Доктор Моррис

Я интеллигентный человек

Кого называют интеллигентным человеком

Латинский глагол intellego подарил понятию «интеллигентность» его первое значение, которое широко использовалось до XIX века. Оно характеризовало интеллигента, как человека умного, деятельного, стремящегося к знаниям. Позже интеллигенцией стали называть целый класс общества, к которому относили людей, занимающихся умственным трудом. В советский период содержание слова «интеллигентность» было несколько искажено, даже некоторое время носило негативный смысл. Только к концу XX столетия определение, наконец, приобрело свою истинную окраску. Теперь интеллигентный человек – эталон, соответствовать которому стремится большинство культурных людей.

Каким должен быть культурный человек

Кто он, интеллигент наших дней? Достаточно ли иметь высокий уровень развития, отлично усваивать новую информацию, чтобы считаться культурным? Определённо, нет.

  • Интеллигентный человек образован и эрудирован, постоянно самосовершенствуется. Его разум не знает покоя.
  • Он соблюдает законы приличия, культурно ведёт себя в любой социальной среде, невзирая на уровень интеллекта, статус и материальный достаток окружающих. При общении с ним люди начинают подозревать, что нормы этикета он впитал с молоком матери.
  • Умеет владеть собой — сдерживать порывы и негативные эмоции. Объективно оценивает свои действия и спокойно признаёт ошибки.
  • Его уверенность в себе никогда не служит орудием унижения других. Напротив, сочувствие, умение сопереживать руководят поступками. И, кстати, человеколюбие часто помогает ему получить общественное признание, хотя статусы и награды не являются целью его жизни.

Можно сказать, современная интеллигентность – сплав лучших интеллектуальных и морально-нравственных черт, собранных в одном человеке.

Как стать интеллигентным человеком

Некоторые психологи и педагоги считают, что интеллигентность — врождённая особенность. Во всяком случае, тем, кому повезло появиться на свет с определёнными чертами характера, задатками и склонностями, впоследствии на много легче достичь эталона развития. А в том случае, если ребёнок рождается в интеллигентной семье, где нормы, принципы и правила, усваиваются как естественный образ жизни, результат воспитания никого не удивляет – ребёнок, зачастую, вырастает прекрасным человеком.

Тем не менее, стать интеллигентными способны не только люди, рождённые в соответствующих условиях. Просто другим приходится приложить серьёзные усилия, постоянно работать над собой. Чего стоит одно умение держать себя в руках или способность позитивно воспринимать людей, без критики и осуждения. Если человек испытывает внутреннее горение, жажду знаний, старается реализовать себя, и при этом приятен окружающим, культурен и миролюбив, скорее всего, люди будут считать его интеллигентным, независимо от происхождения.Просто на основании того, какими качествами должен обладать человек интеллигентный.

А вот материальные блага к определению данного слова отношения не имеют. Наличие или отсутствие интеллигентности не зависит от количества нулей на банковском счёте.

Интеллигентность и интеллигенция

Сталкиваясь со смежными понятиями, стоит научиться чётко различать слой общества, называемый интеллигенцией, и интеллигентность, как сочетание черт личности. Не всякий представитель интеллигенции, на самом деле является культурным человеком. Старушка, когда-то получившая начальное образование в церковно-приходской школе, может обладать всеми достоинствами интеллигентного человека. И, напротив, врач, представитель профессии, традиционно относящейся к классу, упомянутому выше, может быть грубияном.

Честно отвечая на вопрос, «Какие качества ты ценишь в людях?», каждый определяет своё личное отношение к интеллигентности. И, в зависимости от ответа, отвергнет этот путь, как чуждый. Или начнёт работать над собой, чтобы через некоторое время и в свой адрес услышать: » Как приятно общаться с интеллигентным человеком!»

Кто это — интеллигент?

Если спрашивать людей о том, кто такой интеллигентный человек, четко сформулированного ответа вы не получите. Одни утверждают, что для этого человека важнее уровень образованности, знания и наличие «корочки» о полученном образовании, другие говорят, что это хорошее воспитание и манеры.

Любопытно, что и те и другие окажутся как правы, так и не правы. Д. Лихачев в своем труде «Человек должен быть интеллигентен», по мнению большинства, дал достоверную характеристику интеллигентного человека. Он утверждал, что это качество, данное от природы, которое образование и воспитание только оттачивают.

Человек, родившийся и выросший в семье шахтеров, может быть интеллигентнее, чем тот, кто появился на свет в профессорской семье. Интеллигентность подразумевает не факт знания наук и человеческих ценностей, а желание человека познавать их. Сведя воедино все высказывания автора статьи, можно сделать вывод, что терпимость в отношении к миру и лежит в основе интеллигентности. Фанатик по своей природе не интеллигентный человек. Это кардинально противоположные личности.

Зачем человеку становиться интеллигентом?

Утверждение о том, что интеллигентный человек — образованный, и занимающийся умственным трудом, не соответствует истине. На свете есть много людей, не имеющих высшего образования, при этом отличающихся врожденной интеллигентностью. Интеллигентный человек должен:

Уважать мнение окружающих;
Быть максимально толерантным;
Не оскорблять и не унижать собеседника, как, впрочем, и никого другого;
Понимать оппонента и т.д.

Так, можно ли достичь интеллигентности самостоятельно? Если это врожденное качество, то, как добиться того, чтобы оно стало вашим вторым «я»? Это длительный процесс, который требует определенных усилий над собой. К сожалению, ни в школах, ни в ВУЗах нет уроков, которые дают основу интеллигентности. Потому что, это, скорее, нравственное понятие, свидетельствующее о постоянном стремлении человека к идеалам, самоконтролю и самовоспитанию.

И, все же, интеллигентный человек должен быть образованным. Для этого не обязательно иметь диплом о высшем образовании, которое, как известно сегодня не является критерием большого ума. Лучше заниматься самообразованием. Вся мудрость и правда жизни заключена в книгах. Не в тех любовных и детективных романчиках, которые мы тоннами «поглощаем» в метро и «для того чтобы разрядить мозг», а в произведениях классиков:

А. Пушкин;
М. Лермонтов;
А. Чехов;
А. Блок и другие.

Перечислять поэтов и прозаиков, которые были сами глубоко интеллигентными людьми, и учили этому человечество, можно бесконечно.

Чтение книг научит вас думать самостоятельно, размышлять и учиться «отсеивать зерна от плевел». Вы научитесь с пониманием относиться к окружающему миру, и людям вокруг вас. Люди, которые умеют делиться широтой своей души, способны многое изменить в этом мире.

Иногда люди употребляют слово «интеллигент» в отношении того, кто слывет бесконфликтной личностью, или же слишком чувствителен, мягок, нежен и добр к людям. Или же, настолько подвержен собственным убеждениям, что даже в ущерб себе следует им. Но, можно ли в доброте и понимании быть «слишком» усердным? Разве можно «слишком» любить или «слишком» жалеть? Мы любим и жалеем себя любимых настолько, насколько это необходимо. Интеллигент отличается тем, что относится к проблемам окружающих так же, как к своим собственным. Он понимает, что та царапина, которая причиняет ему массу неудобств и боли, столь же сильно болит и других людей. Зная о собственных страданиях, этот человек не согласится причинить боль другому.

Интеллигентные люди действуют по принципам:

Уступи, но не наступи;
Отдай, но не задерживай;
Поделись, но не прячь;
Не покажи, а протяни и дай попробовать;
Не кричи, а дай человеку высказаться;
Не разбивай, но помоги склеить.

Мы слишком часто проходим мимо чужой беды, полагая, что нас это не касается. Интеллигентный человек не сделает так. Он обязательно поможет несчастному, потому что так требует его нравственность. Если он этого не сделает, то его еще долгое время будет мучить совесть. Он не причинит другому горя, не нанесет обиды. Интеллигентность сродни искренности. Такие люди не ставят свои интересы выше интересов других людей, они не ищут выгоды в своих поступках, и не лгут. В наше трудное время, быть интеллигентом – великий труд и заслуга, однако они есть. С ними приятно общаться, легко и просто жить на свете.

Жизнь прожить – не поле перейти! Эта мудрая фраза говорит о том, что человека в жизни поджидают неожиданности и препятствия. Мы не можем оградить себя и близких от проблем, которые порой вызывают и обиды, и оскорбления, и боль. Однако не нужно забывать того, что сделал кого-то несчастным. Старайтесь не делать больно окружающим, не просите о невозможном, и не лгите. Самое отвратительное в этой жизни – сознавать, что тебя обманули. Поэтому не причиняйте этой боли другим. Не думайте, что человек, которого вы обманули глуп, он просто слишком доверял вам. Ложью вы не только разрушите отношения с человеком, она аукнется вам через некоторое время, когда правда станет известна всем. Главное – не врите себе. Опаснее этой лжи не может быть ничего. Обманывая себя, вы теряете границы реальности, и начинаете верить в собственную ложь. Искажая действительность, человек не только не станет интеллигентом, он никогда не поймет разницу между тем, что хорошо, а что плохо.

Прочитав эту статью, многие могут сказать, что не нужно им становиться интеллигентами, слишком много усилий и ответственности. Не нужно никуда лезть, доказывая правду, ничем рисковать, поступаться собственными интересами. Однако это решение принимают люди самостоятельно, их никто не заставляет и не принуждает становиться интеллигентами. Это желание диктуют сердце и душевные порывы.

И пока сердце человека работает, оно способно отзываться на происходящее вокруг.

Все же, слово «интеллигент», которое произошло от «интеллект» или ум, должно было произойти от слова «кардио» или сердце. Тогда оно носило бы более верный смысл и трактовалось бы обществом по-другому.

Интеллигентность

Интеллигéнтность (лат. intelligens, intelligentis «знающий, понимающий, разумный») — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения.

Термин интеллигéнтность употребляется в различных контекстах.

В социально-педагогическом смысле интеллигентность —

свойство личности, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание и ощущение ценности произведений культуры, проявляется во всех сферах деятельности человека — интеллектуальной, творческой, бытовой, означает умение человека воспринимать чужую культуру, желание выслушать и понять другого человека, терпимость к иному мнению, способность к сочувствию, состраданию. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др., и не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции, тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью.

В социальной психологии интеллигентность —

сплав умственных и этических достоинств человека, выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. Интеллигентность проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира. Интеллигентность включает в себя сложный комплекс нравственных качеств, где образование — лишь один из элементов, и поэтому, интеллигентным может быть и рабочий, и продавец, и рядовой колхозник, если он порядочен и честен, добр и благожелателен к окружающим, если он умён и начитан, и постоянно стремится к самосовершенствованию. У интеллигентного человека обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности, ему свойственнен интернационализм. Интеллигентность — условие развития личности и общества.

Словарь Ожегова определяет несколько значений интеллигентного человека: как принадлежащего к интеллигенции, а также вообще обладающего большой внутренней культурой.

интеллигентный

Смотреть что такое «интеллигентный» в других словарях:

  • ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ — Разумный, образованный, просвещенный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ умственно развитой; тот, кого умственные запросы заставляют интересоваться окружающей действительностью с точки… … Словарь иностранных слов русского языка

  • интеллигентный — См … Словарь синонимов

  • ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ — ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, интеллигентая, интеллигентое; интеллигентен, интеллигентна, интеллигентно. 1. Образованный, культурный, присущий интеллигенции. Он оказался, вполне интеллигентным человеком. Интеллигентный вид. 2. прил. к интеллигенция (книжн.).… … Толковый словарь Ушакова

  • интеллигентный — ая, ое. intelligent adj. 1. Умственно развитой; образованный, культурный. БАС 1. Катя, перебил Борщов: Меня не на шутку огорчает, что ты так относишься к самым интеллигентным из наших женщин. Интеллигентный, отмечала Лиза: С est inteligent !… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ — ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Принадлежащий к интеллигенции, а также вообще обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Интеллигентное поведение. 2. Свойственный интеллигенту. И. вид. | сущ. интеллигентность, и, жен. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

  • Интеллигентный — прил. 1. соотн. с сущ. интеллигенция, связанный с ним 2. Свойственный интеллигенции, характерный для неё. 3. Отличающийся глубокой внутренней культурой и самостоятельным мышлением. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • интеллигентный — интеллигентный, интеллигентная, интеллигентное, интеллигентные, интеллигентного, интеллигентной, интеллигентного, интеллигентных, интеллигентному, интеллигентной, интеллигентному, интеллигентным, интеллигентный, интеллигентную, интеллигентное,… … Формы слов

  • интеллигентный — интеллиг ентный; кратк. форма тен, тна … Русский орфографический словарь

  • интеллигентный — кр.ф. интеллиге/нтен, интеллиге/нтна, тно, тны; интеллиге/нтнее … Орфографический словарь русского языка

  • интеллигентный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. только полн. к Интеллигент и Интеллигенция. И ые профессии. И ое общество. 2. Свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции. И. вид. И ая речь. 3. Обладающий большой внутренней культурой. И. человек. Он глубоко… … Энциклопедический словарь

Как стать интеллигентным человеком?

Интеллигентность и благородство – те качества человека, которые воспеваются мыслителями и деятелями искусства на протяжении практически всей истории Человечества.

Интеллигентности, как, собственно, и самому благородству, даются различные описания, трактовки и правила поведения, однако сама суть остаётся неизменной.

Современное общество, делающее упор на гармоничном существовании нравственности с полной вседозволенностью, восхищается эрудированными и эстетически воспитанными людьми.

Именно поэтому многие так стремятся к саморазвитию – в конце концов интеллигенция никогда не выйдет из моды.

Само понятие «интеллигентность» пришло не так давно и за сравнительно короткое время своего существования не раз путалось с другими. Интеллигентность – это не одно и то же, что и аристократичность, утончённость, богемность, однако в какой-то мере и схоже со перечисленным.

Исходя из современных трактовок, можно лишь сказать, что данное понятие относится к человеку, тонко чувствующему мир, хорошо разбирающемуся в искусстве и науках, обладающему определёнными талантами, знающему правила этикета, отлично воспитанному и имеющему свою чёткую жизненную позицию.

Не обязательно быть потомственным аристократом, чтобы стать интеллигентом, потому что интеллигентность – это то, что человек воспитывает в себе и что считает достойным внимания.

Стоит отметить, что если вы решили вступить на путь саморазвития и захотели взрастить в себе тягу к эстетике, то следует помнить, что перемены не происходят за один день – отныне вы будете трудиться над собой усерднее, чем на работе.

Также забудьте про какие-либо корыстные мотивы или желание добиться своей подчёркнутой интеллигентностью славы или расположения определённого круга людей – если желание воспитать в себе прекрасные черты не является искренним, на вашем пути вас ждёт разочарование.

Однако если вы чувствуете, что готовы помочь своим самым лучшим чертам расцвести, для вас не будет ничего не возможного.

Как стать интеллигентнее?

  1. Самое первое, что вам следует подкорректировать или изменить – взаимоотношения. Причём не только личные, но и общественные. Научитесь уважать других, слушать их, сочувствовать им и иной раз помогать. Да, будет очень нелегко отказаться от былого раздражения или грубости, особенно, если они – реакция в ответ на грубость другого.
  2. Однако стоит всё же попытаться, ведь интеллигент – это человек, знающий, сколь важна каждая личность в занимаемом ею пространстве. Для начала учитесь потихоньку наблюдать за людьми и отмечать тех, чьи лица или улыбки вам особо приятны. Вы с удивлением обнаружите, что незнакомцев, которые могут вам понравиться, намного больше, чем кажется.
  3. Любите искусство. Причём любите не так, как это делают те люди, что смотрят на обнажённую натурщицу на картине и видят лишь тело, а преданно и с чувством глубоко восторга.
  4. Стремитесь к эстетике, воспитывайте в себе умение «беседовать» с поэтами, художниками, музыкантами и архитекторами один на один, с помощью их произведений. Искусство облагораживает душу и привносит в неё то, что трудно создать интернету или рекламным журналам.

  1. Размышляйте, всегда ищите в себе доселе неизвестные и от этого удивительные мысли и эмоции. К вашим ногам все самые волнующие и интересные вопросы Человечества, вы можете «прощупать» своим разумом абсолютно все сферы человеческой мысли и все уголки планеты, так пользуйтесь этим!
  2. Постоянно задавайте себе вопросы, после прочтения той или иной книги отложите её в сторону и сделайте мысленный анализ того, чему она вас научила и что привнесла в вашу жизнь.
  3. Стремитесь к гармонии внутри себя. Невозможно быть внутренне свободным и спокойным, когда вас раздирают ваши же собственно страхи и комплексы. Интеллигентный человек должен вкладывать в себя всё самое лучшее – старайтесь убирать из своей жизни жестокие, грубые фильмы, пошлую навязчивую рекламу и неприятных собеседников, любящих обсудить кого-либо за его спиной.
  4. Не молчите, но и не раньте другого словами. Разумеется, глупо утверждать, что интеллигентность – это как клеймо, ставящее запрет для человека на злость, обиду, гнев и другие чувства. Однако отличие состоит в том, что тот, кто владеет собой и знает себе цену, никогда не будет кричать ругательства в адрес другого, даже если слышит их про себя. Интеллигент не будет надрывать горло не из-за того, что боится «испачкать» свой образ, а потому того, что он выше брани и насилия.

  • Постоянно стремитесь ко всему новому. Не утверждайте после прочтения «Войны и мира», что вы знаете всё о творчестве и душе Л. Н. Толстого, а лучше изучите другие его известные произведения. Научившись различать классику и неоклассику не говорите, что знаете всё о музыкальном искусстве, а пробуйте найти композиторов, гениальности которых никто, увы, не оценил, и будьте первыми в их возвеличивании.
  • Найдите свой талант. Глупо предоставлять другим право изменять мир и входить в историю человечества, а самому лишь восхищаться их трудами и умениями. Попытайтесь тоже что-то сделать – пусть не для всего мира, а хотя бы для самого себя и своего окружения. Верьте в то, что вы достойны выражать себя так, как того требует ваша душа.

В заключение хотелось бы сказать, что интеллигентность для человека – это как аромат для цветов. Ни то, ни другое не несёт в себе внешних изменений, однако неизменно свидетельствует о том, что из себя представляет тот или иной объект и можно ли им любоваться и восхищаться или лучше отойти прочь.

>
6 способов стать интеллигентнее

Кто такой интеллигент

Интеллигентность — это не только высокий интеллект и блестящее образование, это ещё и воспитанность, умение жить в гармонии с собой и окружающими, в согласии со своей совестью, это активная гражданская позиция, понятие о чести и достоинстве, стремление к правде.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. <…> Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

И пока кто-то втихую посмеивается над интеллигентами из-за их подчёркнутой корректности и интеллектуальности, во всём мире говорят о русской интеллигенции как о культурном феномене, явлении, которое зародилось в Российской империи и положило начало выделению особенной, пусть и весьма немногочисленной, прослойки общества во всём остальном мире.

Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.

Д. С. Лихачёв, «Книга беспокойств»

Истинными русскими интеллигентами принято считать А. П. Чехова и Д. С. Лихачёва. В письме брату Николаю молодой Чехов привёл своего рода кодекс интеллигентного человека, на котором во многом и основываются следующие советы.

Как стать интеллигентнее

1. Уважайте других

Причём уважение это должно выходить за рамки соблюдения субординации и элементарных правил поведения. Это ещё и уважение к чувствам и желаниям окружающих, эмпатия, в какой-то степени даже сочувствие. Да, нелегко заставить себя сочувствовать окружающим, если вы не привыкли этого делать. Но именно работа над собой отличает интеллигентных людей.

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

2. Не лгите

Помните, что в первую очередь вы лжёте сами себе. Ко лжи интеллигентные люди причисляют и бессмысленную рисовку, лесть, пускание пыли в глаза. Любой обман для них недопустим.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

3. Будьте скромны

У интеллигентных людей несколько другое восприятие ценностей. Они не суетны.

Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Чаще они молчат, предпочитают не навязывать своё мнение окружающим, тем более когда их не спрашивают. Не откровенничают зря и не добиваются внимания окружающих уничижением себя.

В этом с интеллигентов определённо стоит брать пример. Скромность и умеренность помогут вам во многих сферах жизни, стоит только примерить на себя и принять эту философию.

4. Стремитесь к эстетике

Интеллигент — эстет. Его восхищает стройность мысли, талант, утончённость образов, изящество и человечность. Именно интеллигенты — главные блюстители того, что мы привыкли называть «вечными ценностями». Старайтесь быть похожими на них. Вовсе не обязательно иметь учёную степень, чтобы разбираться в литературе и восхищаться ей. Не нужно самому писать картины, чтобы получать эстетическое наслаждение от работ художников.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

5. Берегите свой талант

Поверьте, что вы талантливы. И берегите свой дар. Интеллигентные люди ставят талант выше всего остального, и именно это позволяет им оставаться представителями «интеллектуальной элиты», творить и созидать.

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

6. Стремитесь ко внутренней свободе

Кто-то вообще ставит ощущение свободы во главу угла в вопросе интеллигентов и интеллигентности. И действительно, интеллигентный человек свободен от массы вещей, зависимость от которых испытывают остальные.

Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Д. С. Лихачёв, «О русской интеллигенции. Письмо в редакцию», 1993 год

Как раз свобода от чужих мнений, авторитетов, кумиров и стандартов способна на шаг приблизить вас к настоящей интеллигентности.

Интеллигентность — трудный путь, который подходит не всем. Далеко не каждый готов ежедневно «по капле выдавливать из себя раба». Но несомненно то, что ставшие на этот путь получают нечто неизмеримо большее, чем просто набор положительных качеств.

>Интеллигент википедия значение слова

Интеллигенция

Интеллиге́нция — слово, используется в функциональном и социальном значениях:

  • В изначальном смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности.
  • В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.

Функциональное значение понятия «интеллигенция»

Производится от латинского глагола intellego:

1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать
2) познавать, узнавать
3) мыслить
4) знать толк, разбираться

Непосредственно латинское слово intellegentia включает в себя ряд психологических понятий:

1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия
2) понятие, представление, идея
3) восприятие, чувственное познание
4) умение, искусство

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия — функциональный. Речь идёт о деятельности сознания.

Употребляемое в таком значении, встречается даже в XIX столетии, в письме Н. П. Огарева к Грановскому в 1850 году:

«Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией…»

В этом же значении можно прочесть об использовании слова в масонских кругах. В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века:

…часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении — ‘разумность, высшее сознание’ — воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским.

— Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М.: Гослитиздат, 1961. — С. 299. — 614 с.

Кандидат исторических наук Т. В. Кисельникова отмечает, что разделяет следующий взгляд Е. Элбакян об интеллигенции, изложенный ей в статье «Между молотом и наковальней (Российская интеллигенция в ушедшем столетии)»:

Интеллигенция — социальная группа, которая занимается умственным трудом, отличается высоким образовательным уровнем и творческим характером своей деятельности, проявляющимся в привнесении личностно-индивидуального начала в эту деятельность, производит, сохраняет и несёт в другие социальные группы общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры, обладает специфическими психологическими чертами и позитивными нравственно-этическими качествами. Последнее можно назвать интеллигентностью.

Социальное значение понятия «интеллигенция»

Единого мнения о первом употреблении понятия в социальном значении не существует. Так, литературовед П. Н. Сакулин полагает, что термин «интеллигенция» был широко распространен в философской литературе Западной Европы уже в первой половине ХIХ века. Вместе с тем известна дневниковая запись В. А. Жуковского от 2 февраля 1836 года:

«Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию».

Однако нельзя однозначно утверждать, что в данном случае речь идёт о социальном значении слова.

Известно, что в отношении группы лиц слово «интеллигенция» 46 раз фиксируется у К. Маркса в статьях «О сословных комиссиях Пруссии» (по-немецки — Intelligenz) при указании соотношения «между представительством интеллигенции и сословным представительством земельной собственности в ландтаге» (1842 год).

В Российской империи слово «интеллигенция» встречается также в дневнике министра иностранных дел П. А. Валуева, опубликованном в 1865 году: «Управление по-прежнему будет состоять из элементов интеллигенции без различий сословий».

В новом значении слово «интеллигенция» встречается в словарях и энциклопедиях XIX века. Об этом пишет Б. А. Успенский в своей работе «Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры»:

«Социальное значение данного слова впервые фиксируется в энциклопедиях — сначала в польских (Всеоб. энцикл. VII : 145 ), затем в русских (Березин П/2: с. 427—428 (1877 г .]); см.: Вуйцик 1962: 22, 24. Напротив, в русских словарях это значение регистрируется раньше, чем в польских».

Слово употребляется во втором издании словаря В. Даля, как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46).

Журналист второй половины XIX века П. Боборыкин объявил себя первым, кто применил слово «интеллигенция» в социальном значении и утверждал, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где это слово использовалось для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России — это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

Предпосылки появления интеллигенции

Представители будущей интеллигенции выделялись из различных социальных групп Европейских стран: духовенства, дворянства, ремесленников. Возрастал спрос на профессиональных учителей и философов, естествоиспытателей и врачей, юристов и политиков, писателей и художников. Представители этих профессий и создали базовые предпосылки выделения интеллигенции в социальную группу в XIX веке.

Современный социолог Н. В. Латова замечает:

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т. д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т. д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

В России, первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д. С. Лихачёв называет дворян-вольнодумцев конца XVIII века, таких как Радищев и Новиков. В XIX веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Интеллигенция как общественная группа

Во множестве языков мира понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Групповую черту, присущую только интеллигенции выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе. Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы.

Попытки понять внутреннюю структуру интеллигенции как социальной группы, определить её признаки и черты продолжаются. Например, В. В. Тепикин предлагает 10 признаков интеллигенции в своей работе «Интеллигенция: культурный контекст», а социолог Я. Щепаньский в 1950-е годы и А. Севастьянов в конце XX века рассматривают внутренние структурные связи и уровни интеллигенции.

По версии современного социолога Галины Силласте, российская интеллигенция в конце XX столетия расслоилась на три страты (от «stratum» — прослойка):

  • «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция);
  • «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле.
  • «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты.

В результате возникает вопрос вообще о возможности признания интеллигентов группой социальной или же это индивиды различных социальных групп. Этот вопрос разбирает А. Грамши в своих записях «Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции»
:

«Является ли интеллигенция отдельной, самостоятельной социальной группой, или у каждой социальной группы есть своя особая категория интеллигенции? На этот вопрос ответить непросто, ибо современный историче­ский процесс порождает многообразие форм различных категорий интеллигенции».

Обсуждение данной проблемы продолжается и неразрывно связано с понятиями: общество, социальная группа, культура.

В России

Основная статья: Русская интеллигенция

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошёл на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). При этом интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти — понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены — не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала XX века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы. Другие рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам её относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, по виду интеллектуальной деятельности и сфере занятий: творческой, инженерно-технической, университетской, академической (научной), педагогической и т. д.; а также буржуазной, пролетарской, крестьянской и даже люмпен-интеллигенции). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Известные оценки, формулировки и пояснения

Слово интеллигентский и Ушаков, и академический словарь определяют: «свойственный интеллигенту» с отрицательным оттенком: «о свойствах старой, буржуазной интеллигенции» с её «безволием, колебаниями, сомнениями». Слово интеллигентный и Ушаков, и академический словарь определяют: «присущий интеллигенту, интеллигенции» с положительным оттенком: «образованный, культурный». «Культурный», в свою очередь, здесь явно означает не только носителя «просвещенности, образованности, начитанности» (определение слова культура в академическом словаре), но и «обладающий определенными навыками поведения в обществе, воспитанный» (одно из определений слова культурный в том же словаре). Антитезой к слову интеллигентный в современном языковом сознании будет не столько невежда, сколько невежа (а к слову интеллигент — не мещанин, а хам). Каждый из нас ощущает разницу, например, между «интеллигентная внешность», «интеллигентное поведение» и «интеллигентская внешность», «интеллигентское поведение». При втором прилагательном как бы присутствует подозрение, что на самом-то деле эта внешность и это поведение напускные, а при первом прилагательном — подлинные. Мне запомнился характерный случай. Лет десять назад критик Андрей Левкин напечатал в журнале «Родник» статью под заглавием, которое должно было быть вызывающим: «Почему я не интеллигент». В. П. Григорьев, лингвист, сказал по этому поводу: «А вот написать: „Почему я не интеллигентен“ у него не хватило смелости»…

— Из статьи М. Гаспарова «Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность»

Известно уничижительное высказывание В. И. Ленина об интеллигенции, помогающей буржуазии:

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт. В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года)

ru.wikipedia.org>

Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах.

В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.

Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом».

В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией.

Российская интеллигенция.

«Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Советская интеллигенция.

Начиная с 1920-х состав российской интеллигенции начинает резко изменяться. Ядром этой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образованию. Новая власть сознательно проводила политику, облегчавшую получение образования выходцами «из трудящихся» и затруднявшую его для лиц «нетрудового» происхождения. В результате при резком росте числа людей с высоким образованием (если в Российской империи лица умственного труда составляли примерно 2–3%, то к 1980-м они составляли в СССР более четверти всех трудящихся) происходило понижение качества и их образования, и их общей культуры. Этическая составляющая в определении интеллигенции отошла на задний план, под «интеллигенцией» стали понимать всех «работников умственного труда» – социальную «прослойку».

В советский период произошли существенные изменения также и в отношениях между интеллигенцией и властью. Деятельность интеллигенции была взята под строгий контроль. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать «единственно верную» коммунистическую идеологию (либо, как минимум, демонстрировать лояльность к ней).

В условиях идеологического принуждения характерной чертой жизни многих советских интеллигентов стало отчуждение от политической жизни, стремление заниматься лишь узкопрофессиональной деятельностью. Наравне с официально признанной интеллигенцией в СССР сохранялась очень немногочисленная группа интеллигентов, которые стремились отстаивать право на свою независимость и творческую свободу от правящего режима. Эту оппозиционную часть интеллигенции стремились уничтожить «как класс»: многие подвергались репрессиям под надуманным предлогам (можно вспомнить жизнь А.Ахматовой или И.Бродского), все инакомыслящие испытывали давление цензуры и ограничения на профессиональную деятельность. В 1960-е среди советских интеллигентов возникло диссидентское движение, остававшееся до конца 1980-х единственной в СССР организованной формой оппозиции.

Современная российская интеллигенция.

Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х – начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.

В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е – 1920-е) – это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть – интеллигенция – народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.

В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» – как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии – например, оппозиционность к правительству – отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.

В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.

Наталия Латова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *