Доктор Моррис

Когнитивные нарушения

Причины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга. Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте. Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения. Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания. Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов. Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться. Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия. Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

Симптомы когнитивных расстройств

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий. Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего индивид не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания. Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом. В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность. Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

Легкое когнитивное расстройство

Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций. Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.

Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,

при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с делирием. Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.

Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.

Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.

Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей. Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.

Лечение когнитивных расстройств

Нарушения познавательной сферы в наше время представляют собой едва ли не один из самых часто встречаемых неврологических симптомов, так как значительная часть коры мозга имеет связь непосредственно с обеспечением когнитивных процессов, поэтому практически любая болезнь, которая вовлекает мозг, будет сопровождаться когнитивными нарушениями.

Когнитивные расстройства личности объединяют нарушения пяти главных мозговых процесса: гнозиса, памяти, речи, мышления и праксиса. Нередко к этим пяти процессам добавляют еще шестой – внимание. Сегодня остается открытым вопрос о том, обладает ли внимание собственным содержанием или все же является производным. Проблема когнитивных нарушений, прежде всего, является проблемой стареющего населения.

Когнитивные расстройства бывают легкой степени выраженности, умеренной и тяжелой.

Легкие расстройства когнитивных процессов обнаруживаются только вследствие тщательного нейропсихологического обследования и, как правило, не влияют на обыденную жизнь, хотя иногда могут порождать субъективное беспокойство индивида.

Умеренные когнитивные расстройства выступают за пределы возрастной нормы, однако пока не ведут к ограничениям в обыденной деятельности и влияют только лишь на сложные ее формы. Индивиды при умеренных патологиях когнитивной сферы, как правило, сохраняют независимость и автономность.

Тяжелые нарушения когнитивной сферы оказывают существенное негативное воздействие на повседневную жизнь. Пациенты ощущают значительные сложности в ежедневных занятиях, профессии, деятельности, социальной сфере, а на более поздних стадиях – в самообслуживании. Деменция относится к тяжелым когнитивным патологиям.

Выбор терапевтической стратегии зависит от причины возникновения когнитивных расстройств и выраженности таких нарушений. По возможности следует проводить лечение, которое будет направлено на коррекцию патологических процессов, проистекающих в организме. С целью лечения непосредственно расстройств когнитивных процессов применяют ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия.

Также для лечения расстройств личности применяют и методы психотерапии. Так, например, в своей книге А. Бек и А. Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» высветили проблемы диагностирования и индивидуального подхода в лечении личностных расстройств методиками когнитивной психотерапии, раскрыли воздействие когнитивных структур на образование личностных расстройств, воззрения и установки, которые характеризуют каждое из таких нарушений, реконструкцию, трансформацию и реинтерпретацию структур.

На ранних стадиях развития нарушений когнитивная психотерапия расстройств личности считается во многих аспектах «инсайт-терапией», располагающей в своем арсенале интроспективными методами, предназначенными для личностных трансформаций пациента.

Когнитивная терапия направлена на помощь пациентам в изучении их познавательных структур и на способности модифицировать собственное поведение или мысли. Изучение структур и схем познавательных процессов и обучение адаптивным реакциям на отрицательные мысли и самоуничижительные позиции в итоге являются ключевыми целями психотерапии. Следует стремиться к последовательным трансформациям, а не к сиюминутному результату. Постановка последовательно усложняющихся заданий, последовательные небольшие шажки, оценивание ответов и реагирования с позиции желательных трансформаций, постепенное приспособление к стрессовым факторам и тревожности, психотерапевтическая поддержка позволяют пациенту совершить попытку с целью собственного изменения.

В случае появления когнитивных нарушений, большинство из них будет неустанно прогрессировать. Именно поэтому основной задачей в профилактических мероприятиях когнитивных расстройств является замедление, приостановление дальнейшего течения разрушительного процесса.

Для предупреждения прогрессирования нарушений познавательных процессов, следует регулярно принимать лекарственные препараты (ингибиторы ацетилхолинэстеразы). Также необходимо пытаться поддерживать нарушенные процессы. С этой целью следует выполнять различные упражнения, направленные на тренировку определенных функций (например, при нарушениях памяти нужно учить стихотворения). Кроме этого, также необходимо избегать влияния стрессовых ситуаций, так как во время волнения нарушения когнитивных процессов становятся еще более выраженными.

Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.

Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.

Определение

Сам термин «когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.

Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.

Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.

Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.

Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.

Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.

Высшие мозговые функции

Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.

  1. Одной из важнейших функций является внимание. Ее можно характеризовать как способность концентрировать психические процессы на каком-то конкретном объекте. Каждый человек имеет индивидуально выраженную характеристику этого процесса, такие как:
    • Устойчивость;
    • Сосредоточенность;
    • Способ переключаться;
    • Концентрация;
    • Объем.

    Все эти характеристики меняют качество внимания у разных людей. Именно из-за них и получается так, что одни легко запоминают что-то, а другие никак не могут сконцентрировать свое внимание. Но также все эти характеристики можно развивать, работая над собой.

  2. Другая важная функция – это восприятие человека. Она составляется имея за основу информацию, которую человек получает из органов чувств в виде единых образов. Для этой функции важной является константность, иными словами, объект, который воспринимается человеком не зависимо от изменчивых условий, всегда воспринимается как тот же самый. К примеру, человек может узнать знакомого не зависимо от того как он одет, или где он находится. Этим качеством обделены животные, именно поэтому собака не может узнать своего знакомого, который будет стоять в темноте или если тот будет в другой одежде.
  3. Гнозис – это умение узнавать, визуально идентифицировать образы и сопоставить их к категориям.
  4. Память – эта когнитивная функция дает возможность запечатлеть, сохранить и в нужное время воспроизвести заранее полученную информацию.
  5. Интеллект – это уже умение «работать» с полученной информацией: делать анализ, сопоставить факты, оценивать, обобщать и так далее.
  6. Речь – это уникальное умение, благодаря которому люди могут общаться, используя символические знаки.
  7. Праксис – это комплекс способностей, которые формируют и включают в деятельности человека двигательные навыки и помогают ему построить, учить и автоматизировать последовательность своих движений.

Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим «багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Кое-что интересное или мозг под микроскопом

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного «Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Несколько слов напоследок

Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом. Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций. Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.

А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.

Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.

К когнитивным функциям относятся самые сложные процессы, управляемые головным мозгом.
Это — память, речь, интеллект, праксис (выполнение целенаправленных действий) и гнозис (целостное восприятие действительности).
С их помощью совершается познание окружающего мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.
Благодаря когнитивным функциям, происходит восприятие, обработка и анализ информации, ее запоминание, хранение, постоянный обмен между отдельными участками мозга, выработка конкретной программы действий, ее реализация и контроль за результатами.
Иногда, при определенных обстоятельствах, чаще — при каких — либо болезнях или травматических повреждениях мозга, может наблюдаться ухудшение когнитивности, по — сравнению с индивидуальным исходным уровнем.
Это происходит вследствие снижения одной или нескольких ее составляющих (памяти, праксиса, гнозиса, речи).
Если когнитивность снижается вследствие цереброваскулярных болезней (дисциркуляторная энцефалопатия, инсульт), то затрудненное протекание высших корковых функций называют сосудистыми когнитивными расстройствами.
Локализацией и распространенностью поражения головного мозга определяются степень выраженности и характер когнитивного снижения.
Нарушение функции белого вещества лобных долей, которое содержит отростки нейронов, ведет к снижению корковой афферентации. В результате, уменьшается количество нервных импульсов, поступающих к лобной коре, а значит, она получает меньше информации.
Если страдают глубинные отделы мозга (и серое и белое вещество), возникает вторичная дисфункция его передних отделов.
Вследствие того, что когнитивность обеспечивается согласованной деятельностью всего мозга одновременно, она не имеет строгих локальных связей с конкретными мозговыми структурами.
Но, разные мозговые отделы не являются равнозначными участниками этого процесса. Каждая структурная единица мозга вносит в свой, индивидуальный вклад, в зависимости от роли, которую она играет.
В соответствии с этим, головной мозг разделен на
три больших функциональных блока.
1. Первый — нейродинамический — состоит из восходящей части ретикулярной формации, неспецифических ядер таламуса и лимбической системы. Эти мозговые образования считаются структурами первого уровня когнитивной функции.
Они обеспечивают мозгу оптимальный уровень бодрствования, способствуют концентрации и устойчивости внимания, создают мотивационно — эмоциональное сопровождение высшей мозговой деятельности.
2. Второй функциональный блок — вторичные и третичные зоны корковых анализаторов слуха, зрения, чувствительности. К ним относятся височная, теменная и затылочная доли мозга. Эти зоны мозга принимают, обрабатывают различную информацию.
3. Третий, самый высший функциональный уровень образован премоторной и префронтальной зонами коры. Они находятся в лобных долях, регулируют произвольную деятельность человека, отвечают, на основе полученной информации, за определение и постановку цели, производят планирование действий, их выполнение и контроль за полученным результатом.
Поэтому, поражение любого из перечисленных анатомо — функциональных уровней, приводит к нарушению определенных — или нескольких или всех когнитивных процессов.
Наш мозг имеет многомиллионные межнейронные связи, он напоминает огромнейший лабиринт, обладает большой нейропластичностью. Связи между нейронами формируются и изменяются всю жизнь. За счет многомиллионных и миллиардных связей между различными нейронами и их группами и существуют когнитивные функции.
Формирование долгосрочных воспоминаний и способность мозга извлекать из них жизненный опыт происходит в течение всей жизни. За сохранность долгосрочных воспоминаний отвечает гиппокамп. Чем больше существует связей в мозге между нейронами, тем мозг умнее и опытнее.
Сосудистая деменция
Деменция и юмор
Лечение деменции
Классификация когнитивных нарушений.
Что такое Деменция?
Болезнь Альцгеймера

Когнитивные нарушения – общая характеристика

Термин «когнитивные нарушения» был введен в конце 20 века для характеристики симптомов, связанных с познанием и адаптацией человека к миру и социуму:

  • ощущение и восприятие (задействование тактильного, зрительного, обонятельного и слухового центров для хранения, преобразования и передачи информации об окружающем мире);
  • трудовые навыки (праксис), которые характеризуются постепенным формированием и выполнением сложных двигательных задач;
  • речь (устная и письменная);
  • память;
  • интеллект.

Нарушения, связанные с врожденными или приобретенными факторами, характеризуются постепенным угасанием или внезапным выпадением отдельных (или одновременно всех) свойств. Клиническая картина (выраженность и «набор» симптомов) определяются состоянием, которое привело к КН.

Основные характеристики патологии:

  • характерные жалобы, которые прогрессируют со временем (в сложных случаях – отсутствие критики к состоянию);
  • утрата навыков профессиональной деятельности;
  • социальная дезадаптация;
  • потеря возможности самообслуживания;
  • в большинстве случаях – наличие физических дефектов.

Важно! Когнитивные нарушения – комплекс симптомов, которые характеризуются снижением познания и взаимодействия человека с внешним миром. Существуют врожденные и приобретенные причины патологии, механизм развития которых не изучен до конца. Постановкой диагноза и ведением пациента с КН занимаются врач-невролог, психолог, логопед и специалист по реабилитации

Классификация

Медицинское общество классифицирует КН в зависимости от степени выраженности симптомов и влияния их на обычную жизнедеятельность человека.

Характеристики вариантов представлены в таблице ниже.

Степень

Снижение когнитивных функций

Способность к самообслуживанию

Затруднение в повседневной жизни

Легкая

В пределах нормы (согласно возрасту)

Сохранена

Нет

Умеренная

Умеренное снижение в сравнении с возрастной нормой

Сохранена

При сложной интеллектуальной активности

Тяжелая («деменция», «слабоумие»)

Выраженное, связанное с затруднениями в профессиональной, социальной и бытовой сфере

Частичная или полная утрата

Необходимость постоянной посторонней помощи

Важно! В клинической практике часто используется диагноз «субъективные когнитивные нарушения», которые характеризуются жалобами со стороны пациентов без объективных признаков во время диагностических тестов и методик

Механизм развития (патогенез нарушений)

Ученые соглашаются во мнении, что нарушение высших корковых функций связано с локализацией процесса. Ключевые участки головного мозга, которые отвечают за память, познание, интеллект и речь: средняя височная извилина, лобно-теменная зона, постцентральная извилина.

Полиэтиологичность и огромное количество клинических признаков КН обуславливают разнообразность механизма развития и неврологического субстрата патологии. Теории возникновения симптомов:

  • амилоидоз — отложение патологического белка в нервной ткани, который препятствует выполнению функций проведения, генерации импульса и формирования новых связей. Состояние развивается на фоне длительной персистенции воспалительного заболевания или нарушения метаболизма (при эндокринных нарушениях);
  • таупатия (у людей пожилого возраста), которая характеризуется «слипанием» патологических тау-белков, образованием клубков из ткани, не способных выполнять функции;
  • дегенерация миелиновых оболочек и нейронов после перенесенных инфекционных заболеваний. Сопровождается внезапным или постепенным снижением как когнитивных, так и чувствительных, моторных (двигательных) функций;
  • массивные и микроинфаркты мозговой ткани – последствия ОНКМ ишемического или геморрагического типа. Некроз функциональной ткани сопровождается «выпадением» из работы ключевых центров или областей, через которые проводятся импульсы;
  • патологические очаги возбуждения в «ключевых участках коры» (как при эпилепсии).

В детской неврологии отдельно выделяют нарушения формирования коры головного мозга или отдельных участков («проводящих») вследствие генетических мутаций или внутриутробных инфекций.

Возможные причины

Развитие КН связывают, как с органическим поражением центральной нервной системы, так и с функциональными расстройствами исполнительных органов, психогенными травмами.

Выделяют две группы причин развития нарушений:

  • врожденные, при которых симптомы появляются в раннем периоде, характеризуются стабильностью и неэффективностью (абсолютной или относительной) терапии;
  • приобретенные – расстройство формируется после ЧМТ или психогенной, инфекции или длительного течения соматического заболевания.

Патологии, при которых встречаются признаки когнитивных расстройств, представлены в таблице ниже.

Врожденные

Приобретенные

  • Внутриутробные инфекции (в том числе TORCH).
  • Алкоголизм или наркомания матери во время беременности.
  • Врожденные пороки нервной системы (расщепление ткани мозга, дисплазии).
  • Перинатальные травмы (во время родов).
  • Генетические заболевания (синдром Патау, Эдвардса, Дауна, «кошачьего крика», Прадера — Вилла ми др.).
  • Нейротропные инфекции (грипп, менингококк, сифилис, корь, ветряная оспа и др.).
  • Энцефалопатия на фоне ВИЧ-инфекции.
  • Дисметаболические расстройства при патологии печени, почек, эндокринных заболеваниях.
  • Сосудистые патологии: ишемическая болезнь сердца (ИБС), системны атеросклероз, гипертоническая болезнь.
  • Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты).
  • Нейродегенеративные процессы: болезнь Альцгеймера, Крейтцфельда — Якоба, Паркинсона, хорея Гентингтона, боковой амиотрофический склероз.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Опухоли головного мозга.
  • Прием лекарственных средств (в том числе противоэпилептических)

Эпилепсия – одна из причин КН, возникновение которой связанно и с генетической предрасположенностью и пусковым фактором (например, травмой).

Факторы риска

Развитие нарушений в сфере высших корковых функций часто связано с образом жизни человека и наличием предрасполагающих условий.

Основные факторы риска развития КН:

  • генетическая предрасположенность (наличие врожденных хромосомных аномалий в семейном анамнезе);
  • возраст (после 50 лет распространенность КН повышается на 1,5% каждые 5 лет);
  • женский пол;
  • сопутствующие патологии: сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, венозный тромбоэмболизм, атеросклероз.

Проведенное в 2012 году исследование в США подтвердило, что чрезмерное употребление в пищу углеводов (при недостаточном – белков и жиров) повышает риск развития умеренных когнитивных нарушений у людей пожилого возраста.

Симптомы

Клиническая картина КН разнообразна и зависит от локализации, давности и первичной причины нарушений.

Основные симптомы, которыми отличаются когнитивные нарушения:

  • цереброастенический синдром (общая слабость, усталость, быстрая утомляемость);
  • нарушение сна;
  • расстройства памяти (невозможность вспомнить давнишние события, трудность в запоминании, которых раньше не было);
  • снижение времени реакций (ответа на вопрос, выполнение команды);
  • трудности в концентрации внимания;
  • расстройство абстрактного мышления;
  • персеверации – устойчивые повторения фраз, движений;
  • нарушение речи: произношение (перестановка слогов, замена звуков, слов), понимания;
  • расстройства письма;
  • хронические головные боли.

Органическое поражение головного мозга после травмы, инфекции или инсульта часто сопровождается очаговыми признаками: нарушение двигательной или чувствительной функции, судороги и др.

Когнитивное расстройство у детей

Базовые навыки каждой сферы формируются к 6 годам, когда появляется возможность объективно оценить состояние когнитивных функций. КН встречают у 20% детей и подростков разной степени выраженности, вызванные преимущественно врожденными факторами.

Актуальность проблемы обусловлена:

  • широким распространением;
  • значительным влиянием на социум;
  • последствиями для ребенка: дезадаптация в обществе, девиантное поведение (агрессивное, с отклонением от общепринятых правил), трудностям или полной неспособности к обучению.

Проявления КН у детей характеризуются основными синдромами, признаки которых представлены в таблице ниже.

Патология

Симптом

Умственная отсталость (олигофрения) разной степени: идиотия, имбецильность дебильность

  • Неспособность (ограничение) к обучению.
  • Задержка речи.
  • Трудности в самообслуживании.
  • Примитивные моторные навыки (зависят от степени нарушений)

Задержка речевого развития и общее недоразвитие речи

  • Нарушения устной речи: трудности произношения, понимания, восприятия.
  • Расстройства письменной речи: дислексия (чтения), дисграфия (письма).
  • Замедленное формирование навыков (зависит от возраста)

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)

  • Отсутствие концентрации внимания.
  • Нарушения сна (чаще бессонница).
  • Забывчивость.
  • Импульсивность (часто вскакивает с места, не играет в «тихие» игры).
  • Невозможность следования инструкциям

Симптомы нарушений у детей проявляются к году жизни, для СДВГ пик – до 7 лет. В большинстве случаев легкие КН поддаются логопедической и психолого-педагогической коррекции без последствий. Умеренные и тяжелые расстройства требуют комплексной диагностики и подбора схемы лечения.

Когнитивные расстройства у пожилых

Нарушение корковых функций у людей пожилого возраста связано с кардиоваскулярной патологией. Изменение трофики тканей (не только нервной) характеризуется формированием очагов склероза – плотной соединительной ткани, которая не выполняет функций.

Важно! В клинической практике существует термин «сосудистые когнитивные нарушения» (синоним «дисциркуляторная энцефалопатия») – диагноз, который выставляется более, чем 19% населения старше 60-ти лет

Клинические признаки:

  • соматические: головные боли, головокружения;
  • забывчивость;
  • нарушение речи (трудности произношения, постановки слов в предложении, подбор синонимов);
  • замедленное мышление;
  • трудности в принятии решений.

Более чем у 80% пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией развивается депрессивный синдром с патологически сниженным настроением (иногда – приступы агрессии), потерей интереса к жизни, аппетита и нарушением сна.

Проверка когнитивных функций

Для определения вида и степени выраженности КН используются стандартные инструментальные исследования и функциональные методы (вопросники, сертифицированные тесты).

Оценка когнитивных функций проводится с помощью «интеллектуального тредмила» — нагрузочных тестов, содержание которых зависит от возраста:

  • пробы Баженовой (98), которые исследуют моторную, эмоциональную, чувствительную сферы взаимодействие с предметами и людьми;
  • метод «ГНОМ» (для детей до 6-ти лет) по 4 задания для каждой сферы с расчетом коэффициента психического развития (КПР): норма (90-110 баллов), группа риска (80-90), нарушение (меньше 80);
  • денверский скрининговый тест развития ребенка (DDST-2), что оценивает двигательную активность, мелкую моторику, навыки к самообслуживанию и речь;
  • тест Векслера для детей от 6-ти до 12-ти лет, который состоит из 12 субтестов для оценки вербальных и невербальных способностей ребенка;
  • монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA) – стандартизированный метод, который применяется для ранней диагностики степени КН у взрослых.

Тестовый листок для проведения MoCA (фото: www.crimea.kp.ru)

Когда и к какому врачу обращаться

Нарушение когнитивной сферы человека – сложные расстройства, постановкой диагноза которых занимаются:

  • невролог – врач, который делает заключение и проводит комплексную специализированную проверку отдельных сфер деятельности;
  • психолог – для коррекции симптомов, связанных с индивидуальными переживаниями больного;
  • психиатр, если нарушения высших функций возникают на фоне психиатрических заболеваний (шизофрения, биполярное расстройство и др.);
  • педиатр.

Совет врача. В первый год жизни рекомендовано посещать врача ежемесячно для динамического наблюдения за психомоторным развитием ребенка и ранней диагностике нарушений

Консультация специалистов рекомендована во всех случаях появления жалоб, чтобы не упустить первых симптомов прогрессирующих заболеваний и своевременно начать поддерживающую терапию.

Диагностика

Постановка диагноза КН проводится после комплексного исследования пациента, который включает:

  • сбор жалоб больного и/или родственников;
  • результаты клинического осмотра у невролога (оценка рефлексов, двигательной и чувствительной сферы);
  • шкалы оценки когнитивных функций;
  • инструментальные исследования.

Визуализация очаговых нарушений проводится с помощью методов, которые изучают активность разных областей коры головного мозга с записью электрических импульсов (электроэнцефалография). Наиболее перспективные методики:

  • позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) – радионуклидный метод диагностики с внутривенным введением контрастного препарата, насыщение тканей которым оценивает активность отдельных участков;
  • трактография – разновидность диффузионной магнитно-резонансной томографии (МРТ), которая позволяет получать цветные изображения активности проводящих путей в головном мозге.

Картина ПЭТ при депрессии и тяжелых когнитивных нарушениях (деменции) (фото: www.linkedin.com)

Лечение

Комплексное лечение когнитивных нарушений требует комбинации медикаментозной, электрофизиологической и психологической терапии.

Основные фармакологические препараты, которые применяются в клинике КН, представлены в таблице ниже.

Группа средств

Действующее вещество (торговое название препарата) и форма выпуска

Ингибиторы центральной ацетилхолинэстеразы

  • Донепезил («Алзепил»): таблетки 10 мг.
  • Ривастигмин («Экселон»): капсулы 4,5 мг; трансдермальная система 4,6 мг/сутки

Ингибиторы NMDA-рецепторов

Мематин акатинола («Нооджерон»): таблетки 10 мг

Ноотропы

  • «Пирацетам»: капсулы 400 мг.
  • Цитиколин («Цераксон»): раствор для внутривенного введения 500 мг/4 мл

Стимулятор дофаминовых и норадреналиновых рецепторов

Пирибедил («Проноран»): таблетки 50 мг

В клинической практике часто используются витаминные препараты с нейропротекторным действием: В1, В6, В9, В12.

Важно! Согласно исследованиям, препараты гемодеривата крови телят («Актовегин»), антитела к мозгоспецифическому белку («Тенотен») не влияют на течение патологий с КН

Работа психолога и психиатра заключается в устранении дефектов, связанных с душевными тревогами или психическими расстройствами.

Дополнительно используется физиотерапия и лечебная физкультура. Доказано, что утренняя гимнастика и задания на мелкую моторику улучшают процессы восстановления в головном мозге после ЧМТ.

Прогноз и профилактика

Прогноз для пациентов с КН врожденного или приобретенного генеза – неблагоприятный. Патологии, сопровождающиеся нарушением ментальной сферы и снижением трудовых и речевых навыков, характеризуются стабильным или прогрессирующим течением. Лечение таких больных направлено на замедление прогресса и развитие альтернативных (более простых) навыков самообслуживания.

Более оптимистический прогноз для пациентов, перенесших ЧМТ: улучшение состояния отмечается у 62-76% больных (наблюдение в течение 15 лет).

Профилактика когнитивных нарушений направлена на:

  • нормализацию образа жизни (актуально для наркоманов и страдающих алкоголизмом);
  • интеллектуальные тренировки (кроссворды, задачи, чтение книг);
  • лечение и компенсацию сопутствующих заболеваний (ИБС, гипертензия, атеросклероз, сахарный диабет).

Вторичная профилактика (предупреждение прогресса и осложнений) включает своевременную диагностику и начало специфической терапии когнитивных нарушений.

Восстановление и поддержание на должном уровне навыков памяти, речи, интеллекта, абстрактного мышления – обязанность каждого человека, который занимает активную позицию в социуме.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма;
  2. инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
  3. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  4. онкологические образования;
  5. диабет;
  6. инсульт;
  7. психические заболевания (шизофрения);
  8. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

  1. знаний;
  2. мнений;
  3. убеждений.

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

  1. обсессивно-компульсивные расстройства;
  2. панические атаки (что это такое?);
  3. нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия);
  4. депрессия на лёгкой стадии;
  5. прокрастинация (что это?);
  6. перфекционизм (что это такое?);
  7. трудности в отношениях;
  8. зависимость.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросыШкала оценки состояния когнитивных функций

Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой). Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий.

Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств).

Классификация

Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Исторически проблемы когнитивных расстройств изучались преимущественно в рамках понятия «деменция»: термины «деменция», «слабоумие» означают наиболее тяжёлые когнитивные нарушения, приводящие к дезадаптации в повседневной жизни. Лишь впоследствии большое внимание стали уделять также и менее выраженным расстройствам.

Умеренные когнитивные нарушения (англ. mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, явно выходящие за рамки возрастной нормы, но не ограничивающие самостоятельности и независимости, то есть не вызывающие дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные когнитивные нарушения, как правило, отражаются в жалобах индивидуума и обращают на себя внимание окружающих; могут препятствовать наиболее сложным формам интеллектуальной активности. Распространенность умеренных когнитивных нарушений среди пожилых лиц достигает, по данным исследований, 12—17%. Среди неврологических пациентов синдром умеренных когнитивных нарушений встречается в 44% случаев.

В соответствии с критериями МКБ-10 для постановки диагноза умеренных когнитивных расстройств необходимо наличие жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти, внимания или способности к обучению, которые не достигают степени деменции, имеют в основе органическую природу и не связаны с делирием.

При лёгких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от неё незначительно, однако больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с преморбидным уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются в жалобах больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных её формах. Популяционные исследования распространённости лёгких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводились, однако можно предположить, что их распространённость не уступает распространённости умеренных когнитивных нарушений.

Причины

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции.

Основными причинами когнитивных нарушений могут являться:

  • Нейродегенеративные заболевания
  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Деменция с тельцами Леви
  3. Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
  4. Кортико-базальная дегенерация
  5. Болезнь Паркинсона
  6. Прогрессирующий надъядерный паралич
  7. Хорея Гентингтона
  8. Другие дегенеративные заболевания головного мозга
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  1. Инфаркт мозга «стратегической» локализации
  2. Мультиинфарктное состояние
  3. Хроническая церебральная ишемия
  4. Последствия геморрагического поражения головного мозга
  5. Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
  • Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
  • Дисметаболические энцефалопатии
  1. Гипоксическая
  2. Печёночная
  3. Почечная
  4. Гипогликемическая
  5. Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз)
  6. Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков)
  7. Промышленные и бытовые отравления
  8. Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
  • Нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания
  1. ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
  2. Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
  3. Прогрессирующие панэнцефалиты
  4. Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
  5. Прогрессивный паралич
  6. Рассеянный склероз
  7. Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
  • Черепно-мозговая травма
  • Опухоль головного мозга
  • Ликвородинамические нарушения
  1. Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия
  • Другие
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Обратимые нарушения

При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах.

К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми.

Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *