Доктор Моррис

Понятие общения в психологии

Представления о развитии общения

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Филогенетическое развитие общения

Филогенез — историческое формирование группы организмов, в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.)русск., и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты.

Онтогенетическое развитие общения

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения.

Формы коммуникационного действия

Основная статья: Виды коммуникации

Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.

Подражание

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
  • Предметное общение — общение с предметами, наделив эти предметы эмоциональным фоном, например детские игрушки, или роботов, «умных» изделий, носителей информации с эмоциональным содержанием или проявления.

Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Паравербальные. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь. Различают три вида паралингвистических средств:
    • фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
    • кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
    • графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (, § и другие).
  • Невербальные

Речь

Основная статья: Речь

Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы́к — знаково-символическая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь — это система знаков, включающая:

  1. слова с их значениями,
  2. синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.

Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи:

  • Б. Кроче — средство эмоционального выражения;
  • О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер — средство выражения и коммуникации.
  • А. Марти, П. Вегенер — только средство воздействия.
  • К. Бюлер — функции выражения, обращения и сообщения.

В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Свойства речи:

  1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Невербальное общение

Основная статья: Невербальное общение

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Средства невербального общения:

  • Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»
  • Жестикуляция (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
    • Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела. Наукой о языке тела и его частей является кинесика.
  • Визуальный контакт
  • Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

Общение животных

Биокоммуникация (гр. bios- жизнь и лат. communico — связываю, общаюсь) — связь, общение между особями животных одного или разных видов путём передачи информации при помощи различных сигналов.

Передача информации (генерация) осуществляется специальными органами (голосовой аппарат, пахучие железы, форма тела, поза, окраска, поведение животного и т. п.). Приём информации (рецепция), осуществляются на сенсорном уровне, органов обоняния, вкуса, зрения, слуха, электро-, термо-, механо- и др. специальными рецепторами. Передаваемые сигналы обрабатываются в разных частях нервной системы, сопоставляется (интегрируется) в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма.

Сигналы животными подаются в различных контекстах, которые соответственно влияют на их значение, к примеру, с их помощью обеспечивается защита от врагов и неблагоприятных факторов среды, облегчается поиск корма, особей противоположного пола, происходит общение родителей и потомства, регулируются внутри- и межвидовые взаимодействия и др.

Изучение поведения организмов, их сигнализации, общения и связей позволяет глубже понять механизм структурирования видового населения и наметить пути и способы управления его динамикой. Для многих видов животных этологами, зоопсихологами и другими специалистами составлены каталоги с описанием языка поз, мимики, жестов.

Зоосемиотика — научная дисциплина, описывающая биокоммуникацию животных (передачу информации от одной особи к другой) с позиции содержания их коммуникативных действий (см. также Семиотика).

Информативное содержание коммуникативных действий может относиться:

  • к сферам опознания — опознание принадлежности особи к определенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
  • к мотивации поведения — информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения, эмоциональное состояние и пр.;
  • к отношениям со средой — оповещение об опасности, нахождении корма, места для отдыха и пр.

По происхождению и механизму действия формы общения различаются каналами передачи информации (оптические, акустические, химические, тактильные и др.)

Социальные животные (дельфины, приматы, собаки, пчелы, муравьи) имеют особо сложные формы общения, что выражается в согласованных совместных действиях для эффективного функционирования своего сообщества как единого целого.

Помехи в общении

Во всех моделях описывающих процесс общения, для описания помех в декодировке сообщения посланного по каналу общения применяется термин «шум». Существуют разные типы шумов:

Шум окружающей среды

Шум в традиционном понимании этого слова, то есть посторонний звук, мешающий принять сообщение. В качестве примеров можно привести сложность общения на дискотеке, стоя под громкоговорителями, или затруднение лектора, рядом с аудиторией которого идёт строительство.

Физиологический шум

Речь идёт о ситуации, когда у принимающего сообщение имеется определённое физиологическое состояние, затрудняющее ему приём данного сообщения (например, глухота или слепота).

Смысловой шум (семантический барьер)

Шум, происходящий от различного понимания смысла слов посылающим и принимающим сообщение. Например, слово «трава» может означать определённую форму растений, а может иметь сленговое значение — марихуана.

Синтаксический шум

Ошибки в грамматике или синтаксисе могут сильно затруднять общение. Как правило, от этого типа шума страдают люди, передающие сообщение на неродном для себя языке.

Культурный шум (социально-культурный барьер)

Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия во взглядах, привычках, традициях, приводящие к различным объяснениям и восприятию тех или иных понятий и явлений. Общение между представителями разных культур может быть затрудненно взаимонепониманием связанным с использованием кодов, подходящих лишь к конкретной культуре. В качестве примеров можно привести пожелание «счастливого рождества» обращённое к человеку, не являющемуся христианином.

Психологический шум

Настроение принимающего сообщение может способствовать эффективному общению или, наоборот, затруднять его. Сильный гнев или печаль мешают сфокусироваться на приёме сообщения. Между «донором» и «реципиентом» информации могут возникать коммуникативные барьеры — психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомительной или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения:

  • Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечётко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
  • Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
  • Логический барьер появляется, когда логика рассуждения говорящего или слишком сложна для понимания слушающего, или кажется ему неправильной, противоречит присущей ему манере доказательств.
  • Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать либо неприятие говорящего из-за его неавторитетности в глазах слушателя, либо наоборот, во время общения с человеком, который является для собеседника очень авторитетным, участник общения может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
  • Барьер отношений. При возникновении у слушателя чувства неприязни, недоверия к говорящему это чувство может неосознанно переноситься и на информацию, которую тот передаёт.

Психологические расстройства, как, например, аутизм, могут затруднять общение до уровня, когда оно перестаёт быть возможным.

Примечания

  1. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89353-411-5.
  2. 1 2 Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  3. Филогенез // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  4. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  5. Глава 20 Общение // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  6. Подражание — Социальная психология — Яндекс. Словари Архивная копия от 2 апреля 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  7. Подольский А. И. Подражание // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 65. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5, ISBN 5-9268-0340-3.
  8. Общение // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. — ISBN 985-433-167-9. (копия)
  9. 1 2 3 Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  10. Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  11. Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  12. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  13. Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  14. Часть Общая характеристика психической деятельности животных. Глава Инстинктивное поведение. Инстинктивное поведение и общение. Основы зоопсихологии. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  15. 1 2 3 Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  16. 1 2 Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
  17. 1 2 Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  18. Куницына, Казаринова, Погольша, 2001, Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

Понятие общения и его виды

ОБЩЕНИЕ — это процесс передачи и восприятия сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, охватывает обмен информацией между участниками общения, ее восприятия и познания, а также их влияние друг на друга и взаимодействием по достижению изменений в деятельности.

Динамику процесса общения можно представить следующим образом: а) передатчик, отправитель; б) получатель, приемник, адресат; в) канал связи; г) шум, сигнал; д) код, декодер.

В структуру общения относятся:

• коммуникативно-информационный компонент, означает прием (реципиент) и передачи (коммуникатор корреспондент) сообщений и будущий обратную связь, в основе которого — психологический контакт;

• познавательный (перцептивный) компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

• интерактивный (конативный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведением.

Выделяют следующие виды общения:

• межличностное;

• между личностью и группой;

• групповое и межгрупповое;

• массовое;

• доверительное и конфликтное;

• интимное и криминогенная;

• деловое и личное;

• прямое и опосредованное;

• терапевтическое и ненасильственное.

Безусловно, общение возможно только с помощью знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Когда общаются с помощью невербальных средств, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движение всего тела в целом (пантомимика), дистанция и тому подобное. Причем выражение лица иногда лучше, чем слова, говорит об отношении к собеседнику. Известны гримасы, которые выражают преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть и тому подобное.

В межличностном общении обычно применяют письменное и устное вещание.

Преимущества письменной речи становятся определяющими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Невербальные средства общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; проявлять эмоции, отражать оценку ситуации. Как правило, они не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Невербальные средства точно скоординированы между собой и словесными текстами. Несогласованность отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. Невербальные средства общения, в отличие от языка, человек, который говорит, а также та, которая слушает, понимает не полностью. Никто не может все свои невербальные средства полностью контролировать.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

• кинетика (движение рук, ног, головы, туловища)

• направление взгляда и визуальный контакт;

• выражение глаз

• выражение лица;

• вне (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);

• кожные реакции (покраснение, пот);

• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему; личное пространство)

• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средств изменения внешности (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и др.).

2. Акустические (звуковые):

• связанные с речью (интонация, звук, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

• не связаны с речью (смех, плач, кашель, дыхание, скрежет зубов, «шморгання» носом и т.п.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

• физическое воздействие (вести слепого за руку, контактный танец и др.);

• такевика (рукопожатие, хлопки по плечу).

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическая взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Эту проблему нужно ограничивать умениями и навыками коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов — в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида партнеров с помощью органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приема-неприятие оказываются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, свидетельствующие о том, нравимся мы друг другу или нет.

На стадии возникновения контакта значительную роль играет внешняя привлекательность человека, благодаря которой она приобретает особый, высший Коммуникативный потенциал. На этом пути ей необходимо продемонстрировать другие, столь же значимые для достоинства своей личности свойства. Это могут быть привлекательны психологические свойства (ум, доброта, отзывчивость и т.д.), деловые качества, социальный статус, который проявляется в различных формах невербальной и вербальной поведения. В них проявляются все грани человеческой привлекательности, которые определяют обаяние личности.

Обаяние — это нечто большее, чем физическая привлекательность. Человек может быть красивой, но холодной, нечаривною. Очарование — в глазах, которые искрятся, в сверкающих улыбке, в мягких жестах и ласковой интонации, в настроении и одновременно — в оправданных ожиданиях партнера.

Обратная связь как процесс взаимонаправленных соответствующих действий служит поддержанию контакта. Однако его наличие не всегда свидетельствует прочность и психологическую глубину общения. В частности, в реальном общении обратная связь является чисто внешним, демонстрационным. Партнер поддакивает своему собеседнику, не углубляясь в то, что ему говорят. Тот, кто говорит, начинает проявлять агрессивность и другие нарушения коммуникативного поведения. Психологическая общность партнеров укрепляет их контакты и обусловливает развитие взаимосвязи.

В рамках информационного аспекта общения расширяется круг психологических проблем, связанных с передачей и восприятием сообщений. Информационные потоки в каналах коммуникации является живой силой человеческого общения и общественного прогресса.

Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и т.п.), по которым закреплено вполне конкретные значения. Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых происходит процесс общения. Знание языков расширяет информационные возможности человека. Количество языков может быть неограниченным в зависимости от практических потребностей и технических возможностей.

По целям сообщения информацию разделяют на информационную, регуляторную и эмоциональную. Если передают только сведения об объекте, то информация должна информационных целей. Если же общение рассчитано на побуждение партнера к действию, то информация приобретает регуляторной нагрузки. Эмоциональную информацию адресовано к чувствам и переживаниям реципиентов.

Информационная беспристрастность сообщений требует четкой логики, лаконичности, лексической взвешенности с точки зрения содержательной идентичности, наибольшей однозначности в понимании сообщения партнерами. Побудительный эффект регуляторной информации в большей степени связан с мотивационной заинтересованностью участников общения в том или ином сообщении. Эмоциональности информация приобретает в основном благодаря экспрессивном аранжировке сообщения. В этом большую роль играют выразительные движения и интонация участников общения.

В информационном аспекте общения появляются два направления психологического взаимодействия партнеров. Один из них связан с восприятием и пониманием смысла сообщения, другой — с восприятием и пониманием личности партнера. Эти процессы находятся в сложных взаимоотношениях. Известно, что с большим доверием воспринимают сообщение, передает корреспондент с привлекательным внешним видом, близкий по профессиональным и возрастным статусом, чем человек, который ближе реципиенту за социально-психологической идентичностью.

Межличностный характер общения выводит партнеров на проблему взаимопонимания, что активизирует познавательные функции субъектов общения, и они предстают в роли практических психологов. Вопрос о том, кто мой собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера. Они становятся главными психологическими загадками для участников общения. Познавательный аспект общения охватывает не только познание другого человека, но и рефлексивно — самопознание. Обобщающим эффектом этих процессов становятся образы — представления о себе и о партнерах. Такие образы формируются через групповую оценку личности и социально-психологическую интерпретацию личности по ее внешним проявлениям.

Другая особенность этих образов в том, что взаимопознания направлено прежде всего на понимание тех свойств партнера, наиболее значимые для участников общения на время их взаимодействия. Поэтому в образе представления о партнере не обязательно выделяют доминирующую свойство его личности.

Практическое назначение взаимных представлений партнеров в том, что понимание психологического облика личности является отправной информацией для определения тактики своего поведения в отношении участников взаимодействия. Это означает, что стандарты и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный или отрицательный образ партнера закрепляет отношение определенной направленности, устраняя или устанавливая психологические барьеры между партнерами. В различиях взаимного представления и самооценки партнеров скрытые психологические конфликты, познавательные по сути, что время от времени перерастают в конфликтные отношения между людьми, которые взаимодействуют.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге концентрируются в групповые оценки личности, функционирующих в процессах общения в виде общественного мнения о человеке.

От непосредственного образа партнера мы поднимаемся к знанию о человеке вообще и возвращаемся к самооценке. Делая эти круги взаимопознания, мы уточняем знания о себе и о том месте, которое можем занимать в обществе.

Интерактивный, конативный (поведенческий) аспект общения, то есть направлен на согласование внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Здесь раскрывается стремление человека к тем или иным ценностям, оказываются побудительные силы, которые регулируют поведение партнеров в совместной деятельности. Универсальным механизмом регуляции поведения людей является установка, которая во многом определяет стратегию жизни, и пронизывает все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов достигают корнями подсознания и поэтому их достаточно трудно согласовывать рациональным способом. Партнеры с различными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, чаще идут на радикальный разрыв. Позитивному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Позиции партнеров согласуются и координируются с помощью обмена мнениями, взглядами, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. Во время общения формируются цели, мотивы и программы поведения вовлеченных в него индивидов, а также осуществляются взаимная стимуляция и взаимный контроль этого поведения.

Установки, потребности, интересы, отношения в целом, являясь как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, а тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге и о себе. При этом регуляция взаимодействия и отношений осуществляется не одним, а группой образов. Кроме образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов общения входят образы-представления о себе — «Я-концепция», представление партнеров о впечатлениях друг от друга, идеальный образ общественной роли, которую они выполняют. Эти образы люди не всегда четко осознают в процессах общения. Чаще всего они возникают как неосознанные впечатления.

Познавательные функции общения оказываются в рамках проблемы «отношение — поведение», эффективное решение которой предполагает согласованность взаимодействия партнеров. Большую роль в этом играет аттракция, эмпатия.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Проявляются они в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. В них находят свое выражение отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, определяя большее или меньшее успех совместной деятельности.

Взаемонамагання предусматривает столкновения партнеров в процессе согласования позиций, как следствие — у них возникают отношения согласия-несогласия друг с другом. В случае согласия партнеры привлекаются к совместной деятельности. При этом между ними происходит распределение ролей и функций. Эти отношения особым образом направляют волевые процессы субъектов взаимодействия или на отступление, или на завоевание определенных позиций.

В процессе совместной жизнедеятельности происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров.

Взаимовлияние реализуется в способах и приемах воздействия людей друг на друга во время общения. С помощью взаимовлияния партнеры «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразования психических состояний, установок и, в конечном итоге, поведения и психологических свойств личности.

В результате взаимовлияния возникают отношения «подчинение-сопротивление», «подражание-уклонения», «солидарность-противодействие» и другие, основанные на волевых качествах партнеров, признании или отрицании их авторитета, статуса и ролей. Влиятельность личности зависит от ее места в системе общественных и групповых отношений, от тех средств, которыми они располагают в организационной структуре совместной деятельности.

Одним из видов общения является доверительное общение, во время которого сообщают особенно значимую информацию. Доверие — существенный признак всех видов общения, без нее нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Стоит рассмотреть деловое общение, актуальность которого в последнее время значительно возросло во всех сферах. Оно неоднородно по своей природе. Деловое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительной сфере и т. Д. Общаясь в сфере экономики, партнеры должны знать, как вести телефонные разговоры, деловые совещания и тому подобное. Телефонный разговор часто становится первым шагом к деловому партнерству. По телефону проводят переговоры, отдают распоряжения, выражают просьбу. Несоблюдение правил ведения служебных разговоров негативно влияет на экономическую выгоду, а также свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов. Недостаточная подготовка к разговору, неумение выделить в ней главное, лаконично и грамотно выразить свои мысли приводят к значительным (до 20-30%) потерь рабочего времени.

Известно, что большинство плодотворных идей возникает при контакте мыслей. Именно поэтому распространена такая коллективная форма поиска решений, как совещание. Однако на их проведение тратят слишком много времени, и, кроме того, это один из самых дорогих видов служебной деятельности.

Однако совещание является основной и самой распространенной формой группового решения проблемы. Это связано с такими аспектами: группа имеет большие знания и опыт, чем отдельный индивид; она успешно избегает ошибок и неудач в работе; те, кто должен выполнять решение группы, воспринимают результаты ее работы дружелюбно, чем решение индивида; если решение группы внедрять ее члены, они сделают это более эффективно (существует «групповой эффект», благодаря которому результат работы группы выше сумму взносов индивидов).

Эффективность проведения совещаний повышается при соблюдении определенных правил. Каждого участника совещания нужно проинформировать о необходимости высказаться, и ему надо предоставлять такую возможность. Для облегчения выступления и усвоения слушателями материала желательно использовать рисунки, схемы, графики. Однако плохо подготовлен наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать докладчику. Для формирования социально-психологической компетентности используют специальные тренинги, в частности сенситивный (тренинг межличностной чувствительности) и тренинг делового общения.

Одним из видов делового общения является так называемое представительное общения. В реальной жизни это взаимодействие людей, которые предстают не как свободные личности, а как представители тех или иных государств, социальных групп и институтов. Особенность такого общения и устанавливаемых с его помощью отношений в том, что оно осуществляется в виде переговоров. Это общение часто можно наблюдать в телевизионных трансляциях из залов заседаний, репортажах о визитах глав государств и во встречах деловых людей. В таком виде общения отношения симпатий-антипатий имеют минимальное значение по сравнению с умением людей представлять свое сообщество, вести переговоры, организовывать и планировать совместные действия.

Специфика этой формы общения оказывается в речи людей, в их поведении, манерах общения. Она направлена на создание определенных отношений, обеспечения принятия совместных решений, реализацию взаимных действий в интересах тех сообществ, позиции которых выступают представители участвующих в таком общении.

ОБЩЕНИЕ

многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. Традиционно выделяют три основные стороны, три определяющие составляющие процесса общения — коммуникативная, интерактивная и перцептивные компоненты. В рамках социально-психологического знания относительно проблематики общения наиболее содержательно глубокий и объемный материал наработан по общению межличностному. В этом плане все три стороны общения в совокупности отражают многоаспектность и при этом неоднозначную сложность внутреннего, субъективного мира одного человека, если речь идет о его отношении к другому. Коммуникативная сторона общения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается в обмене участниками общения информацией. При этом межличностная коммуникация имеет свою принципиальную специфику по сравнению с информационным процессом, например, в кибернетике: а) оба партнера коммуникативного акта выступают в роли активных его субъектов, в той или иной мере сориентированных друг на друга; б) подобный коммуникативный акт не сводится к простому процессу передачи или обмена информацией, что, с одной стороны, задает познавательную ориентацию активности, а с другой — практически закономерно порождает возникновение психологических барьеров различного типа; в) такая коммуникативная активность может быть реализована лишь с помощью специфических средств межличностного контакта (основные виды — вербальный и невербальный; при этом более 70% объема информации в условиях межличностного контакта человек получает за счет невербального способа общения). Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия. Решающим фактором здесь является сама форма интеракции (конкуренция или кооперация), приводящая в содержательном плане или к ровному течению «нейтрального» взаимодействия, к конфликту или к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности. Перцептивная сторона общения предполагает понимание и адекватное восприятие, видение образа партнера, что достигается через механизмы «идентификации — конфронтации», каузальной атрибуции и рефлексии, то есть понимания того, каким видят партнеры по общению самого субъекта. Здесь немаловажным фактором, резко повышающим эффективность общения, оказывается его эмоциональная сторона, степень эмпатической выраженности оценочного восприятия. С другой стороны, излишняя эмоциональная окрашенность образа партнера, порой экзальтированная тенденциозность его эмоциональной оценки могут существенно и при этом негативно повлиять на точность межличностного восприятия, утрировать влияние таких социально-психологических эффектов, как эффект ореола, эффект новизны, неоправданно усилить стереотипизацию восприятия. Следует специально отметить, что проблематика общения во многом рассматривалась в отечественной психологии столь детально в связи с тем, что одним из дискуссионных в социальной психологии вопросов является вопрос о соотношении понятий «общение» и «деятельность». На современном этапе разработки проблематики общения этот процесс уже не воспринимается как субъект — субъектный (если не считать случаи фатического, по сути дела, беспредметного общения), а оценивается как субъект — объект — субъектная активность, составной частью которой — «субъект — объектной» — оказывается деятельностный акт. В свою очередь, деятельность в этой парадигме, будучи субъект — субъект — объектным актом, включает «субъект — субъектный» контакт — общение — как важнейшую, но все же лишь составляющую. Отдельно необходимо подчеркнуть, что структура межгруппового общения, по существу, полностью совпадает со структурой общения межличностного. Правда, нельзя не подчеркнуть и еще один момент. Как пишет Г. М. Андреева, «при анализе межгруппового общения раскрывается его социальный смысл как средство передачи форм культуры и социального опыта не только между одновременно существующими группами, но и в ходе исторического процесса».

Эмпирические исследования, так или иначе касающиеся проблемы общения с известной степенью условности, можно разделить на три группы, касающиеся коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон этого многоаспектного процесса.

Как уже отмечалось, коммуникативный компонент общения включает вербальную и невербальную составляющие. При этом надо отметить, что в последние годы массовое распространение получили виды коммуникации (мобильная связь, электронная почта, интернет-чаты и т. п.) в рамках которых, в силу их специфики, использование невербальной составляющей существенно ограничено, хотя, конечно, не потеряло своей принципиальной значимости, и все же важность именно вербальной коммуникации резко возросла. Вполне понятно, что большинство социально-психологических исследований вербальной коммуникации направлено на выявление условий, повышающих эффективность речевого сообщения. При этом главное внимание уделяется двум ключевым элементам коммуникативного процесса — фигуре коммуникатора и собственно тексту сообщения.

Конечный эффект сообщения в значительной степени зависит от так называемой, кредитности коммуникатора, т. е. от изначального уровня доверия адресата сообщения к его источнику. Последнее зависит, главным образом, от двух факторов: восприятия компетентности и восприятия надежности коммуникатора. Вполне понятно, что адресат с большим вниманием отнесется к сообщению, исходящему из авторитетного источника. Как пишет Д. Майерс, «сообщение о зубных щетках, исходящее от “доктора Джеймса Рандла, члена Канадской стоматологической ассоциации”, гораздо более убедительно, чем то же самое сообщение от Джима Рандла, старшеклассника местной школы, который вместе с несколькими одноклассниками написал реферат на тему гигиены полости рта»1. Другим эффективным способом представить коммуникатора как компетентное лицо является уверенное и убедительное озвучивание позиции, отражающей исходные установки адресата. Данный прием широко используется политическими лидерами, «зарабатывающими очки» на популизме и демагогии.

В ходе многочисленных экспериментов также был выявлен ряд условий, способствующих восприятию коммуникатора как достаточно надежного. В частности, исследование Э Игли, В. Вуд и Ш. Чейкен, показало, что «как людей искренних воспринимают … тех, кто отстаивает что-либо, нарушая при этом свои личные интересы». В ходе исследования экспериментаторы «…знакомили студентов Массачусетского университета с речью, направленной против местной компании, загрязняющей реку. Когда говорилось, что автор речи — политический кандидат из числа бизнесменов или речь адресовалась к поддерживающим данную компанию, сообщение воспринималось как лишенное тенденциозности и убедительное. Когда та же самая речь против бизнесменов местной компании представлялась как обращенная к “зеленой” аудитории и произнесенная “зеленым” политиком, слушатели относили все аргументы политика на счет его личной предрасположенности или специфики аудитории». В другом исследовании была выявлена интересная закономерность, согласно которой, «…ощущение правдивости и надежности возрастает, когда человек говорит быстро»2. Кроме того, коммуникатор воспринимается как более надежный, если адресат уверен, что им не пытаются манипулировать.

Еще одним значимым качеством коммуникатора, с точки зрения эффективности речевого сообщения, является его привлекательность для адресата. О значимости данного фактора уже говорилось выше в статьях «Влияние» и «Воздействие» настоящей «Азбуки». Здесь мы еще раз подчеркнем, что одинаково важными являются как собственно физическая привлекательность и личностное обаяние, так и привлекательность в смысле субъективно воспринимаемого адресатом сходства, даже если последнее проявляется на чисто внешнем, формальном уровне. Так, в ходе эксперимента, проведенного Т. Домбровски, Т. Ластером и А. Рамирецом в конце 70-хх гг. XX в., афроамериканским студентам «…давали … посмотреть видеозапись рекламы, призывающей к уходу за зубами. Когда дантист на следующий день проверил чистоту их зубов, выяснилось, что у тех, кто слушал запись афроамериканского дантиста, полость рта оказалась чище»3.

Исследования, связанные с влиянием содержания сообщения на его эффективность, показывают, что тщательно выстроенные, логичные и обоснованные сообщения звучат убедительно для высокоинтеллектуальных и образованных людей. Кроме того, они эффективны, если у адресата изначально присутствует высокая степень заинтересованности в предмете сообщения. Для слабо же заинтересованной или мало образованной аудитории гораздо более значимы сообщения, апеллирующие к эмоциям и иррациональным побуждениям.

Как уже отмечалось, в процессе коммуникации «лицом к лицу» свыше 70% информации передается через невербальные каналы. Хотя некоторые исследования последних лет дают основания для пересмотра данной точки зрения, тем не менее значимость невербального аспекта коммуникации безусловно высока. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что даже в выше упомянутых специфических формах коммуникации, таких как, например, интернет-чаты, существуют своего рода суррогаты невербального обмена в виде, так называемых, «смайликов» — набора пиктограмм, отражающих эмоциональную окраску, передаваемого сообщения. В своем классическом виде невербальная коммуникация обычно сводится к четырем основным блокам знаковых систем: оптико-кинетическому, пара- и экстралингвистическому, проксемическому и визуального контакта. Как отмечает Г. М. Андреева, «совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу»1.

Пожалуй, наибольшее количество эмпирических исследований в области невербальной коммуникации связано с оптико-кинетической знаковой системой, включающей жесты, мимику, пантомимику: «Так, например, специальному исследованию подвергаются различные проявления мимики (выявлена связь между проявлением какой-либо эмоции и положением определенной “зоны” лица — П. Экман), жестикуляции (изучается частота и сила жестов у представителей разных культур — М. Аргайл), поз (выявлены и описаны открытые и закрытые позы, выражающие либо включение в ситуацию, либо доминирование, либо противостояние, специфика походки, “твердой” или “тяжелой”, — А. Пиз). Различные проявления мимики, жестикуляции и пантомимы выполняют … функции по дополнению и замещению речи…. Они сигнализируют партнеру по общению об эмоциональном состоянии участника коммуникативного процесса, о предпочитаемом типе отношений с партнером, о желаемом уровне общения»2. При этом необходимо учитывать, что оптико-кинетические сигналы являются достаточно репрезентативными только в том случае, когда в полной мере учитывается вся их совокупность и влияние среды. Так, например, закрытая поза человека может не только отражать внутреннее напряжение и недоверие, но и являться реакцией на то, что в помещении прохладно.

Упоминая о паралингвистике, Г. М. Андреева подчеркивает, что «это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напортив, — спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности)…

Экстралингвистика — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Паузы, например, подчеркивают значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст…»1. При оценке пара- и экстралингвистических сигналов опять-таки важно отслеживать их в динамике и учитывать контекст. Та же самая пауза может не только подчеркивать значимость текста, но и означать, что коммуникатор испытывает эмоциональные затруднения, либо потерял нить сообщения, т. е. попросту не знает, что сказать.

Проксемическая знаковая система включает в себя невербальную информацию, связанную с пространственной и временной организацией коммуникативного процесса. Как отмечает Г. М. Андреева, «в настоящее время проблемы проксемики включены в особую область психологии, получившую название “экологическая психология” или “психология среды”. Среди прочих проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации, приближения к собеседнику, особенности “персонального пространства” и др… Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотропов… Описаны, например, такие хронотропы, как хронотроп “больничной палаты”, “вагонного попутчика” и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это “вагонный попутчик” … визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое “Я”, сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр.»2.

Интерактивная сторона общения наиболее детально изучена и описана в рамках трансактного анализа. Однако существует и целый ряд иных подходов, на основе анализа которых Г. М. Андреева выделяет три наиболее типичных стиля поведения и действия к конкретной ситуации общения: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. При этом «каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий…. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то, естественно, успех не может быть гарантирован… Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель — не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. … Что касается манипулятивного стиля взаимодействия, то цель при его использовании состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия — не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуации взаимодействия».

Перцептивная сторона общения включает в себя широкий спектр социально-психологических процессов, феноменов и эффектов, таких как социальная перцепция, каузальная атрибуция, эффекты ореола, первичности и новизны и др., социальные стереотипы, аттракции, каждый из которых сам по себе является предметом множества эмпирических исследований. Все это объективно затрудняет, а в ряде случаев и исключает полномасштабную оценку процесса общения в конкретном сообществе при решении прикладных социально-психологических задач.

Тем не менее одной из важнейших задач практического социального психолога является целенаправленная работа по формированию и развитию у своих подопечных в рамках реально функционирующих групп и организаций навыков и умений конструктивного общения особенно тогда, когда речь идет о людях тех профессий, которые как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности предусматривают способность реализовывать успешное межличностное общение.

Определение 1

Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.

Формы проявления и функции общения

Существует пять сторон, в которых проявляется общение:

  • межличностная сторона;
  • когнитивная сторона;
  • коммуникативно-информационная сторона;
  • эмотивная сторона;
  • конативная сторона.

Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.

Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.

Замечание 1

Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.

Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.

Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.

Существует несколько функций общения:

  • прагматическая функция служит отражением потребностно-мотивационных причин и находит реализацию во время взаимодействия людей при совместной деятельности. И тут важно отметить, что общение в большинстве случаев является главной потребностью;
  • функция формирования и развития, заключающаяся в том, что общение может воздействовать на партнеров и при этом развивать и совершенствовать их во всех отношениях. При общении с другими людьми человек получает общечеловеческий опыт, социальные нормы, знания, ценности и способы деятельности, которые сложились исторически. Помимо этого, во время общения происходит формирование человека как личности. В итоге, можно сказать, что общение является универсальной реальностью, в которой зарождается, проявляется и существует психический процесс на протяжении всей жизни, а также состояние и поведение человека;
  • функция подтверждения, обеспечивающая человеку возможности в познании, утверждении и подтверждении себя;
  • функция объединения-разъединения людей, необходимая с одной стороны для передачи важных сведений, при помощи формирования между ними контактов, для настраивания их на осуществление общих целей, задач, намерений, при этом соединяя их в одно целое, а с другой стороны, является причиной изоляции личности во время общения и дифференциации;
  • функция организации и поддержания межличностных отношений, которая важна в вопросах интересов налаживания и сохранения продуктивных и устойчивых связей, взаимоотношений, контактов между людьми, учитывая при этом интересы их коллективной деятельности;
  • внутриличностная функция, реализующаяся во время общения человека с самим собой, посредством внутренней или внешней речи, построенной в качестве диалога.

Виды общения

Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.

Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.

Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.

Замечание 2

Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.

Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.

Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.

Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.

Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.

Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.

Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:

  1. Визуальные средства общения, в которые входит:
    • кинесика, которая выражается в движениях рук, ног, туловища и головы;
    • визуальный контакт и направление взгляда;
    • выражение лица;
    • выражение глаз;
    • поза, речь идет о локализации, смены поз относительно словесного текста;
    • кожные реакции, которые выражаются в покраснении или появление пота;
    • дистанция, под которой подразумевается определенное расстояние до партнера, персональное пространство и угол поворота к нему;
    • ряд вспомогательных средств общения, тут же специфика телосложения (половая и возрастная), а также средства ее преобразования в виде одежды, косметики, очков, украшений, татуировок, усов, бороды, сигарет и т.д.;
  2. Акустические или иными словами звуковые средства общения, включающие:
    • паралингвистические, то есть те, что связаны с речью. Сюда входит интонации, громкость, ритм, тембр голоса, речевые паузы и их место в тексте;
    • экстралингвистические, иными словами, связанные с речью. Это смех, кашель, плач, вздохи, «шмыганье» носом, скрежет зубов и т.д.;
  3. Тактильно-кинестезическая разновидность невербальных средств общения, которая, то есть связанная с прикосновениями. К ней относятся:
    • физические воздействия. К примеру, вести слепого за руку, или контактный танец;
    • такесика, которая может выражаться в пожатие руки или хлопанье по плечу;
  4. Ольфакторная разновидность, в которую входит:
    • неприятные и приятные запахи окружающего мира;
    • искусственные и естественные запахи человека и др.

Структура общения

Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент общения, который является системой целей и мотивов общения. Среди мотивации общения выделяют:
    • интересы и потребности человека, который проявляет инициативу во время общения;
    • интересы и потребности двух партнеров общения, которые побуждают их включиться в процесс общения;
    • потребности, которые вытекают из задач, которые можно решить совместно.

Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.

Замечание 3

В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.

Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.

  1. Коммуникативный компонент общения. Этот компонент заключается в обмене информацией между собеседниками. Во время коллективной деятельности, как уже говорили выше, происходит обмен мнениями, чувствами, интересами и т.д. Это все и является процессом обмена информацией, который имеет ряд особенностей:
    • кибернетические устройства исключительно передают информацию, а во время общения информация уточняется, формируется и развивается;
    • простой «обмен информацией» двух устройств отличается от общения людей тем, что во время общения происходит сочетание с отношением друг к другу;
    • при общении происходит влияние друг на друга, при использовании системных знаков;
    • если человек, который направляет информацию (коммуникатор) и человек, который принимает её (реципиент) имеют единую или сходную систему кодификации, либо декодификации, то исключительно в этом случае возможно коммуникативное влияние, в качестве результата обмена информацией.
  2. Интерактивный компонент общения заключается не только в обмене знаниями и идеями, но и во влиянии, взаимном побуждении, действиями. Взаимодействие может быть кооперацией или конкуренцией, согласием или конфликтом, приспособлением или оппозицией, ассоциацией или диссоциацией.
  3. Перцептивный компонент общения является восприятием, взаимным изучением и оценкой партнерами друг друга. Все это основывается на восприятии внешнего вида, поступков, деяний человека и их толкованием.

Замечание 4

Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.

Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.

Определение 2

Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.

Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:

  • во время личных отношений двух людей, когда каждый предстает в качестве активного субъекта. Данные отношения при взаимном их информировании подразумевают налаживание коллективной деятельности. Особенности человеческого обмена информации состоит в определенной роли для участников общения конкретной информации и ее значении;
  • вероятность совместного влияния партнеров друг на друга при помощи системы знаков;
  • оказание коммуникативного влияния исключительно при наличии схожей или единой системы кодификации и декодификации;
  • вероятность появления коммуникативных барьеров. В данной ситуации четко видна связь, которая существует между отношением и общением.

Есть два типа информации:

  1. побудительная, которая проявляется в виде приказов, советов или просьб; служит для стимулирования определенных действий;

Замечание 5

Стимуляция бывает трех видов:

  • активизация, которая служит в качестве побуждения к действию в необходимом направлении;
  • интеракцию, которая является запретом нежелательных форм деятельности;
  • дестабилизация, предполагающая нарушение или рассогласование определенных автономных форм деятельности или поведения.
  1. констатирующая информация, заключается в проявлении в формах сообщения и не подразумевает изменения поведения.

Информация в обществе распространяется посредством своеобразного «фильтра доверия-недоверия», действующего таким образом, что истинные данные могут быть отвергнутыми, а ложные – принятыми. Помимо этого, есть средства, которые способствуют принятию информации и которые ослабляют действие фильтров. Синтез данных средств называют фасцинацией. В качестве примера можно привести музыкальное, цветовое или пространственное сопровождение речи.

Существует пять элементов, которые входят в модель коммуникативного процесса. Таким образом, модель коммуникативного процесса выглядит так: коммуникатор – сообщение в виде текста – канал – аудитория или иными словами реципиент – обратная связь.

Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.

Во время коммуникации участники общения должны не только передать друг другу информацию, но и прийти к ее адекватному пониманию. Иными словами, во время межличностной коммуникации особой проблемой является интерпретация сообщения, которое поступает от коммуникатор к реципиенту.

Замечание 6

Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.

Особенности во взаимопонимании между людьми

Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:

  • в согласовании личного осмысления предмета общения;
  • в двусторонней взаимоприемлемой оценке и принятии мотивов, целей и установок взаимодействующих людей, в ходе которой прослеживается полная или частичная схожесть или близость когнитивного, поведенческого и эмоционального реагирования на возможные для них методы в достижении результатов коллективной деятельности.

Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:

  • речь взаимодействующих личностей должна быть понятна;
  • проявляющиеся качества взаимодействующих личностей должны быть осознанными;
  • разработка соглашения и выполнение его на практике согласно установленным правилам.

При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.

Замечание 7

Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.

Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.

Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:

  • предложения, выдвигаемые каждым участником на знания предмета совместной деятельности, их компетентности;
  • прогнозирование отношений партнеров к предмету совместной деятельности, его важности для каждой из сторон;
  • рефлексия, иными словами процесс осмысления человеком того, что его воспринимают партнеры;
  • анализ психологический свойств партнеров.

Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:

  • искажение или отсутствие восприятия людьми друг друга;
  • разница в структуре восприятия и подачи речевых или каких-либо других сигналов;
  • нехватка времени для умственной переработки сведений, которые получают и выдают;
  • случайное или умышленное искажении информации, которую передают;
  • нет возможности исправить совершенную ошибку или уточнить информацию;
  • отсутствие одного понятийного аппарата, который служит для оценки личностных свойств партнера, поведения и контекста его речи;
  • несоблюдение правил взаимодействия во время выполнения конкретных задач;
  • перенос или потеря на иную цель коллективных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *