Доктор Моррис

Экспрессивность

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. экспре́ссия экспре́ссии
Р. экспре́ссии экспре́ссий
Д. экспре́ссии экспре́ссиям
В. экспре́ссию экспре́ссии
Тв. экспре́ссией
экспре́ссиею
экспре́ссиями
Пр. экспре́ссии экспре́ссиях

экс-пре́с-си·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -экспресс-; суффикс: -иj; окончание: -я .

Произношение

  • МФА:
  • МФА (допустимо): (Еськова, 2015)

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. выразительность, сила выражения, проявления (чувств, переживаний и т. п.) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. биол. (о генах) преобразование наследственной информации от гена в функциональный продукт — РНК или белок ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. выразительность

Антонимы

  1. супрессия

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: экспрессивность, экспрессионизм, экспрессионист, экспрессионистка
  • прилагательные: экспрессивный, экспрессионистический, экспрессионистский
  • наречия: экспрессивно

Этимология

Происходит от лат. expressio «выдавливание, выжимание; выразительность», от гл. exprimere «выдавливать; выражать», далее из ex- «из-, от-» + premere «давить, придавливать», из праиндоевр. *prem-/*pres- «бить»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • экспрессия генов

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: expression

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Экспрессия

    Экспре́ссия (от лат. expressio «выражение»):

    В Викисловаре есть статья «экспрессия»

    • Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств и зависящая от манеры исполнения и характера работы художника; в узком — проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре мазка, в рисунке, в цветовом и композиционном решениях произведения живописи, скульптуры.
    • Экспрессия генов — преобразование наследственной информации от гена в функциональный продукт — РНК или белок.

    Экспрессивность

    В Викисловаре есть статья «экспрессивность»

    • Экспрессивность — свойство определённой совокупности языковых единиц передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи, а также совокупность качеств речи или текста на основе таких языковых единиц.
    • Экспрессивность (генетика) — степень проявления (выраженности) в фенотипе различных особей одного и того же аллеля определённого гена. Количественные показатели экспрессивности измеряются на основе статистических данных.
    .
    Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.

    «Какая экспрессия!» — восхищенно выдохнет ценитель искусства, глядя на картину художника. «Очень экспрессивная девушка!» — скажет человек о своей собеседнице, эмоционально рассказывающей о взволновавшем ее событии. Что же такое экспрессия? Это понятие встречается в искусстве и в медицине, в биологии и в психологии. Мы употребляем его, когда говорим о чем-то ярком, динамичном и очень эмоциональном.

    Экспрессия и эмоции

    Понятие «экспрессия» происходит от латинского слова «выражение» — expression. Не стоит путать с espresso – способом приготовления крепкого кофе. В психологии под экспрессией понимается процесс демонстрации эмоций, трансляция их окружающим, то есть эмоциональная выразительность.

    Эмоции отражают отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Их центры находятся в древней подкорковой зоне головного мозга, что объясняет связь наших эмоциональных состояний с различными физиологическими функциями организма. Когда человек переживает сильные чувства, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, пищеварительной, гормональной и т. д.

    Эти изменения могут быть визуально заметны, они показывают, какие чувства и настроения испытывает человек. Например, мы замечаем бледность кожи испуганного человека или покрасневшие от смущения щеки, дрожащие от волнения пальцы рук или выступивший на лбу пот, не говоря уже об улыбке, смехе и слезах. Все это экспрессивные реакции, выражающие эмоциональное состояние.

    Кстати, они характерны не только для человека, но и для высших животных, что свидетельствует о древности выразительных движений:

    • вздыбленная шерсть, подергивание хвоста у кошек;
    • очаровательная улыбка или оскал собак и т. д.

    Но экспрессия человека только этими, во многом рефлекторными реакциями не ограничивается.

    Формы экспрессии

    Эмоции и формы их выражения играют важную роль в общении, без них невозможно взаимопонимание людей. Недаром же замкнутый, скрывающий свои чувства человек вызывает недоверие и подозрительность.

    Процесс обмена эмоциями — необходимая часть жизни сообщества. Невозможность поделиться своими чувствами с близкими людьми вызывает у человека ощущение одиночества и потерянности. Но и мы сами нуждаемся в своеобразной эмоциональной подпитке, в восприятии эмоций других людей, в том коктейле чувств, настроений, переживаний, без которого невозможна полноценная жизнь. Поэтому за десятки тысячелетий эволюции люди выработали множество средств и форм демонстрации своих эмоций. Они так и называются — экспрессивные средства.

    Мимика

    Выражение лица – это первое, что мы замечаем, встречаясь с человеком. Особенно привлекают внимание глаза. Экспериментально было установлено, что даже рассматривая портрет человека на картине, зритель постоянно обращается взглядом к его глазам.

    С помощью выражения глаз – изменения их формы, размера зрачка, движений, свечения радужки – человек может передавать самые разные чувства. Так, Л. Н. Толстой в своих произведениях описал 85 разных выражений глаз. Взгляд может быть огненный, пылающий и холодный, ледяной, в нем может сверкать ненависть и отвага или застыть презрение, он способен светиться любовью или потухнуть от горя.

    Экспрессия человеческих глаз имеет потрясающую силу, недаром же зрительный контакт считается самым мощным средством эмоционального воздействия. Поэтому прямой взгляд в глаза в древности считался угрозой, да и сейчас нередко расценивается как демонстрация человеком своего превосходства. А стремящийся что-то скрыть человек старается не смотреть собеседнику в глаза, трус и неуверенный в себе индивид тоже отводит взгляд.

    Второе по значимости место среди мимических средств занимает улыбка. И если мы снова обратимся к творчеству Л. Н. Толстого, то в его произведениях сможем найти описание 97 оттенков улыбки. Это экспрессивное движение настолько важно в общении, что существуют специальные тренинги, где людей учат правильно улыбаться.

    Всего на лице человека находится 57 мимических мышц, движения которых могут выражать неисчислимое количество разнообразных чувств и настроений. Кстати, в улыбке могут быть задействованы 53 мышцы из этих 57. Поэтому научиться красивой, искренней улыбке совсем непросто. Для того чтобы с ее помощью передать радость от общения с собеседником, нужно эту радость действительно испытывать.

    Пантомимика

    Пантомимика включает всю совокупность телодвижений, жестов и поз, которые участвуют в выражении эмоций. Характер движений человека вообще рефлекторно меняется в зависимости от его настроения. Жестикуляция, положение тела в пространстве, походка выдают наши чувства, даже если мы того не желаем.

    • Грустный, подавленный человек идет шаркающей походкой, опустив плечи и голову, он практически не жестикулирует, словно у него нет сил на это.
    • Для счастливого и бодрого человека характерна уверенная, пружинистая походка и широкий шаг. Он идет, словно танцует, и жестикуляция у него свободная и широкая, кажется, он готов обнять весь мир.
    • Резкие, рубящие жесты, напряженные, плохо скоординированные движения выдадут разозленного человека.

    Наиболее заметна в общении экспрессия рук, их движения дополняют или опровергают то, что говорит человек, но они всегда очень информативны. Округлые, плавные движения руками бывают у спокойного человека в доброжелательном настроении. Прося о помощи, мы протягиваем руки открытыми ладонями к собеседнику, защищаясь, скрещиваем руки на груди, а злясь, сжимаем кулаки.

    О пантомимике как форме экспрессивных движений можно говорить очень долго, недаром же языку телодвижений посвящены целые книги.

    Вербальная (речевая) экспрессия

    Не только движения, но и речь человека буквально пропитана эмоциями. В любом языке существует множество слов для передачи чувств и настроений, причем это разные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т. д.

    • гнев – сердитый – гневаться;
    • радость – радоваться – радостный – радостно;
    • возлюбленный – любовь – любить;
    • презирать – презренный – презрение и т. д.

    А если к словам добавить традиционные в русском языке приставки и суффиксы, то становится ясно, что с помощью только вербальных средств можно выразить разнообразные оттенки и нюансы эмоциональных состояний. Это успешно используют талантливые писатели, заставляя читателей переживать и радоваться, смеяться и плакать, возмущаться или скучать.

    Настроения и чувства можно передать и с помощью слов, не относящихся к эмоциональной лексике. В русском языке для этого нужно только использовать соответствующие суффиксы и приставки. Например:

    • рука – рученька – ручонка – ручища;
    • тихо – тихонько – тихонечко;
    • кот – котик – котище – котяра;
    • большой – большенький – большущий – большученный и т. д.

    А можно так построить фразу, что экспрессия в ней будет выражена с помощью сочетания слов. Например: «Эх, какой же грандиозный писатель» или «Это не человек, а ураган какой-то!»

    Экспрессия речи проявляется в усилении ее эмоциональности, и лексика – это лишь одно из средств. Не менее важную роль играют экстра- и паралингвистика. Паралингвистика – это интонационные особенности нашего голоса, его тембр и громкость. С помощью интонации мы можем передавать разнообразные чувства и настроения, и нередко ее экспрессия значит даже больше, чем содержание самого речевого высказывания. Думаю, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда собеседник уверяет, что у него все в порядке, но, судя по его голосу, это далеко не так.

    Одной только интонации без слов достаточно для выражения эмоций, поэтому мы можем понять чувства иностранца. Экспрессивность интонации используется в музыке, которая, по сути, ее копирует.

    Громкость и тембр речи тоже связаны с эмоциями:

    • слишком громкий голос свидетельствует о повышенном эмоциональном возбуждении;
    • тихий – о низком эмоциональном тонусе;
    • дрожащий – о страхе или неуверенности;
    • визгливый – о раздражении и злости;
    • мягкий, бархатный о положительном настрое на собеседника;
    • хриплый – смесь возбуждения и тревоги.

    Экстралингвистика – это паузы и различные звуки, которые сопровождают речь. Главная функция экстралингвистики – экспрессивная, она передает эмоции в чистом виде, и к ней относятся различные многозначные паузы, ахи, охи, вздохи, плач, смех и т. д.

    Экспрессия в искусстве

    Искусство – это одна из форм общения людей, передающая в первую очередь эмоциональную информацию. Есть такая точка зрения, что искусство родилось из потребности людей в сильных эмоциях, точнее в тех, что им не хватает в реальности. И часто экспрессивная функция является основной для произведений искусства.

    • Главным образом это относится к музыке, которая для передачи настроения использует интонации человеческой речи. И музыка способна не только передавать чувства, но и пробуждать их у человека, вызывать эмоциональный резонанс.
    • Более сложными и неоднозначными экспрессивными средствами обладает изобразительное искусство. Оно воздействует на эмоциональную сферу человека с помощью цветовой гаммы, экспрессии мазков и динамики линий. Долгое время экспрессивной стороне живописи не придавалось серьезного значения, так как целью этого вида искусства считалось максимально реалистичное изображение мира. Изменили эту точку зрения на рубеже XIX-XX веков художники-импрессионисты, которые стали использовать изобразительные средства (главным образом цвет) для передачи нюансов настроения.
    • Танец и балет используют экспрессию движений, которые не менее выразительны, чем звуки, слова и краски.
    • В литературе главную роль играют выразительные способности слова.
    • А вот театр может использовать всю палитру экспрессивных средств, доступных человеку.

    Экспрессивность как качество личности

    Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.

    Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:

    • возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
    • подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
    • высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
    • высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
    • чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.

    Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.

    Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы. А как экспрессивно поют и танцуют индусы! Эмоциональные по природе японцы сдержаны, так как этого требуют их культурные традиции. А вот жители Северной Европы, особенно Скандинавии и Прибалтики, экспрессивностью не отличаются.

    Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.

    >экспрессивный

    падеж ед. ч. мн. ч.
    муж. р. ср. р. жен. р.
    Им. экспресси́вный экспресси́вное экспресси́вная экспресси́вные
    Рд. экспресси́вного экспресси́вного экспресси́вной экспресси́вных
    Дт. экспресси́вному экспресси́вному экспресси́вной экспресси́вным
    Вн. одуш. экспресси́вного экспресси́вное экспресси́вную экспресси́вных
    неод. экспресси́вный экспресси́вные
    Тв. экспресси́вным экспресси́вным экспресси́вной экспресси́вною экспресси́вными
    Пр. экспресси́вном экспресси́вном экспресси́вной экспресси́вных
    Кратк. форма экспресси́вен экспресси́вно экспресси́вна экспресси́вны

    экс-прес-си́в-ный

    Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — экспресси́внее.

    Корень: -экспресс-; суффикс: -ивн; окончание: -ый .

    • МФА: (файл)

    • МФА (допустимо): (Еськова, 2015)
  1. книжн. относящийся к экспрессии, то есть к выразительным средствам (в речи, движении, творчестве и т. п.) ◆ Экспрессивные возможности человеческого телодвижения и жеста с исключительной детальностью и наглядностью изображены в немом диспуте (посредством жестов) англичанина Таумаста с Панургом… М. М. Бахтин, «Формы времени и хронотопа в романе», 1938 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. обладающий экспрессией, выразительный ◆ Переводя Шекспира на русский язык, мы не должны забывать, что переводим такого же мастера поэтической речи, как Овидий, Вергилий, Данте, с такой же гениально экспрессивной фонетикой. К. И. Чуковский, «Высокое искусство», 1968 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  1. выразительный
  2. выразительный, эмоциональный
  1. вялый, бесстрастный, невыразительный, холодный (перен.)

Ближайшее родство

  • существительные: экспрессивность, экспрессионизм, экспрессионист, экспрессионистка, экспрессия, экспрессив
  • прилагательные: экспрессионистический, экспрессионистский
  • наречия: экспрессивно

Происходит от лат. expressio выражение

    относящийся к экспрессии

    • Английскийen: expressive
    • Испанскийes: expresivo
    • Итальянскийit: espressivo
    • Немецкийde: expressiv
    • Португальскийpt: expressivo
    • Украинскийuk: експресивний

    обладающий экспрессией, выразительный

    • Английскийen: expressive
    • Испанскийes: expresivo
    • Немецкийde: expressiv, ausdrucksvoll
    • Португальскийpt: expressivo

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *