Умственная отсталость у детей
Содержание
- Признаки
- Причины
- Симптоматика
- Диагностика
- Дифференциация
- Чем отличаются ЗПР и олигофрения?
- Как выявить отсталость у ребенка?
- Симптомы и признаки
- Причины развития патологий
- Что делать, если малыш отстает в развитии?
- Воспитание и обучение
- Развивающие игры для детей с отклонениями
- Тяжелые интеллектуальные нарушения — имбецильность
- Что такое имбецильность?
- Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?
- Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?
- Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?
- Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?
Признаки
Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.
Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.
Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин. Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна. А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».
Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.
Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:
- Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
- Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.
Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.
Причины
Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко. В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.
Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:
- Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
-
Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
- Сильная недоношенность плода;
- Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
- Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
- Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
- Умственная недостаточность неясной этиологии.
Симптоматика
Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.
Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.
Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.
Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.
Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.
Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:
- Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
- Системное недоразвитие речевых навыков;
- Некритичное, конкретное мышление;
- Некоторые нарушения восприятия;
- Разнообразные нарушения внимания;
- Плохая продуктивность памяти;
- Нарушение эмоционально-волевой сферы;
- Недоразвитие всех интересов.
Диагностика
Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.
При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки. На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.
Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.
Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:
Умственная недостаточность — задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.
Наличие других болезней — умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.
Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.
Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.
В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.
Дифференциация
Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.
Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.
Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.
Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.
Отклонения в психическом и интеллектуальном развитии ребенка обычно выявляются в дошкольном либо школьном возрасте, когда симптомы этих отклонений становятся наиболее заметными.
Не всегда легко определить, умственная отсталость или ЗПР у детей, поскольку эти состояния имеют сходные черты. Но ЗПР, в отличие от умственной отсталости, выражена мягче и успешнее компенсируется.
Что такое синдром Аспергера у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Чем отличаются ЗПР и олигофрения?
Когда родители замечают, что их ребенок отстает в развитии от сверстников, они ощущают тревогу и спешат связаться с педиатрами и детскими психологами, чтобы убедиться, что все в порядке.
Важно помнить: каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, и то, что родитель может воспринять как отклонение, на деле им не будет являться.
Ребенку с задержкой психического развития сложнее запоминать информацию, концентрироваться на занятиях, контролировать собственное поведение. Эмоциональный фон таких детей неустойчив. Если ЗПР не скомпенсировать до начала школьного обучения, ребенок будет регулярно получать неудовлетворительные отметки.
У порядка 15-16% детей наблюдается та или иная степень ЗПР. Но задержку психического развития всегда возможно устранить, если активно заниматься с ребенком по специализированным методикам. Чем раньше будет выявлена ЗПР, тем выше шансы преодолеть ее полностью.
Если же у ребенка умственная отсталость, устранить ее не удастся. Главная задача педагогов, психологов и родителей — подготовить его к взрослой жизни настолько, насколько это возможно: обучить чтению, письму, счету, дать основные бытовые навыки.
Чем сильнее выражена олигофрения, тем меньше шансов, что ребенок в будущем сможет обеспечить себя.
Умственная отсталость почти всегда сочетается с отклонениями, которые развились в пренатальном периоде, и тяжелыми генетическими болезнями (синдромы Дауна, Ангельмана, Ретта, Вильямса). ЗПР также может быть связана с нарушениями, присутствующими у ребенка, но эти нарушения менее серьезны, чем те, для которых характерна умственная отсталость.
Диагноз «олигофрения» имеет лишь 1% населения. При этом:
- более 80% олигофренов имеют легкую степень умственной отсталости (в спец. литературе ее еще называют дебильностью);
- умеренная степень олигофрении выявлена у 10% (также обозначается как имбецильность слабой выраженности);
- тяжелую и крайне тяжелую степень малоумия имеют в сумме порядка 5% олигофренов.

Разница между олигофренией и ЗПР крайне весома и на практике легко замечается. Дети с ЗПР имеют более высокий в сравнении с олигофренами потенциал развития, а их умения (моторные навыки, умение запоминать и воспроизводить сведения, мышление, внимание, контроль поведения) развиты гораздо лучше.
При верно организованной коррекционной работе отклонения в психическом развитии скомпенсировать можно практически всегда, в отличие от умственной отсталости.
Как выявить отсталость у ребенка?
Все дети в учебных учреждениях проходят проверки на степень развитости, поэтому и ЗПР, и более серьезные интеллектуальные дефекты обнаруживаются достаточно быстро. Также о том, что ребенок отстает и его нужно показать специалистам, могут сказать педагоги и психологи, работающие в учебном заведении.
Легкие степени ЗПР способны остаться незамеченными даже у школьника. О том, что с процессами формирования психики и интелекта ребенка не все в норме, могут сказать его отметки и информация о поведении. Если у него плохая успеваемость, он неусидчив, не умеет контролировать поведение, его важно показать специалистам.
Часть детей с ЗПР не имеют нарушений в эмоциональной сфере. Они способны контролировать поведение, меньше отвлекаются и не доставляют проблем родителям и воспитателям, поэтому о наличии задержки скажут лишь отметки ребенка: если они стабильно удовлетворительные и неудовлетворительные, важно обратиться в больницу.
Легкие степени олигофрении также могут быть не замечены до школьного возраста, а в редких случаях — и до совершеннолетия.
Основные признаки легкой олигофрении у ребенка-дошкольника:
- ребенок чрезмерно раздражителен;
- не заинтересован в общении с ровесниками;
- не проявляет значительной эмоциональности при контакте со взрослыми;
- не интересуется игрушками до трех-четырех лет (остальные дети в этом возрастном периоде активно их используют);
- в более старшем возрасте, когда ровесники пытаются копировать поведение взрослых, играют в «профессии», в «дочки-матери», они начинают интересоваться игрушками.
Более серьезные степени олигофрении выявляются еще в первые два-три года жизни ребенка, поскольку имеют ярко выраженную симптоматику (см. фото). Родителям важно знать нормы психического развития для каждого возрастного периода.
Если младенец не держит голову в полтора месяца, а в шесть-восемь месяцев не начинает лепетать, это может говорить о наличии ЗПР либо олигофрении.
Симптомы и признаки
Как понять, что ребенок отстает в развитии? Основные симптомы задержки психического развития:
- легкие отклонения в когнитивных процессах, касающиеся всех функций (страдают память, мышление, внимание, восприятие, речевые умения);
- нарушения способности правильно анализировать информацию, поступающую извне;
- наличие признаков, характерных для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (неустойчивость настроения, выраженные трудности с концентрацией, чрезмерная активность, энергичность, импульсивность);
- маленький словарный запас;
- трудности при формулировании предложений, особенно сложных;
- агрессивность, раздражительность, низкая стрессоустойчивость (ребенок бурно реагирует на любую, даже незначительную стрессовую ситуацию);
- чрезмерно выраженная тревожность, возможно наличие нарушений сна, аппетита;
- слабая развитость фантазии;
- плохая координация движений, неаккуратность;
- нервные тики и другие дискинезии.

Наиболее заметной задержка в психическом развитии становится в дошкольном и школьном возрасте. Степень выраженности симптоматики может варьироваться.
Умственная отсталость, наблюдающаяся при ЗПР, не включена в современную классификацию заболеваний, поскольку выражена недостаточно (уровень IQ выше 68). Она называется пограничной умственной отсталостью.
Соприкасаясь с темой олигофрении, важно учитывать степень, поскольку различия между разными степенями умственной неполноценности крайне значительны.
Ребенок с легкой и даже умеренной степенью умственной отсталости имеет шансы усвоить большинство необходимых для повседневной жизни навыков и обслужить себя, если получит качественное лечение, а ребенок с тяжелой или глубокой степенями не способен почти ни на что и нуждается в паллиативной поддержке прежде всего.
Основные симптомы легкой и умеренной умственной отсталости:
- отсутствие абстрактного мышления;
- выраженные нарушения моторики (неловкость движений, выраженная сильнее, чем у детей с ЗПР);
- речевые нарушения (речь замедленна, недостаточно внятна);
- трудности при попытке формулировать реплики (часто получаются корявые фразы);
- маленький словарный запас;
- неразвитая воля;
- отсутствие способности сформировывать мнение по разным аспектам, сочетающееся с готовностью принять чужое (одна из причин, по которой умственно неполноценные люди часто попадают под влияние преступников);
- выраженные нарушения когнитивных функций (ребенок плохо запоминает информацию, испытывает трудности, когда нужно пересказать материал, а из-за нарушений мышления он не способен найти логические связи в сведениях, которые ему выдаются, концентрироваться на различных занятиях ему также сложно).

Люди с легкой и умеренной степенью олигофрении достаточно неплохо справляются с выполнением повседневных дел и способны выполнять монотонную физическую работу. Требуется много усилий, чтобы подготовить ребенка-олигофрена к будущей жизни, и чем ниже коэффициент интеллекта, тем эта задача сложнее.
При тяжелой степени имбецильности словарный запас взрослого человека не превышает 200-400 слов, он безынициативен, его заботит лишь удовлетворение физиологических потребностей.
Если приложить достаточно усердия в детстве, можно дать такому человеку некоторые базовые навыки. Но он все равно будет нуждаться в поддержке на протяжении жизни.
Люди с очень тяжелой степенью олигофрении — идиотией — глубокие инвалиды, которые не способны разговаривать, почти не способны проявлять эмоции (почти всегда им доступны только два эмоциональных состояния, которые можно обозначить как «удовлетворение» и «неудовлетворение»), имеют выраженные двигательные отклонения. Идиотия почти всегда сочетается с прочими тяжелыми нарушениями.
Причины развития патологий
Главные факторы, вызывающие ЗПР и сходные отклонения:
- Биологические: мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде, осложнения инфекционных заболеваний, гипоксия и другие осложнения во время родов, вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), прием матерью препаратов, не подходящих для беременных, недоношенность, генетические нарушения.
При этом недостаточная развитость психики и интеллекта может наблюдаться у детей, которые были рождены здоровыми. Если ребенок часто болеет тяжело протекающими болезнями, это также сказывается на его психическом развитии.
- Социальные: обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями), развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами), токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его), недостаточное питание, гиперопека.
Основные причины формирования умственной отсталости:
- Биологические: родовые травмы, асфиксия, кислородное голодание, генетические болезни (самые тяжелые степени олигофрении часто связаны с генетическими заболеваниями), выраженные отклонения в процессе формирования центральной нервной системы, употребление матерью алкоголя, наркотиков в период вынашивания, прием препаратов, не подходящих для беременных, осложнения после тяжелых инфекционных заболеваний, последствия резус-конфликта. Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.
- Педагогическая запущенность: практически полное отсутствие воспитания, обучения. Обычно наблюдается в глубоко маргинальных и асоциальных семьях.

Как лечить эхолалию у детей? Рекомендации специалистов вы найдете на нашем сайте.
Что делать, если малыш отстает в развитии?
Если родители заметили, что их ребенок отстает от сверстников, им важно помнить о том, что они могут ошибаться.
Ставить ярлык на ребенка никогда не следует: у каждого человека индивидуальный темп развития, и любой ребенок может испытывать серьезные сложности при ознакомлении с какой-либо темой. Это не делает его отстающим в развитии.
Если у родителей возникли подозрения, что у ребенка присутствует какая-либо степень отставания, им следует обратиться к педиатру. Он осмотрит ребенка и при необходимости даст направление к неврологу и психиатру.
Когда диагноз будет стоять (если он, конечно, есть), лечащий врач подробно объяснит родителям, как им следует действовать, чтобы помочь ребенку.
При первичном осмотре доктор беседует с ребенком и родителями, задает уточняющие вопросы и при подозрении на интеллектуальную неполноценность дает направление на дальнейшие обследования, включающие:
- магнитно-резонансную томографию;
- компьютерную томографию;
- электроэнцефалографию;
- консультации у психолога, невролога, психиатра.
Также проводятся тесты, определяющие уровень интеллекта ребенка. На основании результатов обследования выставляется диагноз: олигофрения определенной степени либо задержка психического развития.
Детям с легко выявляемыми генетическими патологиями, всегда сопровождающимися умственной отсталостью (например, синдром Дауна), ставят диагноз «олигофрения» сразу после рождения.
Дифференциальная диагностика при умственной отсталости (Олигофрении): аутизм, ЗПР:
Воспитание и обучение
Работа с детьми, имеющими умственную отсталость либо отклонения в психическом развития, требует от педагогов и родителей терпения. При работе необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Основные принципы работы с детьми, имеющими ЗПР либо олигофрению, основанные на выводах Л. С. Выготского:
- Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно. Не следует ограничивать ребенка и выполнять все за него: чем больше он будет практиковаться, тем выше будут его результаты и тем быстрее он освоит необходимые навыки.
- Предоставление помощи ребенку в тех случаях, когда он однозначно не способен выполнить задание сам. При этом помощь не должна предполагать выполнение всей работы за ребенка. Помощник (родитель, воспитатель, учитель) должен помогать ребенку именно в той сфере, которая дается ему очень плохо, и по возможности подводить его к решению в процессе взаимодействия.
Родителям ребенка с ЗПР часто советуют отдавать его в школу не в шесть-семь лет, а в восемь. Эта рекомендация крайне полезна, поскольку в таком случае у ребенка будет больше возможности подготовиться физически, эмоционально и интеллектуально к школьному обучению.
Родители, заботящиеся о ребенке с олигофренией и ЗПР, часто ощущают себя неполноценными, могут чувствовать негативные эмоции по отношению к нему, раздражаться, если он делает что-то не так.
Им важно обратиться к психологу или психотерапевту, если они замечают эти признаки. Специализированная помощь не только улучшит их психическое самочувствие, но и поможет им лучше взаимодействовать с ребенком, что благоприятно скажется на его развитии.
Советы по обучению и воспитанию для родителей:
- Избегайте стремления делать все за ребенка. Даже если проще и быстрее сделать все самостоятельно, важно подавить этот порыв и позволить ребенку сделать все самому. Помогайте ему лишь в том, что ему очень сложно выполнить.
- Не ожидайте многого. Работа с отстающим ребенком требует огромного терпения, а добиться быстрого улучшения не всегда удается. Важно всегда помнить, что видимые результаты появятся нескоро.
- Чаще хвалите. Своевременная похвала поможет ребенку поддерживать мотивацию и улучшит его психическое самочувствие. Если ребенка в семье регулярно ругают и обижают, он развивается гораздо хуже.
- Регулярно занимайтесь. Даже если у ребенка есть занятия с замечательными психологами, логопедами и дефектологами, важно поддерживать с ним эмоциональный контакт и прилагать усилия по обучению. К примеру, во время прогулки по городу спрашивайте его о том, какого цвета и какой формы тот или иной объект, объясняйте различия, будьте доброжелательны.
Во время работы с отстающими детьми специалисты организовывают занятия так, чтобы тем было легче усвоить материал.
Для этого они учитывают следующие правила:
- Дозированность информации. Дети должны получать такое количество сведений, которое они смогут усвоить.
- Большое количество наглядного материала. Детям с ЗПР легче усваивать информацию, поданную в виде изображения или видео, а не словесные сведения.
- Частое повторение. Педагогу важно убедиться, что информация усвоена, и только после этого переходить к следующей теме. Но того количества повторений, которого хватает для нормально развивающегося ребенка, ребенку с ЗПР не хватит.
- Регулярная смена деятельности. Из-за проблем с усидчивостью и концентрацией отстающим детям сложно заниматься одной и той же деятельностью больше определенного времени.
Игровая деятельность лежит в основе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Развивающие игры для детей с отклонениями
Развивающие игры подбираются педагогом, в зависимости от потребностей и степени развитости отдельно взятого ребенка.
Игры, развивающие:
- Моторику. Это любые игры, так или иначе связанные с двигательной активностью и с предметным взаимодействием. Примерами являются такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Кто быстрее перенесет фрукты», «Поймай воздушный пузырь», «Прокати шарики». Полезно предлагать ребенку в игровой форме взаимодействовать с любыми предметами. Также моторику хорошо развивают любые занятия творчеством. Родителям, которые хотят помочь ребенку овладеть важными моторными навыками, можно сделать или приобрести особую игрушку-тренажер (бизиборд), содержащую в себе несколько элементов, с которыми нужно взаимодействовать. Например, это может быть матерчатая панель, к которой пришиты шнурки, которые можно будет завязать, и несколько молний, которые можно будет расстегнуть и застегнуть.
- Мышление. К этой группе относятся игры, которые нацелены на развитие способности ребенка находить связи между объектами и явлениями. Примеры: «Назови одним словом» (перечисляются слова «лиса», «заяц», «волк», и дети должны сказать, что это дикие животные, и так далее), «Найди лишнее», «Разложи по порядку».
- Память. Практически все игры в той или иной степени развивают память. Но наиболее ценными являются игры, которые позволяют ребенку усвоить важные сведения об окружающем мире (информацию о цветах, форме, размерах и так далее). К примеру, к ним можно отнести такие игры, как «Чудесный мешочек» (развитие моторики и умения распознавать предметы на ощупь), «Большой-маленький». Очень полезны для развития памяти и других когнитивных функций занятия творчеством.
Если психическое развитие ребенка задерживается незначительно, он может посещать обычный детский сад.
Но в случае более серьезных задержек разумнее определить его в заведение для детей со схожими нарушениями, где им будет предоставлена специализированная поддержка.
Родителям, воспитывающим ребенка с задержками в развитии, важно помнить, что со временем улучшения появятся, следует лишь набраться терпения.
Наша интересная группа Вконтакте:
Если ребёнок испытывает огромные трудности с учёбой: делает ошибки при письме, плохо считает, не спешите обвинять его в лени и невнимательности.
Есть понятие «необучаемость ребенка в школе», но пусть оно вас не пугает. Необучаемость не значит, что ребёнок не сможет учиться. Это означает, что вам надо уделить ему больше внимания.
Необучаемость — это несоответствие интеллекта и навыков, то есть о фактическом развитии ребёнка она не говорит. Напомним, что такой диагноз ставили в своё время А. Эйнштейну и У. Черчиллю.
Количество необучаемых детей составляет 5 % от общего числа школьников. Проявляется необучаемость уже в раннем детстве. Ребёнок начинает говорить позже сверстников, с трудом набирает словарный запас. В детском саду такой ребёнок часто путает простые слова, коверкает слова, делает грубые ошибки при чтении, письме и счёте, тяжело осваивает новые навыки, не умеет планировать свои действия, страдает плохой координацией движений.
В начальной школе необучаемый ребёнок плохо запоминает материал, с трудом заводит друзей, получает плохие оценки. Трудности с учёбой могут быть трёх видов.
- Дислексия — нарушение чтения. Дислексикам трудно читать, произносить и воспринимать речь, а также выражать свои мысли.
- Дисграфия — расстройство письма, неспособность усвоить простейшие правила языка.
- Дискалькулия — сложности при счёте, непонимание математических правил.
Психологи отмечают у детей также расстройство координации (ребёнку трудно раскрашивать картинки, завязывать шнурки, вырезать и т.д.). Даже учась в среднем звене, необучаемые дети плохо запоминают, медленно делают задания, избегают всего, что связано с чтением и письмом, не могут понять прочитанное, особенно абстрактный материал.
На сегодняшний день известно, что необучаемость — не черта характера, не вина ребёнка, это следствие неправильной обработки информации мозгом.
Не так всё просто
Единой причины необучаемости не существует. Безусловно, играют роль генетические особенности. Вероятно, что у кого-то из близких родственников ребёнка были аналогичные трудности.
Другая предпосылка — особенности функционирования мозга. Чтение и восприятие информации на слух — не такие уж простые процессы. Быстрый и точный анализ звуков — залог успешного обучения.
Этот анализ происходит во внутреннем ухе — улитке. Если на этом начальном этапе начинается сбой, появляется дислексия. Например, некоторые звуки имеют похожие частоты — «Б» и «П», «Д» и «Т». Дислексику трудно различить эти звуки.
Чтение требует синхронной работы глаз и ушей. Ребёнок видит буквы, его уши идентифицируют соответствующий звук (даже если он читает про себя). Глаза идут от буквы к букве, а улитка переводит буквы в звуки. Обе эти операции должны происходить синхронно. Если промежуток времени между операциями увеличивается, глаза и уши работают не слаженно. Буква без звука остаётся немой, в мозге не появляется её значение.
Есть ещё одно условие. Все люди имеют доминантное ухо — правое или левое. «Правши» анализируют информацию быстрее, чем левоухие. Соответственно и обучаются они легче. Почему? Правое ухо связано с левым полушарием, в котором происходит обработка языка. Если лидирует левое ухо, то информация попадает сначала в правое полушарие, где нет языкового центра, и затем переправляется в левое. Информация поступает к таким людям с опозданием и не полная — высокочастотные компоненты (те, что нужны для различия «Б» и «П») теряются «по пути».
Успех возможен!
Интеллект у необучаемого ребёнка может быть выше среднего. Просто ученик не может овладеть навыками, необходимыми для успешной учёбы в школе. Но важнее не оценка, а истинное развитие ребёнка. Поэтому ни в коем случае не внушайте ученику, что он неполноценный и никогда не достигнет успеха.
Обследование при необучаемости включает:
- медицинский осмотр ребёнка, чтобы исключить расстройство слуха и зрения;
- беседу с ребёнком, наблюдение за его поведением;
- психологическое тестирование;
- оценку речевого развития, заключение логопеда;
- оценку развития мелкой моторики, мышечного тонуса и координации движений.
После проведённых мероприятий медико-педагогическая экспертиза выносит заключение и даёт рекомендации по коррекции необучаемости. Коррекционные классы есть сегодня в каждой школе. В таких коллективах у ребёнка не возникает отчуждённости от сверстников. Победить необучаемость можно, но нагрузка должна быть посильной.
Такому ребёнку нужно особое внимание со стороны родителей. Помогут специальные программы обучения, адаптированные к способностям детей в зависимости от проблемы. Наука постоянно изучает работу мозга, появляются методики, улучшающие процесс обучения. Например, недавно учёные открыли нейропластичность — это природная способность мозга преобразовывать клетки в ответ на опыт и обучение. Мозг можно и нужно тренировать.
Очень эффективен метод Томатис. Это особые аудио-вокальные тренировки, которые могут научить отчетливо слышать звуки. Со временем ребёнок может преодолеть свои недостатки и с успехом догнать и даже перегнать сверстников.
Тяжелые интеллектуальные нарушения — имбецильность
Вообще, имбецильность изначально является одной из степеней умственной отсталости (в отношении олигофрении), при которой интеллектуальные нарушения выражены очень сильно. Степень органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) довольно высокая, симптомы явные. Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями – это инвалиды детства. Нарушения познавательной сферы (в первую очередь) видны «невооруженным глазом».
Существовала определенная классификация умственной отсталости (МКБ 9), в которой было только три вида умственной отсталости:
- Дебильность
- Имбецильность
- Идиотия
Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация (МКБ 10 – международная классификация болезней 10 пересмотра), она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:
- Легкая
- Умеренная
- Тяжелая
- Глубокая
В данной статье умственная отсталость рассматривается только в отношении олигофрении – группы патологических состояний, характеризующихся органическим поражением головного мозга и общим недоразвитием всей психической сферы, в первую очередь произвольной познавательной деятельности, возникших либо во внутриутробном периоде, либо в связи с осложнениями во время родов, либо в раннем детстве, в первые три года. УО – это не заболевание, а только лишь одна из характеристик различных заболеваний, при которых наблюдается интеллектуальная недостаточность.
Что такое имбецильность?
Условно имбецильность можно отнести в большей степени к тяжелой степени УО. Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.
И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом. Для лучшего понимания рассмотрим отдельно детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По сути все это олигофрения в стадии имбецильности.
Дети с умеренной умственной отсталостью, какие они?
Эти дети (большинство из них) уже годам к 7 способны общаться со взрослыми, исходя из своих потребностей и окружающей социальной среды. Могут проявлять живой интерес к происходящему, если, конечно, нет перегрузки событиями. То есть они могут быть включены в простые жизненные ситуации. Способны выслушивать объяснения, но самостоятельно действовать могут крайне редко. Чаще всего нужна направляющая и организующая помощь взрослого.
К самостоятельной деятельности способны в ограниченном объеме. Если только какие-то действия уже много раз повторены и продемонстрированы взрослым на своем примере. Способны дать простую словесную (если владеют речью) оценку своей деятельности на основе предоставленного им образца.
Например, ребенку поручено собрать пирамидку из 3 деталей исходя из их размера – от большей до меньшей. Ребенок складывает пирамидку без учета размера. Взрослый тут же, при ребенке собирает такую же пирамидку, но уже с учетом размера деталей. И спрашивает, правильно ли ребенок собрал свою. Ребенок обычно говорит «да» или «нет». Но такое действие может понадобиться повторить не один раз, чтобы добиться от ребенка нужного результата.
Какие нарушения развития характерны для детей с умеренной умственной отсталостью?
Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.
Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.
Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.
Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, «»пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.
Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.
Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.
Дети с тяжелой умственной отсталостью. Краткая характеристика
Особенности физического развития:
- Это дети с явными признаками имбецильности. Их развитие проходит с серьезным опозданием. С еще более серьезным и тотальным чем у детей с умеренной степенью УО. Они плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге. Не умеют прыгать даже на двух ногах. У них сильно страдает согласованность движений. Координация серьезно нарушена.
- Заданную по инструкции позу не могут выдержать даже 3 секунд в младшем возрасте. В старшем не выдерживают и 10. Они неуклюжи. Медлительны. Простые на первый взгляд двигательные действия являются для них серьезными трудностями. Например, перешагнуть через препятствие высотой буквально 30 см. А порой боятся даже преодолеть уличный бордюр высотой 15 см.
- Наблюдаются сильные нарушения двигательной сферы. Такие дети в движениях либо крайне медлены, либо их движения быстрые, но бесцельные, плохо контролируемые, излишние. Согласованность и координированность сложных движений невозможна (повороты, наклоны на счет, прыжки).
- Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.
Особенности развития психической сферы:
- У явных имбецилов интеллект крайне снижен, память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после пятикратного повторения, кратковременная. То есть ребенку предъявляются 10 картинок, например, с изображениями хорошо знакомых предметов (зонт, диван, цветок и т.д.) для запоминания, а потом убирают и просят воспроизвести. На просмотр каждой картинки и четкого проговаривания смысла картинки дается не меньше 20 секунд. Но в результате ребенок может назвать только максимум 3 предмета.
- Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. Словарный запас беден. Хотя, могут быть очень эмоциональными. Адекватно реагировать на требования учителя или взрослого. Способны к общению с ними и между собой. Любят, когда их хвалят. В поступках и действиях мало критичны. В речи часто наблюдаются грубые косноязычия, бессмысленные и механические повторения услышанного.
- Цвета плохо различают. Даже основные. Часто путаются. Причем чем больше предметов им предъявляют даже одного цвета, тем быстрее они начинают ошибаться. То есть объем воспринимаемой информации также должен быть строго дозирован и минимализирован для адекватной оценки способностей к обучению.
- Их самостоятельная деятельность носит беспорядочный и хаотичный характер. Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Они часто не понимают смысла своих действий. Критичность серьезно нарушена.
У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке. Самостоятельно одеваться чаще всего не умеют. А если умеют, то нуждаются в организующей помощи (одень шапку, потом ботинки, застегни их, одень куртку и т.д.). Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.
Нужно ли вообще обучать таких детей в школе?
В нашей стране обучение детей, у которых тяжелая умственная отсталость или даже умеренная, лучше организовано, конечно же, в специализированных школах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.
Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам.
И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с тяжелой интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.
Поэтому для них так важна организация особенной образовательной среды. Но еще Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Но все же… Имеем ли мы право так рассуждать? Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.
Как обучать детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью или как раньше говорилось, с имбецильностью?
Глобальные цели и задачи воспитания и обучения таких детей собственно такие же, как и при обучении нормально развивающихся сверстников – это всестороннее развитие личности, охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Кроме умственной отсталости такие дети нередко имеют симптомы различных заболеваний, как психических, так и физических.
Несомненно, при обучении стоит учитывать их особые образовательные потребности:
- Коррекционное направление образования обучающихся с УО должно реализовываться начиная с дошкольного периода.
- Учебные программы должны быть адаптированы под особенности психофизического развития обучающихся.
- Коррекционно-развивающее направление образования должно быть обязательным на протяжении всего периода обучения. Причем его реализация должна быть осуществлена не только в предметных областях, но и во время внеурочной деятельности, коррекционных занятиях (которые в обязательном порядке включены в учебный план образования обучающихся с УО).
Вся педагогическая работа должна быть направлена на своевременное выявление возможностей развития таких детей. Требуются совместные усилия родителей и педагогов для разработки и поиска новых, более успешных форм воспитания и образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью для их успешной (с учетом их уровня развития) социализации.