их в моем сознании. Так, бессознательно я пришел к тому, чтобы разработать новый метод материализации изобретательских идей и концепций, полностью противоположный чисто экспериментальному и, по моему убеждению, столь же быстрый и эффективный. В тот момент, когда некто конструирует устройство для проверки на практике сырой идеи, он неизбежно оказывается погрязшим в деталях и дефектах такого аппарата. По мере того, как он занимается его усовершенствованием и реконструкцией, способность к концентрации уменьшается, и он теряет представление о принципе, лежащем в его основе. Результатов можно достичь, но всегда за счет потери качества.
Мой метод иной. Я не спешу приступать к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу в воображении начинаю строить прибор. Я изменяю конструкцию, произвожу усовершенствования и у себя в мозгу привожу в действие этот прибор. И мне абсолютно безразлично, запускаю ли я свою турбину у себя в мыслях или испытываю в моей мастерской. Я даже могу заметить, что нарушилась ее балансировка. При этом не существует никакой разницы в результатах. Таким образом, я быстро развиваю новую концепцию и могу усовершенствовать ее, ни до чего при этом не дотрагиваясь. И как только я дойду до такой стадии, когда произведу в изобретении все возможные улучшения, которые я мог придумать, и когда больше не увижу нигде никаких недостатков, только тогда я воплощаю в конкретной форме продукт своего воображения. Мое устройство неизменно будет работать так, как я и рассчитывал, и результат эксперимента всегда получается таким, каким я его запланировал. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения. Почему должно быть по-другому? Инженерная работа, электрическая и механическая, приносила позитивные результаты. Почти не существует проблем, которые не поддаются математической обработке и результаты которых не могут быть рассчитаны или определены заранее на основе имеющихся теоретических и практических данных. Я утверждаю, что воплощение на практике сырой идеи, как это обычно делается, является ничем иным, как потерей энергии, денег и времени».(Никола Тесла. Мои изобретения).

И этим, конечно, Тесла разительно отличался от Эдисона, например, который утверждал, что «изобретение — это 1% вдохновения и 99% — пота».

Из всего этого, пожалуй, следует, что если бы в детстве Тесла испугался настолько, что подавил бы свои эйдетические способности, — то не о ком мне сегодня было бы писать, ибо не было бы феномена Теслы))).

Самое интересное, что практически 100 процентов представителей младшей возрастной группы являются латентными (скрытыми) эйдетиками, то есть дети младшего школьного возраста в массе своей практически все — эйдетики))). Про наличие эйдетических способностей у детей писал ещё Выготский в “Педологии подростка” , он рассматривал эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития. Он считал, что “… наглядные эйдетические образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”. Куда же это всё девается в более взрослом возрасте, например, куда это делось у меня? (ах, как бы эта способность мне сегодня пригодилась!)

Куда исчезает эйдетическая память в более взрослом возрасте?

У Выготского следующая гипотеза на этот счёт: “Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, … для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы. Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя, таким образом, свою основную психологическую функцию”. Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л.С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов”. (Л.Выготский, С.Геллерштейн, Б.Фингерт, М.Ширвинд «Основные теории современной психологии» 1930г. )

Как бы то ни было, мы в детстве постепенно учимся «не видеть» образы, связанные с воспоминаниями , и, наверное, многое теряем…

Ещё раз повторю, что Тесла не стал подавлять свои воспоминания, он проявил чудеса мыслительной гибкости, и, благодаря этому только усилил свои способности к визуализации, которые у него были с детства, что, как мне кажется, послужило основой его гениальности впоследствии, да речь не только о нём — похожие стратегии визуализации можно проследить у Леонардо да Винчи, Моцарта, Эйнштейна (о чём я упоминала выше).

Например, Моцарт сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто «переписывал» ее на бумагу. Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что «она была почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую… Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении». (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку).

Эйдетические способности помогали многим ныне известным художникам: «Я пишу в уме по три картины в день, но зачем портить холсты, которые никто не купит» (Модильяни). «Картину в уме можно просто даже как бы наложить на чистый лист и потом подштриховать». Так писали, к примеру, Рейнольде, Врубель, Надя Рушева. «Я вижу, как на бумаге проступают контуры будущего рисунка — мне остается только обвести их фломастером».

Я думаю, что многие гении обязаны своими достижениями тому, что они смогли развить свои способности к визуализации максимально полно, да не просто к визуализации, а именно в русле эйдетической визуализации))).

Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.

Так что же на самом деле такое эйдетическая память — признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?

Что это такое

Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Как развить

Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.

Метод Айвазовского

Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.

В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:

  1. Выбрать один предмет.
  2. В течение 4-5 минут пристально наблюдать за ним.
  3. Закрыть глаза, мысленно представить его и описать до мельчайших подробностей (цвет, размер, форма, детали).
  4. Открыть глаза, сравнить реальный и воспроизведённый в мыслях образы, подметить то, что было упущено.
  5. Повторить упражнение с самого начала.
  6. Делать до тех пор, пока образы полностью не совпадут.

С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.

Упражнения на развитие фотографической памяти

Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение

Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.

Упражнение 2. Ассоциации

Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.

Упражнение 3. Текстология

Цель — развить фотографическую память на тексты.

Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача — как можно быстрее найти свежие вкрапления.

Упражнение 4. Палиндромы

Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.

Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.

Нейробика

Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика — гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:

  1. Постоянно ходите в одно и то же место (на работу, в магазин) разными маршрутами и при этом выполняйте упражнение на непринуждённое наблюдение (см. выше).
  2. Раз в неделю с утра до вечера все манипуляции, которые вы привыкли выполнять правой рукой, делайте левой (чистите зубы, держите ложку, пишите).
  3. Раз в день вычитывайте высокоинтеллектуальный текст на тематику, в которой вы ничего не понимаете. Старайтесь вникнуть в каждое слово и уловить смысл.
  4. Отвечая на чьи-то вопросы, следите за построением своей речи. Говорите так, словно пишете сочинение. При этом всё произнесённое должно чётко воспроизводиться в голове в виде текста.
  5. Отключите звук у телевизора и постарайтесь понять, что говорят с экрана. Потом проверьте себя (записи передач можно найти в Интернете).

Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.

Проблема эйдетизма

С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.

В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.

Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?

Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.

Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.

В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.

И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.

На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.

Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.

Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.

Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) — мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) — наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) — наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) — за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) — помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) — после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета — воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) — наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

Эйдетизм – это способность к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных) отдельных предметов или сцен, после прекращения их непосредственного восприятия. Этим образам характерно отличие от обычных привычных тем, и психика продолжает воспринимать объект при его фактическом отсутствии. Другое определение эйдетизма характеризует его как способность самостоятельно вызывать и удерживать во внимании образы, которые по силе воздействия своих сенсорных характеристик идентичны или же превосходят реальность. Явление и принципы его функционирования изучены не до конца и имеют проявление лишь у незначительного процента взрослого населения, тогда как в детском возрасте эйдетизм считается более популярным явлением. В дальнейшем функции эйдетической памяти утрачиваются или значительно слабеют в процессе развития вербальных навыков.

Эйдетизм это в психологии научное определение, которое в непрофильной литературе и бытовом употреблении называют фотографической памятью. Как одного из мнестических видов фотографической памяти не существует. В результате экспериментов, направленных на установление факта ее бытия как таковой, было выявлено, что никто из группы испытуемых не может полноценно выполнить условия поставленного эксперимента (воспроизвести по памяти текст, перевернутый задом наперед, тогда как при взгляде на фотографию эта задача не составляет особого труда).

Наличие склонностей к эйдетизму обусловлено физиологическими факторами (генетика, развитие мозга, его нейропластичность), но как конституциональный признак сохраняется у сравнительно малого количества взрослых. Отмечено также, что сохранение способностей к эйдетизму связано с характером деятельности человека, и у творческих профессий встречается чаще.

Развитие эйдетизма имеет несколько направлений тренировок, в ходе которых, безусловно, улучшаются мнестические способности, но не всегда развивается именно эйдетический тип памяти.

Что такое эйдетизм?

Эйдетизм это в психологии одна из разновидностей памяти, присущая человеку, известная в основном своей направленностью на восприятие зрительных модальностей и позволяющая воспроизводить детализированный и полный воспринятый образ, часто с сопровождением ярких образов других модальностей (звуков, запахов, прикосновений). Как отдельный специфический вид памяти и предмет изучения, способности к эйдетизму были определены сравнительно недавно.

Эйдетизм это разновидность образной памяти, выраженная в сохранении явных, очевидных изображений предметов после затихания их взаимодействия на органы чувств.

Первая работа, изучающая эйдетическую память, появилась в 1907 году, данный вопрос изучал В.Урбанчич. Позже, в 1925 году П.П. Блонский и С.В.Краков вновь поднимают вопрос о ранее не изучавшемся виде памяти. Ставятся эксперименты, анализируются данные, были даны определения понятию эйдетизм.

Ученые стремились в своих научных изысканиях не только изучить процессы эйдетизма, но также и найти способы, которые позволят развить эйдетизм у каждого человека. В ходе экспериментальных изучений было выявлено, что способность имеет врожденные характеристики и не всегда поддается внешнему влиянию. Были получены результаты, в которых описаны повторяющиеся случаи возникновения расстройств шизофренического спектра, сопровождающиеся суицидальными попытками вследствие предпринятых настойчивых, но неумелых стараний вызвать насильственно эйдетические образы. Успешным средством в купировании данных негативных последствий оказалось повторное вызывание эйдетических образов, но грамотно поставленным методом.

Эти исследования лишь подтверждают схожесть эйдетической памяти с галлюцинациями, основное отличие в том, что человек, воспринимающий эйдетические образы, осознает их нереальность. Находятся эти образы в пространстве между представлениями и ощущениями, характер их возникновения скорее спонтанный.

Определенные задатки эйдетизма присущи каждому человеку, различие их проявления в жизни состоит в том, насколько они заглушились в процессе развития личности или, наоборот, какую степень развития приобрели.

Э. Йенш разработал типологию эйдетиков по степени выраженности и проявленности данной особенности:

— нулевая: характерно появление непродолжительного послеобраза с измененными признаками объекта (остаточные блики в глазах, после взгляда на лампочку);

— первая: необходимо закрепление образа (повторное предъявление стимула или фиксация внимания на объекте) перед его появлением, сам образ носит некоторые признаки или элементы составляющие объект восприятия;

— вторая: характерны слабые или не полные образы, необходима фиксация (возможно проявление в послеобразе общей формы предмета или его отдельных элементов, сам послеобраз неустойчив);

— третья: появляются слабые и средние зрительные образы простых объектов, можно обойтись без фиксации; при взаимодействии со сложными образами возможно проявление отдельных элементов;

— четвертая: формирование ясных и содержательно полных образов даже сложных объектов;

— пятая: характерно восприятие сложных образов во всей полноте с проявлением мельчайших деталей.

На основании конституциональных предпосылок, эйдетиков условно разделяют на две группы: к первой относятся те, чьи эйдетические образы настолько стойки, что могут приобретать навязчивый характер, не подвержены влиянию внешней стимуляции; ко второй группе относятся люди, наделенные способностью самостоятельно произвольно вызывать и развивать эйдетические образы.

Сам эйдетизм является первичной стадией, на которой восприятие и память едины, и не поддаются дифференцировке. Только впоследствии происходит разделение на два отдельных психических процесса. Также было определено, что именно эйдетическая память является базисом для дальнейшего развития образного конкретного мышления, являющегося характерным и преобладающим именно в детском возрасте.

Эйдетизм способности присутствуют у каждого, в какой именно тип их проявления они выльются, зависит от генетической предопределенности, а какой степени развития достигнут, во многом, зависит от приложенных стараний самого человека.

Как развить эйдетизм?

Развитие эйдетизма набирает большую популярность, появилось множество школ, направлений и методик, способствующих развитию этого специфического вида памяти.

Развитие эйдетизма начинается с качественного изменения ежедневного образа жизни. Первоочередным заданием будет формирование стрессоустойчивости и новых стратегий адаптации к стрессогенным факторам. В тревожных, стрессовых и депрессивных состояниях меняется функционирование мозга и под этим влиянием могут подвергаться разрушению нейронные связи и мозговые клетки определенной области коры, отвечающие за память. Справиться с такими состояниями в крайних случаях возможно при помощи психотерапевта и антитревожных, антидепрессивных препаратов. Но стоит учитывать, что кризисная ситуация, вынуждающая обращаться за посторонней помощью, наступает не сразу, стоит принять меры самостоятельно, не допустив развития пагубных состояний в критическую стадию.

Хорошо помогает при стрессе прислушаться к внутренним истинным потребностям и желаниям и по возможности их выполнить, медитации и йога также оказывают благоприятное снижающее воздействие на уровень тревожности. Стоит отказаться или хотя бы уменьшить количество вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, излишнее потребление кофе, хронический недосып), которые также способствуют атрофии мнестических функций. И наоборот приобрести привычки в постоянной нагрузке, как физической (зарядки, тренировки, прогулки) так и умственной (настольные игры, изучение языка, решение головоломок, постоянное чтение книг, посещение дополнительных обучающих курсов).

Физическая активность улучшает кровоснабжение всех участков организма и тканей мозга, упражнения необходимо организовать так, чтобы в каждом дне присутствовало минимальное (30 минут) количество физической нагрузки. Помимо улучшения физического тонуса и обогащения кислородом, физические упражнение помогают сбросить накопившееся в мышцах нервно-психическое напряжение. Умственная нагрузка также должна быть постоянна и распределена по всему временному промежутку, чем стабильнее тренировки для мозга, тем легче происходит запоминание. Если максимально полно использовать все представляющиеся в течение дня возможности, то при затрате минимума дополнительных усилий можно получить ощутимый результат.

Как развить эйдетизм? Тренировка эйдетизма заключается в выработке определенной стратегии запоминания, начинающей свой отсчет с правильно организованного процесса, где максимально исключены все факторы, способные отвлечь от изучения материала. При запоминании информации следует пользоваться зрительными ассоциациями, а также приемом повторения или использования полученной информации в максимально близкие временные сроки (это подходит для небольшого объема информации, например имени собеседника).

Развитие эйдетизма возможно в будничных условиях, не применяя особых техник и не выделяя определенного времени. Так, можно выбрать любого человека на улице, а потом перевести взгляд и максимально полно в памяти воспроизвести его внешний вид, детали одежды. Точно так же можно стараться запоминать и через некоторое время воспроизводить все зрительные образы, которые попадаются вам по пути (вывески, деревья, здания), а потом, возвращаясь проверять, насколько успешно было выполнено упражнение.

Эйдетизм, возможно, тренировать такими упражнениями:

— запоминание формул – необходимо несколько изображений формул, на которые можно смотреть в течение 10-20 секунд, после чего необходимо воспроизвести то, что запомнили. С каждым разом необходимо усложнять задание, повышая сложность и количественный состав формул;

— запоминание текста – необходимо выбрать абзац текста и рассматривать его в течение нескольких секунд, как картину (не читать), а впоследствии, воспроизвести то, что запомнили;

— блок упражнений, выполняемых последовательно для развития эйдетической памяти: необходимо направить внимание на объект в течение пары минут, максимально изучая объект (так тренируется внимание); затем требуется выбрать другой объект и удерживать внимание на нем на вдохе, стараясь максимально запомнить, а на выдохе очищать память от образа объекта; следующим этапом выбирается для наблюдений определенный объект, который созерцается несколько минут, после чего постараться максимально воспроизвести его образ с закрытыми глазами; выбрать для наблюдения абсолютно разные предметы, по очереди внимательно смотреть на предметы, затем мысленно наложить один образ на другой.

Также помогут улучшить память, а соответственно и развитие эйдетизма, определенные препараты, улучшающие работу мозга и обменные процессы. К таким препаратам относятся Пирацетам, Ителлан, Витрум мемори, Глицисед и витамины группы В. Какой препарат выбрать, длительность курса и дозировку лучше подскажет невропатолог, психиатр или психотерапевт, учитывая индивидуальные особенности.

При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.

Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать? Команда Elgreloo.com подготовила ответы на интересующие вас вопросы.

Что такое эйдетизм и эйдетика?

Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

Эйдетизм – это вид памяти, который позволяет воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги. Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное. Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

  1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
  3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

Для кого подходит методика эйдетика?

Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:

  • миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
  • вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
  • вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
  • вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.

Эйдетика для детей

В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.

Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее и качественнее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации.

Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).

Эйдетика для взрослых

Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше. Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом. Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *