Ментор кто такой
Менторы и менти
IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю
Максим Плакса | 20.03.2017
Microsoft — не только мировой ИТ-гигант. Компания отрабатывает на собственном опыте современные методики бизнеса. О том, как ведется в компании работа по отбору и адаптации молодых специалистов, приходящих на работу в компанию, рассказала старший HR менеджер Microsoft в России Татьяна Варлакова.
Как отбираются молодые специалисты
Процесс отбора молодых кандидатов на стажировки в Microsoft проходит в несколько этапов. Для студентов последних курсов и недавних выпускников российских вузов существует портал с полной информацией о доступных стажировках, открываемых позициях, о процессе отбора. На первом этапе все желающие проходят конкурсный отбор заявок, поданных через форму на сайте. Обычно это происходит весной, в марте-апреле. На этом этапе проводится комплексная оценка резюме кандидатов на соответствие заявленным критериям. Мы обращаем внимание на специализацию и успеваемость в вузе, уровень владения английским языком, soft-skills-навыки, интерес и знания в области ИТ, профессиональный кругозор. В тестах, которые мы предлагаем кандидатам, нет правильных или неправильных ответов. На данном этапе мы оцениваем в первую очередь способности кандидата мыслить и анализировать ситуации, приоритизировать задачи и принимать решения. Мы стремимся выявить самые сильные стороны соискателя с тем, чтобы наиболее точно подобрать для него/нее роль.
Следующие этапы отбора включают видеоинтервью и интервью по скайпу с представителем компании, обязательно на английском языке. После успешного прохождения всех предварительных этапов кандидаты приглашаются в офис на очные интервью с представителями департаментов, во время которых принимается финальное решение и определяются победители отбора.
Все стажировки в компании – оплачиваемые, они предполагают полную или частичную занятость.
По истечении шести месяцев программы все стажеры проходят итоговую аттестацию, по результатам которой лучшие стажеры получают возможность перейти на позицию в рамках глобальной программы для молодых специалистов MACH (Microsoft Academy for College Hires). Во время MACH-программы ребята в течение первых полутора-двух лет, помимо основной деятельности, получают дополнительные тренинги по выбранному направлению работы, посещают глобальные мероприятия, мастер-классы, онлайн-курсы, становятся участниками профессиональных сообществ.
Программа менторинга
Для того чтобы помочь молодым специалистам успешно влиться в команду Microsoft, у нас в компании в течение многих лет работает программа менторинга. ИТ-отрасль развивается динамично, и компания заинтересована в том, чтобы ее сотрудники развивались вместе с ней. Цели программы мониторинга – способствовать передаче знаний внутри организации, предоставить сотрудникам возможности для расширения кругозора, развития необходимых профессиональных навыков и компетенций с тем, чтобы способствовать успешному движению сотрудников по карьере. Миссия Microsoft – помогать людям и организациям достигать большего. Именно этим принципом руководствуется компания и при работе с клиентами, и при разработке программ развития для своих сотрудников.
Мы помогаем подобрать ментора под интересующие cотрудника задачи, а задачи бывают самыми разными, вплоть до развития навыков ораторского искусства или построения личного бренда. Одна из наиболее часто встречающихся задач – помощь сотруднику в определении дальнейшего пути развития, а также поддержка в приобретении компетенций, необходимых для получения желаемой новой роли (все открытые роли публикуются на внутреннем портале компании). Мы также можем подобрать ментора, кто поможет сотруднику реализовать задуманный проект.
Менторы – только добровольцы
Менторство – абсолютно добровольная инициатива, и мы всячески поддерживаем тех, кто хочет стать менторами. Ментор должен иметь большое желание вкладываться в развитие коллег, делиться накопленными знаниями и опытом, а также располагать необходимыми временными ресурсами. Многие наши менторы уверенно владеют навыками коучинга, что, несомненно, повышает эффективность работы с менти. Для успеха особенно важно, чтобы между ментором и менти сложились доверительные отношения.
Важно отметить, что в нашей компании почетно быть ментором. При этом формальную оценку работы ментора мы, как компания, не проводим. Если говорить об эффективности менторинга, то такая оценка скорее проводится самими сотрудниками (менти), а результатом эффективной работы с ментором может являться реализация какой-либо идеи/проекта или достижение поставленной цели, предполагающей дальнейшее движение по карьере.
Не существует и четко установленных временных рамок для совместной работы ментора и менти – все очень индивидуально и зависит от задач, которые ставит перед собой сотрудник. Менторинг может длиться от четырех-шести месяцев до года и более. В нашей практике есть случаи, когда ментор и менти продолжали сотрудничество в течение нескольких лет.
Что делает ментор
В задачи ментора входит помощь менти в определении зон для развития, поиске информации для достижения поставленных целей, поощрение развития навыков, которые будут полезны в решении поставленных задач в интересующей области, содействие и поддержка в вопросах карьерного развития, консультирование по возникающим вопросам.
Как правило работа ментора распределяется во времени на несколько этапов.
Первый этап – постановка целей. На этом этапе ментор и менти определяют задачи на период менторинг-программы, согласуют ожидания друг от друга, обсуждают области для развития менти, например какие профессиональные компетенции хотел бы развить сотрудник и как ментор может ему в этом помочь.
На следующем этапе происходит закрепление достигнутого «соглашения» и стороны договариваются о продолжительности и интенсивности сотрудничества, режиме и частоте взаимодействия. На этом же этапе, как правило, стороны определяют роль ментора: какие конкретные действия менти ожидает от cвоего наставника (например, коучинг, ролевая модель, консультант текущей деятельности, критик, наблюдатель и др.).
Далее начинается самая интересная фаза – непосредственная работа над поставленными задачами. Менти получает уникальную возможность перенять от своего ментора профессиональные знания и лучший опыт, получить конкретную помощь и компетентные советы, например в плане реализации какого-либо проекта или определения дальнейшего пути развития карьеры. Расширение круга профессиональных контактов, помощь ментора в построении эффективных взаимоотношений с коллегами (нетворкинг) для достижения поставленных целей, постоянная обратная связь в процессе совместного анализа ситуаций и проблем – все это, несомненно, способствует развитию и движению менти в интересующем его направлении.
Работа строится посредством выполнения заданий, поставленных ментором, или выполнением плана активностей, разработанных менти самостоятельно, с регулярной отчетностью и обсуждениями с ментором.
Завершающим этапом программы менторинга является оценка результатов и проделанной работы, подведение итогов. Стороны оценивают, что было сделано хорошего во время сотрудничества, что можно было сделать лучше для последующего развития. Успешным результатом работы ментора можно считать, если его подопечный может продемонстрировать приобретенные знания и навыки и активно применяет их на практике в процессе самостоятельной работы, развиваясь в интересующем его направлении.
Программа менторства предоставляет возможность талантливым специалистам получить доступ к лучшим практикам управления от ведущих специалистов компании, почерпнуть новые знания из смежных областей, устанавливать отношения с коллегами и обмениваться с ними идеями, получить профессиональную помощь в реализации какого-либо проекта, поддержку в самоопределении относительно дальнейшего обучения и роста. Такой подход отражается не только на улучшении взаимоотношений внутри компании, но и на повышении эффективности бизнес-процессов.
Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник, имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны, но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения.
Устоявшейся является традиция приглашать ментора для открытия стартапа, когда этот человек следит не только за подготовкой, но и за развитием компании, дает эксклюзивные советы. Однако обращаться за консультацией можно и в периоды кризисы долго существующего предприятия и при возникшем желании расширения или смене деятельности. Более того менторство применяется не только в рабочей среде, для него открыты сферы личностного и спортивного развития, получение различных достижений и организации личной жизни.
Кто это такой
Невозможно организовать поиск ментора, не понимая, кто это и какова его роль лично в вашем развитии. Чаще всего это люди, имеющие довольно высокий уровень развития и достижений в выбранной вами области или смежных моментах, что у них нет непосредственного интереса в сотрудничестве с целью заработка. Им интересна перспектива или участие в нестандартных проектах – нередки случаи, когда вы только что-то начинаете, и к вам приходят люди, желающие помочь. Это своеобразный вызов самим себе, то есть человек не просто помогает вам реализовать свои начинания, но и проверяет свое чутье, умение или удовлетворяет интерес.
Это не означает, что профессионал будет тратить временные ресурсы абсолютно бесплатно, уходя в минус по материальным и энергетическим затратам. Естественно, некоторые обозначают гонорар и предоставляют консультативные услуги, но те, для кого деятельность правда призвание не называет сумм. Принято при благоприятном завершении проекта или выходе на заявленный уровень благодарить за сотрудничество (акциями компании, предоставлением бесплатных услуг или же одной из руководящих должностей).
Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик, коуча, когда необходимо жизненное планирование, учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других. Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.
Именно благодаря опыту, такой человек может ставить конечные цели таких масштабов и направлений, о которых его подопечный даже не может задуматься на начальном этапе. Так, открытие маленькой частной пекарни неожиданно становилось ресторанным бизнесом, а производство станков переориентировалось в создание автомобилей, ребята, пришедшие в спорт из-за слабого здоровья, делали мировую карьеру каскадеров и прочее.
Наставничество может быть основным видом деятельности или происходит совмещённо с другой работой. Человек может афишировать свое влияние или просить остаться в тени, оставляя всю славу ученику. Эти параметры выбираются исключительно самим специалистом и не подлежат никаким обязательствам.
Само менторство не похоже на формальный институт обучения, а соответственно формат общения и взаимодействия может быть насколько угодно эксцентричным. Бывает даже так, что подопечные обижаются, злятся и считают своих гуру невменяемыми, строгими, злыми, психами, но все равно остаются, поскольку именно эти люди могут дать им знания, недоступные в других местах. Ни один ученик не расскажет где взять вдохновение именно этой личности, как продать свои работы, как провести переговоры с незаконной группировкой и прочие моменты, находящиеся либо на грани законных действий, либо требующих детального знания индивидуальных условий.
Ментор не учит теории, он всегда погружает начинающего человека максимально глубоко в ту сферу и культуру, куда человек только входит, объясняет не только профессиональные правила, но и особенности неформального поведения.
Общение в бизнес-кругах потребует совершенно других навыков и акцентов, чем получение связей и признания в творческой тусовке. Но в итоге главная цель любого ментора заключается в том, чтобы научить в определенный момент не только отказаться от его услуг, но желательно превзойти в достижениях. Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.
Зачем нужен ментор
Сначала рассмотрим варианты, когда проблема найти ментора не должна подниматься – это всего два варианта, когда у человека нет собственной внутренней потребности в наставнике (по любым причинам) и когда отсутствует понимание, чего от наставника ждут, какие цели поставлены.
Ментор нужен тогда, когда человек достиг определенного уровня и возникает ощущение потолка и невозможности развиваться дальше – это касается как карьерного продвижения (заняв должность руководителя отдела двигаться некуда, но на самом деле есть еще высшие посты управления) или материального обеспечения (умение продать свои услуги за большие деньги).
Иногда ментор нужен, чтобы систематизировать собственные знания и направить уже имеющиеся ресурсы и опыт в нужное русло. Тогда речь идет не о получении нового или построении определенной концепции, скорее наставник будет выполнять роль уборки внутренних завалов личности, не привнося ничего – и когда картина станет более структурированной, произойдет прорыв. Кроме этого, пройдя данный путь, ментор знает, где расположены самые большие препятствия, а где могут находиться непредвиденные трудности и помочь не столько преодолеть их, сколько подготовиться к достойному прохождению.
На методическом уровне (особенно это характерно менторам по профессии из специализированных учреждений) могут даваться советы профессионального плана. Нет, это не повторение обучающей программы – советы будут направлены на ознакомление с новыми тенденциями, а также оптимизацию механизмов работы. Этот человек делится не только собственными знаниями, понимая, что он не всеведущ, но также рекомендует литературу и фильмы, конференции и других учителей, блоги и статьи.
У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек. Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.
Вам точно не нужен ментор, если вы считаете, что этот человек, пользуясь своими связями или опытом, поможет вам получить желаемое, порекомендовав в соответствующих кругах или устроив на интересную должность. Нет, он может только сказать, в каких кругах необходимо завоевать авторитет, и в какой компании можно получить максимальное развитие своих навыков. Если вы хотите стать протеже, то лучше искать родственника, а не ментора.
Что делает ментор
Действия ментора никогда не бывают насильственны, но при этом он довольно много делает. Естественно он делится различной информацией, способной пригодиться как в профессиональной, так и личной жизни. Мало рассказать человеку об особенностях его деятельности, ментор всегда ищет ошибки в самой личности, те черты характера и поведения, которые не дают человеку развиваться. Поэтому наставничество не похоже на обучение в институте, тут придется не только выучить предмет, но еще и поработать над собой. Важно, что ментор активно вовлекает человека в практический процесс и сам находится в эпицентре той деятельности, которой занимаются. Если это путешествия, то, скорее всего и ментор не сидит на месте, если творческая область, то он проводит свои выставки, если научные изобретения, то издает книгу своих наработок. Проявления могут быть различны, то это всегда активная практика.
Ментор часто переворачивает восприятие мира человека, не давая упираться в одни и те же пути и решения. Если вы годами задаете себе одинаковые вопросы, а потом приходите к одинаковым ответам, то ментор не даст вам иные пути решения, но точно спросит о чем-то таком, о чем вы не додумались спросить себя и окружающих. Они немного или сильно смещают восприятие, что позволяет выйти за сдерживающие рамки развития. Важным моментом является то, что ментор не будет заставлять, но и не станет терпеть халатного отношения – это нужно в первую очередь вам. Поэтому мотивация бывает довольно болезненной, опуская самооценку и задевая наиболее важные глубинные аспекты личности, проявляясь в строгости и наказаниях до тех пор, пока ученик не начнет двигаться уверенно.
Конечно, ментор может познакомить новичка с определенными людьми, способными частично помочь развитию его идеи. Да и подобное предоставление контактов делается не с целью решить все проблемы начинающего в пару щелчков, а с желанием помочь развитию, и скорее всего, выгоду получат все стороны сотрудничества.
Помимо непосредственного контакта с учеником, ментор всегда вдохновляет своим примером. Он не останавливается перед трудностями, показывает ежедневное приложение усилий. Так спортивные тренера сами имеют плотный график тренировок в зале, бывшие модели участвуют в постановке дефиле, а экономисты начинают развивать много стартапов, помогая другим.
Как находят менторов
Когда люди задумываются, где найти ментора для бизнеса или личного развития они сразу концентрируются на местах, забывая о первоначальной самостоятельной работе, помогающей сузить круг поиска. Нужно определить свои вопросы и поставить цели движения, найти ту сферу, где необходимо развитие. Нельзя подходить к человеку и требовать от него составить план вашего личного счастья, такого не бывает – поэтому сначала определитесь, для чего именно вам нужен ментор.
Когда выбрана область, у вас уже значительно сужается круг поиска, но непосредственно искать рано. Стоит определить вопросы, работа над которыми наиболее важна. Помните о том, что ментор в вашем дуэте – это пассивный человек, который может отвечать, показывать, предостерегать, но задавать вопросы и реализовывать стратегии придется вам. После того, как определена сфера и первостепенные вопросы, начинайте активно появляться в соответствующих темах конференциях и семинарах, ходите на отраслевые мероприятия – ищите информацию везде.
Когда появится ментор не известно, а вот что-то делать для своего развития вы можете уже сейчас. Дополнительный плюс – множество успешных и опытных людей посещают именно такие мероприятия, поэтому шанс знакомства выше. Кроме того, если познакомитесь при диспуте на каком-то собрании, это более благоприятно скажется на сотрудничестве, чем, если вы напишете этому человеку электронное письмо с просьбой обучения.
Ищите таких людей не только в реальном пространстве, но также в соцсетях и блогах – там люди делятся своими мыслями и идеями, интересными событиями и вдохновляющими достижениями. Многие являются менторами, сами того не понимая, для своих подписчиков. Большое количество достойной информации и личный пример таких людей бывает вполне достаточным для определенной категории, кроме того, вы всегда можете задать некоторые вопросы в личном чате.
Пересмотрите свой круг знакомых, кем вы восхищаетесь и почему. Пусть это будут единичные качества, но никто не говорит, что ментор должен быть один. Вытаскивайте их на чашечку кофе, а по пути готовьте свои вопросы о том, как сохранять спокойствие или экономить деньги, где лучше получать образование или какие модные тенденции этой осенью. Метод подготовки вопросов поможет и в научных и бизнес кругах. Можно выбрать нескольких специалистов, чьи достижения вам нравятся и задать им всем одинаковый вопрос – важно не количество мнений, и какое из них верное, а то какой ответ больше всего будет вам близок эмоционально. Одинаковый ход мысли, ценности, темперамент помогут быстро установить связь и лучше понимать друг друга, поэтому не забывайте про эмоциональную сторону при выборе наставника.
Проявляйте свой интерес к теме и внимательность к восприятию информацию. Многие говорят о том, что менторы находятся сами, когда человек максимально открыт к восприятию нового. Таким людям хочется делиться знаниями и помогать заинтересованным – это собственный особый драйв. Не создавайте множество искусственных условий для встречи со своим ментором, сосредоточьтесь на задавании волнующих вопросов и поиске информации во всех возможных местах и со временем на ваш интерес придет заинтересованный отклик.