Доктор Моррис

Делинквентное поведение

Введение

В современном российском обществе в ходе радикальных преобразований всех сфер жизнедеятельности наряду с различными формами проявления девиации, широкое распространение получило делинквентное поведение. Данное обстоятельство существенно актуализирует необходимость всестороннего научного изучения этого социального явления.
Научный анализ делинквентного поведения особо актуален в силу ряда причин. Во-первых, экономические трудности, переживаемые нашим обществом, инициировали широкое распространение преступности, что усугубляет социально-экономическую и политико-правовую ситуацию в стране, негативно отражается в массовом сознании, формируя и закрепляя соответствующие ценностные ориентации. Сложилась парадоксальная ситуация, характеризующаяся тем, что, с одной стороны, весь ход радикальных реформ требует активного участия граждан в их осуществлении, а, с другой стороны, особенности их проведения обусловили распространение различных видов отклоняющегося поведения, в частности делинквентного, которые выступают серьезным тормозящим фактором общественного развития.
Во-вторых, радикальные реформы, основное содержание которых составляет приватизация и становление рыночного типа экономики, сопровождаются динамичными изменениями социальной структуры и массовой маргинализацией общества. Тем самым, значительно расширяется социальная база различных видов отклоняющегося поведения. В-третьих, радикализм проведения экономических реформ, сопряженный с разрушением механизма государственной власти, обусловил процесс криминализации общественной жизни, который стал важным фактором распространения социально-негативных форм девиантного поведения.
Широкое распространение различных видов отклоняющегося поведения в современном российском обществе оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности людей и отражается в изменениях их образа жизни, в формировании ценностных ориентаций и социальных установок, предполагающих нарушение как правовых, так и моральных норм. В результате различные формы девиации (в том числе и противоправное, то есть делинквентное поведение), охватывают значительное число социальных институтов, слоев, групп и индивидов. Отклонения от социальной нормы приобретают массовый характер и зачастую воспринимаются как рациональный и общеприемлемый стиль поведения.
Глава 1. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности. В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином мы будем понимать противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества. Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным. Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления. Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер. В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные). Среди подростков, совершивших правонарушения, в свою очередь выделяют следующие три типа:

    последовательно-криминогенный — криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
    ситуативно-криминогенный — нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
    ситуативный тип — незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными акта-Ми, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
Условия формирования делинквентного поведения
Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки. Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни. Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление — наказание — опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) — последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» — накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность — более тяжкое преступление и т.д. Таким образом, общество само, как это ни парадоксально, посредством неоправданных действий и чересчур серьезных наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Государство, провозглашая борьбу с насилием, само его использует (нередко еще в большем количестве) по отношению к провинившемуся. Сегодня 86 стран мира имеют в законодательстве статью о смертной казни. В целом людям навязывается насильственный стереотип взаимоотношений. Представители власти преследуют делинквентных личностей, демонстрируя им свою силу так, как те поступали по отношению к своим жертвам. Возникает порочный круг, двигаясь по которому, делинквентные личности наносят вред себе и окружающим. Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты. Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

    фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
    физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);
    недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
    острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
    потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
    чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
    несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
    смена родителей (опекунов);
    хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
    нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
    усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых). Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например: воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи. С момента поступления в школу ситуация принципиально изменяется — начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшей школьном возрасте (6 — 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство. Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок — все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте. По детерминации можно выделить следующее группы подростков-правонарушителей. Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высший чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки. Ко второй группе можно отнести подростке с гипертрофированными возрастными реакциями, что указываем на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях). Третью группу составляют те, кто устойчивей воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальном (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям). К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития). Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора). При сочетании психического расстройства с определенными условиями можно ожидать возникновение патологического аффекта, существенно снижающего вменяемость человека, т.е. его способность осознавать свои действия и контролировать их. Таким образом, по детерминации поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей:
    ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией);
    субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);
    невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);
    «органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);
    психотический правонарушитель (совершающий деликты вследствие тяжелого психического расстройства — психоза, помрачения сознания);
    антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости)

Глава 2 . Противоправная мотивация
Рассмотренные выше внешние и внутренние условия способствуют формированию делинквентного поведения. В то же время, описывая правонарушителя, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфической мотивации. Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами. Очевидно, что нормальное социальное развитие предполагает процесс преобразования культурных (в том числе правовых) норм в индивидуальные ценности. Преломленные через систему личностных смыслов правовые нормы в сочетании с волевой регуляцией обеспечивают такое качество личности, как законопослушание. Таким образом, мотивация выполнения правил или их нарушения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели). Впсихоаналитических исследованиях,раскрывающих бессознательную мотивацию, делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности желания, требующие немедленного удовлетворения;

    переживание бессильного гнева, отчаяния — агрессии, ищущей разрядки;
    обида, требующая мщения;
    зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;
    недоверие и стремление сохранять дистанцию;
    фантазии величия и всемогущества.

С точки зрения личностной динамики можно выделить два основных типа делинквентности:
— пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциального поведения; когда личность
и т.д……………..

Вопрос 2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

12345

Лекция 4. Психология противоправного поведения

1.Теоретические подходы к детерминации преступного поведения.

2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.

3.Условия формирования делинквентного поведения.

4. Противоправная мотивация.

Вопрос 1. Теоретические подходы к детерминации преступного поведения

Существуют различные научные направления исследования личности:

Биогенетическое;

Социогенетическое;

Персоногенетическое.

При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

2) междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

Изучением всех этих проявлений личности занимается психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в педагогической, юридической, пенитенциарной психологии и др. науках.

Таким образом, отличительная особенность современного психо­логического знания – это системный подход к рассмотрению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка данной проблемы совместно с представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, медиками. Это в свою очередь позволяет комплексно подходить к организации деятельности по предупреждению преступлений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют психологическую, правоохранительную, превентивную и пенитенциарную деятельность.

Вопрос 2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в раз­витии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквент (от. лат. delinquentis) — правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых деяниях.

Девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синим — отклоняющееся поведение, девиация.

Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).

Делинквентное поведение — противоправное, преступное, криминальное поведение людей, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами.

В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мото­циклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

В материалах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное пове­дение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое коли­чество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси — антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической — непатологические и патологические формы; на личностно-динамической — реакции, развитие, состояние.

А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-пси­хологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное — преступное и аутоагрессивное поведение.

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов право­нарушителей.

В 1932г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций:

случайные,

привычные,

стойкие,

профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:

1) последовательно-криминогенный — криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный — нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьяне­ния, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип — незначительная выраженность негатив­ного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимо­сти от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

1. Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное вре­мя. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства боль­шая часть взрослого населения может быть подведена под катего­рию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, гово­рящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

2. Делинквентное поведение регулируется преиму­щественно правовыми нормами — законами, нормативными акта­ми, дисциплинарными правилами.

3. Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим осно­вам социального устройства — общественному порядку.

4. Такое поведение личности активно осужда­ется и наказывается в любом обществе. Делинквентное поведение регулируется специальными соци­альными институтами: судами, следственными органами, места­ми лишения свободы.

5. Противоправное поведе­ние по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и обществен­ными интересами.

Межличностные отношения у подростков склонных к делинкветному поведению

Мотивы возникновения делинквентного поведения.

Делинквентность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности :

 желания, требующие немедленного удовлетворения;

 переживание бессильного гнева, отчаяния — агрессии, ищущей разрядки;

 обида, требующая мщения;

 зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

 недоверие и стремление сохранять дистанцию;

 фантазии величия и всемогущества.

С точки зрения личностной динамики А.Айхорн указывает на существование двух основных типов делинквентности:

— пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциального поведения; когда личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта и какая-то ее часть запрещает делинквентное поведение, вызывая чувство вины. При доминировании чувства вины делинквент ведет себя странно, например ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоблачения и часто попадается. Ему снятся кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у преступников до совершения преступления. Здесь делинквентность возникает из-за желания индивида получить облегчение от давления супер-Эго; — антисоциальное поведение без признаков невроза. В этом случае конфликт «вынесен наружу» — это открытый конфликт с окружением по причине ранней фрустрации либидных желаний.

Но бессознательная потребность в наказании и фиксация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях.

Виды делинквентного поведения.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионов, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам, достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.

В свою очередь, индивидуальные особенности существенно определяются половыми различиями. Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Несмотря на рост женской преступности, ее относительные показатели значительно ниже мужских, например женские преступления в России в 1998 г. составили 15 % от общего числа зарегистрированных случаев.

Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам. Такие деликты, как убийство детей, проституция, воровство в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи, наносят телесные повреждения, убивают. Существуют и типично мужские преступления, например изнасилование.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления редки.

Как очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, например, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь по достигни определенного возраста, на наш взгляд, не ранее 6-8 лет.

Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок — все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Наиболее неблагоприятными прогностическими: признаками в плане дальнейшего формирования антиобщественного поведения) можно считать: отсутствие совести и чувства вины, патологическую лживость, потребительское отношение к людям, равнодушие, неряшливость, выраженную психопатологию.

В норме полового и возрастного выделяется конституциональный фактор. Исследователи отмечают, что конституциональные цели вполне могут направить развитие личности в антисоциальную сторону. Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что он с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего он может начать воровать. Или существуют, вероятно, выраженные индивидуальные различия в способности маленьких детей устанавливать близкие отношения.

Вопрос о влиянии психопатологии (в любом возрасте) на делинквентное поведение личности остается дискуссионным. «Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения — одна из самых сложных и запутанных в психиатрии», замечает В.В.Королев. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с делинквентным поведением, называются: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность.

Люди, имеющие психические аномалии, проявляют сниженную способность осознавать и контролировать свои действия вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами, вызывающими преступные действия, хотя в ряде случаев они сочетаются.

При сочетании психического расстройства с определенными условиями можно ожидать возникновение патологического аффекта, существенно снижающего вменяемость человека, т.е. его способность осознавать свои действия и контролировать их.

По детерминации поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных личностей:

воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности — бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии — дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией — одна из труднейших психологических задач вообще.

Личностные детерминанты делинквентного поведения Текст научной статьи по специальности «Психология»

Е.Н. Кондрат

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При анализе преступного поведения несовершеннолетних ГМ. Миньковским . было выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является: а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации; в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений.

Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс Постоянного формирования социально-негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их «цепочке».

Метод косвенных оценок позволяет сделать вывод, что среди несовершеннолетних правонарушителей тип «а» составляет 25-35%, тип «б» -25-30%, тип «в» — 30-40%, тип «г» — 10-15%.

О решающей роли антисоциальной направленности в становлении делинквентного поведения, проявляемой в системе наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности, — внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений — отмечается в ряде работ В.Н. Кудрявцева, Е.В. Змановской и др. авторов.

Противоправная мотивация может иметь различные истоки, формы и степень выраженность. В этой связи В.В. Лунеев (1997) предлагает рассматривать следующие ведущие мотивации противоправных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгоистическую, анархистско-индивидуа-листическую, легкомысленно-безответственную, трусливо-малодушную.

Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие

правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами. Очевидно, интериори-зированные через систему личностных смыслов правовые нормы в сочетании с волевой регуляцией обеспечивают такое качество личности, как законопослушание.

Данные опроса Н.В. Кузнецовой (1984) выявили существенные различия в мотивах законо-послушания. Так, среди опрошенных 52,3% отметили свою убежденность в полезности законов и порядка; 27,4% — привычку соблюдать законы. Единичные ответы (от 4 до 1,5%) — влияние примера других, страх утраты доверия окружающих, личный расчет, желание избежать осуждения. Только 0,9% респондентов в качестве мотива законопослушного поведения отметили страх наказания. У молодых людей страх наказания более выражен: его назвали 7% опрошенных. Однако в целом страх наказания не препятствует совершению преступления. По данным исследования 2 тыс. заключенных лишь 4% респондентов в момент совершения преступления задумывались о последующем наказании. Данные исследования показывают, что у преступников законопослуша-ние в 5-9 раз ниже, чем у нормальных людей.

Следовательно, мотивационная дихотомия: за-конопослушание — противоправное поведение наполнена отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной зашиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

Эти факты подтверждают особую ценность работ, в которых изучение противоправного поведения подростков ведется с позиции изучения направленности их личности.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

© Е.Н. Кондрат, 2006

В этом плане особый интерес представляют исследования С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, В.Ф. Маценко, Г.М. Миньковского, М.Г. Рассохи, Н.И. Рейнвальд и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ социально-психологической литературы позволил сделать вывод о существовании различных подходов к обоснованию понятия «направленность» личности.

Так, в одном из определений, направленность «трудного подростка» понимается как система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. В то же время большинство психологов рассматривают направленность как центральную особенность личности, в значительной мере определяющей ее нравственную характеристику.

Как известно, изучение направленности осуществляется путем диагностики мотивов поведения. Отечественные и значительная часть зарубежных психологов в основном признают дифференциацию мотивов на три группы:

— мотивы эгоистические, связанные с личным благополучием, успехом, престижем, удовольствиями, властью;

— мотивы социальные альтруистические, коллективистические, гуманистические, проявляющиеся в заботе о других людях, любви к ним;

— мотивы, обусловленные потребностью в познании, деятельности, творчестве, самореализации и др.

Развитие мотивационной сферы начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Но только в подростковом возрасте побуждения, различные по своей силе и значимости, начинают приобретать устойчивый характер, формируя направленность личности. У подростков начинают проявляться как достоинства, так и недостатки в структуре интересов, привычек, ценностных ориентации, установок, то есть всего, что определяет развитие подрастающей личности.

В ходе исследований личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, проведенных О.В. Данилевич (1972) и Т.А. Шиловой (1995), было выявлено, что в структуре их мо-тивационной сферы доминирующее положение занимают элементарные потребности, стремление удовлетворить мотивы личного, эгоистического самоутверждения. При этом одной из ведущих в подростковом возрасте является потребность в самоутверждении или зачастую неадекватно трактуемая потребность «социального престижа».

Следуя общепринятому мнению, потребность в престиже возникает у индивида как потребность в общепризнанном и формализованном уважении и признании. В этой связи, Т.Ш. Андгуладзе (1980) отмечает, что субъект, у которого имеется потребность в престиже, пытается осуществить такое поведение, которое утверждает за ним любовь и авторитет в обществе или же среди тех людей, к которым он имеет отношение. Другие психологи видят в потребности «социального престижа» стремление к самостоятельности, к признанию его «взрослости».

Реализация потребности в социальном престиже, как одной из форм самоактуализации во многом зависит от того, на какой ступени усвоения, интериоризации разных видов ценностей стоит индивид. У подростков-правонарушителей эта потребность приобретает искаженную форму, часто меняя свою направленность и перерастая в низшие формы самоутверждения.

Немаловажное значение изучению проблемы направленности трудновоспитуемых придает и один из таких известных авторов, как Н.И. Рейнвальд (1987). Она полагает, что при выборе санкций, способных привести к исправлению подростков, очень важно учитывать не только мотивы того или иного правонарушения, но и диагностику формирующегося у него типа направленности личности. Она обращает внимание на то, что типы правонарушителей являются как бы логическим продолжением общепсихологических типов направленности личности, представляя более низкие, примитивные уровни развития.

Подобной концепции придерживается и М.Г. Рассоха (1985), принимая во внимание тот факт, что «основные различия в характере направленности у разных воспитанников проявляются не только в ее содержании, но также и в том, насколько устойчива для данного индивида структура мотивов его поведения», выделяет следующие условные группы подростков-правонарушителей с различными типами направленности:

— неустойчивая отрицательная — подростки склонны к нарушениям дисциплины, правил поведения в школе, для них характерны ложные представления о нормах морали;

— устойчивая отрицательная — подростки склонны к хулиганству, вымогательству, являются членами неформальных группировок, претендуют на лидерство;

— особо устойчивая отрицательная, она проявляется в злонамеренных, нередко грубых поступках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— малоустойчивая положительная — подростки характеризуются преобладанием коллективистических устремлений, которые еще не стабилизированы;

— устойчивая положительная — подросткам свойственна положительная устремленность, достаточно развито чувство долга.

Среди авторов, изучавших мотивационную структуру несовершеннолетних правонарушителей, обращает внимание подход Т.Ш. Андгуладзе. Он обнаружил влияние на оценочную сферу установки противоправного поведения. Особенно интересно его различение несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с их мотивационной структурой. Подростки первой группы, имеющие положительную тенденцию к преступному поведению, оценивают асоциальное поведение как отрицательное; второй -как положительное. Естественно, что по отношению к ним должны применяться различные стратегии воспитательного воздействия.

В психоаналитических исследованиях, раскрывающих бессознательную мотивацию, делинквент-ность рассматривается как следствие внутреннего конфликта и примитивных защит. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

— желания, требующие немедленного удовлетворения;

— переживание бессильного гнева, отчаяния -агрессии, ищущей разрядки;

— обида, требующая мщения; зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

— недоверие и стремление сохранять дистанцию;

— фантазии величия и всемогущества.

С точки зрения мотивационно-личностной динамики А. Айхорн (2001) указывает на существование двух основных типов делинквентности: пограничное невротическое состояние с симптомами антисоциального поведения; когда личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта и какая-то ее часть запрещает делинквентное поведение, вызывая чувство вины. При доминировании чувства вины делинквент ведет себя странно, например ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоблачения и часто попадается. Ему снятся кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у пре-

ступников до совершения преступления. Здесь делинквентность возникает из-за желания индивида получить облегчение от давления супер-Эго; антисоциальное поведение без признаков невроза. В этом случае конфликт «вынесен наружу» — это открытый конфликт с окружением по причине ранней фрустрации либидных желаний.

Но бессознательная потребность в наказании и фиксация на этапе доминирования принципа удовольствия выражены в обеих ситуациях.

Обобщая результаты исследований, посвященных изучению мотивационной сферы подростков-правонарушителей, нетрудно заметить то, что их направленность находится на низком уровне развития. Подростки, как правило, действуют под влиянием эгоистических личных, престижных и узко групповых побуждений.

Немаловажное значение в формировании де-линквентного поведения принадлежит самооценке личности.

Общеизвестно, что поведение человека, а тем более подростка, всегда, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе (образ «Я») и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценки, структуры и функций «образа Я» представляет, поэтому не только теоретический, но и практический интерес с формированием жизненной позиции личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно самооценка (СО), отношение к себе является важнейшим механизмом личностной саморегуляции, позволяя человеку лучше ориентироваться в окружающем мире, ставить перед собой определенные цели, являясь критерием для переживания успеха или неуспеха. При этом некоторые авторы указывают, что СО личностных качеств у подростков с противоправным поведением обладает малой устойчивостью и недостаточной объективностью, основывается на несущественных критериях.

Так как СО носит либо адекватный, либо неадекватный характер, то у подростка складывается и соответствующее отношение к себе. При наличии неадекватной СО подросток часто вступает в конфликты с окружающими, что ведет к нарушению гармоничности его личности. Эта неадекватность обусловлена притязаниями ученика на высокую оценку своих личностных качеств, преувеличением своих возможностей.

Подростки остро и болезненно реагируют на случаи расхождения между СО и оценками окру-

жающих. «Трудновоспитуемые подростки не признают своей принадлежности к категории «плохих», внутренне приравнивая себя к хорошим ученикам. Считая себя незаслуженно низко оцененным, ученик начинает проявлять агрессивность по отношению к тем, кто дает ему такие оценки. В этом случае причиной негативного поведения ученика является неудовлетворенность его стремления удовлетворить себя в желаемой позиции».

Г. Каплан считает, что при формировании низкой самооценки обостряется его потребность в самоуважении. Если подростку не удается повысить СО социально-приемлемыми способами, он начинает выбирать альтернативные образцы поведения. Обычно это связывается с его переориентацией на девиантные группы сверстников. К этому же заключению пришли отечественные психологи Г.К. Валицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер, изучив личность подростков-правонарушителей.

Неправильно сформированная СО тормозит и искажает развитие личности ребенка. В.Г. Деев подчеркивает связь между адекватностью и устойчивостью СО с одной стороны, и успешностью перевоспитания — с другой.

СО, определяя эмоциональное самочувствие индивида и его положение в системе взаимоотношений, трудно поддается изменению. Только углубленный анализ своих и чужих поступков, самокритичность позволяют человеку осознать расхождение потребностей, уровень притязаний, оценок себя и других людей, с реальными возможностями и предъявляемыми требованиями, чтобы на этой почве скорректировать поведение.

Таким образом, направленность личности, ее самооценка и другие рассмотренные выше факторы выступают в качестве основных детерминант стереотипизации противоправного поведения молодежи. Кроме этого, нельзя не затронуть вопросы социализации, общения в подростковом коллективе, взаимодействие с социальной средой и факторы семейного воспитания.

Не вызывает сомнения то, что одной из главных особенностей подросткового возраста, ведущей деятельностью подростка являются повышенный интерес к общению со сверстниками, ориентация на выработку групповых норм и ценностей. Общение со сверстниками является важным каналом социализации подростка, у него вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевать авторитет и занять желаемый ста-

тус. В группе сверстников более эффектно отрабатывается самооценка подростка: если подросток склонен отвергать критику взрослых, то мнением сверстников о себе он безусловно дорожит.

Из данных отечественных психологов М.А. Але-маскина, И.А. Невского, Н.С. Мансурова, Д.И. Фель-дштейна и других видно, что подростки с отклонением в поведении в большинстве случаев занимают неблагополучное для себя положение в своих классах, оказываются в изоляции, испытывают чувства одиночества, отчуждения. Неудовлетворенная потребность в общении заставляет их искать друзей за пределами коллектива класса или школы.

У подростков, лишенных нормального общения, как замечает И.П. Башкатов (1985), формируется антиобщественная установка, которая усугубляется малым жизненным опытом, повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, острой впечатлительностью, неумением оценить ту или иную ситуацию, стремлением к быстрой реализации побудительного мотива.

На показателях самооценки и направленности личности сказывается негативное отношение к обучению. Порождая неуверенность в своих силах, моральную неудовлетворенность, оно, по мнению В.М. Обухова (1974), приводит к конфликтам с коллективом класса, педагогами и способствует обычно отрицанию учащимися общественной работы. Это, в свою очередь, имеет следствием резкое сужение школьных интересов, еще большую неудовлетворенность учебной деятельностью, школой в целом; начинает оказывать обратное влияние на избирательность их действий, способствуя активизации деятельности учащихся в неконтролируемых группах несовершеннолетних по месту жительства. При этом подростки часто попадают под влияние или отдельных лиц или группы лиц старше их по возрасту с антиобщественной направленностью в сознании и поведении, того, что именуется «дурной» компанией. И если у большинства подростков-правонарушителей в школе уровень престижных оценок значительно ниже самооценки, то в такой компании они ищут компенсации. Здесь новые друзья подростка думают о нем лучше, оценивают его выше, чем он сам себя, хотя, как и в других ситуациях компенсации, это чаще всего иллюзия.

Одной из ведущих сфер проявления противоправного поведения подростков является область неформального общения. У подростков-неформалов ощущается явная тяга к организованному

культурно-досуговому пространству (кафе, бары, видеобары, учреждения культуры и спорта). Сегодняшний подросток хочет иметь выбор не в рамках чисто свободного, стихийного пространства (двор — улица — микрорайон — город — пригород), а в структуре диалектически взаимодействующих пространственных начал: стихийного (двор — улица и т.п.) и сознательно-организованного (кафе, бары, клубы, спортзалы и т.п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует признать, что отсутствие должного внимания к этой стороне дела приводит к нежелательным последствиям. Дело в том, что вакуум, образовавшийся в сознательно-организованной культурно-досуговой пространственной среде умело заполняют дельцы теневого экономического бизнеса. Сегодня, к сожалению, кафе, пивные, бары, рестораны и т.п. являются местом, где проводят свой досуг, с одной стороны, дельцы теневого бизнеса, а с другой — лица, склонные к асоциальному поведению (уголовные элементы, алкоголики, тунеядцы и т.п.). И эти представители «теневой» экономики, околоуголовного мира используют, с одной стороны, естественную тягу подростков к красивой жизни, а с другой — их конфликт с обществом, их маргинальное (промежуточное) положение в социальной среде. Особенно это срабатывает в среде подростков-неформалов, поскольку в шкале их предпочтений кафе, бары, рестораны, пивные занимают первое место, в то время как учреждения культуры и спорта, несмотря на положительную корреляцию в системе реального и желаемого места проведения досуга, занимают лишь 5 и 7 позиции, хотя и здесь есть положительные сдвиги, ибо интерес к учреждениям культуры и спорта передвинулся с 8 места в структуре реального проведения досуга на 7 место в условиях прожектив-ной ситуации, а популярность учреждений культуры и спорта города — с 9 на 5 место.

Следует отметить, что в среде благополучных подростков при сходной положительной корреляции картина принципиально иная. Здесь кафе, бары, пивные, рестораны, хотя и привлекли к себе в прожективной ситуации определенную часть подростков (с 5,5% до 11,7%), повысив их ранг в структуре предпочтений с 8 места до 6, в то же время не стали занимать в досуге ведущего места. Предпочтение в данном случае было отдано учреждениям культуры спорта микрорайона, которые по популярности продвинулись с 5 места на 2 место, и учреждениям культуры и спорта

города, популярность которых с 7 места поднялась до 3-го.

Подобные качественные расхождения при схожих общих корреляциях объясняются, по нашему мнению, большей ориентацией подростков-неформалов на мир материальной культуры, на учреждения, которые символизируют собой материальный достаток (бары, рестораны), в отличие от учреждений культуры и спорта, связанных в большей степени с духовной культурой. Кроме того, определенную роль здесь играет и не-заорганизованность, большая неформальность обстановки в кафе, барах, ресторанах, чем в наших учреждениях культуры и спорта. Все это вместе взятое позволяет нам говорить об образовании особого пространственно-организованного мира, в котором живут современные подростки.

Главная опасность изоляции подростка заключается в том, что подросток очень рано, в период, когда у него начинают складываться те или иные стереотипы, взгляды, мнения, ценностные ориентации, приходит к убеждению, что та или иная формальная деятельность не является для него оптимальной сферой приложения его способностей, местом положительного самоутверждения. Именно поэтому ряд исследователей, по нашему мнению, подводят к правильному выводу: для подростков с противоправным поведением характерно преобладание личной и лично-престижной направленности. Это способ их самоутверждения, самозащиты, способ, чтобы выжить и не сломаться в столь трудных для них условиях.

Для исследователей противоправного поведения интересно знание того, какая конкретно психологическая особенность и в каких условиях может вызвать формирование преступного поведения. Для этого надо знать среду, в которой происходит социализация подростка, поскольку социализация, как известно, выражается в формировании мотивационной сферы.

Среди других личностных особенностей делинквентов следует отметить акцентуированность черт характера. Так, в исследованиях А.В. Лебедева (1985) было выявлено, что среди обследованных правонарушителей у 12% из них диагностирована психопатия, у 50% — акцентуация характера. В более чем в 60% всех случаев встречается акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся растормо-женностью, затем по гипертимному типу (около 20%), которая близка по своим поведенческим проявлениям к неустойчивому типу.

>Девиантное и делинквентное поведение

Характеристики девиантного поведения

В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.

Замечание 1

Девиантное поведение человека – это понятие многогранное. С одной стороны, его определяют в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. С другой стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческого поведения и деятельности. При этом, данные формы также не соответствуют официально установленным нормам и стандартам, которые сложились в конкретном обществе.

Важно осознавать, что девиация – это отклонение, но она не всегда может носить отрицательный характер. поэтому, выделяют сразу два вида отклонений от социальных норм:

  1. Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития;
  2. Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Девиантное поведение может быть нескольких типов:

  • Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей.
  • Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения.
  • В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.

Замечание 2

Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.

Сущность делинквентного поведения

Делинкветное поведение – это также асоциальное поведение человека, которое проявляется в его поступках. Это может быть и какое-либо действие, и бездействие в отношении сложившейся ситуации. Данные поступки могут наносить вред отдельному человеку или всему обществу в целом.

Замечание 3

В отличие от девиантного поведения, делинквентное – это скорее проступок, чем осознанное преступление. Он также может преследоваться по закону, но не в большой степени тяжести.

Очень большой интерес представляет подростковая делинквентность. В этом возрасте человек чаще всего совершает различные проступки, как умышленные, так и несознательные. Рост таких проступков и отсутствие их профилактики может привести к тому, что такое поведение будет восприниматься человеком как норма. Как следствие, во взрослом возрасте это приведет к увеличению удельного веса тяжких насильственных преступлений, которые будут совершаться теми же людьми, не прошедшими профилактические занятия или воспитательные беседы.

Чаще делинкветное поведение представлено в виде причинения вреда. Это связано с посягательством дилинквента на человека, его права и свободы. Сюда же относится и собственность, которую он может испортить, следуя каким-либо собственным мотивам. Различные виды делинкветного поведения, несмотря на их относительную невинность в сравнении с девиантным поведением, все же осуждаются обществом. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений. За данные правонарушения в рамках законодательства устанавливаются самые разные виды социальной или уголовной ответственности (которая редко выходит за рамки административной ответственности и общественных работ).

Существует несколько видов делинквентного поведения.

Во-первых, это административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство. В качестве административных правонарушений рассматривают также курение или распитие спиртных напитков в общественных местах.

Во-вторых, это дисциплинарный проступок – противоправное, виновное и намеренное неисполнение своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая предусматривается в трудовом законодательстве. К таким проступкам следует отнести:

  • прогул по неуважительной причине,
  • появление на работе в ненадлежащем состоянии,
  • наркотическом или токсическом опьянении,
  • нарушение правил охраны труда.

Если делинквентное поведение вовремя не откорректировать, то получится довольно негативная картина: человек, воспринимающий свое поведение как норму, будет и дальше совершать преступления, только уже более тяжелые. В его сознании отложится нормальность таких действий. Нередко говорят о том, что из делинквентов вырастают самые настоящие преступники и девианты, и что они нуждаются в своевременных работах над их поведением, в коррекции психического состояния, мировоззрения и ценностных установок. Если наказания начинаются с административного штрафа, а также с условных наказаний, то в дальнейшем они могут достичь более серьезного уровня: наказания в виде лишения свободы, пожизненное заключение. Поэтому контроль за поведением необходимо вести с самого первого правонарушения человека.

Делинквентное и девиантное поведение — это формы поведения, которые заключаются в нарушении общественных правовых или моральных норм. Это может выражаться в агрессии к себе или другим людям, склонности к бродяжничеству, вредных привычках и психических отклонениях различной выраженности.

Делинквентное поведение — форма девиантного поведения, которая проявляется в виде совершения противоправных действий.

Виды асоциального поведения

Существуют формы делинквентного поведения, которые наносят вред не только самому человеку, но и всему обществу или его отдельным группам.

  1. Аддикция. Это пагубное пристрастие, зависимость от каких-либо действий или химических веществ. Распространенные формы аддикции — алкоголизм, наркомания, курение, игромания, пищевые зависимости, сексуальные зависимости, сектантство. У людей с аддиктивным типом поведения появляется отчуждение от общества. Они живут в мире искаженной реальности, постепенно разрушая свое психическое и физическое здоровье, делая близкое окружение созависимыми людьми.
  2. Дисциплинарные проступки. Дисциплинарные нарушения встречаются как в учебных заведениях, так и на работе. К ним относятся опоздания, нарушения распорядка, демонстративное невыполнение обязанностей, игнорирование техники безопасности, появление на рабочем месте в состоянии алкогольного или иного токсического опьянения.
  3. Административные правонарушения. К ним относятся нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах, нецензурная брань и пр.
  4. Преступления. Если совершение противоправных действий переходит за грани проступка (кража, вымогательство, изнасилование, угон автотранспортного средства, мошенничество, сбыт наркотических веществ и пр.), оно является преступлением и переходит в разряд уголовно наказуемых деяний.

Особенности делинквентного поведения у подростков

В подростковом возрасте базовые причины делинквентности усугубляются возрастным кризисом, разрывом между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за принятых в обществе норм.

Например, в России социально и законодательно приемлемый возраст вступления в половые отношения, употребления алкоголя и табака — 18 лет, хотя потребность у подростка может возникнуть раньше.

Особенности психологии асоциального подростка:

  1. Групповой характер социальных отношений. Противоправные поступки, совершенные в группе, дают ощущение анонимности, безнаказанности.
  2. Отрицание авторитета родителей, взрослых. Подросток стремится к независимости, самостоятельности, но при этом у него недостаточно развито чувство ответственности, самоконтроля. Такие качества делают человека уязвимым для вредного влияния извне, поэтому в подростковом возрасте высокий риск пристраститься к наркотикам, алкоголю, табаку и пр.
  3. Агрессия, повышенная возбудимость, нервозность, частая смена настроения, отсутствие интереса к жизни, депрессия.
  4. Готовность идти на риск без осознания последствий.
  5. Неправильное транслирование образа взрослого человека. Пытаясь казаться мужественным, юноша может быть грубым; желая казаться женственной, девушка может быть вульгарной.

Поведение, отклоняющееся от социальных и юридических норм, должно стать сигналом о том, что взрослеющему ребенку требуется уделять больше времени и внимания со стороны родителей. Также понадобится контроль специалистов-психологов, педагогов во избежание закрепления асоциального образа жизни.

Примеры делинквентного поведения

Признаками поступков, противоречащих принятым нормам, является то, что люди совершают их нарочито, напоказ, желая привлечь внимание как можно большей части общественности. При этом нарушители хорошо отдают себе отчет в своих действиях.

Примерами таких действий могут быть:

  • творчество, дестабилизирующее общественное спокойствие («желтая» журналистика, создание фейковых новостей, неприемлемые изображения, «мемы», создание и развитие порносайтов и другого запрещенного контента);
  • киберпреступления — «хакерство»;
  • аддикция;
  • дисциплинарные и административные правонарушения;
  • жестокое обращение с животными;
  • побеги из дома, попрошайничество;
  • проституция;
  • вандализм;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя, неприятие своего тела, суицид;
  • участие в подготовке и исполнении терактов.

С развитием Интернета и социальных сетей наблюдается вовлечение молодежи во многие виды деятельности, направленные на дестабилизацию общественного спокойствия, поэтому диагностика и профилактика асоциального поведения должны начинаться до вступления детей в подростковый возраст.

>Делинквентное поведение

Виды деликвентного поведения

Делинквентное поведение представляет собой поведение с элементами преступной деятельности иными словами это отклоняющееся поведение. В СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д .

Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях .

Делинквентное поведение имеет ряд особенностей, которые являют собой ту основу на которую опираются психологи, социологи и юристы при анализе данной категории. Итак, само по себе делинквентное поведение регулируется преимущественно нормами права. Делинквентное поведение не расценивается как психологическое отклонение, а является нарушением в сфере влияния юридических наук. Однако, само противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, по причине угрозы общественному порядку.

Важной особенностью делинквентного поведения является факт общественного резонанса. А именно, поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами:

  • судами,
  • следственными органами,
  • местами лишения свободы .

И в Европе и в Северной Америке делинквенты мужского пола встречаются в 3-10 раз чаще, чем делинквенты женского пола, независимо от того, сделаны оценки по данным официальных протоколов или по данным самоотчетов. Преобладание мужского пола наиболее выражено в отношении агрессивных преступлений .

Теперь следует обратиться к вопросу классификации делинквентного поведения в современной науке. С юридической точки зрения классификация деликвентного поведения выглядит так, как представлено на рисунке ниже. Отдельно следует отметить, что любые проявления деликвентного поведения имеют негативный характер для общества и общественной жизни.

Виды делинквентного поведения

Нельзя оставить без внимания проблему разграничения девиантного и делинквентного поведения. В этой связи следует рассмотреть данный аспект отдельно.

Отличие делинквентного поведения от девиантного поведения

Делинквентное поведение и девиантное поведение представляют собой отклонение от укоренившихся норм и шаблонов, при этом оба несут явный общественно осуждаемый характер. В тоже время следует отдельно обратиться проблеме сходства и отличия данных научных понятий. Прежде всего, делинквентное и девиантное поведение являются разновидностями отклоняющегося поведения. В данном ключе целесообразно отразить научную трактовку термина «отклоняющееся поведение». Ряд специалистов приравнивают понятия девиантного и отклоняющегося поведения, считая их синонимами. Так, М.И. Аникеев, О.Л. Кочетков дают следующее определение девиантному поведения отмечая, что девиантное поведение равно отклоняющемуся поведению.

Девиантное (синоним: отклоняющееся) поведение – поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции .

Однако не менее распространенным является подход который подразумевает под собой тот факт, что девиантное и делинквентное поведение входит в состав понятия «отклоняющееся поведение».

Подходы к трактовке сущности отклоняющегося поведения

Теперь непосредственно об отличии девиантного от делинквентного поведения. Отличие заключается в том, что девиантное поведение – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы. В то время как делинквентное поведение является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.

Если мерой допустимого в рамках понятия «делинквентное поведение» является закон, то в рамки термина «девиантное поведение» включены социальные нормы, стандарты. Исходя из этого индивиды для достижения желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам, в том числе и асоциального и преступного характера. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.

Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным, то есть недопустимым во всех социальных группах общества.

В завершении рассмотрения проблемы отличия девиантного поведения от делинквентного, следует отметить, что, по сути, отличие заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы.

Подростковая делинквентность

В силу особенностей подросткового поведения и влияния окружающей среды и круга общения делинквентное поведение встречает не редко. В подростковом возрасте хочется бунтовать, а преступление рассматривается как протест, позднее перерастающий в норму. Делинквентное поведение в подростковом возрасте представляет собой серьезное девиантное отклонение.

Делинквентное поведение подростков – прежде всего результат негативного стиля семейного воспитания .

Причины делинквентного поведения подростков

Теперь обратимся к особенностям подросткового возраста, которые являются группой факторов риска в формировании делинквентного поведения :

  • Повышенный эгоцентризм;
  • Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
  • Амбивалентность и парадоксальность характера;
  • Стремление к неизвестному, рискованному;
  • Обостренная страсть к взрослению;
  • Стремление к независимости и отрыву от семьи;
  • Незрелость нравственных убеждений;
  • Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
  • Склонность преувеличивать степень сложности проблем;
  • Кризис идентичности;
  • Деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
  • Негативная или несформированная Я-концепция;
  • Гипертрофированные поведенческие реакции;
  • Низкая переносимость трудностей.

В настоящее время отсутствует четкое описание личности подростка, который является делинквентным. Делинквентный подросток характеризуется лишь неустойчивостью поведения, которое характеризуется различными особенностями, обоснованными, обычно, одной из представленных на рисунке выше, причин.

Литература

  1. Что такое делинквентное поведение и механизмы социального контроля // Электронный ресурс. URL: http://onevroze.ru/chto-takoe-delinkventnoe-povedenie-i-mexanizmy-socialnogo-kontrolya.html
  2. Хвостенко Н.В. К вопросу о понятии «Делинквентное поведение» несовершеннолетних и его сущности // ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА № 2013 Страницы: 205-208
  3. Электронная энциклопедия // URL: http://infopedia.su/15×14310.html
  4. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Ю.Комлева. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222с.
  5. Акутина С. П., Семавина А. А. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 869-872.
  6. Роберт Гудман, Стивен Скотт Детская психиатрия /Переводчик Е. Слободская – М.: Издательство Триада-X, 2008г.
  7. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие / Н.Ю.Костюнина., А.О.Лучинина – Казань, Издательство «Бриг», 2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *