Доктор Моррис

Социальная адаптация

Проблемы воспитания и формирование социальной адаптации дошкольника

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация — процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики. Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Вопрос 6. Социальная адаптация и социализация личности: виды, механизм, характеристика уровней адаптации. Влияние среды. Средовая адаптация детей разного возраста

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare — приспособлять) — процесс приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды. С.А. в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга.

Непосредственным толчком к началу процесса С.А. чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.

Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: 1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; 2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; 3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

А.Г. Ковалев различает две формы социальной адаптации: активную, когда индивид стремится воздействовать на среду, чтобы изменить ее и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показатель низкой социальной адаптации — перемещение индивида в другую социальную среду либо отклоняющееся поведение.

Эти формы проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

  • дотрудовой — детство, юность;

  • трудовой — зрелость:

  • послетрудовой — старость.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап — время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап — период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

Как считает И.А. Георгиева, в основе развития механизмов социальной адаптации, лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существенной социальной действительности. Поэтому сам процесс формирования механизмов социальной адаптации личности проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, характеризующих его социальную сущность.

Социальная деятельность- ведущий и специфический механизм в организации адаптации человека. Важны такие составляющие его виды, как общение, игра, учение, труд.

Сам же механизм адаптации в социальной деятельности личности имеет закономерные этапы:

— нужда индивида,

— потребности,

— мотивы принятия решения,

— реализация и подведение итогов,

— ее оценка.

Далее этот механизм может повториться в зависимости от достигнутых результатов.

Социальное общение- механизм, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами, социальными группами.

Социальное самосознание личности- механизм, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

По мнению И.А. Георгиевой, существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как:

1. Когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение и т.д.

2. Эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.д.

3. Практический (поведенческий), предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

Исследования Г.Д. Волкова показывают, что процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

1. Общества (макросреда) — этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте развития общества.

2. Социальная группа (микросреда) — изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.).

3. Индивидуальная (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Единая классификация социальной адаптации отсутствует. Это объясняется тем, что человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме.

Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов:

— производственная и профессиональная адаптация;

— бытовая (решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности);

— досуговая (предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенствования);

— политическая и экономическая;

— адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и прочие);

— к природе и др.

Как считает Г.Д. Волков, все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная.

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Существует несколько механизмов социализации, которые подразделяются на:

1). Социально-психологические механизмы

2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнестиследующие:

— идентификация — это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

— подражание — это механизм воспроизведения индивидом модели поведения, опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

— внушение — это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им воспринимаемой информации.

— фасилитация (“облегчение”)- это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная деятельность протекает свободнее и интенсивнее;

— конформность — это механизм осознания наличия расхождений во мнениях индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации — это усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм социализации — проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Стилизованный механизм социализации проявляется в рамках субкультуры, которая представляет собой совокупность норм, ценностей конкретно взятой группы людей.

Межличностный механизм социализации проявляется во влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия — родители, учители, друзья и т. д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их удельный вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму социализации, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

В психологии и педагогике развития личности, адаптация часто рассматривается как фаза личностного становления индивида, которая представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А.В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки, а служит основным источником его развития. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала. Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т.е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л.И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями.

Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в детский сад. Положительный опыт адаптации помогает дошкольнику адаптироваться за пределами начальной школы, в открытом быстроизменяющемся социуме, и создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития личности.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Меняется ведущий вид деятельности — игру сменяет учение. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация осуществляется как:

1) академическая – соответствие поведения ребенка нормам школьной жизни;

2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, умение решать межличностные проблемы и т. д.;

3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности].

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут его психологические и педагогические последствия. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Вопр. 7. Понятие среды. Среда как воспитательно-образовательное пространство. Средовой подход в воспитании личности: теория и практика. Зарубежный и отечеств опыт применения СП в восп-и.

В научной литературе существует множество определений категории «среда», но для педагогики актуальным является следующее: «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей,связанных общностью этих условий».В педагогике существует понятие «среда воспитания», под которым понимаются «материальные, духовные, общественные условия существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры,взаимоотношения между людьми. Включает в себя среду класса, школы,семьи».

Н.Е.Щуркова определяет воспитывающую среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру». Она подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационно-культурное окружение.

Предметно-пространственное окружение школьника(обустройство помещений школы, классных комнат, учебных кабинетов, и т.д., а также одежда директора школы, учителей) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы.

Данное окружение становится фактором воспитания личности лишь в том случае, когда за вещами угадываются интересы, когда материальные средства выступают как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство школьного дома.

Поведенческая средашколы рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе.

Событийное окружение— это совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов, потому что событие стало для него важным, так как он сопереживал случившемуся.

Информационное окружение школьника является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал; все дети имеют учебники; педагоги (в союзе с родителями) делают все возможное, чтобы приобщить детей к домашнему чтению; постепенно приучают их слушать публичные выступления, приглашая гостя в школу или проводя лекции в школе, проводят конкурсы, смотры. конференции.

Таким образом, педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды, усиление позитивных факторов. В любом случае среда трактуется как некие обстоятельства, которыми, при наличии определенной цели, можно более или менее успешно управлять.

В 90-е годы 20 столетия в контексте отечественной педагогики начал интенсивно развиваться «средовой подход», фундаментально обоснованный в работах Ю.С. Мануйлова и его последователей.

Средовой подход — способ организации среды и оптимизации её влияния на личность школьника.

Суть — воспитание детей (и педагогов) через ту среду, которая окружает их, через организацию восприятия этой среды, совершенствуемой ими самими с помощью педагогов, родителей, друзей школы.

Целесообразность применения в том, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но может включить в их жизнь заботы и проблемы ближайшего окруж-я, способствовать совершенствованию жизни в социуме; совершенствование внутр. среды школы.

Среда в школе- то, среди чего пребывает личность в воспит-й системе, дает возможность изучения личности в среде, проектирования личности с учетом среды, воспитания личности средой.

СП обладает такими базовыми процедурами, как: средообразование, наполнение ниш, инверсия среды (направлена на восстановление понимания среды самим учащимся), осреднение, типизация.

Среда формирует учащегося по своему образу и подобию. Она раскрывает те или иные возможности для развития личности реб-ка, предоставляет возможности что-либо иметь или уметь: знания в области арифметики и уметь считать, а в итоге быть математиком; человеком, адаптированным к требованиям общества в современном мире.

Среда осредняет личность, опосредует путь ее развития. Богатая среда обогащает, бедная-обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает. Это влияние тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней.

Стихия– одно из основных понятий средового подхода –трактуется как властвующие над индивидуумом мощные силы,которые охватывают и увлекают, изменяют и программируют поведение и приводят к каким-либо результатам. Особенность стихий в том, что они «могут существовать в явной или скрытой форме, независимо от породившей их причины. Примером может служить стихия детского творчества, поиска, игры.

Среда игрой своих стихий влияет на образ жизни учащихся, задавая те или иные стереотипы, модели, движ-я по жизни. В итоге она типизирует личность и позволяет общ-ву через воспит-е получать «нужный» тип личности. При этом индивидуальность, неповторимость, уникальность чел-ка не страдает, т.к. поле проявления индивидуального остается исключительно широким. Это возможно благодаря тому, что СП опирается на гуманистические философско-методологические течения.

В рассматриваемом подходе существует понятие «ниша», которое призвано удовлетворять потребности личности, обеспечивать выражение ее субъективных свойств, что делает возможным развитие ребенка как индивидуальности. Среда становится средством воспит-я только при определенных значениях ее ниш. Ниша-пространство возмож-ностей, позволяющее удовлетворять свои потребности. Ниши бывают природные, соц-е, культур-е.

Содержание методологических принципов средового подхода как педагогической деятельностизаключается в действиях по созданию определенной среды (позитивной с педагогической точки зрения). Среда создается путем создания определенных ниш. При этом негативные ниши разрушаются или нейтрализуются. Создаются условия формирования и закрепления позитивного образа жизни. Формируются захватывающие стихии.

Главная методологическая линия – опосредованное средойуправление становлением и развитием личности учащегося.Все процедуры и технические приемы средовых технологий связаны с диагностикой, проектированием и продуцированием педагогического результата.

Диагностирование дает возможность судить в целом о среде и ее части (личности): определяются типы личн-ти, образ жизни, среда функционирования воспит-й системы; уточняются значения среды, господствующие стихии; выявляются элементы среды, служащие «питанием» для ее обитателей.

Средовое проектирование- моделирование среды и средообразоват-го процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Включает: прогнозирование, конструирование надлежащих значений среды.

Средовое продуцированиевоспитательного результата — формирование и развитие типа личности через среду, которая превращается в средство воспитания.

Соблюдение теоретич-х положений, принципов, правил концепции СП необходимо, чтобы культурно-образовательная среда стала средством, а не только условием воспитания. Освоение педагогами средового подхода позволит в полной мере использовать потенциал культурно-образовательной среды.

Проблема влияния среды на развитие личности не нова для педагогики. Значение среды в воспитании признавали А.С.Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и др.

Большой вклад в разработку теории педагогической среды внесли Ж.Ж.Руссо, М. Монтессори,Д.Дьюи.

Среда как один из факторов формирования личности рассматривалась в трудах Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого.

В мировой педагогике теоретически обоснованная идея воспитания средой была реализована в опыте немецких так называемых соседских, интегрированных школ, французской «параллельной школы», американских «школ без стен», школы «экосистемы».

В первой трети XX в. идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды (А.Г.Калашников, М.В.Крупенина, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин) и в практике социального воспитания. Некоторые представители педагогики отождествляли саму среду с воспитанием в ней и превращали ее в центральное понятие.

«Воспитывает не сам воспитатель, а среда», — писал А.С.Макаренко. Лишь к концу 30-х гг. появилась формула «среда-наследственность-воспитание» (Г.С.Костюк, И.М.Шмальгаузен).

Щуркова, Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании.

Проблемы адаптации детей-инвалидов в обществе

Наверняка, путешествуя по Европе или Америке, многие замечают сравнительно большое количество инвалидов, которые, не чувствуя себя ущемленными, посещают магазины и кафе. Кажется, что там на них никто не обращает особого внимания, в то время, как увидеть инвалида на наших улицах – редкое явление. Значит ли это, что в нашей стране инвалидов меньше? Вовсе нет. Просто, наши инвалиды, не адаптированы в обществе, они чувствуют себя ущербными, изгоями.

Люди эти, в дополнение к проблемам со здоровьем, вызвавшим инвалидность, получают отторжение общества, препятствия на каждом шагу и, зачастую, непреодолимые. Каким бы странным это не показалось, жалость – это последнее, что нужно инвалиду. Ему, как и любому другому человеку, нужно общение, радости и горести повседневной жизни, друзья, учеба, работа, развлечения. Наверное, получив все это, он в какой-то мере смирится со своей болезнью.

Проблему адаптации инвалидов в обществе стоит решать с раннего детства. Воспитывая ребенка – инвалида, нужно внушать ему, что он не хуже других, просто он отличается от сверстников. К сожалению, если это и возможно в рамках отдельно взятой семьи, то в рамках детского учреждения, города, государства – такое отношение к инвалидам пока лишь в планах. Мы воспитаны воспринимать таких людей как ущербных иждивенцев. Государство платит им мизерные пособия, тем самым как бы откупаясь от них.

В рамках возросшей в последнее время жестокости среди детей, трудно себе представить вливание в их общество отличающихся от них и более слабых сверстников. Поэтому стоит начать решение проблемы именно с воспитания сострадания в нашем молодом поколении. Объясняя детям прописные истины, как то, что обижать более слабого неприемлемо, можно подготовить общество к новой ступени развития.

С другой стороны, многие родители опасаются, что в обществе, где находятся их дети, будут находиться малыши с умственными отклонениями. С одной стороны, их можно понять. Ведь детки с отклонениями, способны неосознанно травмировать кого-то из окружающих. Кроме того, учебный процесс притормаживается, так как объяснения педагогов должны быть понятны всем детям. Чтобы решить эту проблему, стоит начинать занятия с детками-инвалидами с самого раннего детства по специальным программам раннего развития. Такой подход даст им возможность минимально отличаться по умственным показателям от сверстников.

Многие умственно отсталые детки, занимающиеся в группах по программе Марии Монтессори, не только не отставали от сверстников в развитии, но и опережали их, что ставило под сомнение их диагноз. При таком подходе к адаптации, можно легко решить эту проблему, так как инвалидность деток становится незаметной. Но что делать с инвалидами по физическим показателям? Их отличия от других детей слишком очевидны и вводя их в наше общество, мы рискуем добавить к проблеме инвалидности замкнутость, обиду на общество, отвержение общения.

К сожалению, без законодательной базы такая проблема не решаема. Как часто мы видим, что инвалидов выгоняют из общественных заведений и магазинов, чтобы они своим видом не пугали потенциальных клиентов. Такое отношение к этим людям неприемлемо. Наши дети, видя такое отношение к инвалидам, растут с мыслью, что от этих людей нужно избавляться, они лишние в этом мире. Но ведь инвалидность – это то, что может случиться с каждым на любом этапе его жизни. Стоит как можно больше говорить об этой проблеме, воспитывая в подрастающем поколении сострадание.

Вы видели когда-нибудь глаза ребенка инвалида, с которым общаются как с равным? Это глаза полные счастья и веры в свои возможности. Веры, которая придает сил и толкает на дальнейшее развитие. Веры, которая излечивает. Именно эти, счастливые дети-инвалиды, в большинстве своем способны на скорую реабилитацию, а иногда, полное выздоровление. Так давайте распахнем для них двери в наш мир, подарив им жизнь полную веры и надежды!

Поделиться в соц. сетях

Дети-инвалиды в современном обществе

Ушакова Лариса Евгеньевна /UshakovaLarisaEvgenievna-учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, начальная общеобразовательная школа №1, поселок Эльбан, Амурский район, Хабаровский край

Аннотация:проблема социальной адаптации детей-инвалидов очень актуальна сейчас. В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Keywords:children with disabilities, the problems of modern society.

В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология, и т.д.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» − это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не приемлемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инвалид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По-моему это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.

Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Непонимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе. А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах.

Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.

Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная − отношение окружающих. Вторая проблема − образование таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

Сейчас государство уделяет особое внимание детям-инвалидам, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие проблемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы развития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «самого себя» в обществе, уходят на второй план.

Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда отвечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реабилитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими возможностями. Для реализации школьной программы недостаточно только профессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ребенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилитационных мероприятий, внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной частью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья − это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе − «Я – концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача семейного воспитания − помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Дети-инвалиды − часть человеческого потенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

1. Акатова Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М. Гу-манит. Владос, 2003, 386с.

2. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе. / Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №2 (9). С. 274-277.

Курсовая по социологии

Узнать цену работы

Проблема адаптации детей-инвалидов

Важно отметить, что характер и степень затруднений, переживаемых родителями, зависят от типа нарушения (так, привыкание может пройти относительно спокойно, если у ребенка нарушения физического развития средней тяжести) и готовности школьной системы обеспечить адекватное образование и адаптацию детей со специальными нуждами.
Подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, планирование будущей его занятости.
Начало подросткового периода отмечено тенденцией детей обособиться от родителей. В это время первые переживают значительные изменения, смятение и двойственность. Данный период бывает заполнен болезненными напоминаниями о том, что ребенку не удается успешно завершить переход на следующий этап жизненного цикла: он продолжает оставаться зависимым от своих родителей. То, как ребенок воспринимается сверстниками, весьма остро переживается всеми членами семьи, поскольку определяет степень отчуждения и изоляции, ощущаемых подростком.
Начало взрослой жизни также болезненный этап в жизни. привыкание к остающейся по-прежнему в силе семейной ответственности, принятие решения о подходящем для проживания повзрослевшего ребенка месте, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи — инвалида.
Образование предоставляет много возможностей, как ребенку, так и родителям. Он приобретает знания и навыки, развивается его уверенность и чувство независимости. Родители получают необходимую передышку. Когда период обучения завершен, семье предстоит принять решение. Необнадеживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу родителей в этот период. Семья обеспокоена в этот период тем, где проживает повзрослевший ребенок, имеющий ограниченные возможности, и качеством ухода. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут контролировать качество заботы об их ребенке

Проблема адаптации детей-инвалидов

Введение. 2
1. Социальная политика в отношении инвалидов. 4
1.1 Типы учреждений для детей-инвалидов. 5
1.2. Особенности семей с детьми-инвалидами и их социальное обслуживание. 11
1.3. Потребности семьи и важность социальной поддержки. 12
2. Проблемы адаптации детей-инвалидов в социальной среде. 16
2.1.Школьное образование и социальная адаптация детей-инвалидов. 18
2.2. Социотерапия как технология социальной работы с детьми- инвалидами. 23
2.3.Доступность высшего образования для инвалидов в России. Отношение к студентам-инвалидам: социологическое исследование. 25
Заключение. 30
Список использованной литературы. 31

Понятно, что ориентация на многодетность в подобных условиях была равносильна мотивации на выживание. Едва выйдя из младенчества, ребенок почти что сразу встраивался в семейную трудовую иерархию: 6—7-летняя девочка приглядывала за младшими, в то время как ее сверстник-мальчик пас гусей или помогал.

Сеть ТСС может включать также (в зависимости от имеющихся условий и специфических особенностей района) молодежные центры, центры новых форм дошкольного воспитания и внешкольной работы; кризисные центры помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и преступлений, отбывшим уголовное наказание, бе.

Приоритетные направления государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей.

К другим правам безработных относятся: право на получение бесплатной информации от учреждений службы занятости (п. 5 ст. 15 Закона о занятости); право на бесплатную профессиональную ориентацию (п. 2 ст. 9 Закона о занятости); право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалифик.

Увеличение кадрового состава федеральных ведомств в регионах происходило неравномерно, чередуясь с периодами подъема (1995 год) и заметного спада (в 1998 и 2007 годах сокращение составило соответственно 31,1 и 26,1 тысячи человек), так что в целом оно не очень значительно. Пополнение рядов бюрократ.

Объяснение изменений в социокультурной системе он находил не только и не столько во внешних факторах, сколько внутри самой социокультурной системы, отмечая, что …неправильно интерпретировать любую подлинную систему всего лишь как игрушку внешних условий…. Внутреннее изменение социокультурной систем.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Важнейшим элементом политического менталитета являются политические ценности. По проблеме ценностей вообще и политических ценностей в частности существует огромная литература. Согласно Рокичу, ценность — это устойчивое убеждение, что специфичный вид поведения или конечная ц.

Печальным и тревожным явлением современной действительности служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей сирот, ежегодный рост по России составляет около 40 тыс. детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия; б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому; б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посе.

Практикум по соц.психологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *