Доктор Моррис

Внутренний мир

СТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО МИРА

ЛИЧНОСТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ

В КОНФЛИКТЕ

ВИД ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

«ХОЧУ» («Я ХОЧУ»)

«НАДО» («Я ДОЛЖЕН»)

«МОГУ» («Я ЕСТЬ»)

МОТИВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «ХОЧУ» И «ХОЧУ»)

0^

^0

НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «ХОЧУ» И «НАДО»)

0^

^0

КОНФЛИКТ НЕРЕАЛИЗОВАННОГО

ЖЕЛАНИЯ (МЕЖДУ «ХОЧУ»

И «МОГУ»)

0<^>0

РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «НАДО» И «НАДО»)

о*

*0

АДАПТАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ (МЕЖДУ «НАДО» И «МОГУ»)

^ КОНФЛИКТ НЕАДЕКВАТНОЙ

< > САМООЦЕНКИ

(МЕЖДУ «МОГУ» И «МОГУ»)

Глава 14. Внутриличностные конфликты

Для того чтобы построить типологию внутриличностного конфликта, нужно осно­вание, которое объединяет разнообразие всех внутренних конфликтов. Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структу­ры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов).

□ Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребно­сти, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

□ Ценности, как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплоща­ющие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).

□ Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

К основным видам внутриличностного конфликта относятся следующие.

1. Мотивационный конфликт: между бессознательными стремлениями (З. Фрейд); между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни); между двумя положительными тенденциями (К. Левин); как столкновение различных моти­вов.

2. Нравственный конфликт — моральный или нормативный конфликт (В. Бак-штановский, И. Арницане, Д. Федорина). Он рассматривается как конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязан­ностями (В. Мясищев); стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (А. Спиваковская); долгом и сомне­нием в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).


3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, между возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать (А. Захаров). К данному виду относятся и внутренние конфликты связанные с сексуальными патологиями (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

4. Ролевой конфликт — переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выпол­нению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт — нарушение равновесия между субъектом и окру­жающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адап­тацией (в узком смысле).

6. Конфликт неадекватной самооценки — между притязаниями и оценкой сво­их возможностей (А. В. Петровский, М. Я. Ярошевский); между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юфере-ва); между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений; между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).

Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии

Последствия внутриличностных конфликтов

СПОСОБСТВУЕТ ПЕРЕХОДУ ЛИЧНОСТИ НА НОВЫЕ УРОВНИ

СЛУЖИТ ОСНОВОЙ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬЮ

СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

КОНСТРУКТИВНО РАЗРЕШЕННЫЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

9 4

ДЕСТРУКТИВНО ЗАВЕРШЕННЫЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

СПОСОБЕН ФОРМИРОВАТЬ КОМПЛЕКС

НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ВЕДЕТ К ПОТЕРЕ СМЫСЛА

ЖИЗНИ

НЕСЕТ РИСК ПЕРЕРАСТАНИЯ В НЕВРОТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Глава 14. Внутриличностные конфликты

Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры чело­века).

Конструктивнымявляется конфликт, который характеризуется максималь­ным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затра­тами на его разрешение, — это один из механизмов гармонизации личностного развития.

Конфликты такого рода обладают рядом характеристик:

□ усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования (В. Афонькова, Л. Божович);

□ являются основой морального развития. Опорой совершения морального поступка является «больная совесть», которая побуждает человека действо­вать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным цен­ностям;

□ позволяют осознавать себя личностью на основе разрешения внутрилично-стных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соот­ношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порожда ющих борьбу между ними;

□ закаляют характер, способствуют формированию решительности, устойчиво­сти поведения, независимости от случайных обстоятельств, становлению ста­бильной направленности личности;

□ могут способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою оче­редь помогает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивнымисчитаются внутриличностные конфликты, которые усугуб­ляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к разви­тию невротических реакций.

Такого рода конфликты обладают рядом следующих характеристик:

□ угрожают эффективности деятельности;

□ могут тормозить развитие личности;

□ способны привести к утрате уверенности человека в своих силах, формиро­ванию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смыс­ла жизни;

□ как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отноше­ний в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении;

□ имеют тенденцию перерастания внутриличностного конфликта в невротиче­ский. Присущие конфликту переживания становятся источником заболева­ния в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патоген­ное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося поло­жения.

Такой конфликт, несомненно, занимает ведущее место в жизни человека. Он оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает сильное аффективное напряжение. Это напряжение постоянно обостряет существующие противоречия, в значительной степени усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбу­димость. В результате углубляются переживания личности, происходит болезнен­ная их фиксация, а значит, снижаются продуктивность и самоконтроль.

Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии

Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Отрицание

Проекция

Регрессия

Замещение

Подавление

Изоляция

Интроекция

Интеллектуализация

Аннулирование

Сублимация

Рационализация

Реактивное образование

Компенсация

Идентификация

Фантазия

Глава 14. Внутриличностные конфликты

Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликтавосстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жиз­ненного качества.

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов:

□ глубинные мировоззренческие установоки личности, содержание ее веры, опыт преодоления себя;

□ развитость волевых качеств, способствующая успешному преодолению чело­веком внутренних конфликтов. Воля приводит в соответствие внешние тре­бования и внутренние желания;

□ тип темперамента, свойства которого влияют на динамическую сторону реше­ния внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчи­вость, интенсивность и т. п.;

□ половозрастные особенности личности.

Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов(психологической за­щиты):

□ отрицание — подмена принятия решения игнорированием конфликта;

□ проекция — приписывание источнику трудностей негативных качеств как ос­нова для его неприятия и самопринятия на этом фоне;

□ регрессия — возвращение к детским стереотипам поведения;

□ замещение — снятие напряжения, обращение агрессии на более слабый объ­ект или на самого себя;

□ подавление — сдерживание страха посредством забывания его источника, а так­же обстоятельств, ассоциативно связанных с ним;

□ изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги;

□ интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны;

□ интеллектуализация — произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;

□ аннулирование — поведение, мысли, способствующие символическому сведе­нию на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины;

□ сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства социаль­но одобряемыми альтернативами;

□ рационализация — нахождение причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами;

□ реактивное образование — выработка и подчеркивание в поведении противо­положной установки;

□ компенсация — сдерживание чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты и т. п.;

□ идентификация — моделирование поведения другого лица для повышения самоценности;

□ фантазия — уход от реальных проблем в воображение.

Раздел 4

КОНФЛИКТЫ

В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Глава 15. Семейные конфликты

Основные причины супружеских конфликтов (по В. А. Сысенко)

Психосексуальная несовместимость супругов

Неудовлетворение

потребности в значимости

своего «Я»,

неуважение чувства

достоинства со стороны

партнера

Л

Неудовлетворение

потребности

во взаимопомощи

и взаимопонимании по

вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т. д.

Пристрастие одного из супругов к чрезмерному

удовлетворению своих

потребностей (алкоголь,

финансовые расходы и т. д.)

Структура внутреннего мира

Формирующийся в процессе жизнедеятельности, в действиях и поступках, представленный на разных языках внутренний мир по своей структуре должен отражать архитектуру функциональной системы деятельности. Каждая новая деятельность и поступок содержательно обогащают эту структуру. Одновременно на основе поступившей информации идет реструктуризация внутри каждого компонента функциональной системы человека (индивид, субъект деятельности, личность). Системообразующими факторами в этих процессах, как мы уже отмечали, выступают мотивации и переживания.

Биологической основой, реализующей структуру внутреннего мира, является физиологическая функциональная система поведения, в которой выделяются и морфологически фиксируются раздельные отделы нервной системы человека и прежде всего головного мозга. Как показывают современные исследования, «в соответствии с генетической программой развития нервной системы отдаленные друг от друга структуры мозга развиваются в конкретных временных промежутках. Временная характеристика как бы объединяет эти отделы мозга, определяя взаимосвязанную последовательность или синхронность их созревания. Синхронность развития событий в мозговых структурах, находящихся на отдалении друг от друга, обеспечивает возможность их структурной и функциональной (курсив автора. — В. III.) организации в определенный период нейроонтогенеза при условии своевременного воздействия специфических средовых факторов…

В соответствии с генетической программой нейрональные сети формируют функциональные системы, ответственные за созревание и реализацию конкретных неврологических функций. Развитие функциональных систем проходит несколько последовательных стадий: избыточное задействование как нейронов и межнейроиальиых связей внутри системы, так и внешних информационных притоков к ней; постепенный отбор наиболее эффективных нейронов и межнейрональных контактов с минимизацией энергетических затрат внутри системы и высвобождением в резерв менее эффективных нервных клеток; постепенное ограничение, минимизация внешних связей функциональной системы. В результате перестройка завершается, и функциональная система становится закрытой и на этом этапе онтогенеза — относительно стабилизированной. …Средовые факторы запускают новый виток развития нервной системы и одновременно дают сигнал к редукции (отмиранию) старых навыков и автоматизмов — своеобразный эффект обнуления: новый этап развития должен начаться как бы с нуля, с отказа от прежнего этапа».

Мы привели эту длинную цитату, так как она отражает современный взгляд на развитие психоневрологических функций — движения, восприятия, интеллекта, речи, коммуникации, одновременно практически тождественный той картине развития внутреннего мира и его структуры, которая открывается в психологическом исследовании. Это дает нашим представлениям о процессе формирования внутреннего мира нейрофизиологическое основание.

3. Фрейд — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа

В структуре внутреннего мира человека можно выделить биологическую и социальную составляющие. Разделение это в определенной мере условно. Мы уже видели, как на основе биологических потребностей развивается структура социально и духовно обусловленных потребностей; но вместе с тем на полюсах биологическая мотивация и нравственность, понимаемые как требования морали, ставшие личностно значимыми, — с одной стороны природная мотивация, с другой — совесть. Важно подчеркнуть, что совесть выступает в структуре психической жизни и как мотив, и как внутренний цензор. Часто мы говорим, оценивая поступок человека: «Поступил по совести», т.е. поступил исходя не из своих корыстных интересов, а справедливо, с учетом интересов других, часто вопреки своим интересам. Совесть выступает здесь, несомненно, как мотив поведения и одновременно как цензор.

Рассматривая структуру душевной жизни,

Зигмунд Фрейд (1856—1939) выделил в ней три подструктуры:

1) «Оно» (Id) — самая глубинная подструктура, связанная с мотивацией, прежде всего с сексуальными и агрессивными влечениями.

Содержание данной подструктуры не осознается.

В своем проявлении данная подструктура руководствуется принципом удовольствия, находится в конфликтных отношениях с «Я» и «сверх-Я»;

  • 2) «Я» (Ich) — подструктура душевной жизни, отвечающая за восприятие внешнего мира и приспособление к нему. Стремится согласовать между собой стремление «Оно» (мотивации), реальные возможности и требования морали, «сверх-Я». Подчиняется принципу реальности. Содержание данной подструктуры частично осознается;
  • 3) «Сверх-Я» (Uber-Ich) — высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняет роль внутреннего цензора, совести; содержание «сверх-Я» определяется моральными нормами. Относящиеся к «сверх-Я» представления могут быть как осознанно-предсознательными, так и бессознательными. Как мы уже отмечали ранее, в своем учении Фрейд выделял в структуре психики сознательное и бессознательное и такое деление считал основной предпосылкой психоанализа. Часть из того, что субъект отражает на уровне сознания в данный момент, может стать бессознательным, а при определенных обстоятельствах вновь стать сознательным. Бессознательное в данном случае является латентным, оно в любой момент может стать сознательным. Латентное бессознательное Фрейд назвал предсознательным. Но в ряде случаев содержание бессознательного не становится сознательным, потому что этому противодействует определенная сила (действие «сверх-Я»). Состояние, в котором в этом случае находится бессознательное до его осознания, Фрейд назвал вытеснением, а термин «бессознательное» относил только к вытесненному динамическому бессознательному.

Таким образом, писал Фрейд, мы можем обходиться тремя терминами: «сознательное», «подсознательное» и «бессознательное», «если только не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же — только одно. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо».

Важно отметить, что в теоретических воззрениях 3. Фрейда выделяются топографическая и структурная модели психики. В топографической модели он различает пространство бессознательного, сознательного и вытесненного бессознательного. Для описания этой модели Фрейд выбрал пространственную метафору. «Он приравнял систему бессознательного к большому тамбуру, в котором роятся душевные побуждения. К этому тамбуру примыкает вторая, более узкая часть, разновидность салона, в котором пребывает сознание. На пороге между двумя этими пространствами Фрейд видел сторожа, в обязанности которого входит рассмотрение отдельных побуждений души. Он отбирает и не допускает в салон те из них, которые вызвали неудовольствие».

Вторая модель дает нам структуру психики, включающую уже упоминавшиеся «Оно», «Я» и «сверх-Я». При этом важно подчеркнуть, что структурные компоненты подвижны в отношении элементов пространственной модели, границы между «Я» и «Оно» менее жестки, чем та, которая разделяет бессознательное и подсознателыюе/сознателыюе. Огдельные компоненты «Я», и даже «сверх-Я», могут быть как осознанными/ подсознательными, так и бессознательными.

К. Г. Юнг — швейцарский психолог, психиатр и философ, основатель аналитической психологии

Интересны представления о структуре души Карла Густава Юнга (1875—1961). Он различает «три ступени души: 1) сознание;

2) личное бессознательное, состоящее прежде всего из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу того, что они потеряли свою интенсивность и поэтому оказались забытыми, либо же потому, что от них отстранилось сознание (так называемое вытесненное); кроме того, сюда можно включить те содержания, отчасти перцепции, которые из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания и все же каким-то образом проникли в психику; 3) коллективное бессознательное, являющееся вотчиной возможных представлений, но не индивидуальных, а общечеловеческих, и даже общеживотных, и представляющее собой фундамент индивидуальной психики».

3. Фрейд (сидит слева) и К. Г. Юнг (сидит справа) с коллегами, 1909 г.

Работая в сфере психотерапевтической практики, Фрейд и его последователи сосредоточили свои усилия на вытесненном бессознательном, и в этом отношении в области психоанализа накоплен огромный материал, представляющий большой интерес. Однако в реальной жизни психика нормального (небольного) индивида функционирует в пространстве сознательного-бессоз- нательного (предсознательного) без доминирования вытеснения. При этом роль бессознательного в реальной внутренней жизни не снижается, значение бессознательного огромно, оно выступает подструктурой реальной психической жизни, и не только в сфере мотивации. Ярким примером этого может служить процесс освоения действия, всесторонне и глубоко проанализированный Н. А. Бернштейном.

Николай Александрович Бернштейн (1896—1966) показал, что «ни одно движение (может быть за редчайшим исключение) не обслуживается по всем его координационным деталям одним только ведущим уровнем построения… В начале формирования нового индивидуального двигательного навыка действительно почти все коррекции суррогатно ведутся ведущим уровнем — инициатором, но вскоре положение изменяется. Каждая из технических сторон и деталей выполняемого сложного движения рано или поздно находит для себя среди нижележащих уровней такой, афферентации которого наиболее адекватны этой детали по качествам обеспечиваемых ими сенсорных коррекций. Таким образом, постепенно, в результате ряда последовательных переключений и скачков образуется многоуровневая постройка, возглавляется ведущим уровнем, адекватным смысловой структуре двигательного акта и реализующим только самые основные, решающие в смысловом отношении коррекции».

Н. А. Бернштейн — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности

Одной из характеристик душевной жизни в отличии от предметного мира является ее непространственность. Душевная жизнь характеризуется слитностью, внутренним единством, она не разложена на составные элементы.

Другой, тесно связанной с неизмеримостью, чертой душевной жизни является ее неограниченность, она не знает границ и объемов, она уходит вглубь до бесконечности. «Пределов души не найдешь, исходив все ее пути, — так глубока ее основа», — говорил еще Гераклит. Содержание душевной жизни невозможно определить каким бы то ни было комплексом качественных черт. Всякий психологический анализ имеет здесь смысл как анализ преобладающих сторон, направлений. Душевная жизнь в себе и для себя — есть потенциальная бесконечность.

Наконец, третьей чертой душевной жизни является ее невременность. Во внутреннем мире мы возвышаемся над временем и живем в вечности. Индивидуальная память человека также делает душевную жизнь невременной. В любой момент времени человек может пережить любой момент своей жизни.

Перечисленные качества душевной жизни обеспечили наиболее эффективно процессы выживания.

  • ЛурияА. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973 ; Прибрам К. Языки мозга.М.: Прогресс, 1975 ; Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей. М.: Тривола, 2000.
  • Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей. С. 6—7.
  • Там же. С. 5—6.
  • В структуре душевной жизни, по 3. Фрейду, совесть относится к структуре «сверх-Я(Uber-Ich) и выступает преимущественно в роли цензуры.
  • Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001.
  • Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 427.
  • Базисное руководство по психотерапии. СПб.: Речь, 2001. С. 44.
  • Юнг К. Проблемы души нашего времени. М. : Универе, 1993. С. 125.
  • Бернштейн II. Л. Биомеханика и физиология движений. М.; Воронеж, 1997.
  • Бернштейн Н. Л. Биомеханика и физиология движений. С. 54.
  • Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 361.
  • Франк С. Л. Реальность и человек. С. 86.

Внутренний мир личности

Внутренний мир личности

Личность имеет сложную структуру и множество измерений. Te события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют пространство внешнего мира.

Ученику Аристотеля Теофрасту принадлежит одна их первых попыток систематизировать учение о характере. В его сочинении описываются чисто внешние проявления человеческой деятельности — люди делятся на скупых, изменников, болтунов и т.д. Платон создал первую типологию характера, основанную на этических принципах, известна также типология Гиппократа.

В первые с научной целью попытался классифицировать характеры создатель френологии Ф. Галль, который полагал, что характер слагается из 27 элементарных психических способностей.

В 1900 г. выходит в свет «Психология индивидуальных различий» В. Штерна, где отрицается возможность составления классификации характеров. Автор этого труда полагал, что вся психология индивидуальных различий сводится только к анализу отдельных сторон личности. Тем не менее, в России была создана первая типология детских характеров. Речь идет о работе П. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение». Об этой работе А.Ф. Лазурский писал, что «П. Лесгафт называют школьными типами… можно рассматривать как классификацию детских характеров».

Понятно, что если существуют характеристики, объединяющие людей, т.е. и особенности, по которым они отличаются друг от друга. Это те особенности, которые вырабатываются и закрепляются в поведении субъекта в процессе его жизнедеятельности. Типология индивидуальных характеров отражает психологическую ситуацию, когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Процесс становления индивидуального характера — это процесс столкновения индивидуальных переживаний человека, переживаний, обусловленных культурой с индивидными свойствами человека, его конституциональными, нейродинамическими и психодинамическими особенностями. Э. Фромм писал, что для двух людей среда никогда не бывает одной и той же, ибо особенности конституции заставляют их более или менее различно воспринимать одну и ту же среду.

Одним из первых, кто попытался развести эти понятия, был Э. Фромм он же предложил и одну из классификаций функций характера:

  • ? достижение определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями;
  • ? отбор идей и ценностей;
  • ? основа для приспособления человека к обществу.

Сегодня существует довольно много определений способностей. В данной контексте наиболее правомерным будет следующее: способность — это свойство пли совокупность свойств личности, влияющих на эффективность деятельности.

Биологической основной способностей, как известно, являются задатки, под которыми чаще всего понимают анатомо-физиологические особенности мозга. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей из ничего. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках .

Долгое время одаренность считалась синонимом способности. Однако нам кажется убедительным высказывание С.JI. Рубинштейна о том, что одаренность определяется комплексом свойств личности. Существует следующая дефиниция: одаренность — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуально одаренных людей:

  • ? с показателем общего интеллекта более 140-145 единиц;
  • ? с высоким уровнем академической успешности;
  • ? с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей — показатель быстро ты порождения идей и их оригинальности;
  • ? с высокой степенью успешности в выполнения тех или иных видов деятельности;
  • ? с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
  • ? с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню или масштабу. Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность».

Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности требует большого и напряженного труда. Под талантам понимают высокий уровень развития специапъных способностей. Так же как с способности, талант проявляется и развивается в различных видах деятельности. Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной направляться потребностью в творчестве.

Гениальность рассматривается со времен. И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связаны с незаурядностью в различных областях деятельности. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность всегда имеет свой «профиль», какая-то сторона доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью. Они не передаются по наследству. Исследования показывают, что наиболее талантливы люди, которые не удовлетворены своими результатами, способны к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление.

Рассматривая уровневые характеристики способностей, следует отметить и противоположную черту — патологическое снижение уровня способностей, а именно олигофрению. Выделяет три степени олигофрении:

  • 1) дебильность — легкая степень;
  • 2) имбециальность — средняя;
  • 3) идиотия — глубокая степень слабоумия.

Особое значение проблема, определенная способностей имеет в связи с профориентацией и выбором профессии. Прогноз о пригодности к той или иной деятельности должен строиться, исходя из положения о развитии способностей в деятельности.

Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная перспектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

Ниже приводятся определения этих понятий.

Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.

Жизненная цепь — представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.

Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни — уникальная конфигурация личностях черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанию и неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор .

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существует, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей и формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению

С.Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др. Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказ, истории, мифа, легенды, картины, сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

  • 1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
  • 2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
  • 3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;
  • 4) сюжет — модель событий;
  • 5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
  • 6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Один из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели .

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».

Внутренний мир — это не просто образ внешнего. Такой образ есть и у животных, даже у низших животных, как отмечает Д.А. Леонтьев. Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя и не полностью) независимы от внешнего. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присуще только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых явлений или событий, отношение к ним, личностные ценности, которые наряду с потребностями являются источниками этих смыслов. Кроме того, к внутреннему миру личности мы относим всю мотивационную сферу личности, являющуюся главным регулирующим фактором человеческого поведения.

Внутренний мир характеризует всю совокупность психологических образований; в узком смысле он представляет собой сознание в самом широком смысле слова. Субъективность — категория, которая выражает суть внутреннего человека, его родовую специфику.

Понятие внутреннего мира личности можно отнести к одному из спорных. Например, Л.И. Анцыферова считает, что психология не должна его рассматривать, так как в значительной мере психология как наука ориентируется на методологию естественных наук, которая, в целом, приводит в результате к игнорированию личности. Однако она же предлагает определение внутреннего мира личности: «Эго сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает или которые намеренно ищет, тех событий, участницей которых она становится, тех влияний, объектом которых она оказывается».

Я надеюсь, что эта эпоха не будет полностью передана забвению, поскольку преподанные ею уроки слишком ценны, чтобы оказаться забытыми. Никто, за исключением, возможно, нескольких мыслителей-философов, не хотел бы вернуться к априорным системам психологического рассуждения, почти или совсем не опирающегося на эмпирическое наблюдение .

В то же время обращает на себя внимание одна отчетливая тенденция. В последние десятилетия несложно заметить возрождение интереса к понятию «Я». Можно вспомнить экзистенциальное направление, которое, принимая во внимание фрагментарность жизни и потерю ценностных ориентиров, тем не менее, посредством таких понятий, как «трансценденция», «ответственность», «воля к смыслу» старается противостоять автоматизации мысли и дезинтеграции целей. Можно отметить возрождение интереса к целям терапии, а также к предназначению нации. Возрождение феноменологии как психологического метода, безусловно, означает определенный прогресс. С этим общим направлением связана и трансформация психоанализа в так называемую эго-психологию. Можно обратить внимание на появление новых журналов, посвященных проблемам индивидуальной психологии, экзистенциальной психологии, гуманистической психологии. Тенденция столь сильна и отчетлива, что получила название «третьей силы» современной психологии.

Таким образом, мы переходим к новой эпохе. Удастся ли нам критически усвоить уроки прошлых десятилетий и тем самым избежать тривиальности, сопровождающей крайний редукционизм? Сумеем ли мы создать обобщающие теории нового уровня, отдающие должное целостности человеческого сознания и в то же время не отказывающиеся от недавно разработанных конструктивных методов? Мой ответ — осторожное «да». Чтобы достичь этого, необходимо в первую очередь определить те характеристики человеческой природы, которые ускользали от рассмотрения в эпоху массового редукционизма. Вторым необходимым условием является, без сомнения, память о тех методологических уроках, которые недавно были нам преподаны.

личность способность характер

Список использованных источников

  • 1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2001.
  • 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
  • 3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов по специальности «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 1990.
  • 4. Бодалев А.А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1900.
  • 5. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.
  • 6. Слотина Т.В. Психология личности. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008, 304 с.
  • 7. Оллпорт В. Личность в психологии. КСП, М.: «Ювента»; СПб.: 1988, 345 с.
  • 8. Психология. Учебник для экономических ВУЗов. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина — СПб.: Питер, 2002, 672 с.
  • 9. Психология личности. Т.П. Хрестоматия — Самара: Издательский Дом. «Вахрах». — М» 2008. 512 с.

«У него богатый внутренний мир», «Для меня важен только внутренний мир», «Я не хочу никого пускать в свой внутренний мир» и другие похожие фразы слышим мы чуть ли не каждый день. Думаю, и вы, многоуважаемый читатель, произносили или слышали что-то похожее. Но что это за мир такой? Зависит ли он от самого человека или это некая неизменная, не поддающаяся корректировке? Предлагаю вам вместе разобраться в нюансах столь сложного, но, казалось бы, простого понятия.

Внутренний мир – очень интересный феномен. Все ощущают и понимают, когда что-то ему не соответствует, но мало кто может четко сказать, из чего состоит его внутренний мир. Итак, кто-то романтично называет это душой, кто-то апеллирует научными понятиями типа «самосознания», кто-то скажет, что это индивидуальность человека.

Я же считаю, что внутренний мир – это своеобразное ядро человека, определяющее его как личность и обуславливающее успех (неуспех) социализации (внедрение в общество). Но как всегда обо всем по порядку.

Общая информация о внутреннем мире

Хочу познакомить вас с несколькими фактами, описывающими суть внутреннего мира человека. А после разобрать его по отдельным компонентам. Итак, общая информация.

  1. Внутренний мир поддается влияниям извне. Изменить его может любая случайность. Например, человек, выросший в злобе и жестокости, был уверен, что весь мир такой. Но после помощи от случайного прохожего (допустим, нашему гражданину из примера стало плохо, а незнакомец вызвал скорую и тем самым спас жизнь) моментально меняет свои взгляды. И сам начинает помогать людям, хотя раньше такого не делал.
  2. Нет четких причинно-следственных связей. Любое влияние извне может дать непредсказуемый результат.
  3. Внутренний мир – система, склонная к самостоятельной регуляции и стремлению к стабильности, стереотипности. В рамках пояснения этого факта идеально подходит фраза «Поспи. Утро вечера мудренее. Все само «устаканится». За ночь подсознание действительно может самостоятельно ответить на возникшую проблемную ситуацию, «порыться» в архивах и выдать ответ.
  4. Внутренний мир развивается в единстве времени (от прошлого к будущему через настоящее). Его изменения не обратимы. Например, если человек пережил предательство, то он уже не сможет вычеркнуть этот опыт. Но он обязан научиться с ним жить.
  5. Говоря о внутреннем мире, мы подразумеваем субъективные, часто абстрактные элементы. Например, четкие знания и навыки, которые можно кому-то передать, не являются внутренним миром человека. Это внешний, довольно материальный мир, проникший в человека и оставшийся неизменным. Но в то же время если речь идет о творческой профессии, то человек может выражать свой внутренний мир на картинах или в песнях, но опять же при всем желании он не передаст свой «запал». Именно поэтому кто-то становится легендарным певцом, музыкантом, художником, а кто-то остается незамеченным или быстро «угасает».
  6. Внутренний мир человека состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Нельзя однозначно сказать, какой из них первичен, а какой вторичен. Однако если их дифференцировать на биологические и социальные, то, возможно, первые (например, способности, темперамент) запускают становление внутреннего мира. Хотя по мере накопления социальных элементов (опыт, убеждения) биологические факты могут оказаться менее влиятельными.
  7. Существует теория, согласно которой у каждого человека есть потаенные глубины внутреннего мира. Для их активации нужно либо столкновение внешнего и внутреннего мира, либо сознательный интеллектуальный и духовный поиск. То есть исходя из этой теории, ответ на вопрос «Можно ли развить, обогатить, углубить внутренний мир?» будет положительным.

Составные элементы внутреннего мира

По определению отечественного психолога Владимира Дмитриевича Шадрикова, внутренний мир человека – это «потребностно-эмоционально-информационная субстанция, формирующаяся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающая все многообразие его бытия».

Таким образом, внутренний мир человека включает в себя как врожденные характеристики, например, темперамент, так и приобретенные, например, накопленный опыт. На каждый компонент, конечно, можно написать по отдельной статье. Но раз мы говорим о их совокупности, то в данном материале я хочу кратко рассказать о каждом элементе внутреннего мира и том, как они между собой связаны.

Темперамент

Под темпераментом подразумеваются врожденные свойства психики, проще говоря, это тип психики. Это скорость психических реакций, реакции торможения и возбуждения. В отличие от характера, темперамент дан человеку с рождения.

От типа нервной системы зависит:

  • активность («энергичность-медлительность», «стремительность-инертность», «быстрота-инфантильность», преобразование внешней энергии во внутреннюю, специфика самовыражения);
  • моторные особенности (скорость, темп, сила, резкость);
  • эмоциональность (специфика реагирования на ситуации).

Существует несколько теорий темперамента. Согласно одной, бывает 4 типа людей:

  1. Сангвиник. В человеке преобладает кровь. Реакции торможения и возбуждения сильны, но при этом уравновешивают друг друга. Человек активен. На практике они часто берутся за новые дела, помогают людям, не остаются равнодушными, четко планируют цели и добиваются их, любят жизнь, регулярно расширяют кругозор. Однако в эмоциях и чувствах часто поверхностны.
  2. Флегматик. Преобладает слизь (конечно, все это в переносном смысле). Реакции возбуждения и торможения сильны, но малоподвижны. Такой человек отличается скупостью реакций и эмоций, выдержкой, умением подстраиваться. Про него можно услышать выражение «никого не пускает в свой внутренний мир», «скользкий тип».
  3. Холерик. Преобладает желтая желчь. У такой личности реакции не уравновешены и сильны, возбуждение преобладает над торможением. Это порывистые и нервозные люди. Однако в своих интересах стабильны. Нередко в быту можно услышать про них фразу «у него сложный внутренний мир».
  4. Меланхолик. Преобладает черная желчь. Реакции торможения и возбуждения слабы. Человек отличается эмоциональностью и ранимостью. Часто пребывает в состоянии внутренней борьбы, рефлексии, задумчивости. Беден на контакты и внешнее проявление эмоций, хотя на деле они очень глубокие. Фраза «хрупкий внутренний мир» — про него.

Однако не бывает чистого типа, как правило, речь идет о комбинации нескольких, один из которых преобладает. Всего возможны 24 комбинации.

Темперамент во многом определяет интересы человека. От них в свою очередь тоже зависит внутренний мир, то есть его содержание. Интересы во многом бывают связаны с особенностями телосложения и психики, способностями. Так, например, согласно другой классификации можно выделить еще три вида темперамента, связанные с телосложением:

  1. Астеник (шизотимик). Это худощавый, жилистый, высокий человек. Он упрям и настойчив, нелюдим, отличается перепадами настроения. Нередко такие люди проводят время дома, читают книги, работают за компьютером.
  2. Атлет (иксотимик). Не отличается гибкостью ума, впечатлителен и сдержан. За это нередко получает звание поверхностного типа.
  3. Пикнический тип (циклотимик). Внешне похож на шарик. Отличается высокими коммуникативными способностями, реалистичностью взглядов, большим спектром эмоций.

Экстраверсия – интроверсия

Еще одно врожденное качество, определяющее внутренний мир.

  • У экстравертов энергия, как правило, направлена на окружение. От этого их внутренний мир более примитивен, но зато внешний богат.
  • У интровертов все наоборот. Все силы направлены на работу над собой, создание своего внутреннего «уголка» и сохранение его в неприкосновенности.

Способности

Это врожденные особенности личности, обуславливающие больший успех индивида в какой-либо деятельности. Без постоянного развития способности «отмирают». Таким образом, важно найти свое занятие и постоянно повышать мастерство. В противном случае человек может потерять свою уникальность.

Со способностями тесно связаны задатки. Задатки – врожденные особенности психики (быстрая возбудимость, быстрые временные связи и так далее). По этому принципу можно выделить художественный, мыслительный и средний тип:

  • У первого преобладают ощущения, эмоции, чувства, то есть бессловесные формы восприятия; целостное представление о мире.
  • У второго – словесные формы; дифференцированное восприятие.
  • Третий тип сбалансирован.

Способностями обладает каждый человек. В своем развитии они проходят три этапа: одаренность, талант, гениальность. Таким образом, из каждого человека можно воспитать гения.

Характер

Это каркас личности, формируемый в процессе взаимодействия с внешним миром. Единица характера – черта. Над системой черт можно работать. Говоря проще, характер – это способы стереотипного реагирования человека на схожие ситуации. Характер базируется на привычках и врожденных особенностях.

Таким образом, это субъективное представление социального опыта человека. Это то, как человек относится к жизни (другим, себе, труду, вещам, культуре).

Мотивы и потребности

Мотивационно-потребностная сфера – двигатель человека. Она обуславливает его активность. Личностные потребности могут быть:

  • материальными (еда, машина, дом);
  • духовными (эстетические, этические, познание, признание).

Если естественные (биологические) потребности у всех людей одинаковы, то социальные (культурные) зависят от других компонентов внутреннего мира и от внешнего пространства, окружающего индивида.

  • Естественные потребности связаны с инстинктами.
  • Культурные – с волей, опытом, врожденными особенностями.

С помощью мотивов мы наделяем смыслом какую-либо деятельность или стимулируем себя. Совокупность устойчивых мотивов, не зависящих от внешних обстоятельств создает направленность личности. Это также имеет непосредственное отношение к внутреннему миру. Например, на этом фоне людей можно дифференцировать на корыстных и бескорыстных, добрых и злых, говоря более простым языком.

  • К осознанным мотивам относятся желания, интересы, стремления, склонности, идеалы, убеждения.
  • Неосознаваемые мотивы – установки. Они приходят из внешнего мира (общество, семья), как правило, формируются еще в детстве. Установки основаны на предшествующем личном опыте индивида.

Ценности, убеждения, мировоззрение

Это устойчивые представления человека о мире, себе и всех внутренних и внешних связях. Это ориентиры в жизни, определяющие путь личности. В структуру мировоззрения входят:

  • знания;
  • эмоции;
  • нормы и ценности;
  • поступки.

Все элементы кроме первого имеют непосредственное отношение к внутреннему миру человека. Как правило, ценности и убеждения приходят извне. Однако базируются они на врожденных характеристиках.

Мировоззрение и есть внутренний мир человека. Это его личная жизненная позиция. Мировоззрение определяет мотивы, которые в свою очередь, как мы помним, диктуют потребности и поведение. Однако поведение в свою очередь обусловлено еще и характером, темпераментом.

Мировоззрение подразумевает принятие или непринятие общественных норм, сложившегося уклада жизни, обстановки. Почему одни люди из семей алкоголиков выходят достойными гражданами, а другие становятся такими же алкоголиками? Все дело в мировоззрении. Два человека из нашего примера пропустили одинаковую ситуацию, но через разные призмы восприятия. Речь идет о врожденных психических отличиях, меняющемся окружении, силе воли, которые несмотря на одинаковые первичные неблагополучные условия дали разный результат.

Воля

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе.

Воля противостоит инстинктам. Во многом воля определяет развитие личности:

  • Например, когда человек борется с травмами, фобиями и воспоминаниями от пережитых страданий для достижения внутреннего баланса.
  • Или когда вопреки жуткому чувству голода он остается человеком (не убивает, не крадет, а старается найти работу и честно получить кусок хлеба).
  • Или движимый желанием мести выбирает более нравственный поступок (помилование).

Все это входит в понятие «внутренний мир».

Стоит отметить, что именно возможность рационально мыслить, а не просто следовать инстинктам отличает нас от животных. Также воля позволяет нам концентрировать внимание, углубляться в вещи, сосредотачиваться на чем-то. Так, например, решение расширять кругозор и каждый день читать энциклопедию – волевое решение. Воля определяет организованность, целостность и направленность внутреннего мира и жизни человека.

Эмоции и чувства

Как я уже упоминала, эмоциональность тесно связана с темпераментом. Однако не все эмоции даны от рождения. Некоторые также формируются в процессе воспитания и самовоспитания, развития личности. К высшим эмоциям, которые и играют важную роль в нашей теме, относятся так называемые социальные чувства:

  • нравственные,
  • интеллектуальные,
  • практические,
  • эстетические.

Они зависят от окружения человека и развития всего общества. Однако так происходит не всегда. Приходилось ли вам слышать фразу (а может и чувствовать) «я будто не из этого поколения». В последнее время, например, значительно возросли агрессивность и равнодушие подростков. Однако всегда встречается индивид, про которого можно сказать «у него старая душа, он не такой». Чувства и эмоции, пожалуй, основа внутреннего мира. Через чувства происходит познание макромира, принятие или непринятие какого-либо феномена.

Если человек сам себя считает «пустым», бессердечным, «продавшим душу», то речь идет о чувстве утраты чувств. Да, простите за тавтологию, такое встречается. «Во мне что-то перегорело», «Я мертв внутри», «Она разрушила мой внутренний мир» – можно услышать, общаясь с таким человеком.

Опыт, или скопление образов

Почему глядя на одну и ту же картину, слушая одну и ту же песню или смотря один и тот же фильм, разные люди могут по-разному его воспринять? Или кто-то вовсе не поймет, а другой увидит глубокий смысл?

Все дело в накопленном нашей психикой опыте, а точнее образах. Вы даже сами не всегда можете осознавать, откуда они появляются. А они хранятся в подсознании. Иногда достаточно всего лишь одного запаха, чтобы ситуация воспринималась по-другому.

Я-концепция

Это самовосприятие человека, то есть представление о себе и «своем». Представление о себе тесно связано с убеждениями и ценностями. Причем отмечается взаимное влияние. В рамках Я-концепции можно выделить образ тела, образ себя, Я-идеальное и Я-социальное (как человека видят другие). Каждый элемент связан с другими.

От Я-концепции зависит:

  • внутренняя согласованность или рассогласованность личности;
  • самооценка;
  • самопринятие;
  • самоконтроль;
  • самоодобрение.

Я-идеальное стимулирует нас к личностному росту. Впрочем, как и Я-социальное (если критика конструктивна). Через Я-концепцию мы фильтруем поступающую информацию, приобретенный опыт. От этого одну и ту же ситуацию люди могут видеть по-разному или наоборот себя в одинаковых ситуациях видеть по-разному.

Чем выше уровень самопринятия человека, тем больше он открыт и лучше принимает других людей. Нередко самовосприятие не соответствует реальной ситуации, человек имеет искаженное представление о себе и окружающем его мире. Над этим можно и нужно работать, личностно расти.

Итоги

Таким образом, человек – это сосуд, изначально имеющий определенные «заводские характеристики» (темперамент). Тогда внутренний мир – содержимое, которым человек себя наполняет и которое трансформируется под влиянием «заводских настроек».

Каждый из описанных в статье компонентов – пазл одной мозаики, именуемой «внутренний мир». Это отражение окружающего его мира через призму собственных чувств и эмоций, потребностей, врожденных особенностей психики, приобретенных образов, убеждений, желаний и других элементов. Это субъективное (личное) представление человеком мира.

Людей с глубоким внутренним миром часто называют «сложными». Они отличаются нестандартным взглядом на обычные ситуации, рассудительны, видят мир сразу в нескольких проекциях и вариантах развития событий, уникальны, имеют хорошую интуицию. Конечно, с такими людьми хочется общаться, с ними интересно. Но вот вопрос: хотят ли того они? И хотите ли вы в итоге быть тем, кто проживает сразу несколько жизней, буквально видит людей и мир насквозь или наоборот «ничего не понимает».

Нередко такие люди оказываются отвергнуты и неприняты обществом из-за их нестандартного самовыражения. Кроме этого, они регулярно сталкиваются с собственными внутренними противоречиями. Они остро воспринимают социальную боль и несправедливость. Перефразируя известное выражение, их жизнь можно назвать «горем от глубокого и богатого внутреннего мира».

В заключение хочу порекомендовать вам книгу В. Д. Шадрикова «Мир внутренней жизни человека». Если хотите максимально глубоко погрузиться в тему внутреннего мира, то она – идеальный вариант. В книге описана суть внутреннего мира, его структура, функции, особенности развития, более подробно разобраны компоненты и индивидуальные варианты их проявлений, даже представлен сравнительный анализ внутреннего мира в норме и при патологиях (душевных расстройствах).

Надеюсь, время, отведенное вами на прочтение этого материала, можно считать потраченным с пользой и интересом. Буду рада, если от этого произошли положительные изменения вашего внутреннего мира!

Длительное знакомство с людьми нередко меняет наше о них представление. Поверхностное восприятие сменяется более глубоким, основанным на оценке личностных качеств и поступков, а не только внешности или поведения в обществе. Иногда возникает ощущение, будто собеседник несколько отличается: он иначе воспринимает окружающий мир и по-другому ведет себя в, казалось бы, обычных ситуациях. Такая восприимчивость и непоколебимые моральные ценности могут показаться странными, но это – лишь показатель глубины человека, его способности более осмысленно подходить к решению вопросов.

Из-за такой фундаментальной оценки происходящего с ним сложнее общаться и, тем более, строить серьезные отношения. Глубокие, если можно их так назвать, люди есть в окружении каждого из нас, понять их можно только в том случае, если принять и начать уважать эти отличительные черты характера.

1. Честность к себе и другим

Умение говорить то, что действительно на уме, и наоборот – это огромный дар. Он свидетельствует об искренности в отношениях с окружающими и, что немаловажно, с самим собой. Большинство из нас склонны не распространяться о своих истинных мыслях из страха быть непонятыми, осмеянными и осужденными, но они не боятся своих эмоций и их естественного выражения.

2. Они сами строят свое счастье

Хорошее расположение духа и чувство комфорта таких людей не зависят от общественного мнения, социальных стереотипов и требований. Они знают, к чему стремятся, и всегда остаются собой вне зависимости от того, что пережито в прошлом и ждет в будущем. Для них принятие себя такими, как есть, – единственно возможный путь к обретению гармонии. По этой же причине они редко просят совет и так же нечасто его принимают.

3. Они прекрасные слушатели

Узнавать других – одно из их хобби. Смотря на мир под другим углом, они способны увидеть решение проблемы там, где его, казалось бы, быть не может. Искренность не позволит им слукавить, даже если это ложь во спасение, а умение относиться к людям хорошо – дать дурной совет. Вместе с тем они не склонны вести разговоры только ради беседы – они слишком высоко ценят свое и чужое время, а также действительно доверительные отношения. Поэтому глубокие личности затрагивают более трепетные темы и замечают мельчайшие детали в надежде на то, что собеседник раскроется полностью.

4. Им не важна внешность

Духовная красота и высокая моральность для такого человека гораздо важнее, чем внешняя оболочка. Он никогда не судит о других по первому впечатлению и старается разглядеть как можно больше – только на основании такого анализа он принимает решение, продолжать ли общение и переводить ли его на новый уровень. Кроме того, он склонен любить именно за характер, а не за физические данные.

5. У них адекватная самооценка

Проецируя свое отношение к людям на себя же, глубокая личность прекрасно знает, чего на самом деле стоит. Такой человек быстро распознает фальшь и сделает выводы. Нет, он не будет что-либо доказывать – это выше его достоинства, но он никогда не впустит льстеца или лжеца далее входной двери.

6. Отношение к саморазвитию

Тяга к знанию и, что важнее, к познанию заставляет их постоянно работать над собой. Глубокие люди стремятся разобраться, в первую очередь, в себе, а это помогает им и во взаимодействии с остальными. Они не будут тратить время на тех, кто остановился в своем развитии. По этой же причине они не ввязываются в споры и не высказывают свое мнение касательно вопросов, в которых не чувствуют себя уверенными.

7. У них хорошо развита интуиция

Более глубокое восприятие самих себя позволяет этим людям ориентироваться не на окружающую среду, а на внутренний голос. Они видят сразу несколько вариантов развития событий и могут принять правильное решение, основываясь на собственных ощущениях.

8. Они легко воспринимают критику

Оценка их деятельности, объективная или субъективная, очень важна, так как является еще одним двигателем прогресса. Глубокие люди с легкостью принимают как комплименты, так и критику, но только если они искренние. В противном случае они просто пропускают все услышанное мимо и оказываются правы.

9. Они ценят опыт больше, чем материальные ценности

Такой человек не станет тратить средства на то, что ему откровенно не нужно, но он с удовольствием инвестирует в свое образование. Новые впечатления – вот что приносит ему настоящее удовлетворение. Он охотно отправится в путешествие или в обычный поход, посетит музей или прочтет очередную книгу в то время, как другие будут гнаться за материальными благами и пустыми развлечениями.

10. Они чувствуют других

Иногда такую эмоциональную чувствительность можно спутать с эмпатией, но это не так. Прирожденные мыслители и аналитики, глубокие люди видят, когда другим необходима помощь, и не отказывают в ней. Они прекрасно могут рассмешить взгрустнувшего приятеля и подбодрить самого отчаявшегося человека, а делают это потому, что и сами неоднократно переживали нечто подобное. Они готовы делиться своей уверенностью в завтрашнем дне и позитивным настроем.

11. Они легко вдохновляются

Любовь к природе, искусству, литературе и творчеству позволяет такой личности полностью погрузиться в атмосферу своего окружения. Вдохновение и силы двигаться дальше она черпает буквально из ниоткуда. Даже воздух в помещении или на улице для нее может быть пропитан особой магией.

Многим кажется, что глубокие люди абсолютно самодостаточны – отчасти это так. Но мало кто понимает, что напряженная работа мысли не всегда хороша – они постоянно сталкиваются с проблемами, которые более поверхностный человек не всегда и заметит. Иногда они чувствуют, что отстранены от остальной жизни, так как их мало волнуют примитивные желания и материальные ценности. Временами глубокие личности разочаровываются в своем окружении и теряют интерес к массовой культуре. Их часто считают странными, рассеянными, высокомерными, а это само по себе неприятно.

В особенности «достается» женщинам, обладающим такой душевной организацией. Мужчинам тяжело совладать с ними, потому что они:

  • задают глубокие вопросы;
  • знают, чего хотят;
  • видят людей насквозь;
  • умеют искренне любить;
  • стремятся к последовательности;
  • рассчитывают на настоящие отношения;
  • не будут ждать.

Общение с таким человеком временами похоже на американские горки – нечасто можно понять, что именно он скажет или сделает в следующий момент. Но именно рядом с ним можно обрести настоящее счастье, так как он честен, великодушен и удивительно прозорлив.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *