Доктор Моррис

Паттерн

1. Цели и задачи, предмет, содержание и структура учебной дисциплины семейная психотерапия

Семейная психотерапия — вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных взаимоотношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье

Цель семейной психотерапии – изменение в семье ряда представлений о возникшей проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностных к целостным и согласованным; создание альтернативных моделей решения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из её членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи

Предмет изучения семейной психотерапии — семья, область социальной жизни, представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта и которая подвержена влиянию социальных стереотипов. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и считает его единственно правильной моделью для понимания семейных отношений вообще.

2. Причины возникновения, история становления и развития семейной психотерапии

В качестве почвы, на которой формировалась семейная психотерапия, можно назвать следующие области науки и практики:

1. Философские и методологические идеи общей теории систем (Л. Берталанфи), функционализм, конструктивизм.

2. Теории групповой динамики К. Левина, В. Биона и последователей, а также групповую психотерапию как их практическое воплощение.

3. Исследования семейных взаимоотношений больных шизофренией в рамках интерперсональной школы психоанализа, а также цикл исследований семейного контекста больных шизофренией группой в Пало-Альто во главе с Г. Бейтсоном.

1. Кибернетический гомеостатический подход. Семья – это нечто большее, чем просто группа людей, и поэтому терапевт должен фокусироваться не на отдельных индивидах, а на интеракциях между ними; следует также уделять внимание эволюции семейной системы, уважать ресурсы семьи и её способность к самоизменению.

Функционализм исходит из представления о том, что любой симптом имеет приспособительное значение и должен быть рассмотрен с точки зрения его роли в системе.

Конструктивизм, постулирует, что, мы никогда не можем быть полностью уверенными в объективности своего восприятия, поскольку оно всегда искажено индивидуальным опытом каждого отдельного человека. Терапевты постепенно всё больше осознают, что способ интеракций между людьми во многом определяется тем, каким образом они воспринимают мир.

2. Значение исследований малых групп для развития семейной психотерапии

Вильям Дуглас зафиксировал важность и необходимость чётких границ и структуры необходимая для успешного функционирования группы. Он также выявил важность правил и традиций для того, чтобы отношения между членами группы были фиксированными и определёнными.

Основываясь на гештальт-психологии Левин развил положение, что группа как целое не равна сумме её частей или её членов. Подтверждение тому в сфере семейной психотерапии – феномен семейного сопротивления изменениям, делающий работу с семьёй несравненно более трудной, чем с отдельным индивидом.

Другая ключевая фигура в исследованиях малых групп – Вильфред Бион. Согласно Биону, группы часто не справляются со своими исходными задачами, так как подчиняются паттернам. Эти паттерны в семейной динамике проявляются двояко:

1. Члены семьи настолько боятся конфликтов, что предпочитают кружить вокруг горячей проблемы наподобие кошки, не решающейся напасть на большую крысу.

2. Другие же семьи, напротив, готовы бесконечно сражаться, лишь бы не идти на компромисс, и используют терапию как арену для битв.

3. Ещё один важный источник возникновения семейной психотерапии – исследование семей больных шизофренией. Привлекли внимание к семейным аспектам шизофрении. Источник патологии в амбивалентном отношении матери, не дающей своему ребёнку чувства безопасности, а также, в силу ряда её собственных проблем, мешающей развиться его автономии и независимому «Я».

Грегори Бейтсону принадлежит первый проект системного исследования семей больных шизофренией (Пало-Альто, Калифорния). Будучи антропологом, Г. Бейтсон работал вместе со своей женой Маргарет Мид в Бали и Новой Гвинее. Затем он заинтересовался теорией систем и кибернетикой и попытался применить их к проблемам человеческой жизни. Главная идея, которой подчинены его исследования, заключалась в том, что развитие человека и переживаемые им проблемы невозможно понять вне его культурного и семейного контекста. Вместе с американским психиатром Ю. Рушем он пытается рассмотреть психические расстройства как особые формы нарушения внутрисемейной коммуникации. Цикл знаменитых исследований коммуникации в семьях больных шизофренией — описание феномена «двойной связи». «Двойная связь» – способ коммуникации родственников (чаще всего матери) с членом их семьи – пациентом. Главный характеризующий её признак – расхождение между вербальным содержанием коммуникативного акта и его эмоциональным подтекстом. Например, на словах мать говорит о своей любви, на уровне же действий избегает физической и эмоциональной близости, удерживая ребёнка на дистанции при любой его попытке к сближению. Другой важный признак двойной связи – явный или неявный запрет на то, чтобы указанное противоречие стало предметом обсуждения. При таком общении ребёнок обнаруживает себя в тисках «двойного зажима»: мать может упрекать его за холодность, за то, что он недостаточно ценит её любовь и заботу, но при малейшей с его стороны попытке установить открытые доверительные отношения реагирует отвержением. Это ситуация без выбора и без возможности выхода.

В дальнейшем было установлено, что феномен двойной связи характерен не только для семей, где один из родственников страдает шизофренией. Этот феномен встречается в семьях и с другими дисфункциями. Согласно М. Боуэну, такого рода дисфункции могут накапливаться от одного поколения к другому, с каждым разом всё более усугубляясь и вызывая всё более тяжёлую патологию.

ОСНОВНЫЕ ИМЕНА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Как видно из перечисленных имён, семейная психотерапия зародилась в США, где в 1950-е гг. сложилась революционная обстановка в психиатрии, а общая методология теории систем начала проникать во все области знания, существенно их модифицируя.

Первопроходцы, заложившие основы теории и практики семейной психотерапии, – Джон Белл Дон Джексон, Натан Акерман, Мюррей Боуэн. Особенно большую роль на первых этапах становления семейной психотерапии сыграла группа из Пало-Альто во главе с Доном Джексоном: Джей Хейли, Вирджиния Сатир и Грегори Бейтсон.

Психолог Джон Белл начал свою работу в 1950-х гг., позаимствовав главную идею в работе с семьёй из групповой психотерапии. Эта идея, акцентирующая важность открытого выражения чувств в семье.

Карл Витакер одним из первых, уже в 1940-е гг., начал работать с семьёй. Он также был первым, кто стал работать вместе с котерапевтом К. Витакер считал, что люди разучились понимать и выражать свои чувства и пребывают в «замороженном» состоянии. Принцип «размораживания», нарушения привычных стереотипов восходит к Витакеру, также став одним из общих правил в работе с семьёй.

Группа из Пало-Альто предприняла попытку соединить теорию систем и антропологию в применении к исследованию семьи. Она первой поставила задачу изменения семьи, а не изоляции больного от её влияния, а также выдвинула идею гомеостаза, рассматривая семьи как сопротивляющиеся изменениям и стремящиеся к стабильности системы. Болезнь, или дезадаптивные симптомы одного из членов, стали рассматриваться как дисфункциональный способ стабилизации системы. Эта концепция надолго стала определяющей в подходе к семье среди специалистов. В центре интересов этой группы оказался фактор микродинамики семейной системы, или коммуникативные процессы.

К «золотому фонду» можно отнести следующие идеи, разработанные данной группой: концепцию двойной связи или двойного зажима, развитие положения о комплементарности ролей в его применении к семье, тезис о необходимости работы не с диадическими отношениями, а с триадами – «коалициями» и «триангуляциями», утверждение важности проговорённых правил как основы для необходимых изменений.

Мюррей Боуэн оказал существенное влияние на развитие теоретических идей, лежащих в основе семейной психотерапии. С 1946 по 1954 гг. М. Боуэн изучал матерей и их больных шизофренией детей. Он сосредоточил свои исследования вокруг выявленного симбиоза матери и ребёнка. Эти исследования вылились в концепцию дифференциации «Я», также вошедшую в «золотой фонд» разработок в области семейной психотерапии. Дифференциация «Я» подразумевает как наличие автономии от других людей, так и внутреннюю дифференциацию мыслей и чувств.

Боуэн первым перешёл от анализа диадических отношений «мать-ребёнок» к отношениям в триадах, включив в анализ фигуру отца. Он разработал концепцию «триангуляции» – вовлечение в конфликт между двумя третьего как средства решения конфликта. Боуэн сформулировал закон триангуляции: «Если отношения не решаются в диаде, то триангуляция всё более и более увеличивается». В конце концов, один из членов семьи превращается в «козла отпущения» – члена семьи, на которого проецируются все семейные проблемы, не решающиеся непосредственно в диадах.

М. Боуэн первым стал целенаправленно исследовать фактор макродинамики семейной системы – семейную историю и семейные сценарии на протяжении нескольких поколений. Он сформулировал закон трансмиссии, согласно которому патологические паттерны отношений типа триангуляций и симбиозов накапливаются в поколениях и, в конце концов, могут приводить к серьёзной патологии у потомков. Он также установил, что психотерапевты сами очень часто дают вовлечь себя в триангуляцию, тем самым закрывая себе возможность оказания эффективной помощи семье. Он подчёркивал важность сохранения нейтралитета при работе с семьёй.

С. Минухин, ученик Н. Акермана, начал свою карьеру в качестве семейного психотерапевта в 1960-х гг. и оказал очень большое влияние на развитие теории и практики семейной психотерапии. В своей работе он сосредоточится преимущественно на структурном аспекте семейной системы. Работая с делинквентными подростками, он вскрыл два основных дисфункциональных паттерна, характерных для их семей:

1) перемешанность – понятие, близкое к симбиозу или низкой дифференцированности, по Боуэну;

2) разобщённость – понятие, полярно противоположное симбиозу, когда психологическая дистанция между членами семьи, наоборот, слишком велика.

В 1965 г. Минухин и Дж. Хейли. разработали две основные стратегии работы с семьёй, вошедшие в «золотой фонд» семейной психотерапии и способствовавшие созданию многих техник на их основе:

1) стратегии следования за семьёй с целью снижения сопротивления изменениям (никто не примет совета от человека, который недостаточно хорошо вник в ситуацию и не вполне понимает вовлечённых в неё людей);

2) стратегии реконструирования семейной структуры или реструктурирования семьи.

Этапы развития семейной психотерапии.

1. Итак, периодом зарождения семейной психотерапии можно считать конец 1940-х – начало 1950-х гг., когда у психиатров зародились первые идеи о важности семьи в лечении душевных болезней и были предприняты первые попытки привлечения к психотерапевтической работе всей семьи.

2. В 1960-е гг. в центре оказываются исследования микродинамики (коммуникативных процессов в семье), проводимые группой Пало-Альто. Соответственно важнейшей стратегической задачей при работе с семьёй считается изменение патологических интеракций (таких как «двойная связь»).

3. Новую эру в развитии семейной психотерапии знаменуют 1970-е гг., когда начинают создаваться семейные консультации, где психотерапевты, собственно говоря, – уже семейные психотерапевты, пытаются работать со всей семьёй как с целостностью.

4. В 1980-е гг. структурная психотерапия была подвергнута критике из-за присущих ей механистичности и упрощённости, а на первый план выходит стратегический подход.

5. Начиная со второй половины 1990-х заметно усиливается влияние конструктивизма.

Вариантом конструктивизма является так называемая нарративная психотерапия («нарративная» от английского слова narrative – история, рассказ), в которой ставится задача достижения согласованности или расширения восприятия происходящего членами семьи путём соотнесения различных концепций или «историй».

Паттерн

плитка — пример использования паттернов в дизайне помещений У этого термина существуют и другие значения, см. Паттерн (значения).

Па́ттерн (англ. pattern «образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма») — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.

Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры.

Каждый из органов восприятия (чувств) воспринимает паттерны в соответствии со своими особенностями.

В науке, в том числе в математике и языкознании, паттерны выявляются путём исследования.

Прямое наблюдение может выявлять визуальные паттерны, как они формируются в природе и в искусстве.
Визуальные паттерны в природе часто хаотичны. Они не копируют друг друга и часто являются фрактальными.

Паттерны в природе включают спирали, меандры, волны, пену, трещины, а также паттерны, созданные благодаря симметрии поворота и отражения. Все подобные паттерны имеют математически описываемую структуру, которая может быть выражена формулами, тем не менее математика сама по себе является поиском регулярностей, и любой конечный продукт применения функций является математическим паттерном.

Когда научные теории исследуют и предсказывают синхронно существующие регулярности в природе и обществе, то это и есть выявление паттернов.
В искусстве и архитектуре для получения определенного устойчивого воздействия декорации и различные визуальные элементы могут комбинироваться и повторяться, образуя паттерны.
В компьютерных науках шаблоны проектирования являются широко используемым решением большого класса проблем программирования.

Под паттерном в медицине понимают устойчивую комбинацию результатов исследований или других признаков (например, симптомов) при сходных жалобах пациента или у больных одной нозологии. Понятие «паттерн» включает несколько признаков (симптомов). Синдром включает один или несколько паттернов. Болезнь включает один или несколько синдромов.

Паттерны в природе

рисунки морских животных Эрнста Геккеля, демонстрирующие различные виды симметрии

Ранние греческие философы, такие как Платон, Пифагор, Эмпедокл, исследовали паттерны, пытаясь объяснить порядок в природе. Современное понимание визуальных паттернов формировалось постепенно с развитием наук.

В XIX веке бельгийский физик Жозеф Плато, изучая мыльные пузыри, сформулировал концепцию минимальной поверхности. Немецкий биолог и художник Эрнст Геккель нарисовал сотни морских организмов, подчёркивая их симметрию. Шотландский биолог Дарси Томпсон первым начал изучение паттернов роста как растений, так и животных, показав, что спиральный рост можно описать простыми уравнениями. В XX веке британский математик Алан Тьюринг предсказал механизмы морфогенеза, которые ответственны за образование пятен и полос. Венгерский биолог Аристид Линденмайер и французско-американский математик Бенуа́ Мандельбро́т показали, как математика фракталов может объяснить паттерны роста растений.

Математика, физика и химия объясняют паттерны в природе на различных уровнях. Паттерны в живых организмах могут быть объяснены биологическими процессами естественного и полового отбора. Изучение формирования паттернов использует компьютерное моделирование для симуляции широкого спектра паттернов.

Виды паттернов в природе

Симметрия

Основные статьи: Симметрия, Симметрия (биология), Кристаллическая структураСнежинка, пример шестилучевой симметрии

Симметрия для живых организмов является практически всеобщей. У большинства животных наблюдается зеркальная, или билатеральная, симметрия, она также присутствует в листьях растений и некоторых цветах, например орхидеях. Растения часто имеют круговую, или вращательную, симметрию, как у многих цветов и некоторых животных, например у медуз. Пятилучевая симметрия встречается у иглокожих, таких как морские звёзды, морские ежи и морские лилии.

В неживой природе снежинка имеет красивую шестилучевую симметрию, каждая снежинка уникальна, но один и тот же паттерн повторяется на всех шести её лучах. Кристаллы обычно имеют разные виды симметрии и габитусы, они могут быть кубическими, шестигранными, восьмигранными, но настоящие кристаллы никогда не имеют пятилучевую симметрию (чего нельзя сказать о квазикристаллах). Вращательная симметрия встречается в различных явлениях неживой природы, например при всплеске, когда капля падает в водоём, а также в сферических формах и кольцах планет, таких как Сатурн.

Деревья, фракталы

Основная статья: Фракталсамоподобие фрактального листа

Фракталы бесконечно самоподобны. Бесконечные повторения в природе невозможны, поэтому ‘фрактальные’ паттерны фрактальны лишь приблизительно. Например, листья папоротников и зонтичных (Apiaceae) самоподобны на 2-м, 3-м или 4-м уровне. Схожие с папоротником паттерны самоподобия встречаются также у животных, включая мшанки, кораллы, гидроидные, а также в неживой природе, преимущественно в электрических разрядах.

Фракталоподобные паттерны широко встречаются в природе, в таких распространённых феноменах, как облака, речные сети, геологические разломы, горы, береговые линии, окрас животных, снежинки, кристаллы, разветвления кровеносных сосудов и морские волны.

Спирали

Ракушка Наутилуса — логарифмическая спираль

Спирали часто встречаются у растений и некоторых животных, преимущественно моллюсков. Например у наутилусов, головоногих моллюсков, каждая камера его раковины является приблизительной копией предыдущей камеры, увеличенной на определённый коэффициент и представленной в виде логарифмической спирали. Исходя из современного понимания фракталов, растущая спираль является частным случаем самоподобия.

Среди растений спирали образуют некоторые виды алоэ, спиралевидным является распределение листьев на стебле, а также других частей у иных растений, например: соцветья астровых, семянные головки подсолнечника или фрукты вроде ананаса:337 и салака, а также паттерн на шишках, где многочисленные спирали располагаются как по часовой, так и против часовой стрелки.

Спираль произрастания листьев может быть выведена из последовательности чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13… (каждое следующее число является суммой двух предыдущих). Например, при росте листьев из ствола, один поворот спирали равен двум листьям, поэтому паттерн или соотношение равно 1/2. У орешника соотношение 1/3; у абрикоса 2/5; у груши 3/8; у миндаля оно составляет 5/13.

Хаос, потоки, меандры

хаос в окраске ракушкиВид на Николаев из космоса. Синусоидальный паттерн, образованный реками — пример меандра

В математике динамическая система является хаотической, если она слишком чувствительна к начальным условиям (так называемый эффект бабочки).

Теория хаоса считается одним из самых важных факторов, влияющих на возникновение паттернов в природе. Существует связь между хаосом и фракталами — странные аттракторы в хаотических системах имеют фрактальную размерность.

Турбулентность в газах и жидкостях при преодолении твердого препятствия образует характерные паттерны кручения.

Меандры — это синусообразные изгибы в реках и других каналах, формируемые жидкостью, обычно водой, текущей вдоль изгибов. Если русло не является ровным, размеры и неровность изгибов увеличивается за счёт того, что течение переносит твёрдый материал, обычно песок и гальку к внутренней стороне изгиба. Внешняя часть изгиба остаётся незащищённой, поэтому эрозия усиливается, увеличивая темпы меандрирования.

Волны, дюны

Основные статьи: Волны на поверхности жидкости, Ветровые волны, ДюнаВолна

Под влиянием ветра на поверхности воды и песка в природе образовываются схожие по строению хаотические паттерны, оставляющие рябь, называемые волнами на воде и дюнами на песке. Под действием ветра происходит неравномерное распределение, возвышенные участки чередуются с понижениями уровня.

Частным случаем дюн являются барханы.

Пузыри, пена

Основные статьи: Пена, Мыльный пузырьМыльные пузыри образуют пену

Замощение

Основная статья: Замощение

Замощение — разбиение без каких-либо накладок и без пробелов. Наиболее известным примером замощения в природе являются пчелиные соты, где шестиугольный паттерн многократно дублируется, заполняя всё пространство улья.

Трещины

Основная статья: Трещина

Пятна и полосы

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

Примечания

  1. Stewart, Ian. 2001. Pages 48-49.
  2. Stewart, Ian. 2001. Pages 64-65.
  3. Stewart, Ian. 2001. Page 52.
  4. Stewart, Ian. 2001. Pages 82-84.
  5. Stewart, Ian. 2001. Page 60.
  6. Stewart, Ian. 2001. Page 71.
  7. Mandelbrot, Benoît B. The fractal geometry of nature. — Macmillan, 1983.
  8. Falconer, Kenneth. Fractal Geometry: Mathematical Foundations and Applications. — John Wiley, 2003.
  9. Briggs, John. Fractals:The Patterns of Chaos. — Thames and Hudson, 1992. — P. 148.
  10. Batty, Michael. Fractals – Geometry Between Dimensions (англ.) // New Scientist : magazine. — Holborn Publishing Group, 1985. — 4 April (vol. 105, no. 1450). — P. 31.
  11. Meyer, Yves; Roques, Sylvie. Progress in wavelet analysis and applications: proceedings of the International Conference «Wavelets and Applications,» Toulouse, France – June 1992. — Atlantica Séguier Frontières, 1993. — P. 25.
  12. Carbone, Alessandra; Gromov, Mikhael; Prusinkiewicz, Przemyslaw. Pattern formation in biology, vision and dynamics. — World Scientific, 2000. — P. 78. — ISBN 9789810237929.
  13. Hahn, Horst K.; Georg,Manfred; Peitgen, Heinz-Otto. Fractal aspects of three-dimensional vascular constructive optimization // Fractals in biology and medicine / Losa, Gabriele A.; Nonnenmacher, Theo F.. — Springer, 2005. — P. 55–66.>
  14. Addison, Paul S. Fractals and chaos: an illustrated course. — CRC Press, 1997. — P. 44–46.
  15. Maor, Eli. e: The Story of a Number. Princeton University Press, 2009. Page 135.
  16. Ball, 2009. Shapes pp 29-32.
  17. Kappraff, Jay. Growth in Plants: A Study in Number (неопр.) // Forma. — 2004. — Т. 19. — С. 335—354.
  18. Coxeter, H. S. M. Introduction to geometry. — Wiley, 1961. — P. 169.
  19. Lorenz, Edward N. Deterministic Nonperiodic Flow (англ.) // Journal of the Atmospheric Sciences (англ.)русск. : journal. — 1963. — March (vol. 20, no. 2). — P. 130—141. — ISSN 1520-0469. — DOI:10.1175/1520-0469(1963)020<0130:DNF>2.0.CO;2. — Bibcode: 1963JAtS…20..130L.
  20. Ruelle, David. Chance and Chaos. Princeton University Press, 1991.
  21. Lewalle, Jacques. Flow Separation and Secondary Flow: Section 9.1 // Lecture Notes in Incompressible Fluid Dynamics: Phenomenology, Concepts and Analytical Tools. — Syracuse, NY : Syracuse University, 2006. Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine.
  22. Информация из справочника интерьерных идей 4living.ru (недоступная ссылка). Дата обращения 4 апреля 2013. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  23. Ciaccio E. J., Dunn S.M., Akay M. Biosignal pattern recognition and interpretation systems. Part 4 of 4: Review of applications // IEEE Engineering in Medicine and Biology Magazine. — 1994. — Vol. 13, 2006, Issue 2. — P. 269—273.
  24. Гапонова О .В. Электроэнцефалографические паттерны синдрома Веста // Медицинский совет. — 2008.- № 1-2.
  25. Малая меди цинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.
  26. Небожин А. И., Ситель А. Б. Паттерны боли при биомеханических нарушениях шейного отдела позвоночника // Мануальная терапия. — 2007. — № 1 (25). — С. 2-8.
  27. Паттерны двигательных и чувствительных расстройств при патологии нервных структур в дистальных отделах верхней конечности // Медицинский портал для врачей и студентов doctorspb.ru. 2010. Источник в Интернет: http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1477

Психолог
Правильная ссылка на статью: Анисимова Е.А. — Методы формирования позитивных паттернов поведения у подростков в конфликтной ситуации // Психолог. – 2014. – № 5. – С. 39 — 59. DOI: 10.7256/2306-0425.2014.5.13353 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13353
Методы формирования позитивных паттернов поведения у подростков в конфликтной ситуации

Анисимова Екатерина Анатольевна
Педагог-психолог, МБОУ «СОШ №2» г. Ивантеевка
141281, Россия, Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, 46
Anisimova Ekaterina Anatol’evna
Psychologist
141281, Russia, Moskovskaya oblast’, g. Ivanteevka, ul. Khlebozavodskaya, 46

kate054@yandex.ru

Аннотация.

В статье исследуется взаимосвязь между уровнем агрессии и стратегиями поведения в конфликтной ситуации у подростков, а также вопрос формирования позитивных паттернов поведения в конфликте в данной возрастной группе. Как известно, подростковый возраст является одним из ключевых моментов формирования личности человека, его взглядов, интересов, направленностей. В данной работе представлено исследование, проведённое в подмосковном общеобразовательном учреждении среди учащихся десятых классов возрастом от 15 до 17 лет, направленное на изучение предпочитаемых стратегий поведения в конфликтной ситуации. Основной гипотезой исследования было предположение о существовании взаимосвязи между уровнем агрессии и выбранной стратегией поведения, а именно учащиеся с высоким уровнем агрессии и доминированием в коллективе сверстников предпочитают неконструктивные способы урегулирования конфликта, в частности стратегию «соперничество». Формирование позитивных паттернов поведения возможно путём проведения коррекционно-развивающей программы с элементами тренинга. Изучение конфликтности учащихся выбранной возрастной группы и полученные по этому вопросу данные помогут педагогам и психологам, работающим в образовательном учреждении, опираясь на индивидуальные характеристики отдельно взятых учеников, строить наиболее эффективные программы обучения и коррекции поведения для лиц с высокими показателями конфликтности. Кроме того, разработанные методы и программы позволят обучать учащихся правильному реагированию в конфликтной ситуации, а также применению полученных знаний в области урегулирования конфликтов в повседневной жизни в старшем возрасте.В результате проведённой работы были получены данные, позволяющие судить о взаимосвязи этих двух показателей. Гипотеза была подтверждена, то есть предположение о взаимосвязи уровня агрессии, доминированием среди сверстников и предпочитаемой стратегией поведения было верным. Учащиеся с высокими показателями агрессии и доминирования выбирали такую стратегию поведения, как «соперничество», респонденты со средними или низкими показателями выбирали конструктивные способы урегулирования конфликта. По итогам исследования была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с элементами тренинга для коррекции негативных паттернов поведения подростков, в результате которой были получены положительные сдвиги, позволяющие судить об эффективности предложенной программы
Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, подростковый возраст, поведение в конфликте, позитивные паттерны поведения, негативные паттерны повеения, образовательная среда, конфликтность подростков, подростки, школьники
10.7256/2306-0425.2014.5.13353

Дата направления в редакцию:

18-10-2014

Дата рецензирования:

19-10-2014

Дата публикации:

22-10-2014
In article the interrelation between the level of aggression and strategy of behavior in a conflict situation at teenagers, and also a question of formation of positive patterns of behavior in the conflict in this age group is investigated. It is known that the teenage age is one of the key moments of formation of the identity of the person, his views, interests, orientations. In this work the research conducted in educational Moscow region institution among pupils of the tenth classes by age from 15 to 17 years, directed on studying of the preferred strategy of behavior in a conflict situation is presented. The assumption of existence of interrelation between the level of aggression and the chosen strategy of behavior was the main hypothesis of research, namely the aggressions studying with high level and domination in group of contemporaries prefer not constructive ways of settlement of the conflict, in particular strategy «rivalry». Formation of positive patterns of behavior is possible by carrying out the correctional developing program with training elements. Studying of a conflictness of pupils of the chosen age group and the data obtained on this matter will help the teachers and psychologists working in educational institution, being guided by individual characteristics of separately taken pupils, to build the most effective programs of training and correction of behavior for persons with high rates of a conflictness. Besides, the developed methods and programs will allow to train pupils in the correct reaction in a conflict situation, and also to application of the gained knowledge in the field of settlement of the conflicts in everyday life at advanced age.As a result of the carried-out work the data allowing to judge interrelation of these two indicators were obtained. The hypothesis was confirmed, that is the assumption of interrelation of level of aggression, domination among contemporaries and the preferred strategy of behavior was true. The aggressions studying with high rates and domination chose such strategy of behavior as «rivalry», respondents with average or low values chose constructive ways of settlement of the conflict. Following the results of research the correctional developing program with training elements for correction of negative patterns of behavior of teenagers as a result of which the positive shifts allowing to judge efficiency of the offered program received was made and approved.
Обзор литературы

Подростковый возраст является критической точкой в развитии человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются одни из самых важных качеств личности. Согласно мнению учёных, основными новообразованиями личности в переходном возрасте являются ,,:

— Чувство индивидуальности;

— Стремления и искания;

— Верность;

— Самосознание;

— Представление о себе как о «взрослом человеке».

Кроме того, значительные изменения происходят и различных сферах личности, таких как :

— Эмоциональная сфера;

— Волевая сфера;

— Мотивационная сфера.

В подростковом периоде начинается самоопределение личности, развивается самосознание и рефлексия, подросток начинает самостоятельно контролировать своё поведение, происходит становление нравственных и моральных установок личности, которым он будет следовать всю свою жизнь .

Значительные изменения происходят и в эмоционально-волевой сфере подростков. Для них характерно :

  • Эмоциональная неуравновешенность;
  • Повышенная эмоциональная чувствительность и возбудимость;
  • Амбивалентность чувств;
  • Устойчивость эмоциональных переживаний;
  • Чувство неповторимости своих переживаний;
  • Высокая тревожность.

Эмоции тесно связаны с общением, именно оно оказывает сильное влияние на эмоциональные реакции подростка. Кроме того, у подростка может наблюдаться негативное отношение к себе, что ведёт к проявлению отрицательных эмоций и рассогласованию в мотивационной сфере.

Для подростков характерна сниженная дисциплинированность, проявление упрямства и настойчивости, что связано с попыткой утвердить своё Я в мире взрослых, что самими взрослыми не воспринимается в серьёз. Также подростки отличаются особой смелостью, которая ярко проявляется именно в подростковом возрасте.

Помимо этого, существенные изменения происходят в нейродинамике, (увеличивается подвижность нервных процессов, доминирование процесса возбуждения над торможением), что влияет на волевую сферу.

Изменения происходят и в структуре волевой активности. В этом возрастном периоде подросток способен самостоятельно управлять свои поведением, в основном благодаря внутренней самостимуляции. Однако волевая сфера подростков отличается своей противоречивостью, поскольку волевые качества и механизмы её регуляции у него ещё окончательно не сформированы.

Существенные сдвиги происходят в системе саморегуляции подростка. Но исследования психологов, касающиеся этой сферы немногочисленны и касаются в основном учебной деятельности.

Говоря о проблеме саморегуляции подростков в стрессовых ситуациях и повышения стрессоустойчивости, необходимо сказать, что исследование этой характеристики носит прикладной характер. Но стоит отметить, что развитие саморегуляции тесно связано с развитием других психологических характеристик. Способность подростка к самоанализу, самовоспитание, развитие самосознания и рефлексии благополучно влияют на саморегуляцию и являются необходимыми предпосылками для её возникновения.

Эмоциональная саморегуляция в подростковом возрасте отличается рядом особенностей, в числе которых повышенная возбудимость и чувствительность, а также неуравновешенность. Помимо этого, подросткам очень часто бывает трудно справиться со своими чувствами и эмоциями и разобраться в них, поэтому необходимо уделять много внимания для работы с этой сферой. Развитие эмоциональной саморегуляции, в свою очередь, в значительной степени оказывает влияние на проявление такого защитного механизма, как стрессоустойчивость.

Для этого возрастного периода характерны не только изменения, затрагивающие физиологические и психические аспекты, но и происходят существенные сдвиги с системе общения с окружающими. Подростки начинают оказывать сопротивление в отношениях со старшими, а именно с родителями и учителями. Теперь они чаще и упорнее отстаивают свою позицию и взгляды, требуя тем самым к себе взрослого отношения. На этой почве возможно возникновения конфликтов в образовательной среде. Изучением данного феномена занимались такие учёные, как Т.Н. Березина , И.А. Баева ,, М.С. Мириманова , В.В. Ковров и др.

Конфликт – наиболее острый способ, разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями .

Конфликтная ситуация — объективная ситуация, фиксирующая обострение реально существующих противоречий у участников в определенной сфере, выявляющая отношение сторон к объекту конфликта и их позиции .

Под негативными паттернами поведения в данной работе мы будем понимать такие стратегии реагирования в конфликте, которые приводят к деструктивному разрешению конфликтной ситуации или эскалации конфликта, обостряют её и наносят губительный характер для отношений между субъектами взаимодействия, нарушают функционирование и психологическую целостность личности. К негативным паттернам поведения будут относиться такие стратегии поведения, как избегание (уход), а также соперничество (борьба) .

Под позитивными паттернами поведения подразумеваются такие стратегии реагирования в конфликтной ситуации, которые приводят к прекращению конфликтного взаимодействия путём урегулирования возникших разногласий при помощи переговоров или диалога с учётом интересов каждой стороны переговоров, при минимальных потерях каждого субъекта конфликта, либо при получении взаимной выгоды для обеих сторон. К позитивным паттернам поведения будут относиться такие формы реагирования, как компромисс и сотрудничество, объединённые общим термином диалог .

Как правило, конфликты между подростком и взрослым носят социальный и бытовой характер. Социальные конфликты возникают в случаях ущемления прав подростка, непринятия его взглядов, позиции, мнения, чрезмерной критики и т.д. Бытовые конфликты имеют место быть, когда речь идёт о благоустроенности квартиры, наличия личного пространства и т.п., иными словами сюда относят конфликты, основными источниками которых являются условия проживания и жизнедеятельности подростка .

Среди большого числа факторов, влияющих на возникновение конфликтного поведения, можно выделить следующие:

  • Индивидуальный фактор – психобиологические предпосылки конфликтного поведения, затрудняющие адаптацию ребёнка в обществе;
  • Педагогический фактор – неполноценно выстроенная система воспитания школьного и семейного воспитания;
  • Социальный фактор – неблагоприятное взаимодействие ребёнка с окружением, отсутствие правильной модели поведения в семье, правил и социальных норм. Сюда же можно отнести социально-экономические условия, статус ребёнка в семье и обществе;
  • Личностный фактор – личные предпочтения ребёнка в общении со сверстниками, собственное отношение к нормам и требованиям ближайшего окружения, свои ценностные ориентации, а также личные волевые качества и способность к регуляции своего поведения;

Уровень конфликтности может изменяться в зависимости от ситуации и проявляться в различных формах, начиная от негативизма и хамства и заканчивая агрессивным поведением. Причины такого проявления могут иметь под собой разное начало: статус подростка в коллективе сверстников, отношения с одноклассниками и друзьями, взаимоотношения с педагогами и родителям . Проявление конфликтного поведения может объясняться тем, что подросток часто наблюдал подобное поведение в ближайшем окружении на ранних этапах развития, вследствие чего у него отсутствуют навыки по конструктивному урегулированию конфликтной ситуации.

Часто причиной конфликтности может являться семья ,. Ежедневное наблюдение за тем, как родители взаимодействуют между собой, откладывает свой отпечаток на отношения, которые в будущем будет устанавливать человек в своём окружении. Следовательно, доброжелательные и тёплые отношения в семье повышают возможность развития позитивных паттернов поведения, и наоборот, отсутствие семейной сплочённости, постоянные ссоры и конфликты ведут за собой освоение подростком негативных форм поведения.

Организация исследования

В процессе работы стояли следующие задачи:

— Исследование предпочитаемых стратегий поведения среди подростков и факторов, обусловливающих этот выбор;

— Выявление условий, способствующих формированию позитивных паттернов поведения;

— Проведение коррекционно-развивающих программы с элементами тренинга для снижения уровня агрессии и показателя доминирования.

Объект исследования: стратегии поведения подростков.

Основной гипотезой исследования было предположение о существовании взаимосвязи между уровнем агрессии и предпочитаемой стратегией поведения, а именно учащиеся с высоким уровнем агрессии и доминированием в коллективе сверстников используют неконструктивные способы урегулирования конфликта, в частности стратегию «соперничество». Сформировать позитивные паттерны поведения возможно путём снижения уровня агрессии и обучению конструктивному реагированию через реализацию коррекционно-развивающей программы с элементами тренинга.

Для проверки гипотезы были задействованы учащиеся 10-х классов в возрасте 15-17 лет.

Для проведения первичной диагностики младших школьников были использованы следующие методики:

1) Опросник «Стратегии поведения в конфликте К. Томаса».

2) Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

3) Тест руки Э. Вагнера является проективной методикой исследования особенностей, адаптация Т.Н. Курбатовой.

4) Тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Тимоти Лири.

В связи с полученными результатами, была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа с элементами тренинга для группы с высокими показателями агрессии и доминирования.

Для получения позитивных результатов в результате проведения коррекционно-развивающей программы было необходимо понизить уровень агрессии, повысив тем самым стремление к сотрудничеству в случае со стратегией «соперничество». Для учащихся, использующих стратегию «избегание», следовало повысить показатель дружелюбия и понизить показатель агрессии. В случае со стратегией «уступчивость» было необходимо повысить уровень дружелюбия и доминирования, что привело к изменению предпочитаемой стратегии поведения.

Цель программы:

  • Формирование позитивных паттернов поведения в конфликтной ситуации за счёт снижения уровня агрессии и показателей доминирования.

Основные задачи:

  • коррекция агрессивного поведения;
  • развитие конструктивных навыков реагирования в конфликтной ситуации;
  • снятие тревожности;
  • развитие навыков саморегуляции.

Формы работы:

— Беседа;

— Дискуссия;

— Ролевое проигрывание ситуаций;

— Изобразительная деятельность;

— Физические упражнения;

— Подвижные игры;

— Психогимнастика;

— Ауторелаксация;

— Упражнения на самовоспитание и самопознание;

— Сказкотерапия;

Структура программы. Программа включала в себя 13 занятий, продолжительность каждого 45 минут. Частота проведения занятий – 2 раза в неделю по фиксированным дням. Весь объём коррекционно-развивающего воздействия составляет 13 занятий, из которых первое и последнее отдаётся первичной и заключительной диагностике.

Результаты и обсуждение

В результате проведённого исследования были получены следующие данные, позволяющие судить о стратегиях поведения подростков, уровня агрессии и доминирования в окружении сверстников.

В ходе анализа интерпретации данных было выявлено, что 18% респондентов выбирают стратегию поведения «сотрудничество», 20% — «компромисс», 11% — «уступчивость», 22% — «избегание» и 29% — «соперничество».

Уровень агрессии и показатель доминирования в каждой группе испытуемых представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Средние значения показателей агрессии и доминирования

Методика

Стратегия

поведения

Показатель агрессии (Методика РНЖ)

Показатель агрессии (Методика «Тест руки»)

Показатель доминирования (Тест Лири)

Сотрудничество

2,75

-2,83

1,00

Компромисс

2,18

-5,91

3,20

Соперничество

7,25

4,25

3,83

Уступчивость

3,67

-0,42

3,61

Избегание

-0,376

0,000

-0,429

Из таблицы 1 видно, что показатели агрессии и доминирования у подростков со стратегиями «компромисс» и «сотрудничество» находятся низком уровне по сравнению с подростками, выбирающих стратегию «соперничество».

Данные по методикам позволили провести интеркорреляционное исследование всех переменных, выделенных в начале исследования. Для удобства полученные коэффициенты занесены в таблицу 2.

Методика

Стратегия

поведения

Показатель агрессии (Методика РНЖ)

Показатель агрессии (Методика «Тест руки»)

Показатель доминирования (Тест Лири)

Сотрудничество

0,356

0,304

-0,001

Компромисс

-0,255

-0,413

0,207

Соперничество

0,678

0,436

-0,269

Уступчивость

0,169

0,482

-0,650

Избегание

-0,376

-0,376

-0,376

Проведённый корреляционный анализ показывает, что наиболее значимой переменной является уровень агрессии в случае со стратегией «соперничество», а в случае со стратегией «уступчивость» значимой переменной также является уровень агрессии, а также дружелюбие. Стратегия «избегание» находится в корреляционной связи с показателями дружелюбие и доминирование. Следовательно, понижая уровня агрессии, мы сможем повысить стремление к сотрудничеству в случае со стратегией «соперничество». Для учащихся, использующих стратегию «избегание», следует повысить показатель дружелюбия и понизить показатель агрессии. В случае со стратегией «уступчивость» необходимо повысить уровень дружелюбия и доминирования, что приведёт к изменению предпочитаемой стратегии поведения.

В связи с полученными данными, было решено разделить выборку на 2 группы:

1) Экспериментальная группа представляла собой выборку из 33 человек, у которых доминирующей стратегией поведения были либо соперничество, либо уступчивость, либо избегание. Для удобства эта группа была разбита на 2 подгруппы: в одной 16 человек (доминирующая стратегия – соперничество), в другой 17 (доминирующая стратегия – уступчивость и избегание).

2) Контрольная группа численностью 24 человека с доминирующими стратегиями поведения компромисс и сотрудничество.

Коэффициенты статистической значимости различий изучаемого признака рассчитывались при помощи критерия U Манна-Уитни, а статистическая значимость величины сдвига изучаемого признака Т-Вилкоксона. При анализе учитывались различия с уровнем значимости p <0,05.

Для наглядности, данные по этим группам занесены в таблицу 3 исходные экспериментальные показатели.

Таблица 3. Исходные экспериментальные показатели

(средние значения)

РНЖ

Тест руки

Тест Лири

Стратегии поведения

Дружелюбие

Доминирование

Соп

Сотр

Комп

Уст

Изб

ЭГ

5,38

1,26

3,20

6,74

6,06

5,59

6,06

6,12

6,06

КГ

2,48

-4,30

9,17

2,31

3,30

8,13

8,00

5,39

5,35

Эквивалентность групп по показателям, приведённым в таблице 3, позволяет рассчитать U-критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между выборками по уровню выбранного признака, измеренного количественно. По данным признакам получены следующие значения:

  • По уровню агрессии (методика РНЖ) UЭмп = 128.5 < UКр 0.01 = 247. Полученное критическое значение находится в зоне значимости;
  • По уровню агрессии (Тест руки) UЭмп = 149 < UКр 0.01 = 247. Полученное значение также находится в пределах значимости;
  • По шкале дружелюбие (Тест Лири) UЭмп = 246 < UКр 0.01 = 247. Критическое значение находится в пределах значимости;
  • По шкале доминирование (Тест Лири) доминирование UЭмп =353>UКр 0.05 = 289. Полученное эмпирическое значение находится в пределах незначимости.

Таким образом, можно судить, что обе группы неэквивалентны между собой, что в дальнейшем позволит судить об эффективности коррекционного воздействия путём сравнения первичных и конечных результатов экспериментальной группы с результатами контрольной группы.

В связи с этим, была разработана коррекционно-развивающая программа с элементами тренинга для данной коррекционной группы. Программа включала в себя 13 занятий, продолжительность каждого 45 минут. Частота проведения занятий – 2 раза в неделю по фиксированным дням. Весь объём коррекционно-развивающего воздействия составляет 13 занятий, из которых первое и последнее отдаётся первичной и заключительной диагностике. Количество участников в каждой группе – 23 и 24 человека.

Экспериментальная проверка эффективности коррекционного процесса происходила путём апробации коррекционно-развивающей программы в условиях общеобразовательного процесса в период с апреля по май 2014 года. Работа проводилась 2 раза в неделю, продолжительность занятий составляла 45 минут.

Целью формирующего эксперимента являлось проверка условий и факторов, влияющих на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у подростков.

Ниже на рисунке 2 можно увидеть изменения, которые были достигнуты путём внедрения коррекционно-развивающей программы в образовательный процесс внутри экспериментальной группы.

На рисунке 3 приведены результаты контрольной и экспериментальной группы после проведение коррекционно-развивающей программы.

После проведения коррекционных мероприятий был произведён повторный подсчёт U-критерия Манна-Уитни для определения эквивалентности групп. В итоге получены следующие результаты:

  • По уровню агрессии (методика РНЖ) UЭмп =276,5>UКр0,01=247, что говорит о попадании данного значения в зону неопределенности;
  • По уровню агрессии (Тест Руки) UЭмп =290,1>UКр0,05=289, что говорит о незначимости различий;
  • По показателю дружелюбие (Тест Лири) UЭмп =361>UКр0,05=289. Показатель находится в зоне незначимости;
  • По показателю доминирования (Тест Лири) UЭмп =300>UКр0,05=289, что говорит о незначимости различий.

Из полученных данных видно, что эквивалентность групп достигнута после коррекционного вмешательства.

Для определения значимости воздействия использовался T-критерий Вилкоксона.

— Для уровня агрессии (методика РНЖ) TЭмп = 105 < ТКр0.01=162. Данное значение попадает в предел значимости воздействия;

— Для уровня агрессии (тест руки) TЭмп = 132 < ТКр0.01=162. Данное значение находится в пределах уровня значимости;

— По показателю дружелюбие (тест Лири) TЭмп = 160 < ТКр0.01=162. Значение находится в пределах уровня значимости;

— По показателю доминирование (тест Лири) TЭмп =151<ТКр0.01=162.

Исходя из полученных результатов, констатируем, что в процессе формирующего эксперимента гипотеза подтверждается, и значимость коррекционного воздействия достигнута.

Заключение

Для исследования стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации был использован Опросник «Стратегии поведения в конфликте К. Томаса», изучение уровня агрессии происходила при помощи проективной методики «Рисунок несуществующего животного» и «Тест руки» Э. Вагнера. Тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Тимоти Лири был необходим для измерения уровня доминирования в среде сверстников.

Коэффициенты статистической значимости различий изучаемого признака рассчитывались при помощи критерия U Манна-Уитни, а статистическая значимость величины сдвига изучаемого признака Т-Вилкоксона. При анализе учитывались различия с уровнем значимости p <0,05.

Полученные в экспериментальной группе результаты позволяют с точностью сказать, что эффективность для учеников, прошедших обучение по предложенной коррекционной программе, достигнута. Об этом свидетельствуют и данные, полученные при помощи подсчёта математических критериев, в частности Т-критерия Вилкоксона.

Всё это свидетельствует тому, что поставленная в начале исследования гипотеза подтверждена и мы можем с уверенностью утверждать, что формирование позитивных паттернов поведения возможно путём снижения уровня агрессии и обучению конструктивному реагированию через реализацию коррекционно-развивающей программы с элементами тренинга.

Библиография

1. Андрюшина Е.В. Семья и здоровье подростка // Народонаселение. 1998. №
2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология 5-е изд. – СПб.: Питер, 2013.
3. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, М.: Эксмо, 2010 г.
4. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. М., 2002.
5. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №3.
6. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья у студентов //. Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 2. С. 36-40.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте // М., 1968 г.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Москва. Педагогика-Пресс, 1999.
9. Гребёнкин Е.В., Хаббергер В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьников подросткового возраста: взгляд из России и Германии.-Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 1(5) 2012.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
11. Дементьева, Н. В. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Н. В. Дементьева // Социальное исследование. – М.: 2001.-№11.
12. Драгунова Т.В. Подросток.-Москва, 1976 г.
13. Ковров В.В., Мириманова М.М., Оганесян Н.Т. Воспитательная система образовательного учреждения как ресурс обеспечения психологи ческой безопасности. Учебно методическое пособие. М.,2012.
14. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заве¬дений— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр Акаде¬мия, 2004.
15. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. 4-е издание. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с..
17. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М.: Сфера, 2008.
18. Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. – СПб., 1999.
19. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга – СПб., 2008.

References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *