Доктор Моррис

Универсальное средство коммуникации

2. Невербальные средства коммуникации. Невербальные коды и каналы

Система невербальной коммуникации включает следующие основные знаковые системы:

  1. кинестика (оптико-кинетическая знаков. система) — это внешние проявление человеческих чувств и эмоций;

  2. мимика – это движение мышц лица;

  3. жестика – это жестовые движения отдельных частей тела,

  4. пантомимика – это моторика всего тела: позы, осанку, поклоны, походку;

  5. пара- и экстралингвистическая знаков. система — это система вокализации, т.е. качества голоса, его диапозон, тональность;

  6. Визуальный контакт или контакт глаз, движение глаз, выражение лица.

  7. Проксемика — организация пространства коммуникативного процесса, расположение людей в пространстве при общении несёт смысловую нагрузку.

Некоторые специалисты говорят о девяти невербаль­ных «языках»:

  1. Кинесика (движения тела).

  2. Вокалика (паралингвистика, акустические особенности голоса).

  3. Физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет во­лос).

  4. Хаптика (такесика, касания).

  5. Проксемика (пространственное расположение).

  6. Хрономика (время).

  7. Артефакты (одежда, украшения, косметика).

  8. Ольфактика (запахи).

  9. Эстетика (музыка, цвет).

В своем классическом виде НК обычно сводится к четырем основным блокам знаковых систем:

  1. оптико-кинетическому,

  2. пара- и экстралингвистическому,

  3. проксемическому

  4. визуального контакта

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанций в человеческом контакте:

— интимная зона (от 15 до 45см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; — личная или персональная зона (15 –120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами; — социальная (120 – 400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах; — публичная зона (более 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

1. Жесты – иллюстраторы – жесты сообщения, движения телом, руками.

2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. Это улыбка, кивок.

3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении.

4. Жесты – адаптеры – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.

5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту.

1. Массовая коммуникация как область научных исследований

Массовая коммуникация как феномен и процесс стала особенно интересовать ученых в начале XX века, на что были очевидные причины, связанные с развитием все новых и новых СМИ и их растущим влиянием на все сферы общества. Базу для исследования массовой коммуникации как социального явления заложил знаменитый немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920 гг.), когда обосновал необходимость социологического изучения прессы, показав ориентацию периодической печати на различные социальные группы. Значительно позже, в середине ХХ века получили развитие теории массовой коммуникации, направленных на выявление сущности и функций массовой коммуникаций в обществе.

Надо сказать, что середина XX века, 1950-1960-е годы — это время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, которые оказали огромное влияние на экономические, политические и культурные процессы ведущих стран мира. Как раз в это время в США и странах Западной Европы и сформировалось новое гуманитарное научное направление «теория массовой коммуникации» (Mass Communication Theory), иногда именуемое «исследованиями массовых коммуникаций» (Mass Communication Studies, или Mass Communication Research).

В СССР становление социологии массовой коммуникации происходило в 1970-1980-е годы и было связано с исследованиями общественного мнения и социальных общностей (аудитории) как сфер, на которые оказывают влияние СМИ (Б. А. Грушин, Б. М. Фирсов, В. А. Ядов, Т. М. Дридзе и др.).

Эта область исследований формировалась и продолжает рассматриваться в западной науке как междисциплинарная, однако в наибольшей степени она была подвержена влиянию социологической науки. Другими словами, основную роль и наибольший авторитет в изучении МК имеет, конечно, социология, точнее — cоциология массовой коммуникации

Социология массовой коммуникации — это отрасль социологии, которая изучает закономерности процесса массовой коммуникации и функционирования институтов, производящих и распространяющих массовую информацию (печать, радио, телевидение, кино, интернет и др.), социальную обусловленность и последствия деятельности этих и нтститутов и т.д.

Главной теоретической проблемой социологии массовой коммуникации является осмысление отношений между средствами массовой информации и обществом путем исследования закономерностей процесса массовой коммуникации, власти и влияния средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, реклама) как институтов, профессиональной культуры работников СМИ, аудитории массовых коммуникаций, роли СМИ в политической, экономической жизни общества, формировании общественного мнения и всеобщем воспроизводстве культуры.

Важнейшими представителями социологии МК являются У. Шрамм, Г. Лассуэл, П. Лазарсфелд, Р. Мертон, Б. Берельсон, Г. Шиллер и Дж. Гербнер. Суть и специфику социологического подхода в исследованиях массовой коммуникации они определяли как изучение процесса массовой коммуникации и функционирования институтов массовой информации в широком социальном контексте, во взаимосвязи с другими общественными системами и процессами.

Особенностью социологического изучения массовой коммуникации является также большое распространение эмпирических исследований. Методы социологического изучения массовой коммуникации формировались и совершенствовались вместе с развитием теоретических исследований, которые развивались в нескольких направлениях.

Первое направление, получившее название «исследование эффектов», сосредоточено на процессах и воздействии (эффектах) массовой коммуникации. основной задачей в начальный период было изучение условий и факторов эффективного пропагандистского воздействия. С решением этой задачи связаны имена Г. Лассуэла, К. Ховланда, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и др. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как изменение установок, знаний людей вследствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия. В этот период складывался методический арсенал исследований: разрабатывались процедуры массового выборочного опроса, панельного исследования аудитории, контент-анализа, экспериментов. В более позднее время исследования эффектов были продолжены изучением воздействия экранного насилия и эротики (Дж. Клаппер, Дж. Халлоран, Г. Комсток, Э. Рубинштейн и др.), возможностей влиять на потребительское поведение посредством маркетинговой коммуникации (прежде всего, рекламы), а также механизмов формирования общественного мнения (У. Липпман, Э. Ноэль-Нойман, М. МакКобс, Д. Шоу).

Второе направление связано с исследованиями аудитории в контексте процессов повседневного использования массовой коммуникации (медиапотребления) и базируется на концепции «удовлетворения и использования». В фокусе внимания находятся индивидуальные мотивации в использовании медиа, тематические и жанровые интересы аудитории, изучение паттернов медиапотребления и удовлетворения, которое люди получают от контакта с различными медиа и жанрами. Этот подход был связан с разработкой и использованием количественных методов эмпирических исследований (массовых опросов аудитории), c проведением большого числа подобных исследований. В дальнейшем этот подход был дополнен изучением причин и факиров использования массмедиа в условиях повседневности с использованием качественных методов. Эмпирические исследования медиапотребления также оказались востребованы медиарекламной индустрией и вылились в форму регулярных прикладных маркетинговых исследований аудитории, получивших название «медиаизмерений» («рейтинговых исследований»).

Третье направление, именуемое как «культурные исследования» (cultural studies), сформировалось под влиянием структурализма и семиотики и концентрировалось на анализе сообщений, образов и значений, передаваемых средствами массовой информации. Этот подход связан с проведением обширных эмпирических исследований, в основном в рамках качественной методологии.

Наиболее разработанным, «продвинутым» как с точки зрения методов исследований, так и с точки зрения значимости результатов, можно считать направление, исследующее аудиторию СМИ.

Актуальные проблемы социологии массовой коммуникации на современном этапе связаны с изучением социальных последствий распространения цифровых технологий, появления Интернета и так называемых новых медиа. Цифровизация, вызвавшая радикальные перемены в способах распространения и потребления массовой информации, принципах взаимодействия коммуникатора и аудитории, ведет к перестройке деятельности СМИ и их функционирования в качестве социального института, что требует переосмысления теории массовой коммуникации.

В заключение данного вопроса особо отметим выделившиеся в современной практике эмпирических и теоретических исследований массовой коммуникации относительно самостоятельные направления исследований СМИ.

Направление исследования СМИ

Объект исследования

Философское

Природа информации и информационных процессов, законы функционирования информации в обществе, природа коммуникативного действия, связь развития средств коммуникации с этапами развития цивилизации.

Теоретико-журналистское

Общая теория журналистики, теория печати, телевидения, радио, интернет журналистики, регулирование журналистской деятельности, профессиональная этика, СМИ как часть публичной сферы, типология издания и каналов, основные классы изданий и каналов – массовые, качественные, деловые, корпоративные.

Коммуникативистское

СМИ в ряду средств социальной коммуникации; СМИ как институционализированные виды коммуникации; особенности структуры коммуникации в СМИ, взаимодействие видов социальной коммуникации, виды социальной коммуникации в Интернете и тенденции их развития.

Юридическое

Правовое регулирование СМИ, правовые нормы и их обоснование, правоприменительная практика в сфере функционирования СМИ, проблемы авторского права, в том числе и в новых медиа.

Искусствоведческое Литературоведческое

СМИ как создатели и трансляторы произведений художественной культуры, художественные жанры в разных средствах массовой информации.

Культурологическое

Продукты СМИ как явления культуры, использование каналов СМИ в культурах и субкультурах, художественная культура в СМИ, анализ архетипов и повторяющихся сюжетов в текстах СМИ, развитие и преемственность культурных форм в СМИ; массовая и высокая художественная культура в СМИ.

Филологическое

Теория и практика создания и функционирования текстов СМИ, язык СМИ и его развитие, специфика языка различных СМИ, языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах, речевое взаимодействие в дискуссиях и обсуждениях, соотношение нарратива и аргументации в текстах СМИ, особенности дискурса в разных типах изданий и каналов, в разных тематических областях, творческий почерк журналиста.

Политологическое

Политические СМИ в системе политических отношений, представленность в контексте различных политических сил, медийные средства политического влияния на аудиторию, возможности СМИ в установлении связей между властью и обществом, роль СМИ в электоральном процессе, влияние СМИ на политическую культуру общества, роль СМИ в становлении гражданского общества, политическое влияние новых медиа, СМИ в формировании политической нации.

Организационно-управленческое

Менеджмент-деятельность по организации процесса производства и распространения массовой информации, управлению персоналом медиа–предприятий, достижение эффективности СМИ как участника медиарынка

Экономическое

СМИ как участники экономических отношений на уровне экономики в целом, отдельных отраслей и конкретных медиапредприятий

Историческое

Смена состояний общества , связанная с зарождением, становлением, развитием, исчезновением СМИ, фигуры, события, явления, произведения, определение развития СМИ.

Психологическое

Законы восприятия массовой информации, влияние СМИ на сознание и поведение личности и групп, психология журналистского творчества.

Социологическое

Социальный смысл обмена информацией в процессе коммуникации, роль СМИ в функционировании малых и больших социальных общностей, в социальных процессах и социальных отношениях, репрезентация социальной действительности, социальных субъектов в контексте СМИ, социальная эффективность СМИ.

Адвертологическое

Изучение СМИ как рекламоносителей, каналов связи с общественностью, как средств продвижения, взаимоотношения промотивных и журналистских текстов , имидж, личность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *