Доктор Моррис

Самый дисциплинированный человек

О режиме

Воспитание дисциплинированности во многом кроется в соблюдении режима. И ясное дело почему. Ведь режим подразумевает строгое распределение по времени разных видов деятельности. Если человек с этим справляется – то в его жизни, как правило, царит относительный порядок. И в ней нет места хаотичности, спонтанности и случайности. А вот беспорядочность и неорганизованность является тем, что требует больших и впустую уходящих затрат волевых усилий.

К тому же, как уже говорилось выше, дисциплинированность – это умение соблюдать правила, нормы и т. д. Режим – смежное понятие. Поскольку в узком смысле оно означает чётко установленный, нормированный, правильно выстроенный распорядок. Вот, например, режим дня. Это распорядок действий на день. Который человек сам для себя определил и следует ему. Режим работы – это порядок труда и отдыха, соблюдая который, удаётся действовать более продуктивно. И человек, следуя ему в полной мере, проявляет свою дисциплину. И демонстрирует отношение к труду. Это необходимое качество для максимально эффективного достижения установленных задач.

Примеры

Многие люди хотят обрести качество, о котором было так много сказано. И некоторые примеры дисциплины действительно вызывают уважение и восхищение. Что ж, воспитать это в себе вполне реально.

Есть несколько правил, соблюдая которые, можно выработать личную дисциплину. Во-первых, нужно выполнять обещания. Во-вторых – быть честным. Начать можно с малого. Не хватает времени, приходится задержаться? Не стоит держать других в неведении – надо их предупредить.

В-третьих, нужно учиться говорить и писать грамотно. В-четвертых – необходимо исправлять свои ошибки, но для этого потребуется овладеть умением признавать их.

В-пятых, любую пришедшую в голову идею, кажущуюся перспективной, нужно записывать.

Также надо отучиться жаловаться на неудачи и проблемы другим, так как у них есть свои беды, которые они всегда будут считать более важными. И ещё, зацикливаться на одном и том же не следует. Всегда надо идти вперёд.

Также надо выработать в себе привычку первым делом выполнять то, что хочется сделать меньше всего. Умение справляться с трудностями не раз может спасти в этой жизни.

Приведите примеры последствий нарушения технологической дисциплины.Почему не все люди соблюдают дисциплину в нашей стране?

Дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Дисциплина — необходимое условие существования человече­ского общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

В случае соблюдения общественного порядка человек испол­няет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных орга­нов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при которой все должны соблюдать прави­ла, установленные государством, считается общеобязательным.

Специальные дисциплины Особенности специальных дисциплин Последствия нарушения дисциплины
Военная дисциплина Отличается наибольшей строгостью, четким и точ­ным выполнением требо­ваний военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов Снижение боеспособ­ности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей
Трудовая дисциплина Предусматривает своевре­менный приход на работу, соблюдение установлен­ной продолжительности рабочего дня, точное ис­полнение распоряжений администрации, сохра­нение наиболее высокой производительности труда Наносит материальный ущерб производству, хо­зяйству страны в целом
Технологиче­ская дисцип­лина Соблюдение правил экс­плуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности опе­раций в производственном процессе Ведет к авариям на про­изводстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

Вывод. Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологиче­ским катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.

Задание 2. В силах ли человечество вообще избежать технологических катастроф?К каким последствиям могут привести техногенные катастрофы?

Полностью избежать нельзя. Но в силах че­ловека сделать так, чтобы их последствия были сведены к минимуму. Например, опасные для человека предприятия выводятся подальше от жилых районов

К каким последствиям могут привести техногенные ката­строфы? Самыми тяжелыми последствиями техногенных катастроф являются гибель людей, а также ухудшение экологической ситуации в зоне аварий и материальныйущерб.

Гибель «Титаника» — это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании HarlandandWolff.

>Оценка бизнеса, диагностика бизнеса, 

Каталог продукции

Дисциплина в организации — хорошо или плохо

Все мы слышали про дисциплину в организации. И слышали, пожалуй, самые разные вещи. Одни люди говорят, что она нужна, и должна быть строгой. Другие говорят, что она не нужна, и человек может отлично обходиться без нее.

Все мы слышали про дисциплину в организации. И слышали, пожалуй, самые разные вещи. Одни люди (в основном военные, и некоторые учителя в школе) говорят, что она нужна, и должна быть строгой. Другие (психологи, наркоторговцы, преступники и проч.) говорят что она не нужна и человек может отлично обходиться без нее. Что ж, предлагаю посмотреть на т, что же это такое, и зачем это нужно.

Для начала давайте определимся — что же такое дисциплина? Возможно кто-то уже представил себе сержанта который материт солдат и внушает им что они здесь никто а он — царь и Бог. Другие возможно вспомнили одного из своих учителей в школе, который постоянно вызывал в школу родителей, ставил двойки за поведение и ругалась если кто-то не сидел тихо на ее уроках. И, глядя на такие вот картинки, многие скажут, что дисциплина разрушает личность, что это выдумка садистов и это что-то ужасное, что срочно нужно убрать из общества.

Если честно, то я понимаю этих людей. Не потому что «когда-то я думал так же». Я и сейчас убежден, что придирки к детям в школах, и подавление солдат в армии, нужно выжигать каленым железом! Но правда заключается в том, что описанное выше, не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ! Честное слово! Это просто подавление, которым занимаются не самые полезные члены нашего общества.

Настоящая дисциплина в организации необходима. На эту тему мне нравится высказывание одного весьма известного и признанного во всем мире человека.

Уже неоднократно отмечалось, что крах компании начинается с отсутствия или утраты дисциплины в ней.»

Но ключевой момент тут в том, ЧТО ТАКОЕ дисциплина. Как мы уже выяснили, то что происходит в вооруженных силах нашей страны и в сфере образования, никакого отношения к дисциплине не имеет. Предлагаю заглянуть за ответом в толковый словарь русского языка. Вот, что там пишут про дисциплину:

«Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам».

Что бы это могло значить? Ну например, когда вы договариваетесь с членами своей семьи о каких-либо правилах, а потом контролируете их соблюдение — это дисциплина. Например: в вашей семье есть правило, которое звучит приблизительно как «не грубить старшим». Вы слышите, что кто-то из детей, кричит на дедушку, и называет его «старым дураком». Разумеется, вы подходите к ребенку, и говорите ему, что этого делать нельзя! Заметьте — вы не кричите «Смиррна!» и не говорите ему, что он туп как пень, и неспособен ничего усвоить или, что он позор всего человечества (ведь это было бы просто подавлением). Вы говорите ему, что этого нельзя делать.. Конечно, если он повторит это, то вы примените к нему более строгие меры, но их строгость (как правило) повышается постепенно.

Так вот, если вы посмотрите на наше определение, то увидите, что это относится к дисциплине в организации! Уверен, вы сможете найти много примеров том, как это можно применить. Для этого достаточно взять любое правило, которое вам известно — начиная от правил дорожного движения и заканчивая законом, запрещающим одному человеку лишать жизни другого человека.

И вот что интересно — в определении не сказано, что эти правила соблюдаются потому, что в кустах прячется сотрудник ДПС или потому что за их нарушение вам отрубят голову. Эти правила соблюдаются только потому что члены группы их соблюдают! Ведь эти правила, это те правила которые они написали сами (ну или по крайней мере они с ними согласились). Если вы обратите внимание на различные организации и сравните их, то вы заметите, что чем лучше в группе соблюдаются правила, которые в ней существуют, тем лучше эта группа существует и выживает. И напротив — чем менее дисциплинирована группа, тем хуже ее состояние и качество жизни ее участников.

Я бы мог привести пример сравнения советского ВАЗа (Волжзкий автомобильный завод) и компании Toyota, но не стану. Во первых меня могут обвинить в отсутствии патриотизма… но самое страшное — кто-то может подумать что на сегодняшнем АвтоВАЗе дела обстоят лучше. Разумеется это не так. Впрочем, думаю, вам не составит труда сравнить несколько таких организаций.

Представьте себе на секунду общество в котором люди не нарушают закон, правила вежливости, правила дорожного движения, не опаздывают на работу и не сидят в одноклассниках в то время когда они должны обслуживать клиентов. И при этом они делают это по своему собственному решению. В тот день, когда эта картина станет реальной, нам не будет нужна милиция, прокуратура, ФСБ и вся эта армия людей в погонах (которых мы кормим на наши налоги).

Впрочем даже если оставить налоги и погоны, мне такая картина нравится!

А Вам?

Обычно развитие самодисциплины сравнивают с физическими упражнениями – дескать, управляя собой, ставя перед своей волей новые и новые задачи, вы накачиваете «мышцу самодисциплины».

Такое сравнение излишне упрощено (да и вообще едва ли не все сравнения и метафоры в отношении психологии работают плохо, зачастую уводя не туда, куда надо). И – главное – оно может привести к неправильному пониманию самодисциплины.

Смотрите: мышцы мы качаем, чтобы мышцы были сильными. А вот самодисциплину мы развиваем, чтобы эффективнее работать и достигать целей. Сильные мышцы – ценность сама по себе (красота + здоровье + отпугивание хулиганов), накачанная самодисциплина без дела, куда ее можно применить, никому не нужна.

Уяснили разницу? Тогда двигаемся дальше.

В предыдущей статье о самодисциплине был сделан следующий важный вывод относительно развития самодисциплины:

Зажать себя в кулак, приковав цепями к рабочему месту – не наш метод. Здесь нельзя идти напролом. Требуются более хитрые методы.

Вот об этих-то хитрых методах мы и поговорим.

Сразу оговорюсь, что самодисциплина – слишком широкое понятие. В этой статье речь идет о ее части – о том, как использовать время и силы на достижение своих целей, не отвлекаясь на пустяки и вообще вести упорядоченную жизнь.

И еще. Хоть я и говорю «хитрые методы» и с помощью советов, которые идут ниже воспитать самодисциплину значительно проще, чем методом «зажатия в кулак», в конечном счете все завязано на вас самих, вашу волю и характер.

Итак. Как же все-таки обрести заветную самодисциплину?

Первое. Осознание своих желаний и целей.
На мой взгляд, это довольно очевидно. Прежде всего нужно как следует разобраться в себе, определить что же на самом деле для вас важно, а что нет. Для чего вообще вы хотите себя дисциплинировать. Этот вопрос самым тесным образом связан со смыслом жизни.

Второе. Идем от противного
Отпустите дела с самодисциплиной на самотек. Даже не так: забудьте про то, что вам надо развить самодисциплину. Занимайтесь тем, что хочется прямо сейчас. Хочется играть? Играйте! Хочется вообще ничего не делать и пялиться в телевизор? На здоровье! Лечь спать в 5 ночи? Сколько угодно! Если вы серьезно отнеслись к предыдущему шагу, то долго заниматься ерундой просто не сможете(иначе бы вы это не читали…). Человек постоянно стремится к смыслу жизни – однако это проявляется в те моменты, когда он ничего никому (и самому себе) не должен. Через неделю или около того жизни вообще без дисциплины начинает вызревать настоящее понимание бессмысленности и пустоты такой жизни.

(Рекомендую, однако, соблюдать «технику безопасности». Например, попросите друга поговорить с вами о жизни через 10 дней. Или установите себе напоминание другим способом – придумайте сами, что вам больше подходит. И, ясное дело, к тем, кто хочет обрести самодисциплину для того, чтобы избавиться от вредных привычек, этот шаг мало поможет)

Третье. Устранение мешающих факторов
Не стоит ставить перед собой непосильных задач и лучше использовать любую возможность, чтобы облегчить достижение самодисциплины. Как я уже говорил, она нужна нам не сама по себе, ради абстрактного саморазвития, а для того, чтобы добиваться лучших результатов в работе, бизнесе, обучении.
Работаете на компьютере? Создайте специального пользователя (в Windows пуск — панель управления – учетные записи пользователей) , оставив девственно-чистый рабочий стол, убрав ярлыки игрушек, если можно, отключите интернет, придумайте сложные (незапоминаемые) пароли на почту/аську и запишите их на листочек, который можете спрятать подальше или отдать под стражу коллегам или родным. Уберите от рабочего места этих коллег и близких, чтобы не отвлекали мельтешением и разговорами.
Оставьте себя один на один с работой. Не оставляйте себе иного выбора, кроме как работать.

(Разумеется, такая тактика тоже применима далеко не ко всему)

Четвертое. Вырабатывайте привычки
Это очень важная, едва ли не универсальная методика. Очень многое в нашей жизни привычно, автоматизировано, а потому выполняется без труда. Скажите, вы чистите зубы утром и вечером? Это требует от вас волевых усилий? Сомневаюсь. Причина в том, что у вас давным-давно выработалась эта привычка.
Точно также можно вырабатывать и другие привычки – в соответствии с тем, чего вы хотите добиться. Если самодисциплина вам нужна в плане здорового образа жизни – то приучайтесь делать зарядку или правильно жевать. Если хотите развить ее ради эффективной работы – вырабатывайте привычку не отвлекаться, когда работаете.
Важное правило: нет никакого смысла вырабатывать сразу несколько привычек. Концентрируйтесь на одной. Заставляйте себя действовать так, как надо. Решили, что хорошо бы ложиться не позже одиннадцати – значит, в течение недели-двух силой укладываете себя в кровать. Обычно 10-15 дней достаточно для того, чтобы развить привычку. Постепенно вам придется прикладывать все меньше усилий для того, чтобы делать то, что необходимо. А в один прекрасный день привычка настолько хорошо впишется в вашу жизнь, что вы будете недоумевать, как же можно иначе.

Пятое. Постройте прочный скелет дня
Этот «шаг» связан с предыдущим. Суть вот в чем: вы вырабатываете не просто полезные и нужные привычки, а правильные привычки, завязанные на определенное время. Например, вставать и ложиться в определенное время, делать зарядку и так далее. Прикрепленная к определенному времени привычка организует и дисциплинирует сама по себе, отталкиваясь от нее делать то, что необходимо гораздо проще. Пусть в течение дня будет несколько опорных точек для самодисциплины. Помимо всего прочего, эти опорные точки помогут выполнить программу-минимум по достижении ваших целей.

Шестое. Позаботьтесь о настрое на дисциплину и достижение целей
Тоже связано с предыдущим. Самодисциплина, в частности, проявляется в том, что человек может делать свое дело, не обращая внимания на эмоции. Однако мы же говорим о «хитрых методах», верно? Поэтому надо попытаться сделать эмоции своим союзником, а не врагом. Для этого постарайтесь в рабочее время контролировать свой настрой. Добиться нужного, рабочего настроя проще, если использовать описанный выше скелет дня. Мне, например, отлично помогает пробежка рано поутру: мигом просыпаешься, мысли бегут быстрее, появляется чисто физическая радость и предвкушение нового дня. Ну а дальше важно «подхватить» этот настрой, не растерять его до вечера, когда он должен смениться приятной усталостью и удовлетворением от достойно прожитого дня. Достойно прожитого – в частности, значит, что с самодисциплиной не было проблем.

(Самодисциплина сама по себе может быть источником положительных эмоций – потихоньку появляется вкус к упорядоченной жизни, да и просто приятно знать, что сам управляешь своим временем, насколько это вообще возможно для человека)

Седьмое. Ставьте цели и достигайте их с помощью самодисциплины
Это довольно очевидно. Самодисциплина хоть и не мускулатура, но все же нуждается в последовательном накачивании. Поставьте нужную, значимую для вас цель (да хоть правильно сидеть за компьютером!) и воспринимайте ее как тренировку для самодисциплины – тогда достижение цели будет значительно легче (вы добиваетесь ее как бы мимоходом). Потом – новая цель. Повторять до потери пульса столько, сколько потребуется. Не нужно сразу ставить глобальные цели. Начните с малости – пусть даже самой малости. Если считаете, что это слишком легко – тем лучше, быстрей добьетесь. Лучше недогруз, чем перегруз.

Помимо этих семи основ, рекомендую также помнить о том, что:

  • Самодисциплина – не цель, а средство. Не увлекайтесь ей чрезмерно. Порой желание все упорядочить доходит до абсурда, и наоборот мешает работать.
  • Самодисциплина – только одна из сторон саморазвития вашей личности. Важная, но не единственная. И она не должна идти вразрез с вашими глобальными целями, идеалами и смыслом жизни, напротив, она обязана со всем этим гармонировать. Этот принцип нарушается гораздо чаще, чем можно было бы подумать. Самодисциплина сейчас в моде. Поэтому, стараясь упорядочить свою жизнь, люди (неосознанно) зачастую следуют именно моде. Например, можно увидеть в блогах о саморазвитии посты о том, как круто и важно вставать в 5 утра. И люди начинают выдирать себя из постели с петухами, наплевав на природные особенности своего организма, не задумываясь, подходит ли это проявление самодисциплины лично им. (Авторы подобных рекомендаций, само собой, мало в этом виноваты – в ИХ случае это может прекрасно работать. Все разные – и дисциплина у всех тоже разная).
  • Надо регулярно «отпускать себя на волю», слишком усердствовать с самодисциплиной не нужно. Подходите к ней, как и вообще к саморазвитию, спокойно, без фанатизма.

В основном все, однако – повторяю – эта статья не исчерпывающая. Ведь самодисциплина – это не только умение не отвлекаться на никчемные дела и не растрачивать время попусту. Самодисциплина это еще и:

— умение добиваться своего, несмотря на отвлекающие факторы
— умение контролировать свои мысли, не допуская вредных и разрушительных
— умение полностью сконцентрироваться на проблеме
— умение работать на свои цели, не видя немедленных результатов

Перечислять можно долго. Но я лучше как-нибудь напишу о каждом пункте.

Желаю успешно развить самодисциплину и вообще все, что понадобится!

Как улучшить дисциплину в классе? Советы психолога

Как улучшить дисциплину в классе?

Советы психолога

1. Контакт глазами: никаких слов — только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
4. Посылайте «секретный сигнал». Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «тсс!» или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь.»
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок». Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул «размышлений», который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. «Стул размышлений» должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с «заклинаниями» примерно такого содержания: » Я могу спокойно работать» «Я могу изменить свое поведение»
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

ЗНАЙТЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ВАС ПРИЕМЛЕМО, А КАКОЕ НЕТ

Аналогия с окном, которую предложил доктор Томас Гордон, автор книги «Тренировка эффективности учителя», поможет вам понять, какое поведение вы разрешаете и сколько шума и активности вы способны выдержать. Нарисуйте окно в своем классе. Степень открытости окна — это ваш уровень терпения. Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если сопровождается повышенным шумом. Можно ограничивать уровень шума, но не уровень активности. Вы же не хотите, чтобы ваши правила были настолько строгими, чтобы они не давали детям активно работать, или, наоборот, такими расплывчатыми, чтобы всякая осмысленная учеба прекращалась из-за полного отсутствия рамок и порядка.

Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если она сопровождается повышенным уровнем шума.

Чтобы определить уровень своего терпения, проведите следующий эксперимент. Начиная с полностью закрытого окна, запишите разновидности поведения, которые вы готовы допустить. А когда закончите, подведите черту, чтобы определить, где может открыться окно. Если оно почти закрыто, и вы мало позволяете своим ученикам, подумайте, что нужно быть терпимее и больше им разрешать. А если вы увидели, что окно слишком открыто, тогда подумайте о введении добавочных ограничений.

Нужно попробовать разные виды окон, пока вы не придете к удобному для вас уровню дисциплины в вашем классе. И помните, что приемлемое для вас, может быть неприемлемым для других учителей, и наоборот.

От вашего отношения к ученикам, главным образом, зависит, будут ли они исполнять установленные вами правила. Важно быть твердым и добрым, настойчивым и постоянным, держать свое слово и отделять поступок от человека.

Отделять поступок от человека (т.е. не смешивать оценку поступков и оценку личности, быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом) – одно из самых важных и порой трудных умений, необходимое во многих областях жизни.

Есть разница между твердостью, строгостью и жесткостью.

Между твердостью, строгостью и жесткостью есть разница. Строгие учителя часто бывают жесткими, негибкими. Они нечувствительны к потребностям учеников и часто говорят такие вещи, как: «Больше старайся», «Если бы ты только не был таким ленивым», «Все в классе это могут», «Добавь это к своему заданию на дом». У этих учителей тенденция к излишней критичности, поэтому ученики чувствуют, что, как бы они себя ни вели, все равно учителю это не понравится. Поэтому они не хотят даже пытаться делать то, что он говорит. И более того, ученик может воспринять подобные реплики, как синонимы выражений: «Ты ничтожество», «Ты плохой человек». Постепенно это может привести его к депрессии и некомпетентности не только в классе, но и вообще в жизни.

А твердые учителя уверены в своей способности обучать. Они не отступают от того, что думают, не меняют своего отношения к поведению, постоянны в своих требованиях к ученикам, в том, что допускают и что не хотят терпеть. (Следует помнить, что эти установки отличаются у разных учителей.) Они стремятся быть гибкими, но в пределах установленных ими рамок, основанных на принципах взаимного уважения.

БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫМИ

Не будьте в один день мягким, а в другой — жестким. Ученики чувствуют себя смущенными и неуверенными, если не знают, как себя поведет их учитель в любой момент и в любой ситуации. Представьте себе их замешательство, если иногда учитель позволяет им вести себя, как угодно, а потом вдруг становится авторитарным и ругает их за то же самое поведение. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.

Ученикам необходимо постоянство, чтобы осознать существование порядка в окружающем мире.

Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет «нет», прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря «нет!», иметь в виду «нет!» и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка… Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

Независимо от того, насколько хорошие правила вы установили, все равно найдутся ученики, которые будут постоянно испытывать границы дозволенного. Чтобы развить систему дисциплины, которая позволит вам изменить поведение ученика, вы должны, прежде всего, понять, почему ученик неправильно себя ведет. Согласно Рудольфу Дрейкурсу, всякое неправильное поведение имеет свою причину. Может быть, ученики ищут внимания, стремятся к власти, хотят отомстить или чувствуют себя неадекватными. Каждая из этих целей вызывает у вас ответные чувства, и хотя, может быть, трудно понять точную причину неправильного поведения ученика, Дрейкурс говорит, что ваша реакция даст вам понимание его цели.

Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

  • Привлечение внимания: Ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель — ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Если вы расстроены его поведением, вероятно, его целью было привлечь внимание. Вы можете помочь в таком случае, если обратите внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймайте момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалите его. Но старайтесь не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

  • Стремление к власти: Ученица, которая не получает необходимого ей внимания, чувствует, что не контролирует свое окружение и поэтому пытается добиться этого контроля, став авторитетной фигурой. Если вы сердитесь, вероятно, ученица ведет себя так, чтобы добиться власти.

  • Мщение: Ученица, которая чувствует себя бессильной, приходит к выводу, что единственный способ реагировать на ту боль, которую она испытывает, это мстить и причинять боль другим. Если неправильное поведение ученика вызвано желанием мстить, вы, вероятно, почувствуете сильную боль и захотите ответить ей тем же. Чтобы помочь этой ученице, вам нужно отодвинуть свои чувства в сторону, оставаться спокойным и постараться создать с ней более позитивные отношения. Попросите для этого совета и помощи у других профессионалов. Если вы себя чувствуете глубоко оскорбленным и хотите ответить тем же, вероятно, ученица хочет мстить.

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.

  • Чувство неадекватности: Если ученик чувствует себя совсем нелюбимым и бессильным, он обращает мщение против самого себя. Он впадает в депрессию и отказывается от самого себя и от других. Имея дело с таким учеником, вы сами можете почувствовать отчаяние, но никогда от него не отказывайтесь. Оставьте всякую критику и сосредоточьтесь только на позитивных и сильных сторонах его личности, на его хороших поступках и проявлениях. Вам потребуется поддержка других специалистов, чтобы помочь ему преодолеть это поведение.

Следующие соображения могут помочь вам верно воспринять неправильное поведение ученика.

Помните, всякое неправильное поведение исходит из недостатка поощрения. Ребенок теряет надежду на то, что активное, конструктивное поведение принесет ему успех. Он не начинает неправильно себя вести, пока не чувствует реальную угрозу своему статусу. Мы можем понять причины его поведения, только исследуя его намерения. Когда мы обнаруживаем цель, мы можем начать понимать ребенка.

Отступив от ситуации, вы можете объективнее судить о поведении ученика и вашей реакции на него.

Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей.

Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. «Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается». Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение:

  • постоянные неудачи в учебе и в школе

  • реакция на одноклассников

  • неспособность учиться

  • ожидания родителей (неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям)

  • отношение с братьями и сестрами

  • столкновение стилей учителя и ученика

  • разлука/развод

  • смерть в семье

  • проблемы, связанные со здоровьем

  • постоянное напряжение у родителей (например, потеря работы)

  • изменение окружения

ОТВЕТ НА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ

ИЗБЕГАЙТЕ СИЛОВЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ!

Многие дисциплинарные проблемы возникают в результате силовых столкновений между учителем и учеником. Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что получил «несправедливое» наказание, он вступает в конфронтацию с учителем, отстаивая свою позицию. Прежде чем ставить себя в ситуацию, чреватую таким столкновением, хорошо сделать одно из следующих заявлений:

  • Не сейчас. «Ты можешь выйти из комнаты, когда урок закончится».

  • Дай мне минутку, пожалуйста. «Я сейчас очень занят и не могу решить, как мне нужно тебе ответить. Подойди ко мне через несколько минут, я об этом подумаю». (Если ученик настаивает, скажите: «Если ты настаиваешь на немедленном ответе, тогда «нет». Но если ты дашь мне немного времени подумать, то, может быть, это не будет «нет».)

  • Убеди меня: «Скажи мне все причины, по которым я должен разрешить тебе сделать так, как ты хочешь». Имея дело со старшим учеником, можно предложить ему написать вам письмо и в нем все это изложить. Но следует предупредить ученика, что после подачи письма, никакие дополнительные причины приниматься уже не будут.

  • Нет! До того, как вы сказали окончательное «нет», вы должны решить, что надоедливость ученика не изменит вашего слова. Но если вы сказали «нет», вы уже должны стоять до конца, потому что у вас было время это обдумать.

Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что был наказан «несправедливо», он будет противостоять учителю и упорно защищать свою позицию.

Очень важно не вступать в силовые конфликты. Если вы отвечаете вашим ученикам с позиции силы, вы создаете у них впечатление ценности силы и увеличиваете их желание пользоваться ею, чтобы добиться преимущества. Хазон Иш учит нас, что мы должны сдерживаться и не показывать гнев ребенку, иначе ребенок не будет у нас учиться тому, что правильно и что нет, а вместо этого даст управлять собой гневу.

Полный текст на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *