Социальная зрелость
Содержание
ВЫДЕЛЯЮТ 5 АСПЕКТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТНУЮ ЗРЕЛОСТЬ:
1. Мотивация достижений. Под этим термином подразумевается общая направленность деятельности индивида на значимые жизненные цели, стремление к максимально полной самореализации, самостоятельность, инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в предпринимаемых действиях.
2. Отношение к своему «Я» («Я» — концепция). Это уверенность в своих возможностях, удовлетворенность своими способностями, темпераментом и характером, своими знаниями, умениями и навыками. Вместе с тем данный аспект предполагает такой существенный параметр поведения, как адекватная самооценка, высокая требовательность к себе, отсутствие самодовольства, скромность, уважение к другим людям. Все эти качества несовместимы с так называемым комплексом неполноценности, нередко проявляющемся в неосознанном стремлении подбодрить себя бахвальством, бравадой, саморекламой и т.д.
3. Чувство гражданского долга. Здесь имеется ввиду чувство патриотизма, интерес к явлениям общественно-политической жизни, чувство профессиональной ответственности, потребность в общении, коллективизм.
4. Жизненная установка. Это понимание относительности всего сущего, преобладание интеллекта над чувством, эмоциональная уравновешенность, рассудительность (в противоположность импульсивности).
5. Способность к психологической близости с другим человеком. В это понятие включены доброжелательность к людям, эмпатия (способность к чувствованию и сопереживанию), умение слушать, потребность в духовной близости с другими людьми.
Одной из самых больших проблем в социуме является незрелость. Мы говорим и делаем незрелые вещи, принимаем незрелые решения, идем незрелым путем.
Зрелость часто определяется нашим отношением т.е. характером. Характер есть то, кем мы являемся, когда нас никто из людей не видит.
Проявления личностной зрелости:
1. Зрелый человек правильно проходит через трудности. В жизни были и будут трудности. Зрелый человек ищет выход, а незрелый видит себя жертвой. Ответьте на следующие вопросы:
- Как Вы реагируете на трудности?
- Вы негативны или позитивны?
- Вы скептичны или оптимистичны?
- Ваша жизнь наполнена ропотом или благодарностью?
- Когда люди ошибаются, Вы чаще ободряете или злитесь на них?
2. Зрелый человек чувствителен к другим людям. Вместо того, чтобы говорить: «мне, мне», он уважает, защищает и помогает другим в их нуждах. Не оказывает предпочтение или отвержение другим людям. Главное преступление, которое мы часто совершаем – это преступление против любви.
3. Зрелый человек управляет своим языком. Язык человека силен как для зла, так и для добра. Неуправляемые речи разрушают жизнь и отношения. Сплетни – есть слушание чего-то, что Вам нравится о ком-то, кого вы не любите. Самодисциплина начинается с языка. Это значит: важно иметь правильное отношение, и знать время и место когда говорить.
4. Зрелый человек есть миротворец. Он не создает проблемы. Есть две причины конфликтов: осуждение и эгоизм.
Спросите себя:
- Люблю ли я спорить?
- Часто ли у меня конфликты с людьми?
- Легко ли меня обидеть?
- Легко ли мне ранить другого?
Есть три причины не судить:
- Я не есть Бог.
- Только Бог имеет все факты.
- Я не знаю мотивов поведения этого человека.
5. Зрелый человек терпелив и благодарен. Эти два качества выражают то, что Вы не сосредоточены исключительно на своем я. Спроси себя: Как долго я могу ждать? И как часто я выражаю благодарность людям и Богу?
Показатели личностной зрелости:
- способность заботиться о себе и о других людях
- способность брать ответственность за свой выбор и решения
- в равной степени уважать себя и других людей
- способность решать конфликты и справляться с кризисами
- умение управлять своими желаниями и другими импульсами
- способность учиться у других и признавать свои недостатки
Развитие данных качеств начинается в семье и в обществе людей, где растет будущий супруг или супруга. Если хочешь построить счастливую семью – принеси туда счастье с собой. Мы все не растем в идеальном окружении, которое способно было бы дать нам и научить всему, что важно и нужно для будущей самостоятельной и здоровой жизни. Поэтому мы вступаем в брак с разным «багажом».
И в зависимости от того, какой он, нам приходиться прилагать большие или меньшие усилия для того, чтобы учиться принципам создания здоровых отношений. Чем больший уровень зрелости будет до брака – тем легче будет происходить процесс создания и развития семьи.
Одним из секретов успешного супружества является личностная зрелость обоих или хотя бы одного из двух людей. Чтобы создать счастливую семью нужно быть сформированной счастливой личностью уже до свадьбы.
Нужна консультация специалиста брачного агентства Heart-Hunter?
Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.
Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.
Что такое социально-психологическая зрелость
Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.
Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.
В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности манипуляциям. Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.
Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей гармонии и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.
Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.
Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует инфантилизация.
Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и толерантности.
Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.
Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.
Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.
Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.
Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, сублимация, рационализация, вместо вытеснения и агрессии.
Признаки психологической зрелости
Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:
– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;
– относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;
– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;
– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;
– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;
– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;
– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.
Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.
Уровни психологической зрелости
Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.
Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.
Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных талантов, до принятия не идеальности всего мира.
6.4. Социальная зрелость личности
Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они — «недоросли», и если в наши дни это слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в XVIII—XIX вв.
это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из-под опеки родителей. Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша пещерного века, пока обряд инициации не переводил его в другую категорию — социально зрелых людей, |
Стать зрелым мужем — это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр. Ф. Ницше |
охотников, «добытчиков». Для этого ему требовалось, например, лицом к лицу встретиться со злым духом или диким зверем. Во времена действия «Капитанской дочки» этот переход в иное качество тоже совершается быстро — Петруша Гринев резко меняется, столкнувшись с опасным путешествием, любовью к Маше Мироновой, дуэлью, Пугачевским бунтом. А вот Митрофан, насколько мы можем предположить, так до старости и останется в мальчиках под крылом госпожи Простаковой — «в недорослях». Значит, дело не в биологическом взрослении. А в чем же?
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным — а почему же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев его. То есть исследователь для полноты картины всегда обязан учитывать и модель желаемого (идеала), и модель нежелаемого (антиидеала). Точно так же в обыденной жизни, задумав какое-то ответственное дело, мы обычно заранее мысленно проигрываем и свою победу, и свое поражение. Криминология изучает именно «минусы», антиидеал. И потому ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад криминологии в данную проблематику состоит в том, что эта наука создает модель социально НЕзрелой личности, прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия.
Многие науки не обходят стороной социальную зрелость личности, а для такой относительно новой области человекознания, как акмеология (от греч. acme — расцвет), это стержневая проблема. Собственно говоря, сам предмет акмеологии — феномен зрелости человека. В сфере внимания этой науки — процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.
Но что же имеется в виду под «зрелостью человека»? Единое определение не найдено до сих пор, ученые спорят над объективными критериями — как определить человеческую зрелость. Б.Г. Ананьев считал, что именно эти разногласия и привели к тому, что в психологической литературе понятие «зрелость» постепенно заменяется понятием «взрослость». Однако эта замена, казалось бы, призванная прояснить ситуацию, в действительности создает еще большую терминологическую путаницу.
Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» — это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь идет о взрослости и профессиональной (субъектно-деятельностной) зрелости.
То же самое размежевание имеет место и на личностном уровне рассмотрения человека. Итак, эти термины обозначают разные понятия. Использование термина «взрослость» в значении «зрелость» недопустимо еще и потому, что такая подмена исключает из поля научных исследований проблему «зрелости» как таковую.
В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Применительно к другой системе понятий мы можем подразумевать интеллектуальную зрелость, эмоциональную зрелость и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Наиболее сложным и неисследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день, пожалуй, невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности.
В представлениях древних людей земля покоилась на трех китах или на трех слонах. У личностной зрелости четыре «кита», четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других: 1) ответственность; 2) терпимость; 3) саморазвитие; 4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).
Рассмотрим эти компоненты более подробно.
Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответственности. Она возникла в русле направления, известного как психология каузальной атрибуции (Дж. Роттер).
Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера интернальный локус контроля.) «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любопытно, что именно на таком девизе строятся и действия героев «американской мечты».
Вспомним национальную героиню Америки Скарлетт О’Хара из романа М. Митчелл «Унесенные ветром». Пройдя через ужасы войны и голод, она клянется, что никогда ни она, ни ее близкие не будут голодать. И надеется эта отважная женщина только на себя, ни от кого не ожидая помощи, в отличие от других хрупких и неприспособленных женщин-южанок, плывущих по течению и гибнущих, в то время как Скарлетт борется за жизнь и находит выход из любой ситуации.
Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем — на коллег, начальство, знакомых. В детстве квинтэссенцией такой ответственности со знаком минус может служить фраза «а это он первый начал». Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе, как безответственность. У людей взрослых, но социально незрелых и безответственных, кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы.
В чеховской «Дуэли» безвольный, безответственный Лаевский объясняет собственные неприятности тем, что он «типичный продукт нашего сурового века», искалеченный обломок эпохи, приравнивая себя к «лишним людям» русской литературы. Зоолог фон Корен презирает его именно за то, что Лаевскому и в голову не приходит винить во всем себя, свою лень и душевную вялость. Более карикатурный пример — король из «Обыкновенного чуда», списывающий все свои выходки на дурную наследственность: в нем просыпается то тетя с материнской стороны, то еще какой-нибудь сумасшедший родственник.
На сегодняшний день уже во многих исследованиях установлено, что интерналы (люди с первым типом ответственности личности) более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более социально популярны. Общее представление о более высокой благожелательности интерналов к другим подтверждают, например, следующие исследовательские данные. Ответственные подростки, с интернальным локусом контроля, более положительно относятся к учителям, а также к представителям правоохранительных органов. Результаты исследований (К. Муздыбаев) свидетельствуют о том, что существует соотношение между интернальностью и наличием смысла жизни. Чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Но исследования также показывают, что экстерналы (люди с ответственностью второго типа, или «безответственностью»), напротив, отличаются повышенной тревожностью, обеспокоенностью, они менее терпимы к окружающим, повышенно агрессивны, конформны, менее популярны в обществе. По некоторым данным (А.А. Реан), среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля экстерналов составляет 84%, в то время как к интерналам относятся лишь 16%. Из этого явствует, что абсолютное большинство обследованных не способны брать ответственность на себя, но «взваливают» ее на других или на ситуацию, на «роковые обстоятельства».
А вот в другом исследовании (А.А. Реан, Д.Ю. Карандашев) объектом изучения были молодые люди того же возраста, но уже с четкой просоциальной ориентацией, с положительной шкалой ценностей. В результате было обнаружено совершенно иное распределение по типам контроля. В группе молодых людей с просоциальной ориентацией, проявляющих высокий уровень социальной зрелости, интерналами оказались 72%, а экстерналами лишь 4%. Таким образом, обобщение данных различных экспериментальных исследований позволяет с уверенностью утверждать, что интернальность (или преобладающая тенденция личной ответственности) соотносится с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность же связана с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных условиях она является фактором риска асоциального поведения.
1. Ответственность — это необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но вся жизнь слагается из поступков, или даже «жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок» (М.М. Бахтин). Ближе всего, пожалуй, к излагаемым здесь представлениям о фундаментальном значении феномена ответственности в структуре личностной зрелости находятся идеи гуманистической (в широком смысле) и экзистенциальной психологии. Выдающийся ученый-гуманист XX столетия Э. Фромм полагал, например, что забота, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого человека. Другой известный персонолог гуманистической ориентации В. Франкл также уделяет ответственности значительное место в своей концепции и утверждает, что духовность, свобода и ответственность — это три основы, три экзистенциала человеческого существования. Очень важно то, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным. Человеческая ответственность — это ответственность, происходящая из неповторимости и своеобразия существования каждого индивида. На ответственный поступок, как заметил М. Бахтин, способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. И даже более того — именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования (В. Франкл). Очевидно, с ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность и способы ее самоактуализации.
Чтобы пояснить эту мысль, вернемся к пушкинскому герою — Петруше Гриневу. В самом начале романа он — незрелый и потому не вполне свободный человек. Его судьбой полностью распоряжается властный отец: выбирает место, где сын будет проходить военную службу, учит, как себя вести в той или иной ситуации. Неудивительно, что 17-летний юноша яростно отстаивает свою свободу, однако первые же порывы ставят его перед необходимостью держать ответ за свои поступки: чтобы насладиться самостоятельностью, он пьет, играет в бильярд и проигрывает большую сумму денег, которую вынужден заплатить. По мере развития сюжета он обретает все большую свободу, и во время столкновения с Пугачевым это уже более зрелый человек, который сознательно берет ответственность за любимую девушку и сам принимает решения, от которых зависит его жизнь и жизнь других людей. Однако и родители, и дядька Савельич еще долго видят в нем незрелого мальчика. Если бы Гринев оставался дома, под крылом родителей, он еще нескоро обрел бы свободу, а значит, нескоро повзрослел. Служба, дуэль, путешествие, участие в военных действиях — вот обстоятельства, способствовавшие его росту как личности.
Дело в том, что социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополнении обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не признавая его в то же время и свободным.
Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений, это напоминает анекдотическую ситуацию в одной из черновых глав романа Набокова «Пнин», где главный герой учится вождению автомобиля по учебнику… лежа в больничной постели с сильным радикулитом! Нельзя научить человека плавать, не пуская его в воду. К сожалению, такая практика не просто имеет место, но и чрезвычайно распространена. На вопрос: «Поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения?» — скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в таком типе воспитания, как сверхопека. В школе та же сверхопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономности в учебной деятельности, конечно, имеют место. Но являются скорее исключением, чем правилом. Такая поведенческая позиция взрослых, как показывают исследования (Реан А.А., 1992, 1999), находит удобную и прочную опору в системе их социально-перцептивных стереотипов, в их представлениях об учащихся как о неспособных в большинстве своем к проявлению автономности, самостоятельности в деятельности. Эмпирические исследования также показывают, что педагоги ценят дисциплинированность учащихся гораздо больше, чем самостоятельность личности.
2. Терпимость — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. Однако терпимость терпимости — рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А.А. Реан) два ее вида:
1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.
Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической (и даже психофизиологической) толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость- черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена.
В русской классической литературе много ярких тому примеров — это и пушкинский Скупой рыцарь из «Маленьких трагедий», до того очерствевший душой, что может спокойно смотреть, как стоит на коленях под дождем, вымаливая у него деньги, бедная вдова, или знаменитый Плюшкин Гоголя. В этом же ряду особенно выделяется Иудушка Головлёв Салтыкова-Щедрина — он как раз очень любит, как вы помните, производить впечатление человека кроткого и терпимого к окружающим, постоянно произносит слащаво-нравоучительные речи, но на самом деле он черств и безжалостен к самым близким людям. Говоря о терпимости как составляющей социальной зрелости личности, мы имеем в виду, конечно, не эту терпимость, а диспозиционную.
В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (пли ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.
Подлинным воплощением такой терпимости можно назвать князя Мышкина, который в черновиках Ф.М. Достоевского прямо назван «князь-Христос». Мышкин всю свою жизнь строит именно по принципу терпимости и всепрощения, ища оправдания любым проступкам и срывам окружающих его людей, — как мы хорошо помним, среди них есть и падшая женщина, и преступники.
Такая терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. (Толерантность — повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.) При данном виде терпимости человек сохраняет чувствительность и эмпатийность, способность к сопереживанию и сочувствию. Сильной диспозиционной терпимостью, таким образом, может обладать и высокосензитивная личность. В диспозиционной терпимости в полной мере проявляется позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.
Однако в реальной жизни с развитием такого компонента, как терпимость все обстоит не столь благополучно, как хотелось бы. Вот некоторые данные исследований (Реан А.А., 1992, 1999), проведенных среди школьников обоего пола в возрасте 15¾17 лет. Как оказалось, высокие показатели по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а низкие — только 9%. У остальных показатели на уровне среднестатистической нормы. Итак, 53% с высокой спонтанной агрессией. Но прежде всего следует пояснить, что имеется в виду под «спонтанной агрессией». Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом.
Именно спонтанную агрессивность проявлял уже упоминавшийся выше Иудушка Головлёв, изводя своими нудными проповедями родственников, с удовольствием напоминая им об ошибках и неудачах, наблюдая, как близкие люди попадаются в расставленные им капканы. А помните малолетнего ростовщика Слаенова, одну их самых ярких ролей в фильме, поставленном по книге «Республика Шкид»? Этот подросток, скупая у товарищей хлеб, с явным удовольствием следил, как они выкручиваются из долгов и страдают от голода.
Высокие показатели по другому параметру — реактивная агрессия — имеют 47% обследованных, а низкие — только 4%. Но реактивная агрессия — это как раз проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности.
Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительности — 56% имеют по ней высокие значения и только 4% — низкие. А раздражительность — это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания. Наверное, не стоит даже приводить примеры — к сожалению, с раздражительностью мы то и дело сталкиваемся в повседневной жизни и прекрасно помним, что у раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Для них характерна еще и поспешность в оценке окружающих. Приведенные данные исследований о высоком уровне и широкой распространенности агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополняются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Установлено, что только за последние 3—4 года уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, училищ, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12¾13-летние подростки (Т.Н. Курбатова). Все это вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой и таким образом может превратиться из социальной патологии в социальную норму, как это описано в антиутопии Э. Берджесса «Заводной апельсин», где агрессией заражены поголовно все подростки, и это уже никого не удивляет. Кстати, термин заражение использован здесь безо всяких кавычек намеренно, так как механизмы подражания и психологического заражения — не метафоры, а объективно существующие психологические механизмы.
3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации — основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская и др.). Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идея «самости» (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) занимает и в акмеологии. Стремление к саморазвитию — это не идея-фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком.
Но постоянное стремление к саморазвитию — это нечто иное. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они — показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения. Кроме всего прочего, актуальная потребность в саморазвитии, самоактуализации — это источник долголетия человека, причем долголетия активного, и не только физического, но и социального, личностного. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны и профессиональные успехи, достижение профессионального «акме», а также и его профессиональное долголетие, что уже подтверждено экспериментальными данными.
Сама по себе, вне связи с феноменом самотрансценденции, идея саморазвития и самоактуализации, несмотря на свое фундаментальное значение, является недостаточной для построения акмеологии личности. Концепция личностной зрелости должна базироваться на представлении о единстве самоактуализации и самотрансценденции и о действии в отношении них принципа дополнительности.
Феномен самотрансценденции человеческого существования занимает важное место в науках о личности (педагогика, психология, философия), особенно там, где рассматриваются вопросы личностной зрелости. При этом самотрансценденцию связывают с выходом человека за пределы своего «Я», с его направленностью на других людей, на какое-то дело, в целом, на что-то вне самого человека. В более категоричной форме эта мысль звучит в утверждении: «быть человеком — значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). Вместе с тем необходимо заметить, что категоричное противопоставление самотрансценденции и самоактуализации как двух альтернатив очевидно нецелесообразно. Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в органичном соединении этих двух идей. С этим же связаны перспективы разработки проблемы личностной зрелости. К сожалению, этой проблеме целостного объединения двух принципов пока уделяется явно недостаточно внимания. Однако понимание того, что такое единение все-таки возможно, пусть и не всегда четко, но уже проявлялось: самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой (А. Маслоу). По мнению В. Франкла, человек осуществляет сам себя в служении делу или в любви к другому. Э. Фромм видит в самоактуализации утверждение собственной жизни, счастья, развития, свободы. Самоактуализация человека коренится в его способности любить; причем любовь неделима между «объектами» (другими) и собственным «Я». Возможно, целью человеческого существования является одновременно собственное совершенство и счастье окружающих. Формулирование же в качестве цели «личного счастья» ведет к эгоцентризму, а стремление к «совершенствованию других», как справедливо заметил И. Кант, не может принести ничего, кроме неудовлетворенности.
2.4. Социальная зрелость личности
Понятия «психическая зрелость» и «социальная зрелость личности» разделяются. Социальная зрелость рассматривается как «устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя» (И. С. Кон, 1999. С. 177). В социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как способность человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни. Зрелость — это такой уровень развития личности, когда она сама может принимать ответственные решения как в личной, так и общественной жизни.
Достижение этапа зрелости социального и психического развития не означает, что человек перестает нуждаться в других людях. На протяжении всей своей жизни человек продолжает оценивать свой опыт, прогнозы, свое поведение, сопоставляя с реальными или предполагаемыми оценками и опытом других людей. Однако значимые другие становятся лишь его советчиками, арбитрами, оппонентами в делах, по поводу которых он сам принимает жизненно важные решения на основе собственных смыслов жизни (В. Франкл). Принятие таких решений и их осуществление — показатель зрелости психического развития, а критерии, на основе которых он их осуществляет, — показатели социального развития. Именно с этапа зрелости социального и психического развития человека и начинается отсчет в проявлении такого качества, как свобода воли (волеизъявления человека в социуме как равноправного его члена).
Г. С. Сухобская подчеркивает, что с понятием социальной зрелости следует связывать внутреннюю установку личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, т. е. на гуманистические ценности.
…
У личностно зрелых людей ниже ценность денег и выше уровень монетарной удовлетворенности. У них формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, которые воспринимаются как средство, и не происходит их фетишизации, преобладание установок на рациональное потребительское поведение. Личностно зрелые люди быстрее обучаются новым правилам поведения в экономической ситуации, более уверены в себе в финансовых вопросах, в ситуации безденежья чаще ориентированы на объективное и рациональное восприятие сложившейся ситуации и поиск решения проблемы. В мотивах расходования денег в большей степени представлены мотивы творчества, познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям.
М. Ю. Семенов, 2004.
Г. С. Сухобская рассматривает важнейшие атрибуты индивидуально-психологической зрелости:
• самостоятельное прогнозирование своего поведения в любых жизненных ситуациях на основе развитой способности добывать нужную информацию и анализировать ее применительно к целям, связанным с решением конкретных и нестандартных ситуаций во всех сферах жизнедеятельности;
• мобилизация себя на выполнение собственного решения о действии вопреки различным обстоятельствам и внутреннему социально немотивированному желанию его прекратить («устал», «не хочу», «трудно» и т. п.);
• самостоятельное отслеживание хода выполнения собственных действий и их результатов (предполагающее готовность личности к «нормальному мысленному раздвоению» на Я-исполнителя и Я-контролера);
• проявление оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания и объективной непредвзятой оценки своих мыслей, действий, поступков;
• извлечение уроков из собственного поведения в различных ситуациях, наращивание качества прогнозирования, выполнения запланированного и объективность оценки;
• эмоционально-адекватная реакция на различные ситуации собственного поведения.
Социальная зрелость характеризуется использованием в случае неуспешного разрешения конфликта или проигрыша в конкурентной борьбе рациональных психологических защит: сублимации, интеллектуализации и компенсации. В то же время примитивные психологические защиты, такие как вытеснение и агрессия, характерны для социально незрелых личностей (В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова, 2008).
Итак, зрелую личность характеризуют:
Принятие на себя ответственности за свои чувства, мысли и поступки. Осознание своего выбора. Зрелый человек способен не сваливать вину (или проблему) на кого-то, не искать причин своего равнодушия или агрессии в ком-то другом.
Разумная независимость. Ощущение внутренней свободы («Я имею право сказать “нет” и не чувствовать себя виноватым»).
Способность отличать реальность от вымысла. Трезво оценивать свои возможности и ситуацию. Обещать то, что действительно в состоянии сделать. И жить именно в реальной жизни, «здесь и теперь», а не в области фантазий, как Бальзаминов в пьесе Островского.
Обоснованное чувство целостности собственной личности и наличие моральных норм. Принятие себя целиком. Человек, принимающий себя целиком, не скрывает свои слабые стороны. Он способен извлекать уроки из своих неудач. Несмотря на большую терпимость к себе и окружающим, зрелый человек имеет внутренний «стержень». Он ведет себя нравственно по своему внутреннему побуждению, а не потому, что боится наказания.
Гибкость и способность к адаптации. Это предполагает отказ от форм поведения, которые себя уже исчерпали. У каждого человека в определенный период времени формируется поведенческий стереотип, который помогает ему жить в сложившихся условиях. Но обстоятельства меняются, и старые паттерны поведения будут тормозить его развитие, мешать нормальному существованию. Следовательно, надо найти в себе силы вовремя от них отказаться.
Толерантность. Зрелый человек учитывает, что люди разные как вследствие возрастных особенностей и воспитания, так и природных особенностей (темперамента). Поэтому он терпимо (без отрицательных эмоций и агрессивного противодействия) относится к взглядам другого, особенностям его поведения. Толерантное отношение к иным точкам зрения не означает отказ от своей позиции без особых на то причин. Но такое отношение подразумевает понимание относительности своего мировоззрения, равно как и мировоззрения других людей, а также готовность к изменению своих знаний, своей картины мира.
…
За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «где есть двое ученых, там есть три мнения»), «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т. п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.
Подлинным воплощением такой терпимости можно назвать князя Мышкина, который в черновиках Ф. М. Достоевского прямо назван «князь-Христос». Мышкин всю свою жизнь строит именно по принципу терпимости и всепрощения, ища оправдания любым проступкам и срывам окружающих его людей, — как мы хорошо помним, среди них есть и падшая женщина, и преступники.
Н. В. Борцовская, А. А. Реан, 2000.
Самокритичность. Зрелость человека характеризуется умением человека видеть не только свои достоинства, но и свои недостатки. Он способен посмеяться в первую очередь над собой либо над ситуацией, а не над другим человеком.
Духовность. И. Г. Малкина-Пых (2005) пишет о том, что одной из задач периода зрелости является постепенное накопление духовности как необходимого условия развития человека в зрелости, особенно во второй ее половине. Духовность предполагает, с одной стороны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой — ориентацию человека на постижение смысла собственной жизни, выполнение жизненной задачи, без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.
Духовность не может быть связана только с формированием своего Я или со способностью любить другого человека. Духовность проявляется в единстве способности создать самого себя (свое Я, мировоззрение, мироощущение, систему ценностей), расширить свой внутренний мир в диалоге и объединении с другим человеком и вырасти до осознания сопричастности к мировому пространству. Именно в таком понимании духовности ее можно считать необходимым условием развития человека в зрелости.
…
Э. Эриксон описал генеративность — характерную черту психосоциальной зрелости человека во взрослом возрасте — как заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения; она выражается через заботу и обучение <…>
Без понятия генеративности, введенного на седьмой из восьми стадий жизни, не было бы понято эволюционное развитие, которое сделало человека обучающим и организующим <…> Понятие генеративности принято, чтобы показать продуктивность и креативность человека с возрастом, хотя ими не исчерпывается.
С увеличением понимания обязанностей по отношению к обществу в целом и к тем, кто моложе, слабее, менее опытнее или находится некоторым образом в подчиненном положении, взрослый человек начинает размышлять и действовать генеративными способами.
Согласно модели Эриксона, достижение генеративности обычно связывается с серединой жизни, т. е. генеративность имеет относительно низкий уровень в молодом возрасте, достигает пика в середине жизни и затем несколько спадает в пожилом возрасте. Исследования по изучению генеративности не всегда поддерживает эту гипотезу.
Д. Макадаме (1992, 1993) усовершенствовал эриксоновскую концепцию генеративности как продолжение идентичности. Его последовательные исследования генеративности в повествовательных отчетах старых людей — первые попытки операционализации этой концепции. Согласно Макадамсу, мотивационные источники генеративности лежат в требованиях культуры и внутреннем желании человека. Первое относится к пожеланиям общества, что мужчины и женщины взрослого возраста должны поддерживать и продвигать следующие поколения. Второе Э. Эриксон называет «потребностью быть необходимым», а Дж. Котре (1984) считает поисками «символического бессмертия». Требования культуры и внутреннее желание обеспечивают личностный рост через осознание заботы о следующем поколении.
О. В. Краснова, 2004. С. 401–402.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
>зрелость
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | зре́лость | зре́лости |
Р. | зре́лости | зре́лостей |
Д. | зре́лости | зре́лостям |
В. | зре́лость | зре́лости |
Тв. | зре́лостью | зре́лостями |
Пр. | зре́лости | зре́лостях |
зре́-лость
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -зре-; суффиксы: -л-ость .
Произношение
- МФА:
(файл)
Семантические свойства
Значение
- то же, что спелость; состояние готовности плодов к сбору ◆ О зрелости ягод можно судить по небольшому матовому налету на их поверхности. Татьяна Мироненко, «Ягодный парад», 2002 // «Семейный доктор» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- то же, что спелость; мера близости плодов к зрелости ◆ Сахарный сироп для заливки персиков готовят крепостью 35 или 40% в зависимости от зрелости плодов. Воробьева Т.М., Гаврилова Т.А., «Домашнее консервирование», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Объективными показателями, характеризующими зрелость персиков, являются их размер, окраска и твёрдость. Воробьева Т.М., Гаврилова Т.А., «Домашнее консервирование», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен. состояние расцвета, наибольшей силы, эффективности некоего объекта или явления, в котором развитие полностью завершено, а деградация еще не началась ◆ Зрелость политической системы во многом определяется как раз тем, что она сводит эту роль случая к минимуму, равно как и последствия случайностей, то есть их воздействие на политику, а нередко и на судьбы государства. Георгий Арбатов, «Человек Системы», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Хотя он едва достиг зрелости, но раннее вступление в жизнь и интенсивность пережитых ощущений дали ему опытность человека на десять лет старше его. С.М. Степняк-Кравчинский, «Андрей Кожухов», 1898 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен. период в жизни организма или явления, соответствующий взрослому состоянию, зрелости ◆ Для многих, прежде всего для сверстников, он оставался Колюшей, для тех, кто знакомился с ним в зрелости, он был Тим. Д. А. Гранин, «Зубр1987» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Согласно представлениям некоторых теоретиков развития локальных цивилизаций, каждая нация, как и отдельная человеческая личность, переживает рождение, детство, юность, зрелость, старость и угасание. Наталья Троицкая, «Сакральные символы мировых цивилизаций», 2001 // «Жизнь национальностей» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
- —
- —
- половозрелость
Родственные слова
Список всех слов с корнем «-зре-» | ||
|
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- аттестат зрелости
- половая зрелость
- пожарная зрелость
Перевод
Список переводов
- Английскийen: ripeness
- Французскийfr: maturité ж.
возраст
- Английскийen: ripeness
- Французскийfr: maturité ж.
Библиография
- Зализняк Анна А., Шмелёв А.Д. Время суток и виды деятельности //Зализняк Анна А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 42.
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Половая зрелость у животных
У различных животных половая зрелость (готовность организма к размножению) различна. Помимо видовых различий, существуют также индивидуальные колебания. В отличие от остальных классов, у самок млекопитающих половая зрелость наступает раньше, чем у самцов.
Половая зрелость наступает обычно раньше, чем заканчиваются основной рост, структурное и физиологическое развитие животного, обеспечивающие его высокую плодовитость, нормальное функционирование организма в период беременности, родов и лактации, рождение здорового приплода. Принято считать, что животное достигло репродуктивного периода, если масса его тела составляет не менее 70 % предполагаемой массы тела зрелого животного. В связи с этим половозрелым самкам во время 2—3 первых половых циклов не дают спариваться с самцами и не производят искусственного осеменения. Главным образом это связано с необходимостью получения крепкого потомства и с отсутствием ущерба от беременности для материнского организма.
В вольных условиях и в дикой природе спаривание происходит в полной зависимости от индивидуальных признаков — то есть когда у самки наступает течка. У большинства видов животных период половой активности носит сезонный характер, а начало и ритм овуляций припадает на периоды, благоприятные для вынашивания (высиживания) и вскармливания потомства.