Доктор Моррис

Кто такой игроман?

Сегодня, в медиацентре «Информатор Киев» практический психолог, руководитель Киевского филиала Международной Антинаркотической Ассоциации, Алексей Линник рассказал о том, как определить, что у человека развита игромания и как его спасти от этого.

«Как и в любой форме зависимости, игромания чревата наличием страданий в семье и среди близких людей игромана. Даже в цивилизованных странах, где игровые автоматы и казино не замаскированы под, например, «Лото ЗАБАВА» и где тоже существуют игроманы, эта проблема не влияет на ее состояние и на состояние близких людей, как в Украине.

Однако, не стоит забывать, что сам по себе игроман – это уже зависимый человек, с зависимым мышлением. У них состояние эйфории происходит не от выигрыша. Я много общался с игроманами, которые выигрывали джекпот. Для таких людей эйфория наступает, когда человек проигрывает все деньги, когда он в отчаянии и не знает, где снова найти деньги на игру. Тогда этот человек идет на любые противоправные действия – он может украсть деньги, может манипулировать своими близкими, может брать в банке кредиты, за которые ему придется платить. И все повторяется вновь», — сказал Алексей.

Также он добавил, что игроман не может быть зависим лишь потому, что он нажимает на кнопки, сидя за автоматом.

«Это отражается и на семье, и на близких и на друзьях, а также – на работе. Вся жизнь человека рушится. Человек обманывает своего работодателя: мол, я болею, (обманывает – ред.) своих родственников и так далее. И что в результате? В результате он всем должен. Из дому он может вынести все, что можно продать. Хорошо, если родители, либо родственники вовремя спохватываются и не дают ему это сделать – ведь он будет цепляться за любую возможность играть. Это мышление и характеризует игромана», — так описывает ситуацию психолог.

Как вывести человека из-под зависимости

«Есть люди, которые вообще не заходят в казино и никогда не играли. Есть те, которые уже попробовали несколько раз, проиграли, например, 100 грн., плюнули на это и живут дальше. А есть еще люди — «мечтатели», которые верят в возможность удачи безо всякого труда. Они мечтают об отдыхе на островах, с красивыми девушками, попивая дорогие напитки и т.д. Как правило, это люди со слабой силой воли, заложенной еще в детстве. В этом возрасте они живут надеждой на «красивую жизнь», а при взрослении у них формируется соответствующее мышление, основанное на образе «игрока», который добился того, что хотел, особо не напрягаясь. Человек строит свою личность, подстраиваясь под этот образ, а для этого ему нужно тратить деньги на игру, тогда как другие вкладывают деньги в свое развитие, образование, свой бизнес.

Если человек уже зависим – ему тяжело избавиться от игромании самостоятельно. Необходимо, чтобы близкие люди («со — зависимые» — ред.), сначала перестали избегать эту проблему, ведь она негативно влияет и на них самих. Вы можете обратиться в реабилитационные центры, начать читать литературу – сейчас в Интернете очень много книг и сайтов, где активно освещается эта тема. Звоните на бесплатную «горячую линию» по номеру 0 -800 — 50 – 51 — 51.

Но не забывайте, что, к сожалению, одним «волшебным словом» игроманию не вылечить, а реабилитационные центры – всего лишь, первый этап выздоровления. Игромания – это зависимость до конца дней человека. Да, можно на какое – то время стабилизировать ситуацию, но эта болезнь очень долго не покинет сознание игрока.

Нужно сделать среду вокруг игромана менее «токсичной». Что это значит? Это значит, нужно научить его жить с этой зависимостью, при этом прожить определенный период «чистоты» — некоторое время дать пожить отдельно от родных, от общества, от банков, даже от денег. Это пойдет ему на пользу, он сможет разобраться в себе и начать работать над собой. Психологи помогут ему в этом, и когда он вернется в социум, он будет анализировать последствия своего участия в азартных играх. Но этим нужно заниматься с раннего утра и до позднего вечера. В среднем на процесс реабилитации уходит месяц, либо более», — делится опытом Алексей Линник.

Напоследок, психолог дал совет всем, кто страдает от игромании ознакомиться с программой реабилитации «12 шагов», а родственникам он рекомендует не контролировать человека очень жестко, а стараться давать ему все, что он хочет, при этом стараться отвлекать его от мыслей сыграть в казино, либо игровые автоматы.

Евгений Устименко

Метки:болезни, деньги, психология, Украина

«Я даже не могла предположить, что тяжелая игровая зависимость может сформироваться даже на каких-то несчастных «шариках», Lines, на этой «любимой игрушке секретарш»

Гарантии не сработали

Думаете, речь пойдет о массовой ролевой онлайн-игре? Или об игре с денежными ставками? Или о продвинутых имитаторах полетов или о чем-то еще, способном, на взгляд нормального человека, хоть как-то зацепить?

Нет. Зная свою азартную природу, я всегда боялась в это соваться. Мне хотелось всего лишь чуть-чуть разгрузить мозги на чем-то лёгком и примитивном. Примитивность мне казалось гарантией от привыкания. Не могла же я предположить, что тяжелая игровая зависимость может сформироваться даже на каких-то несчастных «шариках», Lines? На этой «любимой игрушке секретарш», где всё, что нужно – это выставить на экране в ряд пять шариков одного цвета, чтобы они схлопнулись и освободили место на поле…

И меня не насторожило, что когда-то давно у меня уже был приступ игромании. Теперь я была уверена, что мне ничто не угрожает, потому что я

— не инфантильный подросток. Я взрослый ответственный человек, мать двух сыновей. С ответственными людьми такого не случается;

— не безработная и даже не домохозяйка, у меня много работы и очень мало времени, чтоб заниматься такой ерундой;

— не дворник с незаконченной школой и узким кругозором. С кругозором всё в порядке, высших образований целых два. Вы что, какие «шарики»?..

И все-таки я вляпалась.

Как это происходит

Первый всплеск был очень давно, еще не было детей и социальных сетей. Я работала и вечерами дописывала диплом. Писать не хотелось. Поскольку не было социальных сетей, приходилось искать, на что отвлечься. И вот – в компьютере обнаружились «шарики». Это был прекрасный способ передохнуть. Но однажды я поняла, что не хочу останавливаться.

Муж в этот день пришел домой поздно и обнаружил меня, абсолютно обессилевшую и голодную, с онемевшими руками, выстраивающей очередную линию шариков.

Я взмолилась – и он удалил это безобразие с жесткого диска.

Прошло 20 лет, столько всего в жизни переменилось. И вот в минуту жесткого дедлайна я вдруг вспомнила про эти шарики – и подумала, что они наверняка есть в онлайн-варианте.

Удивительно, но даже через 20 лет достаточно было одного воспоминания в момент усталости, чтобы рука неотвратимо потянулась к мышке и поиску в Яндексе заветной игры.

И понеслось…

Нет, сначала всё казалось невинным. Тем более, я же стала взрослее, мудрее, многозаботливее. Я себя контролировала и отвлекалась совсем немного. И только вечером, когда работа сделана, дети и муж накормлены, все долги розданы.

Всё, теперь время только моё, и я могу наконец-то сделать хоть что-то только для себя. Поиграть, например.

Но очень быстро это стало похоже на чёрную воронку, в которую меня постепенно утягивало и которая разрасталась с каждой неделей, с каждым днем. Туда проваливался весь разнообразный и многоцветный мир, он становится не нужен и не интересен.

Я была готова заменить всё: общение с детьми, книги, фильмы, прогулки с друзьями – на то, чтобы просто сидеть и играть в эти тупые шарики. Хотелось, чтобы все забыли про меня на неделю. А я бы сидела и ставила рекорды. И кстати, я их ставила! Достижения были всё выше. А если бы меня оставили в покое на месяц…

Сна было всё меньше. Зрение начало падать. Началось учащенное сердцебиение от долгого сидения в одной позе, руки сводило, конечности холодели. От недосыпа стала ухудшаться память, волосы, кожа – всё. Я страдала, ругала себя. И уже не получала никакого удовольствия. Вернее, получала первые полчаса. А потом просто не могла нажать на крестик «закрыть».

Сначала я очень стеснялась, что увидит муж, сыновья. Потом уже не так заботилась об осторожности, хотя перед сыновьями и было стыдно.

Иногда с вызовом говорила: «Я очень много сегодня работала, имею право немного расслабиться».

Когда я вставала из-за компьютера хотя бы ненадолго – чтобы попить воды, например, – то пока доходила до кухни, успевала осознать бездну своего падения. Прибегала и если не успевала сесть опять – выключала компьютер. Но назавтра всё возвращалось.

В глазах моих всё время рябили разноцветные шарики. Когда я смотрела на людей, мне хотелось выстроить в одну линию их глаза и нос. Хотя я видела, что они не одного цвета. И мне было неловко перед людьми, что их глаза сейчас схлопнутся.

Избавление. Что не работает

Поначалу, когда мне казалось, что я контролирую ситуацию, я писала себе записки: «Не трать своё драгоценное время на всякую фигню!» Или: «Сегодня играю только 2 раза». Стоит ли говорить, что в течение дня цифра менялась на 3, 5, 10, а потом исчерканный листок летел в урну.

Одни друзья мне говорили: «Это потому, что у тебя есть нерешенные психологические проблемы: и эта, и вот эта. Нужен психолог». К психологу я ходила, о многих проблемах узнала бОльше. Но игра осталась как была. Возможно, нужно было искать узкого специалиста, работающего с такими зависимостями.

Другие советовали: «Тебе надо наиграться. До тошноты, до умопомрачения. И тогда больше уже не захочется».

Тошнота и умопомрачение наступали. Но опять тянуло играть. Это был условный рефлекс, от которого не получалось отучиться.

Третьи меня жалели: «Слушай, у тебя такая напряженная работа. Твоему мозгу действительно нужна разгрузка».

Половина моего мозга была этому очень рада: у меня есть объективные причины играть! Половина мозга кричала, что умирает и больше с такой «разгрузкой» жить не может.

Кто-то присылал мне статьи о том, что привыкание связано с химической зависимостью от дофамина, гормона счастья, который вырабатывается во время игры. «А тебе его в жизни не хватает. Как и всем нам». Я читала и соглашалась.

Но любые попытки понять, пожалеть, принять тебя таким, каков ты есть – то есть играющим – только мешали освобождению.

Избавление. Что сработало

Несколько ограничить мое игровое безумие смог мой муж. Я просила его:

«Пожалуйста, если ты увидишь, что я играю – подойди и закрой игру! Даже если я буду кричать, сопротивляться или умолять тебя дать доиграть».

Муж действительно много раз меня спасал.

Проблема была в том, что он не всегда в нужный момент был рядом. К тому же, я становилась хитрой, как любой наркоман: я спиной чувствовала, что муж подходит, быстро сворачивала экран с игрой, открывала свои рабочие расчеты и делала умный вид. Иногда он отчаивался и махал рукой: «Ты взрослый человек, делай как хочешь». Это было тяжелее всего. Я чувствовала свою беззащитность.

Сколько-то я продержалась благодаря помощи знакомого программиста. Он сделал так, что когда в поисковике набираешь название игры, ссылки не открываются. Правда, они не открывались только в первых 10 страницах выдачи по нужному запросу. И я это знала. Но, видимо, к этому времени настолько осознала ужас ситуации, что даже такой картонный барьер меня сдерживал.

А потом я сорвалась и вернулась к игре. Я пролистывала первые 10 страниц и спокойно открывала хоть и менее удобный, но вполне рабочий вариант.

Спас меня мой духовник. К нему я обращаюсь только по каким-то серьезным вопросам, поскольку живет он далеко, обременен множеством дел, забот, застать его сложно. Но тут почувствовала: погибаю.

Приехала к нему на исповедь. Конечно, он очень расстроился. Сначала мы вместе думали, чем можно игру заменить. Но всё было не то. Тогда он взял с меня слово, что я каждый день буду писать ему смс-отчет, играла ли я сегодня.

Я писала. А он тем временем за меня молился. И несмотря на все свои дела, ежедневные богослужения, сотни духовных чад, каждый день писал мне вдохновляющий ответ.

Сначала были срывы. А потом привычка ослабла.

Уже больше полугода как ко мне вернулась нормальная жизнь. Это огромное счастье.

К сожалению, я не могу точно сказать, что избавилась от этой напасти навсегда. Пишу и побаиваюсь, что начну вспоминать – и засвербит внутри желание сыграть раз-другой.

Кстати, теперь я все-таки нашла альтернативу: языковые тренажеры типа Duolingo. Они чем-то похожи на игру, там есть результат, уровни. И польза, и не засидишься.

Друзьям по несчастью

У вас может и не быть такой, как у меня, предрасположенности к игре. Но я не советую вам себя проверять. Ваша воля может внезапно перестать вам служить, несмотря на ваш интеллект, образование, количество обязанностей. Особенно если вы работаете за компьютером или у вас удобный смартфон, т.к. соблазн всегда будет рядом.

Но если вы уже попались, если перестали контролировать время на игру, а духовника у вас нет, в силу молитвы вы не верите и вообще человек неверующий – это не значит, что спасения нет.

Если вы хотите освободиться и сами не справляетесь, попросите о помощи авторитетного для вас человека. Да, будет стыдно. Но это работает. Если этот человек неуклонно, день за днем своей заинтересованностью, своей здоровой волей будет удерживать вас от игры, пока ваша собственная воля больна. Когда пауза в игре увеличивается, привыкание слабнет и ваша воля исцеляется.

А если вы пока на берегу, держитесь подальше от Гримпенской трясины черной воронки игры.

PS: Когда я в очередной приезд отдала духовнику этот текст, он позвонил мне и сказал: «Дорогая Анечка, что ж ты не написала главного? Да, мы с тобой молились, но спас-то тебя Господь! У меня и самого были греховные пристрастия, от которых меня Бог чудесным образом исцелил».

Иллюстрации Ольги Сутемьевой

ИЛЬИНА Анна

Лудомания

Не следует путать с Зависимостью от компьютерных игр.

Патологическое влечение к азартным играм

МКБ-10

МКБ-10-КМ

МКБ-9

МКБ-9-КМ

OMIM

MedlinePlus

Шулеры, Караваджо

Лудомания (лат. ludo — <я> играю + др.-греч. μανία — страсть, безумие, влечение), игромания, игровая зависимость, гэмблинг-зависимость (англ. gambling — игра на деньги) — патологическая склонность к азартным играм; заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. В системе кодирования болезней МКБ-10 имеет код F63.0.

В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино, а также букмекерских контор (в том числе онлайн). Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время и постоянному желанию отыграться и выиграть больше. Игровые автоматы давно распространены во всём мире. Так, ещё в 1970-х годах в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Р. Фольберг (Volberg, 1996), количество «проблемных игроков» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчинённой этой страсти, — достигает 5 % населения. Данные других исследователей (Ladouceur et al., 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990-х годов число проблемных игроков выросло в Канаде более чем на 75 %.

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли игровая зависимость аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства (Blanco et al., 2001).

Признаки

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

  • Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов: они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
  • Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
  • Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) игровая зависимость возобновляется.

Американская классификация

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологической игровой зависимости ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

А.

  • Поглощен игрой, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту игр, намеренно отказывается от игры или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности сыграть, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
  • Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
  • Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать своё пристрастие к игре, играть меньше или совсем прекратить.
  • Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от игры.
  • Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
  • Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
  • Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в игру.
  • Совершал уголовные преступления — такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для участия в игре.
  • Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учёбу, отказаться от перспективы карьерного роста.
  • В ситуации отсутствия денег из-за игры перекладывает решение проблем на других людей.

Б.

  • Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных игроков, большинство исследователей указывает на потерю контроля над собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры — от игры на тотализаторе до игровых автоматов (англ. O’Connor, Dickerson, 2003). Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (англ. Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных игроков:

  • с нарушением поведения;
  • эмоционально неустойчивые;
  • антисоциальные игроки, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных игроков-мужчин и 70 игроков-женщин показало более проградиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальная игровая зависимость; интенсивная игровая зависимость; проблемная игровая зависимость. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что игровой зависимости у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм (англ. Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости

Существуют факторы, предрасполагающие к игровой зависимости (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000):

  • неправильное воспитание в семье
  • участие в играх родителей, знакомых
  • стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.)
  • вещизм
  • переоценка значения материальных ценностей
  • фиксированное внимание на финансовых возможностях
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым
  • убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег

Американский исследователь А. Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет:

  • принадлежность к этническому меньшинству
  • отсутствие семейного статуса
  • депрессию
  • а также различные варианты химической аддикции

По мнению биологов из Университета Кентукки, у части животных существует некий базовый образец поведения или даже биологический механизм, который обусловливает появление игромании. Например, голуби предпочитают нерегулярную, но обильную пищу, несмотря на то, что небольшое количество регулярной пищи в целом на 50 % больше случайных выигрышей.

Стадии развития игровой зависимости

Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития игровой зависимости:

  • стадию выигрышей;
  • стадию проигрышей
  • стадию разочарования.

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.

Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

Развитие фаз

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными игроками.

Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.

Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Игроман проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.

Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.

Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению игромана, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.

Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус игрока. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).

Фаза реализации принятого решения. Для неё характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто игроманы описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента ещё возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.

Ошибки мышления

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) уделяют особое внимание так называемым «ошибкам мышления», которые формируют иррациональные установки игроманов. Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».

К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:

  • Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми.
  • Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой.
  • Замещение мыслей о контроле над собственным будущим фантазиями о выигрыше.

К тактическим ошибкам мышления относятся:

  • Вера в выигрышный — фартовый — день.
  • Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре.
  • Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть.
  • Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть.
  • Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег.
  • Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.
  • Представление о ставках как о сделках.

Эпидемия игромании

Зал игровых автоматов в казино

В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная эпидемия игромании. Подростки не оказались в стороне от неё. У последних имеются свои особенности игровой зависимости. Исследование особенностей игры среди подростковой популяции в 10000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы (fruit machines), а также билеты национальной лотереи. По данным австралийских исследователей, более 5 % подростков могут быть отнесены к проблемным игрокам (Fisher, 1999).

По мнению детского психолога Светланы Клюваевой, зависимостям подвергаются как дети, так и взрослые. Дети же в силу возраста и большей эмоциональности зачастую не могут отдавать отчета о своих действиях и, увлекаясь игрой, могут потратить на неё не только все своё время, но и деньги родителей.

П. Дельфабро и Л. Трапп (Delfabbro, Thrupp, 2003), рассматривая социальные детерминанты, способствующие возникновению подростковой игромании, указывают на факт игровой зависимости среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье. Говоря о факторах, препятствующих подростковой игромании, исследователи отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *