Доктор Моррис

Стыд

Психосоциальные функции стыда

Биологические и психосоциальные функции стыда в значительной степени совпадают. То, что значимо для людей на биологическом уровне, значимо и на психологическом, а то, что влияет на психическое состояние, может определенным образом отражаться на общей биологической адаптации. Есть тем не менее и чисто психологические по своей природе функции стыда. Ниже они обобщены. (Более детальное обсуждение различных аспектов стыда в развитии и совершенствовании личности см: Erikson, 1956; Lewis, 1971; Lynd, 1961; Tomkins, 1963.)

l. Средоточие эмоции стыда находится в «Я» или в некоторых аспектах «Я»; стыд активирует самооценку.

2. Обостренный самоотчет и преувеличенное самоосознание, вызванные стыдом, пробуждают все более отчетливые образы «Я». Осознание, сопутствующее переживанию стыда, способствует усилению «Я», уменьшению уязвимости личности.

3. По определению Льюис (Lewis, 1971), стыд разоблачает «Я». Человек, переживающий стыд, более уязвим. Обостренная стыдливость может заставить переживать стыд за другого человека. Так, школьник может залиться краской стыда, сопереживая своей учительнице, приятной во всех отношениях, но юной и неопытной, когда директор, совершая обход школы, застает в ее классе беспорядок.

4. Как правило, переживание стыда возникает в ответ на высказывания и поступки окружающих людей, и этот факт обеспечивает известную степень сенситив-ности в отношении мнений и чувств других людей, особенно тех, к которым мы эмоционально привязаны и чьим мнением дорожим.

5. Обостренный самоотчет и стыдливый румянец, вызываемые переживанием стыда, пробуждает более острое, нежели другие эмоции, осознание собственного тела. Эта сенситивность по отношению к своему физическому «Я» выполняет ряд полезных функций, как биологической, так и психологической природы; например, следствием подобной чувствительности может стать более тщательный ритуал личной гигиены и, как следствие, улучшение состояния здоровья. Сенситивность к своему физическому «Я» может заставить человека обратить внимание на то, насколько он чистоплотен и как он одет, что несомненно будет способствовать повышению его социальных характеристик.

6. Чарлз Дарвин, Хелен Льюис и многие другие исследователи полагают, что стыд крайне враждебен по отношению к рациональным, интеллектуальным процессам. Льюис (Lewis, 1971) отметила, что по сравнению с эмоцией вины, эмоция стыда — менее дифференцированная, более иррациональная, более примитивная, труднее вербализуемая реакция, содержание которой почти не поддается осмыслению. Но нельзя не отметить, что переживание стыда пробуждает мысль и дает работу воображению. Вряд ли найдется человек, который испытывал бы жгучий стыд и не мечтал о победе над источником своего позора.


7. Стыд порождает критицизм в отношении собственного «Я» и кратковременное ощущение несостоятельности. Дюваль и Викланд (Duval, Wicklund, 1972) вынуждали испытуемых увидеть ошибочность своих поступков, несостоятельность, некомпетентность или еще каким-то образом ощутить несоответствие их собствен» ному пониманию правильности и исследовали объективное самоосознание, порождаемое этим ощущением. Результаты эксперимента позволяют предположить, что объективное самоосознание является одним из аспектов переживания стыда. Объективное самоосознание, по мнению Дюваля и Викланда, либо вызывает у индивида желание уменьшить рассогласование между реальным «Я» и собственным пониманием правильности, либо побуждает искать любой возможности избежать ситуаций, порождающих стыд. Кроме того, ученые отметили, что объективное самоосознание вызывает критицизм в отношении собственной личности. Пристальное внимание, направленное на собственное «Я», приводит к осознанию внутреннего несоответствия и к мучительному снижению самооценки, мучительному оттого, что причиной снижения самооценки является крушение личных стандартов адекватности. Еще один довод позволяет объединить концепцию объективного самоосознания с нашим пониманием стыда и заключается он в том, что объективное самоосознание, по мнению Дюваля и Викланда, порождает ощущение апатии и бессилия. И кроме того, как отмечают Дюваль и Викланд, сам факт внешнего наблюдения, сторонней оценки является одной из важнейших предпосылок объективного самоосознания. Все эти представления согласуются с нашим пониманием стыда как эмоции, которая фокусирует осознание и дает толчок в направлении к объективному самоосознанию.


8. Несмотря на то что человек в стремлении избежать неприятных ощущений, связанных со стыдом, может поддаться искушению конформизма, нельзя не отметить, что противостояние стыду и успешное преодоление переживания стыда способствуют развитию личностной автономии и идентичности, способности к зрелым чувствам. Эриксон, обсуждая проблемы развития и кризисы, сопровождающие развитие здоровой личности (Erikson, 1956), заявляет, что стыд и сомнение мешают развитию личностной автономии. По его мнению, приучение к туалету (анальная стадия психосоциального развития) с помощью методов, принятых в большинстве западных культур, закладывает базовые предпосылки для последующего развития конфликта между стыдом и личностной автономией. В этом возрасте ребенок пытается постичь азы самоконтроля, и в это же время ему внушают, что утрата самоконтроля постыдна и является признаком «незрелости и глупости».

В результате эта стадия определяет пропорцию любви и ненависти, открытости и упрямства, искренности и запрета на самовыражение. Контроль над собственным «Я», не грозящий утратой самоуважения, вызывает прочное чувство самостоятельности и гордости; …бессилие, чувство утраты самоконтроля, чрезмерная родительская опека вызывают устойчивые чувства сомнения и стыда (Erikson, 1956, р. 199).

Продолжая рассуждения Эриксона, развивая выдвинутые им идеи, Линд (Lynd, 1961) утверждала, что противостояние стыду и его преодоление составляют сущность личностной идентичности и личностной свободы. С ее точки зрения, готовность к искренности и стыду нейтрализует манипуляторские тенденции и не позволяет угаснуть любви под воздействием продолжительной близости.

Способность к зрелой любви зависит от готовности к искренности. Человек может быть искренен только тогда, когда он уважает себя, когда он уважает окружающих, когда он осознает надличностную природу ценностей и привязанностей, разделяемых им и окружающими его людьми. Любовь помогает человеку постичь смысл искренности, не вызывающей стыда, познать стыд, понятый близким человеком и разделенный им. Аристотель, рассуждая о стыде, говорил, что есть вещи, постыдные «по общей договоренности», и вещи, постыдные «по существу». Любовь подталкивает людей к совместному познанию вещей и явлений, постыдных по существу (Lynd, 1961, р. 239).

Стыд

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

У этого термина существуют и другие значения, см. Стыд (значения). Запрос Срам перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.Ева, испытывающая стыд (статуя Родена Ева после грехопадения)

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.

По мнению ряда антропологов, изучающих стыд и его проявления, стыд имеет большее значение в коллективистских культурах (Япония, Китай, Бразилия, Греция, Иран, Россия, Южная Корея). Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной. Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно.

Определения

Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля.

Спиноза в III-й части своей «Этики» (опред. 31) говорит:

Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение… должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида».

С точки зрения биологии и психологии

К. Э. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании:

Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдёт нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчуждённость. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчуждён от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.

Интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека. Далее Дарвин ясно поставил вопросы:

  • о происхождении чувства стыда;
  • о его постепенном развитии.

Интерес представляет не столько само решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретённых привычек?

Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве; в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства, ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой.

Обычно к пяти годам у ребёнка вырабатывается чувство стыда, причём оно тесно связано с ощущением собственного тела. Гордон Олпорт считал, что ощущение собственного тела начинает формироваться с младенчества и на протяжении всей жизни остаётся опорой самосознания. Отсутствие чувства интимного стыда является фактором, препятствующим развитию в индивиде личности, а часто — и симптомом психического расстройства, заболевания.

Если история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка.

По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так называемой народной психологии, Völkerpsychologie. Как поразительны, например, рассуждения Аристотеля о стыде в его «Этике» (к Никомаху), и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия стыда.

К числу наиболее известных, получивших широкое распространение и общественную признательность, относятся работы такой области научного знания, как психоанализ, включая различные его направления. Речь, прежде всего, идёт о работах, авторами которых явились З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, и многих других. В рамках психоанализа стыд рассматривается как результат действия «… высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняет функцию внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом, и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.

С точки зрения социологии

Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школой Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на её скороспелые теории и увлечения. К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству стыда, которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьёзного внимания заслуживает отношение государства к проституции и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признаёт искоренённым чувство стыда у одних людей ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, например, бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце).

Примечания

  1. Экман, Пол. Муки совести // Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. = Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage. / переводчики: Н. Исупова, Н. Мальгина, Н. Миронов, О. Терехова. — СПб.: Питер, 2013. — 304 с. — (Сам себе психолог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-496-00535-7, ISBN 0-393-30872-3.
  2. Дженнифер Джекет, 2016, с. 37.
  3. Дженнифер Джекет, 2016, с. 45.
  4. Электронная библиотека
  5. Нэш, Дэвид. К вопросу о дальнейшем изучении стыда. Размышления на основе британских исторических источников XIX в. / Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI—XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011. — С. 40.
  6. К. Э. Изард. Психология эмоций. / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии».) ISBN 5-314-00067-9 — Глава 15. С. 346.
  7. Дарвин Ч. «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294
  8. Дарвин Ч. «Происхождение человека»
  9. работы Т. В. Прейера («Die Seele des Kindes») и Перре о душе ребёнка
  10. Тарновский В. М. «Извращение полового чувства»
  11. Moreau, Paul. «Des aberrations du sens génesiane»
  12. Richard Freiherr von Kraft-Ebing. «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890
  13. Friedländer, Ludwig Heinrich. «Sittengeschichte Roms»
  14. Wiedemeister. «Der Caesarenwahnsinn»
  15. Гай Светоний Транквилл
  16. Lecky, William Edward Hartpole. «History of European morals»
  17. Jacoby. «Etudes sur la sélection»
  18. L. Schmid. «Die Ethik der Alten Griechen»
  19. Lazarus. «Die Ethik des Judenthums»
  20. Fouillée. «La psychologie du peuple français»
  21. Josef Müller. «Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung», Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга
  22. Сутерланд. «Происхождение и развитие нравственного инстинкта», СПб., 1900
  23. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.
  24. Лино Ферриани. «Письма преступников»
  25. Corre. «Les criminels», П., 1889
  26. Havelock Ellis. «The criminal», Л., 1890
  27. Владимир Соловьёв. «Оправдание добра», гл. I
  28. например Delestre I. В. «Études des passions appliquées aux beaux arts…», Пар., 1853

В Викисловаре есть статья «стыд»

Литература

  • Стыд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. — 2014. — № 3. — С. 107—114.
  • Гергилов Р. Е. Феномен стыда. Социологическая перспектива // Материалы конференции «Пятые Кареевские чтения. История и теория социологии», 18 декабря 2015 года / Отв. ред. А. В. Воронцов, Науч ред. и сост. С. Н. Малявин, СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2016. — С. 188—201.
  • Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2016. — No 4. — С. 1-19.
  • Гергилов Р. Е. Стыд. Философско-антропологическая перспектива. — СПб.: «Свое издательство», 2016. — 245 с. ISBN 978-5-4386-1130-1
  • Гергилов Р. Е. Бесстыдство. Ретроспективный анализ // Человек. — 2016. — № 4. С. 146—154.
  • Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 2. — С. 115—128.
  • Гергилов Р. Е. Социальное избегание и преодоление стыда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 5. — С. 183—193.
  • Д. Гринбергер, К. Падески. Управление настроением. Методы и упражнения / Mind Over Mood: Change How You Feel by Changing the Way You Think. — СПб., Питер, 2008. — 224 с. ISBN 978-5-469-00089-1, 0-89862-128-3 (англ.).
  • Дженнифер Джекет. Зачем нам стыд? Человек vs. общество = Is Shame Necessary? New Uses for an Old Tool. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 244 с. — ISBN 978-5-91671-565-1.
  • Мартен, Ж.-П. Книга стыда: стыд в истории литературы. М., Текст, 2009.
  • Cua, Antonio S. The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi // Philosophy East and West 53.— 2003.— C. 147—202.

Значения слова стыд. Что такое стыд?

Стыд

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

ru.wikipedia.org

Стыд (общеславянск., основа та же, что и в слове «студить». Значение «срам, позор» является переносным и развилось из значения «холод»; англ. shame – cтыд, позор) – 1.

vocabulary.ru

СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или некоих индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали.

Головин С. Словарь практического психолога

Стыд (др.рус. – остуда) – эмоциональная форма осознания и переживания своего проступка, греха, вины. Стыд – это подсознательный защитный механизм от страстей и пороков, основанный на совести и естественной нравственности.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

СТЫД — состояние, которое испытывает человек, когда пробуждается совесть, смущение от совершенного поступка. Стыд может проснуться и в том случае, когда самого деяния еще нет, но человек в собственном воображении ясно осознает его последствия.

Евразийская мудрость от А до Я

СТЫД (SHAME) В антропологии проводится различие между культурами вины, в которых социальный контроль осуществляется посредством внутренних санкций, и культурами стыда…

Социологический словарь. — 2008

Стыд – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

СТЫД чувственное переживание человеческой личностью своих безнравственных поступков. В отличие от «совести» как чисто внутреннего переживания, «стыд» подразумевает переживание перед лицом общественности.

Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых. — 2009

Стыд — стыд-сложное, специфически культурное образование, гарантирующее соблюдение определенных групповых норм, обязанностей по отношению к <своим>. Его положительный коррелят — честь, слава, признание и одобрение со стороны <своих>.

Карманов А. Психологический словарь

СТЫД — одно из осн. этико-философских понятий рус. мысли. Тема С, совести, критики бесстыдства является сквозной в истории рус. философии и культуры в целом.

Русская философия: Словарь. – М., 1995

Стыд (фильм, 1968)

«СТЫД» (Skammen) Швеция, 1968, 103 мин. Экзистенциальная драма-антиутопия. Этот фильм может показаться неожиданным для тех зрителей, которые знают и любят Ингмара Бергмана как исповедального поэта и в то же время хирурга интимного мира человеческих…

Энциклопедия кино. — 2010

«Стыд» (швед. Skammen; англ. Shame) — чёрно-белый антивоенный художественный фильм, снятый известным шведским режиссёром Ингмаром Бергманом по своему же сценарию. Просмотр этого фильма не рекомендуется детям и подросткам моложе 16 лет.

ru.wikipedia.org

ЧУВСТВО СТЫДА

ЧУВСТВО СТЫДА – аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения.

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

Долой стыд (общество)

Общество «Долой стыд!» (1924—1925) — движение радикальных нудистов в СССР (существовало главным образом в Москве, хотя имеются сведения об акциях общества в других городах, в частности — в Харькове и Саратове).

ru.wikipedia.org

«ДОЛОЙ СТЫД!», Украина, киностудия им. А.Довженко, 1994, цв., 95 мин. Драма. По мотивам повести Миколы Хвылевого «Сентиментальная история». Времена НЭПа. Из провинциального городка в столицу приезжает девятнадцатилетняя Мария, чтобы быть с теми…

Энциклопедия кино. — 2010

Русский язык

Стыд/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Стыд, -а́.

Орфографический словарь. — 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *