Доктор Моррис

Дети с шизофренией

Содержание

Диагноз

Органическое бредовое (шизофреноподобное) расстройство

Согласно МКБ-10, необходимо соответствие общим критериям психических расстройств вследствие повреждения мозга (F06), а также следующим признакам:

  • в клинической картине присутствуют бредовые идеи (воздействия, преследования, ревности, болезни или смерти близкого человека);
  • не наблюдается нарушений памяти и сознания.

В клинической картине возможны расстройства мышления, галлюцинации, отдельные кататонические феномены.

Общие диагностические указания (F06):

  • G1. Объективные свидетельства (от физического и неврологического обследования и лабораторных анализов) о наличии болезни, повреждения или дисфункции головного мозга или системного физического заболевания причинно обуславливающего психические расстройства;
  • G2. Временная связь между развитием основного заболевания и развития психического расстройства;
  • G3. Редукция психического расстройства с выздоровлением от основного заболевания или со значительным его облегчением;
  • G4. Отсутствие данных о других причинах психического расстройства.

Обозначение связи с болезнью

В МКБ-10 связь шизофреноподобного расстройства с определённой болезнью обозначается следующими кодами:

  • F06.20 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с травмой головного мозга
  • F06.21 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с сосудистым заболеванием головного мозга
  • F06.22 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с эпилепсией
  • F06.23 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с новообразованием (опухолью) головного мозга
  • F06.24 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)
  • F06.25 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с нейросифилисом
  • F06.26 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с другими вирусными и бактериальными нейроинфекциями
  • F06.27 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с другими заболеваниями
  • F06.28 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи со смешанными заболеваниями
  • F06.29 Бредовое (шизофреноподобное) расстройство в связи с неуточнённым заболеванием

Дифференциальный диагноз

Следует исключить:

  • параноидную шизофрению F20.0
  • хронические бредовые расстройства F22.
  • шизофреноподобные психотические расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ

По сравнению с параноидной шизофренией, при органическом бредовом синдроме обычно преобладают не слуховые, а зрительные галлюцинации, лучше сохранено мышление, более адекватен аффект.

Отличия от органического галлюциноза (F06.0) — преобладание бреда над галлюцинациями. От органического аффективного синдрома (F06.3) — преобладание бреда над аффективными проявлениями (расстройством настроения). От делирия — отсутствие колебаний уровня сознания.

Шизофреноподобное расстройство вследствие употребления ПАВ

Шизофреноподобное расстройство также может возникнуть вследствие употребления психоактивных веществ, например кокаина (F14.50) или амфетамина (F15.50).

ШИЗОФРЕНИЯ И ШИЗОФРЕНОПОДОБНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Подтипы шизофрении

Попытки выделить подгруппы в рамках шизофрении предпринимались неоднократно, причем результаты в связи с разнообразием ее симптомов и течения оказались также достаточно несхожими. В данном разделе будут рассмотрены только традиционные типы, а именно гебефренная, кататоническая, параноидная и простая шизофрения.

Больные, страдающие гебефренной шизофренией, часто кажутся дурашливыми и инфантильными в своем поведении. Ярко выражены аффективные симптомы и расстройство мышления. Нередко присутствует бред, причем малосистематизированный; часто встречаются и галлюцинации, также несложные.

При кататонической шизофрении наблюдаются характерные двигательные симптомы, (см.), и изменения активности, колеблющейся от возбуждения до ступора. Галлюцинации, бред и аффективные симптомы бывают, но обычно менее явно выражены.

При параноидной шизофрении в клинической картине преобладает систематизированный параноидный бред. Процессы мышления и настроение относительно не затронуты, и больной может казаться нормальным до тех пор, пока не раскрываются его патологические убеждения.

Простая шизофрения характеризуется постепенным развитием неадекватного поведения и социальной отгороженности, а также неуклонным снижением работоспособности. Ввиду отсутствия четких шизофренических (продуктивных. — Ред.) симптомов простую шизофрению трудно достоверно идентифицировать.

Обоснованность выделения рассмотренных «подтипов» — за исключением, возможно, параноидной шизофрении — сомнительна. Нередко у больного некоторое время наблюдаются симптомы одного из этих типов, а затем — другого. Существуют некоторые генетические данные, свидетельствующие в пользу выделения случаев с параноидной картиной (см.: Kendler, Davis 1981), но их недостаточно, чтобы рекомендовать такую практику к использованию в повседневной клинической работе. Кататонические симптомы в настоящее время встречаются намного реже, чем 50 лет назад, — вероятно, благодаря улучшениям в социальной среде, в которой осуществляется лечение. Возможны и другие объяснения; например, в более ранние серии наблюдений могли входить органические синдромы (см.: Mahendra 1981).

Четыре вышеописанных подтипа невозможно четко дифференцировать в клинической практике; при Международном предварительном исследовании шизофрении (World Health Organization 1973) не было получено данных, свидетельствующих в их поддержку.

ШИЗОФРЕНОПОДОБНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Какое бы определение шизофрении ни было принято, время от времени будут встречаться случаи, в некоторых отношениях схожие с шизофренией и тем не менее не вполне удовлетворяющие диагностическим критериям. Шизофреноподобные расстройства можно разделить на четыре группы: бредовые, или параноидные, расстройства; кратковременные расстройства; расстройства, сопровождающиеся выраженными аффективными симптомами; расстройства, при которых наблюдаются не все симптомы, требуемые для постановки диагноза шизофрении. Последние три группы будут рассматриваться ниже, бредовые (параноидные) расстройства — в следующей главе.

(а) Кратковременные расстройства

В DSM-IIIR термин «кратковременный реактивный психоз» (см. табл. 9.4) применяется по отношению к синдрому, который продолжается не более месяца, явно спровоцирован стрессом и характеризуется выраженным эмоциональным смятением. Шизофреноформное расстройство (см. табл. 9.4) — это синдром, сходный с шизофренией (соответствующий критериям А и В; см. табл. 9.5), который длится менее шести месяцев и не отвечает критериям кратковременного реактивного психоза.

В МКБ-10 рубрика «острые и транзиторные психотические расстройства» включает шесть подтипов: острое полиморфное психотическое расстройство без симптомов шизофрении; острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении; острое шизофреноподобное психотическое расстройство; другие острые преимущественно бредовые психотические расстройства; другие острые и транзиторные психотические расстройства; острые и транзиторные психотические расстройства, неуточненные.

Основными критериями при диагностике такого расстройства являются:

а) острое начало (в течение двух недель) как определяющая черта всей группы;

б) наличие типичных синдромов;

в) наличие сочетающегося с этим состоянием острого стресса.

Типичные признаки:

1) быстро меняющаяся и разнообразная картина, которая обозначается как полиморфная и которая признана основной при острых психотических состояниях разными авторами из разных стран;

2) наличие типичных шизофренических симптомов.

По пятому знаку может отмечаться связь с острым стрессом, которая считается традиционной.

(б) Расстройства с выраженными аффективными симптомами

У некоторых больных симптомы шизофренических и аффективных расстройств наблюдаются примерно в равном соотношении. Как уже упоминалось, такие случаи и в DSM-IIIR, и в МКБ-10 классифицируются под рубрикой шизоаффективных расстройств.

Термин «шизоаффективное расстройство» использовался в отношении нескольких различных состояний (Tsuang, Simpson 1984). Впервые он был применен Kasanin (1933) к небольшой группе молодых пациентов с тяжелыми психическими расстройствами, «для которых характерно совершенно внезапное начало, сопровождающееся выраженным эмоциональным смятением наряду с искажением восприятия внешнего мира. Психоз длится несколько недель, после чего следует выздоровление». Согласно требованиям DSM-IIIR это должно быть расстройство, во время которого в какой-то момент наблюдается либо большой депрессивный, либо маниакальный синдром наряду с симптомами из группы А критериев шизофрении (см. табл. 9.5), причем симптоматика не соответствует критериям шизофрении или органического психического расстройства. В МКБ-10 выдвигаются аналогичные условия и уточняется, что такой диагноз ставится только в случаях, когда в течение болезни выражены как шизофренические, так и аффективные симптомы, которые проявляются одновременно. Выделены два подтипа: маниакальный и депрессивный.

(в) Расстройства, при которых наблюдаются не все симптомы, требуемые для постановки диагноза шизофрении

Серьезную проблему представляют собой случаи с симптоматикой, подобной наблюдаемой при шизофрении, не удовлетворяющие при этом соответствующим строгим диагностическим критериям и длящиеся годами. Таких пациентов можно разделить на три группы. К первой относятся люди, которые с раннего возраста странно себя вели и демонстрировали характерные признаки, наблюдаемые при шизофрении, например идеи отношения, персекуторные убеждения, необычный стиль мышления. Если эти явления присутствуют достаточно долго, то случай можно классифицировать в разделе «расстройство личности», как дается в DSM-IIIR (шизотипическое расстройство личности, см.), или в одном разделе с шизофренией, как в МКБ-10 (шизотипическое расстройство). Из-за предполагаемой тесной связи с шизофренией эти расстройства называют также латентной шизофренией. Сообщалось, например, что они чаще встречаются в семьях, где есть больные шизофренией, по сравнению с семьями, в которых нет шизофреников, а это наводит на мысль о возможной генетической связи (см.). Вторая группа включает в себя тех, у кого симптомы появляются после периода более нормального развития. Постепенно развиваются социальная отгороженность, странное поведение, отсутствие инициативы и притупление эмоций. Эти негативные симптомы не сопровождаются ни одним из позитивных (продуктивных) симптомов шизофрении, таких как галлюцинации или бред. Подобные случаи в соответствии с МКБ-10 классифицируются как простая шизофрения, а согласно DSM-IIIR — как шизотипическое расстройство личности. Третья группа состоит из больных, у которых в прошлом наблюдалась полная клиническая картина шизофрении, но в настоящее время некоторые из симптомов, требуемых для постановки такого диагноза, уже отсутствуют. И в DSM-IIIR, и в МКБ-10 подобные случаи классифицируются как резидуальная шизофрения.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ТЕРМИНЫ

Шизофреноформные состояния

Как уже упоминалось, термин «шизофреноформное состояние» применялся Лангфельдтом к случаям с хорошим прогнозом — в отличие от «истинной» шизофрении (Langfeldt 1961). Основными характерными признаками таких состояний были: наличие преципитирующего фактора; острое начало; помраченное сознание; наличие депрессивных и истерических черт. Хотя по некоторым данным (см.: Weiner, Strömgren 1958) более благоприятный исход шизофреноформных случаев как будто подтверждался, результаты современных исследований в значительной степени ставят под сомнение прогностическую ценность критериев Лангфельдта.

Следует учитывать, что в DSM-IIIR термин «шизофреноформный» используется, к сожалению, совершенно в другом значении — он применяется для описания состояния, идентичного шизофрении, но продолжающегося менее шести месяцев.

Циркулярные психозы

Клейст ввел термин «циркулярные краевые психозы» для обозначения функциональных психозов, не являющихся ни типично шизофреническими, ни маниакально-депрессивными. Леонгард развил эти идеи, описав три формы циркулярного психоза, различаемые по преобладающим симптомам (Leonhard 1957): все эти состояния биполярные и, по описаниям, имеют хороший прогноз, не оставляя впоследствии хронической дефицитарной симптоматики. Первая из этих форм — психоз тревоги-счастья, при котором ярко выраженным симптомом являются колебания настроения. При этом на одном полюсе тревожность ассоциируется с идеями отношения, а иногда и с галлюцинациями, на другом полюсе настроение приподнятое, часто близкое к экстазу. Вторая форма — психоз спутанности, при котором ярким симптомом является нарушение мышления, а клиническая картина колеблется между возбуждением и состоянием пониженной активности и бедности речи. Третий — это двигательный психоз, при котором наблюдаются резкие изменения психомоторной активности. Эти синдромы кратко описаны Hamilton (1984) и в подробностях — Leonhard (1957). На практике их трудно отличить от шизофрении (см.: Perris 1974).

Шизофрения типа 1 и типа 2

На протяжении многих лет проводилось разграничение между позитивными (продуктивными) и негативными симптомами шизофрении. В последнее время возобновился интерес к определению негативных симптомов и использованию их в качестве альтернативного подхода к разделению на подтипы (Crow 1980, 1985; Andreasen 1982). Полного единодушия в вопросе спецификации негативных симптомов нет, однако общепризнано, что они включают бедность речи, эмоциональную тупость, волевое снижение, ухудшение внимания и социальную отгороженность. Crow и его коллеги описали два синдрома. Считается, что для типа 1 характерны острое начало, в основном «позитивные» симптомы и вполне нормальное социальное функционирование в период ремиссий. Наблюдается хорошая реакция на нейролептики, причем биохимические показатели свидетельствуют о гиперактивности дофаминергической системы. При синдроме типа 2, напротив, начало постепенное, симптомы главным образом негативные; исход плохой. Не наблюдается положительной реакции на нейролептики при отсутствии данных о гиперактивности дофаминергической системы. Есть свидетельства о наличии при типе 2 структурных изменений в головном мозге, особенно увеличения желудочков. (Когнитивные, биохимические и неврологические аспекты шизофрении будут рассмотрены далее в этой же главе.)

На практике, несмотря на то, что у некоторых больных можно распознать синдром типа 1, больные с типом 2 встречаются намного реже, а у большинства пациентов наблюдается смесь симптомов обоих типов. Так, Farmer et al. (1987) при проведении исследования не выявили синдрома «чистого» типа 2 ни в одном из 35 выбранных типичных случаев хронической шизофрении.

Синдром Ессинга (Gjessing)

Gjessing (1947) описал редкое расстройство, при котором кататонические симптомы проявляются в виде повторяющихся фаз. Он также обнаружил изменения в азотистом балансе, которые выявляются не только в фазах с симптоматикой. Gjessing считал, что в основе расстройства лежат изменения в функции щитовидной железы и его можно успешно лечить гормоном щитовидной железы. Такое состояние, если оно и существует, бывает чрезвычайно редко.

Пограничные расстройства

В Соединенных Штатах существует большой интерес к состояниям, промежуточным между шизофренией и неврозами, а также между шизофренией и расстройствами личности. Термин «пограничные состояния» применяется к ним, но используется и в некоторых других случаях (см.: Dahl 1985; Tarnopolsky, Berelowitz 1987). Он употребляется в трех основных значениях. Во-первых, пограничное состояние может рассматриваться как самостоятельная нозологическая единица, которая полностью отличается от всех других диагностических категорий. Основные характерные признаки точно не определены, но известно, что они включают в себя гневливость, трудности во взаимоотношениях, отсутствие самоидентификации. Во-вторых, под пограничным состоянием подразумевают слабовыраженную шизофрению. Такое применение напоминает понятие латентной шизофрении Блейлера; оно также охватывает «заболевания шизофренического спектра», упоминаемые в материалах некоторых генетических исследований (см.), и понятие псевдоневротической шизофрении (Hoch, Polantin 1949). В-третьих, термин «пограничный» применяют по отношению к форме личностной аномалии, характеризуемой импульсивными, неустойчивыми отношениями, неадекватным гневом, нарушением самоидентификации, нестабильным настроением и хронической скукой.

Ввиду отсутствия точных дескриптивных критериев ценность этих диагностических категорий представляется сомнительной. Если внимательно изучить больных с так называемыми пограничными состояниями, большинству из них можно поставить диагноз расстройства личности, шизофрении или аффективного расстройства. В неясных случаях катамнестическое наблюдение часто подкрепляет диагноз.

Что провоцирует расстройство

Сразу стоит отметить, что до сих пор так и не выяснена точная, окончательная причина детской шизофрении, а предположительные можно определить как комбинированные. Здесь играют роль как биологические, так и социальные факторы.

Среди биологических предрасполагающих факторов, прежде всего, выделяют генетику и наследственность. Установлено, что большая часть детей, страдающих расстройством, имеет больных родственников, ближайших либо даже по второстепенной линии.

К биологическим причинам также относят поражение ЦНС. Повреждение структуры головного мозга играет важную роль в проявлении расстройства. Их разделяют на перинатальные и постнатальные.

Перинатальные факторы риска – это дефекты, полученные в утробе матери. Они могут развиваться вследствие:

  • внутриутробной гипоксии плода;
  • внутриутробных инфекций;
  • отслойки плаценты;
  • недостаток питания;
  • токсического воздействия на плод – злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками; прием медикаментозных средств, запрещенных для беременных; если беременная подвергалась воздействию ядовитых веществ.

К постнатальным факторам риска относят те, что поражают ребенка уже после рождения. Особую роль здесь играют черепно-мозговые травмы. К этой группе также относят нейроинфекции, то есть инфекции, разрушающие мозговую ткань: энцефалит, менингит, нейросифилис. К развитию заболевания предрасполагают состояния, вызывающие гипоксию головного мозга.

Но все эти основания могут оказаться бессильными, если ребенка окружает благополучная социальная обстановка.

Риск появляется в том случае, если ребенок растет и воспитывается в недоброжелательной, угнетающей атмосфере. Это касается насилия, которому подвергается малыш: побои, агрессия со стороны родителей, систематические обвинения, неадекватная оценка поступков. Нередко жестокое отношение к детям проявляется в семьях, где родители наркозависимы или злоупотребляют алкоголем.

Другая модель поведения – когда родители воспитывают свое чадо в чрезмерной строгости, предъявляют ему завышенные требования, диктуют свои предпочтения, устанавливают повышенный контроль. То есть, воспитание из цикла: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

В другой семье ребенок вроде бы живет и воспитывается по правилам, но взаимоотношения между родителями никак не складываются. Постоянные ссоры, скандалы, недопонимание между супругами откладывают негативный отпечаток на психику ребенка в особенности, если он становится свидетелем насилия.

Но бывает и так, что семья вполне благополучная, отношения между ее членами позитивные и доброжелательные, но малыш подвергся воздействию сильнейшего стрессового фактора. Это может быть смерть близкого человека, насилие, или же ребенок стал свидетелем ужасного события. В этом случае также существует риск проявления расстройства.

Шизофрения раннего возраста

Симптомы и признаки детской шизофрении имеют много сходных черт с ее течением у взрослых. Но, тем не менее, не лишены они и специфических проявлений, которые, надо сказать, осложняют ее диагностику.

Болезнь разделяют на три вида, охватывающие разные возрастные периоды:

  • шизофрения раннего возраста – от 0 до 3 лет;
  • дошкольного возраста – от 3 до 5–7 лет;
  • школьного возраста – после 7 лет;

Удивительно, но первые признаки шизофрении у детей можно заметить уже в грудном возрасте, на первом году жизни, хоть в этот период они и проявляются достаточно редко. Сложность заключается в следующнем: они настолько размыты и нетипичны, что не каждая мать сможет заподозрить в них дебют психического расстройства:

  • ребенок вялый и малоподвижный. Не реагирует на игрушки. Не просыпается на кормление, не плачет перед кормлением. Создается впечатление, что он не ощущает чувства голода. Проявляет по отношению к матери эмоциональную холодность: не улыбается ей, не протягивает ручки. Безразличен к дискомфортным условиям;
  • моторное возбуждение. Возникает в дневное время. Ребенок лежит в кроватке и дергает руками, ногами. Но эти движения не похожи на нормальную возрастную двигательную активность. Они однообразны, напоминают автоматизмы. Происходят на сниженном эмоциональном фоне, то есть малыш не проявляет никаких эмоций. Двигательные навыки с возрастом не усложняются. Мало того, теряются уже приобретенные;
  • аффективные нарушения. Появляется чрезмерная плаксивость. Грудничок плачет и днем, и ночью. Тревожность и плач возникают периодами, чередуясь с фазами относительного спокойствия. Например, за ночь тревожные приступы могут повторяться 2–3 раза.

Симптомы шизофрении у детей второго – третьего года жизни сопровождаются, прежде всего, угасанием эмоций. Малыши становятся малоактивными, неулыбчивыми, безэмоциональными. В отдельных случаях детки, которые уже начали ходить, теряют эту способность. Они начинают ползать, движения приобретают хаотичную направленность, по развитию соответствующую месячному возрасту.

С другой стороны, такие малыши становятся возбужденными. Они часто находятся в состоянии постоянной, бесцельной ходьбы, по кругу или в виде маятника, раскачиваются из стороны в сторону. При этом лицо становится отрешенным либо дети начинают строить разные гримасы. Несмотря на ходьбу в течение продолжительного времени (1 часа и более), они не устают. Остановить их в бесцельных желаниях становится очень сложно. Они вырываются и продолжают процесс.

Расстройство в этом возрасте также может выражаться в беспричинном хохоте или плаче, в неорганизованном беге и прыжках.

Резкое возбуждение сменяется вялостью. Дети стремятся лечь в тихом, отстраненном месте: под кроватью, в углу. Принимают неестественную позу. Их очень сложно вывести на прогулку, приходится делать это силой. Сон также нарушается. Малыши просыпаются среди ночи, и долгое время проводят без сна.

В целом, картина заболевания у детей до 3 лет сводится к бесцельным движениям и автоматизмам, к регрессу в развитии. На фоне патологического состояния возникают страхи, не имеющие под собой основания. Это может быть боязнь любого предмета: машин, деревьев и т.д. Когда устрашающий объект попадает в поле зрения, ребенок становится тревожным, возбужденным. Но стоит убрать его из виду, и состояние малыша нормализуется.

Шизофрения у дошкольников

У детей от 3 до 7 лет заболевание стартует с эмоциональной холодности. Дети становятся безразличными к происходящему, ограничивают общение со сверстниками, не проявляют теплых чувств к родителям. Ранее приобретенные знания и умения утрачиваются, пропадает интерес к любимым занятиям, игрушкам.

Маленькие больные становятся капризными, причем их настроение претерпевает резкую смену, колеблется в широком диапазоне.

Детки не проявляют интерес к своему внешнему виду, отказываются выполнять ежедневные гигиенические процедуры. Они становятся неряшливыми, могут надеть грязную одежду, ложатся спать на полу.

Изменяется и манера поведения. В своих действиях они могут проявлять манеры детей, младших по возрасту. Например, ребенок, который уже самостоятельно, вполне свободно владел ложкой и вилкой, вдруг начинает есть руками, разбрасывает еду, крошит ее.

Он практически все время проводит в одиночестве, отгораживаясь от людей. Сложно переносит нововведения в его режиме. Игры его становятся примитивными, утрачивая свою сюжетность. Они сводятся к ощупыванию предметов и игрушек, их обнюхиванию. Тематика игры не имеет значения – таких детей привлекают только отдельные действия. Иными словами, игры приобретают стереотипный характер: дошколенок открывает-закрывает дверь шкафа, раскладывает в определенной последовательности предметы. Если прервать его занятие, он начинает очень сердиться.

Особое влияние расстройство оказывает на речь. Так, если ребенок уже хорошо, грамотно излагал свои мысли, то в начале болезни можно отметить нарушение смысловой расстановки слов в предложении. Постепенно речь становится бессвязной, ребенок не способен внятно выразить свои мысли. Появляется эхолалия – повторение слов, сказанных кем-то. Понемногу полноценное, вразумительное повествование делается бессвязным, невнятным. Предложения укорачиваются, слова заменяются слогами. Вскоре речь превращается в бессвязный лепет.

При прогрессировании процесса у детей наблюдаются признаки кататонии. Они заторможены, застывают в одной позе. К примеру, сидят, прогнувшись и откинув голову назад либо лежат в позе эмбриона. Взгляд при этом отсутствующий, на контакт не идут.

Другая сторона кататонии – повышенное настроение, возбужденное поведенное. Ребенок прыгает, смеется, дурачится без причины.

Продуктивная симптоматика детской шизофрении

Шизофрения у дошкольников проявляется в виде патологического фантазирования. От типичных детских фантазий его отличает нереальность и стойкость воображаемого. Болезненные фантазии вычурны по своей тематике, и сопровождаются изменением поведения.

Ребенок перевоплощается в какой-либо объект и способен пребывать в своей новой роли несколько дней. Например, мальчик, видящий себя автомобилем, крутил руками и перебирал ногами, имитируя его езду. Периодически делал остановки, чтобы заправиться, так как заканчивался бензин. Повседневные нужды осуществлял автоматически, и то под напором взрослых.

Нередки фантазии в виде сказочных существ, чудищ, драконов.

Продуктивные симптомы у дошкольников также представлены бредом и галлюцинациями. Но они менее выражены, чем у детей школьного возраста и взрослых.

Галлюцинации могут носить зрительный, слуховой, оральный характер. Зрительное галлюцинирование проявляется, как правило, в момент засыпания или пробуждения. У ребенка появляется чувство страха и тревоги. Он всматривается в помещение, устремляет взгляд в определенную часть комнаты. Говорит, что там стоит синий волк, на потолке много пауков или по кровати ползет змея. Ему мерещатся светящееся лицо, черная лапа.

Слуховые галлюцинации у детей младшего возраста редко выражаются в голосах, звучащих в голове. Чаще они «приходят» в виде петушиного крика, боя часов, чьего-то плача, голоса злых сил: ведьмы, злого колдуна, злодеев из мультиков.

Оральные причуды выражаются в ощущениях по типу жжения во рту, присутствия какого-либо предмета, волос или крошек.

Среди бредовых идей на первый план выступает бред преследования.

Шизофрения школьного возраста

Начиная с 6–7-летнего возраста большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому зарождение болезни можно определить по характеру учебной деятельности. Такие дети заметно отстают в освоении учебного материала по сравнению со своими сверстниками. У них страдают все когнитивные функции, плохо развито произвольное внимание, то есть удержать его на преподаваемом материале очень трудно. Зато непроизвольное внимание у таких деток, наоборот, более выражено.

Проблема восприятия кроется в понимании целостности картины. Ребенку сложно уловить общий смысл. Рассказанное или увиденное он разбивает на отдельные части. Память носит избирательный характер. Запоминается только то, что искренне интересует больного ребенка. Заставить выучить его учебный материал, если он не хочет, практически невозможно.

Такие дети выпадают из жизни коллектива. Держатся отстраненно, замыкаются в своем мире. У них появляются странные пристрастия и увлечения. Для них характерна разорванность мышления, резонерство, отрыв от реальности. Их мысли приобретают мрачный и устрашающий характер. Дети мнительны, во всем ищут подвох, могут предполагать, что все наблюдают за ними. Постепенно они аутизируются, отделяются от окружающего мира, уходят в себя.

Развивается абулия – отсутствие воли. Ребенку сложно склонить себя к деятельности, хотя он понимает необходимость в этом. Большую часть времени он проводит в постели, отказывается ходить в школу, не общается с друзьями.

С прогрессированием болезни к симптоматике присоединяются бред и галлюцинации. Последние проявляются в виде голосов, устрашающих и склоняющих к определенному действию. Часто дети умалчивают об их появлении.

Постепенно болезнь приобретает одну из ее форм. Детская шизофрения проявляется в следующих формах:

  • вялотекущая – самая распространенная ипостась расстройства. Ее ранним признаком могут стать сверхспособности в любой области – в рисовании, математике, музыке. Но со временем они утрачиваются. Дети, страдающие этой формой болезни, отличаются патологическим фантазированием, навязчивыми страхами, вычурными увлечениями;
  • приступообразно – прогредиентная – симптоматика болезни неярко выражена. И проявляется периодами. Но приводит к необратимым последствиям по типу шизофрении;
  • параноидная – встречается реже других форм. Среди ее признаков – бред преследования, отравления, злокачественное фантазирование и страхи. Выражена эмоциональная холодность;
  • гебефреническая – возбужденное, агрессивное поведение. Характерны кривляния, гримасничанье, вычурность;
  • кататоническая – принятие вычурных поз и застывание в них или повышенная импульсивность и возбудимость в действиях. Бессмысленная речь, имитирование движений, слов других людей.

Как поставить диагноз

Диагностика шизофрении у детей начинается с внимания родителей и близких к ребенку. Только взрослые могут усмотреть в поведении своего чада тревожные симптомы.

Резкая перемена в действиях и личности ребенка, его отстраненность от окружающих, странности и стереотипность поведения, ощущение, что он разговаривает с кем-то невидимым, должны обращать на себя внимание родителей.

При первых подозрениях на нестабильность психического развития малыша необходимо обратиться к врачу-психиатру. Специалист тщательно обследует маленького пациента. Собирает сведения о том, как развивался ребенок до «подозрительных симптомов», при каких обстоятельствах появились перемены. С помощью группы психологических методик выявляет уровень развития когнитивных функций, личностных качеств и т.д. При необходимости назначает дополнительные обследования.

Все это необходимо, чтобы собрать все сведения и поставить правильный диагноз.

Шизофрения – это болезнь, которая не стоит на месте. Это прогредиентное заболевание, то есть склонное к прогрессированию.

У детей оно протекает в злокачественной форме. Чем меньше возраст ребенка – тем страшнее последствия. Это связано с тем, что психика ребенка еще до конца не сформирована, а патологический процесс вызывает в ней непоправимые изменения. Так, расстройство, развившееся у детей до 7 лет, вызывает стойкий шизофренический дефект. Дети перестают ходить, вместо этого ползая на четвереньках. Теряют способность говорить, издавая нечленораздельные звуки.

Взять заболевание под контроль и добиться положительных результатов позволяют ранняя диагностика и лечение шизофрении. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше шансов на благоприятный исход.

Шизофрения довольно редко встречается у детей. Один заболевший ребенок на 50000 здоровых.

Шизофрения – заболевание психики, при котором страдает познавательная и эмоциональная сферы. Это проявляется уходом в себя и избеганием общения, снижением активности, оскудением эмоций, приступами однообразного возбуждения. Пациенты страдают от бредовых состояний, галлюцинаций зрительных и слуховых.

Для шизофрении характерно нарушения психической деятельности (речь, эмоции, поведение).

Причины и признаки

Точные причины шизофрении у детей не установлены. Но к факторам риска можно отнести следующие:

  • наследственность (заболевание может передаваться по наследству),
  • длительный стресс (регулярное насилие в семье, в том числе и насилие по отношению к ребенку),
  • внутриутробные инфекции и вирусы,
  • поздняя беременность,
  • прием психотропных средств в подростковом возрасте.

Как правило, шизофрения дает о себе знать ближе к семи годам. Часто заболевание проявляется в подростковом возрасте. Но в некоторых случаях признаки шизофрении можно распознать чуть ли не с рождения.

Признаки шизофрении у детей до 7 лет

В особо тяжелых случаях проблемы психического развития заметны у младенцев и детей первых лет жизни. Не характерный для грудных детей сфокусированный взгляд, оставляющий ощущение, что ребенок смотрит на нечто, не видимое взрослым. Иногда младенец не реагирует и не следит взглядом за перемещаемой перед его лицом погремушкой или другой вещью. Такие дети спят плохо, у них повышена реакция на громкие звуки или яркий свет, они вялы и часто плачут.

Дети, страдающие шизофренией с раннего возраста, имеют задержки в развитии речи и мелкой моторики. В 75% случаев у детей с шизофренией, диагностированной уже в семилетнем возрасте, наблюдались задержки развития в раннем детстве.

У детей одним из признаков шизофрении в раннем детстве является не правильное формирование игровой деятельности.

Ребенок предпочитает однообразную игру, от которой создается впечатление одержимости одним или несколькими объектами, или действиями.

Шизофрения у детей проявляется нарушением межличностных отношений, отсутствием привязанности к родителям или другим значимым взрослым.

Отличительной чертой детей страдающих шизофренией является агрессия, проявляющаяся с первых лет жизни. Такие дети медлительны и неловки, но при этом легковозбудимы склоны к крикам и истерикам. Все эти признаки нарастают с возрастом и уже к трем или четырем годам шизофрения развивается до такой стадии, что видны ее характерные симптомы.

Стоит заметить, что шизофрения, начавшаяся в раннем детстве или младенчестве, всегда протекает в тяжелых формах, и приводит к существенным дефектам в интеллектуальной сфере. Это связано с нарушением познавательной деятельности, которая только формируется в раннем детстве.

Признаки шизофрении у детей школьного и подросткового возраста

Первые признаки шизофрении у детей – это отстраненность от коллективной, да и обычной жизни. У ребенка меняются интересы и мировоззрение, его отношение к миру, другим людям. Это связано с тем, что заболевание приводит к разрушению личности, которая теряет единство и связь с окружающим.

Школьник, страдающий от шизофрении, начинает плохо учиться, ему кажется, что он хуже других и все плохо к нему относятся. Это приводит к замкнутости и мрачности. Ребенок теряет контакт с другими людьми: одноклассниками, родителями, кажется что все и все ему неприятны. Привычные интересы уходят из жизни ребенка, их могут сменить навязчивые маниакальные увлечения.

Больной шизофренией стремится к одиночеству.

Еще одним из признаков шизофрении у детей является нарушение восприятия. Ребенку сложно объединять элементы в целое или выделять значимое из целого. Больные зацикливаются на деталях, при этом им сложно отделить сон от реальности. Ребенок не может понять, где сон, а где реальность, это связано со странными и фантазийными снами, с навязчивыми необычными, яркими идеями и мыслями в реальности.

Признаком шизофрении является ощущение, что ребенок лишился внутреннего стержня, утратил стремления, он отрешен от внешнего мира и погружен в себя. Поведение начинает характеризоваться некой утонченностью, ребенку сложно общаться с посторонними, круг общения сужается.

Со временем все эти проявления нарастают, и шизофрения проявляется первым психозом (галлюцинации, бред, навязчивее идеи, приступы агрессии).

Ребенок в состоянии острого проявления болезни не может нормально воспринимать реальность, его восприятие фрагментарно, в некоторой степени случайно.

Симптоматика

Детская шизофрения в своем проявлении может отличаться от симптоматики взрослых больных. В раннем возрасте ее трудно диагностировать. Особенно остро шизофрения проявляется в период возрастных кризисов (трех, семи и тринадцати лет).

Симптомы заболевания разнообразны и зависят от возраста ребенка и формы заболевания. Но общим можно назвать проявление кататонических состояний.

Симптомы кататонического состояния

Кататонические состояния могут проявляться, не зависимо от формы заболевания.

Это состояние отличается повышенным возбуждением, импульсивностью действий. Приступ может длиться несколько часов.
Основными симптомами кататонического состояния являются:

  • бесцельный бег или топтание на месте, резкие прерывистые движения без определенной цели,
  • хаотичное хождение, часто по кругу, с «пустым» взглядом. Походка может быть страной с неравномерным ритмом. Ребенок не устает от длительного хождения,
  • возбуждение, резко сменяющееся вялостью. Ребенок может резко остановиться и улечься в страной позе,
  • часто ребенок может проснуться среди ночи, и мучатся бессонницей,
  • при тяжелом течении болезни случаются приступы агрессии. Ребенок буквально крушит все, что его окружает, пытается укусить или удушить себя, может выкрикивать бессвязные слова.

Как проявляется болезнь в зависимости от возраста ребенка?

В раннем детстве заболевание проявляется следующими симптомами:

  • уход от реальности, погружение в себя,
  • гиперактивность,
  • двигательные расстройства (стереотипные движения, регресс ходьбы),
  • бедность эмоций,
  • застывание в необычных позах,
  • бессвязная речь,
  • беспричинные слезы или смех,
  • бессмысленные выкрики.

Для детей шести лет и старше характерным симптомом шизофрении является расстройство мышления. Так же к проявлениям заболевания относят:

  • фантазии, в которые ребенок полностью уходит от реальности,
  • усиление тревожных состояний и страхов,
  • чрезмерная мнительность,
  • вялость и пассивность,
  • навязчивые движения,
  • частые перепады настроения,
  • жалобы на скуку.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.

Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.

Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.
Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.
Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Общими проявлениями заболевания можно назвать следующие особенности:

  • амбиволентность,
  • проблемы коммуникации,
  • неуверенность в действиях или суждениях,
  • расстройства мышления,
  • расстройства речи (речь может быть как быстрой и отрывистой, так и замедленной с заиканиями),
  • выдумывание новых слов,
  • снижение интеллекта,
  • не способность к ассоциативному мышлению,
  • утрата интересов и увлечений, но при этом может быть маниакальная одержимость неким объектом,
  • бедность и невыразительность эмоций,
  • трудности в ответах на прямые вопросы,
  • навязчивое повторение мыслей,
  • незавершенность высказываний,
  • эгоцентризм,
  • вычурные и сложные высказывания.

Особенности диагностики

Выявить шизофрению у детей в раннем детстве довольно тяжело из-за особенностей развития – томография или ЭЭГ не всегда могут помочь в диагностики. Поэтому выявить форму шизофрении сложно, так как для ее установления очень важно опросить пациента о его галлюцинациях и ощущениях. Из-за этого диагнозы ребенка могут меняться от депрессивного состояния до расстройств аутичного спектра. Часто в раннем возрасте вместо шизофрении диагностируется аутизм.

Проще диагностировать заболевание в подростковом возрасте. Диагноз ставится на основе беседы с психиатром и при явных симптомах шизофрении (оскудение эмоциональной сферы, апатия, расстройства личности). В этом возрасте для уточнения диагноза врач может назначить следующие дополнительные обследования:

  • ЭЭГ (электроэнуцифлографиию) позволяющую отследить активность мозга и увидеть аномалии в его работе;
  • Обследование сосудов;
  • МРТ, благодаря которому выявляются типичные для шизофрении поражения структур головного мозга;
  • Анализы на вирус Эпштейн-Барра или тесты на наличие следов наркотических средств.

Особое место в выявлении шизофрении занимает анализ рисунков больного. Поставить диагноз на основе творчества не возможно, но помочь в установлении формы заболевания оно может. Рисунки больного необычны их отличает стереотипность, неестественное сочетание цветов, необычность форм.

Шизофрения у детей: описание патологии

Детская шизофрения считается часто встречающейся психической патологией. В среднем, она поражает около 1% маленьких пациентов. Такой высокий показатель заболеваемости связан с тем, что диагностировать недуг до развития клинической картины является невозможным. Также, нельзя предположить возникновение шизофрении в период внутриутробного развития, особенно — при отсутствии отягощенного анамнеза по данной патологии. Некоторое время назад данный диагноз ставился практически при любом психическом расстройстве, имеющемся у ребенка. В настоящее время существуют четкие критерии, которые характеризуют это заболевание. Детская шизофрения относится к тяжелым психическим патологиям, характеризуется хроническим и прогрессирующим течением. Распространёнными симптомами заболевания считаются: расстройство поведения и мышления, изменения со стороны эмоционального фона, галлюцинаторный синдром, кататония, бредовые идеи и т. д. Признаки детской шизофрении могут быть различными. В первую очередь это зависит от формы патологии.

Причины развития шизофрении у детей

Было проведено множество исследовательских работ, целью которых было выяснить: почему возникает шизофрения. Детский тип заболевания не сильно отличается от взрослых форм недуга. Однако он имеет более неблагоприятный прогноз в связи с ранним развитием. Несмотря на труды учёных, выявить точную причину появления болезни не удалось. Тем не менее, психиатры указывают на ряд факторов, которые повышают риск развития шизофрении у детей. К ним относятся:

  1. Отягощенная наследственность по данному недугу. В большинстве случаев в роду больных имелись люди, которые страдали от шизофрении. Риск возникновения патологии повышается не только при наличии заболевания у родителей, но и среди других членов семьи. Выявлено, что существует специальный ген, ответственный за развитие шизофрении.
  2. Неблагоприятные воздействия на эмбрион в период закладки органов. К повреждающим факторам следует отнести лекарственные препараты, наркотические средства, алкоголь, ионизирующее излучение, химические вещества. Особо опасны эти воздействия в первый триместр беременности. Ведь в этот момент происходит закладка нервной системы.
  3. Поздняя беременность. Зачатие ребенка в возрасте от 35 лет повышает риск развития психических патологий у плода.
  4. Хронические инфекционные заболевания у беременной женщины.
  5. Пребывание в стрессовых условиях. Стоит помнить, что нервное перенапряжение во время ношения ребенка сказывается не только на состоянии беременной, но и пагубно влияет на плод.

Несмотря на то, что точную причину установить невозможно, стоит предпринять меры по устранению всех факторов риска.

Патогенез детской шизофрении

Учитывая то, что этиологический фактор с точностью не установлен, механизм развития шизофрении тоже неизвестен. Имеются гипотезы, согласно которым можно частично объяснить патогенез этого психического расстройства. Шизофрения в детском возрасте имеется следующие механизмы развития:

  1. Гипоксия клеток головного мозга в период созревания нервной ткани. При этом подразумевается локальная кислородная недостаточность. Во время проведения диагностических процедур у больных шизофренией было выявлено, что гипоксии подверглись корковые отделы правого полушария головного мозга, таламус, миндалевидное тело, височные извилины и префронтальная область.
  2. Генетические изменения. Большинство ученых считают, что в патогенезе детской шизофрении играют роль мутации, выявленные в коротком плече 6 хромосомы. Помимо этого имеется информация и о других нарушениях генетического кода у больных. Однако данные не подтверждены масштабными исследованиями.
  3. Изменение активности нейромедиаторов. В большей степени это касается дофамина. Считается, что передача импульсов под воздействием этого вещества у больных шизофренией ускорена. Кроме того, выявлены и другие изменения. К примеру, снижение активности глутаматных рецепторов, вызванное с помощью медикаментов (препарат «Кетамин»), вызывает развитие признаков шизофрении у здоровых людей.

Считается, что патогенез заболевания основан на сочетании нескольких факторов. Однако установить прямую связь между повреждением нейронов, изменением медиаторной активности и генетической теорией пока не удалось.

Формы шизофрении у детей

Детская шизофрения, как и взрослая, может протекать в различных формах. Тип патологии устанавливается на основании клинических проявлений болезни. Зачастую, у детей развиваются следующие формы заболевания:

  1. Гебефреническая шизофрения. Этот клинический вариант считается наиболее неблагоприятным. Основное его проявление – гебефренический синдром. Он характеризуется бессмысленным возбуждением, кривлянием, негативизмом и нелепыми вспышками веселья. Дети, страдающие от этой формы шизофрении, не поддаются воспитанию и обучению. Первые признаки патологии появляются в 10-14 лет.
  2. Простая шизофрения. Это форма может развиться в любом возрасте. В некоторых случаях первые проявления отмечаются в школьные годы. При этом устанавливается диагноз: «ранняя детская шизофрения». Подобный вариант патологии отличается отсутствием продуктивной симптоматики (галлюцинации, бред). Характерные проявления заболевания – это апатико-абулический синдром и расторможенность рефлексов (гиперсексуальность, булимия).
  3. Кататоническая шизофрения. Данная форма болезни считается злокачественной. Встречается у 1-3% пациентов. К особенностям этого варианта шизофрении относятся: мутизм, негативизм, растормаживание примитивных рефлексов, копирование поведения (эхопраксия). Характерными признаками считаются: неестественность позы больного, повышение мышечного тонуса, кататоническое возбуждение и ступор.

Ещё одной формой патологии является параноидальная шизофрения. Она характеризуется развитием бреда преследования, сверхценных идей, психическим автоматизмом (синдром Кандинского-Клерамбо). Зачастую подобные проявления недуга возникают у взрослых (25-40 лет). Однако развитие этой формы патологии у детей не исключено.

Детская шизофрения: симптомы и признаки болезни

Клинические проявления болезни могут возникнуть, как в раннем возрасте, так и у подростков. Считается, что до 5 лет патологию выявить практически невозможно. Однако и в последующие годы нельзя сразу поставить диагноз: «детская шизофрения». Симптомы заболевания должны отслеживаться в течение длительного времени. Только после этого при наличии нескольких признаков патологии устанавливается диагноз: «шизофрения» с указанием её формы. К симптомам болезни относят:

  1. Апатико-абулический синдром. Он выражается в угасании интереса к привычной деятельности (школе, любимым занятиям, играм), лени, равнодушии к мнению родителей.
  2. Галлюцинаторный синдром. Помимо прогрессирующей замкнутости, ребёнок может говорить наедине с собой, выполнять какие-то действия, которые подразумевают наличие компании (играть с воображаемым другом, ругаться, веселиться и т. д.).
  3. Гебефренический синдром.
  4. Кататония. При этой форме болезни наблюдаются такие специфические проявления, как утробная поза, «симптом воздушной подушки» — при вытаскивании валика из-под области шеи и головы, положение пациента не изменяется. То есть, он остаётся в той же позе.

К признакам ранней шизофрении могут относиться: немотивированный плач ребенка, вскрикивание, изменение настроения, нежелание общаться и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *