Доктор Моррис

У ребенка после

Содержание

Причины и симптомы стресса у подростков и детей дошкольного возраста

Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:

  • переезд семьи на новое место жительства;
  • развод родителей и разлука с одним из близких людей;
  • увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
  • стрессы у родителей, особенно у матери;
  • шокирующие для ребенка события в жизни;
  • проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.

Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.

Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:

  1. Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
  2. Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
  3. Взвинченность на грани нервных срывов.
  4. Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
  5. Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
  6. Дефицит внимания, проблемы с памятью.
  7. Повышенная утомляемость.
  8. Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.

Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.

Лечение стресса у детей

При появлении симптомов стресса рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.

В первую очередь врачи рекомендуют, если есть возможность, устранить причину эмоционального напряжения у ребенка. Во всех случаях такая психологическая защита дает хорошие, а часто и быстрые результаты.

Для нормализации психического состояния прописываются различные препараты успокаивающего действия: настойка валерианы или пустырника. Для улучшения обменных процессов в головном мозге назначают ноотропные препараты.

Детский стресс эффективно лечится с помощью массажа шеи и плеч, хвойных ванн и ванн с морской солью, а также с помощью электросонтерапии.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

При решении вопроса о том, как снять стресс у ребенка в домашних условиях, родителям рекомендуется обратить внимание на гигиену сна, здоровое питание, регулярные физические упражнения, прием витаминно-минеральных комплексов.

Регулярная физическая нагрузка по утрам и в течение дня снимает нервное и психическое напряжение, укрепляет нервную систему. Достаточно заниматься 30-40 минут 3-6 раз в неделю. Важно избегать тренировок на голодный желудок (за исключением легкой разминки) и по прошествии 1,5 часа после последнего приема пищи.

В вопросах питания важно наладить полноценное обеспечение детского организма достаточным количеством витаминов и минералов.

У детей, часто подверженных нервным расстройствам, в организме не хватает магния. Нехватка магния, независимо от раздражителей, резко усиливает депрессивные состояния, перевозбуждает нервную систему.

Для восполнения магния рекомендуется употреблять продукты с повышенным содержанием витамина В6, способствующего усвоению этого микроэлемента. Также рекомендуется снизить содержание поваренной соли в пище, так как соль снижает содержание магния в продуктах питания. Поваренную соль при желании можно заменить морской.

Настоятельно рекомендуется ввести в рацион ребенка витаминно-минеральные комплексы, содержащие магний и витамин В6. Это особенно важно в холодное время года, когда наблюдается сезонное снижение содержания магния в детском организме.

Последствия влияния стресса на организм подростка и дошкольников

Подростковый стресс негативно сказывается на состоянии нервной системы и влияет на общее здоровье ребенка, вызывает развитие нарушений сна, бессонницы, приводит к нервным расстройствам. Во взрослой жизни это может вызвать нарушения в развитии речи, заболевания кожи, сердечно-сосудистые болезни.

С вопросом вакцинации ребенок сталкивается сразу после появления на свет. Через 12 часов после рождения грудничка вакцинируют первой прививкой от гепатита. Вакцинация детей проводится с целью профилактики опасных инфекционных заболеваний, именно это позволило справиться с многими заболеваниями, в частности с эпидемией оспы. Данные ВОЗ гласят, что иммунизация спасает ежегодно близко 3 миллионов детей во всем мире. Суть прививки заключается в том, что в организм водят вакцину, которая предоставляет ослабленные штаммы микробов, очищенные белки или синтетический препарат. В ответ на вакцину происходит выработка антител в организме, которые «запоминают» возбудителя и в дальнейшем защищают организм от вторжения болезнетворных микробов.
Но вопрос вакцинации в последнее время начал вызывать у мамочек массу вопросов, в частности – почему поднимается температура после очередной прививки, нужно ли обращаться к врачу и, как и когда ее можно сбивать?

Вакцинация детей и реакция организма на прививку

Вакцинация детей в современной медицине занимает особое место. В первый год жизни малыша приходится прививать почти ежемесячно. Это необходимо для того, чтобы исключить опасные заболевания у ребенка, выработав иммунитет на возбудители болезней. Но детский организм реагирует на прививки неоднозначно, сила и степень реакции напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и от вида вакцины. Наиболее часто родители жалуются на то, что после очередной прививки у ребенка поднимается температура. Давайте рассмотрим вопрос, почему она поднимается у малыша и нужно ли ее снижать?
Начнем с того, что любой вид вакцины в первую очередь – это чужеродный организму агент. То есть, это такая структура, на которую организм реагирует выработкой иммунитета, и антител. Часто такой реакцией организма становится повышение температуры тела.
И если у малыша в ответ на вакцинацию поднимается температура, значит, его организм включает защитный механизм.

Наиболее сильную реакцию вызывают живые вакцины и чем их больше, тем сильнее выражается реакция. Это вполне нормальное поведение организма, которое не требует никакого дополнительного вмешательства до определенной степени.

Например, после прививки от коклюша, у детей может подняться температура на 2-3 день. Инъекция против кори вызывает на 5-8 сутки температуру 38 после прививки.

В первую очередь родителей интересует вопрос — почему организм реагирует таким образом на вакцину? Дело в том, что большинство вирусов и бактерий перестают размножаться или вообще погибают при высокой температуре. А при гипертермии, в организме усиливается выработка антител.

Но, нужно отметить, что не все дети реагируют на вакцинацию повышением температуры тела. В большинстве случаев это зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка. То есть, на одну и ту же прививку дети реагируют неодинаково. Если одни после вакцинации могут лежать с температурой до 39°С и к ней присоединяются еще и другие симптомы, то у других детей можно наблюдать незначительный подъем ртутного столбика (до 37,5°С).

• Чем младше ребенок, тем ниже вероятность гипертермии после прививки.
• С каждой последующей прививкой одного типа, вероятность гипертермии возрастает.

Прививки и реакция детского организма на их введение

Давайте более подробно рассмотрим вопрос, после какой прививки у детей, в большинстве случаев, поднимается температура тела?

1. Вакцина АКДС. Эта вакцина, пожалуй, наиболее часто вызывает вопросы у родителей, так как в три месяца после такой прививки у ребенка может подняться температура даже до 39°С. Некоторые дети реагируют на прививку сразу же в первый день и градусник показывает 38,5°С. Это нормальная реакция детского организма, и она не должна вызвать у родителей никакого беспокойства. Единственное, что требуется – внимательно следить за поведением ребенка. В случае если у ребенка 3 месяца температура после прививки будет подниматься выше – сразу вызывайте врача или сообщите об этом своей медсестре. После прививки АКДС как правило, температура спадает на вторые сутки, но иногда может держаться и до 5 дней.

2. Живая вакцина – краснуха, корь, паротит. После введения такой вакцины организм в редких случаях реагирует повышением температуры. Но когда вирус уже приживается в организме, то не исключено что он отреагирует легким недомоганием и на 5-14 день после прививки может незначительно подняться температура (до 37,5°С).

3. Вакцина против полиомиелита. Инактивированная вакцина не вызывает никаких побочных эффектов. Но живая, иногда вызывает незначительную лихорадку в пределах до 38,5°С и может продержаться до 3 дней.

4. Прививка против гепатита В. Такая вакцина не должна вызвать лихорадку. Как правило, дети ее переносят легко без каких либо побочных симптомов.

5. Прививка от гриппа может вызвать лихорадку в зависимости от того какая вакцина была введена. Например, живая вакцина может вызвать реакцию организма, симптомы которой будут напоминать гриппозное состояние. Инактивированная прививка не вызывает побочной реакции организма.

После прививки Манту, реакция в норме не должна возникать, ибо как это диагностическая процедура. Если, у ребенка повысилась температура после Манту, тогда врачи могут подозревать:

• аллергическую реакцию,
• реакцию организма на туберкулин,
• инфицирование при введении инъекции,
• прорезывание зубов или другого воспалительного процесса.
• некачественная вакцина,
• начало развития какого-то заболевания.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что повышенная температура после введения вакцины – это нормальная реакция организма.

Высокая температура у ребенка после вакцинации

Выше мы пересмотрели допустимые нормы повышения температуры тела после прививки у детей. В случае если вы отмечаете у ребенка ненормальную реакцию на вакцину, следует немедленно об этом сообщить врачу, чтобы не допустить развитие осложнений.

1. Когда температура у ребенка поднимается выше 38,5°С, существует вероятность образования судорог.
2. Резко поднимается температура после прививки АКДС – вероятность аллергической реакции детского организма на столбнячный токсин.
3. Побочные симптомы после каждой конкретной вакцины.
4. На месте введения инъекции образовалось покраснение и припухлость, ранка наполняется жидкостью или гноем.

Задача родителей после прививки обеспечить малышу комфортные условия. Это способствует более легкому течению поствакцинального периода:
• проветренное помещение и нормальный уровень влажности в комнатах,
• режим питания, отдыха и активности.
После прививки детские педиатры не рекомендуют:
• купать ребенка,
• обильно кормить и поить,
• вводить новые продукты в режим его питания,
• давать аспирин для снижения температуры,
• обтирать тело водкой или уксусом.

Соблюдение всех правил и рекомендаций поможет вашему малышу более легко перенести эти достаточно сложные периоды в его жизни. В случае если температура у ребенка после вакцины будет подниматься выше 38,5°С и держаться более 3 дней, немедленно оповестите об этом своего участкового педиатра.

Тема детских прививок горячо обсуждается уже много лет, но к единому мнению делать прививки малышу или нет, сообщество мам до сих пор не пришло. Главный аргумент тех, кто «против» — возможные осложнения и побочные эффекты. Однако не любая реакция является осложнением, из-за которого надо отказываться от прививок. Например, повышение температуры почти во всех случаях – нормальный вариант развития событий. Чтобы у родителей не было повода паниковать, попробуем разобраться, какие прививки и почему вызывают жар у ребенка, как готовиться к вакцинации и как распознать тревожные признаки осложнений.

Как готовиться к прививке

Каждая молодая мама знает о существовании календаря прививок. График прививок иногда меняют, но обязательные прививки в нем остаются неизменно: прививка от коклюша, дифтерии и столбняка, туберкулеза, гепатита, паротита, полиомиелита и краснухи. Некоторые прививки ставятся единожды, некоторые – в несколько «этапов».

Календарь прививок для детей до года

Внимание! Если родители не хотят делать прививку малышу – они могут написать отказ. Это решение лучше хорошенько обдумать и взвесить все аргументы. Без прививок у ребенка могут возникнуть трудности с походом в садик и школу и даже с поездками на отдых в детский лагерь или за границу.

Если же прививке быть – к ней надо подготовить малыша. Это поможет сгладить реакцию на прививку.

  • В ближайшие 2-4 недели перед прививкой ребенок не должен болеть. В день прививки он тоже должен быть полностью здоров. Причем «полностью» — это действительно полностью. Даже начинающийся насморк или немного хриплый голос – повод отложить вакцинацию;
  • В течение недели перед прививкой не стоит проводить экспериментов с прикормом и новыми продуктами. После прививки так же лучше выдержать неделю на привычном рационе;
  • Если малыш имеет хронические заболевания – перед прививкой нужно обязательно сдать анализы, чтобы проверить состояние организма;
  • Если у детки бывает аллергия – за пару дней до прививки можно начать давать антигистаминный препарат (например, капли Фенистил) и продолжить давать его еще несколько дней после;
  • Прививка ставится только после осмотра педиатром. Педиатр должен убедиться, что у ребенка нормальная температура (36,6 градусов) и нет видимых признаков болезни, а так же расспросить маму о состоянии малыша в последние дни. К сожалению, такие осмотры нередко проводятся очень формально. И все же за здоровье ребенка отвечает мама, а не врач, поэтому если маму осмотр не удовлетворил – не нужно стесняться попросить доктора померить температуру и осмотреть ребенка как следует.

Читаем по теме:

  • Какая нормальная температура тела должна быть у грудного ребенка (36 — 37,3 °C — в подмышечной впадине; 36,6 — 37,2 °C — температура оральная; 36,9 — 38 °C — температура ректальная);
  • Часто родители беспокоятся, обнаруживая, что у их грудного ребенка температура 37 градусов или даже выше. Повышенная температура воспринимается, как признак заболевания, кажется, что малыш требует обязательного и немедленного лечения — 37 ºC — норма или нет?
  • Как новорожденному ребенку померить температуру. Где лучше измерять (в подмышечной впадине, ректально в прямой кишке, в ушке) и каким термометром?

Когда ставить прививку категорически нельзя

Некоторые факторы являются категорическим противопоказанием для прививки. Итак, прививку делать нельзя, если:

  • ребенок весит менее 2 кг (это относится только к прививке БЦЖ);
  • предыдущая вакцинация закончилась осложнениями;
  • у малыша имеются злокачественные онкологические заболевания;
  • ребенок страдает врожденным или приобретенным иммунодефицитом;
  • у ребенка сильная аллергия на куриный белок, пекарские дрожжи (противопоказание для прививки от гепатита В) и антибиотики группы аминогликозидов;
  • малыш склонен к судорогам и имеет заболевания нервной системы (противопоказание к прививке АКДС);
  • происходит обострение хронического заболевания или малыш подхватил инфекцию, и она еще в острой фазе (прививка не отменяется, но временно откладывается);
  • ребенок недавно вернулся из дальней поездки и еще не адаптировался к прежнему климату;
  • у ребенка эпилепсия и недавно был приступ (прививка откладывается на 1 месяц).

Температура после прививки: когда стоит волноваться

Заранее спрогнозировать реакцию на прививку невозможно: она зависит и от вакцины, и от состояния организма. Однако понять, является ли реакция естественной, или пора бить тревогу – можно. Для каждой прививки вырисовывается своя картина нормальной реакции и осложнений.

  • Прививка от гепатита В

Прививку от гепатита В делают в роддоме сразу после рождения. В месте укола обычно появляется небольшое уплотнение, после прививки повышается температура, иногда возникает слабость. При нормальной реакции на прививку повышение температуры длится не больше 2 дней. Если она держится дольше или появляются какие-то другие симптомы – нужно срочно обращаться за консультацией.

  • Прививка БЦЖ

БЦЖ – это вакцина от туберкулеза. Прививка тоже ставится в роддоме на 4-5 день жизни. Сначала на месте введения вакцины появляется красное уплотнение, которое через месяц превращается в инфильтрат примерно 8 мм в диаметре. Со временем ранка покрывается корочкой, а затем полностью заживает, и на ее месте остается рубец. Если к 5 месяцам не наступает заживление и место прививки гноится, при этом повышается температура – нужно обращаться в больницу. Другим осложнением БЦЖ является формирование келоидного рубца, но эта проблема может дать о себе знать только через год после прививки. При этом вместо обычного рубца на месте прививки формируется нестабильный рубец красного цвета, который болит и разрастается.

  • Прививка от полиомиелита

Эта прививка – не традиционный укол, а капли, которые капают малышу в ротик. Обычно она не дает никакой реакции и переносится очень легко. Иногда через 2 недели после вакцинации может подниматься температура, но не выше 37,5. Так же не всегда в первые пару дней после прививки бывает учащение стула. Если после прививки появились другие симптомы недомогания – нужно обращаться за медицинской помощью.

  • Прививка от коклюша, дифтерии и столбняка

Такая прививка делается комбинированной вакциной российского (АКДС) или импортного (Инфанрикс, Пентаксим) производства. Сам факт «комбинированности» уже говорит о том, что прививка будет серьезной нагрузкой на иммунную систему. Считается, что отечественная вакцина хуже переносится и чаще дает осложнения. В любом случае после этой прививки нормальным является повышение температуры продолжительностью до 5 дней. Место прививки обычно краснеет, там появляется уплотнение, которое может беспокоить малыша своей болезненностью. При нормальной реакции через месяц шишка рассасывается.

Если температура поднимается выше 38 и не сбивается обычными средствами – лучше вызвать скорую, особенно если ребенок склонен к аллергиям (у аллергиков вакцина может спровоцировать анафилактический шок). Еще одним поводом для обращения за медпомощью является понос, тошнота и рвота после прививки.

  • Прививка от паротита

Обычно вакцинация проходит без видимой реакции. В редких случаях с 4 по 12 день после прививки могут увеличиваться околоушные лимфоузлы, побаливает живот, появляется легкий насморк или кашель, немного отекает гортань и носоглотка, может подниматься температура и появляться уплотнение в месте введения вакцины. Общее состояние малыша при этом остается нормальным. Если поднимается высокая температура или наблюдается расстройство пищеварения – нужно обратиться к доктору.

  • Прививка от кори

Ставится в год и тоже обычно не дает реакции. Иногда через 2 недели после прививки поднимается температура, появляется легкий насморк и сыпь на коже, напоминающая симптомы кори. Через несколько дней все последствия прививки проходят. Высокая температура, не опускающаяся через 2-3 дня, и плохое общее самочувствие ребенка — повод для консультации у врача.

Вот тут о всех прививках: календарь прививок детям до года

Читаем также подробные статьи:

  • Прививка Манту;
  • Прививка от кори, краснухи, паротита.

Как наблюдать за ребенком после прививки

После того, как ребенку поставили прививку, нужно наблюдать за его состоянием. Это поможет вовремя заметить осложнения и предпринять меры.

  • Первые полчаса после прививки

Не стоит торопиться домой. В первые 30 минут после прививки обычно дают о себе знать самые серьезные осложнения, такие, как анафилактический шок. Лучше быть не далеко от прививочного кабинета и наблюдать за малышом. Причиной для беспокойства будет бледность кожи или ее покраснение, появление одышки и холодного пота.

  • Первые сутки после вакцинации

В этот период чаще всего происходит повышение температуры как реакция на прививку (особенно после прививки АКДС). Можно не дожидаться повышения температуры и сразу после прививки дать ребенку жаропонижающее (например, поставить свечку с парацетамолом или ибупрофеном). По мере повышения температуры ее нужно снижать. Если температура не спадает – обязательно вызывайте скорую. Даже если прививка «легкая» и у малыша нет реакции, в первые сутки не рекомендуется гулять и устраивать купание в ванне.

Читаем также: Можно ли купать ребенка после прививки

  • Вторые-третьи сутки после прививки

Инактивированные (то есть не живые) вакцины могут вызывать аллергию, поэтому для профилактики можно дать ребенку антигистаминное средство.

К таким вакцинам относятся вакцины от полиомиелита, гемофилии, коклюша, дифтерии и столбняка, а так же от гепатита. Что касается высокой температуры – правила те же: сбивать жаропонижающими и вызывать врача, если на градуснике больше 38,5.

  • Две недели после прививки

Через такой промежуток времени реакция может проявиться только на прививки от краснухи, кори, полиомиелита и паротита. Температура при этом поднимается не сильно, поэтому особого беспокойства вызывать не должна. В случае если ребенку поставили прививку не из названного списка, и через 2 недели поднялась температура, связывать температуру и прививку не нужно: это либо начинающаяся болезнь, либо реакция на прорезывание зубов.

Как облегчить состояние малыша после прививки

Такие неприятные для ребенка явления, как повышение температуры и боль в месте укола, переносятся малышами не лучшим образом. Нужно облегчить малышу состояние и постараться снять симптомы реакции на прививку.

  • Когда ребенок болеет, температуру до 38 градусов снижать не советуют (см ссылки выше). На температуру после прививки это правило не распространяется. Если ребенок плохо переносит температуру до 38 градусов – ее можно снижать. Лучше всего воспользоваться свечами с парацетамолом или ибупрофеном. Температуру выше 38 сбить одной свечкой сложно, поэтому свечи лучше сочетать с сиропом, причем желательно, чтобы в свечке и сиропе были разные действующие вещества (например, свечка с парацетамолом (Панадол), сироп с ибупрофеном (Нурофен)). При температуре выше 38,5 вызываем скорую. Используя жаропонижающие, не забывайте читать инструкцию, чтобы не превышать допустимую норму. Важно! Список лекарств от температуры разрешенные детям до года;
  • Не стоит игнорировать физические методы охлаждения при высокой температуре: минимум одежды, обтирания влажной салфеткой;
  • Для облегчения состояния ребенка стоит позаботиться и о микроклимате дома: проветриваем комнату, увлажняем воздух;
  • Обычно при недомогании у ребенка нет апппетита, поэтому на еде настаивать не стоит. Пить наоборот нужно побольше, чтобы компенсировать потерю жидкости. Предлагайте малышу пить хоть по глоточку, но часто;
  • Чтобы снять воспаление на месте укола, можно сделать примочку с новокаином и смазать уплотнение мазью Троксевазин.

Очень опасно во время высокой температуры избрать не правильную тактику поведения. Вот что делать совершенно не нужно:

  • поить ребенка аспирином (он имеет много побочных эффектов и может вызвать осложнения);
  • обтирать тельце спиртом или водкой (алкоголь не совместим с лекарствами, а через кожу он хоть и в малых дозах, но всасывается);
  • ходить на прогулку и купать ребенка в теплой ванне (прогулка – лишняя нагрузка на организм, а купание в теплой воде только повысит температуру);
  • заставлять ребенка кушать (все силы организма брошены на формирование иммунитета и восстановления нормального состояния, необходимость переваривать пищу «отвлечет» организм от более важной задачи).

Читаем также:

  • Лечим температуру ребенку народными средствами;
  • Высокая температура: что делать и чем сбить.

Тщательно следите за состоянием малыша, держите руку на пульсе и не стесняйтесь задавать вопросы докторам или обращаться за помощью. Если к прививкам готовиться и держать все под контролем – они окажутся совсем не страшными.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

В возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

У дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

У младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

Как помочь ребёнку?

Способ 1

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было. Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Симптомы появления стресса у детей

Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.
В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

  • Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
  • Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.
  • Стресс у школьника младшего возраста. В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.

Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.
При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша. Точный диагноз может поставить только специалист на основе результатов нескольких собеседований, проведения психологических тестов.

Причины возникновения стресса у ребенка

Дети в силу того, что их психика еще чрезвычайно нежна, а жизненный опыт ничтожно мал, гораздо сильнее взрослых впечатляются под воздействием, казалось бы, незначительных событий.
Потенциальные причины стресса детей довольно многочисленны:

  1. Резкое изменение распорядка дня. Например, малыш привык укладываться спать, когда захочет, а просыпаться довольно поздно. И вдруг ему нужно вставать на два-три часа раньше, чтобы вовремя прийти в детский сад.
  2. Смена окружения. Тот же детский сад или школа — это новые лица взрослых, которые еще и командуют, необходимость уживаться в коллективе и подчиняться его законам, и так далее.
  3. Изменение привычной обстановки. Смена жительства всей семьи и переезд в новую, незнакомую квартиру, в то время как на старом месте ребенку было очень комфортно.
  4. Разлука. Расставание на длительный или даже короткий срок с родными и близкими, друзьями.
  5. Потеря или смерть домашнего питомца. Некоторые дети остро реагируют даже на смерть аквариумной рыбки или комнатного растения.
  6. Воздействие СМИ и компьютерных технологий. Просмотр телепередач, кинофильмов, интернет контента, не предназначенного для конкретного возраста (сцены насилия, убийств, даже сцены эротического и сексуального характера). Информация может быть неверно истолкована и восприниматься как нечто плохое. Усугубить ситуацию может резкий окрик или иная негативная реакция взрослых, которых ребенок «застукал» во время интимного общения или просмотра эротического видео. Сюда же относится прослушивание новостей о событиях в стране и в мире (о войнах, природных катаклизмах, несчастных случаях). Слишком сильное увлечение компьютерными играми, особенно теми, которые в той или иной степени связаны с агрессией и насилием.
  7. Влияние человека. Довольно часто стрессовое состояние взрослых может передаваться детям. Мамы даже в утробе могут наблюдать за изменением поведения малыша при смене настроения у нее.
  8. Экологические стрессы. То есть резкая смена климата, перемена погодных условий, снижение качества пищи, воды и воздуха. Дети, как и взрослые, могут быть метеозависимыми. Особенно часто это замечают родители малышей до года, когда те резко начинают капризничать, отказываться есть или часто просыпаться по ночам при полнолунии, например.
  9. Воздействие из окружающей среды. Поскольку все процессы в человеческом организме, в том числе и в центральной нервной системе, представляют собой цепочки химических реакций, то причинами стресса у ребенка могут стать находящиеся в воздухе и воде токсичные вещества, отравления, а также облучения.

Последствия стресса у детей

Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

Негативные последствия

Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

  • Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
  • Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.
  • Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.
  • Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.
  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».

Позитивные последствия

Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.
Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.
Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.
Важно! После позитивного стресса организм ребенка быстро восстанавливается, и при аналогичной ситуации уже не будет столь бурной реакции.

Методы лечения стресса у ребенка

Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты. Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.
Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.
Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.
Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.
Обратите внимание! Необходимо помнить, что сложнее снять стресс у ребенка, чем предупредить его возникновение.

Как избежать возникновения стресса у детей

Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.
Для этого понадобится:

  1. Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.
  2. Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия — это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.
  3. Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.
  4. Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.
  5. Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.
  6. Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.

Как лечить стресс у детей — смотрите на видео:

Стресс у ребенка — явление распространенное и практически неизбежное. Во всяком случае, в кратковременной форме. Определить его очень непросто, так как существует множество симптомов, сходных с другими расстройствами организма. Ставить окончательный диагноз должен специалист путем проведения нескольких собеседований и психологических тестов. Лечение проводится комплексно, с использованием медикаментозных и немедикаментозных средств. Но не стоит доводить до радикальных методов воздействия. Лучше заниматься профилактикой и подготовкой детского организма к стрессовым ситуациям заранее.>Без слез не получится. Как уменьшить стресс от детского сада

Как организовать адаптацию к детскому саду

Первое знакомство. Договорившись с воспитателем, приходите в садик с вашим малышом в первый раз. Посмотрите всё в саду, громко и позитивно комментируйте всё, что видите. Обязательно дождитесь от него ответа. Например, «Смотри, сколько тут игрушек! И во все можно играть!» или «Смотри, как много детей играет и как им весело. Садик — веселое место». Дождитесь подтверждения от малыша.

В первый день такой экскурсией нужно ограничиться. Уходя, спросите, понравилось ли тут малышу и хочет ли он сюда вернуться завтра? Если вы получили положительный ответ — начало положено. Если отрицательный — спросите, что ему не понравилось, и отложите поход в сад минимум на неделю-две, пока это отрицательный опыт не забудется.

Играем вместе и потихоньку отпускаем. Вы познакомились с садиком и будущей воспитательницей, и вот ваш ребенок увлекся игрушкой. Поиграв вместе, найдите момент, когда малыш будет увлечен игрой и выйдете в соседнее помещение. На первых порах пройдет совсем немного времени, прежде чем ваш ребенок позовет вас обратно. Если всё будет хорошо, это время будет удлиняться.

Уходим, но ненадолго. Наверняка к тому времени, как вы поведете ребенка в сад, он уже оставался один с папой или бабушками, поэтому он уже должен понимать фразу «Я ненадолго уйду и скоро вернусь». Найдите момент, когда ребенок будет увлечен игрой, сообщите ему, что вы ненадолго уйдете по делам, но обязательно вернетесь.

И здесь начинается индивидуальная реакция. В зависимости от характера ребенка, его привычек, а также устройства детского сада возможна разная реакция и разные временные промежутки. Нет и не может быть четко разработанных методик или понимания точного времени, когда именно ваш ребенок привыкнет к тому, что вы уходите, и не будет закатывать истерики. Но есть несколько правил, которые надо соблюдать на этом этапе:

  1. Увеличивайте время отсутствия постепенно. Пока не пройдете предыдущий этап, не начинайте новый.
  2. Если вы столкнулись с упорными слезами и истериками, лучше не давить, а сделать перерыв и пробовать заново, используя другие способы увлечь ребенка оставаться в саду.

Слезы

Все дети разные, но скорее всего, слезы будут, и родители должны это понимать и принять это как данность. Провожающий в сад должен быть уверен в своём решении. Если ребенок плачет и «висит» на вас — вы его не уговорите успокоиться, как показывает практика, это невозможно. Четко и ясно объясните, что вы любите ребенка, что вы за ним придете, когда закончите дела, обнимите и уходите. В данном случае как нельзя подходит поговорка «Долгие проводы — лишние слезы». Ваш ребенок успокоится, как только вы уйдете. И если маме самой очень тяжело, попробуйте поручить отводить ребенка в сад папе или бабушке. Возможно, истерик будет меньше, ведь чаще других родственников проще отпустить, чем маму.

Родитель должен понимать, что для малыша абсолютно нормально грустить, прощаясь с мамой или папой. Но грусть и истерика — разные вещи, и если ваш ребенок не успокаивается и на протяжении действительно длительного периода подготовки проблема адаптации не решена — попробуйте поговорить с психологом.

Обычно при выполнении всех вышеперечисленных рекомендаций, конечно же, с индивидуальным подходом, всё проходит хорошо, и ребенок без серьезных проблем вливается в новую жизнь.

Детский сад

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений — именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.
Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы — определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится — человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь — начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т. п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников — вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими: что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.
Итак, главный минус посещения детского сада — ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители, и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней — острые инфекции, чаще всего респираторные (т. е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.
Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.
Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.
Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости», отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми — не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука — на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий — норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате — сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. — «недопустимые явления». Но неужели вы, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны — во-первых, «нечего на зеркало пенять…», и вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее — адекватным воспитанием с момента рождения.
Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад, делает обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических прививок — без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребенок заболеет.
Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, — особый вопрос. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос — где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад? Абсолютно типична следующая ситуация: 1-го сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш «зарабатывает» свое первое детсадовское ОРЗ, а мама — первый отпуск по уходу за больным ребенком. В результате мама имеет неприятности на работе, поскольку работник из нее никакой.
Очень важно понять следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие «первое время» очень трудно — может быть, 3-4 месяца, а может быть, и год. И очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.
Весьма существенный момент — время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать — активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.
Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо — накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение — потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.
От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.
Здание, в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников — все это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с возможностью выбора, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи — советы врача тут вряд ли помогут. Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием вам и вашим детям повезло.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 17/01/2007 12:25
обновлено 12/11/2018
— Образ жизни

Почему мы заедаем стресс

Любое стрессовое состояние характеризуется у человека увеличением в крови количества гормона стресса – кортизола, который напрямую связан с чувством голода. Кроме того, немаловажную роль здесь играют и наши детские воспоминания. Статистика такова, что эмоциональное переедание начинается формироваться еще в детстве. Причем оно активно поддерживается родителями, бабушками и дедушками. Вспомните устойчивые фразы: «Не плачь, на конфетку» или «Скушай тортик – все пройдет». И вот у ребенка складываются четкие ассоциации между эмоциями и едой, причем сладкой. Доказано, что в стрессовых для человека ситуациях предпочтение отдается по большей части именно сладким и высококалорийным продуктам. Подобная привычка чревата формированием так называемой углеводной «жажды», для утоления которой человеку требуется пища одновременно и жирная, и сладкая (шоколад, мороженое, торт и др.). Такая еда начинает действовать как наркотик. В случае ее отсутствия у человека может развиться тягостное депрессивное состояние, сопровождающееся раздражительностью и даже дрожанием рук, тогда как после употребления чего-либо сладкого эти симптомы проходят.

Как избежать переедания во время стресса

Понаблюдайте за собой. Отмечайте в своем дневнике, что вы ели в течение дня, какие эмоции испытывали до и после приема пищи. Записывайте сразу, не оставляя на вечер: здесь важно не упустить эмоциональное состояние. Больше о пользе дневника питания.

Питание через каждые 3-4 часа, при условии сбалансированного рациона, поддержит уровень сахара в крови и убережет от импульсивного поедания сладостей во время возможного стресса.

Проверьте уровень витамина D в крови и повысьте его, если он недостаточен. Низкий уровень этого витамина обнаружен у людей с депрессией и избыточной массой тела.

Это может быть что угодно: послушайте музыку, позвоните другу, займитесь любимым хобби. Главное не просто отвлечься, а получить от этого удовольствие.

Выскажите бумаге все, что вы думаете и чувствуете, а потом порвите ее на мелкие кусочки. Поверьте, бумага стерпит, а вам станет легче. Как правильно писать о своих переживаниях.

Недостаток сна – дополнительный стресс для организма. Он провоцирует не только плохое настроение, но и переедание.

Работайте над улучшением своих контактов с людьми. Не бойтесь открываться и говорить о своих чувствах. Это снизит гиперактивность лимбической системы головного мозга, снимет напряжение и улучшит настроение.

Ежедневно записывайте пять вещей, за которые вы благодарны сегодняшнему дню, с какими бы стрессовыми ситуациями вы ни столкнулись. Такая практика способна снизить негативные эмоции и улучшить настроение.

Как перестать заедать стресс едой

  • Описание привычки
  • Почему возникает
    • Как перестать заедать стресс
      • Коррекция рациона
      • Хобби
      • Советы психолога
      • Стресс — это неспецифическая реакция организма на раздражающие факторы, которыми могут являться негативные эмоции, перенапряжения различного типа, длительная психологическая нестабильность, температурные факторы. Если все иные изменения условий вызывают рефлекторную необходимость приспособиться, то выброс адреналина при стрессе может спровоцировать решения, которые негативно действуют на общее состояние и могут поставить организм на грань выживания.

        В первое время психологическое обжорство сам человек и его окружение, если обменные процессы в норме, не замечают. Подросток становится ненамного конституционно плотнее, чем его сверстники, вес молодых людей находится на пограничном уровне — как не заедать стресс едой, можно не задумываться.

        Прямые последствия ожирения:

        Ускорение развития дегенеративных процессов опорно-двигательной системы — из-за повышенной нагрузки разрушаются суставы стопы, коленей, таза, деформируются позвонки;

      Патологии сердечно-сосудистой системы — сердце, окруженное жировой прослойкой, работает медленнее, в сосудах откладывается избыток холестерина;

    • Чтобы понять, если ли привычка заедать стресс, существует специальный тест, на вопросы которого нужно ответить максимально честно:

      Когда мне скучно, открываю ли я холодильник или разворачиваю конфету?

      Вознаграждаю ли я себя после личной победы походом в кафетерий или покупкой любимого лакомства?

    • Не возникают ли следующие мысли: «Я сижу в одиночестве, но зато могу расслабиться и съесть все, что хочу»?
    • При стрессе органические системы вырабатывают разные гормоны, каждый из которых отвечает за особые поведенческие реакции. Адреналин и норадреналин — гормоны быстрого стресса, вырабатываемые отделами гипофиза, они заставляют принимать быстрые решения, а вот кортизол, синтезируемый надпочечниками, стимулирует мыслительные функции, благодаря которым проблему можно решить. Увеличение уровня кортизола в крови напрямую связано с чувством голода.

      Почему ребенок заедает стресс

      Однако причин для стресса у малышей очень много — это уход мамы, посещение детского садика, прививки… Даже прогулки с родителями, связанные с переменой обстановки, вызывающие перевозбуждение, могут спровоцировать стрессовую ситуацию для детского организма.

      Первый стресс, связанный с едой, малыш испытывает во время появления на свет. Его надпочечники уже за несколько дней до родов в избытке вырабатывают кортизол, который накапливается и поступает в кровь уже во время прохождения по родовым путям. С момента появления на свет у новорожденного возникают потребности в еде и тепле. Первая потребность заесть стресс уже появилась. Новорожденный закричал, его приложили к груди, он наелся и успокоился.

      Рефлекторную потребность заедать стресс укрепляют родственники. Легче всего переключить внимание закапризничавшего ребенка, дав ему что-то вкусное.

      Младенца лишний раз прикладывают к груди, уже с 1,5-2 лет малышу могут предложить, чтобы переключить его внимание с раздражителя, конфету или мороженое.

      Постепенно в трудных ситуациях формируется привычка, при которой детский организм начинает испытывать углеводный голод.

      Систематическое переедание часто приводит к ожирению, и уже в подростковом возрасте начинают задумываться, как перестать заедать стресс и избавиться от вредной привычки и лишнего веса.

      Рассмотрим причины возникновения привычки заедать стресс:

      В семье к еде относились с повышенной бережливостью, наесться можно было только по праздникам, когда приходили гости, или сами ходили в гости. В этом случае с вкусной едой будут связаны приятные эмоции.

  • В семье были сильны традиции, за столом свято соблюдали одно из старых правил, благодаря которому появилась поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Вырабатывается рефлекторная цепочка: еда — убежище, или более современная формулировка: «Когда жую, я в «домике», меня ничего не трогает, и я никого не трогаю».

  • Многие люди в условиях длительной эмоциональной нестабильности становятся апатичными, им ничего не хочется делать, даже заниматься собой и готовить. Но организм требует поступления питательных веществ, и при эмоциональных расстройствах начинают активно «кусочничать», то есть тащат в рот все, что может заглушить чувство голода. А быстрее всего его можно заглушить чем-то сладким или жирным, не требующим приготовления — куском колбасы, конфетами, пирожными…
  • Чтобы понять, есть ли эмоциональная зависимость от еды, необходимо проанализировать свои поведенческие привычки и наличие лишнего веса. Если его количество достигает 2-4 кг, пора задумываться, как перестать заедать стресс.

    Вместо калорийных продуктов или сладостей можно съесть низкокалорийный крекер.

    Заменить прием пищи в стрессовой ситуации можно поглощением жидкости. После или в момент тяжелых переживаний сначала можно выпить несколько глотков сока (виноградного или яблочного), а впоследствии заменить его водой. Вода, заполнившая желудок, вызывает ощущение сытости.

    Не стоит носить с собой конфеты или печенье. Их можно заменить свежими фруктами, например, яблоками. Одновременно удастся и заесть стресс, и пополнить витаминные запасы.

  • В холодильнике должно храниться минимум продуктов, и все из списка здоровой пищи. Несладкий йогурт, нежирные творог и сметана, мясо, которое предстоит приготовить, гарниры — крупы, овощи. Нужно создать такие условия, чтобы всю еду нужно было готовить.
  • Не следует голодать или садиться на голодную диету в борьбе со стрессом от переедания. Постоянное недоедание — это тоже стрессовый фактор для организма, что вновь может спровоцировать набор веса или развитие органических заболеваний.

    Во время еды следует тщательно разжевывать пищу, не отвлекаться на раздражители. Так можно заметить чувство насыщения и в дальнейшем перестать заедать стресс.

  • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
  • Как не заедать стресс едой с помощью хобби

    Как перестать заедать стресс путем ведения дневника

    Если человеку трудно общаться «в реале» или рассказать о своих чувствах незнакомым собеседникам, желательно завести личный дневник. В нем нужно подробно описывать, что заставляет нервничать и выводит из себя. То есть после раздражающей ситуации нужно бежать не к холодильнику, а к дневнику — точно описать, что вызвало эмоциональную нестабильность и как она проявляется.

    Подробное и четкое описание стрессовой ситуации занимает значительное количество времени, а когда работа закончена, чувство голода уже исчезает.

    В дальнейшем со своими авторскими работами можно выйти на интернет-форум — там легко найти единомышленников. Существует много сообществ: по интересам, обычное общение, игровые сообщества и другие. Интернет-общение можно перевести в реальное, так одновременно удастся решить проблемы заедания стресса и одиночества.

    Следует выбрать в режиме дня время для выхода из дома: пеших прогулок на свежем воздухе, посещения музеев или для тренировок. Все занятия должны доставлять удовольствие и отвлекать от проблем. Не следует отдавать предпочтение прогулкам по магазинам: для женщин это, конечно, удовольствие, но в дальнейшем придется решать еще одну проблему — как избавиться от приобретения ненужных вещей.

    Желательно освоить технику «СТОП», состоящую из 4 шагов. Как только почувствуешь раздражение, появится пустота внутри, сухость во рту, участится сердечный ритм, возникнут другие симптомы стресса, к которым могут относиться тошнота, головная боль и спазмы кишечника, нужно сказать себе «СТОП», глубоко вдохнуть и постараться отключиться от происходящего внутри себя. Наблюдая окружающее, нужно стараться его описывать и проговаривать про себя. Так удается переключить организм от основного раздражителя без поддержки едой.

  • Можно послушать хорошую музыку, расслабиться, поработать на огороде. Активная релаксация повышает у человеческого организма приспособительные возможности.
  • Если стрессовые ситуации вызывают нарушение поведенческих реакций и заедание стресса вызвано патологическими расстройствами обменных процессов, может потребоваться лечение медицинскими препаратами — седативными, транквилизаторами, иногда даже психотропными средствами. Все назначения нужно доверить специалисту.

    Что делать родителям, если ребенок заедает стресс

    Как уже упоминалось, в переедании при стрессе или при состоянии эмоциональной нестабильности у детей до 2 лет виноваты родители — это они пытаются дать заплакавшему младенцу грудь или малышу постарше что-то вкусное. Как только малыш взрослеет, он уже сам, когда ему плохо, может что-то взять пожевать. Тем более, что успокаивая «чадо», родственники часто ему предлагают попить чайку. А какой чай без булочки с маслом или без сладкого?

    Лечение от стресса малышей 2-5 лет

    Детей, склонных к стрессу, к каждой ситуации, которая может спровоцировать эмоциональную нестабильность, нужно готовить заранее. Например, перед первыми «визитами» в детский сад можно поиграть с малышом в прятки, чтобы он понял, что отсутствие родителей только временное и его обязательно заберут.

    Если малыш перевозбуждается от шумных мероприятий, после них лучше домой идти пешком. Не стоит по дороге домой приобретать что-то из еды — питаться следует у себя на кухне и «детскими» продуктами.

  • Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку есть за компьютером, да и время на игры с гаджетами необходимо ограничить до 30-40 минут в день.
  • Если сладости давать детям после еды, то организм не будет испытывать потребности в глюкозе и постепенно привычка «заедать стресс» исчезнет.

    Как отучить заедать стресс детей 6-12 лет

    Основные методы борьбы с перееданием после стресса у будущих первоклассников и младших школьников такие же, как и у малышей 2-5 лет, однако необходимо добавить еще несколько пунктов:

      Дети в этом возрасте уже могут сами себе покупать «вредные сладости» и заедать ими стресс. Предупредить такое поведение хоть и сложно, но возможно. Дети всегда должны быть сытыми. С утра им нужен плотный завтрак, если предстоит какое-либо испытание — конкурс, экзамен, в первую очередь нужно накормить их домашней едой, чтобы перекус после сильного напряжения не потребовался.
  • В младшем школьном возрасте частыми причинами стресса у детей являются интернет-игры и интернет-общение. Проиграв в компьютерной игре или не поладив с интернет-приятелями, ребенок «заедает» расстройства — обычно у компьютера всегда стоит тарелка с печеньем или с конфетами. Если не позволять есть во время занятий с компьютером и дозировать время, которое дети за ним проводят, то не будет ни лишних стрессовых ситуаций, ни возможности переедания.
    • Съедаю ли я что-то вкусное, когда раздражаюсь или волнуюсь?

    Нужно ли мне что-то съесть после выхода из тяжелой ситуации?

    Если с положительным ответом хотя бы на один из вышеперечисленных вопросов совпадает наличие лишнего веса до 4 кг, то следует задуматься, как от него избавиться.

    Почему возникает привычка заедать стресс

    Взрослым кажется, что маленькие дети, которые растут в любящей семье, стресса не испытывают. Для них нет никаких причин, рядом любящая семья, которая обеспечивает все потребности.

    Пока дети маленькие, родители радуются каждому съеденному куску, поэтому малыши считают, что чем больше они съедят, тем больше будут довольны родители. Если ребенок не уверен в себе и в поддержке родственников, то он старается доставить им радость таким простым способом.

    Почему заедают стресс взрослые

    Когда взрослый начинает задумываться, что делать, если заедаю стресс постоянно и это уже стало проблемой, он редко пытается понять, почему у него сформировалась эта привычка.

    Постоянное желание съесть что-то вкусное в минуты душевных переживаний нельзя объяснить только влиянием взрослых во времена раннего детства, существуют и иные причины выработки данного рефлекса.

    Нездоровая наследственность, вызывающая некоторые особенные реакции нервной системы, когда избыточную репродукцию кортизола заглушают едой, не отдавая в этом отчет.

    Как перестать заедать стресс и одиночество взрослому

    Как не заедать стресс с помощью коррекции рациона

    Настройку на изменение рациона следует начинать с анализа собственного пищевого режима. Лучше всего для этого завести дневник, в котором нужно будет отмечать, сколько съели в течение дня, через какое время принимали пищу, какими эмоциями вызван перекус. Когда ведешь пищевой дневник, одиночество даже полезно — появляется возможность проанализировать свои ощущения.

    Рекомендации по коррекции рациона:

    Не обязательно подбирать для себя строгую диету, достаточно исключить из рациона избыток сладостей и жирных блюд.

    Следует сосредоточиться на режиме питания. Лучше остановиться на дробном режиме — питаться каждые 3-4 часа, чтобы количество глюкозы в составе крови находилось на одном уровне и чувства голода не возникало.

    Нужно поддерживать норму витамина D в крови — уровень определяется с помощью анализа. Именно этот витамин помогает усваивать калий, кальций, магний, стабилизирует иммунный статус. Для пополнения резерва витамина D в рацион следует вводить треску, скумбрию, тунца, творог, сливочное масло, сыр, кефир, ряженку. Чтобы полностью обеспечить себя на день витамином D, можно с утра съесть тарелку овсяной каши, а днем порцию печеного картофеля.

    • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
    • Существует мнение, что заниматься чем-то интересным можно только в коллективе. Но есть очень много занятий, при которых желательно находиться в одиночестве, в тишине — желающие могут включить приятную музыку, шум прибоя, звуки леса или что-то успокаивающее.

      В одиночестве можно вязать, вышивать, шить, плести макраме, заниматься компьютерными играми, варить мыло, составлять букеты… От всех этих занятий трудно оторваться, да и руки постоянно заняты — невозможно бессознательно «бросить» в рот лишний кусок.

      Что делать, если заедаете стресс: советы психолога

      Если мгновенный стресс и длительная эмоциональная нестабильность вызвали проблемы с лишним весом и отразились на состоянии нервной системы, можно обратиться к психологу.

      Наиболее частые рекомендации в этом случае:

      Нормализовать режим дня, полноценно отдыхать, устранить бессонницу, постараться успокоиться. Для лечения бессонницы и в качестве успокаивающих средств можно использовать народные рецепты — сборы и отвары из мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Успокаивающее действие оказывают витаминно-минеральные комплексы с высоким содержанием витаминов группы В — «Нейровитан» или «Неуробекс-Форте».

      Психолог может помочь овладеть аутотренингом, посоветовать заняться йогой, порекомендовать индивидуальные занятия, которые помогут расслабиться.

      Дети младшего возраста реагируют на стресс очень остро. Частыми симптомами стресса являются тошнота, рвота, головные боли, вызванные сужением сосудов. Эти симптомы устраняются, если ребенку дать что-то сладкое: уровень сахара в крови повышается, и временный дискомфорт исчезает. Но подобная «терапия» и способствует выработке вредной привычки — заеданию стресса.

      Правильная подготовка к стрессу поможет обойтись без употребления сладостей, если ребенок попал в трудную для себя ситуацию.

      Рекомендации при борьбе с перееданием у детей младшего возраста:

      «Детские» продукты — это правильная здоровая пища, которую следует, как и в случае со стрессом при лечении взрослых, готовить. Если в холодильнике стоит суп, второе и третье, то малыш даже после сильного волнения не будет «кусочничать», а будет ждать, когда его покормят родители. Есть следует только в заранее установленное время.

      Единственной добавкой к рациону после сильного волнения может стать стакан молока с капелькой меда перед сном или чай из фенхеля, липы, мелиссы или ромашки.

      Нужно привыкнуть укладывать малыша спать в одно и то же время.

      Если ребенка после мероприятия забирают родители, расспрашивают его о происшедшем подробно, он, пересказывая, отвлекается и забывает о желании перекусить.

      Как перестать заедать стресс — смотрите на видео:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *