Доктор Моррис

Что такое самоуничижение

Самоуничижение – это критическое снижение уровня самооценки, проявляющееся унижением своей личности, присущих достоинств или физических качеств. Обычно состояние самоуничижения сопровождается расстройствами аффективной сферы в депрессивном направлении, а также встречается как сопутствующая симптоматика клиники психотических расстройств бреда преследования. Помимо тяжелых расстройств самоуничижение присуще людям без психиатрических патологий и проявляется в концентрации на негативных аспектах собственного проявления, при этом данные признаки могут излишне преувеличиваться или придумываться человеком. Из личностных черт сильное развитие приобретают подчинение чужой воле и мнению, покорность на уровне рабской, неумение сопротивляться изменениям судьбы, излишняя скромность, приносящая больше вреда (например, неумение человека рассказать о собственных достоинствах негативно сказывается при приеме на работу). Нередко сопровождается различными зависимостями, от химический до эмоциональных, что опять же связано с подкреплением собственного образа, как порочного или же самоуничижение возникает на фоне зависимости, которая подавляет волю и сопротивляемость человека с течением времени и укреплением болезненных привязанностей.

Что такое самоуничижение

Проявляется самоуничижение как защита от нападок окружающего мира, ведь никто не станет осуждать того, кто и так осудит себя сверх меры, а вот человека радостного и хвастающего своими умениями вполне могут осадить. Люди, выбирающие подобный тип защиты никогда не порадуются отрицанию и опровержению своих слов, а при желании на примерах доказать, что есть более худшие проявления вы рискуете вступить в вечные состязания в никчемности, где главный приз достанется самому недостойному. Но наличие постоянной критики в свой адрес не говорит о толерантности человека к подобным высказываниям других, дело обстоит диаметральным образом, поскольку весь собственный унизительный монолог произносился в основном для того, что не столкнуться с обесцениванием окружающих, что является очень травматичным. Сравнить подобное можно с тем, как мать ругает ребенка, но готова буквально перегрызть глотку тому, кто попробует высказать что-то подобное в сторону ее чада.

Эта замкнутая система страдания, работающая сама на себя. Вначале самоунижение не дает человеку занять достойное место и пропускает к руководству и влиянию на собственную жизнь более глупых и низких личностей, чтобы потом, страдая от последствий обвинять себя же в отсутствии настойчивости и характера, малодушии и трусости.

Самоуничижение как защита не является адекватным способом защиты от нападок, даже если в первое время человек получает жалость и снисхождение других, то впоследствии подобное поведение начинает раздражать и люди все чаще склонны нападать или игнорировать вечного критика. Но будучи одной из самых ранних по своему формированию защит она продолжает действовать.

Сниженная самооценка и травматичный опыт несоответствия мотивируют человека вести незаметный образ жизни, переводить внимание и уходить в тень. И это не скромность, а страх внимания. Человек постоянно опасается, что при пристальном внимании люди сумеют разглядеть насколько непривлекательным он является, и исключает себя из активной общественной жизни. Чтобы снизить ожидания и опередить разочарование других, человек руководимый самоуничижением будет извиняться заранее, подчеркивать свою безалаберность для того чтобы окружающим не пришла в голову мысль что-то ему поручить. Любые дела пугают, ведь это означает ответственность, оценку, самостоятельность и возможный провал – все это является непереносимым.

Состояние самоуничижения постоянно уносит из переживания настоящего (а именно тут возможно ощущение жизни, радости, ресурса), поскольку оно занимает всю эмоциональную деятельность переживаниями о прошлом, постоянном повторении промахов и моральном наказании себя за оплошности. Когда человек не занят пересмотром своих прошлых неудач, он занят построением умозрительных картин будущего, которые окрашены в довольно мрачные тона, ведь ничего позитивного в жизни никчемной личности произойти не может. Когда же настоящее уже «сапогами стучится в дверь» самоуничижающегося, у него просто нет сил на преодоление насущных проблем, ведь все душевные силы растрачены на то, что было и что еще не произошло. Количество неприятностей растет, горы дел требующих внимания все увеличивается, что дает излишнее доказательство правоты в низкой оценке своей личности и еще больше толкает к депрессивной пропасти.

В случаях, когда судьба все же поворачивается светлой стороной и в жизни человека случается успех, именно самоуничижении не дает этот успех принять, в нем некомфортно и непонятно что делать. Как радоваться и приумножать такому человеку непонятно, уровень тревоги от наступившего счастья подпрыгивает до критической отметки, отчего человек может уйти в запой и пристраститься к наркотикам, чем разрушает достигнутое, зато возвращается в привычное негативное болото, однако там все предсказуемо и спокойно.

Подчинение и угодливость руководствуются в данном случае не желанием принести пользу или не рушить отношения, а стремлением переложить ответственность за собственную жизнь, тогда в случае провала всегда есть кого винить, а в случае успеха, можно переадресовать его в руки главенствующей личности. Отказ от авторства своей жизни сильно связан с отсутствием контакта с реальностью и взрослой позиции – объективность в оценке собственных качеств и окружающей реальности в таком случае сильно нарушена.

Причины самоуничижения

Отношение к собственной личности и трансляция собственной оценки закладывается в детстве и копируется как модель отношения родителей. В вариантах, когда малыша хвалили и принимали, но также указывали на промахи, двигаясь в развитии соблюдая лично его темп, личность учится оценивать происходящее вокруг и себя с позиции объективности и адекватности. В случае с самоуничижением процесс общения с родителями строился для ребенка в системе достижений, причем, когда он часто оказывается не оправдывающим ожиданий. Так случается, если родители много требуют, желая вырастить вундеркинда, когда строят какие-либо ожидания в отношении ребенка, а он их не оправдывает (иногда по факту рождения и не зависящим от него причинам).

Сложившиеся обстоятельства несоответствия иногда прямо и грубой форме сообщают неокрепшей психики, но даже когда родители не говорят вслух, ребенок чувствует собственную неполноценность через их отношения (через молчаливые взгляды восхищения другими детьми, через постоянные новые задания и требования).

Помимо родительской оценки есть еще и родительское поведение вне зависимости от ребенка, и, являясь перфекционистами в собственной жизни, они вкладывают подобное отношение своим наследникам. Перфекционизм, в котором существует только два полюса (либо ты можешь, либо ты никто) является самым травматичным для детской психики, поскольку ребенок еще в силу своего возраста многое не умеет или умеет на недостаточном уровне, а значит, оценивает себя с позиции недостойного, которая и закрепляется потом на долгие годы. Достигнутые результаты у подобных родителей ведут за собой не радость, а дополнительные требования и обязанности и всегда оказывается мало, т.е. максимум, что можно сделать – это не опозориться, а быть хорошим нельзя.

Частые сравнения с другими людьми в отрицательном ключе относительно самого человека мало того, что формируют заниженную самооценку, они выстраивают сравнительное мышление и в итоге, личность не способна оценить себя и свои качества относительно ситуации или своих потребностей, а оценивает их в сравнении с окружающими, намеренно (но подсознательно) выискивая для сравнения более успешных именно по выбранному критерию.

Также, помимо таких активных влияний социума есть то, что ребенок впитывает неосознанно, и если у кого-то из родителей присутствовали самоуничижительные мысли, то они могут переняться как жизненный сценарий. Помимо этого, советы помалкивать, стараться не брать ответственность, могут быть показаны взрослыми как довольно успешные в жизни, забывая, что оправдывался такой уход в тень собственной несостоятельностью или «они умные, пусть и делают, а я тупенький».

Комплекс самоуничижения

Очевидно, что самоуничижение не является одной чертой, имеющий ряд характеристик, это понятие укладывается в комплекс проявлений, встречаемых в различных сочетаниях и с разной степенью выраженности у разных людей. Можно собрать двадцатку на первый взгляд непохожих людей, обладающих комплексом уничижения, и такое разнообразие продиктовано личной историей каждого, причинами провоцирующим выработку такого отношения и особенностями личностной структуры, функционирования нервной системы.

Объединяющей чертой комплекса будет довольно тяжелое состояние при построении отношений с таким человеком, несмотря на его услужливость и попытки не отсвечивать. Стремление говорить и действенно доказывать свою ничтожность, постоянные доказательства, приводимые из прошлого, и стремление свалить ответственность на партнера создает длительный нервозный эмоционально тревожный фон. Разрешение комплекса самоуничижения возможно при безграничном терпении партнера и совместной работы в данном направлении, а также при помощи психотерапевта. К сожалению, при попытке выстроить отношения со зрелой личностью, не избавившись от такого деструктивного поведения, будет невозможно, поскольку люди привыкли к иному (равнозначному) распределению ответственности, поощрению развития и совместному стремлению.

Более длительные отношения возможны с авторитарной личностью, с диктаторскими наклонностями, но о гармоничном (хоть и продолжительном) взаимодействии говорить не приходится. Такие отношения не про встречу двух сознаний, а про встречу двух комплексов, где каждый будет пытаться отыграть детскую травму, запуская сценарий по новой каждый раз, но, не выходя из него. Связь будет крепкой, но болезненной, это относится к разделу эмоциональных зависимостей и созависимых отношений.

Комплексы разбираются по составным частям их проявлений, и тогда можно пробовать брать на себя чуть больше ответственности, выходить в привлекающем внимание образе, сдерживаться от самокритики. Со временем тренировка новых навыков поможет ослабить влияние или полностью устранить комплекс самоуничижения. Но можно начинать с тех травмирующих событий, которые явились пусковыми для формирования подобной личностной структуры (делать это лучше у специалиста, поскольку столкновение с тяжелыми переживаниями в неправильных условиях может усугубить травму).

САМОУНИЧИЖЕНИЕ

Смотреть что такое «САМОУНИЧИЖЕНИЕ» в других словарях:

  • самоуничижение — самоуничижение … Орфографический словарь-справочник

  • самоуничижение — самоумаление, самоунижение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. самоуничижение сущ., кол во синонимов: 4 • кеносис … Словарь синонимов

  • САМОУНИЧИЖЕНИЕ — САМОУНИЧИЖЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Уничижение самого себя. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • самоуничижение — САМОУНИЧИЖЕНИЕ, я, ср Отсутствие чувства собственного достоинства, самоуважения, заниженная оценка самого себя и собственных способностей, признание себя ничтожным; Ант.: самоуважение. В словах прощения звучало явное самоуничижение … Толковый словарь русских существительных

  • Самоуничижение — ср. Уничижение самого себя, признание себя ничтожным. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • самоуничижение — самоуничижение, самоуничижения, самоуничижения, самоуничижений, самоуничижению, самоуничижениям, самоуничижение, самоуничижения, самоуничижением, самоуничижениями, самоуничижении, самоуничижениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов

  • Самоуничижение — Заниженная оценка больным своих физических или моральных свойств, подчеркивание своей ничтожности, незначительности. Наблюдается в структуре бреда С., особенно часто – при депрессивных состояниях … Толковый словарь психиатрических терминов

  • самоуничижение — самоуничиж ение, я … Русский орфографический словарь

  • самоуничижение — самоуничиже/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • самоуничижение — я; ср. Книжн. Уничижение себя, признание себя ничтожным. С. личности … Энциклопедический словарь

Значение слова уничижать

уничижить кого, унижать, стыдить, уничтожать нравственным влияньем, уличая пристыжать и смирять этим, корить или позорить перед людьми. Уничижая других, и сам не возвысишься. Нежданная улика до того уничижила его, что наглость его внезапно исчезла. -ся, страдат. или возвр. по смыслу. Он перед старшим всегда уничижается, как Молчалин. Перед одним Создателем своим я уничижаюсь в прахе! Уничиженье, действие или состоянье по глаг. на ть и на ся. Уничиженость, состоянье уничиженного. -жительное обращенье. -тельность, качество по прилаг. Уничтожать, уничтожить кого, что, обратить в нет, в ничто, небытие, губить, рушить, разрушать, сокрушать, испровергать, разорять, изводить, истреблять;

отменять закон, при казанье;

*лишать богатства, почестей, сана, власти, влияния, уваженья людей и пр. унижать, уничижать. Опять пожар уничтожил несчастный город! Войско разбито и уничтожено, рассеяно. Завод этот уничтожен, упразднен. Уничтожить завещанье или довереность, отменить. Когда ж хотелось уничтожить ему соперников своих — как он язвительно злословил! Пушкин. Червь уничтожает посевы. -ся, страдат. и возвр. по смыслу речи. Заемное письмо, по уплате, уничтожается, или наддирается. Не только все живое, и самый камень постепенно уничтожается, вернее, пере рождается. Есть люди, полагающее, что человек, умирая, уничтожается, перестает быть личностью, исчезает. Уничтоженье, действ. по знач. глаг. Уничтожительный указ, отменяющий. Уничтожитель, -ница, уничтожающий что либо.

УНИЧИЖАТЬ

Смотреть что такое «УНИЧИЖАТЬ» в других словарях:

  • УНИЧИЖАТЬ — УНИЧИЖАТЬ, уничижаю, уничижаешь, несовер. (к уничижить), кого что (книжн. устар.). Унижать, подвергать кого нибудь или чье нибудь самолюбие оскорблениям, признавать кого нибудь ничтожным. «Уничижая других, сам не возвысишься.» Даль. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

  • УНИЧИЖАТЬ — УНИЧИЖАТЬ, аю, аешь; несовер., кого (что) (устар.). Унижать, оскорблять. | совер. уничижить, жу, жишь; жённый ( ён, ена). | возвр. уничижаться, аюсь, аешься; совер. уничижиться, жусь, жишься. | сущ. уничижение, я, ср. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

  • уничижать — См … Словарь синонимов

  • УНИЧИЖАТЬ — См. УНИЧТОЖАТЬ В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

  • Уничижать — несов. перех. Унижать, признавать ничтожным, подвергать кого либо или чьё либо самолюбие оскорблениям. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • уничижать — Искон. Преф. производное от ничижать < ничьжати «презирать, пренебрегать», суф. образования от ничьже «ничто». См. уничтожить … Этимологический словарь русского языка

  • уничижать — Видимо, является результатом смешения двух глаголов унижать и уничтожить … Этимологический словарь русского языка Крылова

  • уничижать — Древнерусское – уничьжити, уничижати (осуждать, презирать, порицать). Этот глагол по происхождению восходит к древнерусскому сочетанию «ничь же», образованному от книжного «ни чь со», имеющему значение «ничто». В русском языке слово появилось в… … Этимологический словарь русского языка Семенова

  • уничижать — уничиж ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

  • уничижать — (I), уничижа/ю, жа/ешь, жа/ют … Орфографический словарь русского языка

Самоуничижение

(7 голосов: 5.0 из 5)

  • Самоуничижение Сокровищница духовной мудрости
  • Самоуничижение Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
  • Самоуничижение свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Самоуничижение игумен Марк (Лозинский)
  • Внутреннее и внешнее самоуничижение прот. Вячеслав Тулупов
  • Самоуничижение преп. Исаак Сирин Ниневийский
  • Самоуничижение преп. Исаак Сирин Ниневийский
  • Самоуничижение иером. Митрофан (Волкодав)
  • Самоуничижение Сына Божия прот. Николай Депутатов
  • Уничижение Христа М. Тареев
  • О том, что святые искренне считали себя хуже всех иг. Авраам (Рейдман)
  • Почитай себя хуже всех Скитский патерик
  • Считать себя хуже всех преп. оптинские старцы

Самоуничиже́ние — форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику (состояние), поведение человека, обусловленное его внутренним отношением к себе, как к грешнику (действие).

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12).

См.: СМИРЕНИЕ, САМОУКОРЕНИЕ, СМИРЕННОСЛОВИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ

Обязательно ли православному христианину считать себя хуже всех?

Частый ответ на вопрос «как обрести смирение?» – «считай себя хуже всех». Совет верный, но это уже благодатное (дарованное Богом подвижникам) состояние, не подходящее как совет для новоначальных христиан. Более того, опасное для таковых. Ведь считать себя величайшим грешником можно и по тщеславию, мол, я не обычный грешник, а великий! Поэтому для новоначальных можно предложить следующие ступени для обретения смирения:

  1. Считать себя обычным грешником, ничуть не лучше других.
  2. Не сравнивать себя с другими и не осуждать других.
  3. Стараться исполнять Заповеди Божии. При этом осознание собственной беспомощности и молитва к Богу — путь к тому, что Бог дарует благодать видеть своё истинное духовное состояние и смириться.

При этом следует помнить, что человек видит себя хорошим по отношению к другим людям, лишь находясь в состоянии прелести духовной, когда его душа душа пропитана эгоизмом, самомнением, тщеславием, гордостью.

Господь обычно постепенно открывает христианину бездну его греховности, чтобы не сломить волю подвижника, чтобы задача очищения души не показалась человеку неподъёмной.

Важно понимать, что человек может быть хуже других в сравнении не с настоящим временем, а с теми способностями и обстоятельствами жизни, которые он получил. И каждый из нас будет судим с учётом того, как он смог взрастить или растерять дарованные лично ему таланты.

***

«Грешная, я самая великая грешница…» Если она грешница, то должна быть самой великой. «Да, действительно, ты поросенок», — говоришь ей на исповеди. Удивляется: «Кто, я?..» Только что была «самая великая грешница», а когда конкретно об этом сказали — уже нестерпимая обида, удар по самолюбию. Поэтому укорять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас укоряют себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц.
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

***

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
“Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!”
– “А что ты делаешь против него?”
– “Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает”.
– “А в чем же заключается твое тщеславие?”
– “Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!”
Я улыбнулся и сказал: “А знаешь что, это правда!”
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:
“Что же тогда мне делать? Я погибла!”
– “Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту”.
– “А как же это сделать?” – говорит она.
“Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице”.
митрополит Сурожский Антоний

Не быть хуже всех, а считать себя хуже если не всех, то многих мы должны учиться. Считаем мы себя лучше других, потому что не видим своих слабостей, недостатков, не хотим даже думать о каких-то наших свойствах, кому-то неприятных. Мы видим чужие грехи, и на их фоне наши нам видятся совершенно незначительными. А если знаем за собой какую-то слабость, то объявляем ее невинной, легко простительной. Потому и получается из нас вполне законченный фарисей, гордящийся собой: «не как прочие…».
св. праведн. Алексий Мечёв

***

См. также:
Чем отличается благочестивое унижение и самоунижение от не богоугодного?
Не противоречит ли, априори, благочестивое самоуничижение сильной воле и сильному характеру?

По материалам книги Е. В. Емельяновой «Кризис в созависимых отношениях».

Человек с комплексом самоуничижения всегда старается держаться в тени — так ему спокойнее. Он уже давно убежден: что бы он ни делал, это обязательно получится плохо, он просто не способен оправдать ожидания других людей, ему не дано достигать успеха, самый лучший способ не вызывать раздражения окружающих — это поменьше путаться у них под ногами.

Часто такой человек может выглядеть неряшливо или, по крайней мере, невзрачно. Его одежда и прическа как будто просят: «Не обращайте на меня внимания. Я просто не стою этого». Он никогда не стремится занять какую-нибудь заметную должность. У него нет этого не только в планах, но и желания такого он никогда не испытывал. Он соглашается с любыми, даже с самыми плохими условиями, и не требует большего, поскольку не считает себя достойным лучшей жизни.

Иногда такие люди могут погрязать в нищете и разрушать себя алкоголем и наркотиками. В ряде случаев они могут вести вполне достойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов. Но больших достижений они боятся. Однажды достигнутые результаты влекут за собой соответствующие ожидания окружающих, а это пугает. Такой человек вовсе не считает успехи собственной заслугой. «Это всего лишь дело случая, — думает он. — И такого может достичь буквально каждый. Но второй раз у меня может просто ничего не получиться. Я только разочарую людей». И он старательно убеждает всех, кто отмечает его достижения, в том, что от него практически ничего не зависело. Просто случайное стечение обстоятельств. В дальнейшем он еще более тщательно следит, чтобы какой-либо успех случайно не свалился на его голову. Человек с комплексом самоуничижения не берет на себя ответственность даже за свои достоинства. Это слишком беспокойно и даже опасно.

Поскольку такой человек не уверен в себе, своих силах и способностях, он не решается самостоятельно принимать решения и предпринимать что-либо важное без подсказки со стороны какого-либо авторитетного лица. Он предпочитает передавать ответственность за себя и свою жизнь кому-нибудь, по его мнению, более компетентному. Избегая ответственности, он избегает и свободы выбора, тем самым часто вынуждая себя жить не в соответствии с собственными потребностями, а выполняя волю и предпочтения других людей.

Такое отношение к себе и своим делам не проходит бесследно.

Потребности человека с комплексом самоуничижения не перестают существовать, они только подавляются и глубоко скрываются от собственного сознания. И хроническая неудовлетворенность жизнью — естественное следствие подобного вытеснения. Неверие в свои силы и самоограничения, вызванные этим, глубоко огорчают. Не удивительно, что у таких людей развивается депрессивный стиль мышления: ведь вспоминая прошлое, они видят одни промахи и неудачи; думая о будущем, они предсказывают себе одни провалы. Оценивая себя, они навешивают на себя самые уничижительные ярлыки.

Как это ни странно, человек с комплексом самоуничижения может быть чрезвычайно внимателен к своей внешности. Он глубоко переживает любой, даже незаметный глазу постороннего изъян, а уж тем более явные отклонения от… эталона красоты. И это — одно из проявлений внутреннего конфликта. *

На самом деле, при всей своей внешней скромности и демонстрируемой непритязательности такие люди имеют высокий уровень претензий к тому, каким должен быть «достойный» человек. Именно разница между образом Идеального Я и восприятием себя реального является причиной столь печального комплекса.

Человек с комплексом самоуничижения выглядит скромным и готовым угождать всем, кто его окружает. Но в действительности он полностью сконцентрирован на самом себе. Его голова постоянно занята мыслями о том, как он выглядит в глазах других людей, что он сделал неправильно, в чем виноват. Он заботится прежде всего о себе, когда стремится услужить — он должен выглядеть «хорошим», «милым», скромным. Он не должен раздражать, не должен выделяться на фоне окружающих, должен быть удобным для всех.

Он постоянно сравнивает себя с окружающими, и, конечно, не в свою пользу. А ведь в соответствии с идеальным образом он должен быть лучше них! И это сравнение заставляет его постоянно извиняться. Он предпочитает предупредить людей о собственной несостоятельности, чем переживать впоследствии их разочарование. Кроме того, предупредив, он показывает себя человеком самокритичным, совестливым и скромным.

Самоуничижающийся человек чрезвычайно зависим от мнения окружающих людей. Поэтому любая критика с их стороны для него невыносима. И в этом выражается еще одно противоречие. Критикуя открыто самого себя, он чувствует боль и гнев, если с его словами соглашаются. Попробуйте сказать ему, что вы согласны с тем, что он никуда не годится и ни на что не способен, и он затаит враждебные чувства по отношению к вам. Не для того он ругает себя, чтобы вы с ним согласились, а для того, чтобы вы возразили ему, и таким образом он получил, наконец, подтверждение собственной значимости.

Тайная мстительность и враждебность вовсе не чужды самоуничижению. Слишком много человек терпит ограничений, наблюдая, как другие смело идут вперед. Слишком убедителен он бывает, доказывая свою ничтожность. И в результате многие начинают относиться к нему в соответствии с его поведением. А это обидно.

Но обида и враждебность тут же сливаются в жуткой какофонии с чувством стыда и вины. Внутренний конфликт состоит в том, что в глубине души самоуничижающийся человек уверен, что заслуживает презрения, и одновременно он хотел бы выглядеть лучше других.

Будучи не в состоянии принимать самого себя таким, каков он есть, человек с комплексом самоуничижения не способен поверить, что другие, узнавшие все его недостатки, могут отнестись к нему с дружбой и принятием. Он перестает воспринимать любые положительные чувства других людей. Комплимент он воспринимает как саркастическое замечание, выражение симпатии — как снисходительную жалость. Если кто-то хочет его видеть — это потому, что он от него что-нибудь хочет. Если другие люди выражают ему свое расположение, то только потому, что они плохо его знают, или потому, что он может быть им чем-то полезен, или потому, что они сами ничего не стоят. Если кто-то не поздоровался с ним на улице — это пренебрежение, если задержался — это неуважение, если добродушно подшутил — это явное стремление его унизить. При этом сам человек не осознает происходящие в нем искажения: он уверен, что полностью прав.

Что же служит причиной для развития такого тяжелого комплекса?

1. Прежде всего — завышенные требования со стороны родителей, оправдать которые ребенок явно не способен.

2. Следующая причина — постоянные сравнения с другими детьми, которые делают родители и которые оказываются не в пользу ребенка. Понятно, что мама и папа, вероятно, желали таким образом стимулировать у своего чадушки стремление совершенствоваться и достигать успехов. Но получили они как раз обратное: ребенок понял, что он просто не может соответствовать столь высоким требованиям. А пока он твердо усваивает, что если он ничего не делает, то получает гораздо меньше критических замечаний, чем когда начинает делать и при этом ошибается.

3. С другой стороны, слишком требовательные родители никогда не бывают полностью удовлетворены действиями ребенка. Постепенно у него развивается страх провала. Это еще больше сковывает его и приводит к новым неудачам. Предвидение одних только неудач окончательно рождает в нем убеждение, что безынициативность и апатия — самый безопасный способ поведения. По крайней мере, это не приводит к разочарованию. Но ему жизненно важно получить любовь. Поэтому свою неловкость и неумелость ребенок старается компенсировать ласковостью, послушанием и / или незаметностью. А если ему все-таки приходится что-то делать, он заранее извиняется за свою неполноценность, как бы предупреждая разочарование.

Однако низкое самомнение ребенка вовсе не означает, что он действительно никуда не годится. Часто самоуничижение разъедает душу весьма талантливых людей. Поэтому успехи все-таки периодически достигаются, несмотря на все блокирующие обстоятельства. Но любое достижение ребенка вызывает только одну реакцию его родителей: «Ну вот, можешь, когда хочешь!». Теперь от него ожидают еще большего. По существу, от него хотят безупречности и совершенства. Планка требований поднимается. Угроза провала увеличивается. Так в ребенке развивается страх успеха. Он предпочитает подавить свои способности, чтобы даже нечаянно не вызвать пугающие его ожидания.

4. Кто-то из родителей передает ребенку собственный комплекс самоуничижения. Он говорит: «Не высовывайся! Куда нам! Есть много людей, которые умнее и лучше во всех отношениях. И они не любят таких, как мы. Чем меньше тебя замечают, тем безопаснее находиться среди людей».

Постоянное подавление собственной энергии и стремление быть незаметным постепенно сказывается на всем облике человека, а затем и на всей его судьбе.

Родительские посылы:

«Ты должен соответствовать нашим ожиданиям!»

«Ты должен быть лучше других».

«Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других на¬учиться многому такому, что они не умеют. Причем делать это ты должен в совершенстве».

«Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничтожество».

«Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраиваешь нас, и ты недостоин нашей любви».

«Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись. Ты не достоин уважительного отношения, ты ничтожество».

Выводы ребенка:

«Раз я не могу выполнять то, что они от меня требуют, значит, я неполноценный».

«Любят только умных, умелых, успешных людей». О «Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин».

«Мне очень нужна любовь, и я постараюсь, по крайней мере, поменьше раздражать родителей. Для этого я буду милым и предупредительным. И я постараюсь предупреждать их заранее о возможности моих неудач, чтобы они меньше сердились».

«Чем реже я что-либо делаю, тем меньше на меня сердятся. Поэтому нужно поменьше проявлять инициативу и свести все дела к минимуму».

«Нужно тщательно следить, чтобы мои успехи не были слишком заметными. Все равно, это — дело случая. Но потом я обязательно еще больше разочарую родителей = Меня еще меньше будут любить».

Результаты:

— Эгоцентризм («зацикленность» на себе).

— Неуверенность в себе.

— Застенчивость.

— Высокий уровень требований к себе.

— Стремление привлечь симпатию окружающих посредством жалости к себе.

— Постоянное чувство вины и стыда. О Страх неудачи.

— Страх успеха. О Обидчивость.

— Тайная мстительность.

— Болезненное восприятие критики.

— Избегание конфликтных ситуаций, даже в ущерб себе.

— Невозможность выразить свое мнение, постоять за себя.

— Хроническая неудовлетворенность жизнью.

— Стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям.

— Склонность выбирать доминирующих партнеров, руководящих его жизнью.

— Склонность выбирать критикующих и унижающих его партнеров (выполняется модель родительской семьи).

— Склонность к депрессии.

Какое все это имеет отношение к созависимым отношениям?

Самое прямое. Человек с комплексом самоуничижения строит свои отношения со значимыми людьми по принципу «Любовь через отказ от собственного суверенитета и растворение своей психологической территории в территории партнера».

Он успокаивает собственную тревожность и максимально избегает страха неудачи и страха успеха, если передает ответственность за свою жизнь значимому Другому. Ему проще не испытывать своих желаний, не иметь собственных целей и стремлений, поскольку они предполагают определенную деятельность и достижение результата, который подлежит оценке. Сильный, активный, властный партнер, который готов распоряжаться его жизнью и диктовать свои условия, максимально соответствует самоуничижающемуся человеку. Он готов растворяться и угождать, он привык слушаться и быть незаметным. Да и критика доминирующего партнера хотя и больно ранит, но вполне привычна. Мало того, она ему необходима, поскольку постоянно возвращает его в привычную атмосферу его детства и подтверждает субъективное чувство верности его выбора: при таком количестве собственных «недостатков» ему просто не выжить без неустанного руководства близкого человека. Он чувствует себя абсолютно зависимым, но эта зависимость — единственно возможный для него способ существования.

Соответственно, партнер должен обладать всеми качествами, позволяющими ему занимать доминирующую позицию. Мы можем предположить, что при длительном и близком общении со зрелой личностью, доброжелательном отношении человека, заботящегося о развитии своего избранника, самоуничижение постепенно могло бы уступить место вере в собственные силы и самоуважению. Но в реальной жизни взаимодействие с таким партнером предполагает длительный период дискомфорта и тревожности. Так что каждый день самоуничижающийся человек будет стремиться подтвердить свою ничтожность, что, в свою очередь, невыносимо для зрелой личности, привыкшей разделять ответственность, уважать свободу решений и стремление к развитию. Такие люди настолько неудобны друг для друга, что их длительный союз практически невозможен без специальной терапевтической проработки.

Впрочем, самоуничижающийся человек редко ошибается в выборе. Он чувствует влечение именно к доминирующим людям, а те видят в нем благодатную почву для удовлетворения своих потребностей во власти и контроле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *