Доктор Моррис

Цель общения

Содержание, цель и средства общения

В общении принять выделять содержание, цель и средства.

– это информация об объективных и психологических фактах от одного человека к другому в процессе межличностных контактов.

По содержанию общение может быть представлено как: а) когнитивное (обмен знаниями); б) кондиционное: обмен психическими состояниями (например, эмоциями), в результате чего включается процесс воздействия друг на друга; в) мотивационное – обмен потребностями, установками, интересами; г) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками.

Выделим в содержании общения следующие компоненты:

1. Когнитивная составляющая или аспект общения – связан с процессами межличностного восприятия и познания на основе на основе вербальной и невербальной системы.

2. Аффективная составляющая или аспект общения связан с регуляцией психоэмоциональных состояний личностей.

3. Интерактивная составляющая ориентирована на поведенческую сферу личности и связана с регуляцией поведения личности в группе.

Цель общения: удовлетворение различных потребностей и общение ради его самого.

Поцелям (мотивам) общение разделяется на модальное и диктальное общение:

· Модальное общение имеет место тогда, когда мотивы общения лежат в пределах самого общения и люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений».

· Диктальное общение – передача информации, побуждение партнера по общению, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Способы передачи информации разнообразны: телесный контакт, язык, знаки, символы, письменность и т.д.

По средствам общения выделим вербальное и невербальное общение.

Вербальное общениеосуществляется с помощью речи, оно является доминирующим у человека. Это связано с тем, что речь обладает безграничными возможностями кодирования и передачи информации, выражения психических состояний, построения многообразных вариантов построения психологического взаимодействия.

Речь принято дифференцировать на несколько видов: устную, письменную, внутреннюю.

Различие письменной и устной речи:

· письменные тексты пишутся по свои правилам (четкие формулировки, полнота информации, логика изложения). Если законы эти не учтены, то излагаемая информация может быть трудной для восприятия.

· акт речевого общения включается взаимосвязанные между собой процессы: а) произнесение речи; б) её восприятие; в) понимание речи.

Восприятие устной является смысловым, т.е. включает в себя понимание того, что слышим.

Умение слушать необходимо для решения многих задач. Неумение слушать – один из самых серьезных недостатков в общении.

Ошибки, мешающие услышать и понять собеседника:

· Недостаток внимания, его отвлечение.

· Преждевременная оценка услышанного и желание обобщить факты без получения всей необходимой информации.

· Приписывание своих мыслей говорящему.

· Желание доминировать, настоять на своем, подавив собеседника.

· Стремление полностью захватить инициативу, не давая собеседнику возможности высказаться, что сопровождается перебиванием, стремлением договорить за своего партнера.

Невербальное общение осуществляется на основе неречевых средств:

· кинетических (мимика, жесты, пантомимика);

· паралингвистических (особенности голоса);

· экстралингвистических (особенности говорения: паузы, покашливания, темп и т.д.);

· пространственное расположение партнеров: занимаемое место, дистанция и др.;

· визуальных (выражение глаз);

· физических прикосновений и поглаживаний;

· одежда и другие компоненты оформления внешнего вида.

Правила эффективного невербального общения:

· Не вторгайтесь без необходимости в личное пространство собеседника, которое составляет около 1-2 м.

· Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд как стремление подавить.

· Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции в резонанс с движениями и реакциями вашего собеседника. Этим вы показываете свой интерес и внимание как к своему собеседнику, так и его словам.

· Избегайте закрытых поз (руки, скрещенные на груди, пальцы рук, сжатые в кулак, прикрывание рта рукой и т.д.).

· Наблюдайте за позой, мимикой, жестами, голосом, дистанцией и ориентацией корпуса собеседника.

Содержание, цель и средства общения

  • Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения

    Важное значение эмоций для процессов регулирования поведения отражается также в их широком использовании в социальном поведении человека. Мимика человеческого лица, тонко отражающая различные оттенки эмоционального состояния человека, является настолько существенным инструментом общения, что совершенно…
    (Психология и педагогика)

  • Межличностное общение животных и истоки чувств людей

    Попробуем проанализировать проблему истоков возникновения такой категории человеческих отношений, как чувства. Необходимость общения отдельных индивидов в процессе их взаимодействия проявляется не только у людей, но в определенной степени у всех социальных животных, ведущих общественный образ жизни….
    (Психология и педагогика)

  • Педагогические технологии общения

    Дидактика как теория обучения и образования освешает несколько аспектов процессов преподавания. Наряду с воспитательной деятельностью и наряду с деятельностью, направленной на сообщение учащимся суммы знаний, навыков и умений, фундаментальной характеристикой преподавания является общение между преподавателем,…
    (Психология и педагогика)

  • Особенности общения по телефону

    Очень важно начать разговор без напряжения. Для этого необходимо связывать каждый последующий вопрос с предыдущим, как при обычной беседе. Из ответов нужно быстро выделить информацию о потребностях клиента. Даже если он говорит, что уже договорился с другой фирмой, ему все равно требуются какие-то услуги….
    (Управление продажами)

  • Коммерческое общение

    Анатомия заключения сделки Коммерческая беседа — это процесс делового общения — переговоров между менеджером, с одной стороны, и клиентом — с другой. Поэтому коммерческую беседу можно рассматривать как вид межчеловеческого общения. Переговоры — это процесс, который может оказывать сильное влияние…
    (Управление продажами)

  • Общение с пользователями услуг и использование средств коммуникации

    Внутренние аудиторы должны поддерживать удовлетворительные отношения как между собой, так и с проверяемым персоналом, руководством организации и внешними контролерами (внешние и государственные аудиторы), использовать эффективные средства коммуникации, уметь общаться и в устной, и в письменной форме…
    (Внутренний аудит)

  • Общение

    Нет выше наслаждения, нет более утешительного чувства, как двигать тысячи людей одним словом, одним взглядом. М.С. Щепкин Понятие и функции общения Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя…
    (Основы общей психологии)

  • Коммуникативная функция общения

    Коммуникация — связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией. Коммуникацию также определяют как использование слов, букв, символов или иных средств для получения информации об объекте или событии. «Умение читать приобретается чтением книг, — писал Честерфилд, — но гораздо более необходимое…
    (Основы общей психологии)

  • Интерактивная функция общения

    Вступая в процесс общения, люди не только получают и передают информацию, но и стремятся контролировать, регулировать, т.е. организовывать по своему желанию поведение партнеров по общению. Эту функцию общения принято называть интерактивной. Английский психотерапевт Ф. Перлз выделяет две основные позиции…
    (Основы общей психологии)

  • Перцептивная функция общения

    Перцептивная функция подразумевает межличностное восприятие (социальную перцепцию) говорящего и слушающего. Специфика социальной перцепции при коммуникации включает следующие моменты: 1) сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата; 2) всегда неизбежно искажение смысла…
    (Основы общей психологии)

Характеристика общения. Функции

12345

Тема 4.Общение как специфическая разновидность деятельности

Вопросы:

1. Понятие, структура и задачи общения.

2. Характеристика общения. Функции.

3. Средства общения.

4. Общая характеристика речи и языка, их функции.

5. Значение общения в профессиональной деятельности врача.

Понятие, структура и задачи общения.

Общение -это форма деятельности, осуществляемая между людьми, как равными партнерами, и приводящая к возникновению между ними психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, особая форма взаимодействия.

Человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнерами по общению информации (вербальной или невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания.

Коммуникация -способность человека к обмену информации.

Стороны общения:

1. Коммуникативная –заключается в обмене информации между партнерами. (разговор)

2. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между общающимися партнерами. (взаимосвязь)

3. Перцептивная – организует взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию общения.

Структурные компоненты общения:

· Предмет общения;

· Потребность общения, стремление человека к пониманию и оценки других людей, а через них и к самопониманию;

· Коммуникативные мотивы – то, ради чего, предпринимается общение;

· Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, адресованные другому человеку:

— инициативные действия,

— ответные действия;

· Задачи общения – это цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия;

· Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

· Продукт общения – это образование материального и духовного характера, создающегося в итоге общения.

Задачи общения:

· Эффективное получение информации (хорошо владеет навыками слушания)

· Эффективная передача информации (умение говорить)

· Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждение его к определенным действиям (владение ораторскими приемами, речевыми тактиками)

· Получение дополнительной информации о собеседнике (умение точно воспринимать поведение человека)

· Позитивное самопредставление (способность человека производить хорошее впечатление)

Характеристика общения. Функции.

— передача от человека к человеку информации;

— восприятие друг друга;

— взаимооценка партнерами друг друга;

— взаимовлияние;

— взаимодействие;

— управление групповой или массовой деятельностью.

2.Манера

— поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность);

— тон (спокойный, властный, взволнованный);

— дистанция (зависит от темперамента, интра-, экстраверсии, от культуры):

· Интимная — 15-45см (негромкий голос, тактильный контакт)

· Личная – 45-120см (общение обыденное, зрительный контакт)

· Социальная – 120-360см ( общение в офисе, в кабинете)

· Общественная – 360см и более (аудитория).

4. Стиль – индивидуальные типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле находят выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или человеком, психологическая или социальная индивидуальность человека, особенности партнера по общению.

· Деловой,

· Публичный,

· Дружеский,

· Творческо-продуктивный,

· Требовательный.

· Позиционный.

Функции общения

Выделяют в соответствии с содержанием общения 4 – основных и 3 – дополнительных функции общения.

1. инструментальная – общение выступает как механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия

2. синдикативная – общение оказывается средством объединения людей

3. самовыражения – общение выступает как форма взаимопонимания

4. трансляционная-передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

5. экспрессивная – взаимопонимание эмоциональных состояний

6. социальный контроль – регуляция поведения и деятельности

7. социализация — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Средства общения

1. Лингвистические – речевые.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше, а также внимательное отношение к тезаурусу. Известно, что использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания: возможность использования двух типов значений: денотативных (формальные определения, дефиниции: «молоток» — инструмент для забивания гвоздей) и коннотативных (связанных с эмоциональными ассоциациями: «молоток» — нечто тяжелое, холодное); полисемия (многозначное толкование одного и того же слова) и синонимия (использование разных слов для обозначения одного и того же явления). Естественно, что особое значение эти процессы приобретают в условиях межкультурной коммуникации, т.е. при общении представителей двух различных культур.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст. С точки зрения отношения к тексту можно выделить два процесса: «говорение» и «слушание» (термины введены И. А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации ).

Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения линия К — С — Р (коммуникатор — сообщение реципиент) асимметрична. Это можно пояснить на схеме (рис. 4.1).

Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

2. Оптико-лингвистические — невербальные (жесты, мимика).

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. Истоки знакомства с этими средствами восходят к древности, на что обратил внимание французский просветитель XV11I в. Жан-Батист Дюбо, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта». Так же достаточно давними являются и представления о хирономии— правилах жестикуляции и умении «читать» жесты.

В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации . Основные из них следующие: 1) оптико-кинетическая; 2) пара- и экстралингвистическая; 3) организация пространства и времени коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в процесс коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской речи это отрицание, и наоборот.) Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Так, например, специальному исследованию подвергаются различные проявления мимики (выявлена связь между проявлением какой-либо эмоции и положением определенной «зоны» лица — П. Экман), жестикуляции (изучается частота и сила жестов у представителей разных культур — М. Аргайл), поз (выявлены и описаны открытые и закрытые позы, выражающие либо включение в ситуацию, либо доминирование, либо противостояние, специфика походки, «твердой» или «тяжелой» — А. Пиз). Различные проявления мимики, жестикуляции и пантомимы выполняют все те функции по дополнению и замещению речи, о которых говорилось выше. Они сигнализируют партнеру по общению об эмоциональном состоянии участника коммуникативного процесса, о предпочитаемом типе отношений с партнером, о желаемом уровне общения.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия — движением глаз.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как другие средства невербальной коммуникации, его проявления варьируют в различных культурах. Так, мера допустимости пристального взора — «глаза в глаза» — различается, например, в Великобритании и Японии, различное значение придается такому явлению, как мигание (в США это вызывает одобрение, на Востоке рассматривается как дурная привычка). Число таких примеров можно умножить.

«Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать «контакт глаз».

Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга (аналог глаз). Не говоря уже о медицинской практике, явление это оказывается весьма важным и в других профессиях, например в работе педагогов и вообще лиц, имеющих отношение к проблемам руководства.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.

Как известно, в общей теории информации вводится понятие «семантически значимая информация». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и «срабатывает». В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация — это как раз та, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, иными словами, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема решена полностью на сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.

Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу. Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

На основании предложения Бёрдвистла были построены своего рода словари телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бёрдвистл пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный словарь телодвижений не удается: само понятие кина оказалось неопределенным и спорным. Более локальный характер носят предложения о построении словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них просто не решается), но тем не менее определенный «каталог» жестов в различных национальных культурах удается описать .

Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализации» различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; все человеческое тело было поделено на восемь зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы — кины — были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.

Несколько более скромный вариант, как уже отмечалось, предложен для записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе отмечается более 20000 описаний выражения лица.

Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом и получившая название FAST — Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения (рис. 4.2).

«Зоны» лица

Радость Гнев Удивление

Отвращение Страх Грусть

Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в нормальных ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что и здесь проблема кодов решена полностью.

Другой важной методологической проблемой является проблема интерпретации невербального поведения. По сравнению с речью интерпретировать различные невербальные проявления весьма сложно. Это обусловлено не только значительными культурными различиями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтанность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными психологическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к разным субкультурам в одной культуре и т.п. Столь же трудным является и умение распознавать согласование и рассогласование вербальных и невербальных проявлений (когда слова звучат одни, а жесты, мимика, тональность свидетельствуют совсем о другом). Из-за этого актуальной проблемой при интерпретации невербального поведения является проблема доверия/недоверия. Конечно,

известную помощь при интерпретации невербального поведения может оказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой партнерами по общению. Но вряд ли в каждом коммуникативном акте каждый из партнеров способен хорошо ее фиксировать, поэтому в целом искусство адекватной интерпретации — достаточно сложное дело, следствием чего является немалое количество драматических событий в человеческой жизни.

3. Паралингвистические (диапазон, качество, тональность голоса).

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.

Паралингвистика — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, — спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека .

4. Экстралингвистические (смех, плач, паузы, темп речи).

Экстралингвистика — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Паузы, например, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст («Слово — серебро, молчание — золото!»). Все эти проявления увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами. Проявление этих знаковых систем трудно поддается контролю, поэтому допускает различные интерпретации, в частности, в случае рассогласования названных механизмов со звучащей речью, что используется при исследованиях лжи .

5. Пространственновременные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет ее «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Цели и задачи общения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7

Вне общения невозможна человеческая деятельность, так как оно является ключевым и необходимым условием формирования и развития как отдельной личности, так и общества в целом. В процессе общения – во взаимосвязи и взаимодействии субъектов общества, – осуществляется обмен информацией, опытом и результатами деятельности.

Результат межиндивидуальных контактов заключает в себе основную цель общения. Другими словами, целью общения в принципе является то, ради чего индивидуум проявляет этот вид активности: цель общения выступает катализатором и проводником к удовлетворению социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей посредством самого общения – цель общения заключена в нём самом.

Общение в животном мире служит целью донесения жизненно важной информации, необходимой для выживания особи и гомогенных групп.

В сравнении с животными цели человека в процессе общения значительно более разнообразны: помимо приведённых выше рефлекторных и инстинктивных целей, к ним добавляются, например, обмен объективными знаниями об окружающей среде, обучение и воспитание, согласование совместной деятельности, установление личных и деловых отношений.

Так, в ходе общения, преследуемые человеком цели представляют собой средства удовлетворения следующих потребностей:

· социальных,

· культурных,

· познавательных,

· творческих,

· эстетических,

· потребностей интеллектуального роста,

· нравственного развития.

Все они формируют содержание соответствующих функций общения, преследующих, в свою очередь, следующие цели:

· Установление контакта, взаимодействия, как состояния обоюдной готовности к обмену информацией и поддержанию взаимосвязи.

· Непосредственно информационный обмен, выраженный приёмом и передачей информации в ответ на запрос, а также обмен мнениями, мыслями, решениями.

· Побуждение, стимуляция активности партнёра к выполнению определённых действий.

· Координирование, взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

· Укрепление взаимопонимания посредством адекватного восприятие партнёрами друг друга.

· Эмотивное побуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояния.

· Установление отношений – осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.

· Оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра.

Деловое общение имеет ярко выраженный целенаправленный характер. В ходе делового общения происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Оно возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера и настроения партнёра, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные характеристики.

Date: 2015-10-18; view: 962; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *