Доктор Моррис

ВСД у ребенка 11 лет

Your browser doesn’t support HTML5 audio

На правах рекламы

Е.Кандарицкая― Добрый день! У микрофона Елена Кандарицкая. Сегодня мы с вами будем говорить о здоровье. И тема наша: Вегетососудистая дистония у детей и подростков. И в гостях у нас Александр Симаков, доктор наук, профессор. Здравствуйте!

А.Симаков― Добрый день!

Е.Кандарицкая― Вначале я хочу вас просто спросить, что такое вегетососудистая дистония? Коротко.

А.Симаков― Вегетососудистая дистония, кратко еще ВСД называют ее – это нарушение в работе вегетативной нервной системы, которая ответственная за работу практически всех внутренних органов. Вот та область вегетативной системы, которая нервирует и страдает, она клинически и проявляется у детей и подростков. Например, голова – клинки идет со стороны головы: головные боли и головокружения. Если это кишечник страдает – то запоры, поносы, боли в животе и так далее.

Е.Кандарицкая― Хорошо. А как проявляется вегетососудистая дистония у детей?

А.Симаков― Надо сказать, что это достаточно распространенное состояние, и от 25 до 80 процентов всех обследованных детей страдает вегетососудистой дистонией. Поскольку, эта проблема нервной системы, вегетативной, то есть так называемой периферической, она нервирует все внутренние органы. Вот те органы, которые вдруг больше от нервной системы страдают, соответственно, и клиника проявляется совершенно различными симптомами.

И, вы знаете, очень часто родители у таких детей и подростков связывают это с раздражительностью, с переутомлением, просто с нежеланием учиться, потому что ребенок плохо запоминает уроки, плохо запоминает материал, плохой у него сон, он раздражителен, и связывают это с характером поведения. На самом деле это…

Е.Кандарицкая― Заболевание.

А.Симаков― Конечно.

Е.Кандарицкая― А вот скажите: причина возникновения?

А.Симаков― До конца ее не знают, но известно, что это патология, в том числе, и центральной нервной системы на уровне так называемого гипоталамуса и периферической нервной системы, которая нервирует внутренние органы.

Е.Кандарицкая― А как протекает вегетососудистая дистония?

А.Симаков― По-разному. Очень часто латентно она протекает, а очень часто протекает клинически, то есть проявляются различные нарушения у детей: головные боли, раздражительность, слабость…

Е.Кандарицкая― То есть это симптомы, можно сказать.

А.Симаков― Да, симптомы. Есть даже формы, которые выделяют, например, кардиологическая, когда боли в сердце такого, ноющего, длительного характера. Бывает тахиформа, когда частый пульс необъяснимой природы, бывает и редкий пульс, бывает и смешанные. То есть это полисимптомное состояние и выделить один какой-то симптом, как правило, представляет большие затруднения.

Е.Кандарицкая― Потому что это похоже на какие-то другие заболевания.

А.Симаков― Да, да. Вы абсолютно правы в этой части, потому что поставить этот диагноз, с одной стороны, вроде как просто, а с другой стороны, сложно, потому что нужно произвести так называемую дифференциацию, то есть так называемые заболевания органические. Вот, если сказать образным языком, то вегетососудистая дистония – это функциональные расстройства различный органов, при который органического поражения не находят при обследовании.

Е.Кандарицкая― А какие методы исследования? Что делать, если у ребенка это случилось?

А.Симаков― Методы лечения обширные, и они совершенно разные, и, конечно, они начинаются с образа жизни – это основа при лечении вегетососудистой дистонии. Но я еще раз повторюсь, надо сначала именно правильно поставить диагноз, исключив различную патологию. Самого какого-то прибора, о котором можно было сказать, что надо обследоваться на таком приборе, на такой машине, чтобы поставить этот диагноз, не существует. Надо использовать целый комплекс.

И когда диагноз установлен, мы переходим к лечению. И надо начинать с образа жизни. Обязательно надо, чтобы ребенок двигался, потому что стресс – это самый лучший друг вегетососудистой дистонии, и у ребенка может возникать сердцебиение, одышка, боли в сердце. Очень сильно может меняться уровень артериального давления как в сторону повышения, так и низкое давление. Поэтому физическая зарядка, она будем помогать избегать всех этих симптомов и восстановит психологическое равновесие. Она отвлекает детей от стресса и предотвращает развитие этих вегетативных кризов. Это первое и очень важное.

Потом мы рекомендуем мамам заниматься различными дыхательными упражнениями, которые расслабляют мышцы тела. И чтобы не начинался вегетативный криз – вот правильное дыхание. Мальчики и девочки могут заниматься различными единоборствами, которые помогают достигать психического равновесия и у них не возникает клиника.

Но это часть проблемы. Очень большое значение имеют физеопроцедуры: закаливание, воздушные ванны. При этом воздействием прохладной воды или воздуха на тактильные рецепторы кожи стимулируется правильное состояние сосудистой стенки: она становится стрессоустойчивой. Здоровый сон: ребенок спать достаточно – 7-8 часов. Вот, если он недосыпает, у него клиники вегетативной сердечной патологии будет проявляться.

Но очень часто мы не достигаем эффекта таким образом, поэтому мы прибегаем к контролю вегетососудистой дистонии с помощью современных препаратов, которые могут управлять неприятными симптомами, и которыми можно нормализовать обмен веществ, сбалансировать. И, например, сочетание, сбалансирование аминокислот глицина – глутоминовой кислоты и цистеина – снижаем психоэмоциональное напряжение, улучшаем умственную работоспособность и предотвращает очень многие вегетососудистые кризы при этом состоянии.

Е.Кандарицкая― А если говорить о профилактике, то что нужно делать.

А.Симаков― Профилактика мне представляется наиболее важным моментом, помимо диагностики и самого лечения. Именно вегетативные кризы опасны у детей. И для того, чтобы их не допустить, конечно, родители должны следить за состоянием своего ребенка. Если они вдруг заметили, что он раздражителен, беспокоен, вдруг у него нервозность, вдруг у него колеблется давление в ту или иную сторону, он плохо спит, у него изменился аппетит, он быстро утомляется – все это после, как я уже говорил, исключения органической патологии признаки вегетососудистой дистонии. И они могут усиливаться, проявляться уже в более развернутой картине.

И лечение начинаем с создания баланса между физическим и умственными нагрузками. Обязательно надо, чтобы пациент, ребенок был на свежем воздухе не меньше 2-3 часов. За час до ночного отдыха нужно прекращать это безумие с гаджетами, когда они сидят с утра до вечера с планшетами, с компьютерами, с мобильными устройствами. И, конечно, к выбору лекарственных препаратов нужно относиться чрезвычайно осторожно. Потому что, если посмотреть в некоторых рекомендациях – у меня бы рука не поднялась назначить антидепрессанты или психотропные препараты для детей. У детей, например, старше 12 лет можно использовать, например, препарат элтацин.

Но самое главное, что при вегетососудистой дистонии у детей должна быть забота и внимание родителей, потому что первые шаги к изменению уже были сделаны, нужно, чтобы это закрепилось и был положительный эффект. Важно помнить, что в такой непростой ситуации со здоровьем всегда можно найти выход, это не безысходное состояние.

Е.Кандарицкая― А вот интересно, с какого возраста у ребенка может возникнуть это заболевание?

А.Симаков― С самого раннего. Даже, например, когда беременность переносится плохо, то уже у него закладывается внутриутробно склонность к вегетососудистой дистонии. Он может кричать, плохо принимать молоко и так далее. То есть возрастные ограничения абсолютно отсутствуют.

Е.Кандарицкая― Что должна знать мама, когда у нее, допустим, ребенок с таким симптомами?

А.Симаков― Она должна, прежде всего, не относится как к ребенку, как к ребенку с плохим поведением. Она должна заметить те симптомы, о которых мы говорили, и она должна, конечно, обратиться к врачу педиатру для того, чтобы он провел обследование, поставил диагноз и правильно определил характер лечение и профилактики вегетативных кризов.

Е.Кандарицкая― А если мама задумалась, она понимает, что у ребенка проблемы, ему делают какие-то анализы – каким образом вообще можно это установить?

А.Симаков― Исключив – мы уже с вами говорили в самом начале – органическую патологию. Много очень исследований. Если касается, например, кардиологической проблемы, мы используем рутинные методы диагностики кардиологии: электрокардиограмма, эхокардиограмма, монитор и так далее. И на них, как правило, вся грубая патология, она не выявляется. Функциональное это расстройство, функция страдает, а сам орган, он еще на этапе обратимых состояний. Вот это очень важно. Очень благодатная это тема для лечения этих детей. Все можно нормализовать.

Е.Кандарицкая― Скажите, а с возрастом могут исчезнуть эти симптомы или нет?

А.Симаков― Могут исчезнуть.

Е.Кандарицкая― Само собой или все-таки при лечении?

А.Симаков― Могут исчезнуть, но лучше, когда, конечно, все-таки… Потому что это утомительно, и ребенок испытывает проявления этой болезни. Он не может нормально делать уроки, он не может нормально спать. У него болит голова, у него потливость, слабость, у него вплоть до обморочных состояний бывает. У него клиника есть. И, кстати говоря, такое же состояние бывает и у взрослых. Просто сейчас с этими классификациями мы немножко поменяли отношение, но все равно эта проблема присуща, между прочим, не только детям и подросткам, но и взрослым.

Е.Кандарицкая― То есть родители должны очень четко следить за поведением ребенка и принимать уже какие-то меры.

А.Симаков― Да. И не считать, что это ребенок плохо воспитан.

Е.Кандарицкая― Я хотела у вас спросить, если родители, например, посылают ребенка, скажем, в школу более облегченных занятий, вообще, это как-то решит проблему?

А.Симаков― Вы знаете, смотря как у подростка это проявляется. Ведь не обязательно он должен плохо учиться. У него может быть и сонливость, шум у ушах, мнительность, тревожность, то есть эта симптоматика настолько многолика, поэтому надо выявить, что конкретно у данного ребенка доминирует. Если он хорошо учится, ну зачем ему менять школу. У него при этом панические какие-то атаки, он весь встревожен. То здесь другая должна быть тактика. Вот так.

Е.Кандарицкая― А может быть, занятия должны быть более короткие. Может быть, это нужно как-то учитывать или нет?

А.Симаков― Наверное, в каждом случае, я думаю, что да. Наверное, для каких-то детей и нагрузка эта будет более серьезная, чем для других. Но это все решается сугубо индивидуально.

Е.Кандарицкая― Мы заканчиваем программу. В гостях у нас был Александр Симаков, доктор наук, профессор. Тема наша сегодня была: Вегетососудистая дистония у детей и подростков. Будьте здоровы!

Имеются противопоказания, посоветуйтесь со специалистом


Среди детских болезней одно из первых мест занимают заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой, увеличивается количество детей, имеющих врожденные патологии. Среди болезней сердца у детей выделяют врожденные пороки, артериальную гипертонию и гипотонию, ревматизм, воспалительные заболевания и приобретенные пороки. В контексте темы подросткового возраста, очень актуальна тема вегето-сосудистой дистонии у подростков.

На сегодняшний день диагноз вегето-сосудистая дистония ставиться практически каждому подростку. Это патология, которая собирает в себе множество всяческих симптомов, но в основном это реакция на непривычные стрессовые ситуации. Чаще всего проявляется ВСД у подростков в возрасте 13-17 лет. Основным фактором является гормональная перестройка и быстрый рост организма. Помимо нестабильности гормонального фона это заболевание в подростковом возрасте развивается под воздействием того, что организм растет интенсивно, а кровеносная система не может также быстро перестраиваться. Изменяется кровообращение, органы недополучают кислород. В результате кислородного голодания начинаются перепады артериального давления, появляется головная боль, тахикардия. Таким образом, ВСД провоцируется первоначально нарушениями в нервной системе, а сосудистые изменения – это уже результат нарушения деятельности нервной системы. Признаки ВСД могут проявляться болями в области сердца, учащением сердцебиения или, наоборот, его замедлением. Настроение становиться плохим, подавленным, характерна плаксивость. Характер у подростка становиться мнительным, эмоциональный фон нестабильным. Появляется множество страхов, иногда он впадает в депрессию или может устроить истерику. Подросток с ВСД плохо переносит жару и холод. Отмечается повышенный или пониженный аппетит, нарушение работы выделительной системы, тошнота и боли в животе. Может возникать потливость, повышенное салоотделение, кожа имеет мраморный оттенок.

Почему появляется ВСД? В подростковом возрасте психика еще очень неустойчива, а переходный период связан с огромным стрессом, таким, как изменение внешности, сложные отношения с родителями и сверстниками, повышенные учебные нагрузки. Поэтому страдают от ВСД легковозбудимые подростки, которые часто переживают по любому поводу. К усугублению проблемы приводят и несоблюдение распорядка дня, просиживание за компьютером ночами напролет, употребление сигарет, алкогольных напитков, психотропных веществ. Часто такая патология у подростков не влечет каких-либо серьёзных последствий, оказывая влияние на общее самочувствие. Однако она способна привести к повышению давления и к 30 годам у человека появляется стойкая гипертония.

Лечение болезни. Прежде всего, чтобы справиться с такой проблемой необходимо: наладить правильный распорядок дня; спать более 8 часов; совершать прогулки в парках, лесу, возле водоемов; не забывайте о утренней гимнастике; пойдут на пользу подростку игры с мячом, езда на велосипеде, плаванье, настольный теннис; избавиться от спазмов сосудов помогут ванны с эфирным маслом пихты, розмарина, ели; родители также должны создать дома максимально спокойную и комфортную обстановку, чтобы ребенок мог иметь возможность расслабиться после утомительного дня.

Правильное питание: минимизировать употребление жирного мяса, сладостей, сдобной выпечки, сладких газированных напитков. Лучше всего для сосудов подойдут продукты с максимальным содержанием магния и калия: соя, гречка, овсянка, бобовые, абрикосы, шиповник, орехи, сухофрукты, петрушка, баклажаны, лук. Диета при склонности к гипертоническому ВСД должна быть с минимальным потреблением соли, острого, чая и кофе, а при пониженном давлении употребление тонизирующих напитков просто необходимо. Уменьшить вязкость крови поможет натуральный яблочный уксус утром и вечером из расчета 1 чайная ложка на неполный стакан воды. При отсутствии противопоказаний следует выпивать не меньше 1,5 литра воды в сутки, включить в рацион свежие соки из яблок, апельсинов, клюквы, вонограда.

Вегето-сосудистая дистония у подростков имеет вполне благоприятный прогноз, в большинстве случаев проблема разрешится сама с возрастом, Единственная опасность – это повышенное давление, которое может в дальнейшем формировать и другие патологии. Чтобы этого не случилось, с подросткового возраста следует обращать внимание на едва проявляющиеся симптомы ВСД и начинать заниматься спортом, соблюдать диету в качестве профилактики, вести правильный, здоровый образ жизни.

Автор
Осокина, Г. Г., Мурашко, Е. В.
Номера и рубрики
ВА-N18 от 01/06/2000, стр. 49-50 /.. Материалы конференций

Версия для печати

Синдром вегето-сосудистой дистонии известен достаточно давно и всегда привлекал внимание терапевтов и педиатров. Однако, только благодаря работам коллектива, возглавляемого Н.А.Белоконь данная проблема стала более четко очерченной и понятной, хотя по-прежнему остается много вопросов, требующих своего дальнейшего развития и разрешения.

Синдром вегето-сосудистой дистонии можно определить как состояние, обусловленное дисбалансом вегетативного обеспечения деятельности внутренних органов и систем. Наверное, не совсем правильно считать ВСД заболеванием. Скорее, это — пограничное состояние, которое при определенных условиях, под влиянием внешних и внутренних факторов может трансформироваться в болезненное состояние, причем, чаще всего — это заболевания так называемого психосоматического ряда: артериальная гипертензия (гипертоническая болезнь), ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и другие состояния.

Необходимость изучения и постоянство интереса к вегето-сосудистой дистонии объясняется тем, что при нарастающем ритме жизни, не только взрослые, но и дети и подростки осознают значительную роль хорошего образования на рынке труда, что требует напряжения внутренних ресурсов и сил в процессе учебы и предпрофессиональной подготовки.

Безусловно, диагноз вегето-сосудистой дистонии является диагнозом-исключением. Это понятно. Ведь нарушение вегетативного обеспечения приводит к многообразию жалоб со стороны практически всех органов и систем и, строго говоря, только небольшая часть клинических состояний при вегето-сосудистой дистонии имеют отношение к кардиологии. Таким образом, проанализировав имеющиеся жалобы, проведя дополнительные инструментальные, реже лабораторные, обследования и исключив, таким путем, органическую патологию, мы можем говорить о синдроме вегето-сосудистой дистонии.

Синдром вегето-сосудистой дистонии часто наследственно предопределен. Во-первых, это связано просто с наследованием особенностей вегетативной нервной системы, во-вторых, возникающая ситуация приводит к соответствующему отношению семьи к жалобам ребенка. Достаточно часто это определяет ситуацию гиперопеки и приводит к еще большему нарастанию жалоб. Одним из факторов, усугубляющих жалобы при нарушении вегетативного обеспечения, является гипоксия перинатального периода. По-видимому, возникающие микрокровоизлияния при гипоксии, могут достаточно долго проявлять себя микросимптоматикой, расцениваемой часто как проявления ВСД. Дифференциальный диагноз представляет здесь определенные трудности, и только время и некоторая ненавязчивая коррекционная терапия оказывают благоприятное воздействие.

Выделены определенные возрастные периоды риска формрования вегетативных нарушений. Первый возрастной пик — 7-8 лет, время, когда ребенок поступает в школу, и появляются первые серьезные стрессовые ситуации. Особенно тяжело адаптация проходит у детей недостаточно подготовленных к высоким требованиям современной школы. Второй пик обращаемости — препубертатный и пубертатный возраст, часто сопровождается быстрым ростом, изменением росто-весовых показателей, значительными гормональными изменениями. Третий пик — 16-18 лет, реже — более старший юношеский возраст.

Клиническое обследование пациента при подозрении на вегето-сосудистую дистонию включает прежде всего оценку исходного вегетативного тонуса в баллах, что проводится по опроснику. Результатом опроса является получение ориентировочной характеристики состояния вегетативной нервной системы с возможным преобладанием симпатического или парасимпатического влияния. Чаще оказывается преобладающим парасимпатическое влияние, вероятно, как защитный механизм, хотя в более поздние сроки наблюдения и в прогнозе такая ситуация может обернуться формированием органической патологии.

Наболее характерными признаками преобладающего парасимпатического влияния могут быть: вестибулопатии, плохая переносимость душных помещений и горячей воды, повышенная утомляемость, склонность к гипотонии, повышенная потливость, избыточная сальность кожи. Часто у таких лиц отмечается быстрая эмоциональная истощаемость. На наш взгляд, интересно то, что часть таких пациентов имеет не избыточное парасимпатическое влияние, а недостаточное симпатическое обеспечение. Достаточно часто у этих лиц отмечается ряд кардиологических жалоб: боли в области сердца, ощущение сердцебиения и другие. Более углубленный анализ представленных жалоб позволяет отметить, что довольно часто требуется помощь других специалистов, в частности, — помощь психоневролога.

Признаки преобладающего симпатического влияния более скромные. Это жалобы на чувство жара, частые подъемы артериального давления, ощущения сердцебиения и некоторые другие. Строго говоря, часть проявлений вегето-сосудистой дистонии, относящихся к изменениям состояния сердечно-сосудистой системы, называется нейро-циркуляторной дистонией и включает в себя несколько вариантов. Так, нейро-циркуляторная дистония может быть представлена гипер-, гипотоническим, кардиальным и смешанным типами.

Специальные методы обследования при вегето-сосудистой дистонии и нейроциркуляторной дистонии позволяют сорентироваться в направлении изменений и определить наиболее оптимальную тактику ведения таких детей. Среди представленных методов обследования, конечно, остается такой метод как электрокардиография, но на современном этапе требования к исходной ЭКГ несколько изменились. Показано проведение съемки ЭКГ в трех позициях: клино, орто- и после небольшой физической нагрузки, что позволяет выявить изменения характеристик водителя ритма, состояние процесса реполяризации миокарда и многое другое.

В настоящее время широко используются модификации метода ЭКГ: холтеровское мониторирование (при наличии жалоб на ощущение сердцебиения, при нарушениях сердечного ритма, при синкопальных и предсинкопальных состояниях). Холтеровское мониторирование проводится довольно широко во многих лечебных учреждениях, но только в Центре нарушений ритма сердца у детей Л.М. Макаровым была предложена оценка соотношения дневной и ночной частоты сердечных сокращений, названная циркадным индексом и характеризующая симпато-парасимпатические отношения. Этот показатель сам по себе чрезвычайно прост и отражает общие принципы системы мироздания, так как в норме оказался представленным известным еще с глубокой античной древности числом 1,32, — число «золотого сечения».

Другими используемыми ЭКГ модификациями при обследовании пациентов с подозрением на НЦД по кардиальному типу являются: ЭКГ высокого разрешения, позволяющая в определенной степени прогнозировать риск возникновения угрожаемых аритмий; картирование.

Широко применяется стресс-тесты, позволяющие определять не только толерантность к физической нагрузке, но и прогнозировать изменения тех или иных нарушений сердечного ритма и проводимости, а следовательно прогнозировать и качество жизни пациента.

Актуальны методы оценки центральной гемодинамики, состояния мозгового и периферического кровотока: реоэнцефалография, и как дополнение этого метода — рентгенография шейного отдела позвоночника.

Лечение состояния вегето-сосудистой дистонии или нейро-циркуляторной дистонии требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Принципы терапии должны быть согласованы с бытовой и учебной занятостью ребенка, характера сна и, особенно, с продолжительностью сна. Медикаментозная терапия стоит на втором месте после выбора режима сна и бодрствования, закаливающих мероприятий, рекомендаций в отношении режима активности ребенка.

Необходимо предостеречь от некоторых, на наш взгляд, неоправданных позиций, это — назначение психотропных препаратов и снотворных средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *