Доктор Моррис

Сенсорной депривации

Депривация

  • •Ю.Т.Волков в.И. Добреньков в.Н. Нечипуренко а.В. Попов
  • •Оглавление
  • •Глава 1. Социологическое знание
  • •§ 1.1. Социология как наука Социология и другие науки
  • •Определения предмета социологии
  • •§ 1.2. Развитие социологии Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
  • •Становление социологии как науки
  • •Классические социологические теории
  • •Русская социологическая мысль
  • •Современные социологические теории
  • •§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы Уровни анализа
  • •Социологические парадигмы
  • •§ 1.4. Теоретические подходы в социологии Функционализм
  • •Теория конфликта
  • •Символический интеракционизм
  • •§ 1.5. Социологическое исследование Основные понятия
  • •Этапы социологического исследования
  • •Методы исследования
  • •Исследовательская этика
  • •Социологическая перспектива
  • •Социологическое воображение
  • •Глава 2. Культура
  • •§ 2.1. Определения культуры
  • •§ 2.2. Компоненты культуры Нормы
  • •Ценности
  • •Символы и язык
  • •§ 2.3. Культура и миф Основные теории
  • •Идеология
  • •§ 2.4. Единство и разнообразие культур Культурные универсалии
  • •Культурная интеграция
  • •Этноцентризм
  • •Культурный релятивизм
  • •Субкультуры и контркультуры
  • •Культурная эволюция
  • •Глава 3. Социализация
  • •§ 3.1. Основы социализации Значение социализации
  • •Природа и воспитание
  • •Социальная коммуникация
  • •Определение ситуации
  • •§ 3.2. Личность Характеристики личности
  • •Самость
  • •Теория “зеркального я”
  • •Понятие “обобщенного другого”
  • •Процесс “управления впечатлениями”
  • •§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла Жизненный цикл в разных культурах
  • •Детство
  • •Подростковый возраст
  • •Ранняя зрелость, или молодость
  • •Средний возраст, или зрелость
  • •Пожилой возраст, или старость
  • •§ 3.4. Ресоциализация
  • •Глава 4. Социальные группы и организации
  • •§ 4.1. Социальная структура Основные понятия
  • •Социальные статусы
  • •Социальные роли
  • •Институты
  • •Общества
  • •§ 4.2. Классификация социальных групп Социальные связи
  • •Первичные и вторичные группы
  • •Внутренние и внешние группы
  • •Референтные группы
  • •§ 4.3. Групповая динамика Размер групп
  • •Лидерство
  • •Социальное манкирование
  • •Социальные дилеммы
  • •Групповое мышление
  • •Конформизм
  • •§ 4.4. Социальные организации Характерные черты организации
  • •Формальные организации
  • •Типы формальных организаций
  • •Бюрократия
  • •Веберовская концепция бюрократии
  • •Недостатки бюрократии
  • •Управление в организациях
  • •Неформальные организации
  • •Глава 5. Девиация и социальный контроль
  • •§ 5.1. Природа девиации Социальные характеристики девиации
  • •Социальный контроль
  • •Социальные эффекты девиации
  • •§ 5.2. Социологические теории девиации Изучение девиантного поведения
  • •Теория аномии
  • •Теория культурного переноса
  • •Теория конфликта
  • •Теория стигматизации
  • •§ 5.3. Преступление и система правосудия Система правоохранительных органов
  • •Преступление
  • •Наркотики и преступность
  • •Тюремное заключение
  • •Тоталитарные институты
  • •Преступность в России
  • •Глава 6. Социальная стратификация
  • •§ 6.1. Модели социальной стратификации Социальная дифференциация
  • •Открытые и закрытые системы стратификации
  • •Измерения стратификации
  • •§ 6.2. Системы социальной стратификации Рабство
  • •Гендерное неравенство и социальная стратификация
  • •§ 6.3. Теории социального неравенства Функционалистская теория стратификации
  • •Конфликтологическая теория стратификации
  • •§ 6.4. Классовая система современных обществ Социальные классы
  • •Стратификация современного российского общества
  • •Идентификация социальных классов
  • •Значение социальных классов
  • •Средний класс
  • •Бедность в России
  • •Депривация
  • •§ 6.5. Социальная мобильность Формы социальной мобильности
  • •Социальная мобильность в индустриальных обществах
  • •Процессы достижения статуса
  • •Глава 7. Расовое, этническое и тендерное неравенство
  • •§ 7.1. Расовая и этническая стратификация Расы, этнические группы и меньшинства
  • •Предубеждения и дискриминация
  • •Политика доминирующей группы
  • •Функционалистская и конфликтологическая теории
  • •Национально-этнический состав России
  • •§ 7.2. Тендерная стратификация Женское меньшинство
  • •Тендерные роли и культура
  • •Тендерная самоидентификация
  • •Гендерные роли в России и западных странах
  • •Глава 8. Семья
  • •§ 8.1. Структура семьи Роль семьи
  • •Типы семьи
  • •Формы брака
  • •Функционалистский подход к проблеме семьи
  • •Конфликтологический подход к проблеме семьи
  • •§ 8.2. Брак и семья в россии и сша Выбор партнера для брака
  • •Детность семьи
  • •Статус родителей
  • •Работающие матери
  • •Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье
  • •Динамика браков и разводов в России
  • •Семьи с неродным отцом или матерью
  • •Забота о пожилых
  • •§ 8.3. Альтернативные жизненные стили Причины разнообразия жизненных стилей
  • •Холостяцкая жизнь
  • •Незарегистрированные пары
  • •Семьи с родителями-одиночками
  • •Глава 9. Религия, образование и здравоохранение
  • •§ 9.1. Религия Священное и профанное
  • •Типы религиозных верований и практик
  • •Социальные формы организации религии
  • •Функции религии
  • •Дисфункции религии
  • •Конфликтология и функционализм о религии
  • •Подтверждение традиции: исламская революция в Иране
  • •Изменения в секулярном мире: протестантская этика
  • •Возрождение религии в России
  • •Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России
  • •§ 9.2. Образование Обучение и образование
  • •Функционалистский подход к образованию
  • •Образование в современной России
  • •§ 9.3. Здравоохранение Функционалистский подход к здравоохранению
  • •Конфликтологический подход к здравоохранению
  • •Система здравоохранения
  • •Здоровье населения России
  • •Глава 10. Человеческая среда обитания
  • •§ 10.1. Экологическая среда Экосистема
  • •Эффекты перенаселения
  • •§ 10.2. Народонаселение Рост населения в мире
  • •Факторы, влияющие на изменение численности населения
  • •Демографические процессы в России
  • •Структура населения
  • •Мальтус и Маркс
  • •Теория демографического перехода
  • •Демографическая политика
  • •Демографический прогноз численности населения земного шара
  • •§ 10.3. Городская среда Зарождение и эволюция городов
  • •Модели роста городов
  • •Российские города
  • •Глава 11. Социальные изменения
  • •§ 11.1. Источники социальных изменений Социальные факторы изменений
  • •Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
  • •Модернизация
  • •Модернизация и индустриализация
  • •Трансформация обществ
  • •Социальные изменения в России
  • •Социальные изменения в странах третьего мира
  • •Мировая система и процессы глобализации
  • •§ 11.2. Коллективное поведение Разнообразие моделей коллективного поведения
  • •Предпосылки коллективного поведения
  • •Объяснения поведения толпы
  • •§ 11.3. Социальные движения Типы социальных движений
  • •Социальная революция
  • •Терроризм
  • •Причины социальных движений
  • •Социальные проблемы
  • •Заключение взгляд в будущее Изменения в мире
  • •Многополярный мир
  • •Место России в мировом сообществе
  • •Словарь специальных терминов
  • •Литература

Депривация – близкое по характеристикам к фрустрации состояние. Возникает при длительной невозможности или ограниченности удовлетворения актуальных для личности потребностей. Состояние депривации относится к психотравмирующим ситуациям. Она способна создать необратимые психические изменения. Депривация отличается по формам, видам, проявлениям и последствиям.

Что такое депривация

Депривация часто скрывается или не осознается человеком, маскируется. Внешне личность и условия ее жизни могут выглядеть благополучными, но при этом внутри человека бушует конфликт, ощущается дискомфорт. Длительная депривация создает хроническое напряжение. Как результат – затяжной стресс.

Депривация похожа на фрустрацию, но между ними существуют 2 главных отличия:

  • депривация не так заметна самой личности, как фрустрация;
  • депривация возникает при длительном и полном лишении, фрустрация – реакция на конкретную неудачу, неудовлетворенную потребность.

Например, если у ребенка отнять любимую игрушку, но дать другую, то он испытает фрустрацию. А если совсем запретить играть, то это депривация.

Чаще всего речь идет о психологической депривации, например, при лишении любви, внимания, заботы, социальных контактов. Хотя и биологическая депривация встречается. Она может быть угрожающей физическому и психическому развитию личности (ее самоактуализации, самооценке) и неугрожающей. Последняя больше похожа на фрустрацию. Например, если ребенку не купят мороженое, то он испытает неугрожающую депривацию, а вот если он систематически будет голодать – угрожающую депривацию. Но если то же мороженое является для ребенка символом чего-либо, например, родительской любви, и он вдруг не получит его, то это вызовет серьезные личностные изменения.

Появление и выраженность депривации во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей человека. Например, социальную изоляцию два человека могут воспринять и перенести по-разному, в зависимости от ценности общества для каждого и выраженности потребности в социальных контактах. Таким образом, депривация – субъективное состояние, не повторяющееся одинаково у разных людей.

Виды депривации

Депривацию рассматривают и классифицируют в зависимости от потребностей. Принято выделять следующие виды:

  1. Сенсорная депривация. Подразумевает такие условия развития ребенка или жизненные ситуации взрослого человека, в которых среда имеет ограниченный или чрезвычайно изменчивый набор внешних стимулов (звуки, свет, запахи и так далее).
  2. Когнитивная депривация. Среда имеет чрезмерно изменчивые или хаотичные внешние условия. Личность не успевает их усвоить, а значит, не может предугадывать события. Из-за недостатка, изменчивости и неадекватности поступающей информации у человека формируется ошибочное представление о внешнем мире. Нарушается понимание связей между вещами. Человек выстраивает ложные взаимосвязи, имеет ошибочные представления о причинах и следствиях.
  3. Эмоциональная депривация. Предполагает разрыв эмоциональной межличностной связи или интимно-личностного общения либо невозможность установки социальных близких взаимоотношений. В детском возрасте этот вид депривации отождествляют с материнской депривацией, под чем подразумевается холодность женщины в отношениях с ребенком. Это опасно психическими нарушениями.
  4. Социальная депривация, или депривация идентичности. Речь идет об ограниченных условиях для усвоения какой-либо роли, прохождения идентичности. Например, социальной депривации подвергаются пенсионеры, заключенные, ученики закрытых школ.
  5. Кроме того, встречается двигательная депривация (например, постельный режим вследствие травмы), образовательная, экономическая, этическая и другие варианты.

Это теория. На практике один вид депривации способен трансформироваться в другой, могут проявляться одновременно несколько видов, один вид может возникнуть как следствие предыдущего.

Депривации и их последствия

Сенсорная депривация

Одна из наиболее изученных форм. Например, давно подтверждены изменения в сознании летчиков, пребывающих в длительных полетах. Монотонность дней и одиночество угнетает.

Пожалуй, про сенсорную депривацию снято больше всего фильмов. История с одиноко выживающим на острове человеком почему-то очень любима сценаристами. Например, вспомним фильм «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли. Картина очень точно передает психологические изменения человека, оставшегося на длительный период в одиночестве и ограниченных условиях. Один друг-мячик чего стоит.

Более простой пример: каждый человек знает, как угнетает монотонная и одинаковая работа. Тот самый «день сурка», о котором многие любят говорить.

К основным последствиям сенсорной депривации относится:

  • изменение направленности мышления и снижение возможности сосредоточения;
  • уход в мечты и фантазии;
  • потеря чувства времени, нарушенная ориентация во времени;
  • иллюзии, обманы восприятия, галлюцинации (в данном случае это вариант защитного механизма, помогающего сохранить психическое равновесие);
  • нервное беспокойство, чрезмерное возбуждение и двигательная активность;
  • соматические изменения (часто головные боли, ломота в мышцах, мушки в глазах);
  • бред и паранойя;
  • тревога и страхи;
  • другие личностные изменения.

Обобщенно можно обозначить 2 группы реакций: повышенная возбудимость на фоне общей подавленности, то есть острое реагирование на ситуации (в обычных условий те же события не вызывали такой бурной реакции) и снижение тяги к интересным ранее вещам, чрезмерно спокойное и апатичное реагирование. Возможен третий вариант реакций – изменение вкусовых предпочтений и эмоциональных отношений на противоположные (раздражает то, что нравилось).

Это что касается изменений в эмоциональной сфере, но нарушения из-за депривации касаются и когнитивной сферы:

  • Ухудшение и расстройства в области словесно-логического мышления, опосредованного запоминания, произвольного внимания и речи.
  • Нарушения в перцептивных процессах. Например, человек может утратить способность видеть в трехмерном пространстве. Ему может казаться, что стены движутся или сужаются. Человек ошибочно воспринимает цвета, формы, размеры.
  • Повышенная внушаемость.

Как мы понимаем, сенсорный голод может с легкостью возникнуть в повседневной жизни. Очень часто именно сенсорный голод путают с обычным голодом, недостаток впечатлений компенсируется едой. Переедание и ожирении – еще одно последствие сенсорной депривации.

Не все изменения носят строго отрицательный характер. Например, повышенное активное воображение побуждает к креативности, что полезно в поиске путей выхода из сложной ситуации. Вспомним те же фильмы про выживающих на необитаемом острове. Да и в принципе любой выход проснувшегося творчества снизит риск психических расстройств.

У экстравертов в силу врожденной потребности во внешних раздражителях сенсорная депривация вызовет большие нарушения, нежели у интровертов. Также люди с устойчивым типом психики проще переживут этот вид депривации. Людям с истероидными и демонстративными акцентуациями будет сложнее пережить сенсорную депривацию.

Знание индивидуально-личностных особенностей людей и предположения об их реакции на сенсорную депривацию важно для профессионального отбора. Так, работа в экспедициях или условиях полета, то есть сенсорной депривации, подойдет не всем.

Двигательная депривация

При длительной ограниченности в движениях (от 15 дней до 4 месяцев) наблюдается:

  • ипохондрия;
  • депрессия;
  • необоснованные страхи;
  • неустойчивые эмоциональные состояния.

Происходят и когнитивные изменения: снижается внимание, замедляется и нарушается речь, затрудняется запоминание. Человек становится ленив, избегает умственной деятельности.

Когнитивная депривация

Недостаток информации, ее хаотичность и неупорядоченность вызывают:

  • скуку;
  • неадекватные представления личности о мире и своих возможностях жизни в нем;
  • ошибочные выводы о событиях мира и окружающих людях;
  • невозможность продуктивно действовать.

Неведение (информационный голод) будит страхи и тревоги, мысли о невероятном и неприятном развитии событий в будущем или недоступном настоящем. Отмечаются признаки депрессии и нарушения сна, потеря бдительности, снижение работоспособности, ухудшение внимания. Не зря говорят, что нет ничего хуже неведения.

Распознать эмоциональную депривацию сложнее других. Как минимум, потому что проявляться она может по-разному: кто-то испытывает страхи, страдает депрессией, замыкается в себе; другие компенсируют это чрезмерной общительностью и поверхностными отношениями.

Особенно остро последствия эмоциональной депривации заметны в детском возрасте. Возникает задержка когнитивного, эмоционального и социального развития. Во взрослости эмоциональная сфера общения (рукопожатия, объятия, улыбки, одобрение, восхищение, похвала, комплименты и так далее) нужна для психологического здоровья и равновесия.

Социальная депривация

Речь идет о полной изоляции личности или группы людей от общества. Возможны несколько вариантов социальной депривации:

  • Вынужденная изоляция. Ни сама личность (или группа людей), ни общество не хотели и не ждали этой изоляции. Она зависит только от объективных условий. Пример: крушение самолета или корабля.
  • Принудительная изоляция. Инициатором выступает общество. Пример: тюрьмы, армия, детские дома, военные лагеря.
  • Добровольная изоляция. Инициатором выступает личность или группа людей. Пример: отшельники.
  • Добровольно-принудительная изоляция. Личность сама ограничивает социальные контакты ради достижения поставленной цели. Пример: школа для одаренных детей, суворовское училище.

Последствия социальной депривации во многом зависят от возраста. У взрослых людей отмечаются такие последствия:

  • тревога;
  • страх;
  • депрессия;
  • психозы;
  • ощущение постороннего;
  • эмоциональное напряжение;
  • эйфория, похожая на эффект от приема наркотиков.

В целом последствия социальной депривации схожи с таковыми у сенсорной депривации. Однако последствия социальной депривации в группе (человек постепенно привыкает к одним и тем же лицам) несколько отличаются:

  • раздражительность;
  • несдержанность;
  • быстрая утомляемость, неадекватная оценка событий;
  • уход в себя;
  • конфликты;
  • неврозы;
  • депрессии и суицид.

На когнитивном уровне при социальной депривации отмечается ухудшение памяти, замедление и нарушения речи, потеря цивилизованных привычек (манеры, нормы поведения, вкусы), ухудшение абстрактного мышления.

Социальную депривацию испытывают изгои и отшельники, мамы в декрете, старики, только что вышедшие на пенсию, работник в длительном больничном отпуске. Последствия социальной депривации индивидуальны, как и срок их сохранения после возвращения человека к привычным условиям жизни.

Экзистенциальная депривация

Связана с потребностью найти себя и свое место в мире, познать смысл жизни, разобраться в вопросах смерти и так далее. Соответственно, экзистенциальная депривация отличается по возрастам:

  • В подростковом возрасте экзистенциальная депривация возникает в ситуации, когда окружение не позволяет подростку реализовать потребность во взрослости.
  • Молодость обусловлена поиском профессии и созданием семьи. Одиночество и социальная изоляция – причины экзистенциальной депривации в этом случае.
  • В 30 лет важным является соответствие жизни внутренним планам и мотивам личности.
  • В 40 лет человек оценивает правильность своей жизни, самореализацию, исполненность личного предназначения.

Экзистенциональная депривация может наступить независимо от возраста, в силу личных причин:

  • смена социального статуса (в положительную или отрицательную сторону);
  • разрушение смыслов, невозможность достижения цели;
  • быстрая смена жизненных условий (тоска по прежнему порядку);
  • тоска из-за серого однообразия жизни (чрезмерная стабильность);
  • чувство утраты и грусти при достижении столь желанной цели после долгого и трудного пути (а что дальше делать, как жить без мечты).

Образовательная депривация

Речь идет не только о полной педагогической запущенности, но и об условиях обучения, не соответствующих индивидуально-личностным особенностям ребенка, невозможности полноценного раскрытия потенциала и самореализации. В результате теряется мотивация к обучению, падает интерес, возникает нежелание посещать занятия. Формируется отвращение к учебной деятельности в широком смысле слова.

В рамках образовательной депривации можно выделить эмоциональную (игнорирование потребностей и особенностей ребенка, пресечение индивидуальности) и когнитивную (формальная подача знаний).

Образовательная депривация часто переходит в культурную или служит ее предпосылкой. Культурная депривация берет начало в семье, где образование не имеет ценности.

Депривация в современном мире

Депривация бывает очевидной и скрытой. С первой формой все просто: физическая разлука, заключение в камере и так далее. Примером скрытой депривации является изоляция в толпе (одиночество в толпе) или эмоциональная холодность в отношениях (брак ради детей).

В современном мире от депривации не застрахован никто. Ту или иную ее форму и вид может спровоцировать экономическая и социальная нестабильность общества, информационная война или контроль информации. Депривация тем сильнее дает о себе знать, чем больше ожидания человека (уровень притязаний) расходятся с реальностью.

Безработица, бедность (во многом субъективный показатель), урбанизация могут негативно отражаться на психике людей. Очень часто начинающиеся депривации и состояние фрустрации компенсируются защитным механизмом – уходом от реальности. Потому так популярна виртуальная реальность, алкоголь, компьютеры.

Выученная беспомощность – еще одна болезнь современного общества. Своими корнями она тоже уходит в депривацию. Люди пассивны и во многом инфантильны, но для кого-то это единственный вариант сохранить равновесие в нестабильной обстановке или ограниченных возможностях. Пессимизм – еще одна реакция на длительную депривацию.

Преодоление депривации

Преодолевать депривацию можно разными путями: деструктивными и конструктивными, социальными и асоциальными. Например, популярен уход в религию, увлечение эзотерикой и психологией, освоение саморегуляции и техник релаксации. Не менее популярен уход в мир интернета и фантазий, книг, фильмов.

При сознательном и профессиональном подходе коррекция депривации предполагает подробное изучение частного случая и создание антидепривационных условий. То есть, например, при сенсорной депривации насыщение среды событиями и впечатлениями. При когнитивной – поиск информации, ее усвоение, коррекция имеющихся образов и стереотипов. Эмоциональная депривация устраняется налаживанием общения с людьми, построением отношений.

Работа с депривациями требует строго индивидуального психотерапевтического подхода. Важен срок депривации, индивидуально-личностные особенности человека, его возраст, вид депривации и форма, внешние условия. Последствия одних деприваций поддаются коррекции проще, на исправление других уходит много времени или констатируется необратимость психических изменений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *