Доктор Моррис

Тренинг личностный рост

Тренинг личностного роста, цели и задачи

Раньше, чтобы саморазвиваться, люди ходили в библиотеки, читали книги, посещали клубы по интересам. Теперь спектр возможностей гораздо шире. Люди ходят на тренинги, где получают новую информацию, самосовершенствуются, общаются, знакомятся, учатся. Все просто. Выбираешь интересующую тебя тематику и вперед.

Вот, например, тренинг Повышение уверенности в себе. Рассчитан как на подростков, которые только учатся взаимодействовать, общаться, ищут свое ”я ”. Так и для взрослых, у которых есть трудности с налаживанием контактов, знакомством, да и просто с самоощущением себя.

Как проходит тренинг

Обычно, это игры, упражнения, направленные на развитие того или иного навыка. В группе выполняются упражнения, например, поведение в конфликтной ситуации. Разыгрывается сцена, например, вы стоите в очереди, а перед вами кто-то наглым образом влез, каждый участник демонстрирует свою модель поведения, после чего, в группе происходит обсуждение эффективного поведения, не эффективного, почему то или иное поведение было эффективнымне эффективным, как лучше было бы поступить, почему.. На тренинге, каждый участник работает над собой, делает выводы, находит наиболее приемлемые методы общения, поведения. Научается подстраиваться под разные типы ситуаций. Не пасовать перед трудностями, а брать на себя ответственность за происходящее. Научается добиваться поставленных целей и тд..

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста «Я в будущем»

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста «Шприц»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать «иммунитет» к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго — отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста «Чемодан в дорогу»

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста «Цвет эмоций»

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста «Табу»

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста «Самопрезентация»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста «Пессимист, Оптимист, Шут»

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «На какой я ступеньке?»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

— 1-4 ступенька — самооценка занижена

— 5-7 ступенька — самооценка адекватна

— 8-10 ступенька — самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста «Комиссионный магазин»

Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста «Зато…»

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …»;

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «В чем мне повезло в этой жизни»

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Что меняют в человеке тренинги? Ведь так хочется, чтобы пришел на тренинг с проблемами, а оттуда вышел уже другим человеком.

Напоминает сюжет из народных сказок. Иванушка лежал на печи, а залез коню в ухо – сразу вылез красавцем. И тут получает половину царства, царевну в жену и другие ништячки.

Я уже писал на похожую тему в статье «Почему мы верим в волшебство, не желая при этом усердно работать»

Почему пример о сказке заставил нас улыбнуться? Почему не улыбаемся с наших ожиданий с тренингов?

«Быстрее всего учишься в трех случаях — до 7 лет , на тренингах, и когда жизнь загнала тебя в угол». Стивен Кови

Что происходит, когда думаем иначе?

В жизни начинают появляться новые люди и новые возможности. Эти люди и возможности и раньше находились вокруг – их никто не добавил. Они просто не замечались, игнорировались. Вроде бы раньше ничего этого не было.

Представьте, что начали ходить в тренажерный зал. Увлекла идея здорового образа жизни. Мысли о здоровом и мускулистом теле, правильном питании, соответствующем образе жизни.

Что начнете видеть вокруг себя?

На улице среди проходящих мимо людей начнут выделяться:

  • спортивного телосложения,
  • стройные,
  • подтянутые,
  • с энергичной походкой

Они и раньше были! Просто таких людей не замечали.

Что происходит с нами?

  • В голове постоянно мысли о «новом Я»
  • Начинают вырабатываться новые полезные привычки
  • Внедряются в жизнь необходимые навыки

В результате получается изменение себя. Полное и кардинальное!

«Тренинг — это быстрый способ проапгрейдить себя». Гай Кавасаки

Но это изменение к нам пришло или придет через осознание! Через «переваривание» новых мыслей.

Ищите в тренингах что происходит в жизни не так, над чем работать, что добавить или убрать.

«Если бы я узнал про тренинги 30 лет назад, я бы не совершил и половины своих ошибок». Форрест Марс

Спасибо за чтение этой статьи — я потратил много времени, создавая её для вас. Буду благодарен, если вы дадите свою обратную связь. Без информации от вас этот блог не может быть полным. Так что давайте оставаться на связи!

  • Не забудьте оставить комментарий — ваши выводы, мысли и замечания на вес золота. Я читаю их все, обязательно отвечаю и создаю новые статьи на их основе.
  • Поделитесь ссылкой на эту статью — если то, что я написал, полезно, интересно или трогательно для вас, сообщите об этом друзьям и знакомым.
  • Присоединяйтесь ко мне в Instagram — там вы найдёте ситуации, мысли, впечатления из моей повседневной жизни, мои собственные взлёты и падения в борьбе за гармонию, а также множество фотографий, на которых изображено, как я пытаюсь следовать своим увлечениям и принципам жизни.
  • Присоединяйтесь ко мне на Facebook — помимо всей текущей информации, здесь есть ссылки на интересные акции, статьи с других сайтов и вдохновляющие видеоролики.
  • Подпишитесь на рассылку новостей сайта — каждую неделю здесь публикуются проверенные решения бизнес-задач и личной эффективности. Узнавайте первыми о новых лайфхаках, фишках и практическом применении инструментов личной эффективности.

Предыдущая запись Используйте колесо жизни как основу своего планирования Следующая запись Как копирайтеру спланировать свою работу в MyLifeOrganized

Что дают тренинги

Любой человек, который хочет развиваться, учится. Учиться можно по-разному: читать книги, слушать лекции, но в этом случае нет живой обратной связи. Нет проверки того, насколько успешно проходит обучение, и нет качественных подсказок со стороны квалифицированных людей.

Самое лучшее обучение, когда ты что-то делаешь, а рядом с тобой есть профессионал, эксперт, специалист, который может дать оценку твоей деятельности, показать результаты. На тренинге именно это и происходит. Люди могут иметь самые разные представления о том, хорошо или плохо они общаются, ведут переговоры, выстраивают отношения, оказываются лидерами, как они выглядят. А на тренинге все это показывает видеокамера, да и без нее можно увидеть свои неудачи и достижения просто по реакции людей. Они мгновенно покажут, как они относятся к твоим действиям, реагируют на твои предложения. Причем в отличие от обычной жизни, где люди имеют свои личные интересы, на тренинге все пришли учиться, поэтому именно здесь тебе доброжелательно, но прямо и честно скажут, то, что ты в жизни не услышишь от других людей. На тренинге каждый знает, что если сейчас он подскажет другому, как действовать разумней, красивей, ярче и эффективней, то и ему в ответ тоже подскажут. Такую атмосферу задает ведущий, и поэтому тренинги оказываются максимально эффективной формой работы.

После хорошего тренинга в развитии человека происходит достаточно большой и качественный скачок. После тренинга, в течение недели или месяца, этот уровень постепенно падает и, в конце концов, стабилизируется на каком-то уровне, который выше того, что был изначально, но ниже того, который произошел после тренинга. Если на самом пике или в самом начале спада «подхватывать» уровень развития следующим тренингом, то развитие человека идет гораздо быстрее: уровень развития не успевает упасть, человек раз за разом на волне успеха переходит на следующую ступень. В среднем, наиболее оптимальный режим прохождения тренингов — раз в 3-6 месяцев. Для некоторых этот период короче и они проходят тренинги чаще (и на здоровье, если для вас это удобно и комфортно), важно только, чтобы тренинги не подменяли жизнь.

Большинство качественных тренингов способствуют формированию:

  • Тактик и стратегий поведения на основе развития навыков.
  • Системы знаний, позиций, умений и привычек. Тренинг даёт расширение кругозора, новые инструменты, изменение отношения (из-за получения новой информации).
  • Позитивного жизненного опыта на основе проигрывания жизненных ситуаций и получения обратной связи.
  • Убеждений и ценностей на основе полученного опыта.
  • Душевных и физических состояний на основе процедур и атмосферы тренинга.

Однако в реальности все сложнее. Тематика тренинга — это одно, цели тренера — второе, намерения участников — третье. А что в результате получают участники — совсем четвертое, особенно если учесть, что участники могут быть подготовленные и нет, адекватные и не вполне, а тренинги могут быть как качественными, так и плохими…

Психологические тренинги иногда навыки обещают. А они их дают?

Плохие тренинги навыки не дадут. Неподготовленные участники навыки могут не взять. Короткий тренинг (интенсив) в лучшем случае успеет навыком заинтересовать (иногда уже это очень много).

Долговременный тренинг либо серия тренингов может привести к выработке навыка либо заложить его основы. (Цепочка: Интерес — Знание Как и Ощущение «Я смогу!» — Умение — Навык — Привычка). Качественный навыковый тренинг навык ФОРМИРУЕТ. То есть навык в целом встроен. Как минимум, есть знание, есть интерес, есть умение. Навык — не прочный, не у всех, но в процессе формирования.

Насколько Синтон-программа формирует навыки, смотри Эффективность СП.

Чаще всего наилучшим результатом тренинга является изменение позиции участника, его отношения к себе и к работе. Что влечёт изменение в поведении и в итоге — появление нужных навыков и умений.

— Николай Иванович, что для Вас является самым главным результатом Вашего тренинга?

— Результат. То есть не настроение, не эмоции – это участники у нас получают как-то как само собой разумеющееся, а простые и работающие знания и умения. Культура – это то, что остается, когда все остальное забывается. Так и тренинг – он может забыться, а новые, нужны по жизни навыки должны остаться с вами.

Плохие и хорошие тренинги

Нужные знания, умения и состояния дают только хорошие, качественные тренинги. Плохой тренинг может ничего этого не дать, а когда-то и причинить вред. Смотри Плохие тренинги и Как не попасть на плохой тренинг?

С другой стороны, среди самых разных хочется найти самый лучшие, самые достойные тренинги. Как это сделать? Смотрит Качественный тренинг и Методика качественного тренинга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *