Доктор Моррис

Агрессия

Содержание

В школах по всей стране идут «уроки безопасности в интернете». Чему там учат ваших детей

Перед осенними каникулами в екатеринбургских школах проходят уроки безопасности в интернете. Основная цель таких занятий — «формирование у обучающихся устойчивых жизненных навыков при работе в сети Интернет». Если проще — после такого урока ребенок должен научиться игнорировать троллинг, распознавать спам и бороться с вирусами, придумывать сложные пароли и не выкладывать личные данные в соцсети.

Корреспондент 66.RU сходил на такой урок вместе с десятиклассниками из школы №145. Как примерный ученик, он вел конспект занятия и успешно (на четверку) сдал тест единого урока после короткой лекции. Публикуем его записи, которые сегодня появятся в миллионах тетрадей страны (в 2016 г. единый урок прослушали 12,4 млн детей).

31 октября.

Классная работа.

Урок начинается с напоминания преподавателя: «Мы этот материал уже проходили. Сейчас повторим». То же самое утверждает организатор акции, член Совета Федерации Людмила Бокова. «Ребята, вас оторвали от учебы и общения ради повторения общеизвестных правил», — говорит она.

Правило №1: Бороться с компьютерными вирусами

  • Передаются через нелицензионную продукцию, ссылки, письма, накопители и проч.
  • Чтобы обезопасить ПК, надо скачать и постоянно обновлять антивирус, внимательно проверить отправителя и тему письма. Сообщения, которые кажутся подозрительными, нужно удалять или пересылать в службу поддержки.

Правило №2: Не допускать кражи личной информации

  • Личная информация: фото, ФИО, домашний адрес, содержание переписки, пароли и проч.
  • Основная ошибка — выкладывать всю информацию о себе в соцсетях.
  • Нужно контролировать содержание своей страницы и скрывать его от посторонних.

Правило №3: Придумывать сложные пароли

  • Дата рождения, слово, набранное транслитом, простые комбинации цифр, ФИО и т.п. не должны использоваться в качестве пароля. «Например, кто догадается, что ваш пароль — «чебурашка» с большой буквы?»
  • Чем длиннее пароль — тем лучше. Чем больше разных символов — тем еще лучше. Не используйте одинаковые пароли и постарайтесь не забыть те, которые вы напридумывали.

Определения:

Клавиатурный шпион — программа, отслеживающая ввод пользователем паролей и пин-кодов. Может использоваться злоумышленниками, которые собирают о вас информацию. Она передает все набранные на компьютере тексты, по которым легко можно определить, например, содержание письма, данные отправителя, логин и пароль к ящику.

Троллинг — провоцирование человека на агрессию с помощью нападок и неуважительных высказываний.

Защищенное соединение — шифрование данных во время работы с ресурсом. Определить, защищен ли он, можно по букве S (secure) в протоколе HTTP. Если она есть, значит соединение защищено. Не вводите данные карты на незащищенном соединении.

Правило №4: Троллей нужно игнорировать или жаловаться на них

  • Самый легкий способ борьбы с издевательствами — забанить тролля в соцсетях. Можно обратиться к администратору сайта и в полицию.
  • Тролль ищет человека с неустойчивым эмоциональным фоном. Его основная цель — добиться реакции на оскорбления и издевательства. Жертва, которая его игнорирует, ему неинтересна.

После короткой лекции нужно пройти . В результате каждый ребенок получает электронный сертификат участника. Оценка за испытание не ставится, пользователь узнает только процент правильных ответов. Результат корреспондента 66.RU — 84%.

Подходы к определению агрессии

Существуют различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров, 2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
  • Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае агрессия представляется врождённым и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К. Юнг, З. Фрейд, Г. Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).
    • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, тень).
    • К. Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненно важных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия — это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
  • Подходы, основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.). Ю. Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряжённости, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) — системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
  • Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму реагирования на физический и психический дискомфорт и т. д. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л. Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не даёт полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

«Роль гнева в психическом развитии, особенно в динамике таких ужасных переживаний, которые способны разрушить все поступательное движение жизни, давно известна. Латинские учёные и поэты Сенека и Плутарх много писали о гневе. В недавней работе Аверил сообщает, что примерно 90 лет назад известный американский психолог Дж. С. Холл насчитал около 2200 состояний гнева, описанных в его исследованиях. На сегодняшний день различные школы психологии активно изучают гнев и обсуждают, как с ним бороться, как избавляться от него и как его использовать.

Формы агрессии

По Э. Фромму

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Эрих Фромм выделял следующие формы агрессии:

  • Игровая агрессия — используется в целях демонстрации своей ловкости, умения, а не в целях разрушения. Не мотивировано ненавистью или деструктивностью.
  • Реактивная агрессия — защита жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества:
  • фрустрация потребностей и желаний;
  • зависть и ревность;
  • месть;
  • потрясение веры (в жизнь, любовь; разочарование).
  • Архаическая жажда крови.
  • Компенсаторная (злокачественная) агрессия — жестокость и деструктивность, насилие, служащее «импотентному» человеку в качестве замены продуктивной жизни:
  • садизм (стремление подчинить живое своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли);
  • некрофилия (любовь к неживому);
  • хроническая депрессия и скука.

По Джорджу К. Саймону

Согласно Джорджу Саймону (англ. George K. Simon), агрессию можно разделить на открытую и скрытую. Последняя чаще всего служит механизмом межличностных манипуляций. Люди, для которых характерно скрыто-агрессивное поведение, всегда стремятся настоять на своём, подчинить себе других людей и контролировать ситуацию, но при этом используют приёмы, маскирующие их агрессивные намерения. Они могут выглядеть вежливыми, обаятельными и привлекательными, оставаясь при этом беспринципными, коварными и злопамятными бойцами.

агрессия реактивная

Смотреть что такое «агрессия реактивная» в других словарях:

  • Агрессия реактивная — (лат. re… – против, action – действие) агрессивные действия в ответ на насилие со стороны. Синонимы: Агрессия защитная, Агрессия оборонительная, Агрессия. доброкачественная, Псевдоагрессия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • агрессия — (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… … Большая психологическая энциклопедия

  • АГРЕССИЯ — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основные формы: агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • АГРЕССИЯ — – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Агрессивное поведение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия … Википедия

  • Состояние Тревоги — реакция человека на непосредственно действующие стрессоры. В качестве таких выступают прежде всего социально психологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, ставящие под удар самоуважение и престиж… … Психологический словарь

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

  • Вооружённые силы Республики Казахстан — Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия

> Секреты неотложной медицины в США

Из материалов американских коллег неотложной помощи.

Что необходимо предпринять при возникновении подозрения, что пациент агрессивен?

Успешное ведение психиатрических пациентов, поступающих в ОНП с возбужде­нием и агрессией, может представлять определенные трудности. У каждого психиатрического пациента, поступающего в ОНП, необходимо оценить риск агрессивного поведения. Ниже представлены данные, рассматриваемые при оценке риска агрес­сивного поведения:

  • Соответствующие демографические данные: риск агрессивного поведения наиболее высокий у мужчин, людей в возрасте 15-24 лет, пациентов с низким социально-экономическим положением.
  • Наличие функциональных симптомов, а не симптомов органического пораже­ния.
  • Анамнестические данные: агрессивное поведение более вероятно у пациентов с агрессивным поведением в анамнезе и/или с тяжелыми и персистирующими психическими заболеваниями. Также прогностическими факторами агрессив­ного поведения считают асоциальное расстройство личности и злоупотребле­ние психоактивными веществами.
  • Факторы окружающей среды: проявления агрессии более вероятны у паци­ентов, проживающих в бедных районах. Агрессия у психически больных более вероятна в отношении знакомых им людей.

Результаты оценки помогают врачу-клиницисту принять решение по лечению па­циента в ОНП и разработать план соответствующих мероприятий. Агрессия разви­вается не мгновенно, а в несколько стадий в рамках поведенческого континуума. На первой стадии пациент проявляет признаки тревоги. Наиболее эффективный метод лечения при этом -обеспечить ему поддержку и выразить сочувствие. Старайтесь никогда не относиться к жалобам пациента поверхностно и/или несерьезно. Прислушивайтесь к волнующим пациента проблемам, при проявлениях тревожности отве­дите его в более тихую часть ОНП. Если поведение пациента продолжает ухудшаться,

следующим этапом лечения может быть применение директивного подхода, с разъ­яснением пациенту предполагаемых особенностей его поведения и установкой гра­ниц неуместного поведения. Границы необходимо описать пациенту четко, просты­ми словами, не задавая чрезмерных ограничений. Если эти меры не дают результата, необходимо принять меры для обеспечения безопасности. Вмешательство включает «демонстрацию силы» (несколько сотрудников подходят к пациенту, чтобы дать ему понять, что его поведение не будет для них неожиданным) и привлечение охранни­ков для большей убедительности вербальных указаний пациенту. Физическое удержание пациента следует применять в последнюю очередь, если пациент представляет реальную опасность для себя или окружающих и не контролирует свои поступки.

Назад в раздел

Агрессивное поведение лечение

Агрессивное поведение чаще следует рассматривать в качестве осложнений различных видов срыва высшей нервной деятельности. Лечение агрессивного поведения в Брейн Клиник проводится по технологиям восстановительной медицины и применяются мягкие стационар замещающие методики. Лечение в клинике гарантированно на анонимной основе.

Звоните +7495 1354402

Мы помогаем даже в самых тяжелых случаях, когда предыдущее лечение не помогло.

Первичная консультация и обследование 2 500 Лечебно-восстановительная терапия от 5000

Такие термины, как агрессивное поведение, насилие, преступность, и враждебность часто встречается не только в медицинской литературе. Термин «агрессия» используется в качестве определения особого типа поведения как для людей, так и животных. У людей, агрессивное поведение может обозначать вербальную агрессию, физический акт против объектов или людей. Время от времени, этот термин может быть использован по отношению к себе (членовредительство, суицидальные жесты или действия).

Насилие используется только при описании человеческого поведения и обозначает физическую агрессию со стороны одного человека против другого.

Преступление определяется как преднамеренное нарушение уголовного права.

Враждебность широкое определение термина и может относиться к агрессии, раздражительности, подозрительности, недостаточного сотрудничества, или ревности.

Лечение агрессивного поведения в Брейн Клиник гарантированно на анонимной основе! Звоните +7 495 135-44-02 мы поможем!

Происхождение термина АГРЕССИЯ от латинского aggressio — атака, и aggredi – атаковать.

1. Ничем не спровоцированное нападение, когда оно предназначено, чтобы доминировать.

2. Атака или посягательство на нарушение имеющихся свобод другого.

3. Враждебное или разрушительное поведение.

Информация для пациентов по агрессивному поведению

Эта статья нацелена на оценку и управление агрессивного поведения, связанного с основными расстройствами нервной деятельности. Любой практикующий врач время от времени сталкиваются с оценкой жертв насилия в семье. Обзор домашнего насилия раскрывает некоторую отрезвляющую статистику: каждый год 1 из 10 женщин подвергается физическому насилию со стороны партнера или бывшего партнера. Агрессивное поведение со стороны супруга или супруги имеет разрушительные последствия для всей семьи, а дети часто становятся не только очевидцами этих событий, но и не редко вовлекаются в само действие.

Программа лечения агрессивного поведения в клинике Брейн Клиник направлена на обеспечение безопасности и устранение причин возникновения расстройства.

Тема агрессивного поведения сейчас весьма популярна и широко обсуждается в новостях периодических изданий, на телевидении. Лечение агрессивного поведения предоставляется множеством различных мнений, предлагаются множества всевозможных путей решения, в том числе курсы самопомощи, обучающие управлению гневом в обществе включая в себя как дидактические, так и эмпирические компоненты, а также домашние задания.

Агрессивное поведение — проявления

Однако, необходимо четко понимать, что проявление агрессивного поведения, не контролируемого гнева является одной из разновидностей психических реакций, т.е. это продукт высшей нервной деятельности. Такие проявления говорят о том, что данные психические реакции являются медицинской проблемой и решать её нужно с врачом-психотерапевтом или с врачом-психиатром. Лечение агрессивного поведения должен проводить специалист который имеет высшее медицинское образование, а не с психолог, который имеет педагогическое образование.

Статистика агрессивного поведения

История исследований агрессивного поведения и иных расстройств поведения говорят о высоко возможном факторе риска насилия со стороны интимного партнера. Это указывает на необходимость и стратегию лечения, которые способствуют здоровым интимным отношениям и, в частности борьбы с рисками к насилию еще в молодости, работая с подростками у которых наблюдаются расстройства поведения.

Многочисленные книги и статьи предлагают хорошие практические советы по вопросам психологического обучения – работа с психологом. Другие сосредоточены на ограничениях свободы и изоляции – стационарном лечении. Все эти методики давно устарели и не могут отвечать последним данным по изучению агрессивного поведения.

Сейчас не много качественных методик ориентированных на проведение поведенческой коррекции, психотерапевтического и фармакологического вмешательства которые рационально использовать одновременно, и рекомендованы международной организацией здравоохранения.

Импульсивное агрессивное поведение

Импульсивное агрессивное поведение характеризуется неспособностью её регулирования усилиями собственной воли. Кроме того, агрессивные поведенческие импульсы часто могут сопутствовать другим расстройствам нервной деятельности, куда включаются такие расстройства как депрессия, неврозы, эндогенные психические заболевания, токсикомания, алкоголизм и наркомания, органические заболевания ЦНС, включая расстройства поведения и личностные расстройства.

Большинство пациентов с психическими расстройствами — не агрессивны. Тем не менее, эпидемиологические данные указывают на повышенный риск насилия среди лиц с психическими расстройствами по сравнению с населением в целом. В этой статье рассматриваются эти доказательства и служат основой для оценки и лечения агрессивного поведения.

Агрессивное поведение у пациентов с расстройствами нервной системы имеет много возможных причин.

  • Наиболее важными причинами являются наличие сопутствующего злоупотребления психоактивными веществами (алкоголизм, наркомания, токсмкомания и др.).
  • Кроме того, в патологический процесс возникновения гневливости и агрессивного поведения само по себе может вызываться наличием галлюцинаций и бреда, что может спровоцировать насилие.
  • Часто и другие различные психоневрологические заболевания, связанные с дефицитом или недостаточностью серотонинового и дофаминового обмена может содействовать возникновению агрессивных поведенческих тенденций.
  • Наконец, лежащие в основе личностных характеристик, таких как антиобщественные черты личности, также могут влиять на возникновение насильственных действий в качестве средства для достижения определенных целей.
  • Экологические факторы, связанные с агрессивным поведением, включают хаотические или нестабильные ситуации дома или на работе.
Люди могут стать агрессивными и проявлять агрессивное поведение по разным причинам и в разное время

Когда может проявляться агрессивное поведение

Шизофрения

Большинство больных шизофренией живут в обществе обыденной жизнью и обычно не попадают в категорию опасных, в отношении насильственных действий. Однако периоды агрессии могут проявляться в острых психотических фазах данного заболевания. Агрессиивное поведение у таких пациентов обычно проявляется в выраженном насильственном поведении. Это может быть связано с острой декомпенсацией психического заболевания, либо быть вторичной при скрытом или явном несоблюдении режима медикаментозной терапии. Декомпенсация также может быть связана с недостаточностью текущего режима лечения. Исследования сообщают, что большинство агрессивных действий, совершенных лицами с шизофренией, происходят во время острой фазы болезни.

Злоупотребление психоактивными веществами, интоксикации

Проявление агрессивного поведения часто проявляется среди больных с наличием зависимости, у которых сопутствующие психоневрологические заболевания связаны со злоупотреблением психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, спайс, иные токсические вещества). Агрессивность и агрессивное поведение у таких больных может быть непосредственно спровоцирован как приемом алкоголя, кокаина, амфетамина и иных психоактивных веществ, так и абстинентным синдромом при отсутствии или выводе из организма психоактивных и токсических веществ. Не редко в связи с целенаправленной терапией наркомании или алкоголизма у людей возникает поведение в виде проявления паранойи, крайнего беспокойства и агрессии.

Соматические и неврологические заболевания

Такие как травма головного мозга, опухоли мозга, или метаболические нарушения могут спровоцировать агрессивное поведение у пациентов, чаще, в виде насилия. Последние данные свидетельствуют о том, что насилие больше ассоциируется с психопатологией и умственной отсталостью, чем с эпилептиформной активностью (интериктальный — имеющий отношение к психическим и поведенческим расстройствам, возникающим у пациента между приступами эпилепсии) или других переменных причин.

Деменция и болезнь Альцгеймера

Пациенты с деменцией могут быть эмоционально лабильны или склонны к отсутствию контроля или плохому контролю поведения, склонны к проявлению импульсивного агрессивного поведения, не обдуманности поступков. Чаще могут появиться в виде серьезных травм себе и другим, что происходит со злости или в виде острой реакции на воспринимаемую (с их точки зрения) угрозу. Как правило, при правильной и полной диагностики, который уточняет диагноз, такие реакции могут предупреждаться врачом, но такая возможность не всегда может быть доступна в отделении неотложной помощи или окружающим людям.

Антисоциальное расстройство личности

Антисоциальное расстройство личности может обуславливать различные расстройства нервной системы. Антисоциальное черты личности могут присутствовать даже в том случае, если полный диагноз не может быть установлен по какой-либо причине. Антисоциальное расстройство личности или черты могут быть оценены путем изучения в контексте агрессивных инцидентов. Запугивание может быть фактом агрессивного поведения. Например, борьба за деньги, сигареты, доступ к сексуальным партнерам, нападения на окружающих которые отрицают просьбы или требования больного или пытаются установить границы поведения пациента (например, обеспечение соблюдения запрета на курение).

Тревожные расстройства

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто связано с проявлением агрессивного поведения, враждебностью и насилием. Особо выражено при наличии сопутствующих заболеваний, таких как расстройства настроения и расстройства личности, злоупотребление психоактивными веществами, могут быть и смешанные факторы. Эти искажающие факторы исследовали у амбулаторных больных, ветеранов войны с посттравматическим стрессовым расстройством. Так же выявлены случаи агрессивного поведения у пациентов с паническими расстройствами. Пациенты жаловались на значительные нарушения настроения и импульсивное, не регулируемое поведение.

Лечение агрессии в клинике

Для лечения острых состояний с проявлением агрессивного поведения в нашей клинике часто используются лекарственные препараты. К ним относятся препараты нейрометаболической терапии последнего поколения.

Международная психиатрическая ассоциация одобрила новую схему применения препаратов последнего поколения, которые можно использовать при лечении агрессивного поведения. Внутримышечные иньекции и внутривенные инфузии, применяемые в Брейн клиник и предназначеные для использования в агитации связанных с заболеваниями головного мозга — одобрены для использования международной медицинской этической комиссией. Внутривенные инфузии имеют более быстрое, безопасное и эффективное действие, чем при приеме внутрь.

Однако, пациент может легко успокоиться после перорального применения препаратов, если он или она понимает, что меры были приняты и помощь оказывается. Сублингвальное введение может иметь более быстрое начало действия, чем пероральный прием, так как имеет дополнительное преимущество для пациентов с наличием критики к своему состоянию, имея отвлекающий эффект для взволнованного пациента, в тот момент, пока таблетка растворяется. Это говорит о наличии позитивного эффекта психотерапевтического воздействия на пациентов, которые не находятся в остром психотическом состоянии.

Острое агрессивное поведение

Очень важно, чтобы пациенты с агрессивным поведением в первую очередь должны быть оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены. Помимо острого управления агрессивным поведенческим эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.

После лечения агрессивного поведения

После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения агрессивного поведения в форме амбулаторно-поликлинического и амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению — стационар замещающие методики используемые в Брейн клиник. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.

Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента.
Лечение основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень агрессивного поведения уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессивного поведения.

Вы встретились с агрессивным поведением у кого-либо.

Основные элементы управления не фармакологического включают в себя следующее:

  • Оценка потенциальной опасности (например, объекты, которые могут быть использованы в качестве нападения).
  • Оцените физическое поведение пациента (например, многие пациенты показывают кулак или стучат ногами).
  • Всегда держать пациента в поле зрения, контролируя его поведение (например, не поворачивайтесь спиной).
  • Принимайте словесные угрозы всерьез.
  • Держите безопасную дистанцию.
  • Не стесняйтесь попросить дополнительной помощи, не время проявлять героизм.
  • Сохраняйте спокойствие, держитесь уверенно и компетентно, пытайтесь путем привлечения в спокойный разговор снять проявления агрессивного поведения.
  • Избегайте споров с пациентом.

В повседневной жизни люди, достаточно часто сталкиваются с агрессивным поведением окружающих. Это может происходить в семье, на работе, на улице, в общественных местах. Само слово агрессия переводиться с латыни как «нападать».

Агрессивное поведение может быть обусловлено различными факторами и входить в структуру различных типов девиантного поведения.

Агрессивные поведенческие действия могут носить характер как криминального поведения, так и являться проявлением (симптомами) какого-либо психического расстройства.

Основным различием этих двух форм агрессивного поведения, являются причины мотивации действий и возможности или невозможности их контроля.

База агрессивного поведения

Как правило, основной базой для агрессивного поведения, являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.

Ученые рассматривают мотивацию агрессивного поведения по-разному. Например, известный этолог К.Лоренц рассматривал агрессивное поведение, как один из основных стержней для выживания человека.

З.Фрейд говорил об агрессивном поведении, как об инстинктивном влечении и отводил этому важную роль в психосексуальном развитии ребенка.

Многие современные психологи рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния и последствий каких-то психологических травм полученных в раннем детстве или юношеском возрасте.

Важно знать, что агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направленно в мирное русло, например в спорт, творчество, науку.

Более подробно о враждебности и агрессивном поведении в статьях:

Враждебность

Импульсивное поведение

Глава 6. Развитие склонности к насилию Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности

  • •#Image 1111011043240 left s##image 1111011043320 right s#Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль Лучший в мире учебник по психологии агрессии
  • •Об авторе
  • •Предисловие редактора
  • •Предисловие
  • •Глава 1. Проблема агрессии
  • •Что такое агрессия? слишком много значений
  • •Следуя значениям обыденной речи
  • •Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок
  • •Агрессия как неправильное поведение
  • •Цели агрессии
  • •Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба
  • •Разнообразие агрессивных целей
  • •Желание причинить ущерб
  • •Определение, принятое в данной книге
  • •Всегда ли причинение ущерба является первичной целью?
  • •Другие классификации
  • •Некоторые замечания по поводу гнева, враждебности и агрессивности
  • •Гнев отличается от агрессии
  • •Враждебность
  • •Агрессивность
  • •Часть1.Эмоциональнаяагрессия
  • •Что такое эмоциональная агрессия?
  • •Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия
  • •Другие возможные агрессивные цели
  • •Они могут также хотеть причинить вред
  • •Глава 2следствия фрустраций
  • •Гипотеза «фрустрация — агрессия», 1939
  • •Определение и основные положения
  • •Применение концепции «фрустрация — агрессия»
  • •Все ли виды фрустрации порождают агрессию?
  • •Только произвольные (незаконные) фрустрации
  • •Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица
  • •Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции
  • •Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии
  • •Наблюдения в естественных условиях
  • •Экспериментальные данные
  • •Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию
  • •Пересмотр концепции «фрустрация — агрессия»
  • •Влияние атрибуции на интенсивность недовольства
  • •Сравнимы ли фрустрации и оскорбления
  • •Глава 3.Мы становимся злыми,когда нам плохо
  • •Негативный аффект как источник эмоциональной агрессии
  • •Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных
  • •Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно
  • •Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия?
  • •Аверсивные события как источник человеческой агрессии
  • •Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию
  • •Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события
  • •Негативные аффекты, агрессивные тенденции и гнев
  • •Негативный аффект, но не стресс
  • •Краткое резюме представленной теоретической модели
  • •Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции
  • •Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями
  • •Некоторые ограничения
  • •Всели негативные чувства подобны друг другу?
  • •Импульсивная агрессия: роль агрессивных ключевых сигналов
  • •Реакции на внешние ключевые сигналы
  • •»Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы
  • •Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями
  • •Связь доступной мишени с неудовольствием
  • •Глава 4. Мышление, и не только когниции и эмоции
  • •Теории эмоций чем определяется эмоциональное состояние?
  • •Когнитивные концепции эмоций Какие интерпретации продуцируют гнев?
  • •Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций
  • •Двухфакторная теория эмоций Шехтера—Зингера
  • •Эксперименты сложной атрибуцией
  • •Атрибуции при переносе возбуждения
  • •Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах
  • •Атрибутивные эффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети
  • •Свидетельства о некогнитивных влияниях на эмоции
  • •Следствия экспрессивных реакций
  • •Теория эмоций Джеймса—Ланге
  • •Следствия выражений лица и других мышечных реакций
  • •Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети
  • •Проявление признаков гнева
  • •Настроения могут влиять на мысли
  • •Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами
  • •Значение мыслей
  • •Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло
  • •Заострение и усиление негативной концепции
  • •Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения
  • •Понятие «прайминга» (priming)
  • •Мысли влияют на сдерживание агрессии
  • •Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль
  • •Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными
  • •Вне зоны осознания
  • •Игнорирование несовместимостей
  • •Часть 2. Агрессивная личность
  • •Глава 5. Идентификация склонности к насилию
  • •Действительно ли некоторые люди имеютустойчивую склонность к агрессивному поведению? Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности
  • •Два вида последовательности
  • •Примеры различных форм одновременной последовательности
  • •Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни»
  • •Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни
  • •Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции
  • •Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность
  • •Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса
  • •Два заслуживающих внимания исследования
  • •Как действуют агрессивные личности
  • •Разные типы агрессивных людей
  • •Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора
  • •Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью
  • •Эмоционально-реактивные агрессоры
  • •Личность а-типа — реактивно-агрессивная
  • •Глава 6. Развитие склонности к насилию Влияние семьи и сверстников на развитие агрессивности
  • •Опыт переживаний детства семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций
  • •Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей?
  • •Прямые влияния на развитие агрессивности вознаграждение за агрессию
  • •Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей
  • •Вознаграждения, исходящие от жертвы
  • •Неблагоприятные условия, создаваемые родителями
  • •Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?
  • •Три родительских стиля воспитания, выделенных д. Баумринд и три предположительно обусловленных ими соответствующих паттерна поведения ребенка
  • •Модифицированная таблица из: Baumrind(1973).
  • •Интеграция: анализ социального научения Паттерсона
  • •Непрямые влияния
  • •Конфликт в семье Распавшиеся семьи порождают делинквентность?
  • •Влияние моделирования «Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания
  • •Часть 3. Насилие в обществе число убийств стремительно растет во всех крупных городах сша
  • •Глава 7. Насилие в масс-медиа занимательно, информативно, поучительно и… Опасно?
  • •Насилие на экранах и печатных страницах: немедленный эффект преступления-имитации: заразность насилия «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа»
  • •Статистические данные о заразности насилия
  • •Исследования д. Филипса о заразности насилия
  • •Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессине?
  • •Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность
  • •Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии
  • •Насилие в сми: длительные эффекты при повторяющемся воздействии
  • •Формирование представлений об обществе у детей Тезис о культивировании
  • •Приобретение агрессивных наклонностей
  • •Понять «почему?»: формирование социальных сценариев
  • •»Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия
  • •Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению
  • •Глава 8. Насилие в семье
  • •Ежегодные данные об абсолютном и относительном числе случаев применения насилия в семье
  • •Объяснение причин применения насилия в семье взгляды на проблему насилия в семье
  • •Факторы, толкающие к применению насилия в семье
  • •Нормы не являются достаточными предпосылками насилия
  • •Предыстория семьи и личная предрасположенность
  • •Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье
  • •Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия
  • •Глава 9. Убийства
  • •В 8 из 20 крупнейших городов сша произошло рекордное количество убийств
  • •Введение
  • •Закон, убийство, предумышленное убийство
  • •Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки
  • •Различные случаи провоцирования убийств
  • •Условия, при которых совершаются убийства
  • •Личная предрасположенность Склонны ли убийцы к насилию?
  • •Можно ли разделить убийц на категории?
  • •Некоторые размышления по поводу предсказания опасности
  • •Социальное влияние
  • •Социально-экономические факторы, вызывающие стресс
  • •Социальная дезорганизация
  • •Влияние субкультуры, общих норм и ценностей
  • •Взаимодействие при совершении насилия
  • •Различные типы взаимодействия при совершении насилия
  • •Послевоенные изменения уровня убийств как функция относительного количества погибших в сражениях и исхода войны
  • •Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия
  • •Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия
  • •Часть 4. Контроль над агрессией
  • •Различные рекомендации
  • •Использование наказания для сдерживания насилия наказание: «за» и «против»
  • •Аргументы против наказания как сдерживающего средства
  • •Наказание может быть сдерживающим средством — иногда
  • •Удерживает ли наказание от применения насилия?
  • •Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье
  • •Строгость и неизбежность наказания
  • •Удерживает ли смертная казнь от убийства?
  • •Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений, связанных с насилием?
  • •Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия
  • •Некоторые ответы на возражения
  • •Глава 11. Психологические процедуры контролирования агрессии
  • •Катарсис: ослабление побуждений к насилию путем агрессивных выплесков
  • •Вентилирующие чувства
  • •Что следует понимать под проявлением чувств?
  • •Гипотеза катарсиса
  • •Катарсис через воображаемую агрессию
  • •Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии?
  • •Эффект последействия реальной агрессии
  • •Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности
  • •Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения
  • •Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств
  • •Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах
  • •Самосознание и самоконтроль
  • •Разработка новых способов поведения
  • •Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми
  • •Снижение эмоциональной реактивности
  • •Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако
  • •Некоторые рекомендации по применению
  • •Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении?
  • •Сомнения
  • •Есть ли надежда?
  • •Часть 5. Некоторые дополнительные вопросы
  • •Глава 12. Биология и агрессия
  • •Жажда ненависти и разрушения?
  • •Одержимы ли люди инстинктом насилия? что такое инстинкт?
  • •Дарвиновская концепция
  • •Понятие Фрейда: «инстинктсмерти»
  • •Концепция агрессивного инстинкта Лоренца
  • •Критика традиционной концепции инстинкта
  • •Неадекватная эмпирическая база
  • •Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов
  • •Различные виды агрессии
  • •Наследственность и гормоны «рожденный пробудить ад»? влияние наследственности на агрессивность
  • •Первые генетические концепции: теория Ломброзо
  • •Современное обоснование влияния наследственности
  • •Датские исследования генетических факторов
  • •Половые различия в агрессии
  • •Некоторые результаты исследований
  • •Влияние гормонов
  • •Воздействие мужских гормонов
  • •Заключение
  • •Алкоголь и агрессия
  • •Проблемы воздействия алкоголя
  • •Глава 13. Изучение агрессии в лаборатории
  • •Стандартная процедура эксперимента Машина агрессии Басса
  • •Модификации и варианты
  • •Некоторые доводы в поддержку лабораторных экспериментов Проблема валидности
  • •О «нерепрезентативности» субъектов экспериментов и лабораторных условий
  • •О возможных экспериментальных артефактах1
  • •Глава 14. Заключение некоторые полученные уроки
  • •Различные виды агрессии: инструментальная и эмоциональная
  • •Неизбежно ли насилие?
  • •Факторы риска
  • •Контроль насилия
  • •Список литературы

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *