Доктор Моррис

В социологии существует понятие ресоциализация означающее разрушение

Ресоциализация личности

За гармоничную повторную социализацию вначале несет ответственность семья индивида, затем школа и учебные группы, потом различные организации социального предназначения. В роли профилактических структур выступают правоохранительные органы.

Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое разительно отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил. Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций. Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает. Так, например, все бывшие заключенные проходят данный процесс, который заключается во вживании индивида в существующую систему представлений и ценностей. Процесс ресоциализации проходят эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду. Они проходят через отвыкание от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, что компенсируется за счет приобретения нового опыта.

Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.

Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Решением проблемы повторной социализации занимаются чиновники на государственном уровне, разрабатывается определенный комплекс мер. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.

Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).

Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Ресоциализация в семье

Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.

Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.

От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.

Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.

Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.

Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки. Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества.

Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

  • диагностика особенностей личности каждого заключенного;
  • выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
  • выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
  • обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
  • восстановление разрушенных социальных связей;
  • формирование позитивной сферы целеполагания;
  • восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
  • использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Ресоциализация детей

Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.

Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их. Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.

Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.

Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.

Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.

Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях. Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений. Важнейшим принципом в процессах ресоциализации подростков является опора на их позитивные качества.

Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности. Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями. Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.

Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е. восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается), стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.е. неравнодушное эмоциональное отношение к личности детей и их поступкам.

Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.

АДАПТАЦИЯ, ДЕЗАДАПТАЦИЯ И РЕАДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Социальное развитие человека во многом зависит от его активности в самопроявлении. Последняя во многом определяется его состоянием, тем, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде. Чем более комфортно человек чувствует себя в социуме, тем больше он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

В результате изучения главы 10 студент должен:

знать

  • • сущность адаптации, дезадаптации и реадаптации их место и роль в социальном развитии, социализации человека;
  • • причины дезадаптации, ее проявление и влияние на процесс и результат социализации человека;
  • • взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации;

уметь

• учитывать взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации в социально-педагогической работе с ребенком;

владеть

• знаниями о взаимосвязи адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации, необходимыми в социально-педагогической работе с ребенком.

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации, которая характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения общества. Социальная адаптивность человека – состояние наиболее благоприятное для его социализации при проявлении целесообразной активности.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет последнему не просто проявлять себя, свое отношение к людям и деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различных условиях жизнедеятельности в том числе, к исключительно сложным и неблагоприятным. Адаптационные возможности у каждого человека свои и они значительны. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды жизнедеятельности (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе). Она позволяет человеку накапливать опыт, необходимый для успешной самореализации, социализации. Для ребенка – это наиболее благоприятные естественные и необходимые условия, которые могут быть созданы в семье, детском саду, школе.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях конкретной среды в данный период времени, как отражение степени его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней.

Умение видеть нетипичное проявление ребенка в среде (семье, детском саду, школе, сотрудничестве со сверстниками, на улице) позволяет воспитателю своевременно реагировать на его дискомфортность. Однако, практика свидетельствует, что последний далеко не всегда может сделать это, так как необходимо хорошо знать ребенка и присущее ему своеобразие проявления в различных условиях. Воспитатель должен внимательно изучать причины подобного состояния воспитанника и помочь ему в адаптации, преодолении возникших противоречий, трудностей, что позволит лучше реализовываться в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития, социализации.

Адаптация человека как результат является свидетельством того, в какой степени он приспособлен к условиям среды жизнедеятельности. Для ребенка она указывает на комфортность для него данных условий, что выступает одним их факторов благоприятного самопроявления в развитии и социализации. Это – оценка соответствия (несоответствия) адаптивности ребенка применительно к его возрасту к условиям среды, что позволяет ему наиболее полно проявить себя во взаимоотношениях и поведении, в учебе и играх. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависит от индивидуального своеобразия, опыта адаптации, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Предрасположенность человека к адаптации представлена на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Предрасположенность человека к адаптации

Индивидуальное своеобразие человека – это то, что характерно для него, позволяет ему адаптироваться в той или иной ситуации, и проявляется его качествах и свойствах. С возрастом человек меняется, на его своеобразии сказывается жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки. В процессе изменения качества и возможности совершенствуются или утрачивают, что сказывается на его приспособляемости.

Опыт адаптации способствует формированию у человека качеств, которые помогают ему быстро вживаться в новые условия той или иной ситуации, приспосабливаться к ней и подобной ей (типичной), что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыта приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит адаптация. Опыт позволяет ему сокращать время адаптации к среде и он способен достаточно активно приспосабливаться к условиям, в которых уже был (типичным, сходным).

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации, снижает действенность его опыта. Постоянно находясь в одних условиях он с трудом адаптируется к новым. Возникновение такой потребности вызовет у человека определенные трудности. Например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется в детском саду, школе.

Настрой – это внутренняя предрасположенность к адаптации, которая сказывается на состоянии человека. При наличии опыта, но отсутствии настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время, настрой может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно его увлекать, стимулируя проявление интереса, желания, устремленности.

Состояние определяет настрой. Оно определяется внутренними (состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом) и внешними (новизной, приятием или неприятием среды) факторами. Состояние бывает благоприятным и неблагоприятным и может меняться в процессе адаптации в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации как в позитивную, так и в негативную сторону.

Самоактивность – это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации к среде, позволяя или преодолевать трудности и адаптироваться, или не адаптироваться.

Для ребенка большое значение имеет адаптация в семье, детском саду, школе. В детском саду она позволяет ребенку чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей самоактивность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития, социализации ребенка во многом определяется воспитательной программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (ссузовской, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация важна и в других условиях. Это:

  • – адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза);
  • – профессиональная адаптация в связи со сменой места работы;
  • – адаптация в после профессиональной сфере (пенсионера).

Каждая из них имеет свое содержание и жизненное значение для человека. Например, адаптация выпускника образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат его приспособления к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени человек реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигать положительных результатов. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей и применима к любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зависит от опыта соответствующей деятельности, настроя, состояния, самоактивности и, возможно, временного перерыва в деятельности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживают развитие их адаптационных возможностей. Такие дети, появляясь в новых условиях, испытывают большие трудности в адаптации, а, следовательно, в самореализации, социальном развитии и социализации.

Человек, который приобретает опыт адаптации, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Последнее необходимо ему в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе оно обозначает способность обучаемого к гибкой переориентации на содержание, формы и методы обучения, которые используются в образовательном учреждении.

В специальной литературе существует такое выражение как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы) и функциональные изменения нервной и сердечно-сосудистой систем.

Если существует адаптивность, то должно иметь место и противоположное качество. Неадаптивность проявляется в том, что человек испытывает большие трудности в адаптации к новым условиям обстановки, характеру общения и деятельности, преодолеть которые самостоятельно он, как правило, не может.

Адаптация человека во многом зависит от среды. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественной адаптации к ней человека (группы). Существуют адаптированные среды, наиболее подготовленные для определенных категорий людей. Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста.

Ситуационные адаптационные возможности человека не постоянны. В зависимости от условий, своеобразия и состояния последнего они могут снижаться или повышаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

>Что такое ресоциализация: примеры

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум. Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.

Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Ресоциализация подростков сложный процесс, успех которого зависит от множества различных факторов.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.

Использование термина

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки. Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами

Десоциализация и ресоциализация: различия

Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них.

Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.

В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.

Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.

В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Один из примеров десоциализации — совершение преступления, что означает нарушение общественных, законодательных норм и посягательство на охраняемые ценности.

Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества.

Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:

  • принудительная изоляция от общества;
  • включение осуждённых в однополые группы;
  • жёсткая регламентация поведения на всех уровнях;
  • облачение в спецформу;
  • замена имени на «номер», старой обстановки на обезличенную;
  • отвыкание от прежних ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • утрата свободы действий.

При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно.

Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам.

Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.

Чтобы снизить вероятность рецидива преступления, важно нейтрализовать негативные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобождённых к условиям жизни на свободе.

Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.

При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.

Ресоциализация осуждённых к лишению свободы

Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур.

Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства.

Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.

Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:

  • исполнение наказания;
  • ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме.

Ресоциализация включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека.

Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление.

Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения.

При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные.

Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом.

Восстановление в правах предусматривает учёт ключевых положений Конвенции ООН, касающихся прав человека на:

  • жизнь;
  • достойное существование;
  • получение образование;
  • труд и пр.

Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений. С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых.

Социальная ресоциализация

Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников.

К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь.

Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии.

К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс.

Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни.

Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:

  • закон о социальной адаптации осуждённых;
  • правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;
  • ответственность местных органов власти.

Что такое психологическая ресоциализация?

Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока.

Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе.

Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся.

В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности.

Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:

  • психопрофилактику;
  • психокоррекцию;
  • психотерапию в кризисных и критических ситуациях.

Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:

  • раскаяние;
  • осознание вины, очищение;
  • выработка социального иммунитета.

Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *