Доктор Моррис

Компьютерная зависимость детей

Детская (и не только) зависимость от компьютерных игр

В формировании привязанности к компьютерным играм, так называемой игромании, имеет значение целый ряд факторов. Но наибольшее влияние оказывает воздействие на психофизиологические основы человека. Говоря обыденным языком, компьютерные игры организованы так, что малейшее эффективное действие играющего, с точки зрения правил игры, получает моментальную поддержку.

Особенно этот хитрый метод используется на первых порах. Только игрок сделает верный шаг, ему уже начисляются очки, на мониторе появляются слова, выражающие восхищение игроком, присваивается статус и подобные поощрения. Такая поддержка, или подкрепление, как принято называть ее в научных работах, оказывает моментальное воздействие даже на животных. Что уж говорить о ребенке!

Та поддержка, которая вызывает приятные эмоции, называется положительным подкреплением. Но бывает и отрицательное подкрепление. Отрицательное – потому что основано на вызывании отрицательных эмоций; подкрепление – потому что подталкивает к нужному поведению.

Например, в компьютерных играх это может быть потеря очков, непривлекательный статус, неприятный звук и т.п. В любом случае, это вызывает у игрока досаду, раздражение, злость, а главное, желание тут же исправить ситуацию и получить положительную поддержку своих действий. И она незамедлительно наступает! Вот этим и удерживает виртуальное пространство.

Причины формирования зависимости от компьютерных игр

Увлечение детей играми на компьютере, планшете, телефоне и других гаджетах происходит очень рано по причине уже столь привычного их присутствия в современной жизни. Познавательный интерес ребенка не может пройти мимо кнопочек, клавиатур и ярких экранов.

Если же при нажатии «кнопочек» включается увлекательное действо, оно, несомненно, приковывает внимание ребенка. Станет ли компьютерная игра магнитом для ребенка, зависит от многих причин. Их можно разделить на основании воздействующих механизмов. Причиной зависимости может стать:

  • психофизиологические особенности ребенка
  • отсутствие альтернативных интересов
  • попустительское отношение взрослых к ребенку

Влияние особенностей детей на привязанность к играм

К счастью, компьютерными играми увлекаются не все дети. Большинство доступных ребенку виртуальных игр требует быстрых реакций, внимания к деталям. В дошкольном возрасте еще сложно держать под контролем все происходящее на экране и распределять внимание. Однако несколько тренировок, и вот уже малыш улавливает суть, какие действия приводят к желанному результату. Формируется азарт, вновь и вновь притягивающий ребенка к игре.

К тому же разработчики компьютерных игр не дремлют и создают новые развлечения. Кроме игр-стимуляторов, требующих быстроты и ловкости, появилось множество игр-стратегий. Дети могут создавать виртуальный быт, хозяйство. Вместо того, чтобы включиться в реальную сюжетную игру и прочувствовать конкретную роль, ребенок может часами кормить виртуальных животных.

Тихому застенчивому ребенку проще находится в созданном им самим и с помощью компьютера пространстве. Не нужно вступать в межличностные отношения с другими, нет необходимости искать общий язык с более активными детьми…

Отсутствие альтернативной увлекательной деятельности

Предпочтение виртуальной реальности ребенком может быть связано с нереализованной потребностью в яркой и увлекательной реальной жизни.

Каждый ребенок нуждается в проявлении эмоций, в радостных ощущениях, в счастливых событиях. Если жизнь дошкольника скучна и однообразна или заорганизована амбициозными родителями, маленькая личность пытается найти выход и разнообразить свои дни тем, что на самом деле увлекательно.

Что происходит в реальной жизни? Мама говорит ребенку: «Собери свои игрушки, потом разрешу смотреть мультик». Мало того, что сам процесс наведения порядка малопривлекательный для дошкольника, так и подкрепление наступит только по завершению всей работы.

А как же воспитывать потребность помочь маме, стремление к порядку, — воскликнут возмущенные родители. Увы, это те качества, с которыми не рождаются, а которые постепенно формируются у маленького человека. Чтобы они сформировались, нужен и постоянный пример взрослых, родителей в первую очередь; и положительное подкрепление, причем последовательное и многократное; и дозированное привлечение ребенка к исполнению посильных ему обязанностей.

Попустительское отношение родителей

Родители, как правило, не желают признавать того, что они сами могут привязать своего ребенка к компьютерным играм. Хотя данный факт встречается нередко. Например, мама желает пообщаться с подругой по телефону, а малыш требует ее внимания: засыпает вопросами, просит поиграть вместе, капризничает. Мама, как спасательный круг, хватает гаджет, включает занятную игру и вручает ребенку.

Или же пришли гости. Родители демонстрируют своему дошкольнику долгожданную покладистость и разрешают сколько угодно сражаться в компьютерной игре. Лишь бы не мешал общению с гостями. Дети быстро улавливают, что существуют лазейки в получении разрешения на игру, и используют в дальнейшем.

Подобные ситуации часто встречаются в семьях, где сложился попустительский стиль воспитания детей.

Как противостоять проблеме зависимости

Для того чтобы не допустить проблемы зависимости от компьютерных игр в дошкольном возрасте, родителям важно позаботиться о развитии интереса у ребенка к традиционным соответствующим возрасту видам деятельности. Рисование и конструирование, сюжетные и подвижные игры, чтение и рассказывание сказок – те занятия, которые, действительно, необходимы и полезны дошкольникам.

Нужно приложить все усилия, чтобы ребенку стало интереснее заниматься реальной, чем виртуальной деятельностью.

Не стоит ждать чуда и надеяться, что полезные предпочтения сформируются сами по себе.

Взрослым необходимо вооружиться важнейшими правилами:

  1. Регулярно проводить время с ребенком в совместных играх и занятиях (вместе нарисовать картинку, сделать аппликацию, разыграть сказочную сценку, приобщить к бытовым обязанностям, привлекающим малыша).
  2. Подкреплять похвалой, поощрением, своей заинтересованностью самостоятельную деятельность дошкольника.

Например, подарив ребенку конструктор, сначала нужно вместе потрудиться над изготовлением моделей. Увидев результат, созданный умелыми взрослыми руками, дошкольник берется самостоятельно соединять детали. Если в это время не будет поддержки со стороны, ребенок просто забросит не поддающуюся конструкцию.

Это вовсе не значит, что нужно прерывать дело, за которое взялся дошкольник, и организовывать всякие «развлекалочки». Но подойти во время работы несколько раз к ребенку, похвалить, подсказать, не только можно, но просто необходимо.

А как это часто бывает: родители дадут своему ребенку задание (нарисуй, построй), а сами погружаются в свои дела. Если малыш примчится через несколько минут с наскоро выполненным результатом, взрослые замечают только ошибки, неаккуратность. При этом они не скупятся на выражения, убивающие в ребенке не только желание выполнить работу, но и порождающие неприятие к самому процессу.

Скажете, отрицательное подкрепление, как в компьютерных играх? А вы обратите внимание на количество этого подкрепления в сравнении с положительной поддержкой. Если оно занимает не более чем пятую часть по сравнению с поддержкой, то станет уместным и полезным. А если наоборот? Вместо того чтобы, сокрушаться об ошибках, хвалите своего ребенка за каждое правильное действие.

Каждая ситуация индивидуальна, но подход один и тот же: хвалите ребенка своевременно и часто; ругайте только по существу. Если же взрослый видит много оснований для порицания и не находит поводов поддержать ребенка, то проблемным поведением отличается, в первую очередь, этот взрослый, как бы прискорбно ни было это осознавать.

Может быть, вы когда-нибудь обращали внимание на то, как тренируют спортсменов. Грамотный тренер сиюминутно реагирует на правильно выполненное действие, чтобы спортсмен понимал какие именно движения нужно закрепить. В отношении ребенка нужно не только обратить внимание на правильные действия, но и эмоционально поддержать и похвалить его. Именно такие условия будут развивать интерес ребенка к тому, чем он занимается.

Трудно родителям быть такими внимательными и эффективными? Да, трудно. Родителем быть – это изначально задача непростая и ответственная. Но, если вы научитесь положительно подкреплять правильные действия и поступки ребенка, у вас получится увлечь его реальными делами. А это главное в противостоянии зависимости от компьютерных игр.

Зависимость детей от компьютерных игр: как бороться?

Сегодня современные родители часто задают достаточно актуальный вопрос: насколько совместимы два понятия – компьютерные игры и ребенок.

С одной стороны, многие компьютерные игры разработаны с учетом возрастных особенностей малыша и носят развивающий и обучающий характер. Например, с помощью специальных программ в игровой и доступной форме ребенок может легко освоить цвета и геометрические формы, а также научиться считать и даже овладеть навыками чтения. Кроме этого, компьютерные игры развивающей и обучающей направленности отлично формируют память, развивают мышление, логику и внимание, а также расширяют кругозор ребенка.

Несмотря на данные позитивные моменты, компьютерные игры способны спровоцировать у крохи развитие самой настоящей зависимости. Психологи утверждают, что в группу риска чаще всего входят дети возрастной категории от 11 до 13 лет.

Причины формирования у детей зависимости от компьютерных игр

Для того чтобы у ребенка возникла стойкая зависимость от компьютерных игр нужны определенные обстоятельства и условия. В первую очередь подвержены данному состоянию дети, которым родители уделяют в семье минимальное количество времени. Например, в практике психологов встречаются случаи, когда у ребенка сформировывается стойкая компьютерная зависимость после появления на свет брата или сестры. Родители переключают все свое внимание на новорожденного малыша, и старший ребенок пытается компенсировать эмоциональное одиночество увлекательными компьютерными играми.

В практике психологов также фиксируются случаи, когда чрезмерный контроль и опека родителей способны вызвать у ребенка пристрастие к компьютерным играм. В виртуальном мире малыш чувствует себя по-настоящему самостоятельным и может принимать решения один.

В группу риска, по наблюдениям психологов, могут входить дети, которым сложно строить взаимоотношения со сверстниками.

Они чаще всего начинают увлекаться ролевыми компьютерными играми, где перевоплощаются в настоящих героев. Ребенок начинает «жить» виртуальными проблемами и полностью игнорировать собственную жизнь, постепенно замыкаясь в выдуманном многоуровневом мире.

Для детской психики наибольшую опасность представляют компьютерные игры типа «стрелялки», которые развивают у ребенка агрессию и чувство нетерпимости. У него складывается стереотип, что все возникшие проблемы можно решать только с помощью насилия.

Следует отметить, что родители смогут распознать зависимость ребенка от компьютерных игр по определенным признакам.

Признаки и стадии развития зависимости у детей от компьютерных игр

Родителей должен насторожить тот факт, что ребенок много времени проводит за компьютером. Он отказывается выходить играть на улицу со сверстниками, пропускает тренировки или прекращает уделять внимание любимому хобби.

После этого, ребенок не может оторваться от увлекающей его сознание и эмоции игры. Он начинает совмещать ее с различными видами деятельности: играет в процессе выполнения домашнего задания, во время приема пищи или засиживается за игрой до полуночи.

Если родители не реагируют на вышеперечисленные изменения в поведении ребенка, через время наступает полная зависимость от игр. Ребенок становится агрессивным, раздражительным и замкнутым. Кроме этого, ради игры он может не посещать школу, а также у него ухудшаются взаимоотношения с родителями и сверстниками.

Психологи выделяют следующие стадии зависимости от игр:

  1. Легкая увлеченность игрой. Ребенку нравится сюжет игры, а также ее графика.
  2. Постоянная потребность в игре. У маленького игрока начинает проявляться зависимость от игры, и он все сильнее нуждается в ней.
  3. Психологическая зависимость от игры. Данную стадию многие дети не проходят и сразу вступают в четвертую стадию.
  4. Привязанность к компьютерной игре. Состояние зависимости становится для ребенка нормой, и он уже самостоятельно не может от него избавиться.

Если вы заметили вышеуказанные стадии у своего ребенка, то, как же бороться с этой вредной привычкой, которая незаметно переросла в стойкую зависимость?

Как бороться с зависимостью от игр

С данной зависимостью родители могут попытаться справиться самостоятельно. Главное условие – последовательность собственных действий. В первую очередь необходимо ограничить время, когда ребенок проводит за игрой, а также установить его четкие рамки.

По мнению медиков, ребенок в возрасте от 6–8 лет не должен находиться перед монитором больше 20 минут, 8–10 лет – до 1 часа, а 12–14 лет – до 2 часов.

Следует отметить, что не нужно разрешать играть на компьютере перед сном, так как может возникнуть бессонница и другие нарушения сна.

Чтобы побороть зависимость от игр, научите ребенка правильно организовывать день и планировать свободное время. Запишите его на секцию или кружок. Данный шаг поможет компенсировать недостаток в движении, поможет найти новых друзей и расширит интересы ребенка.

Родители должны быть готовы к протесту со стороны ребенка, который будет проявляться в истериках, агрессии и даже шантаже. Не стоит поддаваться на такие провокации. Взрослые должны сохранять последовательность действий, настойчивость, а также объяснять ребенку о влияние чрезмерного и регулярного количества игр на его физическое и психическое здоровье.

Психологи рекомендуют не запрещать полностью ребенку проводить время за компьютером.

Ведь компьютерные технологии все же являются неотъемлемой составляющей современного ритма жизни. Старайтесь договариваться с ребенком, а не предъявлять ему жесткие запреты. Особенно это условие необходимо соблюдать в случаях с подростками.

Следует отметить, что для восстановления от игровой зависимости потребуются не дни, а недели, а может и месяцы. Родители должны запастись терпение и целенаправленно двигаться в нужном направлении, чтобы сохранить здоровье ребенка и его социальную адаптацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *