Доктор Моррис

Танцевально двигательная терапия

Содержание

Танцетерапия — танцевальная терапия: впусти движение в свою жизнь! История метода, упражнения

Танцевальная двигательная терапия (танцетерапия)— это уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и телом.

Если укреплять и развивать эту связь, то состояние души и психики будет более здоровым. Во время танца можно распознать, пережить и выразить разные чувства и эмоции.

В процессе танцедвигательной терапии возможно улучшить свои коммуникативные способности и наладить общение. Во время сессии развиваются доверие, способность распознать и выразить эмоции, тренируется осознанность и формируется положительный образ себя.

На физическом уровне в процессе терапии улучшается такие качества, как равновесие, координация и чувство ритма. Увеличивается двигательное разнообразие и способность импровизировать. ТДТ помогает уменьшить напряжение и развить бережное, уважительное отношение к своему телу.

В процессе танца мозг интегрирует информацию поступающих из визуальных, аудиальных, вестибулярных и соматосенсорной системы. Чтобы обработать всю поступающую информацию во время движения, разные участки коры головного мозга и подкорковые ядра срабатывают одновременно.

Танец регулирует в организме уровень серотонина и дофамина. В свою очередь, уровень концентрации этих гормонов связан с усталостью, стрессом, бессонницей и другими факторами. Танец способствует когнитивным процессам, уровню концентрации, творчеству и спонтанности и налаживает контакт со своими внутренними ресурсами.

Танцетерапия может происходить в группе, индивидуально, а также для пар.

Танцетерапия, история возникновения

Изначально, в культуре, танец был выражением чувств. Он передавал то, что человек чувствует в этом мире. Древний человек «танцевал» свои страхи, танцевал свое горе и счастье. Не один ритуал перехода или рождения, инициация мальчиков в мужчины, девочек в девушки, свадьбы и смерти не проходили без танцев. Человек выражал в танце свое взаимоотношение с высшими силами.

Механизм воздействия танца на человека современной наукой были изучены только в двадцатом веке. Однако нашим предкам эти объяснения не требовались, они умели использовать психофизические практики направленные на расширение границ нашего сознания.

Американская танцовщица Мэрион Чейз является первым танцевальным терапевтом. Изначально ее интересовала эмоциональная сторона танца и чувства, которые передает танцор. Чуть позже техника исполнения стала для нее менее интересна и свое предпочтение она отдала выражению чувств в свободной пластике.

Еще в 1946 году она убедилась в силе танцевальных движений при работе с госпитализироваными психиатрическими больными. Мэрион работала с самыми тяжёлыми пациентами, с которыми вербальные способы терапии просто не срабатывали. Они были слишком сложны и основная задача конечно же в работе с психиатрическими больными это улучшение их коммуникативных способностей и телесная реинтеграция — возвращение человеку осознанности своего тела.

Во время лечения, инстинктивно пациенты испытывали непроизвольную радость, которая стала приносить терапевтический эффект. Мэрион успешно работала много лет и смогла выделить большое количество благоприятно влияющих психологических составляющих танца.

В 1960-х годах исследования по невербальному поведению и роли тела в вопросах психического здоровья также повлияли на практику. В 1966 году была создана Американская ассоциация танцевальной терапии (ADTA), в которой были разработаны стандарты обучения и сертификации в этой области.

Вильгельм Райх считается основателем телесной терапии. Именно он смог доказать, что многие психологические и физические проблемы формируются в детском возрасте:

Все страхи, которые зародились у человека в детстве и со временем были подавлены, приводят к тому, что мышцы становятся скованными. Первой причиной многих душевных и телесных заболеваний являются различные зажимы и блоки, которые появляются от скапливания негативных переживаний и мыслей. Все мышечное напряжение можно полностью растворить если восстановить естественное дыхание и спонтанные движения.

Этого и добивался Вильгельм Райх, потому что был уверен что положительные эмоциональные всплески хорошо влияют на психику.

Методы танцевальной терапии

Существует несколько методов и техник для работы с телом:

  • Внимание к телесным ощущениям;
  • Эмоциональное двигательное выражение;
  • Анализ;
  • Повторное проживание.

Организовываются разные группы танцевальной терапии. Клиническая является основной. Она может длиться несколько лет, но эффект будет гарантирован. Клиническая терапия хорошо помогает таким пациентам, у которых замечены нарушения в речи, в общении с другими людьми.

Существует более трудный вид, который применяют к людям с психологическим проблемами. В основе метода лежит аналитическая психология. Танцетерапия проводится как индивидуально, так и в группе, где присутствуют другие пациенты. Данный вид помогает решить какие-либо конкретные психологические проблемы человека.

Еще один метод танцевальной терапии создан для тех людей, которые не имеют проблем, но в их жизни их что-то не устраивает. Это им помогает обрести свое скрытое «я», по новому самовыражаться и взаимодействовать с другими людьми.

Лечение начинается с легких упражнений, благодаря которым тело настраивается на работу. Упражнения и задания выстроены так, чтобы человек смог узнать себя и свое тело.

Танцевальный терапевт также является участником события, полностью вовлекается в процесс вместе со своими пациентами. Он создает направление, дает задания и отслеживает изменения, которые приносят его методы каждому пациенту.

Показания к применению

Люди с психологическими проблемами, а также здоровые люди, которые хотят обрести внутренний баланс, находят пользу в танцевальной терапии. Проблемы, которые способна решить такая терапия:

  1. Обеспечивает негативным эмоциям и агрессии безопасный выход;
  2. Помогает проанализировать и избавиться от плохих мыслей и чувств;
  3. Меняет отношение к своему телу на более осознанное;
  4. Помогает избавиться от проблем в общении с посторонними людьми, благодаря коммуникативному опыту, полученному в группе;
  5. Повышает самооценку и развивает творческие способности.

Для тех, кто часто пребывает в плохом настроении, либо испытывает стресс, танцевальная терапия необходима. Также терапия помогает решить такие психологические проблемы, как ревность, неудовлетворение семейными отношениями, страхи, фобии, чувство одиночества, повышенное беспокойство.

С какими проблемами можно заниматься танцевальной терапией?

Танцевальные терапевты работают с людьми в терапии, чтобы помочь им улучшить психологическое и физическое состояние. ТДТ — это универсальная форма терапии, основанная на идее, что движение и эмоция взаимосвязаны. Творческое выражение танцевальной терапии может укрепить коммуникативные навыки и вдохновить на динамичные отношения. Она обычно используется для лечения физических, психологических, когнитивных и социальных проблем.

Физические проблемы:

  • Хроническая боль
  • Детское ожирение
  • Рак
  • Артрит
  • Повышенное кровяное давление
  • Сердечно-сосудистые заболевания

Вопросы психического здоровья:

  • Тревожность
  • Депрессия
  • Неупорядоченная еда
  • Низкая самооценка
  • Пост травматический стресс

Когнитивные проблемы:

  • Слабоумие
  • Проблемы связи, коммуникабельность

Социальные вопросы:

  • Аутизм
  • Агрессия / насилие
  • Сложное социальное взаимодействие
  • Семейный конфликт

Насколько эффективна танцевальная терапия?

Исследования показали, что танцевальная терапия может быть эффективной при лечении вопросов психического здоровья, таких как неупорядоченное питание, депрессия и беспокойство. Некоторые недавние примеры включают:

  • Исследование, проведенное журналом The Arts in Psychotherapy (2007), показало, что танцевальная терапия оказала положительное влияние на участников, испытывающих симптомы депрессии.
  • Исследование, проведенное Американским журналом танцевальной терапии (2004), в котором участвовало 54 студента в программе профилактики насилия в отношении танцевальной терапии, показало, что агрессия среди участников уменьшилась, а социальное поведение увеличилось.
  • Исследование от Alzheimer’s Care Today (2009) предполагает, что ТДТ может непосредственно улучшать воспоминание памяти у людей с деменцией.
  • В обзоре литературы из American Journal of Dance Therapy указано, что ТДТ может быть хорошим вариантом лечения для детей в спектре аутизма.
  • Благодаря своим социальным и физическим компонентам, танцевальная двигательная терапия также рассматривается как вариант лечения детского ожирения.

Рекомендуем почитать интересную статью: Округляя результат: увлекательная мандалотерапия

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

Ключевые принципы ТДТ

  1. Тело и ум взаимосвязаны, так что изменение одного воздействует на другого.
  2. Движение может выражать аспекты личности.
  3. Часть терапевтических отношений передается через невербальные средства.
  4. Движения могут быть символическими и представлять собой бессознательный процесс.
  5. Импровизация движения, экспериментирование могут привести к новым ощущениям и восприятию окружающей действительности.

Особенности танцетерапии для детей

Танцы являются одним из самых приятных способов терапии для детей. Танцевальные занятия есть в каждом детском саду. Здоровые дети просто прыгают под музыку в виде игры, а для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются танцевальные программы с лечебной направленностью. Врачи создали комплексы танцевальной терапии для детей с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Улучшенное физическое здоровье. Танцы — это активные физические действия, и дети, которые регулярно участвуют в уроках танцев, значительно улучшают свое физическое здоровье. Согласно Pro Dance Center, регулярная практика танца может увеличить гибкость вашего ребенка, диапазон движения, физическую силу и выносливость. Повторяющиеся движения, связанные с танцем, могут улучшить мышечный тонус, исправить плохую осанку, увеличить баланс и координацию и улучшить общее здоровье.

Танцы — это аэробная форма упражнений. Это может потенциально помочь детям с избыточным весом похудеть и улучшить свои привычки в еде.

Преимущества социализации. Помимо физической активности, танцы также являются социальной деятельностью. Согласно «FamilyTalk Magazine», уроки танцев могут помочь детям улучшить свои социальные и коммуникативные навыки: научиться работать в команде, развивать чувство доверия и сотрудничества и заводить новых друзей.

Если ваш ребенок застенчив, занятие танцами может побудить его общаться с другим детьми своего возраста и помочь уменьшить беспокойство по поводу новых людей или мест. Танец также может помочь облегчить страхи, связанные с выступлением перед аудиторией.

Танцетерапия для пожилых

По прогнозам, к 2050 году пожилое население мира достигнет почти удвоения, а случаи деменции и депрессии, как ожидается, увеличатся в тандеме. Поэтому существует большая потребность в комплексных, не фармацевтических методов, которые укрепляют когнитивные, психосоциальные и двигательные функции и улучшают общее качество жизнь пожилых людей.

Исследования показывают, что танцевальная двигательная терапия может значительно улучшить состояние настроения среди пожилых людей, а также улучшить когнитивные функции и сенсомоторную работу ( Kshtriya, Barnstaple, Rabinovich, DeSouza, American Journal of Dance Therapy, 2015) .

Занятие танцами могут также помочь предотвратить падения, улучшить походку и равновесие, а также уменьшить потребность в болевых приемах. И многие старейшины находят это более приятным, чем другие формы физической активности.

Танцевальная терапия улучшает и увеличивает объем движений, воспитывает координацию. Оказывает глубокое позитивное влияние на жизнь пожилых людей. Это гораздо больше, чем просто приятное развлечение — это настоящая медицина.

Танцевальная терапия — упражнения

В танцевальной терапии используются специальные упражнения, такие как:

  • Свободное раскачивание;
  • Движения, которые требуют собранности и контроль над телом;
  • Чередование собранности и расслабления;
  • Передвижение по помещению строго определенным способом.

Занятия или танцевальные сессии состоят из нескольких этапов:

На первом, терапевт выслушает тебя и выяснит, что на данный момент тебе важно и что ждёшь от процесса. В этот момент обговариваются все организаторские вопросы.

Второй этап начинается с разогрева, которая занимает несколько минут и состоит из упражнений, которые в виде разминки подготавливают тело к работе. Выполняются спонтанные движения свободной формы под разную музыку. Упражнения включают в себя встряхивания, покачивания, хлопки.

Основную часть составляют задания, направленные на достижение терапевтических целей. Этап состоит из разработки темы для всей группы, члены которой должны взаимодействовать друг с другом.

В заключительной стадии занятия разрабатывается такая тема, которая сможет использовать все пространство, которое предоставлено группе. Последовательность действий и скорость участников должны меняться.

Третий этап — это этап завершения. Этап рефлексии, который необходим, чтобы сформулировать пережитое словами и углубить терапевтический процесс.

Какой бы ни была твоя история, у тебя всегда есть выбор довериться и сделать шаг в неизвестность. Впусти движение в свою жизнь.

Как появилось новое направление в лечении?

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, при котором во время процесса движения (танца) происходит интеграция социального, когнитивного, эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Подобный способ лечения подходит здоровым людям и тем, кто столкнулся с эмоциональными расстройствами, психосоматическими болезнями, нарушениями коммуникативных навыков и другими проблемами.

Танец как форма общения своими корнями уходит в глубокую древность; в то время движение тела под определенный ритм было ритуальным действом, которое могло преследовать разные цели: начиная от социально-общинных и заканчивая целительными практиками.

Уже в то время танец аккумулировал в себе функции, отражающие социальную и психологическую жизнь человека и общества. Для чего служил танец:

  1. Ритуальное общение. Танец был формой передачи сакральных знаний и общения с божественным началом.
  2. Коммуникативная функция, когда с помощью танца человек способен установить контакт с представителем своего вида (среди историков существует теория, что до появления языка общение между людьми происходило посредством танца).
  3. Идентификационная функция, когда с помощью танца индивидуум показывает свою сопричастность к определенной общине.
  4. Экспрессивная функция. Танец выступает как способ выражения чувств и снятия напряжения.
  5. Катарсическая функция, когда через танец человек получает возможность погрузиться в интенсивные негативные переживания и тем самым избавиться от их токсичного влияния, получить душевное очищение. (Катарсис – это острое переживание освобождения и перерождения в результате сильного потрясения или страдания).

Движения под музыку справлялись с этими задачами на протяжении всей истории существования человечества. Лечебные свойства танца были известны среди индийских племен.

В Китае ряд определенных танцевально-гимнастических упражнений, например, Тайцзицзюань были популярной практикой во время лечения.

Шаолиньский монах

В Англии в 19 столетии среди врачей существовала теория о благотворном влиянии танца на лечение болезней, связанных с физиологическим и психологическим состоянием пациента, а благодаря работам хореографов Марты Грэм и Дорис Хамфри в Великобритании были разработаны первые теории танцевально-двигательной психотерапии.

Марта Грэм

Предпосылки для развития танцевальной терапии как успешного метода лечения формировались длительное время, но в ХХ веке случилось 2 события, которые оказали большое влияние на становление направления. Что привело к рождению танцетерапии:

  1. Появление и быстрая популяризация психоанализа в Европе и Америке, благодаря которому начали изучать бессознательные психические процессы.
  2. Возникновение нового вида танца модерн, яркими представителями которого считаются Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Мэри Вигман. Посредством отказа от канонических форм танца, обращаясь к новым сюжетам и используя необычные танцевально-пластические средства, представители этого направления стремились к передаче личного, бессознательного опыта и индивидуального самовыражения.

Родоначальником танцевальной терапии как способа лечения считается Мэрион Чейз, которая была танцовщицей и педагогом.

Занимаясь с учениками танцем, Мэрион обратила внимание на разделение между учащимися: если одни акцентировали внимание непосредственно на технике танца, то других занимала чувственная составляющая и самовыражение.

Изменив методику преподавания, она позволила своим ученикам передавать больше эмоций за счет свободы движения, что позволило прийти к пониманию психологических преимуществ, заложенных в танце как форме восприятия мира и эмоционального взаимодействия с ним.

Работая с детьми и подростками в разных учебных заведениях, ей удалось произвести должное впечатление на психологов, чтобы ее методику лечения начали принимать всерьез.

После этого она занималась танцевально-двигательной терапией с людьми, которые испытывали как психологические, так и двигательные проблемы, а в 1946 году Мэрион была приглашена в качестве действующего танцевального терапевта в госпиталь Св. Элизабет, где благодаря ее работе, усилиям и знаниям пациенты, до этого считающиеся безнадежными, смогли научиться взаимодействию в группе и выражению эмоций, после чего их лечение протекало в классической форме, но с большим успехом.

Как независимая дисциплина танцевальная терапия начала развиваться после 1966 года, когда была создана Американская ассоциация танцевальной психотерапии.

Преимущества и особенности метода

Главным образом к танцетерапии обращаются люди, познающие окружающий мир и определяющие в нем свое место посредством движения, через свое тело.

Движение в их случае рассматривается как способ выразить и понять себя, поскольку на каком-то этапе они потеряли связь с собой, гармонию и ощущение целостности.

Анри Матисс «Танец»

Не ощущая контакта со своим телом, люди теряют связь со своим глубоким, живым и творческим началом, связь с собственной природой. Принципы и цели танцевально-двигательной терапии, на основе которых строится методика лечения, заключаются в следующем:

  1. Происходит интеграция телесного и психического опыта. Возникает целостность мыслительных, поведенческих процессов и эмоциональной вовлеченности личности. Изменения в одном аспекте влекут за собой изменения в других.
  2. С помощью танца можно осуществлять коммуникацию на трех уровнях: с миром как таковым, с другими участниками группы, с самим собой. При этом создается единая и собственная система общения.
  3. Движение позволяет раскрыть творческий потенциал, которое есть суть и первопричина энергии человека.

Важно помнить, что танцевальная терапия — это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Благодаря вовлеченности в творческий процесс, способный открыть человеку путь к изучению и осознанию себя, своих возможностей и пределов, пациент получает возможность проработать и другие задачи. Что дает танец:

  1. Улучшается физическое и эмоциональное состояние.
  2. Повышается самооценка и чувство собственного достоинства, человек учиться по-новому доверять себе и выстраивает собственный благоприятный образ.
  3. Важным для взаимоотношений с собой и с другими становится опыт интеграции чувств, мышления и движения.

Кроме этого, в случаях групповой терапии у пациентов с психологическими проблемами налаживается процесс взаимодействия с людьми, происходит обучение новым навыкам в общении.

Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Рассматривая танцевальную терапию с разных точек зрения, можно выделить, как минимум, две классификации, отображающие подход к методологии лечения и требованиям к образованию танцевального терапевта, к сложности и уникальности комплекса мер по оказанию помощи пациентам.

Первая классификация базируется на количестве участников. Выделяют следующие виды танцтерапии:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Самым востребованным и проработанным на сегодняшний день является последний, поскольку он позволяет эффективно и качественно проводить лечение сразу многих людей. Обычно в процесс вовлечены сразу все участники, но возможны и разные форматы (например, когда кто-то двигается, а кто-то – наблюдает).

Соответственно, вторая классификация основана на требованиях к специфике образования, опыта и навыков танцетерапевта, который проводит лечение.

Вот виды танцетерапии по этой классификации:

  1. Клиническая танцевальная терапия для пациентов с психическими расстройствами применяется как дополнительный метод лечения наравне с медикаментозным. Считается самым сложным видом танцетерапии. Имеет широкое применение в случаях, когда у пациентов наблюдаются нарушение речи, и они с трудом контактируют с другими людьми. Для появления и закрепления улучшений требуется длительное терапевтическое воздействие.
  2. Танцевальная психотерапия для психически и физически здоровых людей с конкретными запросами. Либо для соматических пациентов, испытывающих трудности на физиологическом уровне и рассматривают танцетерапию, прежде всего, как дополнительный способ лечения нарушений, связанных с движением и координацией.
  3. Танцевальная арт-терапия для людей, не страдающих психическими заболеваниями, а имеющих желание развиваться, свои навыки и по-новому взглянуть на мир. В данном случае терапия служит способом самовыражения, расширения представления о себе, своем теле.

И работа в группе, и индивидуальные занятия могут быть действительно полезными и приносить новый, вдохновляющий опыт.

Техники ТДТ и их характеристики

В танцевально-двигательной терапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

  1. Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выражать эмоции и ощущения.
  2. Структурированный танец, к которому можно отнести, например, хоровод. Круговой танец обладает особыми терапевтическими свойствами, дает чувство сопричастности, общности и близости.

Кроме кругового танца к упражнениям, характеризующимся четкой и грамотной структурой, можно отнести методики, направленные на расслабление и концентрацию или на движение в окружающей среде.

Пациентам с психотическими нарушениями зеркальные ответы могут восприниматься как агрессия, что неблагоприятно сказывается на эффективности терапии. Чтобы члены группы комфортно и безопасно себя чувствовали, терапевт должен быть эмпатичным и достаточно квалифицированным.

Танцевальная терапия для детей

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. С ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

Gars du Ardennes Witham

Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна или приёма пищи, шизофрения, поведенческие отклонения — их сфера деятельности. И лишь немногие способны оказывать терапевтический эффект не только на душу, но и на тело. Астении, вегетососудистая дистония, ожирение, заболевания опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, дефекты речи и слуха — со всем этим набором может справиться профессионально организованная танцевально-двигательная терапия (ТДТ).

Что это такое

Танцевальная терапия — это направление психотерапии, основывающееся на творческом самовыражении через танец и движение, которые способствуют интеграции когнитивного, эмоционального, социального и физического аспектов жизни человека. Новый способ лечения души и тела, вызывающий у пациентов только положительные эмоции и позволяющий избавиться от многих проблем.

Ещё в первобытном обществе танцы имели социально-психологическую важность, выполняя сразу несколько функций:

  • ритуальную (устанавливал связь с высшими силами);
  • коммуникативную (передавал знания, способствовал общению между различными группами);
  • идентификационную (отражал принадлежность к определённому племени);
  • экспрессивную (позволял самовыражаться);
  • рекреационную (снимал эмоциональное и физическое напряжение).

В начале XX века многие направления психотерапии стали рассматривать танец как возможный дополнительный метод к основному курсу лечения различных расстройств и патологий:

  • психоанализ — как технику расширения сознания;
  • индивидуальная психология — как воспитание врождённого «социального чувства»;
  • аналитическая (комплексная) психология — как работу с бессознательным;
  • телесно-ориентированная психотерапия — как метод лечения неврозов через телесные контакты.

В отдельное направление танцевально-двигательная терапия оформилась только в 1946 году. Американская танцовщица Мэрион Чейз, заметив, как благотворно влияют уроки хореографии на студентов, предложила проводить подобные занятия в больнице. Работала с психотическими, немыми больными. Научила их взаимодействовать в группе, открыто выражать чувства, общаться. Успех был очевиден.

1966 — год рождения Американской ассоциации танцевальной психотерапии.

На сегодняшний день ТДТ является самостоятельным, полноценным направлением со своим набором методов и техник, позволяющих добиться результатов в лечении пациентов. Применяется не только для взрослых, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в состоянии стресса или депрессии. Имеются программы для беременных, детей, подростков, пожилых. Есть семейные формы работы. Назначается как вспомогательный инструмент при различных заболеваниях и расстройствах.

Суть

Основная цель танцевально-двигательной терапии — раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:

  • осознать способности и возможности собственного тела;
  • совершенствовать социальные навыки;
  • почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;
  • научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.

Есть несколько базовых принципов, на которые опирается танцевально-двигательная психотерапия.

Принцип взаимосвязи

Нельзя вылечить тело, если болеет душа, — и наоборот. ТДТ направлена на их одновременное выздоровление.

Принцип социализации

С помощью танца можно наладить общение: с собой, окружающим миром и другими людьми.

Принцип целостности

ТДТ работает сразу со всеми компонентами знаменитой в психотерапии триады «мысли-чувства-поведение».

Принцип развития

Тело — живой, постоянно меняющийся и совершенствующийся организм, а не статичный предмет.

Принцип творчества и самореализации

Внутренние ресурсы человека должны использоваться как мотиватор и источник жизненной силы.

На занятиях пациенты раскрепощаются. Привлекая невербальные способы самовыражения, извлекают из подсознания проблемы, о которых иногда не могут сообщить в силу каких-либо обстоятельств, а порой и сами не догадываются об их существовании. Психотерапевтам это помогает правильно поставить диагноз и подобрать оптимальные методы лечения.

Показания и противопоказания

Показания:

  • астенический синдром;
  • вегетососудистая дистония;
  • нарушенный метаболизм;
  • лишний вес, ожирение, психогенное переедание;
  • заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем на начальном этапе;
  • апатия, неврозы, повышенная конфликтность, негативизм;
  • эмоциональные, поведенческие расстройства;
  • фобии, комплексы, низкая самооценка;
  • стрессы, депрессия;
  • наличие мышечного панциря;
  • аутизм;
  • ОВЗ, ЗПР, нарушения слуха и речи у детей.

Особенно часто применяется при неврозах и депрессивных состояниях, так как способствует общему психологическому благополучию личности, повышает самопринятие, автономию, снимает напряжение, проясняет жизненные ценности, настраивает на позитивное изменение межличностных отношений.

Противопоказания:

  • нарушения мозгового кровообращения;
  • продуктивные психопатологические симптомы: бред, галлюцинации, кататонические расстройства;
  • склонность к суициду;
  • грубые поведенческие нарушения;
  • заболевания, сопровождающиеся приобретёнными деменциями: Альцгеймера, Галлервордена-Шпатца, Паркинсона, Пика, аноксия, хорея Хантингтона, спиноцеребеллярная атаксия;
  • стенокардия, кардиосклероз, гипертония;
  • одышка, бронхиальная астма;
  • серьёзные заболевания и травмы позвоночника.

Виды

Клиническая ТДТ

Используется не только для устранения психических проблем, но и лечения физиологических заболеваний. Выступает вспомогательным методом терапии. Чаще всего назначается для детей с нарушением слуха или речи, с ОВЗ и ЗПР, для взрослых — при диагностировании астено-невротического состояния, вегетососудистой дистонии, болезней опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Психотерапевтическая ТДТ

Решает конкретные проблемы, устраняя неврозы, повышенную конфликтность, негативизм, стрессовые состояния, навязчивые мысли, фобии и зависимости. Предполагает разнообразные формы работы: групповую, индивидуальную, семейную. Часто использует методы психоанализа. Требует достаточно длительного периода для достижения устойчивого результата.

Психологическая ТДТ

На эти занятия могут ходить абсолютно все, кто хочет раскрепоститься, выплеснуть негативную энергию, усовершенствовать свои социальные навыки. При этом не обязательно страдать от каких-то конкретных проблем. Проводится обычно в группах. Используется педагогами-психологами как метод психокоррекции незначительных личностных и поведенческих отклонений у детей и подростков.

Каждый из видов может использовать техники и методы, заимствованные из других течений и направлений:

  • психоанализ;
  • психодрама;
  • экзистенциально-гуманистическая психотерапия;
  • трансперсональная терапия.

Внутри танцевально-двигательной терапии тоже выделяются свои течения:

  • интегративное (А. Гиршон);
  • «5 ритмов» — сочетание с медитативными техниками (Г. Рот);
  • контактная импровизация (С. Пэкстон).

Чаще всего она используется в тесном сотрудничестве с другими направлениями психологии и психотерапии.

Методы, техники, приёмы

Вид танцевально-двигательной терапии определяет набор методик, с помощью которых специалист будет помогать пациенту избавиться от проблем. Наиболее распространённые и эффективные техники:

  • эмоциональное отреагирование;
  • ролевые игры;
  • музыкальное движение — метод воспитания, способствующий личностному развитию, рассчитан на здоровых людей, но успешно используется в работе с проблемными детьми;
  • свободный танец;
  • дыхательные гимнастики;
  • кинестетическая эмпатия;
  • парная импровизация;
  • структурированный танец;
  • совместный подбор музыки.

Успешность лечения определяют именно правильно подобранные методы. Поэтому здесь так важен профессиональный подход к решению проблемы. Если нужно избавиться только от негативной энергии — можно просто включить музыку дома и, не стесняясь, выплеснуть из себя всё плохое. Это тоже будет вписываться в рамки данного направления. С более серьёзными расстройствами должны работать подготовленные специалисты.

Хотите позаниматься с профессионалом? Тогда вам — в Центр интегрального танца «Живи танцуя». Основатель — Александр Гиршон. Кандидат психологических наук, хореограф, профессиональный танцевально-двигательный терапевт. Ведущий и автор многочисленных тренингов и мастер-классов. Написал немало работ по вопросам психологии и духовных практик: «Истории, рассказанные телом», «Маленькая книга о Тени», «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

Как проводятся тренинги, сеансы, занятия

Помимо специфических принципов, для проведения сеансов используются также общепринятые, базовые:

  • добровольное участие;
  • принцип «здесь и теперь» (важно лишь то, какие переживания пациент испытывает в данный момент);
  • конфиденциальность;
  • открытое выражение эмоций и чувств (доверительные отношения не только между пациентом и психотерапевтом, но и между участниками группы);
  • ответственность (в точности выполнять все задания);
  • активность.

Чаще всего танцевально-двигательная терапия использует групповую форму занятий. Обычно они выстраиваются по определённой схеме.

Разогрев

Время: 3 минуты.

Цель: подготовить тело к работе, снять мышечные зажимы.

Упражнение — «Танец по частям». Участники становятся в круг. Включается ритмичная музыка. Специалист называет части тела, которые нужно задействовать: голову, руки, плечи, бёдра, живот, корпус. Далее идёт обсуждение, кому что далось легко, а что — трудно. Там, где возникли сложности, скорее всего, имеется мышечный панцирь.

Танцевально-двигательная экспрессия

Время: 30-45 минут.

Цели:

  • осознание собственного тела;
  • развитие его возможностей и способностей;
  • выражение чувств и эмоций;
  • оттачивание социальных навыков при работе в группе.

«Веду за собой»

Участники становятся в колонну. Включается музыка. Тот, кто стоит во главе, начинает двигаться, показывая различные па. Остальные повторяют его движения. Через 30 секунд, по хлопку специалиста, ведущий уходит в конец колонны. Тот, кто оказался первым, берёт на себя его обязанности. Каждый должен отыграть обе роли. Во время обсуждения все высказываются, в какой позиции (ведомого ил ведущего) они чувствовали себя более комфортно.

«Фауна»

Каждый участник выбирает любое животное или птицу и начинает под музыку изображать его, не сообщая другим, кого именно копирует. Перед выполнением упражнения специалист ставит три задачи:

  1. Постараться, чтобы животного узнали другие, то есть изображать максимально реалистично.
  2. Узнать как можно больше других зверей и птиц.
  3. Вступать в контакт с другими во время танца.

Во время выполнения упражнения танцевальный психотерапевт делает наблюдения и записывает результаты. Почему участник выбрал именно этого животного? В психологическом плане разница между волком и кроликом, например, существенна. Насколько тесно он взаимодействует с другими? Сразу можно выделить социально активных и изгоев. Как именно проходят эти контакты? Кто-то выражает танцем агрессию, кто-то — дружелюбие и мягкость.

«Отзеркаливание»

Участники произвольно делятся на пары, становятся друг напротив друга. Один — показывает движения, второй — выполняет, отзеркаливая их. Главное — не касаться партнёра и смотреть глаза в глаза. Через минуту роли меняются. В течение нескольких минут можно создавать новые тандемы. В итоге обсуждается, что понравилось, а что нет.

«Танцевальный хоровод»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Включается достаточно ритмичная музыка, под которую нужно спонтанно двигаться, выражая собственное «я», привнося в коллективный танец что-то индивидуальное. Единственное правило — не размыкать рук. Здесь специалисту важно увидеть навыки социализации. Кто-то слишком увлечён только собой, не обращая внимания на то, что доставляет неудобство окружающим (это свидетельствует о наличии расстройств). Другие стесняются. Третьи механически копируют движения соседа.

Заминка

Время: 5 минут.

Цели:

  • восстановить дыхание;
  • снять напряжение и эмоциональное возбуждение;
  • закрепить результаты.

Медитация. Включается медленная, спокойная музыка. На экране проектора — иллюстрация красивого восхода солнца. Участники произвольно рассаживаются (лучше прямо на пол), принимая удобную позу. Танцевально-двигательный терапевт произносит аффирмации о том, как хорошо и спокойно у всех на душе. Может быть использована аудиозапись. При этом пациенты могут двигаться в такт мелодии, закрыть глаза, даже лечь — никаких запретов нет.

Анализ

На этом основная часть сеанса закончена. Но не для психотерапевта, который анализирует поведение каждого участника во время занятия со следующих позиций:

  • как он использует пространство и время;
  • в каком ритме он чувствует себя более комфортно;
  • как взаимодействует с остальными участниками;
  • смог ли выразить себя, выполняя упражнения;
  • чего больше в движениях — хаоса, спонтанности или подчинения каким-то правилам;
  • насколько точны и целенаправленны движения;
  • какие части тела выпадают из танца (скорее всего, они являются заложниками мышечного панциря) и т. д.

После всестороннего анализа поведения каждого участника психотерапевт может переформировать группы и назначить индивидуальные сеансы.

Особые случаи

Для детей дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия часто используется для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей до­школьного возраста. Основные задачи:

  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • реализация творческой составляющей;
  • ликвидация вторичных личностных реакций: агрессивности, гипервозбудимости, мнительности, тревожности;
  • коррекция уровня самосознания и самооценки;
  • формирование чувства ритма;
  • совершенствование навыков социализации.

Эффективность терапии в работе с проблемными детьми дошкольного возраста обусловлена её способностями:

  • выявлять ритмические рефлексы;
  • приспосабливать организм к слуховым раздражителям;
  • нормализовать деятельность ЦНС (гипервозбуждённые успокаиваются, замедленные становятся более активными);
  • помогать в устранении дефектов речи через связь двигательных и речевых анализаторов;
  • развивать произвольную лицевую моторику.

Рекомендуемые упражнения: «Джаз тела» (есть индивидуальный и парный варианты), «Танец-вибрация», «Огонь-лёд», «Росток», «Насос и надувная кукла», «Улыбающееся солнышко», «Джангл».

Для детей с нарушениями речи

Тесная связь двигательных и речевых анализаторов позволяет использовать танцевальную терапию как вспомогательный метод в работе логопедов. Цели:

  • овладеть «языком движений»;
  • научиться выражать с помощью танца эмоции;
  • развить перцептивные и мнемические возможности;
  • снять мышечное напряжение;
  • расширить навыки в коммуникативной сфере.

Рекомендуемые упражнения: «Ритмическое эхо», «Мягкие руки», «Скользящее движение», «Ритмический диктант», «Канон», «Театральная азбука».

При нарушениях слуха

Исследования показали положительное влияние танцевально-двигательной терапии на слуховой анализатор. У детей с нарушениями слуха обычно затруднена вербальная сторона общения. Танец минимизирует дискомфорт, снимает психологические барьеры, устраняет чувство скованности и неловкости. Через движение активируются ресурсные возможности организма: помимо работы с психикой, идёт развитие органов слуха при постоянном контакте с музыкальным материалом.

Как показала практика, за 12 занятий длительностью по 1 часу дети с нарушениями слуха смогли избавиться не только от зажатости и комплексов, но и совершенствовали свои физические возможности — стали лучше слышать.

Для детей с ЗПР

Танцевально-двигательная терапия помогает детям с ЗПР:

  • самовыражаться;
  • раскрывать внутренний мир;
  • налаживать эмоциональные контакты;
  • рефлексировать;
  • удовлетворять естественную потребность в движении.

В результате занятий дети становятся уверенными в себе, снижается уровень тревожности, уходят страхи, улучшается сон, устанавливается позитивный настрой.

Танцевально-двигательная терапия — одно из самых перспективных направлений в лечении большого количества заболеваний различного генеза. Уникальность в том, что она работает и с телом, и с психикой, и именно это позволяет добиваться потрясающих результатов там, где остальные течения и школы терпят неудачу.

Читайте также: Музыкальная терапия

Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми

В предлагаемой вниманию читателей статье представлено описание практического опыта работы с семьями, с подростками и детьми, а также некоторые материалы учебного курса по работе с семьями в танцевально-двигательной терапии.1 Многие теоретические обоснования могут показаться спорными, так как выведены из практического опыта. В статье рассмотрены случаи из практики, в которых применение танцевально-двигательной терапии оказалось эффективным методом решения определенных терапевтических задач.

Мой личный путь с детства был связан с занятиями музыкой, театром и танцами. Эти сферы помогали мне выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. И, когда я выбрала профессию психолога, я знала сразу, что область моих интересов будет связана с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Двенадцать лет назад я начала работать в качестве психолога с детьми пяти-шести лет в Доме Творчества. Это был одногодичный курс занятий по развитию творческих способностей. Мы лепили из глины и пластилина, рисовали акварелями, гуашью и карандашами, пели песни, играли, сочиняли сказки, придумывали собственные игры, танцы, спектакли то есть осваивали самые различные формы творчества. Довольно быстро, узнав, что занятия ведет психолог, родители стали обращаться с вопросами о том, как вести себя с детьми в сложных ситуациях, как лучше помогать ребенку в развитии его способностей и как их распознавать, как налаживать отношения разновозрастных детей в семье и так далее. В то время я еще обучалась на факультете психологии МГУ им. Ломоносова а также в международной программе по психодраме, соединяя таким образом психологию и театр. В дальнейшем, я прошла еще одну специализацию в области психотерапии — 4-летнюю международную обучающую программу по танцевально-двигательной терапии (Руководитель — Бирюкова И.В.). Моя дипломная работа была посвящена исследованию влияния танцевально-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. (Руководитель — канд. психол. наук. И.Г. Кокурина., со-руководитель — И.В. Бирюкова) В результате, мне удалось осуществить свою мечту — соединить в практической работе психологию, театр и танец, а также добавить элементы арт-терапии.

Общение с различными семьями позволило мне увидеть, как присутствие творчества в повседневной жизни семьи может помочь в решении трудностей, которые в ней возникают. Часто семьи приходят в терапию в таком состоянии, что о творческом подходе в жизни давно забыто. Мы начинаем разбирать сложные ситуации и конфликты, и оказывается, что слова уже «не работают» или им уже не верят. В таких случаях я прошу «показать» ситуацию (используя психодраму) или станцевать (применяя танцевально-двигательную терапию).

Танцевально-двигательная терапия в работе с семьями с темой установления личных границ

Приведу пример из практики, когда слова «перестали работать»: на семейную терапию ходила мама с двумя дочерьми подросткового возраста (отец ушел из семьи, когда детям было 4 и 5 лет). Главной темой их взаимоотношений было непонимание друг друга: конфликты вспыхивали по любому поводу, они кричали и угрожали друг другу, хлопали дверьми и по очереди убегали из дома. Большое количество терапевтических сессий мы посвятили проговариванию позиций друг друга, установлению правил и взаимоприемлемых договоренностей. Проходило время, и они возвращались после очередного цикла терапии с еще большим накалом во взаимоотношениях в связи с нарушением тех договоров, которые были установлены ими в ходе наших встреч. Тема нарушения границ стала главной. Однажды они пришли в таком состоянии, что не могли разговаривать друг с другом. Обозначив тему границ, я предложила им невербально исследовать границы и проксемику (т.е. отношения дистанции и близости относительно друг друга). Нужно было ощутить то расстояние, которое существует между ними на данный момент, и то, которое им хотелось бы иметь. Это был своеобразный парный танец, в котором очень уверенным движением показывалось, где следовало остановиться другому: «Стоп!». Каково же было их удивление, когда они увидели, что расстояние, которое существует реально, слишком близкое для них и очень тесное, так как любое движение одного физически задевало личное пространство другого. Поэтому любая искра разгоралась в пламя, любое слово воспринималось как угроза, нападение или вторжение в личное пространство. Следующая часть работы их удивила не меньше — оказалось, что расстояние, на котором они чувствуют себя комфортно, очень большое. Для дочек было открытием то, что мама останавливала каждую из них на довольно большом расстоянии. Им казалось, что их маме вообще не требуется собственное пространство, что она живет исключительно их интересами. И только в результате такой двигательной работы у них появилась способность говорить и слышать друг друга. Эта сессия стала кардинальной для их семьи. После нее мама перестала водить детей к разным психологам с постоянным запросом: «Сделайте с моими дочками что-нибудь, чтобы они слушались и уважали меня». Она приняла решение о своей личной длительной терапии. Этот пример наглядно показывает, как работа с движением может эффективно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Кроме того, подобное двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, получить новый телесный опыт комфортного сосуществования в семье.

Ролевое взаимодействие в семье

Следующей темой, с которой эффективно можно работать с семьями, применяя метод танцевально-двигательной терапии, является ролевое взаимодействие в семье. Одно из исследований, которое мы можем предложить в этой связи, называется «Кинетическая скульптура». Мы просим, сделать скульптуру взаимоотношений каждого из членов семьи и «оживить» ее, задавая каждому характерное движение. На словах часто может утверждаться «правильное» распределение ролей в семье, но в таком танце всегда видны как зоны проблемного взаимодействия, так и реальные взаимоотношения: кто на самом деле играет роль ребенка, кто — родителей, кто — дедушек и бабушек и т.д. Перефразируя название известной передачи «Очевидное — невероятное», можно утверждать, что в танцевально-двигательной терапии вероятное и невероятное становится очевидным через движение, мимику, жесты и звуки.

Танцевально-двигательная терапия может применяться, когда идет психологическая работа с выражением чувств внутри семьи. Особенно в тех случаях, когда оказывается недостаточным осознать и назвать чувства, а важно их выразить. Эмоции живут в теле, поэтому движение, сочинение своего танца является способом выражения чувств. Несколько лет назад я столкнулась с тем, что многие дети пяти-шести лет с трудом осознают и называют какие-либо эмоции. На вопрос: «Что ты чувствуешь?», они в лучшем случае отвечали: «Мне хорошо» или «Мне так себе», а более распространенный ответ был: «Не знаю». Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей. В рамках специализации по танцевально-двигательной терапии существует семинар «Базовые аффекты». Этот материал вдохновил меня на создание курса по знакомству с эмоциями для детей, который прошел апробацию в «Детских Творческих Мастерских на Соколе» при Госклубе «Факел», где я работаю уже восемь лет. Уникальность этих Мастерских в том, что преподаватели обладают не только высокими преподавательскими способностями, но и реализуются как художники, музыканты, актеры, режиссеры, танцоры и другие специалисты из разных областей. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме создания курса для детей по исследованию базовых эмоций, мы каждое занятие посвящали исследованию одной эмоции. Мы рисовали ее, разговаривали о ней, сочиняли сказки, и каждый ребенок придумывал танец выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывало именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняли танец злости, становились злостью, исполняя ее танец, и это не вызывало сопротивления. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Прошло уже семь лет со времени проведения первой такой группы и дети, уже ставшие подростками, до сих пор вспоминают эту работу с эмоциями.

Работа с довербальными стадиями развития в танцевально-двигательной терапии

Наверное, одна из самых сильных сторон танцевально-двигательной терапии как метода является работа с довербальными стадиями развития, так как опыт этого периода запоминается телесно и не оформлен в слова, поэтому через движение появляется возможность войти в соприкосновение с этим ранним опытом, осознать и изменить его, если потребуется.

Приведу случай из практики, который является для меня одним из ярких примеров работы с восстановлением базового доверия к миру с помощью танцевально-двигательной терапии. Ко мне обратилась мама семилетней девочки, которая не хотела учиться, не отвечала на уроках. Когда я стала общаться с ребенком, она мне сразу после знакомства сказала: «А знаешь, я не хочу быть человеком. Мне так плохо. Я всегда мечтала жить в море и быть водорослями, чтобы волны меня качали». Из истории семьи стало известно, что мама с папой в разводе и находятся в конфликте почти с рождения дочки. Мама пыталась уйти от проблем в работу, а дочку с первого месяца от рождения растили няни, которые гуляли, кормили, одевали ребенка, но довольно мало общались, так как совмещали свои обязанности с ролью домработницы, а девочка проводила время в основном одна. Когда мы начали терапию, Аня (имя изменено) приходила в кабинет и сразу говорила: «Я буду водорослями», после чего замолкала надолго, ложилась на ковер и медленно качала руками, поднимая их немного вверх. Я была «зеркалом», повторяя ее движения, подчеркивая их основные характеристики. («Зеркало» — одна из основных техник в танцевально-двигательной терапии, которая позволяет на глубоком телесном уровне настроиться на состояние человека и быть вместе с ним, полностью присутствуя в текущем моменте. Такое качество взаимоотношений называется кинестетической эмпатией). Сначала Аня делала вид, что ей все равно, что я присутствую в комнате, время от времени она лишь бросала быстрые взгляды и тут же отворачивалась. В конце встречи она вставала на ноги и молча уходила, не отвечая на вопросы. Временами, когда я чуть приближалась к ней, она отодвигалась, а иногда я чуть ближе подносила свои руки к ее рукам, и мы вместе покачивали их, как водоросли. Так прошло несколько встреч, а в конце пятой сессии она вдруг сказала: «Это то, как я хочу жить. Спасибо». На следующую сессию она пришла более энергичная, радостная и сказала: «А давай сегодня будем кошками». И мы всю сессию ползали на четвереньках и мяукали. Так прошло еще три встречи. На девятой встрече я предложила построить котятам домики. У каждой из нас появился свой домик, со своими границами, Мы могли ходить друг к другу в гости, спрашивая разрешения войти. Можно было сказать: «Нет» Это была очень важная работа по установлению своих границ и осознанию, что они есть. А на двенадцатую сессию мы превратились в хозяев, у которых живут эти котята. Аня встала на ноги и стала строить дом для себя и играть в то, как она гуляет с котенком. А потом она предложила объединить наши домики. За это время ситуация в школе изменилась. Аня стала общаться с другими детьми и с учителями, отвечать на вопросы. Если проследить динамику нашей работы, то можно предположить, что работа началась с восстановления доверия к миру еще в перинатальном периоде, о чем свидетельствуют образы воды и водорослей. Затем стадия от 0 до 1 года (формирование базового доверия к миру по Э.Эриксону), когда ребенок еще лежит на спинке или на животике и может совершать небольшие движения, получая информацию о мире через телесный опыт, невербальное общение с матерью, через то, как она его держит, отзеркаливает звуки, мимику, выражает свое отношение к ребенку. (Флейк-Хобсон К., Робиртсон Б.Е., Скин П.) А потом мы перешли к периоду ползания, ползали столько, сколько понадобилось для освоения пространства и исследования границ своих и внешнего мира. В данной работе Ане было важно получить невербальный опыт присутствия взрослого рядом, сначала здесь невозможно было работать словами, так как Аня молчала, отказывалась говорить, поэтому важно было помочь обрести ей собственную уверенность и доверие к миру взрослых на телесном уровне.

Индивидуальная работа с подростками в танцевально-двигательной терапии

Когда задают вопрос, а как можно применять танцевально-двигательную терапию в работе с подростками, важно уточнять, в какой работе — в группах иди индивидуально. Так как выбор техник сильно отличается, в связи с особенностями именно этого возраста.

К задачам возраста примерно с 12 до 15 лет относятся вопросы самоидентификации, коммуникации со сверстниками, с противоположным полом, со старшими, осознание и принятие эмоциональных и физических изменений. В группах подростков я применяю структурированные техники танцевально-двигательной терапии, так как один из главных вопросов, волнующих подростков, является: «Как я буду выглядеть в глазах моих сверстников, что обо мне подумают, не посмеются ли, если я покажу себя таким, какой (какая) я есть? И вообще, кто я сейчас?» Поэтому важно выбирать структурированные задания, упражнения, игры, лучше изобразить кого-то, чем предлагать спонтанно двигаться. Это возможно, если группа идет достаточно длительное время, что бывает не часто, и только тогда, когда в группе есть необходимый уровень доверия для спонтанной работы. А в индивидуальной работе подростки с большей готовностью работают и говорят о своих чувствах. Важной частью работы является осознание, где в теле локализуются разные эмоции и поиск движений, выражающих эти эмоции. Часто это не долгий спонтанный танец, как это бывает у детей, а скорее движение, возможно одно, где танцуют чаще руки. Именно с подростками эффективно работает синтез психодрамы и танцевально — двигательной терапии, так как им легче играть роли и выражать себя через них, говорить из ролей то, что они думают и чувствуют на самом деле, и находить двигательное выражение собственным эмоциям. Много индивидуальных работ с подростками посвящено интрапсихическим исследованиям собственных чувств. Довольно быстро виден эффект, так как именно в подростковом возрасте остро проявляются проблемы стеснительности, зажатости, неуверенности, что выражается в позах, осанке и походке. Поэтому двигательное высвобождение сдерживаемых эмоций позволяет телу распрямляться, дыханию освобождаться, способствуя, тем самым, процессу самопринятия.

В завершении, говоря об эффективности работы с семьями, детьми и подростками с применением методов танцевально-двигательной терапии, хотелось бы отметить, что существует еще множество других аспектов в рассмотрении этого вопроса, которые не удалось затронуть в данной статье, так как метод танцевально-двигательной терапии многогранен, может синтезироваться с другими методами терапии, и каждый терапевт уникален, привнося свою личность в работу. Еще раз хотелось бы отметить, что танцевально-двигательная терапия как метод позволяет найти ресурсы в собственном теле, научиться их выражать и создавать Свой Неповторимый Танец Жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *