Доктор Моррис

Самобытный это какой

Самобытность как качество личности – способность идти своим путём, быть самим собой и, как следствие, отличаться своеобразием, самостоятельностью выражения, оригинальностью.

Однажды, великий композитор Ирвинг Берлин услышал музыку только начинающего композитора Джорджа Гершвина. На него она произвела очень сильное впечатление. Настолько сильное, что Берлин предложил Гершвину должность своего музыкального секретаря с окладом в три раза большим, чем у других. Гершвин фактически согласился. — Но не соглашайтесь на эту работу, – сказал Берлин после того, как озвучил свое предложение. — Почему? — Потому что если вы согласитесь, то станете второсортным Берлином. А если останетесь самим собой, то возможно, в один прекрасный день вы станете первоклассным Гершвином. И Гершвин отказался стать музыкальным секретарем Ирвинга Берлина. Спустя время, Джордж Гершвин стал великим американским композитором.

Он выбрал свой путь. Это главный признак самобытности личности. Философ Владимир Тарасов пишет: «Пути не пересекаются. Люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. Места хватит для всех. Потому что путь не сооружение и не плод фантазии. Он сущест­вует, пока существует человек. Его можно увидеть и узнать. Его можно устрашиться, можно смутиться или обрадоваться. Но для каждого он один. Не вступить на него — значит блуждать без дороги. Сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас. И шагу не можем ступить в сторону. И подобно тому, как толпа интеллигентных людей способна не, спеша пройти через узкие двери, не толкая друг друга локтями, а лишь испытывая удовольствие от взаимной изысканной вежливости, так и люди, имеющие путь, не могут помешать друг другу. У того, кто имеет путь, времени всегда достаточно. Невежлив лишь раб момента, не имеющий в запасе вечности».

Самобытность – это не подражательная жизнь. Проще казаться кем-то другим, надевать бесчисленные социальные маски, но не единожды не вглядеться в себя, не осознать, кто я такой, каково моё не ложное, а настоящее эго. Проще усомниться в оригинальности и неповторимости своего внутреннего мира, чем показать миру своё истинное Я.

Когда ты остаешься самим собой, у тебя больше шансов нащупать, понять своё жизненное предназначение. Играя чужие роли, надевая чужие маски, ты рискуешь пройти мимо того, зачем послан в этот мир. Человек – уникальное живое существо. И не потому, что он разумен. Только он играет роли, живёт чужой жизнью, не желая быть самим собой, растаптывая свою самобытность. Вы когда-нибудь видели тигра, играющего роль шакала или зайца, выдающего себя за волка?

Эльчин Сафарли в книге «Мне тебя обещали» пишет: «В отношениях с людьми мы любим раздавать роли. Требовать от актёров строго следовать нашей трактовке. И сами при этом играем самозабвенно. Потом кто-то рано или поздно захочет хотя бы часок побыть собой, а не персонажем. И в этот миг всё развалится».

Как нет двух одинаковых снежинок, так нет и двух людей с одинаковым набором проявленных качеств личности. Это как в дактилоскопии: у каждого свои отпечатки пальцев, у каждого свой неповторимый набор проявленных добродетелей и пороков. Людям свойственно упрощение при оценке качественных характеристик другого человека. Стереотипное мышление выдаёт готовый вердикт: — Плохой человек или Хороший человек. На самом деле всё невероятно сложнее. Нет такого томографа, который бы мог просчитать, насколько в человеке проявлены положительные качества личности и насколько притаились пороки, и, наоборот, выявить, насколько проявлены порочные наклонности и колонизированы до поры до времени достоинства.

Иными словами, каждый человек самобытен, но в условиях жизни в социуме он или неосознанно скрывает свою самобытность, пытаясь подражать другим, либо сознательно прибегает к услугам лицемерия, коварства и лжи.

Интересные вещи происходят с самобытностью у мужчин и женщин. Мужчина ищет свою самобытность, находит (или не находит) своё жизненное предназначение и полностью реализует (или не реализует) себя в мире, проявляя свою истинную сущность. Например, по судьбе мужчине надлежало быть художником, но под влиянием родителей, конъюнктурных интересов он поступает не в художественное училище, а в финансовую академию или юридический университет. Человек, говоря прямо, предал себя, ушел от своего истинного предназначения, а, следовательно, потерял самобытность. Делая не своё дело, самобытность не проявишь. Он может быть добротным, крепким адвокатом или финансистом, но не более. Когда человек проходит мимо своего жизненного предназначения он одновременно утрачивает всяческие надежды на самобытность.

У женщин всё наоборот. Женщина имеет божественную природу. Ей без надобности что-то искать. Главное не растерять, не растратить себя, не опошлиться, не огрубеть, не овульгариться под влиянием социума.

Психолог Руслан Нарушевич утверждает: «С самого рождения у девочки, которую называют санскритским словом дева девочка, «дева» означает Бог. Санскритское слово «Дева» означает Бог. Каждая девочка божественна по природе своей изначально. Она может только утратить эту божественность, если не будет защищена, если ей не будут говорить, что она божественна. Поэтому что происходит? Девочка с самого рождения находится на уровне самом высшем – на уровне седьмом. Это то, почему вы нас так привлекаете. Потому что с нашего первого этажа вы кажетесь совершенно небесными… Женщина должна знать, что ее место на седьмом этаже. И спускаться оттуда не надо, чтоб помочь несчастному».

Самобытность не состоит в погоне за оригинальностью и колоритностью. Всё как раз наоборот. Самобытность – это поиск, нахождение самого себя и преподнесение себя миру в истинном виде. Истинный вид как раз и продемонстрирует миру своеобразие, самостоятельность выражения и оригинальность.

Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее.

После расспросов он получил такой ответ: — Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Самобытность – это качество личности, рассматриваемое с нескольких сторон – индивидуального проявления и культурного соответствия. На первом уровне значение слова самобытность используется для характеристики оригинального, своеобразного, уникального поведения человека, отличающего его от других и делающего не похожим на массовые образы. Самобытность в данном ключе затрагивает не только поведенческий аспект, но и внешние проявления человека в выборе мест, архитектурных решений, создания собственного внешнего образа и стиля жизни. Примеры таких личностей могут встречаться в историях мировой культуры и каждый день среди наших знакомых. Такие люди обычно четко держат направление своего движения и не поддаются критике общества, оказываются нечувствительны к внешнему навязыванию. Они носят ту одежду, которую сами считают красивой и удобной. Слушают ту музыку, которая откликается в их сердце и работают над теми проектами, в которых видят смысл.

Во втором значении самобытность отражает некое постоянство существования человека в культурной среде, отражающее его укорененность. Это может быть очень близким отражением четкого наследования традиций и выбора предков, поддержания чистоты и оригинальности собственного духовного наследия. Примерами такой культурной самобытности служат чаще всего деревни, далекие от цивилизации, ревностно хранящие свои традиции, одевающиеся в соответствии с культурными и обрядовыми законами той местности и не подвергшиеся изменениям вследствие стирания культурных границ. Сюда же относится сохранение родного языка, диалекта, устного творчества, верований, ценностей и идей народа.

Что такое самобытность

Значение слова самобытность обычно применяется для определения оригинальности человека или его творения. При этом оригинальность наполняется значительно большим смыслом, чем простая непохожесть на большинство. Самобытность в создании вещей, окружающего пространства и других продуктов проявляется не в копировании, подражании или миксовании готовых нескольких идей, а в творческом изначальном создании чего-то нового и неповторимого. Основой для создания таких новых творческих концепций или ежедневных жизненных проявлений происходит с опорой на собственные внутренние ценности и выборы или же культурно-нравственные категории соответствующей культуры.

Самобытность лишена внешних подсказок и сценариев, как жить. Невозможно сохранить свою собственную уникальную самобытность и при этом представлять среднестатистического по всем параметрам обывателя. Жизнь на автопилоте, хождение по известным улицам, исполнение заведомо успешного сценария удобны, но далеки от самобытности. Это качество личности, которое включает постоянный внутренний поиск, творение окружающего в соответствии с душевными потребностями, а не подстраивание своих желаний под существующие рамки действительности. Самобытность занимается постоянным сличением соответствия проживаемой жизни с тем, какие ценности находятся внутри у человека. Это предельная честность в контакте с миром и смелость выйти в него без маски и отстаивать свою позицию.

Следование и поддержание своей самобытной природы неизбежно приводит человека к воплощению своего предназначения, нахождению того жизненного пути и созданию такого жизненного пространства, в котором личность будет максимально реализованной. Многие выбирают другой путь, поскольку цена провала при стремлении к своим настоящим целям воспринимается крайне тяжело. Любые неудачи в достижении фальшивых желаний не так сильно травмируют эго, точно так же как и менее ранит критика, если продукт был скопирован, а не рожден в творческих муках. Но качество жизни и продукта в этих условиях принципиально различны.

Некоторые ученые противопоставляют самобытность универсальность, считая последнюю обезличенным проявлением человека, как удовлетворяющего все социальные запросы существа. Но универсальность умений, взаимодействий и прочих проявлений не отменяет человеческой оригинальности и самобытного осуществления универсальных вещей. Самобытность не ограничивает возможности и способности, а лишь придает им исключительную и узнаваемую окраску.

Самобытность как качество личности

Самобытность, проявляющаяся личностным качеством, включает в себя сочетание высокое проявление некоторых человеческих характеристик. То, что человек самобытен, проявляется в способности идти своим путем, не смотря на советы и требования окружающих, игнорируя требования моды и внешней актуальности, а беря за основу собственные внутренние убеждения. Помимо следования своему пути качество самобытности проявляется в умении быть собой, а именно в отсутствии страха отличаться от большинства. Поддержание своего уникального существования становится главной чертой самобытного человека и помогает сохранить не только эту черту, но и развить множество других.

Невозможно качество самобытности без высокого уровня самостоятельности. Эти понятия неотделимы, поскольку если только вы знаете, куда вам стоит двигаться, то вся ответственность ложится на ваши плечи. Чем больше дел делегируется, чем больше ответственности перекладывается, тем меньше в человеке самобытности. Подчинение чужим потребностям и видению реальности постепенно вытесняет уникальность личности, заменяя ее шаблонным удобным поведением.

В самобытности исключена искусственная погоня за оригинальностью и созданием образа. Подобные вещи происходят сами по себе и довольно спонтанно в процессе знакомства с различными гранями своей природы, если удалось отбросить навязанные близкими людьми концепции самовосприятия. Очистить ум от чужих оценок и встретиться с собой без ярлыков и масок — это будет первый шаг к самобытной жизни. Далее последует честная презентация окружающему миру того, что было узнано внутри собственной психики. Важным моментом является то, что сам человек должен быть представлен миру в своем истинном варианте.

Именно из такого стиля жизни рождается самобытная оригинальность, а точнее позволяет проявиться истинной и неповторимой человеческой сущности. Каждая личность уникальна, никто не является копией другого, и чем более очищенным и неприкрытым является взаимодействие человека с миром, тем более заметны эти отличия. Маски, социальные роли, выполняемые правила поведения одинаковы, обезличены и предписаны. Выходя за их пределы, проступает самобытность и честность.

Как качество личности, самобытность более развита у тех детей, которые воспитывались в обстановке принятия и любви. Обычно им многое разрешается – рисовать на обоях, пробовать на вкус песок, четыре раза поменять ВУЗ и прочее. Чувствуя возможность следовать своим выборам, и что вне зависимости от них ребенок будет принятым и любимым, закладывается основа отношений с миром, где есть место проявлению себя. Кроме того поддержка родителей и развитие ребенка вслед за его интересом, а не по выбранному жесткому пути формирует умение прислушиваться к своим потребностям и осуществлять их.

Любое проявление требует определенной платы. И если вы хотите спокойную жизнь, среднее хорошее отношение социума, то ради этого придется жертвовать своей оригинальностью. Если же вы стремитесь к самобытному проявлению, то необходимо быть готовым к тому, что многим это придется не по нраву, кто-то захочет вписать вас в общие рамки, да и помощников на непроторенном пути встречается крайне мало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *