Доктор Моррис

Музыкальная терапия

§ 2. Музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по

форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие

«катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении — громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Правильный выбор музыкальной программы — ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать».

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов

человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные

интонации, в которых больше социально обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека — это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учитывать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедленно, примерно через 1-4 мин после начала прослушивания. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно подготовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей его полноте, и в то же время часть

нюансов звучания, отдельные технические моменты — исполнение, скрытое от них, не отвлекают их внимание от главного содержания музыки и не привносят в акт восприятия слишком явный элемент рассудочности, характерной для реакции знатоков и специалистов.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяются тонус мышц, моторная активность. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражается частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка оказывает влияние на холестериновый обмен: спокойная музыка способствует переключению вегетативной нервной системы в трофотропном направлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки — ритма, тональности — показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы — возбуждают, консонансы — успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю, Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

· катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и установок.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и пассивной (рецептивной), когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в группе. Поэтому необходимо фиксировать внимание клиента на исполняемом произведении. Можно предварительно рассказать о характере и содержании пьесы, ее авторе, предлагая все это запомнить с целью облегчения запоминания музыки,

пьесы должны быть контрастными по темпу и ритмическому рисунку. Занятия могут иметь вид музыкальных викторин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.

Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по заявкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, которые они хотели бы услышать. Заявка может быть исполнена сразу или на последующих встречах. Формы активной музыкотерапии, в частности групповые, отвечают задачам организующего воздействия, отвлечения от тяжелых переживаний путем переживания эстетического удовольствия, а также задачам тренировки некоторых психических функций: памяти, внимания и т.д.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую:

1. Коммуникативная — совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного

прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

Чаще всего используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные

музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов,

налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у клиента.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность клиента может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например, 1) клиенту предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; 2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Клиентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Исполнение музыкальных произведений также имеет хороший коррекционный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы.

Для использования активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при проведении других техник. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Целью использования данного приема является создание соответствующей

эмоциональной атмосферы, необходимой для функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчужденности, создание сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания — изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Программа прослушивания составляется с учетом предварительного апробирования пьес на групповых сеансах, анализов самоотчетов клиентов и наблюдения за ними во время прослушивания. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот

метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение — важный метод активной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Численность группы вокалотерапии 15-20 человек, длительность занятий — 45 мин. Используются песни предпочтительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы. Размещение группы — замкнутый круг. Руководители группы включены в круг и поют вместе со всеми.

Вначале упражнение сводится к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движениями рук и всего тела и т.д. Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс. Тут имеет значение момент анонимности, чувство своей скрытое™ в общей массе, которая создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить

песню, тот или иной порядок голосов, выдвинуть запевалу. Путем активного участия в построении занятия клиенты побуждаются к выходу из состояния анонимности. Поскольку для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, психолог (если он сам не музыкант) работает совместно с музыкантом, которому дает необходимые разъяснения и указания. Проведение музыкотерапии требует дифференцированного подхода при выборе ее форм. Клиентам с различными проблемами показаны различные формы музыкотерапии.

177 Применение музыкотерапии в детском возрасте

В 70-80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К. Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (P.O. Бенензон, 1973), а также исследования по объективизации влиянии музыки на детей (У. Грюс, Г. Грюс, 3. Мюллер, 1971). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И. Медераке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

Одна из методик, описанных в этой книге, заключается в обучении детей распознаванию эмоций. Она состоит из четырех музыкальных уроков с постепенным усложнением заданий.

На первом уроке дети получают 6 карточек с изображением детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости. Авторы методики назвали их «картами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции, изображенные на них, не называются.

На последующих трех уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Так как мимика на «картах настроения» решена неоднозначно, то дети могут сразу после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений:

Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Анастасия Ломовцева
Практическое применение музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

2.1. Рекомендации для педагогов по проведению музыкотерапии с детьми

На успешность проведения занятий положительно влияют позитивная личность педагога, владение им способами музыкального выражения – игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а также включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (10-12 минут, кратность применения в неделю – 1-7 раз.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания. Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаются следующие темы: «Раздумье» С. Майкопара и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского. Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями .

Также следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводится не на голодный желудок и не ранее, чем через 2 часа после еды.

Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

После прослушивания музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому, особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

Желательно использовать инструментальную классическую и специальную терапевтическую музыку, но не вокальную и не самую популярную, т. к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. На ребенка в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии ребенок слышит грустную музыку, это может поднять его настроение .

В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные мною выше.

2.2. Практические упражнения музыкотерапии с детьми дошкольного возраста

Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышает 10-12 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. На занятиях используются следующие упражнения :

Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.

Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается.

Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy).

Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки — цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное.

Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.

Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения — Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).

Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова «динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло:

поливают дождиком — имитируют голосом звуки капелек;

согревают солнышком — высоко поют звук «а».

Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:

зернышко начало расти — дети поют звук «а» на крещендо;

вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки — дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;

цветок имеет великолепный аромат — дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».

Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.

Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.

Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.

Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов.

Целью этого упражнения является:

нормализовать дыхание;

расслабить мышцы горла.

Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио-запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп — не более 60-65-ти ударов в минуту, шум леса, пение птиц и тому подобное.

Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения — «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.

Двигательные упражнения

1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).

Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучини, «Вальс» из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4. «Порхающая бабочка» (А. Дворжак, «Юмореска»). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5. «Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им .

Музыкальная релаксация

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления .

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.

Например:

1. Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей, муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2. Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей, муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3. Упражнение, формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на ребенка и его здоровье.

Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Владыкина, Н. Е. Музыкотерапия и ее приемы в детском саду для музыкальных руководителей/ Н. Е. Владыкина//Алые паруса. – 2015. — №23. – с. 31-33

2. Попок О. А. Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями / О. А. Попок// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012.-№150.- 224-260.

3. Опыт работы по теме: «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста» . – Режим доступа: http://www.maam.ru – Заглавие с экрана

4. Виды музыкотерапии. Их коррекционный потенциал . – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru– Заглавие с экрана

5. Музыкотерапия как инновационная технология социальной работы с детьми-инвалидами . – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru– Заглавие с экрана.

6. Музыкотерапия как средство оздоровления детей . – Режим доступа: http://bibliofond.ru– Заглавие с экрана.

7. Музыкотерапия . – Режим доступа: http://ds101-arh.edusite.ru– Заглавие с экрана.

8. Виды и основные направления музыкотерапии . – Режим доступа: http://doroga-istin.ru– Заглавие с экрана.

9. Методики музыкотерапии в лечении детей . – Режим доступа: https://educ.wikireading.ru– Заглавие с экрана.

10. Музыкотерапия в ДОУ . – Режим доступа: http://nsportal.ru– Заглавие с экрана.

11. Музыкотерапия http://samopoznanie.ru – Заглавие с экрана.

12. Арттерапия и ее использование в практике дошкольного учреждения . – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru– Заглавие с экрана.

13. Музыкотерапия . – Режим доступа: https://docs.google.com– Заглавие с экрана.

14. Музыкальная терапия как метод регуляции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста . – Режим доступа: http://festival.1september.ru – Заглавие с экрана.

15. Особенности использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе педагога-психолога . – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru – Заглавие с экрана.

16. Музыкальная терапия в эпоху Водолея . – Режим доступа: http://healingmusic.ru– Заглавие с экрана.

Музыкотерапия — лечение музыкой

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Кому помогает музыкотерапия?

Музыкотерапия применяется для реабилитации после инфарктов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями – слепым и немым, а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии они учатся самоконтролю, коммуникации с другими.

Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей, больных аутизмом. Для таких детей все, что происходит в окружающем мире неинтересно, их волнует только их собственный внутренний мир. Такие дети с трудом общаются с собственными родителями, поэтому для их лечения нужно выбирать способы, через которые можно вызвать у них эмоции. Музыкотерапия для таких детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.

Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.

Лечение музыкой завоевывает все большую популярность. Никто уже не спорит с тем, что музыка помогает в преодолении болевых ощущений, снимает психоэмоциональное и мышечное напряжение. Поэтому музыкотерапию все чаще и с неизменным успехом применяют в самых разных областях медицины.

Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Музыкотерапия для детей в домашних условиях

В последнее время всё большую популярность приобретают методы арт-терапии. Часть из них не имеет ничего общего ни с медициной, ни с доказательной наукой, однако есть и настоящие жемчужины.

Музыкальная терапия – это вспомогательная наука, использующая музыку в клинических условиях для воздействия на организм человека. Музтерапию может проводить только сертифицированный специалист — музыкальный терапевт, который проходит обучение в специализированных высших учебных заведениях. Эта наука находится на стыке музыки, психологии и медицины. Музыкальная терапия подходит как для детей, так и для взрослых.

Истоки науки уходят в до библейские времена, когда музыка считалась действенным методом для облегчения состояния больных. Древние греки и египтяне, индейцы Латинской Америки, первые христиане – все они использовали музыку для помощи раненым, при лечении душевных болезней, в ритуалах очищения и исцеления.

В 1787 году в журнале Columbian Magazine была опубликована статья, озвучившая основные принципы музыкальной терапии, которые соблюдаются до сих пор:

  • Воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека оказывает влияние на физическое здоровье.
  • Лечение музыкой может осуществлять только обученный человек.

В течение следующих 150 лет появился целый ряд публикаций от практикующих врачей разных специализаций, рассказывающих о пользе музыкальной терапии.

В 1944 году Мичиганский Университет объявил набор на первый курс музыкальной терапии. Позднее, E. Тайер Гастон основал первую клиническую интернатуру и первую магистратуру по музыкальной терапии. С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру.

Музыкальная терапия для детей и взрослых

В России музтерапия развивается силами энтузиастов-подвижников. Среди них сертифицированный музыкальный терапевт с большим опытом клинической работы в больницах, госпиталях и школах Алиса Апрелева, основатель сообщества Музтерапевт.ру.

По её словам, очень важно отделять шарлатанское «музыкальное знахарство» от настоящего медицинского направления. Сама по себе музыка не является панацеей и не может заменить традиционные медицинские процедуры и методы лечения, однако она значительно облегчает течение болезни и ускоряет выздоровление.

Особенно музыкальная терапия показана беременным женщинам и матерям, детям с особенностями развития и неврологическими заболеваниями, людям с хроническими заболеваниями и болями неясной этиологии.

Также, одним из наиболее эффективных направлений считается музыкотерапия для детей. Поскольку детский мозг и психика находятся в состоянии пластичности, воздействие на них при помощи музыки приносит огромную пользу. Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях.

Музыкальный и экспрессивный терапевт (соединение различных видов арт-терапии, как аудио, так и визуального), певица и фотохудожник, автор проекта «Колыбельные для всей семьи» Наталья Фаустова, получила повышение квалификации по курсу «Музыкальная терапия в неврологической практике» у Алисы Апрелевой. Миссия Наталии — популяризация и применение музыки, как средства укрепления связи между ребёнком и взрослыми, профилактики стресса, облегчения до- и послеродовой хандры, компенсация отсутствия родительского тепла у детей сирот.

Совместные занятия музыкой поддерживают хороший семейный микроклимат и помогают легче переносить повседневный стресс.
Другой сертифицированный специалист, Наталья Каменева, отмечает, что музыкальная терапия для детей помогает справиться с проблемами коммуникации при особенностях развития (синдром Дауна, аутизм, ДЦП). Она снимает тревожность, помогает в формировании речи, стимулирует развитие мелкой моторики.

Кроме того, метод музыкальной терапии активно используется в неврологической и логопедической практике. Он поможет при синдроме дефицита внимания, дислексии, заикании, проблемах со сном, а также в периоды возрастных кризисов (3 года, 6-7 лет, подростковый период).

Детская музыкальная терапия в домашних условиях

В полной мере музтерапию может проводить только сертифицированный специалист. Он индивидуально подбирает подходящую музыку для каждого ребёнка, проводит групповые занятия, разрабатывает и выбирает упражнения в зависимости от потребностей пациента.

Тем не менее, в домашних условиях музыкальная терапия для детей тоже может принести пользу.

  • Прежде чем начать занятия, прослушайте все предлагаемые ребёнку мелодии и песни. Выбирайте для занятий только ту музыку, которая вам понравится. Если музыка не вызывает ответных чувств, то как бы её не хвалили и не рекламировали, никакой пользы для вас именно она не принесёт.
  • Проводите музыкальные занятия в спокойной обстановке, без лишних отвлекающих факторов.
  • Отрегулируйте громкость звука так, чтобы были слышны все звуки, однако имелась возможность разговаривать.
  • Помните ещё одно правило музыкальной терапии: живая музыка всегда лучше записанной, однако записанная музыка лучше, чем её отсутствие.
  • Не спешите! Длительность первых занятий не должна превышать 10 минут.

Музыкотерапия для детей для детей 1-3 лет

Возраст после года – это время активного развития и познания мира. Иногда детская психика не в состоянии поспевать за получаемым опытом, что приводит к повышенной нервозности, агрессивности, задержке речевого или физического развития и т.н. «неуправляемости». В преодолении этих проблем поможет музыкальная терапия.

Терапевтическая игра «Понимаем своим эмоции».

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо сначала разобраться в них. Эта игра поможет ребёнку разобраться, что он чувствует, и как это отражается на нём самом и людях вокруг.

Заранее подобрать несколько музыкальных фрагментов, выражающих различные эмоции: радость, воодушевление («Ода к радости» Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Шостакович, «Юмореска» Дворжак, «Вальс цветов» Чайковский), грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Шопен, «Свет луны» Дебюсси, «Грёзы» Шуман, «Song from the Secret Garden»группы Secret Garden, «Грустный вальс» Сибелиус), злость, агрессия («Баба Яга» Чайковский, «Шторм» Вивальди), страх («Ночь на лысой горе» Мусоргский, «Плащ» Пуччини, «Итальянский концерт» Бах, «Смерть куклы» Чайковский, «Полёт валькирий» Вагнер).

Слушаем музыку вместе с ребёнком и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем и кричим «Ура!», кружимся в танце, шипим и машем руками, словно злобные кошки, дерёмся подушками, сворачиваемся калачиком в испуге. Если ребёнок не знает, что именно и как делать, подайте ему пример. Старайтесь, чтобы движения были максимально эмоциональными и искренними.
По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее в течение 3-5 минут («Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Шуман, «Утреннее расположение духа» Григ). Каждая эмоция прорабатывается 2-3 раза, не более одной эмоции за день.

Упражнения по музыкотерапии для детей дошкольного возраста

1. Ритмическая игра «Зоопарк».

Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику,
В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродит медленно и неспешно, как слон, «плывёт» по комнате, словно лебедь, рычит, как лев, прыгает, будто кенгуру.

2. Сказкотерапия под музыку.

Придумайте или выберите готовую сказку, которая освещает нужный вам вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подберите музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям (см. терапевтическую игру «Понимаем свои эмоции»).

Разыграйте сказку вместе с ребёнком, стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.

3. Арт-игра «Мы вместе».

Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.

Включите музыку Гайдна или Шопена и предложите ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соедините изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объясните, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы не были.

Сохраните рисунок на будущее – некоторые дети охотно носят его с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.

4. Арт-игра «Смешной страх».

Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.

Включите «Симфонию 40» Моцарта и предложите ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ. Теперь смените музыку на «Шутка» Баха и дорисуйте пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь. При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо сжечь.

Музыкальная терапия для детей – это доступное средство формирования психического и эмоционального здоровья сохранного ребёнка. Методы музтерапии разнообразны, так что каждый родитель может найти подходящие упражнения и игры для занятий дома. Но в случае детей с особенностями, лучше обращаться к специалисту.

Если вы хотите больше узнать о музыкальной терапии в России и по всему миру, получить консультацию или найти специалиста в своём городе, обращайтесь на сайт Музтерапевт.Ру или пишите нам на электронную почту.

>

Программа курса коррекционно – развивающих занятий музыкотерапии

тел-33

Рассмотрено на заседании Утверждено

методического совета приказом от_____№______

от__________протокол №_____ директор школы

председатель совета______ _________/______________/

Принято на заседании

педагогического совета

№_____от____________________

ПРОГРАММА

курса коррекционно – развивающих занятий музыкотерапии

«МЕЛОДИЯ»

Формирование положительного эмоционального фона реабилитации

и позитивной самооценки

у детей с ограниченными возможностями здоровья

( 15часов)

Составитель:

учитель музыки

Высшая квалификационная категория

г. Саяногорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Большое внимание уделяется этим вопросам, и работам в данном направлении.

«Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения в последствии ведут к дезадаптации личности» (, «Эмоциональные нарушения и их коррекция» — М.: 1990 г. стр.13). Дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Существенную помощь детям, имеющим проблемы в эмоциональных нарушениях, могут оказать занятия под музыку. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, нормализует слишком возбужденные темпераменты и помогает растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Программа предназначена для преподавания основ музыкального искусства в младших классах в режиме занятий дополнительного образования, рассчитана на один учебный год. Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Придерживаясь содержания программы, учитель может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Программа музыкально – терапевтических занятий составлена по принципу контраста, с учётом физиологических законов сопоставления звучащей музыки и обуславливает лучшую «заряжаемость» положительными эмоциями. Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки (с относительным преобладанием той или иной в зависимости от вида и степени эмоционального расстройства, отклонения в поведении и этапа коррекции) следует тому же закону контраста. В последовательности двигательных упражнений также соблюдается чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается его психическая и двигательная активность, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: формирование эмоционально-волевой сферы обучающихся, воспитанников младших классов, через различные средства искусств (музыка, рисование, игра),

Задачи программы:

образовательная:

· приобщать детей к различным видам искусства (музыкальное, изобразительное)

· активизировать интеллектуальную деятельность,

· способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других, социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

коррекционная:

· корригировать поведение и оптимизировать эмоциональное состояние детей имеющих ограниченные возможности здоровья.

воспитательная:

· обогащать практический опыт и положительную адаптацию в жизненных условиях.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – учащиеся младших классов.

Формы и режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 1 учебный урок.

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкальные игры, музицирование, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о музыкальном и изобразительном искусстве. Беседы, проводимые на занятиях, детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые соответствуют возрасту и степени развития детей, помогают развитию способности логически мыслить.

Критерии эффективности коррекционно – воспитательной работы средствами музыкотерапии:

    симптоматическое улучшение состояния; достижение осознания и понимания подростом психологических механизмов эмоционального расстройства и отклонения поведения; реконструкция нарушенной системы отношений, проявляющаяся в позитивном изменении эмоциональной сферы, отклонений поведения, контактов с людьми, жизненных планов; восстановление полноценности социального функционирования подростка.

Основные методы:

Ø коммуникативные игры;

Ø психогимнастические упражнения;

Ø пение песен различного характера;

Ø пальчиковая гимнастика;

Ø элементы релаксации;

Ø беседы и дискуссии;

Ø рисунок;

Ø музыкально-дидактические игры;

Ø упражнения на развитие образного восприятия и воображения.

Практическая значимость:

Данная программа предназначена для работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально — волевой сферы и различными нарушениями в развитии и позволяет более успешно ре­шать вопросы коррекции личности ребёнка Программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся, воспитанников младших классов.

Длительность одного занятияминут с группой учащихся из 6-12 человек. Занятия предполагают смену деятельности в соответствии с возможностями ребёнка. Пространство помещения должно быть условно разделено на творческую и игровую половины.

Ожидаемые результаты:

· выразительная передача эмоций через песни, инсценировки, упражнения, этюды, музыкальные и дидактические игры.

· развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.

· умение слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать их на вербальном уровне.

· развитие коммуникативно-компетентного благополучия ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости и автономности.

· успешная психологическая адаптацию в школе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: диагностика уровня эмоционального состояния ребёнка; выставка рисунков; выступления на концертах, праздниках: пение песен различного характера, инсценировки (сценки) перед родителями на праздничных концертах в образовательном учреждении.

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки обучающихся воспитанников на основе требований музыкальных дисциплин. Это связано с тем, что одна из задач работы — способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используя различные средства искусств (музыка, рисование, игра).

Материал программы включает следующие разделы:

1. Музыкальные занятия

Цели занятия: обучение выразительной передачи эмоций через песни, инсценировки, психогимнастические упражнения, этюды, танцевальные импровизации, музыкальные игры; развитие саморегуляции и волевых качеств личности.

Занятия начинаются с музыкально-ритмических упражнений, которые помогают настроить детей на положительное эмоциональное настроение и закрепить навык согласованности движений с музыкой. Следующий психогимнастический этюд или упражнение – воспроизведение какого-либо эмоционального настроения, где обращается внимание на мимику, пластику движений, развитие творческого начала.

Через исполнение потешек, детских песен развивать у детей положительные эмоции, чувство общности. Дети учатся высказваться о музыке, передавать голосом и мимикой настроение песен.

Танцевальные движения и музыкальные игры, используемые на занятиях, снимают у детей напряжение, развивают выразительность движений, пластику, чувства единения, групповой сплоченности, а также навыки самоконтроля.

2. Психогимнастика

Цели занятия: формирование у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика); развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

У учащихся первых классов внимание развито недостаточно, ещё не устойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. Для отдыха используются подвижные игры. Для проведения занятий используется методика «Психогимнастика» и «Тренинг развития личности».

3. Занятия по восприятию музыки (с элементами музыкотерапии и арттерапии)

Цель занятия: учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать их на вербальном уровне, мимикой и пластическим движениями, а также в рисунках.

На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). У них расширяется круг понимания эмоций, чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Рисование под музыку помогает ребёнку самовыражаться, ощутить удовольствие, снять эмоциональное напряжение.

4. Игротерапия

Цель занятий – развитие коммуникативно-компетентного благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости и автономности.

Каждая часть, состоящая из серии занятий, направлена на развитие эмоциональной сферы и имеет свои определённые цели. Все части логически связаны между собой, но и могут существовать самостоятельно.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте, знания по музыкальному этикету.

В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, пения.

Программа предназначена для обучающихся, воспитанников младших классов коррекционно-развивающего обучения

Продолжительность

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество классов

Количество часов в год

Тематический план занятий

Теория

Практика

Где живут звуки. Знакомство с окружающими звуками природы. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Где живут звуки. Знакомство детей с окружающими звуками улицы, дома и т. д. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Звук живет в любом предмете. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Звук – волшебник. Закрепление знаний детей о не музыкальных звуках. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Звук – волшебник. Знакомство детей со звуками музыки. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

Радость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Радость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Удивление. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Удивление. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Интерес. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Интерес. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Гордость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Гордость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Страдание и печаль. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Страдание и печаль. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Чувство обиды. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Чувство обиды. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Отвращение. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Отвращение. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Гнев. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Гнев. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Вина и стыд. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Вина и стыд. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Страх. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку.

Страх. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры.

Создать условия отреагирования отрицательных эмоций, осознания переживаемых проблем. Восприятие музыки. Психогимнастика

Повторение, обобщение, закрепление пройденного материала. Ролевые игры на знание эмоций, сопровождение игр ударно-шумовыми музыкальными инструментами.

Итоговое занятие

Итого в год:

Литература:

1. Арт-терапия./ Под ред. . СПб.: Питер, 2001 г.
2. Бреслав и цветолечение для всех. СПб., 2000 г.
3. Бурлачук психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
4. Ермолаева развития. М., 2000 г.
5. Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.
6. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
7. Захаров предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.
8. Зиневич-, Нисневич помочь особому ребенку. СПб., 2001г.
9. Измайлов характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
10. , Косаткина детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.
11. Копытин и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
12. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
13. Лендер терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
14. Леонтьев общения. М.: Смысл, 1997 г.
15. Мухина В. С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
16. Петровский развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.
17. Погосова игротренинг. СПб., 2002 г.
18. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
19. Хухлаева радости. М.: Совершенство, 1998 г.
20. Цыркун -психологические закономерности развития воли у дошкольников. Минск: НМ Центр, 2000 г.
21. Якобсон жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.
22. «Психогимнастика»
23. «Тренинг развития личности».
24. , “Эмоциональные нарушения и их коррекция”-М.: 1990г стр.13
25. К. Орф пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.

ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающих занятий по музыкотерапии.

Музыка- это великое искусство, которое с древних времен является естественной формой выражения эмоциональных состояний человека.

В.А. Сухомлинский(педагог и психолог) считал музыку средством нравственного и умственного воспитания человека: » Воспитание музыкальное- это не воспитание музыканта ,а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкотерапия-лечение музыкой.

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.

Музыка-это лекарство, которое слушают.

Потрясающая сила воздействия музыки на людей известна с древнейших времен. Достаточно вспомнить звуковое сопровождение различных религиозных обрядов, начиная с шаманизма и заканчивая мировыми религиями. Но, как установила наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело.

Принцип действия: Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.

Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона — для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.

С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

Клиническая — необходима в лечении и профилактике;

Экспериментальная — исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;

Интегративная — сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.

Фоновая — нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,

Тематическая — подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, шизофрения, психозы. Есть положительнее результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов, спастических колитов, язвенной болезни, хронического бронхита, бронхиальной астмы, болезней мочеполовой системы. Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях.

В отличие от большинства других методов оздоровления, музыкотерапия приемлет самолечение. Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета. Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников. В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я».

Все это формирует успешного, уверенного в себе и сильного человека. В контексте нашей с вами работы мы можем использовать гармонизирующую силу музыки для развития ребенка и , при необходимости, коррекцию эмоционально- личностных расстройств посредством музыкального сопровождения.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и т.д.

Давайте рассмотрим, какие цели реализует музыкотерапия:

  • Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

  • Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка

  • Повышает самооценку

  • Способствует установлению и развитию межличностных отношений

  • Формирует ценные практические навыки- игру на музыкальных инструментах, умение петь.

И сегодня у нас с вами есть возможность прикоснуться к волшебному миру музыки, окунуться в него, почувствовать на себе его исцеляющее воздействие.

Сила музыки заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний . Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно или весело; достаточно только сыграть мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали или радости с первых тактов. И одним из наиболее ярких музыкальных инструментов, воздействующих на психику, является скрипка.

Психологами установлено, что с помощью известных всем детских песен с добрыми словами, а также народной музыки, доступной в восприятии, легче устанавливается контакт между детьми. Такая музыка дает детям ощущение безопасности.

Музыка увлекает за собой ребенка, вызывает в нем сильные чувства, пробуждает богатые внутренние зрительные образы. Прикасаясь к музыке, ребенок начинает воспринимать мир еще на одном языке- языке чувственных образов.

ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающих занятий музыкотерапии

ЦЕЛЬ: Формирование положительного эмоционального фона реабилитации и позитивной самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа предназначена для преподавания основ музыкального искусства в младших классах в режиме занятий дополнительного образования, рассчитана на один учебный год. Данная программа предусматривает систематическое и последовательное обучение. Придерживаясь содержания программы, учитель может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Программа музыкально – терапевтических занятий составлена по принципу контраста, с учётом физиологических законов сопоставления звучащей музыки и обуславливает лучшую «заряжаемость» положительными эмоциями. Сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки (с относительным преобладанием той или иной в зависимости от вида и степени эмоционального расстройства, отклонения в поведении и этапа коррекции) следует тому же закону контраста. В последовательности двигательных упражнений также соблюдается чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается его психическая и двигательная активность, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование эмоционально-волевой сферы учащихся. Занятия включают чередование различных видов деятельности: слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкальные игры, музицирование, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о музыкальном и изобразительном искусстве. Беседы, проводимые на занятиях, детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые соответствуют возрасту и степени развития детей, помогают развитию способности логически мыслить.

Основные методы: Ø коммуникативные игры;

Ø психогимнастические упражнения;

Ø пение песен различного характера;

Ø пальчиковая гимнастика;

Ø элементы релаксации;

Ø беседы и дискуссии;

Ø рисунок;

Ø музыкально-дидактические игры;

Ø упражнения на развитие образного восприятия и воображения.

Интересные факты о музыкотерапии

  • Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

  • Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.

  • Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *