Доктор Моррис

Гештальт терапия

Основные концепции и процесс терапии

Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.

В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию, и как бы пациент в ней себя повёл. Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены.

В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д. Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями (включая чувства и мысли по поводу прошлых событий), а не теми, что были в момент прошедших событий.

Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.

После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Гештальт терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания. По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии. Между клиентом и гештальт терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии.

Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности. Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.

История

Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист, в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ, и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа. Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии, экзистенциальной психологии, психодрамы и других популярных в 1940-х идей.

Совместно с Полом Гудменом (англ. Paul Goodman) и Ральфом Хефферлином (англ. Ralph Hefferline) в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» (англ. Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality). В 1952 году Перлз переезжает в Нью-Йорк и вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке» состояли Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс) учреждает Нью-Йоркский Гештальт-институт, штаб-квартира которого первоначально находилась в квартире Перлзов. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.

По сравнению с ранними годами гештальт-терапия претерпела в ходе своего развития два важных изменения. Во-первых, стала реже применяться групповая терапия, которую продвигал Фриц Перлз, на каком-то этапе вообще отказавшийся от индивидуальных сеансов, посчитав это устаревшей методикой. Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Вхождение в конфликт с пациентом, которое нередко применял сам Перлз, стало считаться крайне нежелательным, хотя в принципе остаётся допустимым в рамках гештальт-терапии.

Теория

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 июля 2015 года.

Создатели гештальт-терапии считали это направление психотерапии абсолютно практическим и не подлежащим теоретическому изучению. У Фрица Перлза даже было понятие «слоновье дерьмо» — специально для обозначения теоретизирования. Однако, с течением времени объём сведений и осмысление опыта гештальт-терапии потребовали теоретической систематизации и анализа. И тем и другим впервые занялся Пол Гудмен, именно ему мы обязаны первым построением кривой цикла-контакта и введением едва ли не большинства определений современной гештальт-терапии. Изначально теория гештальт- терапии опирается одним из трёх современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Базовая идея гештальта основана на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики (как одной из них) — холистичности, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании (awareness) происходящего «» (а в интерпретации Ф. Перлза: «здесь и как»), ограничении попыток интерпретировать события, привлекать внимание к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры (авторы «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики»), Джозеф Зинкер, Джон Энрайт (автор книги «Гештальт, ведущий к просветлению»), Серж Гингер (автор и соавтор двадцати книг по гештальту) и другие.

Личность в теории гештальт-терапии рассматривается как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою. В этом процессе выделяются три важные функции:

  • Id — совокупность всех телесных, аффективных и эмоциональных процессов;
  • Personality — совокупность процессов мнезиса;
  • Ego — функция выбора, принятия решения, включается только при наличии необходимости принятия решения.

С точки зрения Сержа Гингера всё, что происходит с человеком, есть события, происходящие на границе-контакт, то есть граница-контакт одновременно обеспечивает обособление человека от среды и она же одновременно обеспечивает возможность взаимодействия со средой.

Подход к сопротивлению в гештальт-терапии коренным образом отличается от подхода аналитических направлений. Гештальт рассматривает сопротивления как способы взаимодействия организма со средой, некогда имевшие высокую эффективность для взаимодействия, но здесь и сейчас либо неуместные, либо вообще единственно доступные клиенту как способы взаимодействия (например, для клиента-наркомана самым характерным способом взаимодействия будет конфлюэнция второго типа, вполне органичная при взаимодействии матери и младенца). В связи с этим сопротивления клиента, естественно демонстрируемые им в ходе взаимодействия с терапевтом, используются как основа эффективного поиска неосознаваемых клиентом потребностей.

Ещё одна функция терапии в гештальте — выведение клиента на осознавание своих истинных потребностей. (Например, молодая женщина, жена моряка, жалуется на избыточный вес. В ходе терапии выясняется, что она сильно полнеет, когда её муж в плавании. Отмечается также привычка — в начале ночи она идёт к холодильнику и наедается «до отвала», после чего может спать. Ходом терапии клиентка выводится к осознаванию истинной телесной потребности ?— потребности в сексе, — «заедаемой» одинокими ночами. Соответственно, она получает осознавание того, с чем именно ей надо решать проблему.)

Ф. Перлз разрабатывал гештальт-терапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию, теорию поля и теорию гештальт-психологии. Концептуально гештальт-терапия неотделима от гуманистической и экзистенциальной психологии.

Однако, если прислушаться к Клаудио Наранхо, то можно узнать о других истоках и формах гештальт-терапии. Основные аспекты традиционной философии гештальт-терапии — аспекты осознанности, актуальности и ответственности. Цель и средство традиционной гештальт-терапии — «сознательное осознавание» (Ж. М. Робин, Энрайт, Ф. Перлз, С. Гингер/Женжер). Ситуация проживается клиентом здесь-и-сейчас в присутствии сознания. Степень включённости именно сознания меняется динамически в связи с потребностью, интенсивностью переживаний и т. д. К. Наранхо придерживается иной точки зрения, выделяя актуальность. Одна из основных техник в терапии Наранхо — концентрация на настоящем, здесь и сейчас, что и составляет основу гештальт-терапии Наранхо. Для того, чтобы выделить и отличить эту модальность, Наранхо вводит собственный термин — презентификация: «Как и в случае с мечтами и фантазиями о будущем, в гештальте существует свой подход и к прошлому, который я предложил называть презентификацией (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания клиент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его, и управляется с ней, как если бы она была в настоящем». Существуют, по крайней мере, два пути, в которых концентрация на настоящем отражена техническим репертуаром гештальт-терапии Наранхо. Один — откровенная просьба к клиенту следовать его намерениям: здесь выражается то, что выходит в его теперешнее поле сознания. Чаще всего это сопровождается наставлением воздержаться от осмысливания во имя чистого самонаблюдения. Другой путь — презентификация прошлого или будущего (или фантазии в целом).

Необходимо отметить, что подходы К. Наранхо разделяются не всеми школами гештальт-терапевтов.

«Гештальт-молитва»

В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) — короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний. «Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза — Дж. Гейнса и М. Шепард — этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер. За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. По мнению профессора Университета Миссури Роберта Долливера, это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» — десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.

Текст молитвы:

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты — это ты, и я — это я, И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно. А если нет — этому нельзя помочь. — Фриц Перлз, «Gestalt Therapy Verbatim», 1969 г. * Последняя строка часто опускается при цитировании. Оригинальный текст (англ.) I do my thing and you do your thing. I am not in this world to live up to your expectations, And you are not in this world to live up to mine. You are you, and I am I, And if by chance we find each other, it’s beautiful. If not, it can’t be helped.

Литература на русском языке

  • Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
  • Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
  • Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
  • Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
  • Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
  • Наранхо К. Гештальт-терапия / Клаудио Нарахо. — Модек, 1995.
  • Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора / Михаил Папуш. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия / Келл Рудестам. — Универс, 1995.
  • Зингер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Джозеф Зингер. — Класс, 2000.
  • Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
  • Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
  • Полстер И., Полстер М. Интегрированная гештальт-терапия / Ирвен Полстер, Мириам Полстер. — Класс, 1997.
  • Полстер И. Обитаемый человек / Ирвен Полстер. — Класс, 1999.
  • Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии / Уолтер Кемплер. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии / Гертруда Шоттенлоєр. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Уиллер Г. Гештальт-терапия постмодерна. За пределами индивидуализма / Гордон Уиллер. — М.: Смысл, 2005.
  • Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальт-терапия. — М.: Фолиум, 1997.
  • Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. / Гонзаг Масколье. — М.: Боргес, 2010.
  • Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Наталья Лебедева, Елена Иванова. — СПб.: Речь, 2004.
  • Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
  • Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
  • Даунинг Дж., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
  • Бриджит М. Сексуальность, любовь и гештальт / Мартель Бриджит. — СПб.: Речь, 2005.
  • Сименс Х. Практическое руководство для гештальт-терапевтов / Харм Сименс. — Издательство Пиражкова, 2008.
  • Невис Э. Организационное консультирование / Эдвин Невис. — Издательство Пиражкова, 2002.
  • Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.

Гештальт-терапия. 1. Исторически психологическое консультирование возникло из пси­хотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности

1. Исторически психологическое консультирование возникло из пси­хотерапии, в русле которой и развивались основные теории личности. Большинство теорий личности, существующих в пси­хотерапии на современном этапе, возникли из двух направлений:

* психоаналитического, где главный упор делается:

• на эмоциональную сферу как предмет изучения’,

• понимание эмоциональных, глубинных основ поведения чело­века;

• поиск решения проблемы клиента через рациональный анализ глу­бинных причин;

* бихевиорального, ориентированного:

• на поведение как предмет исследования, без затрагивания глу­бинных слоев психики человека;

· переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающей средой;

· поощрение, наказание и информацию как методы формирования правильного адаптивного поведения.

В дальнейшем большинство теорий личности развивались либо как поддерживающие принципы одного их этих направлений либо как отвергающие. Выделяются следующие психотерапевти­ческие направления, основанные на той или иной теории личности:

• терапия поведения (бихевиоризм);

• рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса;

• психоаналитическое направление;

• юнгианское направление К.Г. Юнга;

• адлерианское направление А. Адлера;

• гуманистическое направление К. Роджерса;

• экзистенциальное направление;

• гештальт-терапия Ф. Перлза.

2. Терапия поведения (бихевиоризм) полностью поддерживает прин­ципы бихевиорального подхода к пониманию личности и в кон­сультативной работе ориентируется на коррекцию поведения.

Терапия поведения опирается на следующие принципы:

• предметом теоретического изучения и практической работы является поведение человека;

• поведение человека формируется в процессе обучения через положительные и отрицательные подкрепления’,

• у личности есть побуждения, обусловленные психологически и складывающиеся в иерархию мотивов в результате социального научения;

• в результате прошлого опыта положительного подкрепления у человека формируются ожидания;

• неподкрепление или отрицательное подкрепление сформиро­ванных ожиданий может вызывать различного рода психологи­ческие проблемы;

• неправильное поведение есть результат плохого, неправильного обучения;

• человек формируется в среде, в которой находится, но способен ее изменить, изменяя свое поведение.

Терапия поведения использует в качестве метода психологической работы, обучающего правильному поведению, подкрепле­ние, которое определяется как воздействие на клиента, в ре­зультате которого формируется условная реакция и повышается или понижается вероятность повторения поведения.

Подкрепле­ние может быть:

• положительным, когда в результате воздействия стимула пове­дение повторяется, так как стимул соответствует ожиданиям индивида;

• отрицательным, когда то или иное поведение исчезает в ре-эультате несоответствия подкрепления ожиданиям индивида или когда индивид не получает никакого подкрепления, что также не соответствует его ожиданиям.

3. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А. Эллиса стоит на сты­ке психоаналитического направления, используя принцип анали­за, и бихевиорального направления, ориентируясь на поверхност­ные слои психики.

Раиионально-эмотивная терапия выдвигает следующие теоретические и практические принципы:

• предметом исследования и работы в РЭТ являются установки человека;

• человек от рождения склонен к принципу рациональности мыш­ления;

• присутствие у человека также и принципа паралогичности мышления;

• проблема клиента есть результат его ошибочных иррациональ­ных представлений, то есть не объективные события вызывают позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее воспри­ятие и оценка;

• основа нормального адаптивного поведения — это ориентация на рациональное мышление и коррекция решений на основе прин­ципа рациональности, то есть избавление от иррациональных установок.

Метод работы консультанта в РЭТ — опознавание иррацио­нальных установок, стремление к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования ра­циональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок.

4. Психоаналитическое направление в психотерапии является од­ним из старейших, но ортодоксальный психоанализ, разрабо­танный 3. Фрейдом, используется редко. Внутри психоанали­тического направления развивается много течений, придержи­вающихся его главных принципов.

В психоаналитическом направ­лении выделяются следующие теоретические принципы психотерапии,

· предмет исследования — содержание бессознательном:

— вытесненные конфликты;

— эмоции;

-переживания и т. п.;

• бессознательное и его иррациональное содержание являются источником и причинами внешних особенностей поведения, проблем, различного рода патологий, возникающих у клиента;

• сущность человека определяется энергией либидо, составляющей мотивационную сферу, и ранними переживаниями детства;

• основное внимание сосредотачивается на изучении истории жизни клиента, а именно:

— на его психосексуальном развитии;

— специфике разрешения соответствующих каждой стадии ком­плексов;

• нормальное развитие обусловлено своевременным прохождени­ем всех стадий психосексуального развития и правильным раз­решением комплексов, возникающих на каждой стадии;

• анализ защитных механизмов личности, использование которых предохраняет индивида от осознания многих вытесненных в бессознательное конфликтов.

В психоаналитическом консультировании для консультанта ста­вятся следующие задачи:

• не сосредотачивать своего внимания на симптомах (защитных механизмах), а совместно с клиентом осуществлять поиск при­чин такого защитного поведения;

• помочь клиенту найти такие способы выражения своих подсоз­нательных стремлений, которые более приемлемы как с соци­альной точки зрения, так и с точки зрения удобства для самого клиента;

• помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание им своих защитных механизмов и бессознательных импульсов и умение справляться с ними приемлемым образом;

• ориентация не на глубинную трансформацию личности, а на поиск решений проблем, которые связаны с внутренними кон­фликтами и переживаниями, становящимися более или менее
осознаваемыми клиентом в ходе консультационной работы.

В психоаналитической психотерапии выделятся следующие методы работы:

• свободные ассоциации, то есть анализ терапевтом тех представ­лений, мыслей, воспоминаний, которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление;

• интерпретация, когда терапевт, анализируя поведение, действия или мысли клиента, разъясняет скрытые, не вполне осознавае­мые им аспекты переживаний и действий;

• анализ переноса, то есть тех чувств, испытывая которые к дру­гим людям клиент неосознанно переносит на консультанта и думает, что испытывает их к консультанту;

• анализ сновидений, то есть попытка понять скрытый смысл тех символов и образов, которые фигурируют в сновидении клиента и источник которых — бессознательное самого клиенту.

5. Юнгианское направление в психотерапии, основанное К.Г. Юнгом, зародилось в недрах психоаналитического подхода к пониманию личности. Будучи некоторое время учеником 3. Фрейду Юнг впоследствии из-за ряда разногласий со своим учителем отошел от психоаналитического направления, создав свою Теорию личности и основанный на ней психотерапевтический подход.

Теория личности К. Г. Юнга и основанная на ней психотерапия используют следующие теоретические и практические принципы:

• введение понятия общего коллективного бессознательного, в кото­ром содержатся унаследованные от предков «архетипы», опреде­ляемые как комплекс универсальных мотивов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщенных образов от предков;

• наличие у человека индивидуального бессознательного, представ­ляющего собой вместилище его индивидуальных вытесненных особенностей и характеристик;

• источником и причиной неврозов, внутриличностных конфликтов и проблем является раздробленность личности, когда нет согласованности между всеми архетипами, сознанием и бес­сознательным;

• задача сохранения целостности личности ставится перед глав­ным архетипом личности — самостью, которая определяется как центр личности, вмещающий в себя все ее составляющие;

• психологически здоровая личность — это личность с целостной структурой Я, то есть с развитым архетипом самости;

• подчеркивание уникальности человеческих мотивов и стремле­ние каждого человека к индивидуальности’,

• задача и главная цель психотерапевта — помощь клиенту в вы­страивании его «самости», в прохождении пути к своей «индивидуации», то есть пути к «самому себе», а также самореализации своего потенциала независимо от внешних источников, идей и обстоятельств. Методы работы:

• метод словесных ассоциаций — использование теста словесных ассоциацией, суть которого заключается в том, чтобы пациент отвечал максимально быстро на слово-стимул первым пришед­шим в голову словом, а цель этого теста — выявление у паци­ента комплексов бессознательного — ассоциаций, имеющих аф­фективную, болезненную природу и мешающих ему двигаться в направлении к самоактуализации;

• анализ сновидений с точки зрения представленных в нем архе­типов и образов коллективного бессознательного и подход к сновидению не как к явлению, наполненному вытесненными фактами бытия клиента, но как к сигналу бессознательного о том, что индивид отклонился от пути следования к своей «индивидуации»;

• анализ переноса, вмещающего в себя не только сексуальные, но и другие эмоции и чувства, которые испытывает клиент по от­ношению к терапевту.

6. Адлерианское направление так же, как и юнгианское, уходит своими корнями в психоаналитический подход. Оно было осно­вано другим учеником 3. Фрейда А. Адлером. Он разработал свою теорию личности, назвав ее индивидуальной психологией, и на основе этой теории разрабатывалась и концепция психоте­рапии, а впоследствии — и консультирования. Адлерианское на­правление в консультировании и психотерапии выдвигает сле­дующие теоретические и практические принципы работы:

• утверждение позитивной природы человека;

• главенствующую роль в поведения человека играют мотивы дос­тижения власти и стремление к превосходству, выступающие в качестве компенсаторного механизма чувства, а в патологиче­ском случае и комплекса неполноценности, присущего человеку изначально;

• социальный интерес, то есть стремление человека к себе подоб­ным, также детерминирует поведение личности;

• человеку свойственно формирование в раннем детстве своего индивидуального, уникального стиля жизни, основанного на двух главных личностных силах — социальном интересе и стрем­лении к превосходству;

• в структуре индивидуального стиля жизни центральное место занимает целевая система личности — человек имеет опреде­ленные цели, к достижению которых стремится, и эти цели обусловлены уровнем развития социального интереса и стрем­лением к превосходству;

· источником невроза и других патологий служат неадекватные цели индивида, построенные на основе неудачно сложившегося индивидуального стиля жизни, сниженный социальный интерес. В адлерианском направлении перед психотерапевтом ставятся следующие практические задачи:

— помочь клиенту максимально глубоко осознать уникальность своего стиля жизни и использовать собственные ресурсы;

— стимулировать социальный интерес клиента, добиваясь разви­тия этой стороны личности и максимально полной адаптации в социуме;

— уменьшить влияние на поведение и личность клиента его стремления к превосходству, подвести к осознанию равенства между всеми людьми;

— уменьшить чувство неполноценности клиента; анализ и интерпретация жизненных целей и их корректировка.

Психотерапия адлерианского направления использует следующие методы работы:

— анализ ранних детских воспоминаний;

— анализ сновидений и грез;

— изучение семейной истории — порядка рождения ребенка в се­мье и протекания детства.

7. Гуманистическое направление в теории личности и основанная на нем клиент-центрированная психотерапия и клиент-центрированное консультирование разработаны Карлом Роджерсом. Гуманистическая психология является антагонистическим на­правлением по отношению к психоанализу и бихевиоризму и всту­пает в жесткую полемику с принципами этих двух направле­ний в теории личности.

Гуманистическая теория личности вы­двигает следующие теоретические и практические принципы:

• человеку свойственно врожденное стремление к самореализации, то есть к развитию своего внутреннего творческого потенциа­ла, силы и ресурсы для преодоления жизненных препятствий и роста заложены в самом человеке, так как его природа изна­чально позитивна, поэтому индивид сам ответствен за проис­ходящие с ним изменения, а ответственность терапевта за­ключается в обеспечении атмосферы для изменений клиента;

• реальность индивида — это в первую очередь то, что он воспри­нимает, и важность внешних событий реальности зависит от того, какую значимость они имеют в непосредственном пере­живании индивида;

• в структуре личности существует реальное Я, то есть устойчи­вое представление о самом себе, формирующееся с раннего дет ства посредством индивидуального опыта, и идеальное Я, т» есть тот идеал, то идеальное представление о себе, к котором) стремится личность;

• источником возникновения психических проблем является вытес­нение некоторых фактов бытия, чувств и опыта в область бес­сознательного, отсутствие конгруэнтности — ощущения соот­ветствия осознаваемого клиентом материала его личности и существующего опыта, а также сильный разрыв либо размытые границы между Я реальным и Я идеальным или разрыв между совершаемыми индивидом действиями и представлением о се­бе — реальном;

• здоровая личность определяется как имеющая минимум расхо­ждений между Я реальным и Я идеальным, активно стремящаяся к самореализации, использующая весь свой творческий потенциал и обладающая качеством спонтанности и конгруэнтности. то есть осознавания того, что выражаются именно те чувства, которые испытываются индивидом;

• человека, обратившегося за помощью к консультанту (психо­терапевту), принято называть клиентом, а не пациентом, так как это демонстрирует равенство позиций и уважение к лично­сти клиента, который сам сделал выбор и обратился за помощью.

Клиент-центрированная психотерапия и консультирование вы­двигают следующие практические задачи в работе с клиентом:

• создание в процессе консультирования (психотерапии) такой атмосферы или «взаимоотношений» между клиентом и консуль­тантом, которые способствовали бы развитию творческой силы клиента и его движению по пути самоактуализации;

• проникновение в мир восприятия клиента и принятие его сис­темы ценностей, его внутренних установок через использование эмпатии, то есть сопереживания, — один из важнейших тера­певтических факторов в клиент-центрированной терапии;

• помощь клиенту в осознании и переживании важности своего субъективного мира;

• помощь в формировании конгруэнтности клиента, то есть осоз­нании своих чувств и того, насколько они соответствуют ис­пытываемому опыту, и если это не так, то помощь в принятии этого несоответствия;

• помощь клиенту на основе эмпатии и принятия в расширении своей Я-концепции, то есть интегрировании всех частей своей личности и своего опыта, включая и те, что ранее не осознава­лись, отрицались, искажались и т. п.;

• повышение уровня ответственности клиента за себя и свое развитие.

8. Экзистенциальное направление, так же как и гуманистическое, явилось «третьей силой», противостоящей теориям личности психодинамического и поведенческого подходов. Идеи и принци­пы экзистенциальной психотерапии базируются на экзистен­циальной философии. Идеологами и пропагандистами экзистен­циального подхода в психотерапии выступают Р. Мей, И, Ялом, Дж. Бюдженталь, В. Франкл.

Экзистенциальная психотерапия выдвигает следующие принципы работы:

• упор на «свободную волю «, свободное развитие личности;

• ведущая способность человека — это способность познавать свой внутренний мир;

• исследование проблемы одиночества и отношений личности с другими, проблемы смерти и ее принятия человеком.

Согласно экзистенциональному направлению:

• основой мотивации личности является экзистенциальная трево­га, которая ставит перед индивидом задачу поиска уникального личностного смысла в бессмысленном мире и обретения лично­стного смысла существования;

• существует базисная тревога, основанная на переживании ин­дивидом объективной угрозы существованию (смерь, болезнь, угроза своим ценностям и т. п.), и невротическая тревога, для которой свойственна неадекватная реакция подавления на объ­ективную угрозу;

• человеку свойственно переживание изоляции, которая может быть:

— межличностной, когда человек переживает свое внешнее оди­ночество;

— внутриличностной, когда у индивида заблокированы некоторые части личности и они не осознаются;

— экзистенциальной, когда человек ощущает свою отделенностъ от мира независимо от наличия у него каких-либо социальных кон­тактов;

• основой психического здоровья является уникальность каждого че­ловека;

• причиной невроза являются не проблемы прошлого опыта (фиксации либидо, незавершенные стадии развития и т. п.), а те проблемы, которые индивид не может решить в настоящий момент.

Экзистенциальная психотерапия ставит следующие практиче­ские задачи:

• подведение к осознанию человеком ответственности за форми­рование собственного внутреннего мира и выбор своего жиз­ненного пути;

• освобождение от невротической тревоги через осознание базис­ной тревоги;

• помощь клиенту в осознании и принятии конечности своего бы­тия, в примирении с неизбежностью смерти;

• развитие творческих сил и потенциала личности;

• помощь в осознании и проживании клиентом своей экзистен­циальной и личностной изоляции, выработка адекватных спосо­бов проживания своей изоляции.

9. Гештальт-терапия как психотерапевтический подход и теория личности ведут свое начало от гештальт-психологии — немец­кого направления в психологии, возникшего в период «откры­того» кризиса, идеологами которого были К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин, психоанализа, дзен-буддизма, прин­ципы которых применялись Ф. Перлзом — основателем гештальт-терапии. Гештальт-терапия имеет тесную связь с экзи­стенциальным направлением в психотерапии.

Гештальт-терапия выдвигает следующие теоретические положения:

• цель организма — приведение своего существования в состояние покоя, гомеостаза, целостности для избежания напряжения, возникающего из-за дезорганизации и нестабильности;

• гештальт (нем.) обозначает целостность и структурность, не­сводимую к частям;

• организм определяется как единое целое, единый гештальт, то есть психическая и физическая жизнь индивида взаимозави­симы друг от друга;

• мотивационная система личности представлена как цикл воз­никновения и удовлетворения потребности, которая рассматри­вается как гештальт. Если потребность не удовлетворена — геш­тальт не завершен, и это приводит к возникновению напряжения, так как неудовлетворенный гештальт забирает энергию у орга­низма;

· фигура и фон — рассматриваются как соотношение актуальной потребности, являющейся для индивида фигурой, и окружающих ее потребностей, составляющих фон, именно эта потребность, выдвинувшись из фона, представляет для индивида наиболь­шую ценность и именно ее он стремится удовлетворить. Удов­летворение потребности ведет за собой завершение гештальта и возвращение его в фон;

· причиной невроза являются незавершенные гештальты, заби­рающие энергию у организма, а также отход от собственной природы, когда индивид живет не в контакте с самим собой и своими чувствами, а ориентируется на внешние указания авто­ритетов;

· поле окружающей среды — это то пространство, на границе ко­торого происходит контакт индивида со средой и удовлетворе­ние им актуальной потребности; без окружающей среды инди­вид не может удовлетворить потребность;

· здоровая личность обладает способностью к аутентичности, которая определяется как обретение самого себя и способ­ность быть самим собой, умение жить полной жизнью и в настоящем, стремление к своему уникальному неповторимо­му стилю жизни, не подражающему и не признающему ника­ких авторитетов и фигур извне;

· условием жизни в настоящем и обретения себя является дове­рие к собственным чувствам и прорыв сквозь блокаду устано­вок и стереотипов;

· принцип ответственности личности за себя, свою жизнь и свои выборы, ориентация на установку «Я хочу», вместо «Я должен», то, как последний снимает с индивида всякую от­ветственность за поступок;

· ощущение полноты жизни возможно только в том случае, если есть осознание, но не как понимание, а как переживание, чув­ствование;

· контакт в терапевтическом пространстве между клиентом и консультантом (психотерапевтом) рассматривается как взаимо­действие двух равных личностей.

Гештальт-терапия выдвигает следующие цели и задачи:

• помощь клиенту в осознании, проживании и завершении неза­вершенных в прошлом гештальтов (эмоций, чувств, поступ­ков, потребностей и т. п.);

• помощь клиенту в обретении им аутентичности, обретении самого себя и веры в себя, в свои чувства, в обретении собст­венных границ, в осознании своих потребностей;

• помощь клиенту в расширении своего взгляда на мир и своей жизненной позиции, в открытости всему многообразию жиз­ненных выборов и формированию ответственности за себя самого;

• личность терапевта, его поведение, реакции, спонтанность, способность к самораскрытию рассматриваются как ключевой терапевтический фактор;

• ответственность за изменения, происходящие с клиентом, все­гда лежит на нем самом, а задача терапевта — обеспечить усло­вия для развития и изменений и расширить зону осознавания;

• задача гештальт-терапии не в том, чтобы выяснить, «почему» возникает проблема, а в том, чтобы понять, «как» она прожи­вается человеком и как воздействует на него.

Основные понятия

Идеи для детского отдыха Детский отдых можно скрасить различными занятиями, чтением книг, прогулками, рукоделием

Основные понятия

ФИГУРА И ФОН

Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это ФИГУРА. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это ФОН. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая НЕОТРЕАГИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать (завершить) ее.

ОСОЗНАНИЕ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА НАСТОЯЩЕМ

Основным условием, необходимым для того чтобы сформировать завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».

«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» — это не означает, что прошлый опыт не важен, но он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент.

Для удовлетворения своих потребностей нам необходимо постоянно быть в контакте с ЗОНАМИ своего ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО МИРА.

ВНУТРЕННЯЯ ЗОНА осознания включает те процессы и события, которые происходят в нашем теле (напряжение мышц, ком в горле, поза, головная боль, жажда, утомление). ВНЕШНЯЯ ЗОНА представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов (мокрый снег, шорох листвы, фигура прохожего). Информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.

Основные понятия

Кроме внутренней и внешней зон, существует еще и СРЕДНЯЯ ЗОНА, которую Ф. Перлз назвал зоной фантазии. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношения и другие интеллектуальные или мыслительные процессы. Когда человек говорит «мне холодно», или «Я вижу твою улыбку», он находится соответственно во внутренней или во внешней зоне. Но когда он говорит «Я вижу твою теплую (радостную, ехидную, нахальную и т.п.) улыбку», то он в средней зоне интерпретации и главным становится не то, что он видит на самом деле, а его страхи, предубеждения, ожидания или фантазии. Ф. Перлз полагал, что неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Он утверждал, что корни патологических состояний лежат в нашей тенденции фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем.

Когда мы находимся в средней зоне, то главным образом работаем с нашим прошлым и будущим. Мы не живем в настоящем и не осознаем процессов внешней и внутренней зон. Саморегуляция организма зависит от ОСОЗНАНИЯ НАСТОЯЩЕГО и от способности жить в полной мере «здесь и сейчас».

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Противоположность — это единичная оценка или же континуум этих оценок. Например, «плохо» или «хорошо» представляют собой два полюса такого континуума. Согласно гештальт-теории мы организуем свое восприятие окружающего мира через подобные противоположности. Личность организована по тем же принципам. На протяжении всей жизни каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим и ненавидим своих родителей; счастливы и одновременно расстроены, когда завершаем какое-то дело, которому была посвящена немалая часть нашей жизни; благодарны тем людям, которые помогли нам решить наши проблемы, и одновременно обижены на них.

Очень важно понять, что эти противоположности не являются непримиримыми противоречиями, а представляют собой такие различия, которые могут формировать и завершать гештальт. Полностью осознавая каждую часть такой противоположности (вместо отрицания менее привлекательной ее части), мы в большей степени начинаем осознавать самих себя и свои желания. Постепенно осознавая ранее недифференцированные аспекта самих себя и своих состояний, мы сможем формировать четкие гештальты, идентифицировать наши потребности и удовлетворять их.

Противопоставление полярных сторон нашего «Я», которые должны сосуществовать вместе, «НАПАДАЮЩЕГО» и «ЗАЩИЩАЮЩЕГОСЯ», наиболее распространено в гештальт-терапии. «Нападающий» аналогично фрейдовскому «сверх-Я «, или сознанию, характеризуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью. «Защищающийся» защищается, оправдывается, чувствует свое бессилие. Как и каждая пара, они борются за власть друг над другом, стремятся контролировать друг друга. Когда «нападающий » и «защищающийся» ведут внутри нас свои баталии, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решений.

Основные понятия

Понятие противоположностей можно применить и к функционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов — «Я» и «Оно». Когда индивидуум действует по побуждениям из области «Я», он способен дифференцировать себя и других. Подобный жесткий барьер в нашем опыте, граница «Я», возникает для того, чтобы мы могли ощутить свою неповторимость, нетождественность с остальным миром. Когда же индивидуум действует по побуждениям из области «Оно», он оказывается тесно связанным со своим окружением. При этом граница «Я» становится расплывчатой и гибкой, может даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функционирования личности и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремление из области «Я» позволяют четко выделить фигуру из фона, т.е. формируют фигуру: стремления из области «Оно» завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение.

НЕВРОТИЧЕСКИЕ УРОВНИ

В гештальт-терапии выделяют пять слоев невроза. Они представляют собой стиль личности, с помощью которого энергия запирается и служит поддержанию личных претензий. Ф. Перлз уподобил раскрытие личности взрослого снятию чешуек лука. Для того чтобы индивиды достигли психологической зрелости, необходимо снять 5 слоев невроза 1) обманчивый; 2) фобический; 3)тупиковый; 4) имплозивный; 5) эксплозивный.

Первый слой, с которым мы встречаемся — обманчивый слой — заключается в реагировании на других стереотипными и неподлинными путями. Это уровень, на котором мы играем в игры и теряем себя в ролях. Ведя себя так, словно мы являемся личностью, которой мы не являемся, мы пытаемся жить в фантазии, созданной нами или другими. Как только мы осознаем обманчивость игр и становимся более честными, мы испытываем неудобство и боль.

Следующий слой, с которым мы встречаемся — фобический слой. На этом уровне мы пытаемся избежать эмоциональной боли, которая ассоциирую тем, что мы видим аспекты самих себя, которые предпочли бы отрицать. В этой точке наше сопротивление принятию себя такими, какие мы есть на самом деле, «взрывается». У нас появляются катастрофические страхи, что если мы признаем, кто мы на самом деле и представим эту нашу сторону другим, они несомненно оттолкнут нас.

За фобическим слоем находится тупиковый. В этой точке мы застреваем в нашем собственном возмужании. В этом месте мы уверены, что не выживем, т.к. мы убеждаем себя, что у нас нет внутренних ресурсов, выйти из тупика без поддержки из окружающей среды. Типичным поведением при этом является следующее: мы пытаемся манипулировать окружающей средой, чтобы она видела, слышала, ощущала, думала и принимала решения за нас. В тупике мы часто ощущаем нечто вроде смерти и чувствуем, что мы — ничто. Если мы надеемся ощущать себя живыми, нам необходимо выбраться из тупика.

Если мы позволим себе испытать до конца нашу «мертвость» вместо того, чтобы отрицать ее или убегать от нее, в игру вступает имплозивный уровень. Ф. Перлз пишет, что необходимо пройти через этот имплозивный уровень, чтобы обрести наше собственное Я. Вступая в контакт с этим уровнем или с нашей «мертвостью», и неподлинными проявлениями, мы обнаруживаем наши защитные механизмы и начинаем контактировать с нашим собственным «Я».

Основные понятия

Ф. Перлз утверждал, что снятие имплозивного уровня создает взрывное состояние. Когда мы вступаем в контакт с эксплозивным уровнем, мы освобождаемся от обманных ролей и претензий, и мы высвобождаем огромный поток энергии, который мы сдерживаем внутри себя, претендуя быть теми, кем являемся. Чтобы стать живыми и подлинными, необходимо достичь этого взрыва, который может быть взрывом в боль и в радость.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Это одна из базисных черт гештальт-терапии. Следуя феноменологическому принципу, терапевт ориентируется на то, что происходит с человеком с которым он работает в данный момент. Какая-либо типологизация, квалификация личностных нарушений неприемлема, поскольку противоречит принципу «здесь и теперь».

Развивая свой подход, Ф. Перлз обнаружил, что большие возможности имеет работа в группе, захватывает ли она всю группу целиком или принимает форму взаимодействия между терапевтом и одним из членов группы. Группа ценна как микромир, в котором люди могут исследовать свое положение, свои отношения и поведение по отношению друг к другу. Очень полезной для человека может быть поддержка группы в «безопасном проявлении», а также отождествление с конфликтами других членов группы и их проработкой.

В ‘China-Town-Cafe’ пройдет гала-концерт юбилейного фестиваля ‘Индюшата’11 ноября в клубе «China-Town-Cafe» состоится гала-концерт юбилейного фестиваля «Индюшата-2015», отметившего свое 25-летие Косметические средства из кокосового маслаМаска для очищения лица — 1 столовая ложка меда смешивается с таким же количеством кокосового масла Раздельное обучение мальчиков и девочек — результатыРаздельное детское обучение не особенно распространено в нашей культуре, но в некоторых городах оно практикуется, и данный опыт даёт потрясающие результаты

Гештальт-терапия, основные тезисы и принципы.
Материалы для ознакомительного курса.

СОДЕРЖАНИЕ:
Истоки гештальт-терапии; Базовые идеи и принципы;
Основные понятия гештальт-терапии; Цикл контакта;
Прерывания контакта, их здоровые и вредные проявления, признаки и методы работы с ними;
Слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия.

Автор и составитель Вячеслав Владимирович Ильин
ИСТОКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Гештальт-психотерапия была создана во второй половине XX века психоаналитиком Фредериком Перлзом (Фриц Перлз), который пересмотрел и коренным образом изменил некоторые важнейшие положения теории и практики психоанализа Сигизмунда Фрейда (Зигмунд Фрейд). Фриц Перлз взял понятие «гештальт» из психологии восприятия (гештальт-психологии) Курта Гольдштейна и применил его к психотерапевтической практике в качестве главного принципа формирования потребности. Перлз отказался так же от концепции главенства сексуальной энергии либидо и назвал голод основной базовой потребностью. Влияние на новый метод оказал Вильгельм Райх и его идеи о психологии телесности. Гештальт-терапия приняла на вооружение технику «монодрама» (пустой стул) и ролевую игру из психодрамы Якоба Морено, некоторые принципы дзен-буддизма (здесь-и-сейчас) и понятия из современных западных философских течений. Ортодоксальная психоаналитическая практика стремилась игнорировать эмоции и переживания аналитика, гештальт-терапия вернула психотерапевту возможность личностно присутствовать в контакте с клиентом, вернула эмоции, чувства и человечность, более того — эти человеческие качества стали очень эффективными инструментами психотерапевтического процесса.

Важнейшая цель курса знакомства с гештальтом — это получение студентами опыта, который не может быть передан через литературу. В первую очередь это опыт и осознавание свойств чувственно-эмоциональных психических процессов, а так же умение оставаться в конструктивном контакте с окружающими людьми и средой.

БАЗОВЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Одна из первых идей гештальт-терапии, не очевидная, порою, даже для психологов — каким бы ни был сильным интеллект человека, одного понимания и знаний не достаточно для успешной саморегуляции. Перлз утверждал, что переживания важнее концепций и мыслей, поскольку переживания и чувства — это связь с физиологическими потребностями, с энергетическим источником жизни человека. За психическое здоровье человека и его адаптацию к условиям жизни отвечают такие способности — способность выдерживать переживания, способность оставаться в чувствах, даже в неприятных, а так же способность дифференцированно воспринимать оттенки переживания, направленность переживания и потребности, лежащие за чувствами, эмоциями и ощущениями. Назвать эту способность можно так: «контакт с собой».

Гештальт-терапевты регулярно встречаются с тем фактом, что многие, даже психически здоровые люди в той или иной степени отчуждены от своих переживаний, часто не осознают происхождения своих эмоций и чувств, не отделяют эмоциональные процессы от мыслительных, не умеют говорить о чувствах и называть их словами, то есть их контакт с собой нарушен.

Вторая идея гештальт-терапевта говорит, что весь богатый чувственный и интеллектуальный мир человека не имеет смысла, если не проявляется в контакте с другими людьми, если не воздействует на окружающий мир. Человек существует только во взаимосвязи с другими, со средой, только через них он проявляется и может реализовывать свои потребности. Эту способность можно назвать: «контакт с другими». Поэтому гештальт-терапию называют терапией контакта и терапией контактом.

Квинтэссенцией основных теоретических и практических принципов гештальт-терапии является парадоксальная теория изменений Арнольда Бейссера.
Её основные тезисы: «Изменение невозможно, пока пытаешься быть не тем, что есть, пока пытаешься стать другим, отрицая то, что есть сейчас. Чтобы изменение осуществилось, необходимо принять себя и ситуацию в том состоянии, которые есть сейчас, в настоящем моменте». Этот тезис трудно понять рационально, оставаясь в когнитивном пласте, но можно почувствовать, как он работает в вашей собственной жизни, осваивая гештальт-принципы на практике.

Следующий важнейший принцип, центральный для гештальт-терапии, который часто не принимается в расчёт в других методах, или существует в качестве второстепенного, тесно связан с парадоксальной теорией изменения. Выразить его можно так — если сознательно оставаться в переживании какого-либо чувства, оно меняется. Этот принцип лежит в основе стратегии гештальт-терапевта и противоречит стратегиям, например, борьбы с негативным переживанием, подмены негативного переживания позитивным, интеллектуализациям и рационализациям, перекрытия более сильным ресурсом и другим.

Следующий стратегический принцип гласит, что нет необходимости добывать скрытую в бессознательном информацию в обход защитных механизмов. Всё действительно актуальное, что необходимо человеку сейчас— лежит на поверхности осознавания, и именно с актуальным переживанием возможна самая эффективная работа. Как только актуальное переживание будет переработано, оно изменится и на поверхности сознания из общего фона появится новая актуальная фигура.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Гештальт — это принцип целостности. Целое всегда больше, чем сумма частей, его составляющих. Так же гештальт — это принцип стремления к завершённости.

Фигура и фон — понятия, взятые из гештальт-психологии. В гештальт-терапии фигурой называется актуальная потребность человека, к которой естественным образом притягивается его внимание в данный момент. Фоном назвается вся совокупность воспринимаемых событий. Например, голодный человек на улице будет обращать внимание на продуктовые магазины и кафе, кушающих людей, слова связанные с пищей или питанием, а все остальные магазины, люди, предметы и события будут составлять фон. Но как только голод удовлетворён, «фигура уходит в фон», а на поверхности сознания появляется новая фигура, соответствующая новой актуальной потребности, и из фона будут выделяться те объекты, которые соответствуют ей. Например, человек, желающий получить наличные деньги со счёта, будет замечать все банки и банкоматы, тревожный человек будет выискивать признаки угрозы в окружающих, жаждущий секса человек будет обращать внимание на тех, кто выглядит привлекательно, и т. д. Каждый человек складывает из воспринимаемой информации свой гештальт восприятия, в зависимости от актуальной потребности.

Гомеостаз это принцип сохранения равновесия как физиологического, так и психологического. Если равновесие нарушено — например, стало холодно, или какое-то событие вызвало страх, то организм испытывает дискомфорт, а человек стремится «завершить гештальт» — согреться или защититься. Если же потребность не удалось удовлетворить, она называется «незавершённым гештальтом» и сохраняется в организме как психическое напряжение или физиологический дискомфорт в ожидании удовлетворения. Все психологические проблемы являются такими незавершёнными гештальтами.

Организм и среда всегда находятся в контакте друг с другом посредством границы. В гештальте человека не рассматривают отдельно от среды обитания и контакта с нею.

Контакт — процесс взаимодействия, взаимофункционирования, обмена человека (организма) с окружающей средой, процесс соприкосновения с другим, отличным от меня.
Не любое взаимодействие – контакт. Контакт в гештальт-подходе предполагает полное проживание актуальной ситуации «здесь и сейчас», чувствование единого взаимофункционирования себя и среды при осознании различий. Условием развертывания контакта является выделение на фоне некоторой фигуры – желания, потребности, интереса, переживания. Только с тем, что образует фигуру, можно контактировать. По сути контакт обеспечивает естественный жизненный процесс создания – разрушения фигур. То, как человек устанавливает контакт с миром и является предметом гештальт- исследования. В процессе гештальт-терапии мы стремимся обнаружить способы, используя которые человек получает из среды то, что ему нужно, отдает, то, что не нужно, делится тем, что нужно другому.

Граница контакта – граница, отделяющая «я» от «не я». Граница осуществляет регулирование обмена, это динамическая характеристика процесса. При здоровом, естественном контакте с окружающей средой граница функциональна – открыта для обмена и прочна для автономии. В разные фазы контакта граница разная – от полного растворения до непроницаемости. Возможность осознавать свои границы – важный признак здоровья.

ЦИКЛ КОНТАКТА

Цикл контакта – модель, описывающая естественный процесс удовлетворения потребностей, процесс создания и разрушения фигур. Синонимы – цикл опыта, цикл организмической саморегуляции.
Существует несколько описаний цикла контакта. Остановимся на четырехфазной модели Пола Гудмана. Он выделяет:
преконтакт (обнаружение наличия потребности),
контактирование (приближение),
полный контакт (удовлетворение),
постконтакт (отступление).

1. Преконтакт — фаза ощущений, от их размытости до возникновения фигуры желания.
В фазе преконтакта само ощущение от внешнего мира или зарождающееся в моем теле возбуждение становится той фигурой, которая возбуждает интерес и желание. Желание может быть направлено либо на получение чего-либо необходимого, либо на избавление от чего-либо ненужного. К. примеру, мое сердце начинает стучать сильнее, когда я встречаюсь с любимым человеком. Мое сердце — это фигура, а тело — фон.

2. Контактирование – фаза формирования фигуры желания и перевода возбуждения во внешний план.
Это активная фаза, в ходе которой человек распознает свое желание и приступает к взаимодействию с окружающей средой с тем, чтобы его удовлетворить. Речь идет не об установившемся контакте, а об его установлении; имеется в виду процесс, а не состояние. В нашем примере в этой фазе я предприму некое действие, чтобы вступить в контакт с желанным человеком.
Сам желанный объект становится фигурой, в то время как телесное возбуждение постепенно уходит в фон. Как правило, эта фаза сопровождается эмоциональными переживаниями.

3. Полный контакт — фаза полного соединения с желаемым объектом и удовлетворения желания.
Границы между человеком и желанным объектом стираются. Осуществляется цельное действие, происходящее здесь и теперь, восприятие, эмоция и движение оказываются неразрывно связанными. В нашем примере – это соединение с любимым человеком, когда разница между мной и тобой не ощущается.

4. Постконтакт —фаза ассимиляции, осмысления свершившегося контакта.
Желание удовлетворено, оно уходит в фон. Границы восстанавливаются. Человек усваивает полученный опыт. Это усвоение сопровождается чувством удовлетворения (облегчения), или какими-то неприятными чувствами, если желание удовлетворено не тем способом или недостаточно. Это важная фаза, способствующая личностному росту.

ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА
Прерывания контакта – нарушения естественного обмена с окружающей средой, сбои в процессе создания – разрушения фигур, делающие невозможным или затрудняющие удовлетворение потребностей, желаний, интересов человека. Прерванный контакт фиксируется в опыте как «незавершенное дело», сопровождаемое напряжением невыраженных эмоций. Граница контакта при привычных прерываниях теряет свою функциональность, становится ригидной, поведенческий репертуар сужается.
Важно отметить, что способы прерывания контакта не являются патологическими сами по себе. По сути это те же самые способы, при помощи которых мы устанавливаем и развиваем контакт с миром, только ригидные, фиксированные.

СЛИЯНИЕ (конфлюенция) – это процесс, в котором нет понимания отдельности каждого человека, когда не учитывается разница между людьми.
«Когда человек совсем не чувствует границы между собой и окружением и когда ему кажется, что он и окружение есть единое целое – он слит с ним» (Перлз).
Энергия в слиянии становится общей, индивидуальность нивелируется, граница контакта размывается.
Слияние – основной способ контакта в зародышевом и новорожденном периодах.

Здоровые (полезные) проявления.
Чувство сопричастности к чему-то большему, чем «я»: религиозный опыт, переживания, когда «радость на всех одна и беда одна», работа в команде, армия, командные виды спорта, хоровое пение и т.д.
Ощущение единства с другим человеком – естественный симбиоз матери и младенца, интимные любовные переживания, опыт «Я-ТЫ» в терапии.

Нездоровые (вредные) проявления.
Отношения, которые необходимы «как воздух», вне которых человек теряет себя. Оба (или кто-то один) могут верить в то, что они знают мысли и другого, переживают его чувства и его опыт. Это затянувшиеся симбиотические отношения матери и ребенка, любовная зависимость, ощущение, что невозможно жить вне какой-либо среды.

Признаки слияния:
— Использование в речи местоимения «мы» вместо «я, ты, он (она)»;
— Отсутствие уважения к разнице между собой и другими;
— Проявления злости, когда обнаруживаются различия;
— Искренняя вера в то, что люди испытывают одинаковые чувства;
— Размытая, обезличенная ответственность.

Слияние прерывает контакт в фазе преконтакта. Фигура желания не формируется.

Что с этим делать.
«Противодействие слиянию – дифференциация. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать его с выборами, потребностями и чувствами других людей. Он должен усвоить, что может столкнуться с ужасом отделения от других и при этом остаться живым». (Польстер)

ИНТРОЕКЦИЯ – это процесс, в котором нечто внешнее (правила, ценности, стандарты поведения, концепции и т.д.) берутся личностью целиком, без критической переработки и проверки. Такие «непереваренные», но присвоенные послания называются интроектами. При интроецировании внешние правила, ценности, концепции могут быть внедрены во внутриличностный план без желания человека, без ощущаемой им потребности (процесс воспитания).
Внешняя энергия больше, чем энергия желания. Граница контакта расширяется, человек как бы включает в себя часть внешнего мира.
Интроекция – основной способ установления контакта в раннем детстве, когда младенец принимает и поглощает без переработки не только молоко матери, но и значимые материнские отношения. По мере роста эти интроекты должны подвергаться проверке, переработке, чтобы быть усвоенными и принятыми как свои собственные.

Здоровые (полезные) проявления.
Обучение важным жизненным правилам безопасности, этическим нормам поведения. Законопослушность. Освоение репродуктивных видов деятельности, различных технологий, где личностная включенность играет скорее отрицательную роль.

Нездоровые (вредные) проявления.
Жизнь по инструкции. Жесткость жизненных правил, невозможность отступить от них, постоянный поиск инструкций на все случаи жизни. Отсутствие своих собственных жизненных ценностей, приоритетов. Невозможность сомневаться, сравнивать, частично принимать, частично отвергать. Невозможность опираться на себя, а не на внешние правила.
Интроекция прерывает контакт в фазе формировании фигуры желания (преконтакт), подменяя собственную потребность интроектом.

Признаки интроекции:
— В речи много выражений «Я должен», «Мне следует»;
— Поиск хороших правил, способов жизни «А как нужно поступить?»;
— Нереалистичные ожидания от себя и других;
— Один гуру сменяет другого, потребность быть ведомым.

Что с этим делать.
«Основным инструментом работы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждение его личностной силы, помогающей различать «мое» и «твое» (Польстер). Это возможно через выделение интроективного послания и человека, дающего это послание. Отделение собственных желаний, взглядов, верований от желаний, взглядов, верований человека, дающего интроект. И, в конечном итоге, принятие решения не жить по чужим ожиданиям.

ПРОЕКЦИЯ – это процесс, в котором нечто, присущее человеку – свойства, качества, поведение, отношения или чувства, приписывается внешним объектам или другим людям.
В процессе проецирования энергия желания переводится во внешний мир и позволяет осуществить поиск объекта, необходимого для удовлетворения желания или эмоциональную разрядку. Граница контакта сужается, часть личности воспринимается как чуждое, принадлежащее внешнему миру.
Проекция – основной способ установления контакта в период освоения способов взаимодействия с миром. Через проекцию в игре своих желаний и имеющихся интроектов ребенок осваивает социальные роли и получает обратную связь от окружения.

Здоровые (полезные) проявления.
Личностная идентификация и эмпатия, возможность сопереживать другому человеку. Способность прогнозировать поведение другого человека. Механизм проекции лежит в основе создания произведений искусства. Широко используются проективные методы в психотерапии и психодиагностике.

Нездоровые (вредные) проявления.
Отделение от себя и приписывание другим тех особенностей, которые человек в силу каких-то причин не принимает как свои собственные. Спроецировав на других собственные негативные качества, человек склонен осуждать их, критиковать, бороться с ними. Спроецировав собственную нуждаемость, постоянно помогать другим, заботиться о них вместо того, чтобы попросить помощь для себя.
Проекция прерывает контакт в фазе контактирования, соприкосновения с окружающей средой.

Признаки проекции:
— Употребление в речи местоимений «ты, вы, они» вместо «я».
— Склонность фокусировать внимание на негативных сторонах реальности.
— Много критических замечаний, осуждений в адрес других и мира в целом.
— Часто склонность чрезмерно заботиться, помогать слабым.

Что с этим делать.
Основной фокус в работе – возврат тех свойств, отношений, чувств, которые человек проецирует на других. Проекция возвращена, если человек может принять в себе эти отторгнутые и размещенные в других части своего «я» без самоосуждения.

РЕТРОФЛЕКСИЯ – это процесс блокирования действия по удовлетворению желания и возврата чувств назад, точно против себя. Человек подставляет сам себя как объект для выражения чувств, направленных к другому. «Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого – того, над кем производят действие и того, кто это действие производит» (Польстер).
Энергия действия по удовлетворению желания реализуется не во внешнем, а во внутреннем плане. Граница контакта становится непроницаемой.
Ретрофлексия появляется у ребенка в процессе развития в период формирования способности к автономии, когда ребенок учится сам регулировать свои физиологические потребности и свое поведение, проявляя или сдерживая свои импульсы.

Здоровые (полезные) проявления.
Саморегуляция, самодисциплина, сознательная адаптация к социальным нормам. Воспитанность. Способность к самоподдержке. Самоконтроль, защищающий от внешней опасности. Способность к дипломатии.

Нездоровые (вредные) проявления.
Саморазрушающее поведение. Психосоматические заболевания. Самовлюбленность (на себя могут быть направлены и позитивные чувства).
Ретрофлексия прерывает контакт в фазе действия, блокируя соединение с объектом, к которому направлено желание.

Признаки ретрофлексии:
— Наличие психосоматических заболеваний.
— Сдерживание телесных проявлений: задержки дыхания, «проглатывание чувств, слез».
— Мускульные напряжения: сжатие кулаков, сжатие зубов.
— Действия, направленные на себя, не обязательно деструктивные: грызение ногтей, поглаживания себя.
— В речи много возвратных выражений типа «сам виноват», «я себя люблю, ненавижу и т.п.».

Что с этим делать.
В психотерапевтической работе ретрофлексию необходимо развернуть, направить ее из внутренней реальности на отношения с окружающей средой. Это работа с дыханием, телесными зажимами с целью высвобождения энергии и направления ее на внешнее выражение чувств и удовлетворение потребностей.

ДЕФЛЕКСИЯ — это уход от контакта с болезненным переживанием. Энергия проявляется в виде любой более безопасной деятельности, перекрывая и маскируя реальный конфликт.
Граница контакта становится скользкой и неуловимой.

Здоровые (полезные) проявления.
Умение взять паузу во время конфликта. Умение поддержать себя чем-то ещё, пока основная проблема не решена. Умение отложить сложное дело до момента, когда будут собраны все необходимые ресурсы. Умение снизить накал переживания, если оно слишком сильное.

Нездоровые (вредные) проявления.
Избегание решения проблемы, имитация решения проблемы.

Признаки дефлексии:
— Уход от щекотливой темы в разговоре — «перевод стрелок», смена темы.
— Переключение деятельности, например, стремление «веселиться», когда грустно, вместо того, чтобы исследовать причину грусти.
— Занятия спортом или йогой вместо решения, например, семейных трудностей.
— Стремление к успокоению и контролю над чувствами вместо следования за чувствами для удовлетворения потребностей.
— Уход в работу от личных проблем.

Что с этим делать
Помощь в осознавании избегания и признании наличия трудности. Возвращение внимания в точку трудности. Возвращение переживаний в точку дискомфорта. Помощь человеку в том, чтобы выдерживать переживание и удерживаться в нём. Поиск и обнаружение настоящей потребности. Поиск иных способов удовлетворения потребности.

Интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он делал,
Проектор делает то, в чем обвиняет других,
Ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим,
Человек в слиянии не знает кто что кому делает.
Дефлектор делает что угодно другое, лишь бы не то, от чего бежит.

При составлении этого пособия темы «контакт» и «механизмы прерываний» (кроме дефлексии) взяты с небольшими изменениями из статьи Ларисы Никулиной, переработавшей рекомендации Б.Брински http://www.b17.ru/article/4564/, остальной материал Вячеслава Ильина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *