Все о честном
Содержание
Искренность и честность: различия
Такие похожие, но разные понятие. В чем отличие?
Честность – это правдивая передача фактических данных. Искренность – гармония слов, действий и внутренних ощущений.
Представьте ситуацию. Молодой человек изменил любимой девушке. О проступке узнала его бывшая обиженная пассия, быстренько собрала компромат и отправилась рушить чужие отношения, прикрывшись благими намерениями. Она описала ситуацию предельно честно и детально, показала фото, поделилась своей историей расставания. Девушки поплакали, посетовали, что все мужики ко… На том и разошлись. История правдива, но каков умысел? Вероятно, что под благими намерениями скрывалось не спасение несчастной девушки, а месть бывшему парню. В честном признании не было искренности.
Часто люди не осознают причин собственного поведения. Совершая поступок, они руководствуются мыслями, противоречащими действительности. Современный человек настолько погряз во лжи, что не может себе признаться в истинных мотивах действий. Так запускается механизм саморазрушения.
Мифы
Честность и искренность в сознании людей вызывают неописуемый диссонанс. С одной стороны стоит железобетонная мораль, которая воспевает силу, значимость и красоту этих качеств. С другой давит желание сытой жизни, которому противоречит честность. Из противоречий рождаются крайности, а из крайностей вытекают мифы.
Искренний = наивный
Наивность – качество почти презираемое среди людей. Оно считается признаком молодости, неопытности, незрелости. Наивный человек чист, он еще не успел погрузиться в пучину несправедливости и жестокости. Он открыт, ложь «во благо» ему еще не нужна. Такие персонажи встречаются часто. Но среди искренних людей есть те, кто пришел к этому осознанно, отказавшись от самообмана. Ложь мировая начинается с вранья самому себе. Оно приводит внутренний мир в диссонанс. Установить честный диалог с внутренним «Я» — первый шаг на пути открытости миру. Для этого необязательно закрывать глаза на несправедливость, обман, людские пороки, забывать человеческие грехи и коварную натуру. Осознание этого не уходит с приходом гармонии. Меняется отношение, а не видение.
Честность – качество дураков
Говорить правду невыгодно. В мире платят за ложь. 80% денег сосредоточено в руках 20% искусных лгунов. Чем честнее человек, тем меньше у него шансов занять выгодную позицию в обществе. По распространенному мнению, такой человек – глупец. Но выбранный образ жизни не зависит от умственных способностей, интеллекта, образования. Разве глупы буддийские ламы, индийские мудрецы–отшельники и прочие аскеты?
Честность всегда добродетельна
Правда используется людьми для получения выгоды. Честный рассказ о конкуренте – не более чем уловка и попытка скрыть собственные грехи. Иногда правда оказывается груба и разрушительна. Принципиально честный человек не рассчитывает тяжести сказанных слов, обрушая водопад неприятностей на голову слушателя. Его не волнует, к каким последствиям приведет правда. Он не заботится о чужих чувствах. Он честен, потому что это основа морали и нравственности, вбитая в голову железными скобами воспитания. О добродетели в таком случае речи не идет.
Плюсы честности и искренности
Несмотря на подозрительное отношение к честности и открытости со стороны людей, у нее есть свои плюсы.
Быть самим собой
Честному человеку не нужны маски. Он не играет, а живет. Да, такие люди не вертятся в высших кругах, не сколачивают состояние, не выстраивают великолепную карьеру. Они находят место, где их труд нужен без обмана и наигранности. Заводят семью, детей и идут к счастью доступным им путем, вызывая зависть окружающих.
Способ выделится
Честный человек – это редкость. На земле миллионы красавиц, сотни тысяч владельцев крутых тачек, тысячи обладателей шикарных пентхаусов и замков, а честных людей единицы.
Позитивное отношение к миру
Искренность и честность – это образ жизни. Когда два этих качества соединяются в одном человеке, рождается гармоничная личность. Внутренняя умиротворенность приводит к довольству и позитивному взгляду на жизнь.
Психологическое здоровье
Ложь – главная причина неврозов. Чем чаще человек говорит неправду, тем сильнее он боится разоблачения. Он постоянно контролирует себя, проверяет, сверяет, подозревает. Ему кажется, что ложь уже раскрылась, что окружающие смеются за спиной над стыдной правдой. Честный человек застрахован от подобных расстройств, он не страдает подозрительностью, не выверяет каждый шаг и наслаждается жизнью.
Минусы честности и искренности
Отрицательных сторон у честности оказалось меньше:
Честных людей чаще обманывают
Такая закономерность действует на молодых и неопытных. Обманутые юноши и девушки со временем теряют открытость. Чужая ложь пробуждает сопротивление. На подсознательном уровне формируется установка: честность – причина проблем.
Обманутый человек уходит в себя, становится закрытым, учится врать. Общество получает еще одного носителя лжи «во благо».
Искреннего человека легче обидеть
Искренность идет вместе с открытостью. Такие люди подпускают других слишком близко. Полученный удар приносит боль и страдания. Это обычный сценарий первой любви, когда юношеская психика не готова к подобным потрясениям. Итог — слезы, депрессии, уход в учебу/спорт/хобби. В большинстве случаев искренность исчезает вместе с первыми чувствами. Такой сценарий не редкость и в семье, и в дружеских отношениях.
Честность – ноша для сильных
Человеку открытому, честному и искреннему тяжело смотреть на людскую жестокость, обман и грубость. Мягким людям приходится тяжелее всего. На них проще давить, легче использовать. Они теряются под напором грубости, переживают из-за несправедливости. Ломаются под напором общественных нравов.
Когда важна честность?
Правда, утаивание или ложь – сложный выбор. Современный мир – это вселенная эгоцентрика. Что это за существо такое непонятное? Эгоцентрик – человек, зависящий от мнения окружающих. Он строит модель поведения так, чтобы выглядеть значимым в глазах других людей. Это актер. Он надевает на лицо маску счастливого семьянина, довольного жизнью человека, добропорядочного гражданина. Главное правило: контроль. Эгоцентрик следит за словами и поступками, тщательно вымеряет детали образа. Он контролирует ладный ход выдуманной истории, неважно придуманная она или приукрашенная. Таких людей в мире более 70%. Кто не усвоил правила игры в детстве, учится на собственных ошибках в юношестве. Эта модель общепринята, закреплена и одобрена для всеобщего удобства. Но так ли она хороша на самом деле?
Честность в любви
Искренняя первая любовь остается в прошлом тяжелым воспоминанием. После череды проб и ошибок, человек выбирает партнера. Он делает все, чтобы понравится, привлечь внимание, показать себя с лучшей стороны – играет роль, обрекая отношения на провал. А почему? Нет искренности. Поддерживать маску при близком общении долго не получится. Она спадет при первых же трудностях. Частая ситуация: выходила замуж за одного, а развелась с другим человеком.
Утаивание становится причиной ссор. Эгоцентрический страх не дает поговорить о личном и сокровенном, признаться в проблеме, приводит к неожиданным конфликтам. Мужчина, вынужденный играть роль сильного плеча и каменной стены, вряд ли признается, что мечтает о женской, почти материнской ласке и нежности. Молодая девушка тоже никогда не сознается в мешающих отношениям комплексах. А ведь иногда достаточно поговорить, сказать о желаниях или проблемах, чтобы избежать ссоры и непонимания.
Представьте Машу, которая с детства стесняется надуманной полноты. Ее муж доволен фигурой жены, но та упорно одевает мешковатые вещи, за которыми прячет выдуманные складочки. Она закрывается во время любовных ласк, сидит на диетах. Машу ранит, когда муж оглядывается на стильных красивых женщин, желая стянуть с жены очередной балахон. Вместо того, чтобы поговорить, молодые супруги живут наедине со своими желаниями и переживаниями, накапливая опасения и неудовлетворенность. Брак приближается к распаду.
Искренность и семейные узы
Обман начинается с детства. Родители любят врать, оправданно и нет. Дети кажутся маленькими и несмышлеными, но они копируют поведение взрослых. От них ребенок узнает, что такое ложь и несет ее в жизнь. Непосредственные порывы: радость, смех, веселье, слезы прерываются взрослыми наставлениями о неуместности эмоций. Осознав, что поведение неприятно взрослым, дети меняют тактику. Они стремятся понравиться, получить любовь и одобрение взрослых, и с детских лет теряют искренность, забывают про честность.
Обычная семейная драма. Маленький Виталик с детства чувствует, что мама им недовольна. Что бы он ни сделал, в ответ раздаются поучения и ругань. Виталик знает одно: маме нравится, когда он рассказывает стихи на людях. Понимая это, он начинает использовать знание, чтобы добиться любви ближнего человека. Стихи он не любит, а мамины подруги ему не нравятся. Когда Виталик вырастет, стихи заменятся пятерками по математике, а потом физфаком в государственном университете. Мальчик мечтал стать художником, но всю жизнь он будет прятать свое «Я» и лгать окружающим ради одобрительных улыбок.
Честность и деловые связи
От выбора профессии зависит, насколько честным сможет быть человек. В этой сфере жизни искренность четко регламентирована, загнана в рамки и нормы.
Чем выше поднимается человек, тем меньше открытости он себе позволяет. Деловые отношения создают дистанцию, ограничивают круг обсуждаемых вопросов.
Представьте честного Васю, который на встрече решился сказать инвестору, что проект его компании – это подстава и денег не стоит. Открыто, смело, решительно. И вот безработный смельчак переезжает жить к маме. На карьере поставлен жирный крест.
Тяжело приходится честным людям в мире продаж, рекламы. Открытость – враг управленцев. Врачи, учителя, следователи, бухгалтера – общество ставит рамки перед всеми.
Честность и искренность положительны в дозированном виде. Открытость – это дар близких отношений. Но достигается она только честностью с собой. Стоит ли бороться с эгоцентризмом и ложью? Да! Но и крайности в этом деле к добру не приводят.
>ЧЕСТЬ
» Назад
ЧЕСТЬ 27.12.2017 20:57
ЧЕСТЬ – от древнего корня *kuei(t) «чтить, уважать», того же, что и в русских словах чтить, (с-/по-/у-) чет, (с-/по-) читать, честный; в санскритском चिन्तन /чинтана/ «спокойное мышление, дума». Корнесловная суть словосочетаний «чтить кого-либо», «читать чье-либо имя» и «считать кого-либо хорошим или плохим» одна и та же. То же самое можно сказать и о математическом счете и бухгалтерском учете: по сути он бывает или верным, то есть честным, или неверным, то есть погрешающим против истины и лукавым. Представление о чести, почете и почитании связано с памятью и совестью. Сохранение чести и доброго имени связано с письменным учетом совершенных поступков и чтением памятных записей. Неслучайно словосочетания «Доска почета» и «Почетная грамота» связываются с чествованием доброго имени и честью человека. Почтенным или почитаемым издревле принятого называть того, чье имя записывается в поминальных записках о здравии и упокоении души. Честь поминаемым воздается чтением их имен в записках во время храмовых богослужений. Таким образом, честь в мировой культуре оказывается неразрывно связанной с именем. Сохранить доброе имя и стать почитаемым или почтенным человеком – по сути одно: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (От Луки, 10:20). Поминание человека добрым словом (добрая память) является основой чести. Тот, кого Бог принимает и почитает своим на Небесах, имеет в земной жизни чистую и спокойную совесть, даже если бывает причтен человеческим судом к злодеям и преступникам. «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Книга пророка Исайи, 53:12). Производное от ЧЕСТЬ слово честный корнесловно связано с представлением о человеке, который не лукавит и прямо высказывает свое мнение; говорит то, что думает и считает истинным: «что на уме, то и на языке». Честность является основой благочестия. Греческое имя Εὖσέβιος /Евсевиос/ «благочестивый» восходит к двум древним корням: Εὖ /евъ/ «благо» (как в Евангелие «благовестие») и σέβ(о)- «почитать, воздавать честь». Корнесловно благочестие представляет собой почитание Блага (Бога) и выражается в Страхе Божием, благоговении и в способности чтить Бога, читая на скрижалях своего сердца Его заповеди и исполняя их: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (От Матфея, 19:16-17). Скрижали сердца, подобные каменным доскам Скрижалей Завета, – это евангельский образ, наглядно отражающий истинную суть совести и благочестия, в их отличии от человеческих мнений и ложных суемудрых представлений о чести, совести, благочестии и нормах поведения: «Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут (в греческом тексте σέβονταί /севонтэ/ «почитают») Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу тó, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (От Марка, 7:5-13). Вопрос о том, кому оказывает почет учитель или воспитатель, обучающий своих учеников нормам поведения и наукам – людям или Богу – является ключевым в отношении его чести и благочестия. Честный человек не станет присваивать себе Божьего и славить себя за то, что не им сотворено и устроено. Противоположностью благочестивого человека является нечестивец (по-гречески асебис, в современном значении также «безбожный»). «Праведник милует дyши скотов своих: утробы же нечестивых (ἀσεβῶν /асевон/ «нечестивых») немилостивы» (Книга притчей соломоновых, 12:10). «Жертвы нечестивых (ἀσεβῶν) — мерзость Господу, ибо беззаконно приносят их» (Книга притчей Соломоновых, 21:27). Согласно Евангелию и учению Апостольскому, нечестие, свойственное как язычникам, так и верующим в единого Бога, но жестокосердным людям, преодолевается и исцеляется только Крестной жертвой Иисуса Христа. Безвинно претерпев от людей жестокую казнь за ложное обвинение в нечестии, вочеловечившийся Спаситель возвратил падшему и озлобленному человечеству достоинство Богоподобия и честь: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (ἀσεβῶν) (Апостола Павла послание к римлянам, 5:1-6).
См. праведник, совесть, ум.