Доктор Моррис

Цинизм

Цинизм

Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии.

Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения.

Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором.

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам.

Кинизм

Основная статья: Киники

Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования.

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.

Современное понимание цинизма

К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.

По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо».

Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.

При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры.

Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом.

В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы.

Примечания

  1. Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. Цинизм — Малый академический словарь
  3. Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  4. Цинизм (недоступная ссылка) — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  5. Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
  6. Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  7. Цинизм (недоступная ссылка) — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  8. 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
  9. 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
  10. 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
  11. О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
  12. Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
  13. Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
  14. Хулиганство. Комментарий к статье 213 Архивная копия от 9 ноября 2011 на Wayback Machine — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
  15. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
  16. Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)

РП поговорила о цинизме как болезни современного общества с ученой Ангелиной Гуковой, получившей медаль РАН за исследование этого феномена

Философская работа о повсеместном распространении цинизма, выполненная аспиранткой ТГУ Ангелиной Гуковой, удостоена медали Российской академии наук. Исследовательница рассказала «Русской планете», почему цинизм, глубоко укоренившийся в современном обществе, ставит под угрозу все наши традиции и ценности.

— Ангелина, давайте для начала определимся с терминами. Что же это такое — цинизм?

— Принято считать, что цинизм — это качество, присущее лишь отдельным людям, как правило, маргинальным, не принимающим активного участия в жизни общества, исключенным из него. Большинство людей думает, что, встретив циника, они моментально его узнают: это такой злой, негативно настроенный субъект, который сразу выделяется из толпы. Но мало кто осознает, что современный циник больше не похож на гротескную маску из античной комедии.

В своей работе я исхожу из другого посыла: что циничное отношение сейчас характерно для каждого члена общества. Присуще всем нам. Немногие назовут себя циниками, прямо заявят, что их отношение к жизни цинично, разве что в качестве бравады. Но фактически цинизм стал одной из основ нашего мировоззрения, перестал быть исключением и стал явлением обыденным. На все, что происходит вокруг, мы смотрим через призму цинизма, сами об этом не подозревая. Поскольку цинизм стал присущ не отдельным людям, а всем нам, мы перестали его замечать.

– И в чем же состоит циничное отношение к жизни?

– Современный цинизм — это феномен, благодаря которому каждый из нас склонен оценивать все происходящие вокруг негативно. Что бы вокруг не происходило, мы пытаемся отстраниться от этого, не хотим ни в чем принимать участия, поскольку не верим, что в итоге получится хоть что-то хорошее. А сами не пытаемся ничего делать, так как убеждены, что это не имеет смысла — все равно все закончится крахом. Считаем бесполезным любое начинание. Начинаем отрицать все ценности и моральные нормы.

Прямым следствием глобального распространения цинизма в обществе становится потребительское отношение к жизни, радикальный прагматизм. К любым знаниям, умениям, ко всему, что не касается наших бытовых интересов, мы относимся либо как к чему-то ненужному, либо к тому, что нам мешает. Оцениваем все с точки зрения того, насколько это нам самим выгодно и полезно. Для нас перестает быть важным все, что не приносит выгоды. И это происходит на всех уровнях — мы относимся цинично и к бытовым событиям, и к общественной жизни, и ко всем социальным институтам.

— Что же превратило цинизм в правило из исключения?

— Причину глобального распространения цинизма следует искать в исторических событиях. В XX веке российское общество видело слишком много примеров крушения идеалов, моральных ценностей. Люди стремились к ним, верили в них, и раз за разом они себя не оправдывали. Закономерно, что это привело к отрицанию и критике любых начинаний.

Аспирантка ТГУ Ангелина Гукова. Фото из личного архива

— Многие нации бравируют своим цинизмом, например, англичане. Как вы полагаете, есть ли разница между русским цинизмом и цинизмом других народов?

— Я бы назвала англичан скорее не циниками, а скептиками. Скептицизм — это более здоровое явление, в его основе лежит сомнение. Он позволяет здраво относиться к предметам или явлениям, мешая погрязнуть в идеализме. Скептик сомневается в результате, поэтому хочет все проверить и убедиться лично, но не ставит под вопрос саму возможность чего-то достичь. Если у него не получается добиться желаемого результата, он не перестанет пытаться, а повторит попытку еще раз. Попробует что-то изменить, чтобы все же достичь цели. А цинизм приводит к тому, что, потерпев неудачу в чем-либо, человек больше не предпринимает новые попытки, и поэтому он имеет более разрушительные последствия.

— Исторически в цинизме всегда присутствовал элемент иронии, юмора, попытка увидеть ситуацию под другим углом, в иной, неожиданной плоскости. В современном цинизме сохранилась эта особенность?

— Сейчас она исчезает. То, о чем вы говорите, было справедливо скорее в отношении цинизма в античном понимании. Тогда он воспринимался как овод, который кусает ленивого вола. С помощью юмора, иронии, цинизм помогал развиваться тому, что застоялось. А современный цинизм этого качества лишен, и в этом его основная беда. Теперь он превращается не в то, что нас подстегивает к развитию, а в фактор, способствующий застою. Ведь если мы считаем, что любые начинания все равно потерпят неудачу, то и делать ничего не хотим.

— Но ведь многие создают, к примеру, благотворительные фонды, помогают другим людям, не имея от этого никаких бонусов, даже репутационных?

— Действительно, таких примеров можно привести достаточно много. Но беда в том, что даже на самые позитивные явления мы все равно смотрим через призму цинизма. Про людей, которые пытаются сделать что-то хорошее, мы думаем, что таким образом они стремятся получить какие-то барыши. К самым бескорыстным поступкам относимся с подозрением, считая, что за ними все-таки кроется нечто негативное.

Про тот же благотворительный фонд мы думаем, что, возможно, его создали мошенники. Я перечислю им деньги — и они положат их себе в карман. Глобальное недоверие мешает разглядеть альтруизм в других людях, понять, что все не так плохо, как нам кажется.

— Как думаете, а кто сейчас циничнее — взрослые или дети?

— Думаю, цинизмом все заражены в равной степени, но у детей он проявляется ярче. Подходить ко всему с точки зрения прагматизма среди школьников сегодня очень модно — ведь все негативное всегда выглядит притягательнее. Более того: ситуация, сложившаяся в школьном образовании, это поощряет. Многие школьники оправдывают свое нежелание изучать те или иные предметы тем, что по ним не нужно сдавать ЕГЭ. А раз они не нужны для поступления в вуз, то и усилия на них можно не тратить.

— Так или иначе, но государству придется противостоять цинизму, отрицающему какие-либо моральные ценности или нравственные устои. Может ли в этом помочь религия?

— Полагаю, что да, и растущий в обществе интерес к религии об этом свидетельствует. У людей всегда есть потребность в идеале, в устойчивом основании, на которое можно опереться. Самому циничному человеку все-таки хочется думать, что есть непоколебимая истина, от которой он может оттолкнуться. Ему необходимо почувствовать под собой твердую почву. Ведь жить в ситуации постоянного отрицания и недоверия ко всему очень тяжело.

— А какие еще пути преодолеть глобальный цинизм, помимо религии, вы видите?

– Мне кажется, что в этом может помочь популяризация науки, литературы, искусства. Если у людей станет больше путей для получения знаний, образования, то сфера их интересов начнет расширяться. У них появится больше возможностей реализовать себя, а значит, соблазн скатиться к цинизму уменьшится. Если учителя сумеют показать школьникам, сколько всего хорошего и интересного существует в мире, помимо прагматичных вещей, это будет здорово. Дети увидят, что если даже какие-то начинания не слишком удались, то в их основе лежало стремление к добру, к прогрессу. Но для этого учителя должны не натаскивать детей на сдачу ЕГЭ, а вдохновлять их, пробуждать интерес к знаниям. Объяснять, что мы изучаем и для чего, какая в этом ценность. Пока же школьники получают представление о мире не на школьных уроках, а из Интернета, что и делает их прагматичными и циничными.

— Экономический кризис поможет излечиться от цинизма или усугубит ситуацию?

— Изначально усугубит, поскольку мы начнем еще более негативно относиться ко всему происходящему. Но с другой стороны, возможен и другой сценарий, когда кризис подвигнет нас на поиск ориентира, который поможет не допустить повторения кризисной ситуации, на поиск чего-то лучшего, что приведет к прогрессу. Ведь очевидно, что на одном негативе далеко не уедешь.

Цинизм всегда рассматривается с отрицательной точки зрения, как попирание существующих в обществе устоев.

Но есть у подобной позиции и свои преимущества.

Кто такой социопат и чем он опасен? Узнайте об этом из нашей статьи.

Циничный человек

Обычно пренебрежение общественными устоями свойственно людям, которые стремятся доказать свое превосходство, любыми способами достичь поставленных целей, противостоять несправедливости и лицемерию общества.

То есть, причины, побуждающие человека вести себя подобным нестандартным образом, могут быть различными. Результат же всегда один — непонимание, раздражение, неприятие со стороны других людей.

Циничное поведение практически всегда становится источником возникновения конфликтных ситуаций, поскольку жизненная позиция его носителя не соответствует убеждениям большинства.

Человек намеренно снижает важность значимых для других людей вещей, ставит под сомнение общепринятые авторитеты.

Это не может не вызывать раздражения. Часто в его поведении проскальзывает ирония, насмешка, что лишь усугубляет ситуацию.

Обычно личности, пренебрегающие моральными идеалами, отличаются жестким, скрытным характером. Они требовательны, прямолинейны, проницательны.

Циник уверен, что все в этом мире можно купить. Он отбрасывает любые представления о стыде, морали, принципах, нравственности. Все, по его мнению, имеет логическое обоснование и материальную ценность.

Окружающие люди рассматриваются с позиции полезности. Если кто-то перестает отвечать предъявляемым к нему требованиям, то его всегда можно заменить.

Психология

Люди, высмеивающие общественные устои, воспринимаются в качестве агрессоров. Но с психологической точки зрения цинизм далеко не всегда является способом демонстрации доминантного поведения.

Нередко это своеобразная защитная реакция человека, который пытается скрыть за маской безразличия собственные переживания.

В подобных случаях циником оказывается мягкий и уязвимый индивид, который подобным образом возводит стену между собой и другими людьми.

Это позволяет ему защитить свой внутренний мир от грубого вмешательства извне и оградиться от возможных страданий.

Так, переживший предательство мужчина может демонстрировать в дальнейшем пренебрежение ко всем представительницам прекрасного пола из страха опять быть преданным.

Если же никакой внутренней психологической травмы за подобной жизненной установкой не стоит, то можно говорить об осознанном выборе этого стиля поведения.

Личности с бунтарским складом характера выбирают его для выражения негативного отношения к существующему в обществе порядку вещей.

Как проявляется?

Мужчины и женщины обладают разными психологическими особенностями, поэтому проявление цинизма имеет у них свои нюансы.

У мужчин

Для мужчин всегда на первом плане успех, карьера, деньги. Мужчине важно реализоваться в жизни. Соответственно, цинизм нередко свойственен тем представителям сильного пола, кто не смог добиться больших высот.

За маской презрения к обществу скрывается чувство недовольства собой и нереализованности в профессиональной сфере.

В личной жизни цинизм мужчины может оправдываться пережитыми травмами. Обида на одну женщину может перерасти в агрессию ко всем женщинам, что в итоге проявляется в насмешливом, пренебрежительном отношении.

Женщины и девушки воспринимаются как вещи, которые имеют определенную цену.

Мужской цинизм может быть вызван и иными причинами.

Так, стремление к материальному достатку может постепенно привести к полной потере духовности, нравственности.

Привычка мыслить рационально и искать везде выгоду переносится на все сферы жизни: дружбу, любовь, семью.

У женщин

Женщины преимущественно живут чувствами, эмоциями. Для них обычно личная жизнь имеет большее значение, чем карьерные достижения. Соответственно, женщины становятся циничными, когда терпят крах в отношениях, семье.

Неудачи в личной жизни делают их жесткими, агрессивными, недоверчивыми. Рассчитывая только на себя, женщина перестает доверять окружающим. Все навязываемые обществом принципы вызывают у нее раздражение.

Женский цинизм несет в себе большую опасность, чем мужской. Он более злой, жесткий.

Представительницы прекрасного пола созданы природой для материнства, семьи. Это предназначение подразумевает наличие душевных качеств: мягкости, ласки, доброты. Соответственно, циничная женщина уходит от своей природы и приближается больше к мужской сущности.

Примеры из жизни

Ярким примером современного цинизма является равнодушие и безразличие к проблемам других людей.

Так, здоровый и сильный мужчина проходит мимо женщины с тяжелыми сумками и не предлагает помощь, а молодой парень не уступает место в автобусе пожилому человеку с тростью.

Эти люди не считают себя обязанными помочь более слабому человеку, имея все возможности для этого. Они убеждены, что каждый сам решает свои проблемы. Никто никому ничем не обязан — популярный девиз современных циников.

Другое направление цинизма — выраженный максимализм, противопоставляющий истинные ценности банальностям, зачастую навязанным стереотипами. Например, отрицание дня Святого Валентина, насмешки над поцелуями влюбленных на улице, презрение к любым романтическим публичным поступкам.

Презрительное отношение к подобным тенденциям в сфере любовных отношений может быть рассмотрено как цинизм сухого, лишенного чувств человека.

В то же время его поведение может свидетельствовать о наличии собственного понимания отношений, идущего в разрез с общепринятыми представлениями.

Циник не верит в бескорыстность поступков людей. Например, искреннее желание друга помочь разобраться в сложной жизненной ситуации будет рассматриваться циником с подозрением.

Он будет пребывать в уверенности, что за доброжелательностью друга стоит не простое желание помочь, а поиск выгоды.

Как им стать?

Чтобы стать циником, нужно делать следующее:

  1. Сконцентрироваться на своем неудачном жизненном опыте. Постоянное обдумывание собственных неудач дает необходимый пессимистический настрой.
  2. Убедить себя в том, что негативный опыт обязательно повторится. Осознание возможного повторения негативных событий стимулирует развитие настороженного отношения к людям.
  3. Не доверять окружающим людям. Циники верят только себя. Все люди вокруг не вызывают у них доверия, так как нацелены исключительно на получение выгоды (по их мнению).
  4. Озвучивать вслух все свои мысли без оглядки на мнение и чувства других людей. Нужно не считаться с другими людьми, проявляя определенный эгоизм и безразличие.
  5. Развивать интеллект, чувство юмора. Циничность является достаточно сложной по организации чертой характера, требующей определенного уровня развития интеллекта.

    Чувство юмора позволяет смягчить любые замечания, сделав их при этом еще боле меткими.

Таким образом, психология цинизма достаточно многогранна. Каждый человек выбирает подобную линию поведения по конкретным причинам. При желании можно развить в себе здоровый цинизм, который поможет выживать в современном обществе.

О цинизме в этом видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

Цинизм – это поведение, проявляющееся в откровенно негативном, презрительном, нигилистическом и пренебрежительном отношении к общественно принятым устоям, культурным ценностям, общепринятым нормам морали и нравственности, представлениям о приличиях, официальным догмам царящей идеологии. Циничное поведение выражается в демонстративном игнорировании отдельных моральных ценностей. Холодный цинизм – это также мировоззрение, заключающееся в восприятии этических норм в качестве ненужных для решения практических задач или избыточных. Циник отрицает такие поведенческие мотивы, как стыд, сочувствие, жалость, сострадание, поскольку они не соответствуют его личным интересам.

Цинизм значение слова

Слово цинизм изначально произошло от древнегреческого учения «киников», которые стремились к освобождению от условностей, естественности. Кроме того, они считали добродетелью презрение к ограничениям и условностям, предельное упрощение существования и быта. Наряду с этим киники стремились крайне ограничить собственные потребности, поскольку склонны следовать собственной природе. Освобождение от условностей и ограничений у киников заключалось в отчужденности от социума (семьи, государства), избавление от религиозных догмат и культурных норм, вплоть до отношения к невоспитанности, необразованности и безграмотности как благам. Вместе с тем киники почитали как благо верность и благодарность. Этические нормы киников требовали «отваживания от зла», другими словами разрыва с устоявшимися морально-нравственными нормами. Приверженцами философии киников были Кратет, Диоген Синопский. Они проповедовали пренебрежение к общепринятым морально-этическим догмам и ценностям. Сторонники описываемого ученья считали устоявшиеся морально-культурные нормы и ценности не целесообразными.

Цинизм значение его в наше время подразумевает поведение, выражающееся в презрительном, пренебрежительном, нередко наглом и бесстыдном отношении к чему-либо (например, нормам общепринятой морали).

Слово цинизм также означает нигилистическое отношение к культуре, религиозным догматам и этическим нормам.

Циничное поведение выражается открытой демонстрацией индивидом пренебрежительного отношения к устоявшимися правилам морали с целью достижения намеченных перед собой задач. Личность, исповедующую подобное поведение именуют циничной или называют «циником».

Для циничной личности главным является достижение ее персональных целей. Такая личность не остановиться практически не перед чем для получения желаемого.

Цинизм в жизни считается деструктивной формой поведенческой модели, одновременно с этим – это личностная позиция, базирующаяся на умышленном демонстративном презрении нравственных постулатов и норм поведения, устоявшихся в социуме.

Считается, что цинизм представляет собой либо порождение отчаяния, либо следствие безнаказанности. Проявляя себя через разочарованность, душевную боль и неудовлетворенность, цинизм зачастую является механизмом защиты, охраняющим ранимую и чувствительную личность от грубости внешнего мира и несовершенства социума. В очередной раз ощущая душевную боль и переживая личный кризис вследствие утраченных иллюзорных идеалов, индивид, не имеющий под ногами иного фундамента, принимает решение полностью отречься от чувств, приносящих боль.

Вызывающие поступки циничных субъектов направлены, в большинстве своем, не против нравственных догм как таковых, а против шаблонности и конформизма. Вандализм и бесчинство циников является своеобразным протестом против навязываемых им стандартов, стремлением выразить собственную индивидуальность. В ряде случаев за хулиганскими деяниями стоит эгоизм, чрезмерная гордыня и вседозволенность, которые являются огрехами воспитания.

В некоторых случаях можно дать положительное определение цинизма. Например, когда произошло крайне неприятное событие для личности, на которое она повлиять не в состоянии, также при отсутствии возможности контролировать это событие. Чтобы избежать расстройств, а также для сбережения внутренней целостности в этом случае описанный способ поведенческого реагирования может быть применен вполне оправданно, если подобное поведение не затронет интересов других индивидов.

В любом случае, цинизм в жизни считается пассивным способом решения проблемных ситуаций, который брать за привычку не рекомендуется по причине его не эффективности. Чтобы искоренить холодный цинизм в личности, необходимо культивировать в этой личности человечность, гуманность, сострадание к окружению.

Цинизм побеждается признанием духовных приоритетов более значимыми, нежели себялюбивые цели индивида.

Примеры цинизма

Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.

Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.

Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест. Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства. Главное результат, а способы их добывания быть любые. Другими словами, когда индивид произносит фразу, что деньги не пахнут, он признает и осознанно оправдывает аморальность и даже незаконность используемых методов для достижения конечного результата или цели. Это и есть проявления цинизма.

Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.

Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.

Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша. Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды. Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность. Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру. Однако вследствие непомерно циничного отношения к окружающим он предпочел скитаться, перебиваясь мелкими аферами и редкими заработками, в ожидании большого куша от судьбы. Его жизненное кредо заключается в одной фразе: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».

Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости. Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит. Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.

Проблема цинизма

Зачастую цинизм человека – это его концепция, теория жизни, которая защищает его от боли, страданий, риска. Зачастую циниками становятся интеллектуально развитые люди, использующие пренебрежительно-отрицающее поведение в качестве некоего философского ученья, посредством которого можно уцелеть, избавиться от душевных терзаний. Это ученье может быть любым, даже откровенно глупым, например, классифицировать весь женский пол по уничижительным категориям. Ключевое значение такой выдуманной теории заключается в ее способности все объяснить. Другими словами, концепция цинизма для циника – это фундамент, на котором базируется его защита.

Существуют социологические исследования, показывающие, что современное молодежное поколение испытывает огромный дефицит опор, базисов, рамок. Вследствие чего молодые люди пускаются на мучительные поиски таких рамок.

Итак, цинизм значение, которого для большинства людей высоко, именно вследствие его иллюзорной возможности защитить, появляется у субъектов на фоне терзаний души, которые они желали бы избежать. Эти терзания тесно связаны с утратой смыслового базиса, когда индивиды начинают ощущать бессмысленность или абсурдность всего происходящего. Люди превращаются в циников во избежание наихудшего варианта развития событий, которое может произойти. Они желают избежать так называемого экзистенциальной фрустрации, вакуума, кризиса. То есть циники всеми силами стремятся избежать разочарования, апатии. При помощи циничной модели поведения человек пытается защитить себя от жизненных разочарований и страданий.

Однако не следует расценивать цинизм по аналогии с другими известными механизмами психологической защиты. Определение цинизма отнюдь не положительно. Многие исследователи сравнивают данную поведенческую модель с агрессией, ведь индивид прикладывает массу усилий ради преодоления угрозы. Однако в действительности ему ничего не угрожает.

Парадокс циничного поведения заключается в обесценивании ряда ценностей, важных для остальных людей, таких как любовь, честность, верность искренность. Обесценивая ценности циник, как бы испытывает их прочность.

Циничная личность в действительности необязательно будет жестокой, но все моральные качества, культурные нормы, которые она лишает ценности, являются для нее болезненным местом. Индивид превращается в циника ситуационно, нездорово реагируя на «повреждение» именно в той области, против которой он демонстрирует яркое негативное отношение. Например, мужчина может отрицательно высказываться о слабой половине человечества, рассказывать несправедливые вещи о барышнях, но на самом деле он затаил злобу на одну единственную представительницу женской части населения, которая ранее его обидела. Таким поведением он сам непроизвольно себя выдает, демонстрируя, что именно в сфере взаимоотношений полов у него что-то пошло не так.

Проблема цинизма заключается в следующем. В первый черед, он превращает человеческого субъекта в черствое и бесчувственное существо. Он становится причиной одиночества человека и его изоляции.

Цинизм обнажает человеческой слабости, а не скрывает их. Он культивирует замкнутость, необщительность, ограниченность чувств, односторонность взаимодействия с социумом и внешним миром. Циничная личность духовно опускается и морально деградирует.

Исследования американских ученых доказали, что цинизм и бездушие вредны для здоровья, поскольку наиболее подвержены цинизму индивиды, страдающие затяжными депрессиями и хроническим перенапряжением. Кроме того, лабораторные анализы крови испытуемых циников подтвердили их предрасположенность к недугам сердечнососудистой системы.

Для преодоления цинизма социологи рекомендуют, в первый черед, отыскать опору. Ведь циник – это разочаровавшийся в мире субъект, перешагнувший на «сторону зла» из-за отсутствия ценностей, на которые он смог бы опереться. Поэтому циникам рекомендуется научиться отвечать добром на все плохое, надеждой на отчаяние, верой на сомнения, сохранять человечность и способность к сопереживанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *