Доктор Моррис

Возбудимость и возбуждение

Лекция 14. Эмоции и личность

  • •Раздел II. Человек как субъект деятельности или общая психология личности Лекция 1. Основные стратегии определения личности в психологии.
  • •1. Проблема личности в психологии. Личность в широком и узком смыслах.
  • •2. Дифференциально-психологическая стратегия определения личности Личность как индивидуальность. Соотношение понятий индивид, личность индивидуальность.
  • •Понятие черты личности. Черта как элемент строения личности. Дифференциальная психометрика как операциональная модель личности.
  • •Структура индивидуальности
  • •Мотивационно-динамическая стратегия определения личности.
  • •Психоаналитическая теория личности
  • •Гуманистические теорие личности
  • •Личность и деятельность.
  • •3. Социально-психологическая стратегия изучения личности. Личность в системе социальных отношений.
  • •Проявления личности в группе.
  • •4. Когнитивная стратегия определения личности. Личность и познание.
  • •Лекция 2. Способности и задатки.
  • •1. Понятие о способностях
  • •2. Виды способностей
  • •3. Общие способности.
  • •Интеллект
  • •Обучаемость
  • •4. Специальные способности
  • •5. Задатки и способности.
  • •Лекция 3. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента.
  • •1. Понятие о темпераменте
  • •2. Типы темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
  • •3. Свойства нервной системы и типы темперамента
  • •Лекция 4. Темперамент и деятельность. Темперамент и личность.
  • •1. Понятие индивидуального стиля деятельности.
  • •2. Иерархичность строения индивидуального стиля деятельности
  • •3. Темперамент и личность
  • •Лекция 5 . Понятие о характере. Основные подходы к определению характера.
  • •1. Понятие о характере
  • •2. Структура характера
  • •Лекция 6. Типология характеров.
  • •1. Ранний опыт классификаций (Феофраст, Лабрюйер) характера.
  • •2. Проблема типологии характера
  • •3. Способы построения классификации характера
  • •3. Выделение типов как целостных морфопсихологических синдромов (Кречмер, Шелдон)
  • •4. Акцентуации характера
  • •5. Типы характера по з. Фрейду
  • •Лекция 7. Методы изучения характера.
  • •1. Становление методов изучения характера.
  • •Критика некоторых лжеобъективных способов оценки характера: физиогномики, графологии. Методы индивидуальной психологии, их анализ на примере профилей Россолимо.
  • •2. Два принципа исследований характера.
  • •3. Методы исследования характера.
  • •3. Биографический метод.
  • •Тема 3. Личность и мотивация Лекция 8. История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
  • •1. Основные проблемы и понятия психологии мотивации
  • •2. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации.
  • •3. Проблема базовых потребностей человека.
  • •3. Актуальное и потенциальное состояние мотивации.
  • •4. Ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации
  • •Лекция 9. Основные теории мотивации Гомеостатическая теория мотивации.
  • •Гидродинамическая модель Лоренца
  • •Теория оптимальной мотивации
  • •Когнитивные теории мотивации
  • •Гуманистические теории мотивации
  • •Проблема мотивации в психологии деятельности
  • •Лекция 10. Механизмы и процессы биологической мотивации.
  • •1. Механизмы и процессы биологической мотивации.
  • •2. Запечатление как исходный механизм мотивационного научения.
  • •3. Обусловливание как механизм опредмечивания биологических потребностей.
  • •Лекция 11. Развитие мотивационной сферы человека.
  • •1. Специфика человеческой мотивации.
  • •2. Основные этапы развития мотивационной сферы человека.
  • •3. Особенности мотивацинного обусловливания у человека.
  • •4. Мотивационное опосредствование как собственно человеческий механизм мотивации.
  • •5. Строение мотивационной сферы личности.
  • •6. Мотивация отдельных видов деятельности. Мотивация оказания помощи.
  • •Мотивация труда.
  • •7 Влияние мотивации на деятельность. Закон Йеркса—Додсона.
  • •Лекция 12. Общая характеристика эмоциональных процессов.
  • •1. Общая характеристика психологии эмоций. Основные понятия. Проблема критерия эмоционального.
  • •Биологическая целесообразность эмоций.
  • •Предметность эмоций.
  • •Свойства эмоций.
  • •2. Функции переживаний
  • •3. Разновидности эмоциональных явлений: чувственный тон, стресс, аффект, настроение, фрустрация Чувственный тон.
  • •Эмоции.
  • •Настроения.
  • •Стресс.
  • •Фрустрация
  • •4. Высшие человеческие чувства, их историческая обусловленность и классификация
  • •Нравственные чувства
  • •Интеллектуальные чувства
  • •Эстетические чувства
  • •Страсть
  • •Проблема критерия эмоционального.
  • •Лекция 13. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии Учение б. Спинозы об аффектах
  • •Эволюционная теория ч.Дарвина
  • •Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге
  • •Трехмерная теория в.Вундта
  • •Теории эмоций Кеннона-Барда
  • •Теория эмоционального реагирования и.П. Павлова
  • •Теория эмоций п.К. Анохина
  • •Когнитивные теории эмоций.
  • •Когнитивно-физиологическая теория с. Шехтера.
  • •Когнитивно-оценочная теория эмоционального реагирования л. Фестингера.
  • •Активизационная теория Линдсея-Хебба
  • •Информационная теория эмоций п.В.Симонова
  • •Теория дифференциальных эмоций Томкинса
  • •Лекция 14. Эмоции и личность
  • •Эмоциональность личности.
  • •Эмоциональная направленность личности
  • •Эмоциональная воспитанность личности
  • •Лекция 15. Волевая регуляция поведения
  • •1. Основные подходы к пониманию и исследованию воли.
  • •2. Понятие воли, волевого действия и волевой регуляции.
  • •3. Строение волевого действия.
  • •4. Критерии выделения волевых действий и волевой регуляции
  • •1. Очень часто критерий воли видится в наличии волевого действия.
  • •2. Второй тип критериев воли связан с выбором мотивов и целей, что часто описывается как борьба мотивов.
  • •3. Следующий тип критериев воли связан со способностью человека к преднамеренной регуляции:
  • •Лекция 16. Психологические механизмы волевой регуляции. Способы изменения или создания дополнительных смыслов по в.А.Иванникову.
  • •Волевое усилие как механизм волевой регуляции
  • •Виды волевых усилий.
  • •Лекция 17. Волевые свойства личности, структура волевых качеств. Понятие о волевых качествах личности.
  • •Структура волевых качеств.
  • •Общие характеристики волевых качеств.
  • •1. Целеустремленность.
  • •2. Самообладание.
  • •Лекция 15. Ситуативная мотивация
  • •1. Понятие ситуативной мотивации
  • •2. Экспериментальные исследования ситуативной мотивации. Эффект Зейгарник
  • •Уровень притязаний
  • •Мотивация достижения
  • •3. Мотивация и познавательная сфера личности. Когнитивные стили
  • •Полезависимость-поленезависимость.
  • •Рефлексивность-импульсивность.
  • •Ригидность-гибкость познавательного контроля.
  • •Тема IV. Развитие и формирование личности Лекция 16. Строение и формирование личности
  • •2. Категория бессознательного в классическом психоанализе и динамическое представление о строении личности.
  • •3. Динамика влечений и структура личности.
  • •Защитные механизмы личности.
  • •4. Представления о структуре личности в аналитической психологии. Понятие коллективного бессознательного.
  • •5. Деятельность и строение личности.
  • •Лекция 17. Социальная принадлежность личности.
  • •1. Социальное чувство и обстоятельства, препятствующие развитию ребёнка
  • •2. «Комплекс неполноценности» и возможности его компенсации.
  • •Лекция 18. Социальные условия становления и развития личности
  • •1. Социальная среда как условие развития личности
  • •2. Социализация личности
  • •3.Понятие общения в психологии
  • •4.Общение как обмен информацией
  • •5. Общение как взаимодействие
  • •6. Восприятие и понимание людьми друг друга
  • •Тема V. Личность и познание Лекция 19. Самопознание и самосознание личности
  • •1. Самосознание и его место в психической организации человека.
  • •Сознание и проблема возникновения самосознания.
  • •2. «Я» как единица личности. Представления о трехкомпонентной структуре «я» в классической психологии сознания (у. Джемс).
  • •Самооценка и уровень притязаний как элементы структуры личности.
  • •3. Структура я-концепции.
  • •4. Личностный рост.
  • •5. Основные черты самоактуализирующейся личности.

Виды нервного возбуждения

Обычно по характеру возбуждения больного и его высказываниям удается дифференцировать разные виды возбуждения.

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение возникает на почве бреда и галлюцинаций; возбужденное состояние больного обусловливается прежде всего этими расстройствами. Больные испытывают страх, тревогу, растерянность, в других случаях, они злобны, напряжены, недоступны. Часто разговаривают с галлюцинаторными «голосами», отвечают на их вопросы или к чему-то прислушиваются. При делирий переживания больных определяются зрительными галлюцинациями. При резком возбуждении больные под влиянием бреда, галлюцинаций нападают на мнимых преследователей или, наооорот, спасаясь от них, бегут, не разбирая дороги, выпрыгивают из окна, из движущегося поезда и др. Часты переходы от обороны к нападению.

Кататоническое возбуждение

Кататоническому возбуждению свойственны нецеленаправленность, хаотичность, бессмысленность, внезапные и импульсивные поступки с агрессивными действиями и переходом от возбуждения к ступору. Часто сопровождается речевой разорванностью, бессвязностью. Характерны также дурашливость, манерность, гримасничанье, нелепость поведения.

Депрессивное возбуждение

Депрессивное возбуждение (депрессивная ажитация, меланхолический раптус) возникает у больных депрессией обычно при резком усилении депрессивных переживаний в виде нарастающего чувства невыносимой тоски, безысходности, отчаяния. Больные мечутся, не находят себе места, кричат, стонут, воют, рыдают, упорно наносят себе повреждения, активно стремятся к самоубийству.

Маниакальное возбуждение

Маниакальное возбуждение выражается не только в повышенном настроении, как это бывает при маниакальном и гипоманиакальном состоянии, но и в речедвигательном возбуждении. Больные то веселы, то гневливы, злобны, раздражительны, почти не сидят на месте, поют, танцуют, во все вмешиваются, берутся за множество дел, ни одного не заканчивая. Почти непрерывно разговаривают, речь быстрая, фразы часто не заканчивают, перескакивают на другую тему. Переоценивают свои силы и возможности, нередко высказывают бредовые идеи величия. В связи с этим совершают множество нелепых, нередко опасных для жизни поступков, при возражениях бывают гневливы, агрессивны.

Эпилептическое возбуждение

Эпилептическое возбуждение возникает при сумеречном расстройстве сознания у больных эпилепсией, поэтому для его распознавания важно выяснить наличие эпилептических припадков в анамнезе. Характеризуется внезапным началом и столь же внезапным концом, сопровождается злобно-напряженным аффектом, полной дезориентировкой, невозможностью контакта. Под влиянием острейших галлюцинаторнобредовых переживаний возбуждение достигает резчайших степеней, отличается чрезвычайной опасностью для окружающих, так как больной может набрасываться на окружающих, нанося им тяжелые повреждения, разрушая все, что встречается на пути.

Психогенное (реактивное) возбуждение

Психогенное (реактивное) возбуждение возникает, как правило, сразу же после острых психических травм или ситуаций, угрожающих жизни (катастрофа, крушение, землетрясение и другие экстремальные ситуации), и выражается двигательным беспокойством разной степени с обилием выразительных движений, ярких эффективных и вегетативных нарушений. Клиническая картина очень разнообразна — от однообразного монотонного возбуждения с нечленораздельными звуками до картин хаотического бессмысленного возбуждения с паническим бегством, нанесением самоповреждений, самоубийства.

Нередко возбуждение протекает с психогенным бредом или сменяется ступором. При массовых катастрофах психогенное возбуждение по механизмам психической ндукции может охватывать более или менее большие группы людей с возникновением паники. Психопатическое возбуждение близко к психогенному, оно также возникает чаще вслед за воздействием внешних раздражающих факторов, однако вызвавшая его причина не соответствует силе ответной реакции, что связано с патологическмми (психопатическими) особенностями характера больных.

Возбуждение со злобностью

Возбуждение со злобностью, агрессивностью обычно целенаправленно адресуется к конкретным лицам, обидевшим больного, сопровождается выкриками, угрозами, циничными ругательствами. Для многих случаев характерна выраженность, яркость, большая напряженность, аффективность расстройств, демонстративность в поведении больного, его стремление привлечь к себе внимание окружающих, вызвать их сочувствие или одобрение. Демонстративность, достигающая степени театральности, с бурными эмоциональными реакциями, настойчивым стремлением добиться сочувствия, жалости окружающих, характерна для истерического варианта психопатического возбуждения.

Движения, мимика больных подчеркнуто выразительны, экспрессивны: они рыдают, кричат, заламывают руки, принимают выразительные позы. Часто на высоте возбуждения возникает истерический припадок, который представляет как бы максимальную выраженность вышеописанных нарушений. При этом в отличие от эпилептического припадка вместо судорог тонического и клонического характера отмечаются выразительные движения, не бывает столь внезапного падения с нанесением себе повреждений, редки прикусы языка и у пускание мочи, не бывает ночных припадков, нет полной амнезии.

В13. Возбудимость и возбуждение. Раздражитель и раздражение. Классификация раздражителей. История открытия биоэлектричества

Возбудимость и возбуждение. Некоторые ткани организма (нервная, мышечная) относятся к возбудимым т. е. они обладают способностью отвечать на раздражение — возбуждением.

Возбуждение — это специфическая форма реагирования возбудимой клетки или ткани на действие раздражителя. Возбуждение характеризуется как специфическими, так и неспецифическими признаками. К специфическим признакам относят сокращение мышцы, выделение железой секрета. Неспецифические признаки возбуждения – это повышение обмена веществ, усиление теплопродукции изменение электрического состояния клеточной мембраны.

Возбудимость – это способность высокоорганизованных тканей (нервной, мышечной, железистой) реагировать на раздражение изменением физиологических свойств и генерации процесса возбуждения. Наиболее высокой возбудимостью обладает нервная система, затем мышечная ткань и наконец железистые клетки.

Раздражители и раздражимость.

На живой организм постоянно действуют различные раздражители (свет, звук, различные запахи и др.). Воздействие раздражителя на организм называется раздражением. Организм воспринимает раздражение благодаря особой способности – раздражимости. Раздражимость – это способность клеток, тканей усиливать или уменьшать активность в ответ на воздействие раздражителей. Условно раздражители можно подразделить на три группы: физические, химические и физико-химические. К физическим раздражителям относятся механические, электрические, температурные, световые звуковые. К химическим относятся гормоны, лекарственные вещества и др. К физико-химическим раздражителям относятся изменения осмотического давления и рН крови.

Раздражители – это факторы среды, способные вызывать ответную реакцию живого образования.

К действию одних раздражителей орган специально приспособлен. Такие раздражители называют адекватными. Неадекватными будут такие раздражители, к воздействию которых данная клетка или ткань не приспособлена. Так для глаза адекватным раздражителем будут световые лучи, а неадекватным звуковые волны.

По силе раздражители подразделяются на подпороговые, пороговые и надпороговые. Пороговый раздражитель характеризуется минимальной силой, достаточной для того чтобы вызвать минимальный специфический эффект в раздражаемой ткани. Подпороговый раздражитель вызывает лишь местную реакцию. Его силы недостаточно для вызывания специфического эффекта. Нпротив, надпороговые раздражители обладают большой силой и вызывают самую большую реакцию.

Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Биоэлектрические явления (животное электричество) было открыто в 1791 году итальянским ученым Л. Гальвани. Современные данные происхождения биоэлектрических явлений были получены в 1952 году А. Ходжикиным, А. Хаксли и Б. Катцем в исследованиях, проведенных с гигантским нервным волокном кальмара (диаметром 1 мм).

Классификация раздражителей.

По их природе

• физические (электрический ток, свет, звук, механические воздействия и т.д.);

• химические (щелочи, кислоты, гормоны, продукты обмена веществ и др.);

• физическо- химические (изменение осмотического или парциального движение жидкостей и газов и т.д.)

• биологические (вода, пища, особь другого пола, сигналы для опасности для животного)

• социальные (слово для человека)

По происхождению:

• внешние (различные формы раздражения окружающей организм материи);

• внутренние (изменение химического состава крови, лимфы, тканевой, спинномозговой жидкости).

По силе воздействия:

• пороговые – раздражители минимальной силы (энергии), необходимой для раздражения клетки. Такая сила называется пороговой (порогом). Чем ниже порог возбуждения, тем выше возбудимость (у нерва порог возбуждения ниже, чем у мышцы и особенно железы);

• подпороговые – раздражители, сила которых меньше пороговой, называются;

• сверхпороговые – раздражители, более сильные, чем пороговые.

4. По биологическому значению для ткани, организма:

• адекватные – естественные раздражители, действующие на данную ткань в природных условиях;

• неадекватные – раздражители, действию которых ткань в естественных условиях не подвергается. К ним относятся физические, механические, электрические раздражители.

При отсутствии достаточных раздражителей в клетке наблюдается состояние физиологического покоя при условии текущего метаболизма. Реакции клетки под воздействием внешних факторов или других клеток организма, выражающиеся в снижении метаболизма, роста, возбудимости, называются торможением.

Возбуждение – реакция возбудимой клетки на действие раздражителя, проявляющаяся в совокупности физических, физико-химических и функциональных изменений. Различают общие и специфические признаки возбуждения:

• общие признаки – изменение мембранного потенциала (генерация потенциала действия);

• специфические признаки – переход от состояния физиологического покоя к свойственной деятельности: для нервной ткани – это генерация распространяющегося импульса, синтез и разрушение медиаторов; для мышечной – сокращение; для железистой – секреция.

Для возникновения возбуждения наряду с силой и временем действия раздражителя имеет значение быстрота нарастания силы раздражителя. Так, при медленном сдавливании пинцетом нерва возбуждение не наступает, а быстром ударе по нерву моментально возникает ответная реакция, т.к. возникло возбуждение. Скорость нарастания силы раздражителя называется градиентом раздражения. Высокий градиент раздражения характеризует мгновенное нарастающее по силе раздражение до своей пороговой величины. Чем ниже градиент возбуждения, тем ниже возбудимость раздражаемых тканей. Приспособление ткани к медленно нарастающей силе раздражения называют аккомодацией. Это объясняется тем, что за длительное время действия раздражителя в клетке происходят изменения, повышающие порог возбудимости. У разных видов тканей скорость аккомодации неодинакова: высокая у двигательных нервов, мала у сердечной мышцы, гладких мышц желудка, кишечника.

Биоэлектрические явления в возбудимых тканях.Биоэлектрические явления (животное электричество) было открыто в 1791 году итальянским ученым Л. Гальвани. Современные данные происхождения биоэлектрических явлений были получены в 1952 году А. Ходжикиным, А. Хаксли и Б. Катцем в исследованиях, проведенных с гигантским нервным волокном кальмара (диаметром 1 мм).

Возникновение и распространение возбуждения связано с изменением электрического заряда живой ткани, с там называемыми биоэлектрическими явлениями.

Электрические явления в животных организмах известны давно. Еще в 1776 г. они были описаны у электрического ската. Началом же экспериментального изучения электрических явлений в животных тканях следует считать опыты итальянского врача Луиджи Гальвани (1791). В опытах он использовал препараты задних лапок лягушки, соединенных с позвоночником. Подвешивая эти препараты на медном крючке к железным перилам балкона, он обратил внимание, что, когда конечности лягушки раскачивались ветром, их мышцы сокращались при каждом прикосновении к перилам. На основании этого Гальвани пришел к выводу, что подергивания лапок были вызваны «животным электричеством», зарождающимся в спинном мозге лягушки и передаваемым по металлическим проводникам (крючку и перилам балкона) к мышцам конечностей.

Против этого положения Гальвани о «животном электричестве» выступил физик Александр Вольта. В 1792 г. Вольта повторил опыты Гальвани и установил, что описанные Гальвани явления нельзя считать «животным электричеством». В опыте Гальвани источником тока служил не спинной мозг лягушки, а цепь, образованная из разнородных металлов, — меди и железа.

Вольта был прав. Первый опыт Гальвани не доказывал наличия «животного электричества», но эти исследования привлекли внимание ученых к изучению электрических явлений в живых образованиях.

В ответ на возражение Вольта Гальвани произвел второй опыт, уже без участия металлов. Конец седалищного нерва он набрасывал, стеклянным крючком на мышцу конечности лягушки; при этом также наблюдалось сокращение этой мышцы.

Возбуждение ( определение, отличия от возбудимости). Общие и специфические признаки возбуждения.

Возбуждение — это сложный активный физиологический процесс, возникающий в клетках под действием раздражителей, в результате чего, клетка переходит из состояния физиологического покоя в состояние активности.

Возбудимость — способность живых клеток (от простейших одноклеточных организмов до нервных клеток человека) воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения (раздражения) реакцией возбуждения.

Признаки процессов возбуждения

1). Общие – изменение заряда клетки, усиление обмена веществ, увеличение потребления кислорода и выделение СО2

2). Специфические – проявляются в деятельности характерной для данной ткани ( мышца →сокращение, нервная клетка → нервный импульс).

Механизм развития процесса возбуждения ( мембранные и внутриклеточные процессы). Значение для клиники.

Мембранный потенциал (потенциал покоя) – это разница зарядов между наружной и внутренней стороной мембраны. В норме 60 – 90 мВ.

Потенциал действия – это быстрое изменение потенциала покоя, возникающее при возбуждении нервной, мышечной и железистой клеток.

В основе возникновения процессов возбуждения лежит изменение ионной проницаемости мембраны клеток. А именно:

В состоянии покоя, проницаемость клетки для ионов калия больше чем, ионов натрия, потому наружная сторона клетки имеет положительный заряд, а внутренний — отрицательный (обусловлена неравномерным распределением ионов внутри и вне клетки). При действии на клетку раздражителя проницаемость клетки для ионов натрия резко возрастает, что приводит к изменению зарядов: снаружи — отрицательный, а внутри -положительный (фаза деполяризации). Затем постепенно проницаемость оболочки клетки для ионов калия снова возрастает, а поступление натрий + блокируется, в результате этого, заряд клетки возвращается к исходному: снаружи — положительный, внутри — отрицательный (фаза реполяризации).

Распространение возбуждения по безмиелиновым и миелиновым волокнам

Безмиелиновое волокно. В основе распространения возбуждения лежат местные локальные токи. Возбуждение распространяется последовательно, непрерывно от клетке к клетке: от возбужденной клетки к соседней покоющейся.

Миелиновое волокно.Миелиновая оболочка является изолятором и на участке волокна покрытого этой оболочкой возбуждение не возникает. Возбудимым участком является перехват ранвье и возбуждение распространяется скачкообразно (сальтаторно) от одного перехвата к другому. Он отличается от сплошного по скорости и энергетическим затратам.

Законы проведения возбуждения по нервным волокнам. Утомление нервного волокна (Н.Е. Введенский). Значение для клиники.

Существует три закона проведения раздражения по нервному волокну.

Закон анатомо-физиологической целостности.

Проведение импульсов по нервному волокну возможно лишь в том случае, если не нарушена его целостность. При нарушении физиологических свойств нервного волокна путем охлаждения, применения различных наркотических средств, сдавливания, а также порезами и повреждениями анатомической целостности проведение нервного импульса по нему будет невозможно.

Возбудимость

Смотреть что такое «Возбудимость» в других словарях:

  • возбудимость — эротизм, возбужденность, эмоциональность, ваготония, нервность, эретизм, чувственность, возбуждаемость, эротомания, эротичность, экспансивность, физиология Словарь русских синонимов. возбудимость см. эмоциональность … Словарь синонимов

  • ВОЗБУДИМОСТЬ — ВОЗБУДИМОСТЬ, возбудимости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Способность приходить в возбужденное состояние; то же, что возбуждаемость. Лица с исключительной возбудимостью нервной системы. 2. Способность живой ткани отвечать на раздражение временным… … Толковый словарь Ушакова

  • возбудимость — ВОЗБУДИМЫЙ, ая, ое; им. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ВОЗБУДИМОСТЬ — способность живых клеток, органов и целостных организмов (от простейших до человека) воспринимать воздействия раздражителей и отвечать на них реакцией возбуждения. Мера В. порог раздражения. В. связана со специфич. чувствительностью клеточных… … Биологический энциклопедический словарь

  • ВОЗБУДИМОСТЬ — способность живой субстанции реагировать на раздражения. Возбуждение возникает, если раздражение вызывает деятельность раздражаемого органа и тем самым деятельность нервной системы. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

  • ВОЗБУДИМОСТЬ — ВОЗБУДИМОСТЬ, элементарная способность всякой ткани реагировать на внешнее раздражение определенной степенью работы, тратой известного количества и формы энергии. В процессе эволюции, по мере усложнения организмов, эта основная функция все более… … Большая медицинская энциклопедия

  • возбудимость — свойство живых существ приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей или стимулов с сохранением его следов на некое время. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

  • возбудимость — — Тематики энергетика в целом EN excitability … Справочник технического переводчика

  • Возбудимость — нормальное свойство психики, проявляющееся как способность своевременно реагировать на изменение обстоятельств и отвечать на внешние и внутренние раздражители. Возбудимость – это и качество личности, выражающееся как способность человека быстро… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • возбудимость — ▲ восприимчивость в отношении, возбуждение возбудимость низкий порог возбуждения. парабиоз. реобаза. хронаксия … Идеографический словарь русского языка

  • возбудимость — jaudrumas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. excitability; irritability vok. Erregbarkeit, f; Reizbarkeit, f rus. возбудимость, f; раздражимость, f; раздражительность, f pranc. excitabilité, f; irritabilité, f … Fizikos terminų žodynas

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *