Доктор Моррис

Психология любви и отношений

Какие этапы любви существуют?

Всего выделяют 7 этапов, которые проходит любовь, они могут возникать не у каждого, но имеют место быть:

  1. Влюбленность – короткий период, когда возлюбленные погружаются в состояние эйфории, замечают только все хорошее, не видят отрицательных сторон друг друга, но все быстро заканчивается, когда люди начинают жить вместе или планируют свадьбу, сталкиваются с бытовыми неурядицами;
    Пресыщение – влюбленные начинают по другому «оценивать свою любовь», начинается совместное существование, которое может привести к расставанию или сплочению семьи;
    Отвращение – настоящее испытание для влюбленных, они становятся эгоистами, взаимность исчезает, без этого этапа нельзя перешагнуть в другой мир, истинного осознания любви;
    Смирение – влюбленные начинают адекватно смотреть друг на друга, принимать свою половинку как отдельную личность, со всеми пороками и недостатками, начинает период самосовершенствования, улучшения и взаимопонимания;
    Служение –люди полностью погружаться в мир блаженства, олицетворения мудрости и благочестивости, поддерживают друг друга в любых начинаниях;
    Дружба – принятия друг друга как близкого человека, влюбленные уделяют больше времени своей половинке, узнают себя заново, строят новые полные безумства отношения;
    Любовь – партнеры прошли долгий путь, научились ценить и любить по-настоящему, теперь они воспринимают друг друга как единое целое, без меркантильных установок и хитрых уловок!

Хотите сделать памятный подарок своему любимому мужу/парню? Подарите ему книгу «100 Причин, Почему Я Люблю Тебя!» — он будет в восторге от такого подарка, поверьте!

Особенно важно осознать тот факт, что любовь не просит ничего — это чувство дарит тепло, душевную гармонию и наслаждение. Если же возникает слепая любовная зависимость, то от нее нужно избавляться, как бы сложно бы не было первое время!
Такие чувства заставляют партнера быть все время с избранником, ревновать, прощать даже в самых тяжелых случаях, что в конечном итоге приведет к разрушению личности и даже фатальной гибели.

Что говорят по поводу определения слова ‘Любовь’ известные психологи?

Стернберг: Результаты сочетания компонентов любви

Стернберг считал, что это чувство может нести объективную нагрузку в трех смысловых компонентах: влечение, страсть и ответственность перед собой и второй половинкой.
Идеальная любовь та, в которой все эти составляющие сливаются воедино, чувства становятся сильными и воспламеняющимися!

Типы любви Интимность Страсть Ответственность
Симпатия +
Страсть +
Выдуманные чувства +
Романтика + +
Дружба + +
Слепые чувства + +
Совершенная любовь + + +

Что говорит по поводу определения любви Э. Фромм?

Он считает любовью сиюминутное чувство, которое появляется в моменты великой радости, мотивацией чувств может быть страх перед одиночеством, в редких проявлениях — садизм.

Любовь по Э. Фромму похожа на коммерческую сделку, любить – это брать и отдавать по полной, раскрыться, посвятить свои тайны и пустить в свой сокровенный мир любви и переживаний. Быть сильным, не отпускать чувства на самотек, контролировать процесс, как бы ни парадоксально это звучало.
На место первых бурных всплесков эмоций приходят отважные и прочные чувства, которые помогают удержать плот любви на плаву, а не позволить ему разбиться о скалы вражды, ненависти, постоянных ссор и скандалов.

А.В. Петровский рассуждает по-другому

Он описывает любовь, как внешние проявления чувства, доступные для наблюдения каждому. То, как меняется внешне человек при появлении чувства привязанности к другому, отрекается от прежней жизни и начинает совершать безумные действия. Любовь обусловлена интимными влечениями, предполагает искренность и открытость друг перед другом.
Если имеет место быть ложь, то это не любовь, а бессовестная эксплуатация чужого доверия, мошеннические действия, порой и необдуманные. Чувства должны подменяться поступками, но при этом свидетельствовать об одном и том же. Если я люблю, значит, это проявляется во всех отношениях.

Любовь, как химическая реакция

Влюбленным нравится быть вместе, запускается выработка разных гормонов, которые ведут к безумным поступкам, эйфории, бессонницы, потере аппетита, изменение реальности вокруг.
Любовь сводит с ума, мозг начинает продуцировать в избыточном количестве дофамин, появляется состояние удовлетворенности. Человек совершает бездумные поступки, порой не способен оценить адекватно полученный результат.

Эти «агрессивные» гормоны долгое время не живут, фаза безумства быстро заканчивается, а любовь переходит в другую метаморфозу – привязанность, понимание, доверие, сплочение и прочее.

Желание влюбиться — это еще не любовь. Но вот страх влюбиться — это уже любовь.
Этьен Рей
Гормон любви – окситоцин, играет ключевую роль в психологии поведения влюбленных, как говорится, если тебе хорошо, то и я чувствую себя прекрасно! Любовь — это полная отдача себя взамен истинности чувств другого.
Такой химический элемент помогает строить отношения, связывает узами любви семьи, друзей, помогает обуздать истинное чувство внутри. Такое изменение психологии поведения меняет жизнь к лучшему, вызывает чувство доверия к окружающим. Таким методом можно лечить состояние невроза у пациентов.

Что такое первая любовь?

Это яркие воспоминания или урок на всю жизнь? Многие утверждают, что первая любовь обречена на провал. Родители не предают значению такому увлечению их детей, взрослые часто тайком вздыхают при воспоминаниях о первой любви, порой считая ее самой истинной и безгрешной.

Первые отношения между мужчиной и женщиной могут быть как негативными, так и позитивными! Самое главное – это вынести правильный урок с этой ситуации, не зацикливаться на плохом, идти вперед и строить новые счастливые отношения, не оборачиваясь при этом назад.
Психологи по этому поводу говорят так:

  1. Первая любовь – это первое личностное взаимоотношение женского и мужского пола, которое базируется на контактных действиях со стороны друг друга, активно проявляются первые эмоции – чувство любви, ненависти, злости, ревности, обиды;
  2. влюбленный остается сам со своими переживаниями, пытается принять адекватное решение, что же делать дальше, порой первые переживания настолько сильные, что не позволяют влюбленному перешагнуть этот период жизни и идти далее, к новым отношениям;
  3. в первой любви есть только чувства, все определения статусов уходят на второй план (материальные блага, машина, недвижимость и прочее);
  4. влюбленные не могут принимать возникшие обстоятельства здраво, порой не справляются с волной нахлынувших переживаний;
  5. смысл первой любви – научиться управлять эмоциями, контактировать с противоположным полом, создать свою систему поведения для благополучного завершения следующих отношений.


Мы всегда верим, что наша первая любовь — последняя, а наша последняя любовь — первая.
Джордж Джон Уайт-Мелвилл
Первая влюбленность способна формировать стойкие представления о чувстве любви в будущем. Очень важно вынести из этой ситуации позитивный эмоциональный опыт, а не испортить свою личную жизнь тягостными воспоминаниями.
Часто возникает иллюзия, что если вернуть первую любовь, то юность вернется вместе с ней, но жить нужно настоящим, а не прошлым, ведь только здесь и сейчас можно что-то изменить в своей жизни, стать по-настоящему счастливым и успешным.

Какие мифы о любви ‘стирают’ познания психологии

Любовь с первого взгляда – настоящая ли?

Любовь со второго, третьего… взгляда может яркой, насыщенной, вдохновленной и единственной. Психологи часто рассматривают такие ситуации, когда человек считает, что вот это его настоящая половинка, а потом встречает другую, и мир снова переворачивается.

Объект любви – один на все года и все века!

Первая любовь кажется единственной, но вот приходит вторая, и чувства снова воспламеняются… В мире 25% самоубийств происходит из-за того, что много соперников соревнуются за благосклонность «одной любви». Так для кого она является единственной на самом деле?
В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
Фёдор Михайлович Достоевский
У каждого человека есть вторая половинка, главное, разглядеть ее в толпе многочисленных прохожих и не упустить, дабы не нарушить договор о вечной и счастливой любви.
Нельзя жить в мире, где любовь отсутствует, когда вторая половина совершенно безразлично относится к Вам, ведь придет время, когда появится настоящая любовь, а один из партнеров останется «за бортом», в море слез и печальных иллюзий.

Вариантов встретить вторую половинку не меньше миллиона, возможно, для этого нужно сменить место жительства, круг общения, работу, учебы, но выбор будет сделан, и вероятность удачного- довольно высокая.

Существует ли вечная любовь?

Психологи на этот счет не делают громких заявлений, да мысль о возлюбленном может жить долгий период, но устои семейного быта способны изменить эти представления. Чем выше потребность в любви, тем острее поставлена эта проблема.
Чаще всего любовь толкуется как уважение, доверие, понимание друг друга, часто человек влюбляется несколько раз, ведь найти свой идеал ему не посчастливилось. На самом деле не все так просто, нужно идти вперед, не останавливаться на мнимых фантазиях и ошибочных идеалах.
Сложно здраво рассуждать под действием гормона любви, но сделать вывод и жить дальше Вы просто обязаны!

Возможно ли выйти замуж без любви?

Всегда ли есть любовь при создании брака, но стоит отметить, что и накал страстей также не может гарантировать прочные отношения и успешный союз. Так где искать золотую половинку? Как стать счастливым без любви?
Да, замужество без чувств – это печально, но с другой стороны, как заметил французский беллетрист Бегбедер, что любовь живет три года, а после налаживается доверительный контакт, взаимосвязь, которая будет держать пару вместе, либо приведет к расставанию.
Проблемы на поприще любви могут возникать из-за того, что каждый по-своему трактует это чувство. В психологии нет одного верного решения, как определить любовь, существует много ее разновидностей.
Возможно, сегодня Вы полюбите вторую половину как брата/сестру, друга, а завтра придет то воспламеняющее чувство, которое позволит создать крепкую и счастливую семью на долгие годы. Любовь будет воспеваться как божественное чувство, светлое преображение жизни, сводящее с ума.

Любовь — это радость, понимание друг друга без слов, обоюдное удовлетворение, в этом случае можно говорить о крепких дальнейших узах семейства, а рождение детей станет волшебным сплочением этого брака.

‘Выдуманная’ любовь

Если отношения между людьми возникают на фоне внутренней пустоты, либо замещения одного партнера другим, то их можно назвать зависимыми, и чаще всего обреченными на печальное существование.
Это серьезная психологическая проблема, выдержать такую ответственность может не каждый, в таких отношениях нет свободного выбора, чаще всего такие личности остаются одинокими и несчастными на всю жизнь.
Не бойтесь умных. Когда приходит любовь — мозги отключаются.
Елена Жидкова
«Чувства – это стихия никому не подвластных действий!»
На таком поприще могут возникать измены, недоверие, страдания, подлость и уничтожение такого замечательно чувства как любовь.
Нужно научиться любить и быть счастливым без каких либо условий, как мать любит ребенка, она погружается в это состояние с головой и не ставит для себя какие-то критерии выбора.
Если в душе пустота, то нужно для начала разобраться в себе, почему так произошло, а не заполнять ее кем-то на основе необдуманных действий. Пока человек сам себя не полюбит, примет со всеми недостатками и противоречиями, вряд ли кто-то это сделает за него.

Основы понимания любви

Ты — рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

Классификация форм любви

Элеанор Фортескью-Брикдейл «Любовь и её обманки» (около 1904).

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:

  • «эрос» (др.-греч. ἔρως) — стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения;
  • «филия» (др.-греч. φιλία) — любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;
  • «сторге» (др.-греч. στοργή) — любовь-нежность, особенно семейная;
  • «агапэ» (др.-греч. ἀγάπη) — жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве такова любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

  • «людус» (лат. ludus) — любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направленная на получение удовольствий;
  • «мания» (др.-греч. μανία) — любовь-одержимость, основа которой — страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов»;
  • «прагма» (др.-греч. πράγμα) — рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторге и людус — в своих смешениях дают ещё три: агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму.

Известный русский философ В. С. Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевлённого существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни и выделяет три её вида:

  1. Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) — к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создаёт отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт;
  2. Любовь, которая более получает, чем даёт, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться также на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества;
  3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) — к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображаются преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

Также Соловьёв пишет, что с точки зрения этики любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

  1. Жалости, преобладающей в родительской любви;
  2. Благоговения, преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;
  3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

Истоки и эволюция понятия любви

Сердце — символ любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения — в языческом фаллизме (ещё сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения — в христианской агапэ (греч. άγάπη).

А. Канова. «Амур и Психея». Мрамор. 1793. Лувр, Париж.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч. φιλια) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир» вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос — есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него , а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага».

Ф. Б. Дикси. «Ромео и Джульетта». 1884. Городская художественная галерея. Саутгемптон.

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее, существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, могло иметь различные значения.

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. О применимости понятия любовь (amor) к Богу говорит и Фома Аквинский, у которого это не просто страсть (passio), но первое «движение воли» (motus voluntatis), так как оно подразумевает осознанность и благо. Применительно к человеку Фома различает в любви дружбу (amicitia) и вожделение (concupiscentia). Одним из следствий любви, по его мнению, является ревность (zelus). Вместе с тем, существует еще и добродетельная любовь (caritas), под которой понимают соединение с благом. Вообще в Средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae). Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду — иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень дофамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность, и его уровень изменяется с течением времени.

Значение любви

Известный философ-неофрейдист Эрих Фромм считал, что человеку свойственно «стремление к межличностному единению», но считал, что этого единения можно достигать принципиально разными путями, в связи с чем использовал в своих работах слово «любовь» для обозначения конкретной формы межличностного единения, имеющей, по его мнению, «идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тысячелетий истории Запада и Востока». Именно теме такой любви посвящена часть его работ. По мнению Фромма, такая любовь является «зрелым ответом на проблему человеческого существования», в то время как другие формы межличностного единения являются разрушительными. В частности, Фромм считал примером такого разрушительного единения отношения Гитлера с народом Германии.

Л. Н. Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на неё грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, – тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, – и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, – того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

В религиозно-философском мировоззрении Л. Н. Толстого, которое он основывал, в первую очередь, на евангельском учении Иисуса Христа и на Нагорной проповеди, «любовь не есть какое-либо особое чувство, это — сознание единства», а «любить — вообще значит желать делать доброе».

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Любовь в работах Фромма

Основная статья: Искусство любить

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь — это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

Примечания

  1. Любовь // Толковый словарь Ожегова (копия)
  2. 1 2 Аверинцев С. С., Спиркин А. Г. Любовь // БСЭ
  3. Love // Oxford English Dictionary. — Oxford University Press, 2008
  4. Love // Merriam-Webster Dictionary
  5. Любовь // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
  6. Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий
  7. Этимологический словарь славянских языков. — Издательство «Наука». — 1988. — Т. 15. — С. 185—186.
  8. 1 2 Светлана Коппел-Ковтун. Несколько слов о любви // Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ». — № 108. — январь 2012
  9. Кон И. С. Дружба. — 4-е изд. — СПб.: ИД «Питер», 2001. — С. 269. — ISBN 9785469001805.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 Вл. С.: Любовь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. 1 2 3 Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. Глава 1. Философия любви в Древней Греции и Риме
  12. Аристотель. Риторика. Книга II. Глава IV.
  13. Омар Хайям // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). ISBN 985-428-636-3.
  14. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч1. Вопрос 20. О любви Бога
  15. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч2. Вопрос 26. О душевных страстях по отдельности и, прежде всего, о любви
  16. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч3.Трактат о любви. Вопрос 23. О любви как таковой
  17. V. — Письмо четвёртое: свет истины // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины — М. : Правда, 1990. — 490 с. Репринт 1914 года.
  18. Эрих Фромм Архивная копия от 7 февраля 2013 на Wayback Machine // Карпенко Л. А., Кондаков И. М. История психологии в лицах.
  19. Наука поверила, что любовь не умирает Архивная копия от 27 июля 2010 на Wayback Machine // Мой район, 04.01. 2009 г.
  20. Genie James, C. W. Randolph. In the Mood Again: Use the Power of Healthy Hormones to Reboot Your Sex Life. — Simon & Schuster, 2009. — ISBN 1-4391-4916-X, 9781439149164
  21. Фромм, Эрих Зелигманн. Абзац «Желание межличностного слияния…». Любовь – ответ на проблему человеческого существования // Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Перевод Л. А. Чернышёвой. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с. — (Philosophy). — 50 000 экз. — ISBN 5-7155-0516-X.
  22. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить. От абзаца: «Итак, что же мы будем иметь в виду…» до абзаца «В противоположность симбиотическому…».
  23. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXII. Абзац: «Жизнь есть деятельность…».
  24. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXV. Абзац: «Любовь эта, в которой только и есть жизнь…».
  25. Толстой Л. Н. Записная книжка № 1, запись № 3 за 23 июня 1907 г. // Полн. собр. соч. : в 90 т., — Юбилейное издание. — М. : Художественная литература, 1928—1958. / Серия вторая. Дневник, записные книжки и отдельные записи 1907—1908. — Т. 56. — С. 219.
  26. Толстой Л. Н. О жизни. Глава XXIII. Абзац: «Любить вообще значит желать делать доброе».
  27. Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история) Абзац: «Может ли человек…»
  28. Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть Архивная копия от 14 ноября 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история) Абзац: «Если человек испытывает…»
  29. Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…» и далее. — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
  30. Корнетов Н. А., Янковская А. Е., Китлер С. В., Силаева А. В., Шагалова Л. В. «К вопросу динамики развития представлений об организационном стрессе и подходов к его оценке». // «Фундаментальные исследования». — № 10. — 2011. Часть 3. — С. 600. Абзац: «Факторами, провоцирующими ОС, являются также особенности социально-экономических условий страны» и следующий.
  31. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любить Абзац: «Итак, что же мы будем…»
  32. Абзац: «Когда Э. Фромм говорил о любви как действенной силе…» — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Природа человека и его потребности» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2. — С. 89.
  33. Эрих Фромм (1900—1980) // Великие мыслители. Абзац: «Тема любви к человеку…»
  34. Фромм, Эрих Зелигманн. Искусство любви. Архивная копия от 19 августа 2011 на Wayback Machine Абзац: «Любовь, в основе своей, это не только…».
  35. Абзац: «В понимании Э. Фромма плодотворная ориентация…». — Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Раздел: «Индивидуальный и социальный характер» // Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2.. — С. 106.
  36. Марков А. В. Эволюционная биология любви (лекция в Политехническом музее 14.02.2012)
  37. Ortigue S., Bianchi-Demicheli F., Patel N., Frum C., Lewis J. W. Neuroimaging of love: fMRI meta-analysis evidence toward new perspectives in sexual medicine // The Journal of Sexual Medicine. V. 7 (11). — 2010. — P. 3541—3552

Литература

  • Болонь Жан-Клод. История любовных побед от античности до наших дней. — М. : Текст, 2010. — ISBN 5-7516-0803-3
  • Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история). — М. : Республика. — 1994. — 368 с.
  • Дроздов. В. Мистическая любовь в иранском суфизме // Востоковедение: Филологические исследования Вып. 26 : Сб. статей. — СПб. : 2005. — С. 129—138
  • Иванченко Г. В. Логос любви. — М. : Смысл, 2007. — ISBN 978-5-89357-236-0
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб. : Питер, 2001. — 752 с. ISBN 5-318-00236-6
  • Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. — Ростов н/Д. 2005. — 76 с.
  • Орлов А. Б. Демистификация любви // Консультативная психология и психотерапия. — М.: МГППУ, 2004. — № 2. — С. 26–37. — ISSN 2311-9446. — DOI:10.17759/cpp.
  • Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь = The Penguin Dictionary of Psychology: Second Edition. — 2-е издание. — М.: Вече, АСТ, 2001. — Т. 1—2. — 1152 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-009151-6, ISBN 5-17-009148-6, ISBN 5-17-008900-7, ISBN 5-7838-0606-4, ISBN 5-7838-0605-6.
  • Слободяник А. П. Любовь, определение // Психотерапия, внушение, гипноз. — Киев : Здоров’я, 1977. — С. 345—346
  • Чавдарова Д. Метафора «любовь — пища» в русской литературе XIX века // Алфавит : Строение повествовательного текста. Синтагматика. Парадигматика. — Смоленск : СГПУ, 2004. — С. 222—230
  • Fromm, Erich. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love. — N. Y. : Harper & Row, 1956.

Пять стадий отношений между влюбленными

Стадия первая: бабочки
Примерно 2% всех взрослых людей, находящихся в устойчивых отношениях, переживают первую стадию отношений, которую называют «бабочками». Люди сталкиваются с мощной тягой друг к другу, как психологической, так и сексуальной. У 30% процентов пар наблюдается потеря веса, а у 39% снижение продуктивности, зато у более чем 56% отмечается повышение либидо. Стадия называется так, поскольку у людей при общении с их любимыми возникает волнующее щекочущее чувство, как будто под кожей у них порхают бабочки.
Стадия вторая: строительство
После первоначального притяжения пары начинаются узнавать друг друга лучше. Это стадия медового месяца и постройки отношений. В это время организм выделяет моноамины, которые ускоряют сердцебиение, способствуют более интенсивному удовольствию, они даже повторяют эффект наркотических препаратов. Это самая счастливая стадия влюбленности и полного удовлетворения друг другом. Разрыв отношений на этой стадии вызывает настоящую ломку.
Стадия третья: ассимиляция
После того как партнеры насладились друг другом и поняли, что могут жить вместе, они начинают формировать серьезные отношения. Вот здесь уже повышается уровень стресса.
Стадия четвертая: честность
На этой стадии отношений фиксируется мощный подъем уровня стресса и тревожности. Появляются размолвки, ссоры, скандалы, измены, хотя внешне партнеры стараются казаться на людях счастливыми. Они «редактируют» свою жизнь посредством социальных сайтов и активно делают вид, будто у них все в порядке. Больше всего разводов случается именно на четвертой стадии, когда партнеры честно высказывают друг другу претензии.
Стадия пятая: стабильность
Если стадию честности влюбленным удается преодолеть, то в отношениях наступает последняя и самая счастливая стадия стабильности. В этот период организмы партнеров выделяют гормоны, которые способствуют укреплению эмоциональных связей. Люди по-настоящему привязываются друг другу, что уже связано не с первоначальной влюбленностью, основанной на сексуальном притяжении, а с более трезвым и обдуманным желанием прожить с этим человеком всю оставшуюся жизнь.

Что такое любовь? философское размышление

Эпиграф 1: Любовь как река: мужчина бросается в неё сразу, а женщина заходит постепенно. (неизвестный автор)
Эпиграф 2: Любовь – это желание жить! (М. Горький)
Эпиграф 3: Вас никто не любит – будьте уверены это ваша вина! (Ф. Додридж)
Что такое любовь? Есть ли она вообще или мы уже давно утратили способности к этому чувству? В последнее время я очень часто задаю себе этот вопрос. Не знаю почему. Может потому, что в той или иной степени моё увлечение поэзией ставит передо мной подобные вопросы. А может всему виной увлечение психологией и философией. А может просто в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он задаётся подобными вопросами. Когда я начал писать эту статью, у меня было очень много вариантов с чего начать, но я так и не решил что же главное. Может так: любовь существует – и это главное! Ведь в наше время всё тяжелее и тяжелее в это поверить. Но, почему-то мне очень хочется верить. Совершенно другой вопрос, в какой именно форме эта любовь существует. Ведь любовь сама по себе – это не стихи поэта, не то, что мы видим каждый день на экранах телевизоров, это некое таинство, что-то, что живёт внутри человека, в его душе. В той или иной степени мне часто приходится сталкиваться с этим. Возможно, для поэта это вообще неразделимо с его существованием. Мне постоянно нужно ощущать это чувство влюблённости в себе, иначе меня нет. Пословица говорит: «Любовь – мудрость глупца, а глупость ¬– мудреца!» Возможно, в этом есть рациональное зерно. Но, в таком случаи, зачем нам приходить на эту землю? Любовь приводит нас на эту землю, только любовь и ничего больше, я абсолютно в этом уверен. Но, всё-таки что такое любовь? Увы, невозможно чётко дать определение этому чувству, ибо каждый человек ощущает это по-своему. Для того, кто любит, любимый человек самый лучший, самый красивый, самый самый и т.д. В своей не очень долгой жизни я любил дважды: первый раз – ещё в школе, второй раз – сейчас (будучи уже студентом КПИ). Первый раз закончился ничем, да и второй, пожалуй, тоже закончится тем же. Я никогда не говорил о своих чувствах, наверное, потому, что оно моё. МОЁ и ничьё больше. Я никому не хочу навязывать свои чувства, они есть и всё. Они дарят мне великую радость и великую грусть. Они говорят мне о том, что я ещё жив, что двигаюсь дальше и это хорошо. Недавно один мой друг рассказал о своей девушке, что ему очень хорошо с ней, что он постоянно хочет быть с ней. А потом спросил меня: «Как ты думаешь, это любовь?» И я ответил: «Да! Наверное, это любовь». Я ответил так, не потому что был уверен в том, что мой друг действительно любит эту девушку (ведь на самом деле, только он сам знает ответ на этот вопрос), просто именно так я ощущаю любовь. Просто мне хочется быть с человеком, которого я люблю. Просто мне хочется делать для неё всё. Пусть даже она об этом не знает, и не узнает никогда. Почему так? Наверное, потому, что так будет правильнее… Недавно, перечитывая «Лолиту» В. Набокова, я вспомнил свою первую любовь (здесь нет никакой прямой аналогии) просто, кто помнит последние разделы романа, наверняка вспомнит такие слова Гумберта Гумберта (он стоит на возвышенности и видит играющих детей): «Ужас не в том, что Лолиты нет рядом со мной, а в том, что голоса её нет в этом хоре!» Не дословно, поскольку пишу по памяти, но как для меня это имеет такой смысл: весь ужас моей ситуации не в том, что девушка, которую я люблю никогда не будет рядом, а в том, что рано или поздно наступит момент, когда я её не увижу уже никогда… Наверное, поэтому я немного завидую своему другу (по доброму конечно), да и всем влюблённым, которых я часто вижу в парке, ибо у них есть то, чего нет у меня… Но, у каждого своя судьба и свой путь, и, наверное, в этом тоже есть своя прелесть! «Любовь перестаёт быть удовольствием, когда перестаёт быть тайной», и это, пожалуй, тоже правда. Рано или поздно всё погрязнет в рутине, и только любовь останется с тем, кто всегда будет ей верен. Вот такая вот получилась статья (рассказ, повесть, исповедь) это уж как кому угодно. Немного грустно, немного радостно, немного ни о чём. Я благодарен читателю, дочитавшему её до конца и говорю, как Печорин: «Можете смеяться, если вам смешно моё откровение, поверьте, я ничуть не огорчусь!»
КОНЕЦ

Психология любви. Психолог Василий Поздняков. Москва

Добрый день! Вы находитесь на старой версии заглавной страницы сайта. В данное время главная страница сайта переехала и стала более современной и интерактивной. В новом дизайне появились и новые возможности для пользователей сайта. В том числе, оставлять комментарии и ставить оценки материалам.

Приглашаю Вас перейти на новый дизайн , — теперь там будут размещаться новые материалы и другая полезная информация по психологии любви. Уверен, что материалы по психологии любви станут для Вас настоящим источником мудрости и откроют Вам подлинное сокровище этого мира.
Или читайте старую (но верную) информацию о сайте здесь:
Сайт будет интересен людям, понимающим, что любовь — это самое важное в жизни. Рассматривается вся сложность этого явления с точек зрения философии, истории, религии и психологии. Психология — вторая основная тема сайта. На сайте Вы можете узнать о тенденциях в современной психологии, ознакомиться с цитатами из психологических книг, высказывания знаменитых мыслителей, — не только психологов. Так же, представлены обучающие видеоролики, ссылки на полезные ресурсы, и даже психологические анекдоты)
Центральным понятием, относительно которого рассматриваются явления человеческой жизни, будет любовь. Исследование психологии любви решает многие проблемы, помогает человеку реализовать свой потенциал и значительно обогатить жизнь.
Различные точки зрения, представленные на сайте, стимулируют работу над собой в стремлении к совершенству и преодолению проблем. Накопленные в психологии научные знания и опыт могут помочь овладеть всеми мощными возможностями, которые заложены в человеке.
И ещё одна важная тема сайта – психосоматика и телесно-ориентированная психотерапия, изучающая различные аспекты взаимодействия психики и тела, в том числе, психологические причины возникновения болезней тела и поддержания здоровья человека. И, конечно, лучшее средство избавления от болезней – это профилактика, одним из видов которой является проработка психологических факторов, существенно увеличивающих риск развития болезней тела. Используется техника глубокое погружение в тело, интегрирующая в себе наработки различных психологических школ и практик. Техника уже заслужила себе репутацию успешного помощника в решении широкого спектра психологических проблем. Психологическая работа по снятию своих внутренних зажимов — это беспроигрышные инвестиции в самого себя, и один из способов познать себя, продлить свою жизнь, да и сделать ее гораздо более приятной.
Так же, есть возможность получить консультацию психолога, в том числе и бесплатно. Психолог может подсказать, в каком направлении двигаться, где искать или дать ссылку на полезную статью с уже описанным подобным случаем в психотерапевтической практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *