Доктор Моррис

Сознание

1. Сознание и его свойства. Виды сознания

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность

, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии

, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Сознание

Смотреть что такое «Сознание» в других словарях:

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия

  • сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… … Большая психологическая энциклопедия

  • сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Сознание — Сознание ♦ Conscience Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с … Философский словарь Спонвиля

  • сознание — только рефлекс рефлексов. <…> сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. <…> сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… … Словарь Л.С. Выготского

  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга … Толковый словарь Ушакова

  • сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство … Словарь синонимов

  • Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) … Википедия

  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому… … Современная энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и … Большой Энциклопедический словарь

Сознание – определение

Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением. Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.

Что такое сознание в психологии?

Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский. Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.

Что такое сознание в философии?

Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:

  1. Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
  2. Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
  3. Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
  4. Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
  5. Буддизм – все есть сознание.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека. Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание. Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека. Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание. Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Управление сознанием

Для того, чтобы управлять собой надо знать что такое сознание, какие психические процессы происходят в мозге, без этого сложно настроить себя на достижение целей, сформировать мотивацию. Какую роль играет сознание в жизни человека можно увидеть в каждой конкретной практической деятельности. Прежде чем что-то предварить в жизнь, человек простраивает это в своей голове, затем путем определенных операций, манипуляций создает это. Без направления и управления сознанием любая деятельность была бы неосуществима – в этом специфическая роль сознания.

Связь сознания и подсознания человека

Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека. Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает. С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, гипноза, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.

Что такое общественное сознание?

Для каждой эпохи за всю историю человечества существовали свои коллективные представления, убеждения, идеи – то, что в совокупности и представляет собой общественное сознание, которое противопоставляется индивидуальному и несет в себе аспект духовности. Общественное сознание в философии, как феномен с древних времен вызывал огромный научный интерес и мыслители определяли его также и как коллективное сознание.

Уровни общественного сознания

Возникновение и развитие сознания индивидуального напрямую связано с теми процессами, что происходят в обществе на данное время. Сознание каждого человека «объединяясь» друг с другом формируют общественное сознание. То, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающей действительностью определяет уровни развития сознания общества и глубинность. Философы и социологи выделяют следующие уровни общественного сознания, их четыре:

  1. Обыденное – характерно для всех людей планеты Земля и формируется через ежедневные практические действия. Что такое обыденное сознание? Само по себе оно стихийно, не систематизировано, основой его является повседневный житейский опыт.
  2. Теоретическое – действительность отражается на глубинном сущностном уровне, логически обоснованы все явления и концепции общественной жизни, на этом уровне есть понимание закономерностей развития. Носители общественного сознания: ученые, теоретики разных научных направлений. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют и развиваются одно из другого.
  3. Общественная психология – все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Формируется в тесной связи с историческим развитием, может отличаться в разных группах или прослойках общества. Общественная психология отражает настроения людей на явления общественной жизни, национальный характер и менталитет.
  4. Идеология – уровень отражающий систему взглядов и установок общества, его духовность, потребности и интересы. Формируется политиками, идеологами, социологами целенаправленно.

Что такое сознание человека?

Сознание человека − это программа, энергоинформационная модель восприятия и воспроизведения предметной действительности. Иными словами, Сознание это система понимания и восприятия окружающего нас мира, это то, что формирует личность человека, его оценку окружающей реальности.

Такая энергоинформационная модель не может существовать сама по себе и существует она строго по алгоритму. Хорошо развитое астральное тело, как и профессиональный сотрудник, может легко разобраться в описаниях мира, в котором живет тело и сознание. Так как же в сознании проявлен этот алгоритм?

Функцию эту выполняет ментальное тело – третье тонкое тело человека. Именно в ментальном теле и хранятся все эти многотомные описания Мира.

Ментал – огромная библиотека знаний. Там находится вся информация, которую человек накопил за свою жизнь − прочитал, узнал, выучил, увидел, услышал. Все знать он не может, но его можно восполнить, обогатить, развить, расширить, если на это нет запретов.

Развивая свое сознание, можно:

  1. ✪ Раскрыть в себе все таланты и способности;
  2. ✪ Перепрограммировать базовые правила и принципы, на которых строится реальность человека;
  3. ✪ Избавиться от «вшитых» при рождении программ, которые негативно влияют на развитие личности;
  4. ✪ Убрать негативные чувства и эмоции (обиду, вину, зависть, месть…);
  5. ✪ Увеличить пропускную способность знаний и изменить структуру их восприятия;
  6. ✪ Получить измененную программу судьбы. Что такое судьба, смотрите

Как узнать свою судьбу, читайте вот

Структура сознания

Сознание состоит из:

  • 12 чакр (центры сознания);
  • Каналов связи (между чакрами);
  • Духовного существа, в котором заложена программа развития человека. Духовное Существо относится к сверхсознанию и имеет связь с Абсолютом. Местонахождение − чакра Атман;
  • Из логических и образных механизмов самовнушения.

В системе сознания можно выделить 3 основных блока:

  1. Подсознание − это физическое, эфирное и астральное тело. Оберегает энергию человека.
  2. Сверхсознание − каузальное, буддхиальное и атмическое тело. Информационный пласт, который требует энергию.
  3. Социальное сознание − ментальное тело. Является связующим звеном между подсознанием и сверхсознанием. Основная функция ментального тела − это регулирование подсознания и сверхсознания (балансировка энергии и информации), «уговаривает» подсознание энергию отдать, «договаривается» со сверхсознанием не особо тратить эту энергию. И для этого, ментальному телу нужен инструмент − знания об окружающем мире. Если этих знаний много, соответственно свою посредническую функцию ментал будет выполнять превосходно.

У сверхсознания и у подсознания совершенно разные цели и задачи. И если не будет посредника (ментального тела) они между собой никогда не договорятся, более того сверхсознание победит, оно заставит подсознание потратить энергию и в этом случае, жить нам останется минут пять.

Типы осознания (терминология Зигмунда Фрейда)

Каждый человек является индивидом и осознает мир вокруг. Может называть все предметы, данными им именами. Это происходит от осознания личностью значения всего в мире. Этот подзаголовок не является истиной в последней инстанции и дан в целях ознакомления и расширения интеллектуального багажа.

Выделяют следующие типы осознания: я, сверх я, оно. Эти термины были введены Зигмундом Фрейдом. Каждый из них обозначен определенными границами и возможностями понимания. Эти понятия определяют человека как целостное создание и выявляют его реакции на мир в зависимости от определенного типа сознания.

Определения сознания в трех типах: «Я», «Оно», «Сверх Я»

Как говорилось выше, существует три типа сознания личности: «Я»; «Оно», «Сверх Я». Каждый из этих типов служит для обоснования определенных процессов, происходящих в психике человека.

Определение «Я» означает что-то рациональное и осознанное. Человек принимает решение на основании здравого смысла. Руководствуется логикой в своих поступках. Сознательное действие, определенное осознанным выбором. Сфера «Я» соизмеряет цели, мысли и идеи с реальными возможностями для более продуктивного воплощения их в жизнь. Является как бы обратной стороной сферы «оно».

Оно – иллюзия, мечты; я – реальное воплощение этих стремлений в реальном мире. Делит мир по нравственным аспектам (я) – на добро и зло, правильное и неправильное, разумное и спонтанное и т. д.

Определение «Оно» не подчиняется здравому смыслу, живет эмоциями и инстинктами. Та часть, которая не управляется человеком. Но она дает пищу для воплощения в «Я», для разумного воплощения некоторых инстинктивных потребностей. К ним относятся животные инстинкты, эмоции. В данном слое сознания все происходящие процессы направлены на получение удовольствия, удовлетворение потребностей.

В структуре «Оно» нет систематизированной упорядоченности, как в «Я», бывает и беспорядок, и смятение, и хаос. «Оно» дает желание, инстинкт, вожделение; «я» ставит цели и ищет более грамотный путь к достижению этого желания и получению в итоге удовольствия от достижения цели.

Определение «Сверх Я». Понятие «Сверх Я» связано напрямую с комплексами и осознанием личностью своих недостатков. Выстраивание в сознании идеала; стремление походить на этот идеал. Идеалом может послужить кто угодно, например, отец или мать.

Это ведет к тому, что индивид запрещает некоторые поступки или чувства, считая их неидеальными, не соответствующими норме. Такое поведение впоследствии вызывает комплексы. «Сверх Я» выступает в роли контролера поступков человека, совести.

Есть интересное образное сравнение для подобного процесса: отношения «Я» и «Оно»

Отношения всадника и лошади, которой он управляет. В идеальном представлении данной картины все должно быть так: человек в седле, знает куда движется и, соответственно потребностям, управляет движением лошади.

Лошадь здесь представляет сферу «Оно», подвластное, выполнение желания поехать куда-то, в соответствие с подходящими нормами. Но бывает такое, что лошадь вырывается из седла и переходит на вольный бег или сбрасывает всадника. Подобно этому: «Я» плохо управляет «Оно» (инстинктами и желаниями). Тогда инстинкты и желания могут вырваться из подчинения разума и зажить собственной жизнью, бесконтрольной. Это может привести к определенным последствиям.

Также выводится схожесть между «Сверх Я» и «Оно». Сродни определению «Оно», определение «Сверх Я» выступает в роли бессознательного. Бессознательно ориентироваться на тот или иной тип поведения. Это может вызвать зависимость; загнать человека в определенные рамки; принизить гибкость мышления – жизнь по неким идеальным стандартам.

первый курс первый семестр / 40 Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное

Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное.

План

  1. Понятие сознания

  2. Зигмунд фрейд причина бессознательного

  3. Что относят к бессознательносму

  4. Идеализм

  5. Функции сознания??

Утверждение о том, что человек – существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека – «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека. Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения, сублимация и психологическая защита. Например, человеческие сновидения З.Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он простоне допускается к воспоминанию. Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы.

Сознание – фундаментальная категория философии, психологии, социологии, когнитологии, определяющая важнейший компонент человеческой психики. Сознанием называют также способность человека к абстрактному понятийно-вербальному мышлению, способность человека получать обобщенные знания о связях и закономерностях объективной действительности; способность идеализации как целеполагания, предваряющего конкретно-практическую деятельность человека; под сознанием понимают специфически человеческой способ адаптации к среде.

В онтологическом плане сознание предстает в виде субъективной реальности, идеального мира знаний, чувств, образов, идей, образующих не воспринимаемый органами чувств духовный мир человека.

В гносеологическом плане сознание предстает в виде различных по степени общности теоретических знаний, научных картин мира, парадигм научного знания.

В аксиологическом плане сознание включает ценностные компоненты – нормы, идеалы, убеждения.

В праксеологическом плане сознание выполняет функцию целеполагания и организации творческого преобразования природных и социальных условий своего существования.

Сознание является одним из основных понятий классической философии. Синонимами сознания в истории философии выступали понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное», «божественный разум», «мировая воля», «космическая душа», «субъективная реальность».

На протяжении всей истории философской мысли феномен сознания всегда волновал человека. Уже в глубокой древности ставились вопросы о том, каким образом из неживой природы возникли живые организмы, обладающие сознанием; как осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению; в каком отношении находится сознание к материальному миру.

Первые анимистические представления (anima – дух) связывались с верованием людей в духов как в движущее начало. В более позднее время эти представления получили своеобразную трактовку в религиозных учениях, согласно которым сознание есть проявление некой нематериальной субстанции – «души», обладающей самостоятельным существованием и не зависящей от материи, от человеческого мозга в частности.

Вера в первичность и вечность духа в рационализированной форме была воспринята идеализмом, который тесным образом примыкает к религиозным учениям. Идеализм наделяет сознание (разум, идея, дух) самостоятельным существованием, якобы творящим и порождающим окружающий мир, управляющим его движением и развитием. Представители идеализма так или иначе настаивают на первичности сознания по отношению к материи, считая его врожденным свойством человеческой души. При этом сознание независимо от мозга развивается имманентно, самопроизвольно и может быть понятно исключительно из самого себя. В античной философии такой взгляд был свойствен Платону, который впервые выделяет понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному, материальному. Идеальное (бестелесный разум) – предводитель и источник гармонии, истинное бытие. В каждой индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является началом, регулирующим человеческое поведение.

В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничто.

□ Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

□ Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

□ Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

□ Рефлексивная. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

□ Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

□ Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Особенности и структура философии

Изучая философию, ее особенности и тонкости, нельзя обойти вниманием ее структуру. В связи с тем, что одна из основных задач данной науки — дать человеку ориентиры для личностного самоопределения, очень важно обозначить сферы бытия, на основе которых человек может определить их для себя. Итак, структура этой науки предполагает следующие категории (сферы):

  • природа (сюда же входит мир и космос);
  • общество (все, что касается его истории и закономерностей);
  • человек (как личность, с индивидуально-психологическими особенностями);
  • сфера сознания (духовные и когнитивные процессы индивида).

Исходя именно из этих сфер, которые в совокупности и составляют своеобразный скелет философии, формируются соответствующие разделы научного познания. И очень важно уметь различать особенности каждого структурного компонента.

Категория природы, мира и космоса

Нельзя не отметить, что структура философии предполагает данную сферу в самую первую очередь. Это связанно с тем, что данный вопрос довольно обширный и глобальный. Существуют определенные разделы, которые занимаются конкретными вопросами – онтология (бытие как таковое), натурфилософия (бытие и природа в целом), космология (сущность и особенности Вселенной). Конечно, данные направления вряд ли могут существовать без других наук, таких как биология, физика, астрономия и даже химия, но в контексте этой науки данные вопросы рассматриваются с совершенно другой точки зрения.

Общество и его значение в философии

Вопросами общества занимается немало наук, среди которых социология, культурология, психология и философия. Причем если, например, в социологии важно выявить закономерности того или иного общества (малых и больших групп), то «наука о высоком» стремится к осмыслению этих закономерностей. Таким образом, в данной науке важно именно общество и его структура. Философия должна рассматривать это в контексте взаимосвязи определенной группы людей с природой (и здесь нельзя не обращаться к самой первой категории), общества в целом с индивидуальностью человека и, непосредственно, общественности с точки зрения его историзма.

Осмысление человека в философии

И несмотря на то, что структура философии предполагает категорию «человек» как отдельную сферу, в данном случае стоит больше говорить о разнообразных проявлениях его и общих характеристиках. Хотя человек является и центром социальной философии, а также философской антропологии. Считается, что в процессе осмысления личности можно скорее прийти к пониманию бытия и всего остального, что важно в непосредственном процессе освоения его тонкостей. И снова есть необходимость возвращения к одной из основных сфер в структуре научного познания, ведь ни в коем случае нельзя отрицать факт влияния какой-либо общности или общества в целом на личность. Но понять, что представляет собой человек как полноценный индивид практически невозможно, если не понимать, что такое структура философии.

Сфера сознания в философии

После изучения и осмысления предыдущих сфер, которые являются базовыми в данной науке, есть необходимость в том, чтобы определить, какая же структура сознания в философии. И здесь на помощь приходит масса других наук, в числе которых и логика, и этика, и гносеология, а также религия и прочие знания, которые стремятся раскрыть суть человеческого сознания. Все эти древние дисциплины рассматривают человеческое сознание с точки зрения поставленных научных задач. И если, например, логика будет исследовать сознание человека с позиции основных законов и норм мышления, то этика будет стремиться ответить на вопросы о внутренней гармонии каждой личности.

Несмотря на то, что структура философии кажется вполне очевидной и даже простой, нельзя не отметить тот факт, что отдельно изучать данные сферы практически невозможно. Получается, что это деление очень условно. Изучая какую-либо общенаучную категорию, всегда нужно помнить и о других сферах, которые в целом и составляют данную науку.

Основные сферы сознания

Реферат по онтологии

Основные сферы сознания

Модель сознания, предлагаемая вниманию читателя, будет строиться через последовательное выделение и анализ его существенных частей и компонентов. Для облегчения подобной задачи весьма полезным оказывается обращение к наглядным схемам, служащим как бы исходным образно-символическим «каркасом» развертывания такого рода теоретических построений. При этом мы не собираемся изрекать о сознании нечто принципиально новое. Большинство фактов, которыми мы будем оперировать, достаточно хорошо известны в философской, религиозно-мистической и научной литературе.

Наша цель состоит в ином: по возможности свести воедино и логически упорядочить такие эмпирические данные о функционировании сознания человека, которые до сих пор представлялись несовместимыми в рамках единого гносеологического подхода. Особенно важным представляется учет фактов внерационального опыта, устойчиво воспроизводящегося в течение многих веков различных культурных традициях. Здесь важно лишь сохранить принципы рационального анализа, задаваясь вопросами, насколько религиозный и мистический виды опыта вообще возможны и можно ли их гармонично согласовать с рациональной деятельностью сознания, если исходить не из личных верований, а из признания многомерности и целостности «жизненного мира» человека.

Важно при этом иметь в виду, что никакого буквального изоморфизма междутой моделью сознания, которую мы будем разворачивать ниже, и между реальным человеческим сознанием (учитывая к тому же его сугубую индивидуальность) нет и бьпь не может, поскольку любая схема неизбежно беднее своего «живого» первообраза. Мы, естественно, не настаиваем и на исключительности предлагаемой модели.

Учитывая антиномичность бытия сознания, закономерным представляется факт плюралистичности теоретических построений, касающихся его структуры. И наконец, последнее вводное замечание. Любое разделение сфер, уровней и способностей сознания всегда носит глубоко относительный характер, ибо в его реальном целостном функционировании жестко различить их не представляется возможным. В свое время С. Аскольдов остроумно уподобил сознание комнате, где все стены зеркальны и взаимно рефлектируют друг друга. Правда, и абсолютизировать так называемую «недизъюнктивность» (нерасчлененность) сознания не следует, ибо подобная позиция всегда внутренне противоречива.

После этих оговорок перейдем к общей характеристике основных сфер сознания и начнем ее с сектора I. Это та сфера, которая может бьпь названа сферой телесно-перцептивных способностей и получаемых на их основе знаний. К телесно-перцептивным способностям относятся ощущения (внешние и внутренние), восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о своем внешнем окружении, о процессах, происходящих в его собственном теле, и о его взаимоотношениях с другими телами.

Посредством такого рода знания обеспечивается удовлетворение базисных телесно-витальных потребностей индивида и его внешнепредметная деятельность. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и адаптивная целесообразность поведения человеческого тела в окружающем мире.

С сектором II можно соотнести логико-понятийные компоненты сознания. Образно эта сфера может бьпь названа сферой Логоса. В ней коренятся способности человека к обобщенному и систематическому постижению внутренних свойств и связей реальности, включая человека как объект, рядоположенный другим объектам. С помощью мышления, по меткому замечанию американского психолога Дж. Брунера, человек выходит за пределы непосредственно чувствен­но данного, опираясь на мощь логических категорий и понятий раз­личного уровня, опосредованных знаковыми структурами. Данную сферу сознания можно назвать царством «рациональных образов», четких аналитико-синтетических мыслительных операций и строгих логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийного компонента сознания является истина как объективное соответствие наших понятийных конструктов познаваемой предметности любой природы.

Сектора I и II образуют как бы «внешнепредметную» составляющую сознания, где субъективно-личностные и ценностные компоненты нашего внутреннего мира носят снятый характер. Если использовать термин «жизненный мир», то можно сказать, что сквозь призму этих сфер нам дан жизненный мир, т.е. мир скорее в его предметно-телесных формах и связях, нежели в стихии жизненных переживаний и проявлений. Неслучайно критика гегелевского панлогизма исторически начиналась с позиций «философии жизни».

С этой «левой половинкой» нашего сознания связан хорошо известный феномен проекции (опредмечивания) результатов деятельности телесно-перцептивной и логико-понятийной составляющих сознания вовне, на внешний мир. Отсюда и проистекают наивно сенсуалистическая (внешний мир сам по себе тождественен миру, данному мне в чувствах) и наивно-рационалистическая (рассудочно-рациональный «образ мира» тождественен его внутренней сущности) разновидности общей наивно-реалистической познавательной установки. Будучи целесообразными в определенных областях человеческого опыта, они обнаруживают свою явную ограниченность и ошибочность в общегносеологическом плане. Обратимся теперь к анализу «правой половинки» сознания.

Начнем с сектора III. Его можно связать с эмоционально-аффективным компонентом сознания. Он лишен непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера глубоко субъективных состояний, переживаний и предчувствий, а также эмоционально-жизненного отношения к другим человеческим «Я» и ситуациям, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. В психологии эмоций выделяют различные элементы, относящиеся к этой сфере душевной жизни, но чаще всего указывают на бессознательно-аффективные состояния или «органические чувствования» (стрессовые состояния в виде ужаса и восторга, предчувствия, смутные переживания, галлюцинации); эмоции (гнев, страх, радость); чувства, носящие социальный характер и отличающиеся большей осознанностью (любовь, ненависть, симпатия, антипатия); а также настроения (тревога, усталость, грусть, душевный подъем и т.д.). Еще Б. Спиноза отметил, что главным регулятивом и целью бытия этой сферы сознания является «принцип удовольствия» и, соответственно, избегание неудовольствия.

И наконец, сектор IV может бьпь соотнесен с ценностным компо­нентом единого «поля» нашего сознания. Его правомерно также назвать сферой Духа. Здесь укоренены высшие духовные стимулы и идеалы культурного творчества человека, а также способности к их воплощению и пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования действительности с нашими духовными смыслами и целями, носящими идеально-модельный характер.

Сектора III и ІV образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где упор должен быть сделан на жизненном мире, в который погружена личность и где предметом познания выступают внутренние переживания своего «Я», других «Я», а также продукты их творческой самореализации. Предметно-телесные формы и связи мира, в свою очередь, оказываются здесь снятыми и подчиненными «правой половинке» сознания. При этом возможно как аффективное, так и культурно-смысловое искажение реального образа мира проекциями ценностно-эмоциональной жизни сознания. Так, еще Ж.П. Сартр не без тонкости отметил специфическую «магию эмоций», посредством которой строится иллюзорный мир и иллюзорно решаются проблемы, когда их реальное решение нам не подвластно. Типичный пример такого рода — это когда нам весь мир кажется безобразным из-за больного зуба или когда в злобе пинают камень, о который только что споткнулись. Примером же ценностной аберрации «жизненного мира» может служить «витание» в мире художественных грез и фантазий без реального учета окружающей обстановки или без здравой оценки своих собственных дарований.

Предложенную нами, пока еще довольно абстрактную, схему сознания можно интерпретировать с точки зрения человеческих потребностей, удовлетворение которых нуждается в знании и, соответственно, в доставляющих это знание познавательных способностях. На такую воз­можность указывал в западной психологии А. Маслоу, а у нас — М.С. Каган.

В самом деле, телесно-перцептивная сфера сознания удовлетворяет потребность в нормальном функционировании собственного тела и во внешних впечатлениях; эмоционально-аффективная сфера — потребность в любви, душевной укрытости и эмоциональном общении; логико-понятийная сфера — в достоверном знании, обеспечивающем эффективную практическую и познавательную деятельность; ценностная — в общезначимых смыслах и идеалах гуманитарного бытия. «Правая половинка» сознания выражает потребность в собственно человеческом жизненном содержании, опосредованную предметным образом мира; а «левая половинка», в свою очередь, — потребность в адекватном «телесном» образе мира, опосредованном человеческим переживанием.

По-видимому, будет вполне правомерно соотнести нашу схему с фактом межполушарной асимметрии мозга, где «внешнепредметной» составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, аналитико-дискурсивного полушария; а ценностно-эмоциональному компоненту сознания — интуитивно-интегративная «работа» правого полушария. Возможно также сопоставление двух «половинок» нашего сознания с древнекитайским учением о бинарных силах «инь» и «ян», управляющих жизнью Вселенной. Привлекая также идеи К.Г. Юнга, можно связать доминанту «левой, янской половинки» с экстравертивной установкой сознания; а доминирование «правой, иньской» — с преобладанием интровертивной психологической установки в существовании личности.

Телесно-перцептивная и эмоционально-аффективная сферы образуют «нижнюю половинку» поля нашего «жизненного мира», задавая повседневный чувственно-телесный образ реальности; алогико-понятийная и ценностная сферы образуют его «верхнюю половинку», формируя идеально-смысловую картину бытия, лежащую за пределами непосредственно переживаемого и воспринимаемого. Иными словами, «нижняя» и «верхняя» сферы сознания отвечают, соответственно, за чувственное и рациональное познание.

Более того, взаимоотношения четырех выделенных сфер сознания будут подчиняться четырем типам универсальных отношений, которые характеризуют взаимодействия элементов в любой системе (отношения тождества, корреляции, субординации и оппозиции). С этой точки зрения сектора IV (ценностно-гуманитарные и логико-понятийные компоненты), I и III (телесно-перцептивные и I эмоционально-аффективные компоненты) будут находиться в отношениях коррелятивной взаимодополнительности. Сектора I и II, III I и IV — в отношениях субординации, где более высокие сферы сознания (сектора II и IV) онто- и филогенетически возникают из генетически предшествующих им (I и III), но, раз возникнув, подчиняютсебе деятельность нижестоящих уровней. И наконец, между сферами II и III существуют отношения оппозиции.

Так, духовно- I смысловые (теургические) способности сознания противостоят телесно-перцептивным (теллургическим), а рационально-понятийные структуры противоположны субъективно-эмоциональным и спонтанно-аффективным движениям человеческой души. Если жан обратиться к архаическим и раннефилософским представлениям об универсальных классифицирующих возможностях четырех первоэлементов Космоса (огонь, земля, вода, воздух), тотелесно-перцептивной сфере сознания можно поставить в соответствие землю, логико-понятийной — огонь, эмоционально-аффективной — воду, а ценностной — воздух.

О всеобщности четырехчастного понимания мира во всех архаических традициях подробно писали М. Элиаде и В.Н. Топоров. По свидетельству же неоплатоника Порфирия, пифагорейцы владели тайным приемом «тетрактиды», «изящным и приложимым ко многим физическим вопросам». На эвристичность четверичного метода моделирования в связи с современной интерпретацией платоновского учения о первоэлементах Космоса указывал И Д. Рожанский.

Литература.

1. Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1997.

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.

3. БрунерДж. Психология познания. М., 1977.

4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

6. СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Информация о работе «Основные сферы сознания» Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 12343
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

9797 0 0

… по поводу поизвод-|политические , ства,распределения|правовые, обмена и потребле-|нравственные, ния материальных |идеологические благ | и др. 15) Взаимодействие основных сфер общественной жизни. Общество,таким образом,представляет собой определенную совокупность элементов,взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. …

9586 0 0

… : | духовные: по поводу поизвод-|политические , ства,распределения|правовые, обмена и потребле-|нравственные, ния материальных |идеологические благ | и др. 5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни. Общество,таким образом,представляет собой определенную совокупность элементов,взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.Сферы об­щественной жизни …

12784 1 0

… развития. Глобальные проблемы человечества, их основы и проявление. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. Глава 1. Экономическая сфера Экономика и её роль в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Микроэкономика и макроэкономика. Типы экономических систем. Экономическая деятельность: производственная и непроизводственная сферы. …

29026 0 0

… противопоставления мысли – не мысли. Потому, что нет онтологии. А онтологии не может быть в силу Взаимообусловленного Возникновения. Тогда единственно возможным будет противопоставление по признаку обусловленности: обусловленная мысль – необусловленная мысль (но никак не противопоставление, скажем, мысли тому, о чем эта мысль, поскольку мы уже знаем, что все ее объекты всегда уже включены в с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *