Доктор Моррис

Целомудрие

Создание института весталок

Руины дома весталок в Риме

Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию, окончательно упорядочившем всю систему государственной религии, каковой она оставалась до тех пор, пока политеизм оставался религией Древнего Рима.

«Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а, отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее уважение и неприкосновенность» (Ливий, I, 20).

Уже Плутарх, приводящий этот факт в своих «Сравнительных жизнеописаниях», не мог внятно ответить на вопрос — почему в весталки выбирали именно юных девушек и почему они должны были хранить свою «чистоту» в течение 30 лет.

Плутарх справедливо указывает на родство между римским и греческим обрядом поддержания негасимого огня, при том, что в Греции поддерживать огонь должны были старые девы, и случись ему погаснуть — разводить новый можно было исключительно древним способом — зажжением от солнца.

Сам Плутарх пытался вывести необходимость этого вынужденного девства из сравнения с «бесплодностью огня». Однако, вернее это верование находит себе объяснение в первобытном «посвящении себя божеству» — характерном, например, для жрецов богини Кибелы или для инкских «солнечных дев».

Так или иначе, Нума вначале посвятил для служения негасимому огню Весты Геганию и Верению, затем прибавил к ним ещё двух — Канулею и Тарпею. Сервий Туллий довёл число весталок до шести, что осталось неизменным до конца.

Когда освобождалась вакансия в коллегии жриц, избиралась новая весталка (в раннюю эпоху — царями, при республике и империи — Великим понтификом) посредством жребия из двадцати девочек.

От кандидаток требовались следующие критерии:

  • девушки должны были иметь патрицианское происхождение;
  • им должно было быть от 6 до 10 лет;
  • у девушек не должно было быть физических недостатков;
  • оба родителя должны были проживать в Италии.

Служба

Срок службы составлял 30 лет, делившийся равными частями на обучение, непосредственно службу и обучение других (наставничество).

По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж.

Впрочем, последнее случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру, а кроме того, выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины социальный и имущественный статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.

Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой (лат. Vestalis Maxima), получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.

Главной обязанностью весталок было поддержание священного огня на алтаре богини Весты. Гасили пламя лишь один раз в году — в первый день нового года; затем вновь зажигали древнейшим способом — с помощью трения дерева о дерево.

Затем великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация:

crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex

то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».

Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки: так, например, в 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.

Наказания весталок

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 октября 2014 года.

Всё время служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни, его нарушение строго каралось.

Считалось, что Рим не может брать на себя такой грех, как казнь весталки, поэтому их наказывали погребением заживо (на Злодейском поле, лат. Campus Sceleratus, находившемся в черте города у Коллинских ворот на Квиринале) с небольшим запасом пищи, что формально не являлось смертной казнью, а соблазнителя засекали до смерти.

Виновную в нарушении обета весталку сажали в наглухо закрытые и перевязанные ремнями носилки так, что не слышно было даже её голоса, и несли через форум.

Все молча давали ей дорогу и провожали её, не говоря ни слова, в глубоком горе. Для города не было ужаснее зрелища, не было дня печальнее этого.

Когда носилки приносили на назначенное место, рабы развязывали ремни. Верховный жрец читал таинственную молитву, воздевал перед казнью руки к небу, приказывал подвести преступницу, с густым покрывалом на лице, ставил на лестницу, ведущую в подземелье, и удалялся затем вместе с другими жрецами. Когда весталка сходила, лестница поднималась, отверстие засыпали сверху массой земли, и место казни становилось таким же ровным, как и остальная поверхность.

Угасание священного огня считалось для Рима дурным предзнаменованием; разжечь его вновь можно было только трением двух палочек.

Если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий понтифик. В некоторых случаях провинившуюся раздевали в тёмном месте донага и накидывали на неё одно покрывало из тонкого полотна.

Обвинение весталки в прелюбодеянии не всегда заканчивалось смертью последней; иногда жрицам удавалось оправдаться. В 418 году до н. э. весталка Постумия оправдалась перед судом и получила предписание в дальнейшем выглядеть «не миловидной, но благочестивой».

Наиболее известные весталки

Весталка Тукция собирает воду в решето. Картина Луиса Гектора Леру

  • Рея Сильвия (лат. Rhea Silvia) — мать Ромула и Рема, основателей Рима;
  • Тарпея (лат. Tarpeia), предательски открывшая ворота города осаждавшим Рим сабинянам;
  • Оппия, казнённая за нечестие в 483 году до н. э.;
  • Эмилия (лат. Aemilia);
  • Цецилия Метелла;
  • Лициния (лат. Licinia) — сестра консула 62 до н. э. Луция Мурены;
  • Корнелия — старшая весталка, казнённая в правление имп. Домициана;
  • Аквиллия Севера (англ.) (лат. Aquillia Severa), вышедшая замуж за императора Гелиогабала (Марка Аврелия Антонина);
  • Целия Конкордия (лат. Coelia Concordia), считающаяся последней великой весталкой, приблизительно около 380 года;
  • По легенде, две весталки, Тукция (англ.) (лат. Tuccia) и Клавдия, были обвинены в нарушении целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия, потянув за трос, сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Тукция смогла собрать воду в решето и донесла воду из Тибра до Форума, тем самым доказав свою невиновность.

> См. также

  • Дом весталок

> Примечания

  1. http://www.lib.ru/POEEAST/PLUTARH/likurg.txt Плутарх «Сравнительные жизнеописания. Нума Помпилий.»

Целомудренная девушка — включает в себя такие понятия, как честность, непорочность и скромность

Целомудренная девушка включает в себя такие понятия, как честность, непорочность и скромность. В словаре Даля, целомудренный человек — это мужчина и женщина, которые сохранили свою девственность до вступления в брачные отношения, и смогли жить чистой непорочной жизнью.

В нашем же массовом сознании, целомудренность — это воздержание от сексуальных отношений. А также это может быть уход в монашество, или же хранения себя до брака и во время него. Еще ранее женщины, которые согрешили в блуде, принимали страшную казнь. Их привязывали за руки и за ноги к земле и забрасывали камнями.

Здесь вспоминается одна притча о том, как одну из блудниц привели к Иисусу Христу для суда. Священники стали требовать казни этой женщины и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

Существует одна притча о том, как одну из блудниц привели к Иисусу Христу для суда. Священники стали требовать казни этой женщины, а Иисус сказал — кто без греха, первый брось в нее камень. Таких не нашлось

Быть целомудренным — можно, только если выполнять Божии заповеди и повеления

В настоящее же время мужское и женское целомудрие не так сильно оговаривается, как раньше. Многие венчаются уже после жизни в гражданском браке.

Именно поэтому понятие целомудрия не так сильно значит, как раньше. На самом деле в этом довольно много причин. Есть некоторые мамы, которые не объясняли своим сыновьям, еще в детстве, что нельзя развлекаться на стороне. Но в невестки они хотят принести только девственницу. Но возникает вопрос, а где же ей взяться, если изначально в мужчинах не закладывается правильное отношение к дальнейшей жизни.

Стоит отметить, что к Царствию Небесному, не придет тот, кто ограничивает себя в еде, соблюдает посты, но при этом не ведет целомудренной жизни. Только целомудренный человек может защитить и укрепить свою душу. Также важно понимать, что не все приемлемо целомудренным людям. Нельзя, например, желать тело другого человека, перед которым нет какой-либо ответственности.

Еще в Ветхом завете мы видим, как за грех блуда были сожжены Господом города — Содом и Гоморра.

За грехи блуда Господь уничтожил два города — Содом и Гоморру. Об этом говорится на страницах Ветхого Завета

Также в настоящее время блуд стирает все грани приличия.

В настоящее время можно заметить огромные демонстрации чувств однополых людей.

Учение Господа основывается на примере жизни Пречистой Девы Марии, а также поведении многих святых. Жизнь по заповедям Господним, а также исполнять Его указания, только так можно стать целомудренным и защищенным от всех греховных мыслей и дел. Только так женщина может быть чистая до брака.

О целомудрии говорили многие святые отцы

Посмотрим, что говорили святые отцы о целомудрии.

Священномученик Киприан Карфагенский говорил, что непорочность тела человека состоит не только в воздержании и целомудрии, а также в скромности и благоприличии: «…Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния…».

Священномученик Киприан Карфагенский говорил, что непорочность тела человека состоит не только в воздержании и целомудрии, а также в скромности и благоприличии

Святой Василий Великий говорил, что целомудрие — это истинная сила, соединенная с сознанием:

Великий Василий Святой

«…Целомудренным же называем не того, в ком невоздержные пожелания ослабели от старости, или от болезни, или от другого какого-либо случая. Ибо в таком человеке хотя грех еще и живет, но деятельности его препятствует немощь членов. А целомудрие есть истинная, с сознанием соединенная сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая оставшиеся следы срамных движений…».

Святой Григорий Богослов:

Георгий Богослов Святой

«…Друзья мои, и вы, родители, и вы, безбрачные юноши и девы, долго ли вам, уподобляясь презренной черепахе, или осьминогому раку, который ходит не прямо, или длинной змее, которая пресмыкается на чреве, долго ли вам влачить жизнь, обремененную ужасною тяготою плоти? Послушаем, наконец, Христовых советов, отринув красоту, славу, богатство, род, счастие и все обольстительные порождения гибельного греха, воздвигнемся отселе, взойдем в легкую жизнь, очистимся, будем единодушны с Небесными чистыми Силами, чтобы, вступив в сонм предстоящих Великому Богу, с веселием воспеть празднетвенную песнь Царю…».

Святой Иоанн Златоуст считает:

Иоанн Златоуст Святой

«…Чистота целомудрия, укрепив праотцев наших, сделала их непоколебимыми столпами вселенной, с одной стороны, возносящими молитвы на небо, с другой — на земле врачующими души людей…Иисус Навин, имея целомудрие своим неразлучным спутником, повелевал и небесным светилам: он ведь остановил течение солнца, удержал луну на месте и растянул длину дня…».

Преподобный Авва Херемон утверждал:

«…совершенство целомудрия от многотрудных начал воздержания отличается постоянным спокойствием. Ибо совершенство истинного целомудрия составляет то, что оно не только подавляет возбуждение плотской похоти, но и со всем ужасом отвращается, постоянно сохраняет ненарушимую свою чистоту и не может быть ничем иным, как святостию. А это будет тогда, когда плоть, уже перестав вожделевать против духа, будет согласоваться с его желаниями и добродетелию, начнут соединяться между собою твердым миром…».

Понятие в церковной традиции

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде.

Святитель Игнатий Брянчанинов так объясняет понятие целомудрия:

Целомудрие — уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия — чистота, зрящая Бога.

Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу. Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение.

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью. В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия».

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия».

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке — в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27—30).

> Ссылки

Целомудрие в энциклопедии «Кругосвет»

«Монашеские обеты» Почему в монашестве так важны три обета — девство, нестяжание и послушание.


В чем состоит девство, и может ли быть отвлечение от брачного союза быть признаком истинного девства.
Как можно побороть мысли о плотских утехах.
Что является целью истинного девства, и как монаху стать свободным, чтобы всецело посвятить себя Господу.
В чем состоит нестяжание, и что можно назвать излишеством.
Что сказал Иисус Христос юноше, который соблюдает все Заповеди Божии, но не стал совершенным.
В чем состоит цель обета нестяжания.
Как победить привычки и пристрастия.
Может ли быть свободным монах, не отказавшийся от нищеты.
Что такое послушание, и зачем оно необходимо.
Может ли человек стать беспристрастным, имея собственную волю.
В чем состоит цель обета послушания.
Как прийти к полному жизненному успокоению.
Как бороться с собственными помыслами.
Условия несения монашеского звания.

Девство
Каждый христианин посему он должен жить по духу и избегать всего того, что оскверняет в нем чистоту души. Итак, порабощение плоти духу есть обязанность. Но посвятить тело свое Христу, содержать его в чистоте и девстве не каждый христианин обязан.
Первым примером девственника служит сам Иисус Христос, воплотившийся Девой без мужа.
Некогда в раю в давние времена существовало девство, которое змеем было растлено. И, только когда пришел Иисус Христос, тогда оно снова явилось. Чистейший образец девства мы видим у непорочной Девы Марии, которая стала непоколебимым основанием ангельской жизни на земле. Дева Мария всегда говорила, что ей должно сохранить свою плоть неприкосновенною, как некий священный дар.
Девственником был и Иоанн Предтеча, удостоенный особой любви Господа, и Святой Яков, и сам апостол Павел. Павел не мог бы достигнуть дара святоапостольства, если бы был связан узами брака. Он лишил себя помощи брачного состояния, чтобы не отвлекаться на проповедания. И всем апостолам желал того же, чтобы посвятить себя благочестию в девстве.
Оскопившие себя ради царствия небесного отличаются от тех, кто девственен, не будучи чистым в помыслах. Господь оповестил, что не все способны истинно девствовать. «Кто может вместить, да вместит» (гл.19 от Матфея). Иисус Христос не требует, не налагает, а излагает, что кто может нести девство, то пусть несет.
Каждый знает девство, как состояние, предшествующее браку. Это невинность, не имеющая превосходного достоинства. Истинное девство — когда человек, расположенный к супружеству, не придается влечению природы, решает не приобщаться к браку, а соблюсти девство навсегда. Просто отвлечение от брачного союза не представляет совершенного девства. Совершенное девство состоит в чистоте дела и души. Не только тело должно быть нерастленным, но и душу нужно украшать праведностью. Телесное удаление от брака еще девством не есть, только является первой ступенью к оному.
Истинный девственник будет теми же очами смотреть, как на одушевленные, так и бездушные вещи. А при взгляде на красивую женщину будет думать о красоте небесной. Или о том, что Бог мог создать такую красоту. То, что одному могло стать венцом погибели, для истинного девственника становится венцом славы.

Цель обета девства — угождать только своему Господу. Все, что не есть свято, вечно, небесно, будет девственника осквернять и унижать. Для того девственник уходит от супружества, чтобы привязанность к земному существу не кривила его стремления к Богу. И, если дева или целомудрая вдовица пекутся о мирском, то эта забота воспрещает путь к небу. Только свободный от чадорождения, чадопитания или забот об отошедшем в чужую сторону муже может всецело посвятить себя Христу и пойти за ним в Царствие небесное.

Важность и нерушимость обета девства
Нет ничего худшего, если монашеское лицо нарушает обет девства. Чтобы не нарушать обета девства, прописаны следующие средства – пост, молитва и удаление от обращения с женщинами. Более всего нужно беречься именно последнего. Женщины хотят нравиться. Это узы, заманивающие в смерть. В словах женщины кроется змеиный яд. Только тогда, когда вспоминаешь о женщине не думаешь о плоти, тогда можно говорить о целомудрии. Продолжительные мысли о женщине растлевают целомудрие. Женщина не должна посещать келью, нельзя быть часто с нею под одной кровлей.
Нестяжание
Произвольная нищета – отчуждение сердца от всего земного и даже необходимого. Иисус Христос есть образец нищеты. Монах должен лишать себя всего, что могло напоминать о мирском. Ищущий совершенства духовного должен оказаться от предметов роскоши, а лучше ограничить свои потребности. Христос не заповедует, но дает совет «продай имение свое и раздай нищим» (гл.19 от Матфея). Это совет, ведущий к совершенству.
Вторая обязанность – отчуждение от излишеств. Кто приходит в монастырь как переселенец, со своими удобствами, тот не вполне отшельник.
Цель обета нестяжания
Цель обета — отчуждение от благ делает монаха свободным от мирских забот. Так он делает свободный полет к небу, его крыла легки, не отягченные заботами, когда приходит смерть, он свободно уходит, его ничего не держит, кроме тела, прикрытого рубищем. Господь есть доля монаха. Когда служит алтарю, он имеет пищу и кров, а большего и не надо, чтобы ступить на путь Божий.
Пристрастия и привычки не могут освободить душу от стремления к богатству. Спаситель не только юноше предложил продать имение, но и спросил, выполняет ли его заповеди. И только тогда, когда юноша заверил, что заповеди соблюдает, Иисус сказал, что он сможет избавиться из всех уз, продав имение свое и раздав нищим.
Важность и нерушимость обета нестяжания. Какое блаженство не обладать ни чем, что может привязать. Только тот, кто возвысился над тленным может наследовать Царствие Божие. Никакое стяжание не пленяет его, ничего не отвлекает его от любви к Христу. Враг не страшен убогим. У них нет поместий. Корыстолюбие или сребролюбие – корень всех зол. Монах с расстроенной мыслию не может иметь послушания, не доволен ежедневною пищею, выискивает предлоги к гневу, уходит из монастыря. Диавол как волк готовит агнца к съедению, не позволяет совершать ежедневных молитв. Богатый монах, как нагруженный корабль, который волнами забот обуреваемый и погружается в бездну печали.

Монахи не должны иметь ничего собственного. Все должно принадлежать монастырю. Не удаляйся от Бога по причине земных благ. Обращай внимание на одежду и вспомни свои слезы, которыми ты орошал ее.

Послушание
Каждый христианин должен следовать правилам, которые Закон Божий от него требует. Каждый христианин должен быть руководим опытным наставником в жизни монашеской. Иисус Христос был примером послушания Воли небесной. Не повиноваться воле своей, только выполнять волю начальствующую. Монах должен руководствоваться советами старших. Да и разум не позволяет, чтобы вверивший себя в управление других избирал то, что кажется полезным. Выбирая для себя занятия, значит предпочитает легчайшее или не отказался от мирских деяний.
Инок должен слушаться во всем своих духовных начальников. Не будь судиею дел отца своего. Кто желает быть бесстрастным, тот не может иметь собственной воли. Если дело кажется хорошим, то поступай, как сказали, если же тебе кажется, что оно нарушает Заповеди Божии или не по силам, то посоветуйся с наставником. Только богоугодное дело не причинит ни печали, ни беспокойства. Ибо от добра не может быть зла.

Цель обета послушания
Монашеское послушание ведет к высшему нравственному совершенству и облегчает понимание Воли Божией, т.е. освобождает его от опасности собственного произвола и внушает Божьему Промыслу. Все, что знает человек сам, то знает от демонов. Не попросив совета, нельзя слушаться собственных помыслов. Тот, кто уходит в послушание к старцам может быть спокоен.
Блажен, кто научился послушанию и повиновению, ибо, будучи подражателем Иисусу Христу, становится его наследником. Кто отсекает собственную волю, не обращает внимание на то, что указывает помысел, приобретает беспристрастие. Что бы не случилось с послушным монахом, воля произошедшая с ним, становится его волей. Кто отсекает свою волю и принимает волю настоятеля, то он приравнивается к тому, кто пролил свою кровь за Иисуса Христа. Господь послушлив был до смерти.
Враг любит того, кто располагает сами собою, а значит, способствует диаволу. Человек может пасть от одного или другого, то опаснее всего располагать собою. Нет ничего гибельнее.
Несчастлив, кто не научился послушанию. Отцы и братия, вы пришли в святую обитель ради спасения души. Все добровольно избрали этот путь. Велико звание и знание монашеское. Главное условие – непрестанное и неослабное моление, укорение себя, своего себялюбия и гордости, терпеливое переносение всякие скорби. Не ходить в келью, самому не принимать, кроме необходимости, вместе не пить чай, не празднословить, постоянно хранить душевную молитву Иисусу с мысленным самоукорением.
Что означает выражение «блаженны нищие духом».
О степенях смирения.
Что означает выражение «блаженны кротции».
О блаженном даре кротости.
Об «узких вратах» вхождения в Царство Небесное.
«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 29).
Незлобие есть мать всякого добра.
Как стяжать совершенное смиренномудрие.
«Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидите в царство небесное» (Мф 18:3)
«Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф 19:30)

Святой Иоанн Златоуст о смирении.
Не ищи внешнего величия – и будешь велик
О гордых: Бог гордым противится, смиренным дает благодать
«Жертва богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
Святитель Дмитрий Ростовский: Пресвятая Богородица Дева Мария – высочайший пример смирения и послушания.
Молитвы святого Ефрема Сирина и других святых к смиренной Пресвятой Богородице.
О высокосердии и гордыне как начале греха.
Святые Апостолы, Ветхозаветные пророки о смирении и кротости.
Что означает выражение «хвалиться Господом».
О внешнем и внутреннем (сердечном) смирении.
О высокомудрствовании и высокоумии как грехах гордости.
Святые отцы о смирении и кротости.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова, 4:6).
«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (царь Соломон Притчи 16:18 ).
О собственных гордых помыслах: «Вся с советом твори, и без совета ничесоже твори» (Сир.32:21).
Кого можно назвать истинным учеником Христовым.
Кто является истинно смиренным.
Что такое кротость.
О необходимости постоянного самоосуждения и самоукорения.
Как достигать истинного смирения.
О бесстрастии и смирении.
О Иисусовой молитве при стяжании смирения: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле» (Лествичник 14)
О необходимости только Богу приписывать все добрые дела свои.
О жизни духовной в смирении.
«Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс 68:33)
Молитва преподобного Силуана Афонского в скорби о несмирении и о даровании смирения:
«Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы снова не потерял я Твою благодать,
и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге.
Господи, Ты Милостивый; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?
Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения.
Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого,
как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою.
Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.
Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, — молитесь, чтобы и нам быть с вами. Аминь»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *