Доктор Моррис

Графоман

О графомании и графоманах

Этой статье уже немало лет (2010 г.). С тех пор я пересмотрел многие позиции по отношению к графоманам и графоманству, многое дополнил психологическими и прочими аспектамии. Наверное, пересмотрел бы некоторые мои прежние убеждения, не был бы так категоричен в отдельных вопросах.
Ну, например, о том, что графоман склонен писать только о себе любимом или о склонности графоманов к философской поэзии. Но на это всё — уже жаль времени.
А статью удалять не стану. Пусть народ читает и думает. Она — информация к размышлению. И для меня, и для всех, кто её прочитает…
************************************
Предупреждение: текст не является авторским и уникальным. Практически весь материал взят и из книги Игоря Пащенко «Мании человеческие» (Ростов и/Д: Феникс, 2007.-205, с. – (Х-файлы). – с.с.52-58) и слегка подсистематизирован.
И так, графомания и графоманы.
Среди пишущей братии часто слышится слово «графоман»! Для себя и других, в какой-то степени, хочу разобраться: а что это за явление, графомания, и кто такой графоман.
Графомания это — берём словарь – от греческого grapho (пишу черчу, рисую) + мания – болезненное влечение и пристрастие к усиленному писанию, к многословному и пустому бесполезному сочинительству. Графоманические тенденции часто присущи сутяжным психопатам и шизоидам. Синонимы – графорея и полиграфия.
Естественно, что графоманы – жертвы графомании. Подумайте сами: почему один текст – это поток замутнённого сознания, а другой – пусть не новое слово в литературе, но, всё же, литература? Говорят, что все поэты — будем говорить далее только о графоманстве в поэзии — немножко, а может быть и «множко», графоманы. Но в том-то и дело, что не все графоманы поэты! Конечно, бывают клинические случаи мозгового нарушения. Но это о пациентах. Что же о рядовых случаях, то признаков графомании довольно много. Ознакомлюсь-ка я с основными (есьт, конечно, и другие):
Итак, признаки графомана:
1. Чрезмерно серьёзное отношение графомана к своему нетленному «творчеству»: даже намёк на юмор в его адрес категорически не приемлется. Впрочем, также, как и самоирония, которая всегда сопутствует только настоящему творцу.
2. Вечное стремление к опубликованию своих произведений. Графоман всегда требует публичности, во что б это ни стало.
3. Всегда стремится писать и пишет только о себе (или преимущественно о себе), т.к. ему не хватает знаний впечатлений, опыта. И они его и не интересуют. При этом, описывая себя, любимого, он бессознательно описывает себя так, как в его представлении он должен восприниматься (т.е. в его деятельности преобладают красивые и, как правило, ложные мотивы, вместо лояльной самооценки).
4. Графоман самый главный и преданный поклонник своего «творчества» (самопоклонение!). Он готов рекламировать своё его всегда и везде.
5. Он любит поучать. Сам учиться не любит. нравоучение и менторство заложены в природе графомании.
6. Графоман никогда не переделывает однажды написанное. Для него кощунство вносить изменения в собственный сакральный текст.
7. Над психологией графомана постоянно давлеет невозможность противостоять навязчивому стремлению к письму. При этом, графоман не усидчив и не трудолюбив.
8. У графомана не бывает творческого кризиса ввиду отсутствия творчества, как такового.
Говорят, что существуют и отличительные черты графоманского текста. Взглянем на эти черты и мы.
Отличительные черты графоманского текста:
1.Масса мелочных, ненужных подробностей, загромождающих текст.
2.Настойчивое употребление нескольких эпитетов к каждому слову.
3.Употребление только речевых штампов и стереотипных выражений без творческого
переосмысления.
4.Неумеренное использование различных способов выделения слов и предложений
(различные шрифты, курсивы, зажирнения, заглавные и прописные буквы), дабы
подчеркнуть сверхценность фразы, строки, слова.
5.Полное отсутствие логичности в сюжете и поступках героев, доминирование воли самого
графомана в ткани повествования.
Самовыражение в Интернете, и, в частности, в стихире, достигло таких масштабов, что мало кто и кого читает. Поэтому графоманов развелось – выше интернетовской крыши.
Куда я отношу себя? Не знаю, не мне судить. А этот материал подготовил и опубликовал для всех стихрцев. Читайте, сравнивайте, примеряйтесь, если, конечно, способны на самокритику и не боитесь краха. Кому-то боятся нечего, а кому-то и горе не беда! А я уже примерил к себе. Но это мнение о себе, любимом, возможно и неправильное!
А в заключении приведу некоторые суждения о графомании.
Например, что «графомания это болезнь, и что все пишущие слегка графоманят», — говорил Григорий Горин.
А Константин Кедров сказал как-то, что «…право на графоманство – это единственное из прав человека, которое в нашей стране соблюдается всегда!»
И, наконец, Генрих Сапгир писал, что «Графомания – понятие расплывчатое.
Считается, что тот, кто плохо пишет – графоман.
А может быть, бездарный профессионал.
Графоман – это тот, кто стремится писать, не имея к этому ни малейших способностей! Подражание – не есть творчество. Но и не графомания!
Тем не менее, я за демократию: я бы, наоборот, издал указ о праве каждого считать любого графомана гением!»
Такие вот мысли, такие вот строки из книги, такие вот цитаты! Судите кого хотите: меня, других, себя. А не хотите судить, так и не судите никого. Но думаю, то, что я выставил на всеобщее ознакомление эту статью сослужит всем добрую службу. Буду признателен всем за самые различные отзывы, кроме хамских и просто некорректных.
С уважением,
Владимир Спасибенко,
рядовой участник сервера Стихи. ру.

10 советов начинающим писателям от Энн Ламотт
Делюсь сегодня с вами книгой Энн Ламотт «Птица за птицей», которую советую к чтению всем писателям. Сама Ламотт известна в США, как автор художественных и нон-фикшн книг. Ее отец был писателем, поэтому она не понаслышке знает все трудности этой профессии.
В книге «Птица за птицей» действительно много полезных советов, которые можно применить на практике. Поэтому я выбрала самое важное, что поделиться с вами. Держите эту суперскую подборку.
1. Вам не всегда будут нравиться ваши работы
В девяти случаях из десяти мне не нравится то, что я пишу. Когда я перечитываю черновики, то мне становится не по себе. Я ли это писала? Но я поняла, что только таким способом можно усовершенствовать свои навыки. Для того чтобы стать лучше, вам потребуется очень много писать. Результат не всегда будет вас радовать. Просто примите это.
2. Не делайте публикацию главной целью писательства
Писательство нужно само по себе ради процесса и творчества. Вам следует стремиться к тому, чтобы ваше произведение опубликовали, но ставьте это себе приоритетом. Пишите для удовольствия.
3. Садитесь за работу в одно и то же время
Ламотт уверена, что это приучает мозг быстрее включаться в творческую деятельность. Не важно, во сколько вы садитесь. Главное, чтобы вам было удобно. Возможно, поначалу будет трудно, вы будете смотреть на чистый лист без всяких идей. Но постепенно это чувство исчезнет, и вы привыкнете к ритму работы. Просто дотерпите до этого момента.
4. Не будьте перфекционистом
Конечно, стремление делать все идеально имеет свои прелести, но в писательстве, как и в любом творчестве, это излишне. Стараясь избавиться от ненужных слов, смыслов и эпитетов, вы можете потерять меру и превратить черновик в сухой и безжизненный текст. Не теряйте голову и знайте меру.
5. Опробуйте на ком-то свой материал
Если вы пишете не для научного круга читателей, то попросите ваших близких или друзей прочитать ваши черновики. Им не обязательно быть писателями, чтобы понять, чего не хватает в вашем тексте. Не бойтесь, ведь конструктивная критика важна для прогресса.
6. Расположите к себе читателя
Сделайте так, чтобы читатель понял ваш взгляд на вещи и на жизнь в целом. Если они совпадут с мнением читателя, то ему уже будет не так важно, что происходит в вашей книге. Он прочитает ее в любом случае.
7. Не бойтесь несовершенных набросков
Наверняка, читая великое произведение, вы думаете, что писатель создал его с первого раза. На самом деле, то не так. Обычно писатель делает набросок, а потом исправляет его снова и снова, пока из черновика не выйдет что-нибудь стоящее. Несовершенный набросок – это единственный выход начать что-то великое.
8. Пишите маленькими порциями
Часто большие объемы работы заставляют людей впадать в ступор или панику. Не понятно с чего начать, чем закончить и что вообще писать. Поэтому самый лучший способ избежать этого – писать небольшими порциями. Не бойтесь отдыхать, но и не впадайте в крайность.
9. Нет идей, о чем писать? Начните с детства!
Не думайте, что у вас было скучное детство. Расскажите о самом начале вашей жизни в самых мельчайших подробностях. Продолжайте это до тех пор, пока вы поймете, что у вас есть столько материала, что вы его не уместите в одну книгу. После сужайте рамки и пишите об отдельных событиях.
10. Хорошо писать = писать правду
Кажется, что написать правду проще простого. Однако попробуйте это сделать так, чтобы увлечь читателя, а не оттолкнуть его. Настоящее мастерство писателя заключается именно в этом. Ведь правда не очень привлекательная штука. Как считаете?
Как вам такие советы? Может кто-то уже читал книгу «Птица за птицей»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *