Упражнения для слуховой трубы
Содержание
Об экссудативном среднем отите у детей
В предыдущем материале я говори о том, что экссудативный отит часто «прячется» за другими жалобами. А также, о том, к каким тяжелым последствиям приводит хронический, не диагностированный в раннем возрасте отит.
Как правило, экссудативные процессы протекают скрыто. Изменения в одном или обоих ушах нарастают постепенно, на это уходят недели и месяцы. Острого бактериального воспаления нет, поэтому — нет явных жалоб, боли, общего недомогания и лихорадки. За медицинской помощь, в таких случаях, не ходят. Либо ходят поздно…
Экссудативному среднему отиту чаще подвержены дети до 3-х лет, реже – дошкольники. Среди данных возрастных групп это состояние встречается более, чем в 60% случаев. После 7-ми лет частота заболеваемости резко снижается и не превышает 10-12% всех детей младшего подросткового возраста. Среди подростков и взрослых болезнь носит спорадический характер и связанна, чаще, с особенностями образа жизни (водные виды спорта, альпинизмом), частыми перелетами и так далее.
У взрослых экссудативный средний отит тоже может развиваться. Это происходит при заболеваниях, включая искривление перегородки носа, полипы носа, хронические риносинуситы, хронические аллергические заболевания и другое.
Главный симптом при экссудативном отите — ухудшение слуха. Когда время для диагностики и лечения упущено, у пациента начинает развиваться хроническая тугоухость, которая претерпевает две основные стадии. На первой стадии экссудативного отита мы наблюдаем звукопроводящую (кондуктивную тугоухость), которая связанна с ограничением подвижности барабанной перепонки, слуховых косточек и структур внутреннего уха. На этой стадии процесс относительно обратим, поэтому мы назначаем медикаментозное и физиолечение, дыхательные упражнения, продувания слуховой трубы и т.д.
Если эти меры не приносят результата, детям рекомендовано шунтирование среднего уха. Специальный вентиляционный элемент – шунт – устанавливается в условиях стационара, под наркозом, на барабанную перепонку. Где держится от 6-9 месяцев до полутора лет. Цель манипуляции — максимально высвободить среднее ухо от накопившегося экссудата и восстановить подвижность барабанной перепонки, слуховых косточек и функции вентиляции среднего уха. Как правило, шунт в процессе стихания экссудативного воспаления и восстановления воздушности полостей среднего уха, самостоятельно отходит в наружный слуховой проход. Откуда его и удаляет при очередном осмотре лор-врач стандартным инструментом в амбулаторных условиях. При рецидивах экссудативного отита может понадобиться требуется повторная установка шунта.
Вторая стадия, «рубцово-адгезивная», наступает в случае, когда время на диагностику и лечение безнадежно упущено. Место экссудата занимает рубцовая ткань, которая стойко ограничивает подвижность слуховых косточек, снижается эластичность барабанной перепонки, а внутри улитки внутреннего уха происходит нарушение восприятия звуковых колебаний рецепторными клетками. Этот далеко зашедший процесс ведет к развития смешанного варианта снижения слуха, что дополнительно ухудшает разборчивость речи, нарастает ушной шум. Применения медикаментов, физиолечения на этой стадии заболевания неэффективно. Пациенту может быть предложена микрохирургическая операция по устранению рубцовых структур в среднем ухе, хотя эффективность этих вмешательств сомнительная и трудно прогнозируемая.
На первое место выходит реабилитация слуха техническими средствами, прежде всего -слухопротезирование одного либо обоих ушей, в зависимости от степени снижения слуха и характера хронических последствий экссудативного отита.
Как противостоять отиту?
Длинный путь всегда начинается в первого шага. Лечить последствия экссудативного отита (и это очевидно), намного сложнее, чем поддерживать уверенность в том, что систему «ухо – горло – нос» у вашего ребенка – в порядке. Как и уровень его слуха. Для этого еще в роддоме новорожденные проходят аудиологический скрининг. Если по каким-то причинам этого не произошло, сделать тест нужно в поликлинике, в первый месяц после выписки. При любых показателях теста, отличных от нормы, ребенку потребуется полноценный аудиологический контроль. Его рекомендуют выполнять каждые 3 месяца первого года жизни, и далее — каждые полгода до 3-х лет.
Всем детям с подозрением на снижение слуха, для исключения аномалий развития уха и экссудативного отита в грудном периоде, рекомендовано пройти тимпанометрию – исследование функции среднего уха (совершенно безболезненно и легко переносится). Это позволит вовремя выявлять и лечить отиты, не допуская развития хронических осложнений. Дети с врожденными и приобретенными заболеваниями, способствующими развитию экссудативного отита, с раннего возраста должны состоять на диспансерном учете у детских лор-врачей и сурдологов. Прежде всего, это дети с врожденными аномалиями развития уха, носа, неба, глотки, хромосомными заболеваниями (болезнь Дауна), муковисцидозом, синдромом Картагенера и другими.
Своевременная, квалифицированная медицинская помощь, диагностика и лечение воспалительных заболеваний носа, горла, гипертрофии аденоидов и небных миндалин, аллергический, иммунных и иных предрасполагающих заболеваний помогут избежать негативного последствия хронических процессов на детский слух.
Упражнения лечебной гимнастики для слуховых труб у детей и взрослых
Категория: Методические материалы Дата публикации Тимошенко Наталья Геннадьевна
Упражнения лечебной гимнастики для слуховых труб у детей и взрослых
Частые простудные заболевания, особенно в детском возрасте, могут стать причиной нарушения работы слухового канала. Дисфункция слуховой трубы может привести к значительной потере остроты слуха. Чтобы этого не произошло, необходимо во время проходить медицинский осмотр, в случаи подозрения каких-либо ушных заболеваний. В качестве профилактики, а также помощи в лечении болезни и устранении её последствий, вы можете использовать лечебную гимнастику для слуховых труб. Основные упражнения представлены в этой статье.
Возможные заболевания уха
- 1 Возможные заболевания уха
- 2 Упражнения
Евстахиит – это воспалительный процесс слизистой оболочки, локализуемый в слуховой (евстахиевой) трубе. В хронической форме имеется риск развития тугоухости и потери слуха. Заболевание чаще встречается у детей и в большинстве случаев бывает двусторонним из-за близкого расположения органов в юном возрасте.
Существует ряд причин развития дисфункции:
- инфекционные заболевания,
- аллергическая реакция,
- хронические воспалительные процессы,
- патологические изменения носоглотки, наущающей нормальную циркуляцию воздуха (опухоли и новообразования, искривление носовой перегородки и т.д.)
В редких случаях:
- грибковые инфекции или нарушение ушной микрофлоры,
- резкие изменения атмосферного давления.
На ранних стадиях болезнь может протекать бессимптомно, но в большинство случаев евстахиит можно определить по следующим симптомам:
- ощущение заложенных ушей
- ощущение наполненности уха жидкостью, переливающейся при поворотах головы
- шум или треск в ушах
- головокружение и ощущение тяжести в голове
- болевые ощущения в ушах
- снижение остроты слуха
- аутофония (усиливается восприятие собственного голоса эхом в голове или больном ухе)
ВАЖНО! Сильное долговременное снижение остроты слуха и прочие хронические симптомы дисфункции слуховой трубы, могут говорить о необратимых процессах в организме или развитии онкологических заболеваний и являются поводом к срочному обращению к врачу и прохождению обследования.
Симптомы у ребенка выявить гораздо сложнее, ведь маленькие дети не всегда могут четко объяснить, где у них болит. Наблюдайте за своим ребенком и его жалобами на здоровье. При появлении перечисленных симптомов не затягивайте обращение к врачу.
Упражнения
Гимнастика для слуховых труб – это лечение специальными упражнениями, улучающими кровообращение, растяжение спаек и подвижность барабанной перепонки. Более высокую эффективность упражнения приобретают при попутном медикаментозном лечении. Их также можно проводить для профилактики, как для взрослых, так и для детей.
ВАЖНО! Данные упражнения противопоказаны при насморке.
Большая часть упражнений, за исключением двух первых, выполняется сидя. Удобнее всего делать это перед зеркалом. Гимнастика для слуховых труб проводится ежедневно утром и вечером, начиная с 5-7 раз для каждого упражнения. В течение месяца желательно увеличить этот показатель до 20 раз.
Упражнения для дыхания, проводятся стоя:
- Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, затем медленно выдыхаем через рот, вытягивая живот.
- Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, задерживаем дыхание, делаем наклон вперед, расслабляем и опускаем вниз руки, затем медленно выдыхаем через рот, вытягивая живот.
Упражнения челюстью:
- С осторожностью выдвигаем нижнюю челюсть вперед (верхняя губа должна быть приподнята, губы находятся в напряжении).
- Нижней челюстью делаем движения из стороны в сторону.
- Смыкаем и размыкаем челюсти, контролируя руками челюсть у «основания».
Улыбаемся:
- Вытягиваем максимально далеко вперед губы трубочкой.
- Улыбаемся, показывая зубки и напрягая мышцы шеи и губы.
- Чередуем первые 2 пункта.
- Из стороны в сторону криво улыбаемся.
Упражнения для дыхания, проводим сидя:
- Глубокий вдох носом (максимально напрягаем и раздуваем ноздри), округляем живот, затем медленно выдыхаем через нос.
- Широко раскрываем рот, как бы зевая. Следом глотательное движение.
- Широко раскрываем рот, глубоко вздыхаем, закрываем рот и глотаем.
- Широко раскрываем рот и глубоко дышим через рот.
- Плотно смыкаем губы и надуваем обе щеки, размыкаем щеки причмокивая.
- Надуваем по очереди щеки, втягиваем по очереди щеки. Надуваем щеки, затем втягиваем щеки.
- Зажимаем нос и пытаемся выдохнуть через него.
Глотательное упражнение:
- Зажимаем нос и делаем глотательные движения. Повторяем упражнение с открытым и закрытым ртом.
Массаж:
- Растираем ушную раковину и мочки уха.
- Захватываем пальчиками уши над хрящевым выступом (козелок), тянем вниз и возвращаем назад, распрямляя, таким образом, ушной канал.
- Складываем ухо в таком положении, чтобы ушной канал был закрыт, медленно надавливаем на него и отпускаем.
- Закрываем уши ладошками, медленно нажимаем и медленно отпускаем, создавая давление в ушном канале.
В течение дня:
- Жевать жвачку или мармеладки (их можно давать маленькому ребенку, т.к. есть опасность, что жвачку он может проглотить), сосать леденцы.
- Надуть пару шариков.
- Стараться пить жидкости через трубочку.
Представленные упражнения, помогут быстрее вам и вашему ребенку справиться с дисфункцией слуховых труб. В совокупности с врачебной помощью, лекарствами и компрессами, лечебная гимнастика восстановит проходимость слухового канала и избавит от трансформации болезни в хроническую форму. Дыхательные и жевательные упражнения также можно использовать для профилактики возможных ушных заболеваний. Они легко впишутся даже в очень загруженный день взрослого человека, а детям понравится легкая игровая форма гимнастики.
Применяется при любых нарушениях — тубоотит, естахеит, дисфункция слуховой трубы.
Особые рекомендации:
Делать ежедневно утром и вечером в одно и то же время.
Каждое упражнение выполняется 7-10 раз, больше не надо.
Особенно эффективно на фоне медикаментозной терапии (назонекс или подобные препараты).
Гимнастика (по порядку):
1. Максимальное высовывание языка, движение языка вперёд — назад и в стороны. Пояснение: язык выдвигать так, чтобы НЕ ощущалось напряжение мышц челюсти, т. е. только напряжение языка. Иначе можно получить подвивих.
2. Зевание. Тут все просто — полезно, приятно.
3. Движение нижней челюстью. Пояснение — из стороны в сторону с ощутимым напряжение в суставе, вперед «как у Габсбургов» ДО ощутимого напряжение (см. пункт 1)
4. Проба Тойнби: пустой глоток с закрытым ртом и зажатым носом; глоток жидкости с зажатым носом. Очень важно — ПОСЛЕ этого упражнения — пара обычных глотков воды.
5. Проба Вальсальва — выдох с закрытым ртом и носом, направляя поток воздуха в нос. Важно — НЕ ДЕЛАТЬ ПРИ НАСМОРКЕ.
Массаж (в любом порядке)
— растирание ушной раковины и мочки уха до ощущения тепла
— очень аккуратное нажатие ладонями на раковину для создания давления — МЕДЛЕННО надавливаем и ЕЩЕ МЕДЛЕННЕЕ отпускаем
— распрямление канала — ухо над козелком ухватили, потянули вниз и назад до ощущения «открытости»
— «пельмень» — сложили ухо так, чтобы оно закрыло канал и надавливаем на него, создавая давление, медленно
Обязательно для поддержания тонуса слуховой трубы:
— надувать шарики воздушные 5-6 раз в день, «по-детски», щеками
— жвачка/леденцы — больше слюны = больше глотательных движений
— пить через трубочки постоянно
— сделать «трубку пигмея» из авторучки и ВЫДЫХАТЬ из нее шарик бумаги в цель
24.11.2017
Простые упражнения, улучшающие кровообращение, растяжение спаек и подвижность барабанной перепонки.
Не за горами январские каникулы, и многие из вас уже спланировали свой новогодний отдых. Кто-то проведет его в теплых странах на берегу моря, кто-то – в горах с искрящимся снегом. Как правило, добираться до места отдыха приходится самолетом. Большинство из нас с удовольствием путешествует этим видом транспорта, но порой путь омрачают неприятные ощущения при наборе высоты или снижении, когда «закладывает» уши. А если предстоит путешествие с маленькими детьми? В качестве профилактики, а также помощи в лечении таких заболеваний, как отит, гайморит, евстахиит, вы можете использовать лечебную гимнастику для слуховых труб. Гимнастика для слуховых труб – это лечение специальными упражнениями, улучшающими кровообращение, растяжение спаек и подвижность барабанной перепонки.
Дыхание:
- Стоя: глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается, выдыхать медленно через рот, живот втягивается.
- Стоя: глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпячивается; задержать дыхание, затем наклон вперед, руки расслабленно вниз – выдох.
- Сидя: глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), выдох через нос.
- Широко раскрыть рот – зевание. Затем «глотание», т.е. смыкание верхнего неба с задней частью языка.
- Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
- Широко раскрыть рот, глубоко дышать через рот.
«Подметание»:
- Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по небу в направлении маленького язычка. («подметание»).
- Открыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончик языка скользит к нижним зубам, затем поднимается на альвеолы, скользит по небу к маленькому язычку.
- То же самое, что и в п.2, но с закрытым ртом.
Язык:
- Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
- Широко раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
- Поставить кончик языка за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
- Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы, не касаясь верхних зубов.
Челюсти:
- Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
- Движение нижней челюстью вправо-влево.
- Смыкать и размыкать челюсти, руками контролируя движение челюстей у их основания.
Губы, улыбка:
- Вытянуть трубочкой губы максимально далеко.
- Улыбка, губы и мышцы шеи напряжены, видны зубы.
- Чередовать №1 и №2.
- «Кривая улыбка» вправо-влево.
Надувание:
- Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
- Надувать поочередно левую и правую щеки.
- Надувать верхнюю губу.
- Втягивать щеки.
- Надувать щеки – втягивать щеки, не открывая рта.
- Как можно шире открывать рот.
Желаем вам приятных полетов и не болеть!