Доктор Моррис

Проверить слух у ребенка

  • КСВП
  • ASSR
  • Аудиометрия
  • Аудиологический скрининг
  • Регистрация скрининга КСВП
  • Акустическая импедансометрия

Более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают нарушениями слуха. Под такой потерей слуха понимается потеря слуха в лучше слышащем ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей.

Риск снижения слуха имеют дети с врожденными инфекциями (к примеру, краснуха, сифилис), с различными осложнениями в течение беременности и при родах (состояние асфиксии, тяжелая желтуха новорожденных). Доказано, что частота встречаемости снижения слуха в 2,5 раза выше среди малышей, которые более 2-х суток после родов находились в отделении интенсивной терапии для новорожденных. Но, к огромному сожалению, отсутствие всех вышеперечисленных факторов риска не гарантирует отсутствие сниженного слуха у ребенка. Именно поэтому следует отметить важность диагностики нарушений слуха у детей.

Своевременная и точная диагностика слуха у ребенка – это:

  • спокойствие родителей, что слух малыша развивается без отклонений;
  • вовремя выявленное нарушение и меры, принятые для коррекции слуха;
  • залог успешного решения проблемы со слухом и развития ребенка наравне со сверстниками.

Вот причины, по которым необходимо выполнить комплексное обследование слуха ребенка как можно скорее:

  • вы заметили у Вашего ребенка признаки нарушения слуха;
  • в роддоме не был пройден аудиологический скрининг;
  • наблюдаете задержку в речевом развитии малыша;
  • ЛОР-врач направил к сурдологу на проверку слуха после перенесенных простудных заболеваний.

В любой из этих ситуаций, вызывающих у Вас беспокойство, следует выполнить диагностику слуха.

Существует разные виды тестирования детского слуха, которые соответствуют различным возрастным группам и уровням развития детей.

В Центре хорошего слуха врачи-сурдологи проводят все виды диагностики слуха у детей, в том числе и новорожденных.

Для проведения аудиометрических исследований слуха все Центры оснащены самым современным высокоточным оборудованием фирмы Interacoustics (Дания), которое гарантирует 100%- точность и достоверность результатов диагностики и успешное решение проблемы со слухом.

Мы проводим следующие виды диагностики нарушений детского слуха:

Аудиометрия

Во время тестирования врач-сурдолог с помощью специального прибора – аудиометра подает в наушники поочередно (то в левое, то в правое ухо ) звуковые сигналы разной громкости, частоты и интенсивности. Задача ребенка – нажимать на кнопки в момент, когда он услышит эти звуки. Данный вид обследования выполняется у детей в возрасте от 5-6 лет, т.к. выполнение этого тестирования требует от ребенка определенной степени взаимодействия с врачом, сосредоточенности и сознательности. Поэтому дайте ребенку возможность хорошо выспаться в ночь перед тестированием и предупредите его перед началом, что данный тест похож на своеобразную игру со звуками. Это поможет преодолеть страх посещения доктора.

Игровая аудиометрия

Во время игровой аудиометрии врач использует игрушку, говоря что сейчас она будет издавать звуки (на самом деле звуки издает не игрушка, а прибор). Врач подает звуки и ждет, повернет ли малыш голову в сторону игрушки. Для детей постарше сурдолог просит реагировать на слышимые звуки, например, строить пирамидку, дополняя ее каждый раз, как слышит звук.

Аудиометрия с использованием чистого тона (тональная аудиометрия)

Цель данного метода проверки слуха – определить самый низкий уровень звука, при котором ребенок слышит разные звуковые сигналы. Полученный результат используется для настройки слуховых аппаратов.

Речевая аудиометрия

В речевой аудиометрии, в отличие от тональной, вместо звуковых сигналов сурдолог использует человеческую речь. Цель данного теста – определить самый низкий уровень громкости, при которой ребенок слышит и понимает речь. Маленький ребенок, услышав сигнал, скорее всего повернет голову в сторону игрушки, а ребенок постарше может повторить сказанное слово или показать на картинку с его изображением.

Аудиограмма

Результатом аудиометрии является аудиограмма – отображение результатов тестирования в виде графика с двумя осями, где горизонтальная ось – ось частот (измеряется в герцах Гц), вертикальная — интенсивность, которая связана с уровнем громкости звуков (измеряется в децибелах дБ).

Аудиограмма отображает результат в диапазоне частот от 125 до 8000 Гц. Этот диапазон необходим для развития речи ребенка. Нормально слышащий ребенок воспринимает звуки от очень низкочастотного диапазона в 20 Гц (например, сирена) до очень высокочастотного диапазона 20 000 Гц (например, свисток чайника).

При номер слуха малыш слышит все частоты на уровне 20 дБ или ниже. Уровень выше 20 дБ означает, что во время измерения аудиограммы потребовалось увеличить громкость, чтобы ребенок услышал. Значит на данной частоте наблюдается нарушение слуха.

Акустическая импедансометрия

Данный тест помогает определить характер нарушения слуха ребенка и является основным методом обнаружения инфекций в среднем ухе. При выполнении данного теста регистрируются движения барабанной перепонки после изменения уровня давления в слуховом проходе. С помощью измерения подвижной барабанной перепонки и уровня давления в среднем ухе можно оценить общее состояние среднего уха.
Акустическая импедансометрия используется также для измерения акустического рефлекса после подачи некоторых громких звуковых сигналов. При активизации рефлекса барабанная перепонка напрягается. Это естественная защита против отрицательного воздействия громких звуков. Если рефлекс не активизируется или активизируется только при подаче очень громких звуков. Можно сделать вывод, что какая-то часть слуховой системы повреждена. Данный вид теста выполняется очень быстро и не требует активного участия ребенка.

Вышеуказанные виды обследования выполняются в специальной звукоизолированной кабине, что исключить влияние окружающих посторонних шумов и получить 100%-достоверные результаты.

Аудиологический скрининг слуха (отоакустическая эмиссия — ОАЭ)

Простой скрининговый тест, который делают абсолютно всем новорожденным при выписке из роддома. Цель его — определить, есть ли у малыша предпосылки для снижения слуха.

Тест выполняется быстро без активного участия ребенка, в состоянии, когда он спит или спокойно лежит. Во время подачи звукового сигнала измеряется активность волосяных клеток во внутреннем ухе. Положительный результат означает, что грубой патологии слуха у малыша нет и мельчайшие сенсорные клетки улитки уверенно воспринимают звуки громкостью от 60 дБ и выше. На данном этапе развития слухоречевой системы ребенка этого достаточно. Отрицательный результат означает, что на одном из этапов проведения либо восприятия звуков есть проблема и необходимо до 3-х месяцев пройти расширенное аудиологическое обследование методом регистрации коротколатентных стоволовых вызванных потенциалов (КСВП).

Не уверены, выполнялся ли Вашему скрининговый тест в роддоме? Спросите об этом вашего педиатра, информация об этом содержится в обменной карте. Если же по каким-то причинам тест ОАЭ не был выполнен, необходимо как можно скорее пройти его.

Проверка слуха у детей во сне (КСВП/ABR-тест)

Особенность обследования слуха у маленьких детей заключается в том, что они не могут активно сотрудничать с врачом (исследователем), и аудиометрию – способ обследования взрослых людей – дети способны адекватно выполнить только в возрасте от 5 лет и более. Но обнаружить нарушение слуха очень важно именно в раннем возрасте!
Согласно международным протоколам ведения пациентов со сниженным слухом, диагноз «тугоухость» должен быть верифицирован и скорректирован в возрасте 3-4 месяцев. Именно в этом случае малыш не будет отставать в развитии от своих сверстников.
Для оценки состояния слуховой системы и выявления нарушений слуха у новорожденных проводится углубленное исследование слуха, которое выполняется в состоянии сна ребенка – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Во время тестирования измеряется активность ствола головного мозга.

Для исследования на кожу головы малыша крепится 4 электрода – они будут регистрировать ответ головного мозга (записывать энцефалограмму). Но нам для анализа нужен лишь самый маленький кусочек энцефалограммы – первые 12 миллисекунд после поданного в ухо сигнала. Для того чтобы результат был достоверным, мы запишем большое количество повторений. Более 4000 отрезков будет суммировано компьютером, и на экране появятся пики – ответная реакция на звук. Эти пики будут четкими и явными, если вся остальная мозговая активность будет минимальной (то есть если ребенок будет спать), и могут быть искаженными и вовсе не визуализироваться, когда малыш бодрствует. Именно поэтому крайне важно проводить обследование, когда ребенок спит.
В целом весь тест займет чуть больше часа, за это время врач определит реакцию на широкополосный щелчок (ориентировочный тест), а также при необходимости ответ на 4 основные речевые частоты (500, 1000, 2000 и 4000 Гц).

Данный вид обследования выполняется с помощью новейшей модульной системы Eclipse, которая используется для комплексной оценки состояния слухового органа ребенка.

Регистрация слухового вызванного ответа мозга на постоянный модулированный тон (ASSR-обследование)

С помощью ASSR-модуля, входящего в состав платформы Eclipse, детский врач-сурдолог выполняет обследование слуха методом регистрации слухового вызванного ответа мозга на постоянный модулированный тон для построения объективной аудиограммы на основе данных регистрации слуховых вызванных потенциалов (ASSR). Во время обследования происходит одновременное тестирование обоих ушей (по 4 частоты в каждом ухе: 0,5, 1,0, 2,0 4,0 кГц) с независимой регулировкой каждого стимула.

Чтобы успешно пройти тестирование, необходимо заранее подготовиться к обследованию:

• В день накануне обследования уложите малыша позже обычного (скажем, не 9 часов, а в 10)
• В день обследования поднимите ребенка на 1 час раньше обычного
• Если будете ехать на обследование издалека – постарайтесь не дать малышу заснуть в дороге
• Возьмите с собой еду для ребенка – как правило, сытые дети засыпают быстрее. Только избегайте сладостей, так как они могут повысить возбудимость нервной системы, и малыш просто не заснет
• Пусть на обследование с вами приедет любимая игрушка ребенка, либо любимое одеяло – то, с чем процесс засыпания станет более легким и приятным.

Обратите внимание, что на момент проведения теста малыш должен быть абсолютно здоров! Даже небольшой насморк может значительно исказить результаты, и тест придется повторять в другой день.

Регистрация скрининга КСВП

Данный метод исследования детского слуха проводится у детей с рождения с силой звуковых сигналов до 30 дБ, чтобы проанализировать работу слуховых центров и слуховых нервов и исключить наличие слуховой нейропатии.

Нарушение слухового восприятия нарушает формирование речи ребенка, сопровождается задержкой психического и умственного развития, приводит к инвалидизации. Даже одностороннее снижение слуха наносит весьма существенный вред ребенку, который заключается в задержке становления речи, в проблемах с обучением и коммуникацией, поведением в школе.

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия (тональная пороговая аудиометрия) — метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить детям старше 3,5 — 4 лет.

Игровая аудиометрия (детская речевая аудиометрия) проводится у детей от 2,5-3 лет с использованием специального аудиометра с картинками.

Акустическая импедансометрия — метод оценки функционального состояния среднего уха. Включает в себя тимпанограмму (оценка формы графика податливости барабанной перепонки и пикового давления в наружном слуховом проходе) и акустическую рефлексометрию (регистрация акустического рефлекса со стременной мышцы).

Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить детям старше 1 года.

У детей в некоторых случаях проводится только тимпанограмма, так как иногда дети пугаются высокочастотного сигнала, используемого при полной импедансометрии.

Аудиологический скрининг (аудиотест) регистрация задержанной отоакустической эмиссии. В Медицинском центре «ХХI век» аудиологический скрининг проводится аппаратом АккуСкрин. Цель обследования: ранняя диагностика тяжелых нарушений слуха у детей. Диагностическое исследование слуха должно проводиться в обязательном порядке всем новорожденным, если его не сделали в роддоме, этот тест можно сделать в Медицинском центре «XXI век». В возрасте 1 месяц и старше аудиотест проводится по показаниям:

  • если в роддоме не проводили аудиотест
  • неудовлетворительные результаты первого теста;
  • высокий уровень билирубина (гипербилирубинемия) от 200 мкмоль/л;
  • тугоухость у родителей
  • 0-3 месяца — не реагирует на громкие звуки или голос;

Аудиотест может проводиться у детей после 1 месяца (до трех лет) для проверки сохранности рецепторов улитки, в случаях:

  • ребенок к 12 месяцам не имитирует звуки или не говорит простые слова, например «мама»;
  • с возрастом испытывает трудности с речью, обучением, концентрацией внимания.

Тестирование занимает от 2 до 10 мин на каждое ухо в зависимости от поведения ребёнка плюс время для обработки информации. Аудиологический скрининг является методом объективной диагностики, не указывает причины патологии и степень снижения слуха, но позволяет в раннем возрасте отобрать детей, нуждающихся в полном обследовании у сурдолога.

Обычно производится за 1 час до или через 1 час после кормления ребенка, когда ребенок находится в наиболее спокойном состоянии, для младенцев идеально во время сна. Исследование не требует применения каких-либо медикаментозных (седативных) средств, абсолютно безболезненно, может проводиться на руках у матери, у груди, или на кушетке.

В ушной канал ребенка помещается небольшой высокочувствительный микрофон, подается звуковой сигнал и измеряется эхо, которое генерирует улитка. Если эхо обнаружено, то это признак, что ребенок слышит хорошо. Если сигнал «не проходит» хотя бы на одном ухе обследование повторяется. При повторном неудовлетворительном результате (тест делается через 1 месяц), проводятся поведенческие звуковые тесты, тимпанометрия с целью исключения патологии среднего уха. В специализированном сурдоцентре проводится более углубленное обследование ребёнка.

Оптимальный срок диагностики нарушений слуха у ребенка не позднее 1,5 месяцев жизни. Более поздняя постановка диагноза может привести к значительным затруднениям лечения и реабилитации детей с врожденным поражением слухового анализатора.

Противопоказаниями к проведению аудиотеста являются: воспалительные заболевания наружного и среднего уха, атрезия наружного слухового прохода, серные (эпидермальные) массы в наружном слуховом проходе, ОРВИ и даже просто насморк, так как тест высокочувствителен и даже небольшая дисфункция слуховой трубы может изменить результаты. Врач осматривает уши перед проведением исследования, при наличии противопоказаний может отложить его выполнение.

Иногда, идя по улице, мы замечаем людей, которые жестикулируют, повернувшись, друг к другу. Мы проходим мимо, не задумываясь, как живется этим людям в стране глухих когда мир вокруг тебя лишен всех звуков, когда ты не можешь услышать плач новорожденного малыша, признание в любви, слова прощения, мольбы о помощи. А как живется маленькому, только что родившемуся человечку в мире без колыбельной мамы, без смеха папы, без мяуканья кошки, пения птиц? Как жить и развиваться ему, лишенному слуха? И, если Вам кажется, что Вас и Ваших близких обойдет эта беда, то могу огорчить Вас, это может случиться с каждым. Существуют факторы риска по тугоухости:

Неблагоприятный семейный анамнез:

1.Нарушение слуха в молодом возрасте хотя бы у одного из членов семьи.

Неблагоприятный материнский анамнез:

1. Токсикозы первой половины беременности и гестозы.

2. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, опоясывающий лишай, herpes zoster, цитомегаловирусная инфекция, грипп, эпидемический паротит, токсоплазмоз и др. вирусные инфекции).

3. Применение матерью во время беременности ототоксических препаратов.

Неблагоприятный анамнез жизни ребенка:

1. Недоношенность.

2.Гестационный возраст более 40 недель.

3.Оценка по шкале Апгар при рождении 0-3.

4. Масса тела при рождении менее 1500 г.

5. Асфиксия новорожденного

6. Врожденные пороки челюстно-лицевого скелета

7.Сочетанные с нарушением слуха пороки развития ребенка

8. Внутричерепная родовая травма

9.Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

10. Гемолитическая болезнь новорожденного.

11. Гипербилирубинемия (более 20 мкрмоль/л).

12. Менингит новорожденных.

13.Лечение ототоксическими препаратами

Главное, что должна знать каждая мама, что слух новорожденному проверяют в род. доме на 3-4 сутки. Проводится это ВСЕМ малышам. Результат обязательно записывают в выписку: это: «тест прошел» или «не прошел». На этом моменте, подробнее для тех, кто «тест не прошел»: дорогие мамочки, волноваться еще рано, это не означает, что ребенок не слышит, это означает, что Вы должны в 1 мес повторить этот тест в поликлинике по месту жительства. Существуют причины, непрохождения этого теста:

• Серные массы (родовая смазка) в наружном слуховом проходе

• Миксоидная ткань или экссудат в среднем ухе

• Поражение наружных волосковых клеток

• Несоблюдение условий проведения теста (тест проводится в тишине, при этом ребенок должен спать!)

Если же, во второй раз ребенок не проходит аудиологический тест, его обязательно должны направить на углубленное аудиологическое обследование в сурдологический центр: детей Свердловской Области — в Областной детский сурдологический центр МКМЦ «Бонум». Там опытные специалисты определят степень потери слуха, расскажут дальнейшие Ваши действия.

Некоторым малышам необходимо надеть слуховые аппараты, и надеть их нужно в определенный срок: до 6 месяцев. И, неправда, что все вокруг скажут, что рано, что нужно подождать, что слуховые аппараты портят слух и одевать их нужно только в крайних случаях! Нужно слушать ВРАЧА! Ведь промедление со слухопротезированием в первый год жизни, влечет за собой отставание в речевом развитии. Если ребенок не слышит звуки, он не понимает речь, поэтому не начнет говорить или начнет говорить позже, со значительными нарушениями.

Помните, что современные слуховые аппараты, это не те устаревшие аппараты, которые Вы видели на бабушках. Современное слухопротезирование это:

  • Цифровая обработка звукового сигнала
  • Точность настройки
  • Многоканальность
  • Программируемость
  • Многопрограмность
  • Направленность микрофона
  • Управление акустическими параметрами
  • Подавление акустической обратной связи
  • Шумоподавление

Но, есть потери слуха, при которых не сможет помочь никакой, даже самый мощный слуховой аппарат: это глухота! Это страшные слова, их страшно говорить врачу и страшно услышать маме: Ваш ребенок не слышит. И Вы понимаете, что самый лучший, самый красивый в мире малыш никогда не станет музыкантом (или врачом, или актером). Потому, что он глухой. Разве можно передать все горе и отчаяние, которое охватывает родителей, бабушек и дедушек. Главное, чтобы Вы не остались одни в этот момент. Врачи и педагоги Областного детского сурдологического центра МКМЦ «Бонум», помогут Вам справиться со всеми трудностями.

На сегодняшний день — глухота это не приговор. Существует проверенный, эффективный и безопасный метод реабилитации детей с тотальной глухотой. Это кохлеарная имплантация.

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ — это система мероприятий и технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического слуха.

Комплект кохлеарной имплантации состоит из двух частей: внутренней и наружной. Внутренняя (имплантируемая), хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку во время операции. Наружная часть — речевой процессор носится за ухом или пристегивается к одежде малыша.

Как работает система кохлеарной имплантации?

1. Микрофон воспринимает окружающие нас звуки и передает их в речевой процессор.

2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.

3. Эти импульсы антенна-передатчик посылает через неповрежденную кожу к кохлеарному импланту.

4. Имплант передает электрические импульсы на электроды в улитке, где происходит стимуляция волокон слухового нерва.

5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и посылает информацию в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

Показания к кохлеарной имплантации

· Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ)

· Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц

· Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен)

· Отсутствие когнитивных проблем

· Отсутствие психологических проблем

· Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний

· Готовность родителей к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий с аудиологами и сурдопедагогами

Противопоказания к кохлеарной имплантации являются:

· Полная или частичная, но значительная, облитерация улитки

· Ретрокохлеарная патология (поражение слухового нерва, невринома слухового нерва и проч.)

· Отрицательные результаты промонториального теста

· Сопутствующие тяжелые соматические заболевания (хроническая почечная недостаточность, декомпенсированные пороки сердца и т.д.)

· Интеллектуальная недостаточность

· Наличие очаговой патологии в корковых или подкорковых структурах головного мозга

· Отсутствие стремления к многолетней работе с сурдопедагогом после имплантации или отсутствие поддержки членов семьи и их готовности к длительной реабилитационной работе

Отдельно хочется затронуть тему преимущества проведения кохлеарной имплантации в раннем возрасте.

Чем раньше выявлена потеря слуха, тем раньше можно провести кохлеарную имплантацию. Если операцию провели рано, до того как малыш научился говорить, то речь ребенка может развиваться спонтанно, практически так же, как у их слышащих ровесников.

Чем позже сделана операция, тем больше усилий родителей, занятий с педагогами Вам потребуется, тем сложнее ребенку понимать окружающих людей , и научиться говорить.

В настоящее время имплантацию у детей проводят уже на первом году их жизни.

Я искренне верю, что пройдет несколько лет (для кого-то 2 года, для кого-то 3) и Ваш изумительный ребенок прибежит из детского сада и скажет Вам: » Маасьа, ся, я дя атя» что означает: «Мамочка, садись скорей, я дам тебе конфетку». И это будут самые приятные моменты Вашей жизни. И пусть в первое время понимать его будете только Вы, наступит момент, когда уже совсем взрослая и красивая дочка или умный и сильный сынок, закончив школу, поцелует Вас и совсем по-другому скажет: «Спасибо за все, милая мамочка». И тогда Вы вспомните всех тех людей, кто поверил в Ваши силы, кто был с Вами в те трудные первые годы. Так давайте вместе с вами станем этими добрыми людьми и поможем глухому ребенку выйти из мира глухонемоты. Пусть он услышит мир и заговорит.

Этапы развития слуха

Научно доказано, что дети могут слышать еще на натальном периоде развития. На 20-22 неделе беременности фиксируется изменение сердцебиения плода при громких звуках. С 4-й недели происходит развитие ушного аппарата. Важно соблюдать здоровый образ жизни, чтобы ребенок развивался правильно. После родов слуховые навыки ребенка развиваются таким образом:

          • Развитие слуха у новорожденных детей наблюдается в том, что ребенок чаще будет отдавать предпочтение женским голосам перед мужскими, будет реагировать (например, просыпаться или плакать) на громкие и резкие звуки, с 3-х месяцев ребенок должен определять голос матери среди других.
          • Развитие слуха у ребенка в младенческом возрасте происходит с увеличением способности уха к избирательности. Уже в 5 месяцев нормально слышащий ребенок будет переводить взгляд с одного говорящего на другого и четко идентифицировать, откуда идет звук.
          • В год ребенок уже может отчетливо повторять слова за взрослыми.
          • Развитие речевого слуха начинается у ребенка с его рождения, когда он начинает вычленять отдельные слова и звуки из общих, окружающих его звуков. Уже к полугоду вы заметите реакцию на какие-либо повторяющиеся слова. Именно речевой слух отвечает впоследствии за развитие речи.

Внимательно наблюдая за своим ребенком, общаясь с ним с первых дней жизни, вы обязательно заметите, если реакции на голос, на новые звуки не будет, либо она будет неадекватной. Слух у младенцев обладает возможностью воспринимать все звуки вокруг, тогда как у детей постарше уже появляется избирательность. Стоит принимать во внимание этот факт при слежении за развитием ребенка. Важным моментом является развитие абсолютного слуха, в этом вам помогут музыкальные произведения.

Если вы заметили ,что ребенок не реагирует на звуки определенной интенсивности, либо не может повторить слова в уже более зрелом возрасте, то лучше не мешкая обратится к специалистам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *