Типы акцентуаций по леонгарду
Содержание
Гипотимный тип: радость уступает серьезности
Другие типы акцентуаций:
- демонстративный;
- педантичный;
- застревающий;
- возбудимый;
- гипертимный;
- циклотимный;
- экзальтированный;
- тревожно-боязливый;
- эмотивный;
- эстравертированный и интровертированный.
Пройдите тест на акцентуацию характера и узнайте, черты каких типов акцентуаций по Леонгарду у вас выражены наиболее ярко.
Представители этого типа предпочитают вести достаточно замкнутый образ жизни, сторонятся больших компаний, друзей у них немного, но имеющиеся проверены. Дистимы могут раскрыться только в этом узком кругу людей, которым доверяют. Люди гипотимного типа испытывают ярко выраженную потребность в сочувствии и понимании, дружбе и любви. Им необходимы поддержка со стороны близких и положительная оценка их поступков.
Такие люди более других склонны к депрессиям. Даже какое-то радостное событие не может человеку-гипотимику надолго поднять настроение. Радость омрачается мыслями о том, что она скоро все равно пройдет, а будущее непременно видится мрачным. Такие люди часто чувствуют себя виноватыми в чем-то, не имея на то оснований.
С другой стороны, они серьезны, надежды, добросовестны, охотно отзываются на просьбы о помощи. На дистима, что называется, можно положиться. Представители этого типа почитают индивидуальную работу, которую делают хоть и медленно, зато качественно и последовательно. Совместной работы в группах они сторонятся.
3.Гипертимический, дистимический, эмотивный, тревожный типы акцентуаций в типологической модели к. Леонгарда
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
В классификации К. Леонгарда, разработанной на основе психологического анализа личности, предлагаются следующие типы акцентуаций характера: гипертимный, дистимический, эмотивный, тревожный, интровертированный, возбудимый, демонстративный, неустойчивый, аффективно-лабильный, педантичный и др. (Леонгард, 1981).
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. наибольшую известность получил термин к. Leongard (1968)—“акцентуированная, личность”. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера” . Личность — понятие гораздо болeе сложное, чем характер. Она включает интеллект, cпособности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях к. Leonhard речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях п. Б. Ганнушкина (1933)
В целом, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим
Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, Так и особенностям клинической картины. при эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора
Типы акцентуаций, как уже было сказано весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Различия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях, разработанных в трудах П. Б. Ганнушкина (1998) и О. В. Кебрикова (1971). Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением индивида. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
Как мы уже рассматривали выше, К. Леонгард выделяет 12 основных акцентуаций характера: гипертимический, дистимический, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, экзальтированный, интровертированный, экстравертированный. Рассмотрим содержательные характеристики отдельных типов акцентуаций характера, представленные в классификации Леонгарда (1981).
Гипертимический тип
Основными характеристиками этого типа акцентуации характера является оптимизм, усиленная жажда деятельности, высокая активность у подростков. При слабовыраженной акцентуации у подростка наблюдаются такие особенности, как общительность, устойчивое, хорошее настроение, уверенность в себе, активное стремление к деятельности, организаторские способности. При резко выраженной акцентуации характера по гипертимическому типу у подростка могут проявляться такие дезадаптивные качества, как легкомыслие, неразвитость этических норм и правил, безответственность, склонность к азартным увлечениям, побегам, ранней алкоголизации и ранним сексуальным связям.
Подростки, относящиеся к гипертимическому типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все а лету, учатся неровно из-за неусидчивости, Отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается Вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, Подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и Независимость.
На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями. И нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне бурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К Правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.
Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи: отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.
Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.
Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.
Гипертимический тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимичская акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии.
Дистимический тип акцентуации характера.
Этот тип прямо противоположен гипертимическому. Его представители смотрят на мир сквозь «темные очки», пессимистически. Преобладает серьезная настроенность и ответственность к своим поступкам, радуются они мало. Жизненная активность ослаблена, мысль замедленна. Не владеют умением контактировать с окружающими, в общении неразговорчивы, в беседе ограничиваются отдельными замечаниями. Наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, В трудовой деятельности взрослый с подобной акцентуацией — тяготится шумным, большим коллективом, предпочитая работать в одиночестве, с сослуживцами близко не сходится.
Подростки этого типа акцентуации комфортно себя чувствуют лишь среди небольшого круга близких людей, которые их понимают, принимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие длительных, устойчивых привязанностей.
Пример: Вадим А. 16 лет. Учится в 10 классе Староста класса. К своим обязанностям относится очень ответственно.. С учителями и одноклассника ми тактичен, внимателен, не эгоист. Ребята к нему относятся хорошо, считая умным и справедливым человеком. Но свою должность он не любит т. к. надо командовать. Прожитый, в общем благополучный период жизни считает цепью неприятностей и неудач, помнит лучше всего плохое.. В будущем не видит радостной личной перспективы. Родители считают его нытиком, бирюком, стараются внушить ему оптимизм, втянуть в веселую компанию. Но он всячески сопротивляется хождению в гости, сидит там молча и отчужденно. В свободное время предпочитает одиночество: читает книги, столярничает. Однако свою замкнутость болезненно переживает, считая ее аномалией. Любит симфоническую музыку, художественную литературу с трагическим сюжетом, при этом оперетту и кинокомедию отвергает, считая их пустыми и неинтересными.
Тревожный тип.
Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В детстве у них часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подростки испытывают страх перед новыми людьми (учителя, соседи и др.) Они нуждаются в теплых, заботливых отношениях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию его инициативы, активности.
Такие дети боятся темноты, пустой квартиры, животных, грозы. Мальчики компании сверстников избегают, считая ее грубой. Больше времени проводят среди девочек и младших детей. Тревожные дети опасаются попадать в конфликтные ситуации, но именно поэтому они часто в такие ситуации попадают: окружающие дети, подмечая их боязливость, нередко их обижают и даже бьют. Чтобы исправить это положение у них надо воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя, дать отпор обидчикам. Учителю же, при появлении такой тревожности у детей надо обращаться к ним не слишком категорично и требовательно. Нужно переключить их внимание на глубокое осмысление учебной работы, подбадривать и вселять уверенность в успехе.
Пример: Федя Н. 13 лет. В детстве отличался безмолвностью. Входя в комнату вечером, зажигал свет и осматривал пустое место под кроватью, в шкафу с опасением ища возможного злоумышленника. В общении проявлял робость, покорность, неуверенность и в какой-то степени даже униженность. Характерна также повышенная возбудимость мальчика. Дружил в основном с девочками своего возраста. Мальчики относились к нему как к козлу отпущения, открыто потешались над его недостатками. Несколько раз переезжал с родителями из города в город. К новой школе приспосабливался с трудом, все время ожидая подвоха и издевательств со стороны одноклассников. Так это и случалось. Боялся строгих учителей. Чтобы избавиться от страха стал прыгать с парашютом и закаливать волю другими способами. Однажды дал отпор обидчикам, после чего его не трогали. В последствии получил признание у ребят как хороший рисовальщик.
В целом для тревожных детей характерен пониженный фон настроения, Опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность. Долго переживает неудачу, неуверен в собственных действиях.
Эмотивный тип акцентуации.
Подростки этого типа характеризуются изменчивостью настроения, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные люди обладают развитой интуицией, чувствительны к оценке окружающих. Они комфортно себя чувствуют в кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.
С детства они чувствительны и мягкосердечны. Печальные события вызывают у них весьма глубокие, неприятные переживания. Но значительно сильны у них и радостные эмоции. Этими людьми владеют человеколюбивые чувства, они очень отзывчивы. Эмотивные личности похожи на экзальтированных, но отличаются от них меньшей крайностью своих эмоций и не такой большой скоростью их возникновения. Они характеризуются прежде всего как чувствительные и впечатлительные. Чувства этих людей находят заметное проявление во вне, особенно в мимике.
Пример: Юрий Г. 15 лет. С детства отличался впечатлительностью и жалостливостью. Так, в пятом классе он нашел больного воробья и хотел вылечить, но это ему не удалось, поэтому он, обливаясь слезами, похоронил его в саду.
В подростковом возрасте дружил с ребятами, предпочитающими прогулки на природе и чтение, грубым развлечениям сверстников. Декламирует стихи на школьных вечерах, причем это чтение бывает нередко со слезами на глазах, хотя этих слез он очень стыдится.
Таким образом, эмотивный тип характеризуется чрезмерной чувствительностью, ранимостью, глубоким переживанием малейших неприятностей, они излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них часто печальное настроение.
Описание типов акцентуации характера по классификации Личко
Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.
Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».
Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко
А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.
Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.
Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.
Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.
А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.