Доктор Моррис

Не воспитанные или невоспитанные?

Причины плохого воспитания ребенка.

Вопрос: Назовите, пожалуйста, три наиболее весомые причины плохого воспитания ребенка.

М. Лайтман: Первая и самая главная – это отсутствие постоянного правильного примера, потому что только на них воспитывается человек. Ребенок должен видеть какой-то пример. Желает он того или нет, он берет пример с окружающих: с отца и матери, соседей, школьных и дворовых друзей, буквально впитывает его с экрана телевизора. Только пример!

Вторая причина – насилие, когда ребенку указывают, приказывают, давят, не возбуждая в нем самостоятельного желания сделать что-то правильно. Этим убивают в нем уверенность в себе, возможность раскрыться. Зажатый, подавленный ребенок не способен в дальнейшем криатировать себя, в течение всей жизни он будет выполнять только какие-то минимальные, простые работы.

Третья причина – это отсутствие среды, дающей ребенку правильные ценности, к которым бы он стремился, примеры для подражания. Правильная среда дает ему цель и своим поведением, отношением к цели побуждает его устремиться к ней вместе с ними. Обязательно надо создать вокруг ребенка ненасильственную, правильную, целеустремленную, добрую среду. И тогда мы увидим наших детей счастливыми и удачными.

Ведущий: Есть огромное количество вопросов о воспитании. Я думаю, что мы сделаем отдельную передачу на эту тему.

М. Лайтман: Пожалуйста.

Ведущий: Один из многих вопросов: Вы много преподаете, объясняете как воспитывать ребенка. Откуда у Вас такие знания?

М. Лайтман: Из каббалы.

Ведущий: А откуда в каббале знания о воспитании детей?

М. Лайтман: Они не написаны, но постигая природу, человек обретает эти знания. Я не читал ни одной специальной книги.

Ведущий: То есть Вы не учились этому? У Вас нет педагогического образования?

М. Лайтман: Нет, не учил ни педагогику, ни методику общения с детьми. И вообще, до занятия каббалой и первые 10-15 лет занятий я почти не замечал их. Только начав серьезно постигать внутренний слой каббалы, преподавать своим взрослым ученикам и детям, я стал брать эти знания из постижения природы человека, общества, природы ребенка.

Ведущий: Так у Вас нет опыта обучения детей?

М. Лайтман: Нет! Ничего специального я не изучал и никакого личного опыта общения с детьми у меня нет. Я советую, исходя только из знания, ощущения внутренней природы мира и человека. Я уверен, что мои советы – истинные, потому что они основываются на непосредственном, я бы сказал, наивном, не испорченном заумными теориями и методиками, знании. Они исходят только из того, что я постигаю в общей природе, в ее глубинных пластах, и это преподаю.

Ведущий: Мы рассказываем о законах природы, которые взрослые тоже не знают. Есть ли какая-то разница между воспитанием детей и взрослых?

М. Лайтман: Практически нет, даже подходить к детям и взрослым нужно одинаково. Самое главное: подход должен быть не насильственным, абсолютно свободным. Все должно решаться в диалоге, в вопросах – ответах. Обсуждения нужно построить таким образом, чтобы постоянно побуждать человека к поиску собственного «я».

Ведущий: Диалоги детей с детьми или детей с преподавателем?

М. Лайтман: Детей с детьми, с учителем – неважно, но они должны строиться так, чтобы и ребенок, и взрослый сами себя развивали и искали ответы в себе.

>Плохое воспитание существует?

Чем опасно плохое воспитание

Многие родители искренне считают, что ничего плохого в подобном воспитании нет. Напротив, ребенок вырастет самостоятельным и волевым.

На самом деле это не так. Последствия плохого воспитания плачевны:

  • Тревожность и депрессивность. Ребенок, которого постоянно за что-то ругают, живет в уверенности, что всегда делает всё не так, а значит, наказание неизбежно. Это вызывает тревожность, способную перерасти в депрессивность.

  • Неспособность к сопереживанию. Никто не переживает за ребенка, не разделяет его чувств, а следовательно, и сам ребенок не способен сочувствовать другим. Дети часто вырастают жестокими и холодными.

  • Проблемы взаимоотношений с другими людьми. Дети из таких семей вырастают не способными к близким контактам. Они не умеют дружить и любить, потому что настроены враждебно ко всем окружающим.

  • Нервные и психологические расстройства. Постоянное психическое напряжение неизбежно приведет к сбоям в работе нервной системы, а может, и к серьезным психическим расстройствам.

  • Девиантное поведение. Ребенок доверяет родителям, поэтому воспринимает их отношение к себе как норму человеческих отношений. Не исключено, что с еще большей жестокостью он будет относиться к окружающим людям.

Современные родители имеют целый арсенал воспитательных методов и приемов, им доступна помощь психологов и социальных педагогов, но некоторые из них явно забыли, что целью всего это является душевное благополучие ребенка.

Как стать хорошим родителем

Быть хорошим родителем означает всегда поворачиваться лицом к ребенку. Хотите стать хорошими родителями – начните прямо сейчас.

  1. Воздержитесь от грубости. Дети могут быть дерзкими и непослушными, вызывать негодование, но это не повод кричать на них и унижать. Нужно понимать, что криком невозможно добиться понимания, но можно вызвать расстройство неокрепшей детской нервной системы. И ни в коем случае не оскорбляйте ребенка.

  2. Научитесь спокойно реагировать на негативное детское поведение. Даже если внутри у вас все кипит, объясните ребенку свои требования. Информация, высказанная в сдержанном тоне, лучше усваивается.

  3. Обсуждайте с ребенком правила. Ребенок взрослеет, и правила в семье меняются: добавляются новые обязанности по дому, предъявляются дополнительные требования к поведению. Введение новых правил требует предварительного обсуждения, чтобы ребенок почувствовал свою значимость и взял ответственность за свои поступки.

  4. Предоставляйте ребенку выбор. Не делайте ничего для ребенка без его участия. Любая покупка, ремонт в комнате или планы на выходные требуют участия ребенка. Дайте ему выбор – это научит его принимать решения.

  5. Мотивируйте свои поступки. Нельзя быть категоричным, общаясь с ребенком. Отвечайте на вопросы, объясняйте свои требования и действия. Не следует использовать авторитарный подход, когда прав тот, у кого больше прав.

  6. Слушайте своего ребенка. Дети не так часто рассказывают нам о событиях дня и тем более об эмоциях и чувствах. Желание сына или дочери поделиться впечатлениями должно сопровождаться искренним вниманием. Не переводите разговор, не предлагайте перенести его на другое время. Другого раза может и не быть.

  7. Станьте примером для своего ребенка. Никакие нотации не заменят примера родителей. Чем читать мораль о здоровом образе жизни, лучше займитесь спортом вместе с ребенком и откажитесь от вредных привычек.

Воспитание детей – зона ответственности родителей. Хорошее воспитание обеспечивает благополучное будущее ребенка, а плохое – разрушает судьбу.

Светлана Садовникова

Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку. Пройти тест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *