Доктор Моррис

Интроверсии экстраверсии

Карл Юнг о природе интровертов и экстравертов

Маятник ума раскачивается от смысла к бессмыслице, а не от правильного к неправильному.

Карл Юнг

В начале XX века психоаналитик Карл Юнг работал вместе с пионерами психоанализа Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером. В ходе исследований он обратил внимание на некое странное обстоятельство. Обсуждая одну и ту же историю болезни пациента, Фрейд и Адлер фокусировались на совершенно разных симптомах и к тому же разработали практически противоположные теории. Юнг пришел к выводу, что оба зацепились за нечто ценное, и, поразмыслив над своими выводами (догадайтесь, кем был Юнг, интровертом или экстравертом?), создал собственную теорию.

Юнг считал Фрейда экстравертом, поскольку последний был ориентирован на внешний мир, людей, места и вещи. Многие теории ученого строились при интенсивном взаимодействии и обсуждении с многочисленными коллегами. По мнению Фрейда, цель психического развития личности – обрести удовлетворение в мире внешней реальности. Адлер же, полагал Юнг, был интровертом, так как его теория и внимание фокусировались на собственных мыслях и чувствах. Теории Адлера основывались на внутренней борьбе человека, направленной на преодоление чувства беспомощности, которое он назвал комплексом неполноценности. Он считал людей творцами-художниками, собственными руками созидающими свою жизнь.

Расхождения во взглядах Фрейда, Адлера и Юнга привели к взаимной обиде. Трио распалось, и каждый пошел своим путем. Как раз в тот момент Фрейд преподнес концепцию интровертности как негативную, объясняя в своих трудах уход человека в себя нарциссизмом. Это исказило восприятие понятие об интроверсии, и ее стали расценивать как некую патологию. Подобное неправильное толкование существует и по сей день.

Юнг продолжал развивать свою теорию. Он предположил, что мы появляемся на свет с уже заложенным темпераментом и соответствующим ему местом в континууме между крайне интровертным и крайне экстравертным типами.

Что рассказывают близнецы о темпераменте

В своей книге «Переплетенные жизни» (Entwined Lives) выдающийся исследователь феномена близнецов доктор Нэнси Сигал пишет о тех невероятных открытиях, которые она сделала за годы работы в Центре исследования близнецов и приемных детей при Университете штата Миннесота. Интересные эксперименты по сопоставлению типов личности проводились с однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами, выросшими раздельно или вместе. В исследовании участвовали пятьдесят пар воссоединенных близнецов. Сходство оказалось потрясающим. Близнецы, выросшие в разных условиях, обладали удивительным набором одинаковых черт. Особенно ярко это проявлялось у однояйцевых близнецов. В одной паре оба близнеца любили обсуждать один и тот же предмет, заниматься разведением лошадей и собак. В другой оба оказались добровольными пожарными и гурманами. Еще двое, причем раньше они никогда не встречались, прибыли на встречу в «Шевроле» голубого цвета. Была пара, где оба близнеца пользовались одной и той же редко встречающейся зубной пастой шведского производства. При дальнейших исследованиях выяснилось, что темперамент близнецов гораздо более сходен, чем ранее предполагалось. Доктор Сигал пишет: «Мы с удивлением узнали, что традиционализм, приверженность обычным семейным и моральным ценностям не отражается на общем семейном укладе.

Иными словами, совместная жизнь с кем-то не приводит к соглашению по поводу стандартов поведения или методов воспитания детей». Исследования также показали, что у разнояйцевых близнецов, выросших вместе, тем не менее, намного меньше сходных черт, чем у однояйцевых, росших отдельно. Все это подтвердило утверждение Юнга: мы рождаемся с определенным темпераментом. Доктор Сигал продолжает: «Итог исследований позволил нам сделать вывод, что совместная жизнь не влияет на схожесть людей в семье, сходство объясняется общими генами».

Юнг считал, что врожденные свойства характера имеют физиологическое обоснование. Теперь наука подтверждает правильность его интуитивных догадок! Он понял, что лучше всего мы можем адаптироваться в этом мире, передвигаясь по континууму от интровертного к экстравертному краю спектра, когда нам это понадобится. Однако он признавал, что в отношении людей это, по-видимому, не всегда работает: мы больше ориентированы или нас тянет в одном направлении сильнее, чем в другом. Ученый сделал вывод, что у всех есть «комфортная ниша», где мы функционируем наилучшим образом. По мнению Юнга, помимо крайностей, можно находиться в любой точке континуума, и это вполне нормально. Юнг полагал, что ребенку будет нанесен существенный вред, если его станут выталкивать за пределы естественной области его темперамента, поскольку это «насилие над врожденной предрасположенностью индивидуума». Он был убежден, что это ведет к душевной болезни.

Тем не менее Юнг указывал, что для нас доступны и другие аспекты континуума. И способность передвигаться по нему может улучшить осознание нами всего процесса. Например, если научиться накапливать энергию и таким образом создать ее запас, то его можно использовать в менее естественной для себя среде. Представьте, что вы целый день пишете рукой, которая не является для вас ведущей. В этом случае, разумеется, чтобы сосредоточиться на процессе письма, вам придется приложить больше усилий. Юнг считал, что с человеком происходит то же самое, если он функционирует вне своей естественной ниши: расходуется дополнительная энергия, а новая не вырабатывается.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Экстраверт и интроверт? (Типы личности по К.Г.Юнгу)

Экстравертированный и интравертированный типы личности по К.Г.Юнгу.

К. Г. Юнг описывает дихотомию Экстраверсия – Интроверсия как

«общие типы установки, отличающиеся друг от друга направлением своего интереса, движением либидо», отличающиеся друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. Говорит о них как о «фундаментальной противоположности,… обнаруживающейся всегда, когда речь идет об индивидах со сколько-нибудь ярко выраженной личностью».

Подчеркивает, что эта дихотомия встречается во «всех слоях населения»; и «разница пола тоже ничего не меняет в этом факте».

Делает вывод, что тип установки не является результатом воспитаний или сознательным выбором «столь общая распространенность вряд ли была бы возможна, если бы дело касалось… сознательно и намеренно выбранной установки… типы распределяются, по-видимому, без всякого разбора. В одной и той же семье один ребенок может быть интровертом, другой — экстравертом… тип установки в качестве общего и, по-видимому, случайно распределенного явления не может быть делом сознательного суждения или сознательного намерения», «даже дети в первые годы жизни несомненно проявляют типическую установку». К. Г. Юнг приходит к пониманию этих установок как двух способов адаптации: экспансивного и интенсивного, подчеркивает их равную степень успешности и предполагает их врожденность. Особенно интересно то, что К.Г.Юнг отмечает, что случаи насильственного изменения установки приводят к неврозу и «сильному истощению» – настолько это глубинная структура психики.

Интроверсия — установка сознания на субъектное восприятие действительности. Вот как пишет К. Г. Юнг об интроверте «он постоянно заботится о том, как бы отвлечь либидо от объекта, как если бы ему надо было оградить себя от чрезмерной власти объекта»

Легко ставят себя на место другого человека (и неодушевленного объекта), определяя отношения, ощущения, мнения, мотивы.

Нет отношений – нет объекта.

Интроверт, входя в помещение, дает себя осмотреть, потом осматривается сам, жестикулирует «от локтя», внимание удерживает на собеседнике, что бы ни творилось вокруг. Для интроверта характерен взгляд, погруженный в себя. Интроверт обычно немногословен, т.к. внутренняя установка «не сказать лишнего». Говорит больше о своем отношении, чем об объектах, даже описывая объекты.

Соционика описывает четыре интровертные функции вслед за К.Г.Юнгом :

  • структурная логика (мыслительный тип),
  • этика отношений (чувствующий тип),
  • интуиция времени (интуитивный тип),
  • сенсорика ощущений (ощущающий тип).

Обладатели этих интровертных функций при общей интровертности отличаются семантикой и внешними проявлениями, кроме того, первые функции рациональны, а последние иррациональны.

Экстраверсия – установка сознания на объектное восприятие внешнего мира.

Экстравертный по К. Г. Юнгу «напротив, относится к объекту положительно. … утверждает его значение… он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему… значение его (объекта) постоянно приходится повышать.»

Воспринимают себя, как одну из частей реального мира (и других также), завоевывая пространство, расширяя деятельность.

Нет объекта – нет отношений.

Экстраверт держит в поле своего внимания все обозримое пространство. При входе в помещение быстро осматривает его, садиться предпочитает напротив двери, чтобы сразу разглядеть вошедших. Жесты его широки, внимание распределяется на всех. Говорит громче, использует объемные перечисления, привлекает дополнительные сведения и авторитетные источники, т.к. внутренняя установка «сказать все возможное по этому вопросу и все связанное с ним». Говорит больше об объектах, даже если вопрос относится к внутреннему состоянию или отношению.

Соционика описывает четыре экстравертные функции вслед за К.Г.Юнгом :

  • деловая логика (мыслительный тип),
  • этика эмоций (чувствующий тип),
  • интуиция возможностей (интуитивный тип),
  • волевая сенсорика (ощущающий тип).

Обладатели этих экстравертных функций также при общей экстравертности отличаются семантикой и внешними проявлениями, первые функции рациональны, а последние иррациональны.

В соционике типология К.Г.Юнга нашла наиболее «чистое» последовательное развитие, как в понимании компенсирующей роли установок сознательного и бессознательного, так и в изучении «наиболее дифференцированных функций» и наименее. В нашей программе «Ключ к себе и другим» мы учим на практике различать эти психологические особенности. Интересно, что за последние 8 лет эти знания стали такими же привычными, отражающими общую культуру человека, как знание основ математики, химии, анатомии. Это связано конечно же с появлением увлекательных и качественных программ, делающих это знание доступным каждому, а ведь почти 100 лет считалось, что типологией К.Г. Юнга может пользоваться лишь сам К.Г. Юнг, ну, может быть горстка избранных особенно одаренных людей. Сейчас наша программа и подобные ей доступны даже для старшеклассников. В наше время, в нарастающей потребности во взаимопонимании и тотальной нехватке времени, связанной с ускорением процессов жизни, такое знание становится хорошей поддержкой в воспитании детей, выборе профессии, выборе и принятии партнера и в любых ситуациях общения.

Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.

Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике. Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт. Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.

Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».

Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.

Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное. Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку. Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.

Интроверсия экстраверсия

Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.

Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».

В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.

Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.

Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность. У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют. Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.

Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.

У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.

Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.

Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.

Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.

Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире. Эти люди являются расточителями энергии. Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.

Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.

Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.

Экстравертированные личности в состоянии одиночества или временного пребывания внутри себя, как будто угасают, им очень тяжело переносить подобное положение, это их угнетает. И для восстановления жизненной силы им нужно не так много – возобновить общение с людьми, заняться деятельностью, привлечь к себе внимание. Экстравертами часто являются люди общественных профессий – чиновники, различные управляющие, артисты, организаторы, конферансье, тамады и так далее.

В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.

Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции. То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.

Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе. Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я». Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.

Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.

Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.

Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности. Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.

Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.

В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей. Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик. К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.

Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.

Социальная интроверсия

Социально-психологическая неспособность личности развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.

Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.

Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.

Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами. И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку. Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.

Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь. Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.

Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость. Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы. Со временем такой человек вполне может стать отшельником.

У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *