Доктор Моррис

Теории развития личности

ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Соотношение процессов «развитие» и «саморазвитие»

Понятие «личность» характеризует такой уровень психического и социального развития ребенка, «который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим … развитием» (14, с. 4).

Формирование личности есть ее движение к самостоятельности, автономности, независимости от влияния внешних условий. Так, на первых этапах жизни ребенка мы наблюдаем его полную зависимость от взрослого, он проявляет себя как зависимое существо и в удовлетворении своих потребностей, и в проявлении своих эмоциональных состояний. По мере его развития он достигает такого уровня социальной зрелости, когда проявляется его способность влиять на других, самому определять направленность своего развития, формируется его способность к саморегуляции своей деятельности. Как писал П.Г. РЕДКИН еще в ХIХ веке, ребенок «постепенно… приобретает способность быть собственным своим воспитателем» (111).

В процессе становления личности выделяются следующие компоненты (52, с. 34):

самопознание — постоянный процесс познания личностью своих качеств, возможностей, способностей, интересов; включает в себя самооценку поступков и личностных качеств;

самосознание — как результат самопознания, проявляющийся на каждом этапе жизни человека в зависимости от уровня интеллектуального развития и сложившегося жизненного опыта. Его концентрированной формой является «самомодель» личности, ее обобщенное представление о своем «Я»; это «осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, переживаниям и мыслям… выступает в качестве основания целесообразных действий и поступков» (108, с. 332);

самореализация — процесс осуществления человеком своей жизненной цели, интересов, ценностных ориентаций, долга; проявляется как достижение желаемого и необходимого в жизни данной личности;

самоутверждение — стремление человека к высокой самооценке своей личности и вызванное этим поведение (108, с. 333). Самоутверждение проявляется как результат самореализации. Это объективный процесс, направленный на удовлетворение наиболее значимых социальных потребностей в обществе в соответствии с достигнутым уровнем социального развития личности.

Данные компоненты также можно рассматривать как содержание процесса развития личности, причем на каждом возрастном этапе развития ребенка проявляется свой уровень и формы самопознания, самосознания, самореализации и самоутверждения. В процессе своего развития ребенок учится осознавать особенности проявления своей личности и недостатки, учится умению давать поступкам качественную характеристику, строить планы, видеть перспективы своего развития, соизмерять уровень своих притязаний и возможностей, осмысливать требования взрослых и сверстников.


Очевидна зависимость уровня самопознания и саморегуляции от общения ребенка со взрослым, который развивает и формирует умения самовоспитания. Но на каком этапе жизни ребенка необходимо (возможно) начинать развитие этих умений? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, прежде всего следует разобраться в соотношении процессов «развитие» и «саморазвитие». Существует две точки зрения:

1-ая точка зрения — саморазвитие характеризуется как определенный ИТОГ процесса развития личности, т. е. развитие под влиянием внешних и внутренних факторов постепенно превращается в саморазвитие. Отсюда следует вывод, что сначала воспитателю следует подождать пока процесс развития приобретет черты саморазвития, а затем развивать и формировать умения самовоспитания.

2-ая точка зрения — саморазвитие характеризуется как ведущая характеристика процесса развития, которая присуща ему ИЗНАЧАЛЬНО. В основе процесса развития лежит процесс саморазвития. И это положение определяет иную позицию педагога в общении с ребенком: уже с первых дней его жизни необходимо активизировать «самостоятельное» начало в его развитии.

Вопросы для размышления

Возможно, Вы уже имеете иную точку зрения? В чем Вы видите разницу между процессами развития и саморазвития личности? Что бы Вы ответили родителям на их стремление оправдать некоторые действия детей, проявляющиеся в суждении: «Подрастет – сам поймет…»

Основные формы, механизмы и условия развития личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8

Человек включён в другого человека и через эту категорию развивается. Развитие совершается во внутреннем пространстве личности с другими людьми. Развитие личности — процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Основные формы развития личности

Флоренский считает, что развитие – это становление особой формы целостности, которая включает в себя 4 формы субъектности:

субъекта витального отношения к миру;

субъекта предметного отношения;

субъекта общения;

субъекта самосознания.

Развиваясь как личность, человек формирует и развивает свою собственную инстанцию, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед собой.

Механизмы развития личности по Гиппенрейтор

Стихийные механизмы личности – субъект, подвергаясь их воздействию, в полной мере их не осознаёт:

1)механизм сдвига мотив на цель – ребёнок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие проецируется всё большее количество положительных переживаний и приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом);

2)механизм идентификации – личность формируется во внешнем пространстве общественных отношений. Ребёнок воспринимает опыт родителей через их личностный пример, через подражание им. Например, дошкольник подражает родителю; школьник подражает учителю.

3)механизм освоения социальных ролей – этот механизм описывается с помощью понятий «социальная роль» и «социальная позиция».

Социальная позиция – функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям.

Социальная роль – осуществление совокупности действий, которых от него ожидает окружение.

Эти понятия позволяют структурно расчленить социальную среду и сначала объективно описать некую заданную нормативную систему действий, которые он должен выполнять, отношений, в которые он должен вступать.


Например, роль ученика, роль дворника, роль бухгалтера, роль матери и так далее.

Далее происходит вхождение в роль, её освоение и выполнения.

Условия развития личности по И. С. Асмолову

Теперь рассмотрим схему детерминации развития личности в системе общественных отношений.

Источник развития личности – социально-исторический образ жизни. В психологии образ жизни характеризуется понятием «социальный ситуация развития», которое было введено Львом Семёновичем Выготским, а затем получило развитие в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л. И. Божович, и Б. Г. Ананьева.

По мнению Выготкого, говоря о «социальной ситуации развития», подчёркивал, что среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Без этого условия невозможно строительство личности, которое основывается на общественных отношениях, которые застаёт индивид, появляясь на свет.

Социально-исторический образ жизни позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей – ось исторического времени жизни и ось социального пространства.

Рубинштейн сформулировал тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно включено (неорганическая природа, эволюции органической природы, социогенез общества).

Ось исторического времени даёт возможность выделить объективный социальный режим, который задан личности – исторически обусловленность протяжённости детства в этой культуре; объективный режим смены игры учёбой, учёбы – работой; распределения времени на работу и досуг.

Ось образа жизни – это социальное пространство, в котором существует на данном интервале исторического времени различные «институты социологизации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта.

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие «поле значений», которое означает особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человека. Это поле значений находится вне человека, но воспринимается и усваивается им, входя в его образ мира.

Движущей силой развития являются рождающиеся в процессе деятельности противоречия.

Кульминационным пунктом в ходе анализа личности является рассмотрениепродуктивных (творчество, воображение, целеобразование) иинструментально-стилевых (способности, качество, интеллект) проявлений индивидуальности личности.

Итак, три момента схемы системной детерминации развития личности:

1. индивидные свойства человека

2. социально-исторический образ человека

3. совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений

Уровни развития личности и критерии ее сформированности.

Уровни развития личности

Людмила Ивановна Анцыферова выделяет 3 уровня развития личности:

1. Субъект неадекватно сознаёт свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует успешности собственных действий, неудовлетворённые результаты которых переживаются им.

2. Личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формулирующий ситуации своего поведения, стремящийся предупредить прямые и косвенные результаты своих действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к произвольному повышению или понижению значимости своих целей и адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности.

3. На высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план выступают качества индивидуальности: уникальность и общественно-историческая значимость неповторимости субъекта.

На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы: свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества. Нахождения общественно-значимого способа разрешения этих противоречий оказывается в то же время радикальным путём преобразования собственной жизненной ситуации.

Критерии сформировавшейся личности

Лидия Ильинична Божович выделила два основных критерия:

1. Способность субъекта к опосредованному поведению — человек становится личностью, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого и мотивы социально значимы.

Такая деловая этика весьма схожа с современной концепцией маркетинга в США. Как пишет Котлер, концепция маркетинга представляет собой одну из философий управления, которая стремится определить и удовлетворить потребности покупателя, используя интегрированные программы маркетинга для достижения организационных целей .  

Современная концепция маркетинга — это концепция ориентации любой деятельности на потребителя.  
Маркетинговые исследования играют в современной концепции маркетинга важную роль аналитического инструмента подготовки управленческих решений. Проведение маркетинговых исследований включает идентификацию рыночных проблем и возможностей компании, сбор и обработку информации о рынке с целью совершенствования принимаемых решений в области товарно-ценовой политики, развития сетей реализации продукции и стимулирования продаж. Их часто рассматривают как одно из самостоятельных направлений бизнеса. Результаты маркетинговых исследований являются предметом купли-продажи и имеют все атрибуты товара. Производители данного товара — маркетологи-аналитики, потребители — менеджеры по маркетингу и сбыту, руководство компании. Структура спроса на маркетинговые исследования в различных отраслях бизнеса представлена на примере США и России (рис. 13.1).  
Такова современная концепция маркетинга, которую мы отличаем от существовавшей ранее, когда под маркетинговой деятельностью понималась деятельность, направленная на всестороннее изучение рыночного спроса на уже произведенную продукцию и организацию ее сбыта. Иными словами, производитель выпускал изделия на неизвестный рынок по принципу, что бы ни производить, только бы получать прибыль. Проблема реализации (сбыта) выдвигалась на первый план и отсюда — спрос, потребности индивидуального потребителя стали занимать центральное место в анализе.  
Маркетинг как философия предпринимательства. Современные концепций маркетинга  
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, сбытовая и т. д. ) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из задач маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующим пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только для рыночной, но и для производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия.  
Современная концепция маркетинга прошла достаточно долгую эволюцию.  
Современная концепция маркетинга отражает ориентацию производственно-сбытовой деятельности предприятия на нужды и потребности клиентов, подкрепленную усилиями (конкретными действиями) маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей предприятия. Предприятие производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд при обеспечении рационального использования ресурсов в ходе своей производственно-сбытовой деятельности.  
Выше было приведено определение концепции маркетинга, сущность которой сводится к тому, что компании получают прибыль и добиваются своих целей, удовлетворяя (или даже приводя в восхищение) потребителей своими товарами и услугами . Это — традиционная идея, которая лежит в основе понимания маркетинга. Но в ней не отражается еще один фундаментальный аспект коммерческой деятельности — конкуренция. Традиционная концепция маркетинга — необходимое, но недостаточное условие корпоративных достижений. Чтобы добиться успеха, компании должны идти дальше простого удовлетворения потребностей своих клиентов — они должны делать это лучше, чем конкуренты. Многие товары, которые на рынке в середине 1990-х не выбились бы из разряда середнячков, в середине 1980-х были бы мировыми лидерами. Причина — различие в условиях конкуренции. Учитывая это обстоятельство, современная концепция маркетинга может быть выражена следующим образом  
Второй этап эволюции современной концепции маркетинга характеризуется тем, что под влиянием последствий мирового экономического кризиса 1929—1932 гг. маркетинг начинает приобретать контуры концептуальной системы. К этому же времени относится появление так называемых базовых концепций, ставших основой последующего развития маркетинга вплоть до наших дней. В этот период сформировались три основополагающих подхода к организации маркетинговой деятельности, составляющих его фундамент функциональный, институциональный и товарный.  
Новый качественный поворот произошел в 50—60-е годы, когда, преодолев послевоенные трудности, экономически развитые страны вступили в новый этап развития. Маркетинг стал рассматриваться как процесс более широкий, чем внутрифирменное планирование и даже чем стратегия и тактика экономического поведения предприятия. Именно в этот период его начали воспринимать как «философию бизнеса» и в основных чертах была сформирована современная концепция маркетинга. Маркетинг был признан крупными корпорациями, что привело к серьезным изменениям в структуре внутрифирменного управления. Главное из них — это создание специальных маркетинговых служб и передача функций управления сбытом руководителю отдела маркетинга.  
Совокупность всех этих направлений составляет основу современной концепции маркетинга, являющейся методологической основой практического маркетинга, или маркетинга как образа действия, под которым понимается специфический способ организации хозяйственной деятельности предприятия, основывающийся на интеграции и координации всех функций по выявлению и  
Глава 1. Современная концепция маркетинга……………13  
Глава 1. Современная концепция маркетинга…………..322  
Глава 1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА  
Глава 1. Современная концепция маркетинга  
Современная концепция маркетинга…………….. 322  
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА  
Современная концепция маркетинга  
Цепь снабжение-производство-сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем — стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.  
В этой вводной статье определяется то, что можно назвать подлинной сущностью маркетинга установление взаимовыгодных отношений обмена. Современная концепция маркетинга прошла по меньшей мере три фазы эволюции возникновение массового рынка, выражение концепции в ее современном виде и перенос акцента со сделки на отношения сторон. Представленный в конце статьи обзор определений маркетинга позволяет проследить за тем, как они менялись со временем, а также предположить, какой будет сущность и направленность дальнейших изменений. Это дает возможность ответить на вопрос о том, что же такое маркетинг.  
Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы. Современная концепция маркетинга в том, чтобы вся деятельность предприятия основывалась на знании потребительского спроса и его поведения в перспективе. При реализации концепции марке-  
Итак, маркетинг является необходимым условием успешной деятельности предприятия на международных рынках. Современная концепция маркетинга предполагает ориентацию всей хозяйственной деятельности предприятия (от проектирования до розничной продажи) непосредственно на конечного потребителя продукции.  
Современная концепция маркетинга в управлении проектами  
Хотя современные концепции маркетинга не разрабатывались в Японии вплоть до конца 50-х годов, ряд практических мероприятий по маркетингу и бизнесу, ориентированному на потребителя, осуществлялся и до этого периода. Фактически этика бизнеса, ориентирующегося на потребителя, была широко распространена среди купеческого сословия еще в XVIII в. В учебнике по этике купеческого дела того времени говорится Купец — это человек, умеющий хорошо управляться с цифрами. Поэтому даже к пенни он не относится с пренебрежением.  
Подразделение, на которое возложены функции маркетинга, в японской компании называется эйгьо-бу ( эйгьо означает вести дело, а бу означает отдел). До внедрения и восприятия современных концепций маркетинга в обязанность отдела входили все аспекты сбыта. Организационно отделы маркетинга не получили четко определенных функциональных обязанностей. Это произошло отчасти из-за недостаточного понимания значения деятельности по маркетингу, а частично потому, что служебные обязанности руководителей отдела маркетинга были неопределенны и двусмысленны. В те времена и даже сейчас функция маркетинга рассматривается в лучшем случае как синоним продажи. С тех пор растущее число компаний предприняло серьезные усилия по разработке организационной структуры отделов маркетинга, чтобы способствовать претворению своих концепций на основе стратегии маркетинга.  
За последние 70 лет, особенно после 2-й мировой войны маркетинг завоевал всеобщее признание не только в странах с развитой рыночной экономикой, но и в развивающихся странах. Сделать рынок «прозрачным», его развитие предсказуемым, товар — конкурентоспособным, потенциальных потребителей — реальными покупателями — вот далеко не полный перечень целей маркетинга. Сочетание интересов предпринима-. тельства и потребителей, а также общества в целом лежит в основе современной концепции маркетинга. Критерий коммерческого успеха -прибыль — заложен в рыночный механизм удовлетворения покупательского спроса, когда покупатель своим кошельком предопределяет результат конкурентной борьбы, выбирая те товары, которые были созданы и выдвинуты на рынок в соответствии с изучением потребностей потребителей.  
В учебнике описаны современная концепция маркетинга, маркетинговые исследования, маркетинговая стратегия, комплекс маркетинга, маркетинговая программа, организация и контроль маркетинговой деятельности. Кроме того, учебник содержит специальный раздел, посвященный современный компьютерным технологиям и применению сети Internet в маркетинге.  
Суть и содержание понятия маркетинг . История формирования маркетинговой концепции основные ее представители и школы. Современная концепция маркетинга. Менеджеристское, бихевиористское и другие направления в маркетинге.  
В современной концепции маркетинга различают персональную и неперсональную продажу. Персональная продажа — это заключение сделки путем непосредственного личного контакта сторон при переговорах и подписании договора. Все остальное относится к категории неперсональных продаж. (Прим. науч. ред.)  
В основе современных концепций маркетинга
Понятие, маркетинг» образовано от английского слова market», что в переводе означает рынок. Первоначально под маркетингом понималось изучение рыночного спроса на производимую фирмой продукцию и организация ее сбыта. С течением времени круг вопросов, включаемых в понятие маркетинг», значительно расширился. Современная концепция маркетинга охватывает не только и не столько организацию сбыта уже производимой продукции, а прежде всего изучение рынка для последующей ориентации производства на выпуск тех товаров, которые найдут сбыт.  

Современная концепция маркетинга, его функции

М.И. Бухалков Глава из книги «Внутрифирменное планирование»
Изд-во «Инфра-М»

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА, ЕГО ФУНКЦИИ

3.1. Развитие маркетинга

Термин «маркетинг» (англ, marketing) впервые появился в начале 1900-х гг. в США. Потребность в маркетинге возникала в разных отраслях в разное время в следующей последователь-ности:

  1. в компаниях, производящих расфасованные потребительские товары;
  2. в фирмах, производящих потребительские товары длительного пользования;
  3. в отраслях, выпускающих промышленное оборудование;
  4. в отраслях, производящих товары производственного назначения — сталелитейные, химические, целлюлозно-бумажные;
  5. в сфере услуг — автокомпании и банки.

Концепции маркетинга в развитии

Выделяют пять основных концепций, складывавшихся на рынке, где сталкиваются интересы предприятий, потребителей и общества.

  1. Концепция совершенствования производства является одной из старых, которой руководствовались продавцы (конец XIX в.). Эта концепция предусматривает:
      а) увеличение объемов производства за счет расширения производственной базы, повышения производительности труда;
      6) снижение себестоимости за счет повышения степени механизации и автоматизации или снижения издержек производства.

    Этот период характеризовался рынком «продавцов», когда спрос превышает предложение.

  2. Концепция совершенствования товара (1905-1933) — это еще один подход, при котором спрос превышает предложение. Для него свойственно улучшение качества товара, его эксплуатационных характеристик и свойств.
  3. Концепция коммерческих усилий (1933-1950) возникла при конкуренции в тот период, когда начал существовать «рынок покупателя и продавца» (предложение уравновешивает спрос) и потребовались значительные усилия в сфере сбыта и его стимулирования. Многие компании прибегают к этой концепции в периоды перепроизводства и затоваривания. Однако агрессивный маркетинг больше ориентирован на временные задачи, чем на длительные отношения с клиентами.
  4. Концепция маркетинга — это сравнительно новый подход (1950-1970). Он отличается направленностью на предложение потребителю того, что ему надо, а не на реализацию только того, что есть в наличии у продавца. Основное отличие этой концепции — сосредоточенность на удовлетворении нужд поку- пателя.
  5. Концепция социального маркетинга возникла в 1970-х гг. Она появилась в связи с нехваткой природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, стремительным приростом населения и неблагоприятной ситуацией в социальной сфере. Концепция требует сбалансированности трех факторов в рамках политики маркетинга: интересов общества, покупательских потребностей и прибылей предприятия.

Пути использования мирового опыта развития маркетинга в России

Своеобразие сегодняшнего состояния российской экономики влияет на стратегию, которую выбирают предприятия и организации. Та или иная концепция маркетинга может быть задействована в зависимости, с одной стороны, от насыщенности конкретного сегмента рынка и с другой — от накала конкурентной борьбы.

Таким образом, предприниматель должен получить соответствующую информацию и выбрать подходящую концепцию маркетинга.

В принципе для российских условий подходят все пять концепций маркетинга. Серьезный менеджмент должен время от времени совершенствовать производство, чтобы устаревшие оборудование и технологии не сдерживали рост производительности труда и развитие бизнеса.

Следует всегда помнить также и о совершенствовании товара и услуг, чтобы сохранять и развивать конкурентоспособность. Однако при всех остальных равных условиях выиграет тот, кто будет по мере необходимости совершенствовать усилия по продвижению и проталкиванию своих товаров и услуг на рынок.

Для крупных компаний, которые уже укрепились на отечественном рынке, необходима стратегия социального маркетинга для наработки и поддержания имиджа корпоративной социальной ответственности. Общество должно видеть, что компания заботится не только о своих прибылях, но и о повышении благосостояния населения страны, об улучшении экологии окружающей среды и об удовлетворении интересов потребителей.

По мере насыщения того или иного рынка должен меняться и акцент в маркетинговой политике предприятия.

3.2. Сбыт и маркетинг. Сопоставление концепций

Характерные черты традиционной концепции сбыта

Традиционная концепция сбыта характеризуется следующими чертами.

  1. Узкая направленность исключительно на реализацию готовой, имеющейся продукции отделом сбыта производителя или торгового посредника.
  2. Отдел сбыта не имеет возможности влиять на вид продукции или услуги, на их качество и характеристики.
  3. Персонал отдела сбыта не ориентирован на обязательное установление обратной информационной связи с потребителем.
  4. Если брать отдел сбыта советских предприятий, то его функции больше заключались в том, чтобы вести документацию на отпускаемую продукцию, а не искать новых потребителей или каналы реализации.

В современной системе ориентации предприятия на рынок структурное подразделение сбыта является составной частью службы маркетинга. Но в этом случае сбыт становится живым организмом, чутко взаимодействующим со всей системой бизнеса. Специалисты отдела сбыта участвуют в разработке концепции товара, поскольку им вменяется в обязанность налаживать и поддерживать обратную связь с потребителями. Продавцы и агенты, непосредственно ведущие работу с покупателями, собирают их отзывы не только о своих, но и о конкурирующих товарах и услугах. Поэтому они обладают ценнейшей информацией, которую при надлежащей постановке дела должны от них получать разработчики и сотрудники производственного отдела. Таким образом, работники сбыта активно влияют на весь цикл, начиная от проектирования товара и кончая послепродажным обслуживанием.

Характеристики современного маркетинга

Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной.

Главные различия между ними состоят в следующем.

  1. В сервисной экономике предприятия нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности, более полное удовлетворение специфических запросов клиентов. В индустриальной же производители стремятся максимизировать выпуск товарной продукции.
  2. В сервисной экономике меняется стиль менеджмента. Его отличительными особенностями становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация менеджмента, свобода маневра и открытость. В индустриальной экономике механизм менеджмента лишен гибкого маневра, что определяется иерархичностью вертикальных структур и их чрезмерной упорядоченностью и неповоротливостью. Современные партнеры стремятся создавать организационные структуры, которые отличались бы более развитыми горизонтальными связями в ущерб давящим инициативу вертикальным.
  3. Резко усиливается роль неосязаемых атрибутов — комфорта, доброжелательности и внимания. Продавец устанавливает диалоговые отношения со своими клиентами и становится для них консультантом.
  4. Успех в реализации современной сервисной стратегии, ориентированной на потребителя, зависит в решающей мере от опыта и способности работников. Для стимулирования их более внимательного отношения к покупателю делается упор на мотивацию персонала и обучение.

Концепция современного сервисного маркетинга в российских условиях

Для современных рыночных условий, даже нашей страны, характерно укрупнение производственных и коммерческих структур. Это подтверждается созданием финансово-промышленных групп, холдинговых компаний и других корпоративных объединений. В данном случае спрос на услуги, а также на системы, включающие одновременно услуги и материальные предметы, растет даже при стагнации материального производства.

Сфера услуг становится основным сектором экономики, находящимся в состоянии роста привлекательности для иностранных инвестиций. Проведенные исследования показали, что привлекательность сфер российской инфраструктуры для иностранных инвесторов значительно выше, чем отраслей материального производства.

Маркетинговые посредники. Маркетинговые фирмы и агентства

Маркетинговые посредники — это компании, которые продвигают, продают и распространяют товары среди конечных потребителей.

Компании по организации товародвижения обеспечивают для фирмы каналы распространения. Они помогают ей находить клиентов и продавать им товар. К компаниям по организации товародвижения относятся оптовые и розничные распространители, которые покупают товары у компании и перепродают их. Компании по организации товародвижения помогают складировать и перемещать товары от места производства к месту назначения. При выборе посреднических фирм компания должна оценить способ хранения и перевозок с учетом таких факторов, как цена, объем и скорость доставки, а также безопасность. Сегодня производители вынуждены иметь дело с большими и постоянно растущими посредническими организациями, которые достаточно сильны, чтобы диктовать производителю свои условия и даже вытеснить его с рынка.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг — это фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, посреднические конторы и консультационные компании. Все они помогают компании в выборе нужного рынка и продвижении на него товаров. К выбору подобных компаний нужно подходить осторожно, так как творческий потенциал, цена и качество услуг и уровень сервиса у каждой из них различен.

Различия в деятельности предприятий и организаций со сбытовой и маркетинговой ориентацией

Различия между сбытовой и маркетинговой ориентациями отражаются на стратегии и структуре соответствующего предприятия. В принципе сбытовая ориентация даже в наших условиях незрелого рынка становится анахронизмом. Тем не менее еще остается достаточно много предприятий, на которых работа строится по старинке. Руководители таких предприятий, скорее всего, не представляют и поэтому не могут оценить всех возможностей современных информационных технологий. Да, у них есть отдел, который ищет покупателей, но решения по запуску продукции принимаются кулуарно. Разумеется, опытный руководитель на чистой интуиции и везении может угадать актуальные запросы рынка. Но так ли уж часты такие везения? При подобном подходе исчезают все преимущества в планировании и развитии бизнеса. Если в такой организации и присутствует элемент маркетинга, то в виде использования методов стимулирования сбыта, проталкивания и продвижения продукции или услуг, которые планируют без особого учета мнения потребителей.

Предприятия, ориентированные на маркетинг, отличаются прежде всего наличием отдела маркетинга с четко прописанными функциями. В нем обязательно должны быть ответственные за исследования рынка (хотя бы один человек), за составление и реализацию маркетинговых планов, за рекламную политику, за продвижение и стимулирование сбыта. Большую пользу приносит аналитический отдел или хотя бы один сотрудник, занимающийся анализом и поиском маркетинговых закономерностей.

3.3. Функции и подфункции современного маркетинга как взаимосвязанный комплекс действий российских предприятий

Функции маркетинга

Функции маркетинга в принципе определяются целями компании.

  1. Общественно-социальные, внешние цели:
    • достижение максимально возможного уровня потребления;
    • достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
    • предоставление потребителям максимально широкого выбора;
    • повышение качества жизни;
    • укрепление экономики страны;
    • забота о сохранении и улучшении экологии;
    • помощь слабым и нетрудоспособным;
    • внесение вклада в культурное достояние народа;
    • забота о благополучии собственных сотрудников.
  2. Внутренние цели:
    • сохранение и расширение своей доли рынка;
    • укрепление конкурентных позиций;
    • обеспечение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.

Можно выделить четыре блока комплексных функций с рядом подфункций.

  1. Аналитическая функция:
    • изучение рынка как такового;
    • изучение потребителей;
    • изучение фирменной структуры;
    • изучение товара;
    • анализ внутренней среды предприятия.
  2. Производственная функция:
    • организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
    • организация материально-технического снабжения;
    • управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
  3. Сбытовая функция (функция продаж):
    • организация системы товародвижения;
    • организация сервиса;
    • организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
    • проведение целенаправленной товарной политики;
    • проведение целенаправленной ценовой политики.
  4. Функция управления и контроля:
    • организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
    • информационное обеспечение управления маркетингом;
    • коммуникативная функция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);
    • организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

3.4. Система планирования маркетинга

Цели и задачи планирования в маркетинге

Цели планирования в маркетинге заключаются в следующем:

  1. выбор стратегии и тактики маркетинга. Это позволяет:
      а) избежать ошибочных решений в построении всей коммерческой деятельности организации;
      б) намечать более эффективные пути дальнейшего развития организации;
  2. продуманность и обоснованность каждого этапа маркетинга организации;
  3. разработка маркетинговых шагов на случай внешних и внутренних рисков.

Задачами планирования в маркетинге являются:

  1. координация плана маркетинга с конечными целями организации и с намеченными сроками их осуществления;
  2. конкретизация любых этапов плана маркетинга вплоть до самых подробных шагов и мероприятий;
  3. подбор, назначение исполнителей и сроков осуществления маркетинговых мероприятий;
  4. оптимизация распределения бюджета маркетинга по его направлениям;
  5. установление видов отчетности исполнителей и контроля за выполнением маркетинговых мероприятий.

Принципы планирования маркетинговой деятельности

Любое планирование начинается со стратегического планирования, которое состоит из следующих блоков:

  1. выработка программы предприятия;
  2. формулирование задач и целей;
  3. анализ хозяйственного портфеля;
  4. перспективное планирование развития организации.

Каждое входящее в предприятие подразделение должно сделать вывод о целесообразности расширения, сохранения, прекращения или использования достижений своей деятельности.

Процесс планирования должен охватывать:

  • анализ ситуации;
  • само планирование;
  • реализацию планов;
  • контроль выполнения плана.

Стратегия маркетинга заключается в формировании и реализации целей и задач предприятия-производителя по каждому отдельному сегменту рынка и каждому товару на определенный период времени.

Маркетинговые планы могут называться по-разному: «бизнес-план», «маркетинговый план», «операционный план».

Большинство из них рассчитаны на один год, реже — на несколько лет. Обычно компании составляют годовые, среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (5-15 лет) планы. Исходным является стратегический план.

Кто составляет планы?

  • Метод разработки «снизу вверх». Такие планы отличаются реалистичностью. Они продумываются самими исполнителями и опираются на оперативную информацию. Их недостаток состоит в том, что они могут не координироваться с планами других подразделений.
  • Метод разработки «сверху вниз». Такие планы могут быть более скоординированными и цельными в масштабах всего предприятия. Однако, будучи «спущенными» сверху, вызывают критическое отношение, как все, что навязывается человеку. Понятно, что это не прибавляет энтузиазма исполнителям подобных планов.

Эти два подхода сочетаются, если высшее руководство устанавливает лишь общие цели и направления, а исполнители разрабатывают планы реализации поставленных задач. Как правило, сроки и финансы, запрашиваемые «снизу», завышаются с учетом того, что «сверху» они все равно будут урезаны.

Бизнес-план

Бизнес-план состоит из следующих основных блоков.

  1. Бизнес и его стратегия.
  2. Рынок.
  3. Маркетинговая стратегия.
  4. Производство и эксплуатация.
  5. Управление и процесс принятия решений.
  6. Финансы.
  7. Факторы риска.

Раскроем содержание каждого пункта.

  1. Бизнес и его стратегия:
      организация бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала; цели бизнеса; стратегия бизнеса (на какой стадии находится в настоящее время, какие стадии роста могут быть предсказаны на следующие 3-5 лет); основные характеристики продукции и услуг (цена и качество, стоимость в сравнении с конкурентами, негативные характеристики и способы их устранения); стратегия управления и стратегия маркетинга; общее описание рынка.
  2. Рынок:
    • анализ сектора промышленности;
    • анализ нужд потребителей;
    • анализ конкурентов;
    • анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз бизнеса.
  3. Маркетинговая стратегия:
    • продукция;
    • месторасположение и каналы распределения;
    • продвижение-микс;
    • цена.
  4. Производство и эксплуатация:
    • требования к местной инфраструктуре (транспортные магистрали, энерготепловодоснабжение, окружающая среда, сточные воды, рабочая сила, местная политическая ситуация, система налогообложения);
    • покупка (реконструкция) производственного предприятия;
    • физические капитальные вложения;
    • план производства и расчет выпуска продукции.
  5. Управление и процесс принятия решений:
    • схема организационной структуры управления;
    • описание функциональных обязанностей специалистов и совета директоров;
    • результаты и опыт работы ответственных специалистов;
    • выбор внешних консультантов;
    • план обучения персонала.
  6. Финансы:
    • расчет себестоимости единицы продукции или услуг;
    • предположения о продажах;
    • предположения о накладных расходах;
    • предположения, о потоке наличности;
    • предположения об источниках финансирования.
  7. Факторы риска:
    • политические риски;
    • конъюнктурные рыночные риски;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • климатические риски;
    • технические риски;
    • финансовые риски.

Версия для печати

Основные концепции развития личности

Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая, биосоциальная

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природ­ным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд, Дж. Дьюи, Э. Торндайк, А. Кобе и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

· человек – сугубо природное существо;

· духовные свойства личности имеют биологическую основу;

· развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

· воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Представители социологической концепции считают:

· человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;

· среда является определяющим фактором формирования личности;

· воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

· чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.

Представители биосоциальной концепции считают:

· человек – существо и биологическое и социальное;

· психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;

· направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологический и социальный факторы воздействуют на человека одновременно и комплексно. На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения.

Работа над формированием и развитием личности изучается разными науками – философией, психологией и педагогикой. Ученые задаются вопросом, что движет процессом развития личности, какие факторы воздействуют на ее формирование. Результат их исследований стал основой для концепций и теорий.

Все теории позволяют ответить на разные вопросы, найти причины формирования у индивида определенных качеств. Ведь на протяжении жизни одни люди становятся известными и успешными, а другие так и остаются в тени. Как влиять на развитие человека и какие есть методики?

Биогенетическая концепция развития личности

Главные позиции идеи:

  • Психическое развитие индивида приходится на этапы исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит наследственности;
  • Детерминанта поведения – это созревание организма, а развитие – это комплекс количественных изменений человека;
  • Наличие биологической связи ребенка с обществом;
  • Воспитание и социальная среда провоцируют развитие наследственных черт;
  • Недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Замечание 2

В суть биогенетической концепции положено множество теорий развития личности. Одна из них принадлежит Фрейду. Его психодинамическая теория развития говорит, что инстинкты, порождающие желание, – это основной источник развития личности. Энергия либидо бывает положительной и отрицательной. В первом случае она направлена на продолжение рода и проявляется в сексуальном влечении. Если либидо не вышло, то энергия превращается в разрушающую и проявляется в агрессии.

Фрейд говорил, что между желанием человека и морально-этическими ограничениями идет борьба. В результате такого взаимодействия формируется личность.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также основана на биологической концепции. Развитие личности, говорит ученый, – это социальное приспособление в процессе взросления. Среда – это фактор, где развивается человек. Выделение и описание 8 стадий развития считается достижением его теории.

Теория оперантного обусловливания Скиннера построена на основе работ И.П.Павлова по условным рефлексам. Ее основа биологическая. В теории есть недостатки – уменьшенная роль среды и социума. Но есть и достижения:

  • Основа идеи развития личности;
  • Важность активности для саморазвития;
  • Игра в жизни ребенка, игра как подготовка для будущего;
  • Теория научения личности;
  • Изучение биологического фактора в развитии личности, что стало началом исследования генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Появилась эта теория в 19 веке, как ответ на биологическую. Ее основные положения:

  • Развитие личности – результат воздействия со средой;
  • Воспитание и обучение – это основа становления личности;
  • Развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Социальная концепция выводится в таких идеях:

  • Ребенок – это чистая доска;
  • Социальные нормы усваиваются в процессе развития;
  • Анализ окружающей среды дает понимание об индивиде;
  • Ребенок пассивно относится к внешней среде.

Замечание 3

У этой концепции множество теорий и вариаций. Одна из известных – теория социального научения. Ученые считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. Миллер в своей работе подробно обосновал процессы личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое одобрение в Советском Союзе в 20-30-х годах 20 века. Советские ученые утверждают, что 10% развития ребенка зависит от инстинктов и наследственности, а остальные 90% – это влияние окружения.

К социогенетической концепции относится и теория Выготского. Для него социум – это источник развития личности. Ученый выделял два взаимосвязанных направления развития человека – естественное созревание и овладение способами поведениями, мышления, культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Достижения социогенетической концепции определяют значимость окружения для становления и развития человека.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Расстановка ударений: ВСЕСТОРО`ННЕЕ РАЗВИ`ТИЕ ЛИ`ЧНОСТИ

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — развитие различных сторон личности, её физических и духовных сил, всех её творческих способностей и дарований; развитие человека, способного к умственному и физическому труду, носителя высоких нравственных качеств, эстетических и культурных ценностей, с разносторонними материальными и духовными потребностями.

Коммунистич. строй предполагает не только высокий уровень производства, но и высокую коммунистич. сознательность, всестороннее развитие всех членов общества. «Мы хотим,- говорил на XXII съезде КПСС Н. С. Хрущев, — сделать всех людей всесторонне развитыми» («О Программе КПСС», 1961, с. 95). Определяя условия, при к-рых разовьётся и утвердится высшая фаза коммунизма, К. Маркс писал, что лишь тогда общество сможет написать на своём знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям», когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком.

В Программе КПСС сказано: «Условия для всестороннего развития личности созданы благодаря историческим социальным завоеваниям — освобождению от эксплуатации, безработицы и нищеты, от дискриминации по признакам пола, происхождения, национальности, расы. Каждому члену общества предоставлены равные возможности для творческого труда и образования» (1961, с. 121).

Идея В. р. л. была одной из основных пед. идей эпохи Возрождения. Но даже лучшие представители этой эпохи не связывали и не могли связывать мысль о В. р. л. с устранением порабощающего разделения труда. Они не могли подняться до понимания необходимости соединения физич. и умственной деятельности человека, ибо в самом обществе и в процессе производства не было объективных условий для этого. Идеологи прогрессивной буржуазии 18 — 19 вв. провозглашали свободу человека от феодальных оков, но в силу своей классовой и историч. ограниченности не могли связать идею свободы личности и её всестороннего развития с ликвидацией эксплуатации человека человеком. О В. р. л. мечтали великие социалисты-утописты. Р. Оуэн и Ш. Фурье требовали уничтожения противоположности между городом и деревней, между физич. и умственным трудом. Они настаивали на том, чтобы воспитание сочеталось с трудом и готовило юношество к разнообразному труду. Из русских революционных демократов наиболее близко к пониманию сущности В. р. л. подошёл Н. Г. Чернышевский. По его мнению, основой такого развития является разнообразная трудовая деятельность. Однако домарксовский социализм не видел того, что в самом общественном производстве необходимо искать условия и возможности для В. р. л.

Величайшая заслуга Маркса состоит в том, что он открыл и сформулировал объективный всеобщий закон общественного производства: «… природа крупной промышленности обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего… делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих… как вопрос жизни и смерти, ставит задачу… частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции представляют сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» («Капитал», т. 1, 1955, с. 492 — 93). Марксизм открыл объективную основу В. р. л. и указал путь, ведущий к этой цели, — революционное преобразование капитал истин строя в социалистический. Только в условиях социализма возможно торжество гуманистич. принципов осуществление идеи В. р. л. «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»,- говорится в Манифесте Коммунистической партии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 4, с. 447).

Проблема В. р. л. — сложная социально-педагогическая проблема. В отличие от прогрессивной бурж. педагогики, рассматривавшей В. р. л. лишь как сочетание умственного, физич., нравственного и эстетич. развития, вне всякой связи с задачей соединения физич. и умственного труда, марксистская педагогика основой В. р. л. считает победу социализма, устранение разрыва между умственным и физическим трудом, их соединение.

В. р. л. — не безбрежный универсализм, не всезнайство, равнозначное в современных условиях дилетантству, а подготовленность человека к физич. и умственному труду, способность его ориентироваться во всей системе производства, в его научно-технич. основах, усвоение им основ современных научных знаний. Коммунизм устранит старое разделение труда, связанное с прикреплением людей к физич. или умственному труду и с социальными различиями в труде. Создадутся совершенно новые возможности для применения каждым человеком его труда и творческих способностей. Но коммунизм не устраняет и не может устранить общественное разделение труда, специализацию людей в определённых отраслях труда. Маркс писал, что «…необходимость разделения общественного труда в определенных пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства; измениться может лишь форма ее проявления» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 208).

В. р. л.- историч. категория, наполняемая определённым содержанием в ходе коммунистич. строительства. В настоящее время, когда в СССР практически создаётся материально-технич. база коммунистич. общества, открываются неизмеримо более широкие, чем раньше, перспективы В. р. л. Подъём технич. уровня производства, его автоматизация сопровождаются заменой старых профессий, связанных преимущественно с мускульной энергией, новыми, более квалифицированными. Создаётся материальная основа для В. р. л., ибо автоматизация в корне подрывает старое разделение труда, его дробление на узкие, мелкие специальности. По мере расширения автоматизации и механизации в сфере материального производства всё больше и больше происходит соединение физич. и умственного труда.

В самом процессе изменяющегося на наших глазах производства происходит В. р. л.: овладение смежными профессиями, повышение производственной квалификации, сочетание труда в сфере материального производства с духовным творчеством. Миллионы рабочих и колхозников свой труд на производстве сочетают с учением в общеобразовательных школах, в спец. и высших заведениях, повышают свою производственную квалификацию на различных курсах.

Не только социалистич. производство создаёт объектные условия для В. р. л., но и современная наука не мирится с профессиональной узостью, однобокостью, происходит процесс взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимовлияния различных областей знания. Методы и средства научного познания проникают из одних наук в другие. Исключительное значение приобретают н. переходные науки, физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия и мн. др. Всё больше и больше возникает научных проблем, решение к-рых требует комплексного подхода, объединения многих отраслей научного знания. В научных исследованиях объединяются в творческом процессе усилия работников умственного и физич. труда. Люди науки, представители умственного труда, создатели духовных ценностей всё теснее связывают свою научную деятельность с производством, с практикой коммунистич. строительства. Люди практики, занятые непосредственно производством материальных благ, всё чаще выступают новаторами не только на производстве, но и в науке, соединяют в своей творческой деятельности элементы физич. и умственного труда.

Перерастание социалистич. демократии в коммунистич. общественное самоуправление также диктует необходимость В. р. л. Общественная активность, глубокий интерес к общественной жизни, организаторские умения и навыки характеризуют всесторонне развитого человека нашего общества.

По мере перехода от социализма к коммунизму будет сокращаться время, в течение к-рого человек занят в материальном производстве, расширятся «…возможности для развития способностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства. Досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству» (Программа КПСС, с. 121).

Происходящая во всех отраслях нар. хозяйства научно-технич. революция, глубокие изменения в содержании и характере, технике и технологии производственных процессов предъявляют новые требования к человеку, к его воспитанию и образованию. Основной путь воспитания всесторонне развитых членов коммунистич. общества — соединение обучения с производительным трудом, повышение на этой основе уровня общего и политехнич. образования, соединение его с профессиональной подготовкой.

Строго говоря, воспитание всесторонне развитых людей начинается в дошкольном возрасте: в детских играх, в труде, в художественной самодеятельности и т. п. развиваются различные стороны и черты личности. В школе — средней и высшей — закладываются основы всестороннего развития, к-рое продолжается затем всю жизнь в общественном труде, в процессе разносторонней деятельности.

Для всестороннего развития имеет огромное значение общее образование, включающее усвоение молодым поколением основ наук, формирование научного мировоззрения, нравственное и физич. воспитание. Сейчас, когда наука, по выражению Маркса, превращается в непосредственно производительную силу, особое значение приобретает овладение молодёжью основами наук. В системе общего образования, в неразрывной связи с ним, важнейшую роль во всестороннем развитии подрастающего поколения играет политехническое обучение. Оно является хорошим противоядием узкому профессионализму, однобокой, односторонней специализации. Политехническое образование вместе с производственным обучением даёт знание общих основ современного производства, вооружает уч-ся пониманием связи науки с практикой коммунистич. строительства и способствует подготовке уч-ся к труду. Всякая недооценка общего и политехнич. образования, всякое ослабление внимания к нему наносит ущерб всестороннему развитию молодого поколения.

Однако всестороннее развитие пе может быть обеспечено только общим и политехнич. образованием. В условиях социализма, когда все должны трудиться, общее и политехнич. образование получает своё естественное завершение в профессиональной подготовке.

Исключительно важную роль в развитии всех сторон личности играет труд. Соединение обучения с производительным трудом — основной путь всестороннего развития личности, путь, ведущий к устранению существенных различий между физич. и умственным трудом. Коммунизм несёт не ликвидацию физич. и умственного труда, а изменение их характера и содержания. По мысли классиков марксизма-ленинизма, при коммунизме на место старого разделения труда придёт такая организация общественного производства, при к-рой никто не мог бы переложить на другого свою долю участия в производительном труде, этом естественном условии существования. Участие в производительном труде предоставит каждому возможность развивать и проявлять все свои способности как физические, так и духовные. На этой основе произойдёт соединение физич. и умственного труда. В будущем, как писал В. И. Ленин, совершится переход «…к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и придет, но только через долгий ряд лет» (Соч., т. 31, с. 32).

Марксистско-ленинское учение о В. р. л. наряду с марксистско-ленинской теорией познания является методологич. основой для разработки уч. планов и программ советской школы и совершенствования методов и организационных форм обучения.

Лит.: Маркс К., Передовица в № 179 «Kolnische Zei-tung», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 103; его же, Заработная плата, там же, т. 6, М., 1957, с. 590 — 602; его же. Инструкция делегатам временного Центрального Совета по отдельным вопросам, там же, т. 16, М., 1960, с. 194 — 203; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2, М., 1955, с. 243 — 45, 425 — 27; Ленин В. И., Проект программы РКП(б), Соч., 4 изд., т. 29, с. 112 — 14; его же, О нашей революции, там же, т. 33; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, в сб.: Ленин о народном образовании, М., 1957, с. 365 — 66; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1962, с. 192 — 98, 366 — 84, 391 — 92, 408 — 15; Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959 — 65 годы, М., 1959; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании, М., 1958, с. 133 — 40; Макаренко А. С., Цель воспитания, Соч. в 7 тт., т. 5, М., 1958.

Ф. Ф. Королёв. Москва.

Всестороннее развитие личности

, гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда.

В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далеких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.

В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя ее прежним образоват. структурам, подчиненным узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс — продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

Результатом образования, органически соединенного с наукой и созидат. трудом, должна стать переориентация замкнутого на себя произ-ва на конкретного человека, заинтересованного в культурном саморазвитии, повышении своей и общей готовности к напряжению сил для обеспечения устойчивого развития культуры труда, досуга, быта. Организованная по этому принципу продуктивная связь поколений, благодаря к-рой возрождается и совершенствуется культура, открывает личности возможности оценивать себя, свои способности, желания, цели в системе общечеловеческих ценностей.

Ф. Т. Михайлов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *