Не воспитанные или невоспитанные?
Причины плохого воспитания ребенка.
Вопрос: Назовите, пожалуйста, три наиболее весомые причины плохого воспитания ребенка.
М. Лайтман: Первая и самая главная – это отсутствие постоянного правильного примера, потому что только на них воспитывается человек. Ребенок должен видеть какой-то пример. Желает он того или нет, он берет пример с окружающих: с отца и матери, соседей, школьных и дворовых друзей, буквально впитывает его с экрана телевизора. Только пример!
Вторая причина – насилие, когда ребенку указывают, приказывают, давят, не возбуждая в нем самостоятельного желания сделать что-то правильно. Этим убивают в нем уверенность в себе, возможность раскрыться. Зажатый, подавленный ребенок не способен в дальнейшем криатировать себя, в течение всей жизни он будет выполнять только какие-то минимальные, простые работы.
Третья причина – это отсутствие среды, дающей ребенку правильные ценности, к которым бы он стремился, примеры для подражания. Правильная среда дает ему цель и своим поведением, отношением к цели побуждает его устремиться к ней вместе с ними. Обязательно надо создать вокруг ребенка ненасильственную, правильную, целеустремленную, добрую среду. И тогда мы увидим наших детей счастливыми и удачными.
Ведущий: Есть огромное количество вопросов о воспитании. Я думаю, что мы сделаем отдельную передачу на эту тему.
М. Лайтман: Пожалуйста.
Ведущий: Один из многих вопросов: Вы много преподаете, объясняете как воспитывать ребенка. Откуда у Вас такие знания?
М. Лайтман: Из каббалы.
Ведущий: А откуда в каббале знания о воспитании детей?
М. Лайтман: Они не написаны, но постигая природу, человек обретает эти знания. Я не читал ни одной специальной книги.
Ведущий: То есть Вы не учились этому? У Вас нет педагогического образования?
М. Лайтман: Нет, не учил ни педагогику, ни методику общения с детьми. И вообще, до занятия каббалой и первые 10-15 лет занятий я почти не замечал их. Только начав серьезно постигать внутренний слой каббалы, преподавать своим взрослым ученикам и детям, я стал брать эти знания из постижения природы человека, общества, природы ребенка.
Ведущий: Так у Вас нет опыта обучения детей?
М. Лайтман: Нет! Ничего специального я не изучал и никакого личного опыта общения с детьми у меня нет. Я советую, исходя только из знания, ощущения внутренней природы мира и человека. Я уверен, что мои советы – истинные, потому что они основываются на непосредственном, я бы сказал, наивном, не испорченном заумными теориями и методиками, знании. Они исходят только из того, что я постигаю в общей природе, в ее глубинных пластах, и это преподаю.
Ведущий: Мы рассказываем о законах природы, которые взрослые тоже не знают. Есть ли какая-то разница между воспитанием детей и взрослых?
М. Лайтман: Практически нет, даже подходить к детям и взрослым нужно одинаково. Самое главное: подход должен быть не насильственным, абсолютно свободным. Все должно решаться в диалоге, в вопросах – ответах. Обсуждения нужно построить таким образом, чтобы постоянно побуждать человека к поиску собственного «я».
Ведущий: Диалоги детей с детьми или детей с преподавателем?
М. Лайтман: Детей с детьми, с учителем – неважно, но они должны строиться так, чтобы и ребенок, и взрослый сами себя развивали и искали ответы в себе.
>Плохое воспитание существует?
Чем опасно плохое воспитание
Многие родители искренне считают, что ничего плохого в подобном воспитании нет. Напротив, ребенок вырастет самостоятельным и волевым.
На самом деле это не так. Последствия плохого воспитания плачевны:
-
Тревожность и депрессивность. Ребенок, которого постоянно за что-то ругают, живет в уверенности, что всегда делает всё не так, а значит, наказание неизбежно. Это вызывает тревожность, способную перерасти в депрессивность.
-
Неспособность к сопереживанию. Никто не переживает за ребенка, не разделяет его чувств, а следовательно, и сам ребенок не способен сочувствовать другим. Дети часто вырастают жестокими и холодными.
-
Проблемы взаимоотношений с другими людьми. Дети из таких семей вырастают не способными к близким контактам. Они не умеют дружить и любить, потому что настроены враждебно ко всем окружающим.
-
Нервные и психологические расстройства. Постоянное психическое напряжение неизбежно приведет к сбоям в работе нервной системы, а может, и к серьезным психическим расстройствам.
-
Девиантное поведение. Ребенок доверяет родителям, поэтому воспринимает их отношение к себе как норму человеческих отношений. Не исключено, что с еще большей жестокостью он будет относиться к окружающим людям.
Современные родители имеют целый арсенал воспитательных методов и приемов, им доступна помощь психологов и социальных педагогов, но некоторые из них явно забыли, что целью всего это является душевное благополучие ребенка.
Как стать хорошим родителем
Быть хорошим родителем означает всегда поворачиваться лицом к ребенку. Хотите стать хорошими родителями – начните прямо сейчас.
-
Воздержитесь от грубости. Дети могут быть дерзкими и непослушными, вызывать негодование, но это не повод кричать на них и унижать. Нужно понимать, что криком невозможно добиться понимания, но можно вызвать расстройство неокрепшей детской нервной системы. И ни в коем случае не оскорбляйте ребенка.
-
Научитесь спокойно реагировать на негативное детское поведение. Даже если внутри у вас все кипит, объясните ребенку свои требования. Информация, высказанная в сдержанном тоне, лучше усваивается.
-
Обсуждайте с ребенком правила. Ребенок взрослеет, и правила в семье меняются: добавляются новые обязанности по дому, предъявляются дополнительные требования к поведению. Введение новых правил требует предварительного обсуждения, чтобы ребенок почувствовал свою значимость и взял ответственность за свои поступки.
-
Предоставляйте ребенку выбор. Не делайте ничего для ребенка без его участия. Любая покупка, ремонт в комнате или планы на выходные требуют участия ребенка. Дайте ему выбор – это научит его принимать решения.
-
Мотивируйте свои поступки. Нельзя быть категоричным, общаясь с ребенком. Отвечайте на вопросы, объясняйте свои требования и действия. Не следует использовать авторитарный подход, когда прав тот, у кого больше прав.
-
Слушайте своего ребенка. Дети не так часто рассказывают нам о событиях дня и тем более об эмоциях и чувствах. Желание сына или дочери поделиться впечатлениями должно сопровождаться искренним вниманием. Не переводите разговор, не предлагайте перенести его на другое время. Другого раза может и не быть.
-
Станьте примером для своего ребенка. Никакие нотации не заменят примера родителей. Чем читать мораль о здоровом образе жизни, лучше займитесь спортом вместе с ребенком и откажитесь от вредных привычек.
Воспитание детей – зона ответственности родителей. Хорошее воспитание обеспечивает благополучное будущее ребенка, а плохое – разрушает судьбу.
Светлана Садовникова
Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку. Пройти тест