Доктор Моррис

Страх у детей

Причины

Страхи у детей дошкольного возраста возникают вследствие негативного психологического воздействия взрослых (родителей, воспитателей в детсаду, бабушек, дедушек, няни) или же самовнушения. Не стоит оставлять без внимания невротические расстройства, иначе в сознательном возрасте могут возникнуть более серьезные последствия. Вне зависимости от причины возникновения страха или фобии родители должны серьезно относиться к психологическому здоровью детей и активно помогать преодолеть страх. Следует понимать, что их видение мира и мышление значительно отличается от взрослого мировоззрения. Очень часто детская фантазия оживляет невоодушевленные предметы.

Главные причины страхов у детей дошкольного и школьного возраста:

  • перенесенные травмирующие психику ситуации (укус собаки, пчелы, падение и т. д);
  • психологическое давление со стороны взрослых относительно падений, убийств, несчастных случаев;
  • увиденный в детстве несчастный случай или участие в нем;
  • семейные конфликты;
  • неумение общаться и постоять за себя, издевки со стороны сверстников.

Чтобы помочь детям побороть свой страх, нужно найти причину беспокойного поведения.

Очень часто такой причиной становится досрочный выход мамы на работу. Длительное кормление грудью (3-5 лет) также приводит к психологическим расстройствам, нарушает речь. На психологическое состояние влияют все стрессы или конфликты, перенесенные мамой во время беременности.

Работа с проблемой

Лечение страхов у детей представляет собой работу по исследованию и устранению фобических расстройств. Детские страхи – это иерархическая система разных по происхождению, интенсивности переживаний, определяющихся личными особенностями восприятия, приобретенным опытом, установками, принятыми в социальной группе, и обобщенными закономерностями полового и психомоторного развития. Работа с детскими страхами предполагает четкое определение переживаний, которые считаются нормой и патологическими отклонениями. Невозможно найти детей, которые ничего не боится, но для некоторых боязнь может превратиться в навязчивую идею, которая значительно снижает качество жизни и вызывает такие негативные проявления:

  • тахикардия;
  • одышка;
  • головные боли;
  • нарушения работы ЖКТ;
  • панические атаки;
  • истеричность;
  • снижение концентрации, ухудшение восприятия;
  • эпилептические припадки и др.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют 29 разновидностей детских страхов, испытываемых детьми с младенческого возраста до 16-18 лет. Кризисный период 7 лет. Характерными страхами для этой возрастной группы является страх смерти собственной или близких людей, одиночества, нападения, опоздания в учебное заведение.

В связи с особенностями формирования детской психики остро стоит проблема решения неприятности диагностики неврозов у детей младшего дошкольного и школьного возраста.

Опыты показали, что большая часть детей страдает от тревожности. Все это происходит вследствие неадаптированности детей к сравнительно взрослой жизни.

Нежелание идти школу

Проще всего бороться с детским страхом у дошкольников 3-5 лет. Ночные страхи у детей этого возраста чаще всего спровоцированы развитой фантазией, которая оживляет в темноте различные предметы, делая из них монстров. Преодоление фобий начинается с разъяснения ситуации и работы по адаптации к стрессору. Если это боязнь собак, можно попробовать завести щенка.

В комнате повесьте ночник. Перед сном давайте малышу теплое молоко, купайте в расслабляющей ванне с морской солью и аромамаслами. Лучше всего на нервную систему действуют такие аромамасла:

  • чайное дерево;
  • лаванда;
  • персик;
  • мелисса.

Посоветовавшись с врачом, можно пропить курс витаминов Неуробекс или Мультитабс. Они способствуют укреплению нервных клеток, улучшают мозговую деятельность.

Еще одним распространенным страхом является страх детского сада. По возможности лучше дождаться 3 лет, когда малыш будет более сознательным и сможет рассказывать о происходящих событиях. Не настраивайте заранее на негатив. Расскажите ему о том, как интересно знакомиться и общаться со сверстниками, помогите ему преодолеть страхи общения. В любом детсаду есть психолог, не стесняйтесь просить помощи в работе по адаптации.

Методы коррекционной работы

Чтобы помочь победить страх и научить ребенка преодолевать трудности, следует разобраться в концепции модели психологически здорового человека.

  • Полное принятие собственного «Я» и окружающих.
  • Полное владение рефлексией для познания себя.
  • Стремление к саморазвитию, улучшению, росту над собой.

На сегодняшний день остро стоит проблема зависимости между нарушениями со стороны неврологии и восприятием учебного материала, психомоторным развитием. К нарушениям психологического состояния у детей относят повышенную двигательную активность, нарушение внимания, агрессивность, утомляемость. Психологическое здоровье необходимо и в настоящем, и в будущем.

  • Детские страхи и их коррекция у детей дошкольного и школьного возраста рассмотрим ниже.
  • Повышение самооценки – адаптация к социуму, преодоление страха общения, принятие себя.
  • Избавление от страха – стимуляция стрессоустойчивости, обучение релаксации, формирование мировоззрения, обучение реальному восприятию окружающей среды и людей.
  • Работа с коммуникативными страхами у детей –методики по снижению суетливости, скованности, развитие навыков сотрудничества с окружающими, развитие слуховой и зрительной памяти, обучение без стеснения задавать вопросы и самовыражаться.

Структура работы

Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста проводится по 3 направлениям.

  • Дети.
  • Родители.
  • Педагоги.

Чтобы победить детские страхи, необходимо структурировать работу. Для их преодоления используется релаксационная методика, позволяющая научить детей контролировать свой организм, дыхание. Для этого используется упражнение «драка»: быстрые ритмичные вдохи и выдохи. Улучшить контроль позволяет надувание воздушных шаров.

Следующим этапом являются игры, способствующие снятию стресса, желательна работа в парах.

С педагогами и воспитателями

Побороть детские страхи можно только при обобщенной работе педагогов и опекунов. Педагоги должны понимать, как сильно влияет развитие страхов и тревожности на дальнейшую жизнь. Важно, чтобы педагоги учитывали особенности и патологии в развитии детей в обучаемой группе. У многих детей во время процесса обучения потеют руки. Такая патология далеко не всегда связана с нервным расстройством, может быть спровоцирована заболеванием внутренних органов или вегето-сосудистой системы. Еще не установившаяся психика может сыграть злую шутку и спровоцировать замкнутость, нежелание посещать учебное заведение, боязнь сделать ошибку и быть высмеянным на глазах у коллектива.

С родителями

Побороть неуверенность в себе могут помочь родители. Важно помнить об уважительном отношении к детям. Если ему хочется вам помочь помыть посуду, поставьте для него миску с водой или наладьте конвейер взаимодействия: мама моет, а ребенок вытирает и складывает. Научите дисциплине, постарайтесь разработать режим дня и распределить важные дела и этапы отдыха равномерно.

Чтобы избавить детей от страхов, важно понимать тип восприятия окружающего мира. Есть дети, которые самостоятельно обучаются, есть те, кому все нужно рассказывать в игровой форме, существует также группа детей, на которых нужно оказывать мягкое давление, чтобы они занимались обучением.

Важно показать, что его любят и ценят таким, какой он есть. Поощряйте достижения, но не акцентируйте слишком много внимания на них.

Важно сохранять самообладание в любой ситуации.

Медикаментозное и психологическое лечение

Таблетки от страха прописывают довольно редко. Это поддерживающие препараты и витамины. Они способствуют укреплению нервной системы. Медикаментозное лечение носит второстепенное значение. Чаще транквилизаторы используются для успокоения гиперактивных детей, но они всего лишь снимают симптоматику и не помогут преодолеть страхи в общении или устранить боязнь темноты. Целесообразно назначить прием лекарственных настоев на ночь. С седативными препаратами в детском лечении следует обращаться очень осторожно и принимать в крайних случаях, они влияют на психомоторное развитие.

Методы коррекции страхов предполагают различные комплексные меры, в том числе и работу с психологом. Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу, стал раздражительным, замкнулся в себе, стоит задуматься над посещением специалиста. Индивидуальная работа психолога с детьми 7-8 лет включает также общение с людьми, проживающими вместе с ним. Увидев целостную картину, врач сможет предложить адекватное решение проблемы.

Коррекция страхов у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста – это комплексная работа педагогов, родителей и психологов. Профилактика и коррекция детской тревожности и страхов предполагает обучение малышей релаксационным техникам, правильному восприятию себя в обществе и самого общества, его правил и устоев. Убрать страхи поможет доверительная беседа с родителями, коррекция эмоциональной обстановки дома, формирование правильного мировоззрения, обесцвечивание или полное отрицание существующих страхов.

Детские страхи от 5 до 7 лет

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем — наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Так, мальчик 6 лет из неполной семьи (отец ушел после развода) панически боялся Змея Горыныча. «Он дыхнет — и все», — так он объяснял свой страх. Под словом «все» он подразумевал смерть. Никто не знает, когда может прилететь Змей Горыныч, поднявшись из глубин его подсознания, но ясно, что он может внезапно захватить воображение беззащитного перед ним мальчика и парализовать его волю к сопротивлению.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца. У мальчика нет защитника, который мог бы убить Змея Горыныча, и с которого он мог бы брать пример, как со сказочного Ильи Муромца.

Или же приведем случай с мальчиком 5 лет, который боялся «всего на свете», был беспомощным и одновременно заявлял: «Я — как мужчина». Своей инфантильностью он был обязан тревожной и чрезмерно опекающей матери, которая хотела иметь девочку и не учитывала его стремления к самостоятельности в первые годы жизни. Мальчик тянулся к отцу и стремился во всем походить на него. Но отец был отстранен от воспитания властной матерью, блокирующей все его попытки оказать какое-либо влияние на сына.

Невозможность идентификации с ролью зажатого в семье и неавторитетного отца при наличии беспокойной и гиперопекающей матери — это и есть семейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе у мальчиков.

Однажды мы обратили внимание на растерянного, застенчивого и робкого мальчика 7 лет, который никак не мог нарисовать целую семью, несмотря на нашу просьбу. Он рисовал отдельно или себя, или отца, не понимая, что на рисунке должны быть и мать, и старшая сестра. Не мог он также выбрать в игре и роль отца или матери и стать в ней самим собой. Невозможность идентификации с отцом и его низкий авторитет были вызваны тем, что отец постоянно приходил домой навеселе и сразу укладывался спать. Он относился к мужчинам, «живущим за шкафом», — незаметным, тихим, отключенным от проблем семьи и не участвующим в воспитании детей.

Мальчик не мог быть и самим собой, так как его властная мать, потерпев поражение с уходящим из-под ее влияния отцом, пыталась взять реванш в борьбе за сына, который, по ее словам, во всем походил на презираемого мужа и был таким же вредным, ленивым, упрямым. Надо сказать, что сын был нежеланным, и это постоянно сказывалось на отношении к нему матери, которая была строгой к эмоционально чувствительному мальчику, без конца делала ему замечания и наказывала. Кроме того, она чрезмерно опекала сына, держала под неусыпным контролем и останавливала любые проявления самостоятельности.

Неудивительно, что скоро он стал «вредным», в представлении матери, поскольку пытался как-то проявить себя, а ей это напоминало прежнюю активность его отца. Именно это и пугало мать, не терпящую никаких несогласий, стремящуюся навязать свою волю и подчинить себе всех. Она, как Снежная Королева, сидела на троне из принципов, повелевающая, указывающая, эмоционально недоступная и холодная, не понимающая духовных запросов сына и обращающаяся с ним, как со слугой. Муж и пить начал в свое время в знак протеста, защищаясь от жены «алкогольным небытием».

В беседе с мальчиком мы обнаружили не только возрастные страхи, но и много идущих из предшествующего возраста страхов, в том числе наказания со стороны матери, темноты, одиночества и замкнутого пространства. Наиболее выражен был страх одиночества, и это объяснимо. У него нет друга и защитника в семье, он — эмоциональная сирота при живых родителях.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Как мы видели, вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел» (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

Таким образом, в 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста страхами.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: «Я поднимаюсь по лестнице, спотыкаюсь, начинаю падать со ступенек и никак не могу остановиться, а бабушка, как назло, вынимает газеты и ничего не может сделать», — говорит девочка 7 лет, отданная на попечение беспокойной и больной бабушке.

Мальчик 6 лет, имеющий строгого отца, который готовит его к школе, рассказал нам свой сон: «Иду я по улице и вижу, как навстречу мне идет Кощей Бессмертный, он отводит меня в школу и задает задачу: «Сколько будет 2+2?» Ну, я, конечно, сразу проснулся и спросил маму, сколько будет 2+2, снова заснул и ответил Кощею, что будет 4″. Страх ошибиться преследует ребенка даже во сне, и он ищет поддержки у матери.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти — своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя и в последующем — родителей со страхами чужих, незнакомых лиц, начиная с 8 месяцев жизни, то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.

Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное нами определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов. Так, девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: «Лучше бы мне умереть», девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Как мы видим, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

На одном из приемов мы наблюдали капризного и упрямого, по словам матери, мальчика 6 лет, который не оставался один, не переносил темноты и высоты, боялся нападения, того, что его украдут, что он потеряется в толпе. Медведя и волка он опасался даже на картинках и из-за этого не мог смотреть детские передачи. Полную информацию о его страхах мы получили из бесед и игр с самим мальчиком, так как для матери он был просто упрямым ребенком, не подчиняющимся ее приказаниям — спать, не хныкать и держать себя в руках.

Анализируя его страхи, мы хотели понять, чем они мотивированы. О страхе смерти специально не спрашивали, чтобы не привлекать к нему лишнего внимания, но данный страх мог быть безошибочно «вычислен» из комплекса связанных с ним страхов темноты, замкнутого пространства, высоты и животных.

В темноте, как и в толпе, можно исчезнуть, раствориться, пропасть; высота подразумевает опасность падения; волк может загрызть, а медведь — задавить. Следовательно, все эти страхи означали конкретную угрозу для жизни, необратимую потерю и исчезновение себя. Почему же мальчик так боялся исчезнуть?

Во-первых, из семьи год назад ушел отец, исчезнув, в представлении ребенка, навсегда, поскольку мать не разрешала встречаться с ним. Но нечто подобное было и раньше, когда тревожно-мнительная по характеру мать чрезмерно опекала сына и всячески стремилась не допускать на него влияния решительного отца. Тем не менее, после развода ребенок стал более неустойчивым в поведении и капризным, временами «без причин» повышенно возбудимым, боялся нападения и перестал оставаться один. Вскоре в полную силу «зазвучали» другие страхи.

Во-вторых, он уже «исчез» как мальчик, превратился в беззащитное и пугливое существо без пола. Его мать обладала, по ее же словам, мальчишескими чертами поведения в детстве, да и сейчас она считала свою принадлежность к женскому полу досадным недоразумением. Как и большинство таких женщин, она страстно хотела иметь дочь, отвергая у сына мальчишеские черты характера и не принимая его как мальчика. Свое кредо она выразила раз и навсегда так: «Я вообще не люблю мальчиков!».

Вообще — это значит, что она не любит всех представителей мужского пола, так как считает себя «мужчиной», зарабатывая к тому же больше, чем бывший муж. Сразу после вступления в брак она как «эмансипированная» женщина развернула непримиримую борьбу за свое «женское достоинство», за право единолично распоряжаться в семье.

Но на подобную роль в семье претендовал и муж, поэтому между супругами началась борьба. Когда отец увидел бесперспективность своих попыток повлиять на сына, он ушел из семьи. Именно тогда, когда у мальчика развилась потребность в идентификации с мужской ролью. Роль отца стала играть мать, но поскольку она была тревожно-мнительной и воспитывала сына, как девочку, то результатом этого было только увеличение страхов у «феминизированного» мальчика.

Недаром он боялся, что его украдут. У него уже «украли» активность, самостоятельность и мальчишеское «я». Невротическое, болезненное состояние мальчика словно подсказывало матери, что ей нужно перестроить себя, но она упрямо не считала нужным это сделать, продолжая обвинять сына в упрямстве.

Через 10 лет она снова пришла к нам — с жалобами на отказ сына посещать школу. Это было следствием негибкости ее поведения и неумения сына общаться со сверстниками в школе.

В других случаях мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать — в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?».

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.

Вот что произошло с девочкой 6 лет, живущей с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные «нарушения». Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки и пр.

Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и «уверенность наоборот» — навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Чтобы заразиться подобными страхами, нужно быть психологически незащищенным со стороны родителей и иметь уже высокий уровень тревожности, подкрепленной беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Если не брать таких клинических случаев, то страх смерти, как уже отмечалось, не звучит, а растворяется в обычных для данного возраста страхах. Тем не менее, лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в «оздоровительный» санаторий и т. п. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений.

Страхи детей 4-5 лет и их преодоление

Консультация для родителей детского сада. Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.Шароварина Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО «Детский сад №113», г.Краснодар.
Описание материала: Предлагаю вам конспект консультации для родителей на тему: «Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.» Данный материал будет полезен как воспитателям, так и родителям, у которых дети 4-5 лет. Консультация о том, с какими страхами борятся дети в этом возрасте и какими методами можно побороть эти страхи.

Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности — самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок начинает активно копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно то поведение, которое вызывает интерес у окружающих.
Так же этот возраст характерен тем, что у ребенка отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов.
Страх считается естественным состоянием человека — защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. Все дети чего-нибудь боятся. Как ни странно, многие страхи детям необходимы, это естественный фактор развития. Но если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети — не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию. Тема детских страхов и методов борьбы гораздо серьезнее, чем кажется взрослым. Мы говорим: «Ты же уже большой мальчик, ну как тебе не стыдно бояться такой маленькой собачки (воды, машин, строгой соседки и т. п.)?» — часто говорим мы, отмахиваясь от «пустяковых» страхов ребенка. То ли дело наши страхи: здоровье близких, безденежье, грозный шеф, невыполненный квартальный план…
Но от того, как ребенок переживает свои детские страхи и методы борьбы в детстве, во многом зависит, насколько счастливым и уверенным он вырастет. И в родительских силах ему помочь.
И сегодня мы рассмотрим наиболее характерные страхи для этого возраста:

1. Страх темноты:
Один из важных детских страхов — боязнь темноты. Бурная фантазия малыша развивается бурно, и придумывает чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать. монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Лично я в детстве жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно.
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного». Нужно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности. Для этого можно оставлять дверь в его комнату открытой, можно купить красивый детский ночник, также можно нарисовать или слепить того, кого он боится, затем придать герою комический вид и вместе посмеяться над ним. А еще можно придумать сказку с этим чудовищем, где он занимает роль положительного персонажа и концовка в сказке будет позитивная.

Еще один из методов борьбы со страхом темноты – игра «эмоциональные качели». Вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха.
2. Клоутрофобия (страх замкнутого пространства).

Чаще всего этим страхом страдают дети, у которых нет пока ни братьев, ни сестер, которые имеют ограничения в общении со сверстникамии еще страдают ею дети, которые получают чрезмерную порцию ласки и любви.
Самое главное, нельзя ругать за это ребенка и нельзя идти от противного, т.е.закрывать в комнате одного. В детской комнате необходимо оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.

Специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть — они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
3. Ребенок боится спать один.

Психологи объясняют, что вероятнее всего не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции,родители допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток внимания. Для того, чтобы преодолеть этот страх можно сделать ремонт в комнате ребенка по его желанию, т.е. он может выбрать себе кровать, пастельное белье, также можно повесить на стену постеры с изображением его любимых героев, предложить брать ему с собой любимую игрушку. Уделяйте больше внимания своей крохе. Каждый день, перед сном, читайте вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.

4. Страх перед человеком, в белом халате.
Мы все прекрасно понимаем, что этот страх зарождается ребенком, после сделанного укола, человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами, который надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызывемой процедурой.

Чтобы снизить эту боязнь можно рассказать малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.
Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно — ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
5. Страх наказания
Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка — это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца — со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные.
Для преодоления страха наказания — разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение — показаны подвижные игры. (Н-р: Пятнашки, Жмурки).
Игра: «Сердитый утенок» Очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. . Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).
Давайте теперь подведем итоги. Мы уже с вами поняли, что с любыми детскими страхами можно справиться используя различные методы, самые популярные из них это Игротерапия и Арт-терапия.
Игротерапия:
способ борьбы со страхами с помощью игры, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)
Арт-терапия:
(это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.
И в самом конце я хочу напмнить, что ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.

Рекомендуем посмотреть:

Маршрут выходного дня для родителей с ребенком средней группы по теме: Весна Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми Проект по изучению сказочной героини Баба Яга Консультация для родителей в средней группе по трудовому воспитанию

В возрасте 4-х лет моя дочь начала просыпаться по ночам с криками. Успокоить было невозможно, а утром она не помнила ничего. Состояние мое и мужа было удручающим, ведь причину определить никак не могли, а смотреть довольно часто на такое состояние ребенка невыносимо. Только после тщательного ознакомления с данной темой в компетентных источниках удалось научиться правильно реагировать, принимать необходимые меры. Поговорим о ночных страхах у детей: причинах и способах их преодоления.

Что такое ночные страхи?

В современной жизни довольно напряженная ситуация, которая сказывается на внутреннем состоянии детей. Страх является наиболее опасной эмоцией, которой посвящено не так уж много исследований. Наиболее трудно выявить вовремя, а затем научиться грамотно “работать” со страхами, в том числе и ночными, у детей.

Причина некомпетентности родителей проста – малыши могут молчать или не в состоянии, в силу возраста, объяснить, что именно их пугает, что касается дневных страхов. А что делать с ночными – мамы и папы просто не знают.

Определение ночного страха

Научным языком это парасомния, состояние, которое сопровождается нарушениями естественного поведения в разных стадиях сна и при переходе от одной к другой. Согласно исследованиям, почти у 40% детей появляются ночные страхи.

Парасомнии (лат. somnus – “сон”, греч. – para – “нечто”) – необычные двигательные, поведенческие или вегетативные феномены, которые появляются в состоянии сна. Это совсем не означает, что есть расстройство. Если есть психические, неврологические или соматические заболевания, то расстройство называется уже вторичным нарушением.

Данные проявления классифицируются в зависимости от стадии сна или перехода из сна в бодрствование, и наоборот. Наиболее известные:

  • сноговорение;
  • ритмичное двигательное расстройство;
  • ночной террор;
  • ночной ужас;
  • бруксизм;
  • снохождение;
  • pavor nocturnus;
  • ночной энурез и прочие.

Pavor nocturnus (ночной испуг)

Обычно проходит немного времени после засыпания (примерно 1,5 часа, во время глубокой стадии сна), как из детской спальни можно услышать вскрикивания. Когда вы появляетесь, то малыш дрожит, глаза широко открыты и он смотрит как бы сквозь вас. Поговорить не получается, потому что он попросту вас не слышит и не воспринимает слова.

Родители очень сильно пугаются такого поведения ребенка и не знают, что делать. Специалисты считают, что ночной испуг у маленьких детей – разновидность кошмара, которая, в принципе, никакого вреда не приносит. У.Фегелер – федеральный пресс-секретарь профсоюза детских врачей и педиатров дал наиболее четкие симптомы ночного испуга:

  1. Ребенок просыпается в крайне возбужденном состоянии, плачет, кричит или пытается бежать.
  2. Отсутствие реакции на слова и действия родителей. Малыш как бы находится в трансе, “наблюдает за событиями во внутреннем фильме”.
  3. Дети могут звать маму или папу, но когда те прибегают на зов, не успокаиваются.
  4. Продолжительность, в среднем, до 45 минут.
  5. Дети могут отталкивать вас когда приблизитесь, не узнавать.
  6. Появляются ночные страхи у детей в младшем и дошкольном возрасте.

Интересно: до сих пор учеными не выяснено, когда начинают сниться сновидения малышам. Ориентировочно, в возрасте, когда ребенок способен полностью осознавать внешний мир. Хотя иногда довольно маленькие дети рассказывают, что им приснилось.

Что делать взрослым?

  • Нельзя трясти ребенка и заставлять его полностью проснуться, кричать и нервничать. Так вы нанесете психологическую травму и напугаете малыша.
  • Можно погладить, обнять, поцеловать, обращаться по имени.
  • Наблюдать периодичность и выявить, после каких событий начинается подобное состояние. Устранить раздражители или поменять режим дня (об этом ниже).

Важно: не стоит бежать к психиатру сразу, так как данная форма не считается опасной. С возрастом проходит сама по себе, не требуя лечения. Ребенок, как правило, после пробуждения утром ничего не помнит.

Ночной террор

Обычно такое внезапное проявление страха наступает через 2 – 3 часа после засыпания при переходе от глубокой стадии небыстрого сна к поверхностному быстрому сну. Именно в этот период всегда снятся сновидения.

В большинстве случаев, этот переход спокойный и гладкий, но иногда выражается следующими симптомами, называемыми ночным террором.

  1. Состояние ужаса.
  2. Учащенное сердцебиение и дыхание.
  3. Потливость, покраснение кожи, глаза широко открыты, зрачки увеличены.
  4. Ребенок садится на кровати, начинает кричать. При этом смотрит прямо перед собой.
  5. Во время такого состояния появляется немаленькая активность, что может быть небезопасно для самого крохи и даже взрослых.
  6. Наблюдается полное отсутствие реакции на окружающих людей.
  7. Если попробовать разбудить, то малыш полностью будет находиться в прострации, не ориентируясь в пространстве и времени.
  8. Период пробуждения может варьироваться от 2 – 3 минут до 30 минут. Ребенок успокаивается самостоятельно, затем уже ничего не помнит, ложится спать дальше.

Ночной кошмар

Здесь есть различие между страхами и данным состоянием, потому что ребенок на следующее утро помнит, что ему приснилось что-то неприятное и страшное. Появляются кошмары у детей более взрослых, дошкольного и школьного возраста.

Кошмары – это сновидения, а не состояние, случаются они во второй половине ночи, когда сны наиболее интенсивны. Малыш может потом бояться вновь заснуть, напуган, и находится в полном сознании.

Действия родителей при ночных кошмарах

В данной ситуации плачущего и напуганного малыша можно и нужно успокоить.

  • Зайдите в комнату и подойдите к нему как можно скорее.
  • Обнимите и объясните, что вы рядом, защитите его, не позволите никому обидеть.
  • Попросите рассказать, что приснилось. При этом убеждайте, что это всего лишь сон.
  • Можно оставить включенным ночник или приоткрыть дверь в детскую комнату.
  • Когда ребенок полностью успокоится, нужно попытаться вновь уложить его в постель и продолжить сон.
  • Дайте крохе попить воды, посидите возле него столько времени, сколько он попросит.
  • Осмотрите комнату, возможно, есть пугающие тени или неприятные звуки с улицы. Закройте окно.
  • Если вы оставляете сына или дочь на няню, то обязательно расскажите о такой особенности и попросите контролировать состояние ребенка.
  • Нужно начинать принимать меры, когда ситуация явно выходит из под контроля. Если ночные кошмары повторяются постоянно, ребенок выглядит уставшим и невыспавшимся, тревожным, успеваемость снижается, наблюдается плаксивость и плохое настроение – пора обратиться за помощью к специалисту.

По какой причине появляются ночные страхи

В маленьком и младшем школьном возрасте ЦНС (центральная нервная система) у детей только формируется, то есть регулирование сна и состояние бодрствования мозга находятся в фазе развития. Во время периода сна происходит сверхактивация нервной системы, что и вызывает данные состояния. Особенно ярко проявляется ночной террор.

Что еще способствует появлению ночных страхов?

  1. Наследственность. Более 80% детей, страдающих от ночных терроров и страхов, унаследуют это от родственников, у которых был выявлен лунатизм или аналогичные симптомы.
  2. Нарушение режима сна. Когда сон беспорядочный и часто нарушается, то происходит большая нагрузка на нервную систему. Вследствие этого возникают ночные страхи.
  3. Лихорадка, высокая температура и общее недомогание могут спровоцировать данное состояние.
  4. Новое непривычное место для сна. Если вы планируете уехать в гости или на отдых, захватите привычную для малыша вещь, которая бы напоминала о доме, покое и сне. Это может быть любимая игрушка, бутылочка с водой, книжка.
  5. Черепно-мозговая травма. В этом случае придется пойти к доктору и рассказать о таких проявлениях. Лекарственные средства принимать только с его разрешения.
  6. Новые медпрепараты и витамины. Врачи предупреждают, что именно они могут спровоцировать появление ночных страхов, беспокойный и прерывистый сон. Также причиной может быть пониженный сахар в крови.
  7. Неправильное питание. Отрегулируйте состав и количество продуктов, которые кушает ваш ребенок. Возможно, следует не давать на ночь жирную пищу, ограничить сладкое и сахар. Последний негативно влияет на нервную систему, вызывая агрессию и привыкание.
  8. Не очень благополучная беременность у мамы. Если были стрессы, аварии, смерть близких и прочие тяжелые моральные состояния, то у ребенка через много лет может проявится это в виде ночных страхов.
  9. Ребенок плохо спит по причине неправильно организованного спального места. Не должно быть рядом компьютера, круглосуточно работающего телевизора, посторонних шумов. Комнату необходимо регулярно проветривать, не допускать жары и духоты, но и холод также неприемлем.
  10. Ребенок может во сне храпеть, если ему не хватает воздуха. Понаблюдайте некоторое время.
  11. Стресс, моральное, психическое и физическое истощение. Если в семье появился еще один ребенок, то это тоже стрессовая ситуация для малыша. Уделите ему больше внимания перед сном.

Важно: в большей степени ночные страхи проявляются у мальчиков, чем у девочек. Это вызвано двойной нагрузкой на психику. С одной стороны, ребенок напуган происходящим, если родители ему об этом говорят утром, а с другой – мальчику пытаются постоянно объяснять, что он мужчина, а они не должны бояться.

В результате ребенок стесняется признаться родителям и беспокоится о своем состоянии. Это больше касается дневных страхов или кошмаров, но и ночные также играют роль.

Поэтому специалисты не рекомендуют рассказывать ребенку утром о том, что произошло ночью. Ведь он не может контролировать и управлять данным состоянием. Это только вызывает дополнительную тревогу.

Откуда они берутся

Нет детей, которые совсем ничего не боятся. Но, когда малыш долгое время испытывает страх перед чем-то, это уже повод к беспокойству.

Ночные страхи у детей не возникают на голом месте, они обусловлены рядом причин и факторов:

  • наследственностью;
  • тяжелым ходом беременности и патологией родов;
  • перенесенными тяжелыми заболеваниями, операциями, особенно под общим наркозом;
  • отсутствием тесных эмоциональных отношений с матерью;
  • психическими травмами любого происхождения;
  • избытком впечатлений, нервно-психической перегрузкой;
  • неблагоприятной атмосферой в семье, нервным состоянием родителей, конфликтами, частыми ссорами и агрессивностью в отношениях с детьми.

Главными источниками страхов в жизни детей есть:

  • события в жизни ребенка (переезд на новое место жительства, переход в другую школу, садик, ссоры, конфликт в садике, школе, на улице);
  • ситуация в семье (рождение второго ребенка, появление нового члена семьи, ссоры, конфликты, насилие, развод родителей, чья-то смерть);
  • телевидение – огромный источник для получения негативной информации (криминальные хроники, передачи о насилие, катастрофах, событиях, происшествиях).

Ночные страхи у детей

Симптомы

Ребенок, который сладко спал еще минуту назад, заходится от душераздирающего крика. Мама застает свою кроху всю в слезах с широко открытыми глазами, полными ужаса. При этом он не реагирует на обращение, любые слова успокоения, размахивает руками, пытается куда-то бежать. А спустя несколько минут, как ни в чем не бывало, засыпает. Наутро ничего не помнит о происшедшем.

Любого взрослого могут напугать ночные страхи у детей. Это эпизоды с переживанием ужаса, которые сопровождаются криком и паникой.

Это неопасное нарушение механизма пробуждения, которое не имеет ничего общего с психическими расстройствами. Часть мозга ребенка остается еще в фазе глубокого сна, а часть готова переходить в фазу менее крепкого.

Ночные страхи – это дисбаланс, вызванный перевозбуждением или усталостью. Появляются страхи в течение первых 2-х часов сна и считаются частью естественного процесса роста для детей до 6-7 лет.

Как помочь

Ночные страхи с возрастом проходят, но родители могут облегчить своему ребенку жизнь, воспользовавшись следующими рекомендациями:

  1. Сохранять спокойствие. Это распространенное особенно у детей 3-5 лет явление только со стороны все кажется ужасным.
  2. Быть рядом, пока все не кончится. Задача взрослого – обезопасить ребенка, чтобы во время приступа, размахивая руками, пытаться бежать, ребенок не причинил себе травму.
  3. Не вспоминать о ночном происшествии, чтобы не огорчать. Дети часто чувствуют неловкость из-за потери контроля над собой.
  4. Можно предостеречь от приступа ночных страхов пробуждением. Если периодически ребенок страдает от ночных страхов, можно через 30 минут после того, как уснет, попытаться разбудить, избежав нового приступа.
  5. Позаботиться о том, чтобы ребенок хорошо высыпался, увеличив время сна. Маленькому ребенку до 3 лет следует обеспечить дневной сон.
  6. Следить, чтобы ребенок не слишком уставал за день. Детей 7-10 лет, которые отказываются от дневного сна, следует раньше укладывать спать или дать с утра поспать подольше.
  7. Должна быть тесная эмоциональная связь и плодотворное общение между родителями и детьми. Обсудите причины беспокойства. Как только ребенок проговорит об этом, поймет, что нет повода бояться.

Что такое ночные кошмары

Ночные кошмары – это яркие, динамические, насыщенные сюжетные сновидения, которые возникают в фазе быстрого сна, когда головной мозг особенно активен.

Содержание сновидения может быть устрашающим. Проснувшись от ночного кошмара с усиленным сердцебиением, ребенок способен воспринимать происходящее и даже говорить внятно, при этом сознание остается немного спутанным.

Кошмары чаще всего возникают ночью или утром возникают в фазах относительно неглубокого сна, во второй половине цикла сна. Уснуть повторно тяжело.

Страшные сны могут беспокоить детей с 6-месячного возраста. Они связаны с разными стадиями развития ребенка. В 2-3 года часто сниться, что дети остаются одни, в 4-6 лет снятся монстры, чудища и темнота.

Малыш требует любви, внимания и заботы. Простые действия родителей могут уберечь его от кошмаров:

  1. Если ребенок просыпается от кошмара и бежит к родителям, не стоит ругать его за это и отправлять обратно в свою комнату. Иногда, чтобы успокоить, придется завести его в свою кроватку, включить свет, показать, что там никого нет, все в порядке.
  2. Нарушайте правила. Речь не идет о том, чтобы идти на поводу у детей, а время от времени можно оставить его на ночь в своей кровати или пойти вместе с ним, посидеть рядом, пока не уснет.
  3. Подарите ребенку защиту от кошмаров – его любимую мягкую игрушку, которая его защитит всегда от любой неприятности.
  4. Больше общайтесь с ребенком. Только тесная эмоциональная связь с родителями может обеспечить малышу чувство защищенности. Если у ребенка бывают кошмары, родители могут снять часть стресса.

Главная задача родителей – запастись терпением, и расти вместе с детьми, преодолевая страхи вместе.

Когда следует обращаться к врачу

В большинстве случаев родители сами в силах помочь детям справиться с ночными страхами и кошмарами. Но бывают случаи, которые должны настораживать родителей.

Немедленно следует обратиться к специалисту, если:

  • приступы ночных страхов у детей длятся более 30 минут;
  • эпизоды случаются во второй половине ночи;
  • если поведение ребенка неадекватное, он дергается, речь его бессвязная;
  • если во время приступа страхов действия малыша опасны для его здоровья;
  • у ребенка развиваются дневные страхи;
  • если причиной страхов у ребенка может быть стрессовая ситуация в семье, частые конфликты, насилие, развод;
  • если ночные кошмары не только не проходят, а, наоборот, усиливаются, учащаются;
  • если страхи из сновидений влияют на активность ребенка днем;
  • когда под влиянием страхов и кошмаров, ребенок часто мочится во сне;
  • в любом другом настораживающем случае.

Страшно эмоционально раскрепоститься в отношениях? Узнай о способах побороть страх любви.

О страхе материнства и движении Чайлд Фри .

Следует обратить особое внимание на приступы ночных страхов, если у детей есть судорожная готовность:

  • заикание;
  • нервные тики с закатыванием глаз;
  • высовывание языка;
  • резкие движения головой;
  • подергивание плечами;
  • неоднократное обильное мочеиспускание ночью;
  • приступы удушья;
  • ложный круп;
  • бронхиальная астма усугубляют положение ребенка.

Страхи сопровождаются:

  • двигательным возбуждением;
  • криками;
  • резкими движениями;
  • отключением сознания.

Это срочный повод обратится к врачу, которым будет проведена диагностика и специальное лечение с помощью препаратов. Эффективными будут занятия ребенка с психологом.

Лечение

Медикаментозное лечение кошмаров обычно не назначают. Если страшные сны – это следствие физического или психического заболевания, лечение должно быть направлено на него. Если кошмары являются следствием стресса или переживаний, рекомендуется консультация психотерапевта или психолога.

В редких случаях при тяжелых нарушениях сна применяют лекарства для сокращения фазы быстрого движения глаз или предотвращения пробуждения ночью.

Диагностика детских страхов – это дело психолога. Специалисты определяют во время общения с детьми степень угрозы, источники и назначают методы борьбы, используя различные приемы:

  1. Эффективными методами работы с детьми есть рисование страхов, ролевые игры и театральные постановки, где на примере героев сказки проговаривают причины и следствия.
  2. Дети – это отражение обстановки в семье, родительских тревог и боязней. Именно родители закрепляют модель поведения ребенка, навязывая чрезмерное недоверие и трусливое поведение.
  3. Чтобы малыш меньше боялся темноты и страшных снов, родители должны избегать конфликтов, наладить отношения в семье. Позитивно влияет на детей занятие спортом. Это могут быть плавание, прыжки с препятствиями, нейтрализация страхов перед темнотой, высотой, и водой.
  4. Работа с детскими страхами предусматривает непосредственное снятие у детей боязни перед страхом. Ведь боятся – это нормально и естественно. Страх помогает избежать опасности. Родители должны повторять, что боятся не стыдно, нужно принять свои страхи.

Вырастить смелого и активного малыша нелегко, но возможно, используя некоторые хитрости:

  1. Никогда не унижайте ребенка и не возносите его высоко. Общайтесь как с равноправным взрослым членом семьи и личностью.
  2. Не пугайте ребенка, не наказывайте.
  3. Детям необходимо общение с родителями, родственниками, друзьями, ровесниками.
  4. Чаще рисуйте и мастерите с ребенком то, что он хочет. Это поможет нейтрализовать страхи. Кроме того, можно оценить психологическое состояние за его работами.
  5. Не стоит забывать о важности телесного контакта с ребенком. Чаще обнимайтесь, гладьте его, целуйте. Это подарит ощущение защищенности и безопасности.
  6. Благоприятная атмосфера в семье поможет нейтрализовать страхи или свести их до минимума.

Как избавить ребенка от фобий? Советы специалиста

У каждого человека есть страхи. И если взрослые могут при огромном желании избавиться от них самостоятельно, то дети без помощи родителей этого сделать не смогут.

Никто не станет возражать, что существует тесная эмоциональная связь между ребенком и его родителями, особенно, мамой:

  1. Если родители в детстве были подвержены приступам ночных страхов или страдали от кошмаров, их дети больше предрасположены к этим явлениям, нежели те, у родителей которых этого не было.
  2. Родители, испытавшие в детстве приступы страха, более болезненно реагируют на подобные явления у детей, нежели те, у которых этих страхов не было, закрепляя детские страхи на уровне рефлекса. Тревожные ожидания очередных приступов на уровне подсознания провоцируют их. Напутствия типа: «Если что, мы рядом, зови», «Ложись спать, а то опять приснится», «Не бойся, страшных снов не будет» наоборот играют роль приглашения, закрепляют страхи.
  3. Эмоциональное психологическое состояние взрослых передается их детям. Если мама постоянно встревожена, ее мучают страхи по любому поводу и паника овладевает ею, то подобные эмоции испытывает малыш. Можно ли гарантировать малышу спокойный сон и защиту? Родителям нужно срочно привести свое состояние в равновесие, чтобы не передавать беспокойство детям, иначе проблем с детским сном не избежать.

Типичные ошибки взрослых

Чтобы справиться с детскими страхами, родители должны запомнить некоторые правила:

  1. Никогда не стоит отрицать и высмеивать страх, как явление. Малыш рассчитывает на понимание. Дайте ему это. Фразы: «Да что ты себе придумал?», «Перестань!», «Такой большой и боишься!» не принесут никакого результата.
  2. Нельзя упрекать и стыдить ребенка за его страхи. Это добавит тревоги и чувство вины. Даже «будущий мужчина» имеет право на страх.
  3. Не следует ребенку предлагать побороть страх напрямую, оставляя в темной комнате. Помогите ему побороть страх. Пройдитесь вместе по «страшным» местам, где могут прятаться мнимые существа, чтобы он сам увидел, что ничего там страшного нет. Заглянув под кровать, в каждый угол, на каждую полку, и не обнаружив там угрозы, ребенок успокоится.
  4. Нельзя пугать детей, что при плохом поведении его заберет чудище (Баба Яга, Бармалей, Бабай).

Детское воображение – причина ночной тревоги

Все дети разные. У каждого свои взгляды на вещи, воображение, фантазия. Дети способны сами себе придумать объекты ночных страхов, наделяя их самыми коварными чертами. Для борьбы с ночными страхами у детей родители могут использовать их же способности.

Важно вытянуть малыша на контакт, рассказывая истории, включая его в диалог, чтобы узнать причину беспокойства:

  • Придумайте вместе историю со счастливым концом, которая поведала бы способ искоренения страха.
  • Вместе можно нарисовать то, чего именно боится ребенок, после чего уничтожить рисунок, а с ним и страхи. Ребенок должен понять, что его ночные страхи существуют отдельно от него, и он может их контролировать, изменить и победить.

Как побороть боязнь темноты

Страх темноты – самый популярный детский страх, через который проходят все. Здесь огромное пространство для фантазии. Задача родителей – направить воображение против страхов.

Слабые источники света – первые помощники в борьбе со страхом темноты. Позаботившись об интерьере в детской комнате, обеспечив малыша легкими источниками света, родители рассеивают и страх.

Это могут быть флуоресцентные наклейки в виде звезд, ночник в виде любимой зверюшки, которая защитит, или солнышка, которое светит даже ночью.

Страх одиночества

Часто под страхом темноты дети маскируют страх одиночества. Ребенку просто не хватает общения с родными людьми: папой и мамой.

Если увлеченный другими занятиями, например, игрой, ребенок не боится оставаться в помещении без освещения, а посреди ночи зовет родителей, значит, его на самом деле беспокоит не страх или кошмар, а одиночество.

Постарайтесь уделять малышу больше времени и внимания днем, тогда ночью он перестанет звать на помощь.

Профилактика

Любую проблему легче предупредить, чем с ней бороться. Обеспечив условия для нормального сна, снизим риск развития ночных страхов.

Боишься сцены и публики? Читай упражнения для преодоления страха публичных выступлений.

О страхе потери отношений читай статью.

У ребенка нет чувства страха: это нормально? .

Приступы ночных страхов и кошмаров характерны для детей дошкольного возраста. Полностью исключить их не удастся, можно лишь облегчить детскую участь.

Помещение для сна

Если позволяют материально-бытовые условия, лучше выделить отдельную комнату для сна ребенка. Атмосфера должна излучать покой и уют.

Рекомендации:

  1. Белье должно быть чистым, свежим, из натуральных тканей светлых спокойных оттенков или с изображением любимых сказочных героев.
  2. Разрешается использовать «волшебный» ночник, который будет прогонять страхи, или любимую игрушку.
  3. Комнату, где спят дети, рекомендуется изолировать от лишних шумов и звуков.
  4. Согласно рекомендациям доктора Комаровского температура воздуха в комнате должна быть 16-20 °С и влажности воздуха 50-70%. Обязательной есть частая влажная уборка и проветривание.
  5. Чтобы обезопасить ребенка от травм и повреждений во время приступа страхов, нужно проверить спальное место на наличие острых углов и опасных предметов.
  6. Радио- или видеоняня поможет узнать о начале приступа страхов или ночных кошмаров, если малыш находится в отдельной комнате.

Ритуал отхода ко сну

Ребенка следует приучить к тому, чтобы ежедневно ложиться спать в одно и то же время.
Ритуал засыпания должен быть приятным, способным расслабить малыша после насыщенного дня, успокоить его бурную фантазию.

Помогут обрести спокойный сон, отвлечь от страхов, создавая благоприятную атмосферу, и почувствовать любовь и заботу родителей:

  • любимая сказка со счастливым концом;
  • сладкая колыбельная;
  • прослушанная легкая музыка;
  • мягкая игрушка;
  • нежные мамины объятия и поцелуй на ночь .

Следует обратить внимание на режим питания. Чтобы не перезагружать желудок перед сном, направить мозг на спокойный отдых, а не переваривание пищи, следует исключить тяжелые жирные жареные блюда, категорически запрещаются сладкие напитки, конфеты, шоколад.

Психологический комфорт

Для нормального сна и развития детей важен здоровый психологический климат в семье. Ребенка следует оградить от нежелательного негатива. Только доверительные отношения родителей и детей способны обеспечить нормальные условия для развития малыша.

Родители должны помнить, что только любовь к детям, уважение их мнения, мудрое воспитание, внимательное отношение – залог здоровья малыша, спокойного сна для всей семьи и счастье в целом.

Детские страхи: причины и последствия

Ирина Нестерова
Детские страхи: причины и последствия

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека».

Он отмечал, что страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности.

Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.

Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретённых причин.

Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная,

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

Профилактика детских страхов

• Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

• Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

• Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Советы по снижению уровня страхов или тревоги у детей

• Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

• Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

• Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

• Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

• Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

• Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

• Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

• Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

• Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

• Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

• Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *