Доктор Моррис

Социальная перцепция в психологии

5.3. Социальная перцепция

Восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков составляют социальную перцепцию. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии и поведения. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

  1. познание себя;

  2. познание партнера по общению;

  3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

  4. установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я» (Я-концепция). Осознание себя через другого человека имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению?

К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести: выражение его лица (мимику), способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи.

К способам межличностной перцепции относят: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим человеком познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Эмпатия – это эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. Эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Способность к эмоциональному постижению имеет разные уровни развития: низший (своеобразная слепота к переживаниям другого); средний (отдельные представления); высший (способность чувствовать и принимать чувства другого).

Аттракция (с лат. «привлекать, притягивать») – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, то есть своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Общая модель рефлексии имеет следующее содержание: если человек (А) имеет неверное представление о себе (А’), о других (Б’) и, главное, о том, как его воспринимают другие (А»), то его взаимопонимание с ними будет исключено.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

У каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции, стремление к выяснению причин поведения, выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

К эффектам восприятия людьми друг друга относятся:

  • эффект ореола – общее благоприятное впечатление приводит к положительным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого работника и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию отрицательных оценок;

  • эффект новизны и первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает ранее предъявленная информация. Например, если сказать, что работник является нарушителем трудовой дисциплины, а затем, что он передовик производства, то будет преобладать первое (эффект первичности). При восприятии знакомого человека действует эффект новизны — последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой;

  • эффект стереотипизации – часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например, профессиональной (бухгалтер, педагог, военный и т.д.).

  • «проекция», в процессе которой оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего;

  • «эхо» – перенесение успеха работника в какой-либо области на другую сферу деятельности, успеха в которой он не достигает;

  • «атрибуция» – подсознательное приписывание работнику способностей и черт, которые руководитель подметил у другого человека, напоминающего ему этого сотрудника;

  • «вера в первый взгляд», в то, что первое впечатление самое верное. Вместе с тем исследования показывают, что первое впечатление бывает ошибочным, поскольку опирается на подсознательные ожидания руководителя, а не на моментальное проникновение в характер человека, с которым он беседует.

Для иллюстрации вышеназванных эффектов представляют интерес результаты исследований австралийского психолога Пауля Р.Уилсона, который доказал, что такой показатель внешнего облика человека как рост в глазах посторонних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новый статус, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, то его рост достигал 171 см, но стоило назвать его ассистентом кафедры, как рост его поднялся до 178 см. При звании старшего преподавателя рост достиг 180 см, и, наконец, рост «профессора» равнялся 184 см. Эти и другие эффекты восприятия можно использовать, например, представляя кого-либо другим, заранее планируя последовательность и содержание воздействия.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства – запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящем нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации: одежда человека, его внешний вид, включая такие атрибуты, как оформление помещения, автомобиль и т.п.; и манера поведения человека.

Фактор привлекательности – обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю – регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры).

Воспринимая внешний вид, движения, действия, и в целом деятельность человека, мы получаем возможность проникать в его внутреннее психологическое содержание, познавать убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. Поэтому знания и тем более полученные психологические данные о том или ином человеке требуют огромной осторожности и такта в их использовании.

В жизни конкретного человека как отдельного представителя человеческой общности его личность и его психика представлены в неразрывном единстве. Развитие личности не может быть сведено к развитию познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или группами).

Социальная перцепция

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

  • Исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия;
  • Анализ механизма межличностного общения.

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

  • Идентификация;
  • Эмпатия;
  • Аттракция;
  • Рефлексия;
  • Стереотипизация;
  • Каузальная атрибуция.

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

  • Этнические;
  • Профессиональные;
  • Гендерные;
  • Возрастные.

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Разновидности перцепции

Психологи классифицируют перцепцию в зависимости от задействованного органа восприятия следующим образом:

  • Зрительная перцептивность – это вид перцепции, при которой глаза совершают скачкообразное движение – таким образом люди обрабатывают информацию, которую они получили. Когда движение глаз останавливается, начинается зрительное восприятие. На подобный тип перцепции влияют ранее выработанные стереотипы. К примеру, когда человек привык бегло просматривать текст, ему будет трудно полноценно прорабатывать изучаемый материал. Он может не замечать большие абзацы, а если его спросят, говорит, что в книге их не было.
  • Слуховая перцептивность в психологии – это способ восприятия, при котором важную роль играет мелодическая и фонематическая система. При этом задействуются моторные компоненты (они выделены в отдельную полноценную систему – к примеру, пропевание мелодии позволяет развить музыкальный слух).

Также существуют следующие виды перцепции, в которых отражение информации происходит за счет понимания, а не органов чувств. Это перцепция направления и расстояния предметов, которые располагаются на расстоянии, и перцепция времени, то есть последовательность и скорость событий.

Суть перцепции времени заключается в том, что у всех людей внутренние часы разные. Нередко они не совпадают с суточными ритмами. Чтобы воспринимать подобные ритмы, человек пользуется дополнительными анализаторами.

Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.

Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).

Механизмы перцепции

Социальная перцептивность – это определение чувств собеседника. Механизм прост: человек вступает во взаимодействие с собеседником как личность (именно так его воспринимают собеседники).

Общение – важный механизм. Суть его в том, что собеседники пытаются понять друг друга. Общение опосредуется не только наличием системы понимания информации, но и особенностями восприятия собеседника.

Общение подразумевает присутствие межличностного восприятия, то есть выработку первых впечатлений о собеседнике. Поэтому психологи выделяют несколько механизмов перцепции, являющиеся специфическими методами, которые подразумевают оценивание и анализ поведения собеседника. Наиболее распространенными механизмами считаются идентификация, казуальная атрибуция и социальная рефлексия.

Что касается казуальной атрибуции, то ее суть в анализе реакции на поведение собеседника, то есть человек строит предположения, почему его собеседник ведет себя так, а не иначе. При этом человек основывается на схожести поведения собеседника с людьми, с которыми он общался раньше, или использует собственный опыт.

При казуальной атрибуции используется принцип аналогии. Она зависит от того, как человек, оценивающий поведение собеседника, воспринимает сам себя. Суть идентификации заключается в том, что человек пытается понять собеседника, строя предположение о том, каково его душевное состояние, пытаясь поставить себя на место того, с кем он общается.

Идентификация позволяет понять ценности собеседника, его поведение и привычки. Она имеет особый смысл в подростковом возрасте и юношестве, потому что в этот период создаются взаимоотношения между подростком (юношей) и обществом.

Под социальной рефлексией понимается процесс и результат самовосприятия человека. Основной инструмент социальной рефлексии – осмысление человеком своих личностных характеристик. Он пытается понять, как они выражаются в реакции на поведение собеседника, и как их воспринимают окружающие.

Суть эмпатии в том, что человек сопереживает собеседнику и пытается понять его внутреннее состояние. Эмпатия основана на понимании переживаний собеседника, а также понимании того, каким образом он оценивает происходящее. Эмпатийность – важная профессиональная черта педагога или психолога.

2. Развитие перцепции в дошкольном и младшем школьном возрасте

  • •Введение
  • •Часть первая
  • •Глава II психофизиологическая теория развития мышления из чувствования и. М. Сеченова
  • •Глава III представления о процессах умственной дифференциации в работах психологов французской и женевской школы (т. Рибо, э. Клапаред)
  • •1. Развитие познания как переход от неопределенного к определенному
  • •2. Переход от генерических образов к понятиям. Ключевая роль суждений. Разное отношение вклада анализа и синтеза на разных ступенях познания
  • •3. Низшие, средние и высшие формы абстракции
  • •Глава IV дифференциация структур как принцип и содержание психического развития в гештальтпсихологии
  • •1. Характеристика генетически исходных психических образований и их развития в лейпцигской школе гештальтпсихологии (г. Фолькельт)
  • •2. Психическое развитие в берлинской школе гештальтпсихологии (к. Коффка)
  • •3. Р. Арнхейм о законе дифференциации в развитии изобразительной формы детских рисунков
  • •Глава V теория абстрактного и конкретного отношений к. Гольдштейна и м. Ширера
  • •Глава VI ортогенетический принцип в теории умственного развития х. Вернера
  • •1. Общая характеристика генетической теории х. Вернера
  • •2. Синкретический характер первичных примитивных психических состояний и процессов. Недифференцированность субъекта и объекта. Начальные проявления дифференциации в эмоциональной и сенсорной сферах
  • •3. Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации
  • •4. Проявление синкретизма и развитие когнитивной дифференцированности на вербально-концептуальном уровне активности
  • •5. Параллелизм микрогенеза зрительной формы и хода ее возрастного развития. Значение регрессии к более примитивным состояниям и операциям
  • •6. Ортогенетический принцип в развитии умственных способностей и личности
  • •Глава VII дифференционная теория перцептивного обучения и развития э. Гибсон
  • •1. Место теории э. Гибсон в концепции восприятия Дж. Гибсона и ее общая характеристика.
  • •2. Рост детальности образов восприятия как главное содержание и главный критерий перцептивного развития
  • •3. Аспекты и направления дифференциации стимульной информации в процессах перцептивного обучения и развития.
  • •4. Повышение селективности и избирательности внимания.
  • •5. Репрезентации, схемы и общий план перцептивного развития.
  • •6. Механизмы перцептивного обучения и развития.
  • •7. Три составляющие единого процесса когнитивного развития.
  • •Глава VIII понятия дифференциации и когнитивно-личностной дифференцированности в теории х. Уиткина
  • •1. Общая характеристика теории х. Уиткина
  • •2. Аналитический фактор в интеллектуальной деятельности
  • •3. Структурированность и артикулированность опыта; особенности личности и межличностных отношений. Заключение
  • •Глава IX переход от перцептивной интегральности к психологической отделимости свойств объектов как характеристика умственного развития детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста
  • •1. Понятие об интегральных и отделимых свойствах объектов. Метод скоростной классификации
  • •2. Метод скоростной классификации в исследованиях умственного развития. Возрастное развитие селективного внимания
  • •3. Возрастное развитие перцептивно-димензиональной расчлененности отражения объектов с отделимыми свойствами по данным экспериментов со свободной классификацией
  • •Заключение
  • •Часть вторая
  • •2. Недифференцированность психики младенца. Начальные аспекты дифференциации
  • •3. Недифференцированность познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Понятия синкретизма и схемы целого в книге «Мышление и речь». Понятие эгоцентризма
  • •4. Проявление недифференцированности психического и физического и последовательный ход ее преодоления в суждениях детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • •5. Психологическая эволюция от глобального восприятия к дифференцированному выделению разных свойств объектов при развитии понятий числа, количества вещества, веса и объема
  • •6. Дифференциация представлений о времени, пространстве и скорости при восприятии детьми движущихся объектов. Дифференциация пространственных составляющих
  • •7. Развитие операции сериации как рост когнитивной расчлененности воспринимаемых объектов, их свойств и отношений
  • •8. Процессы и аспекты когнитивной дифференциации в развитии операции классификации
  • •9. Три периода развития интеллекта с точки зрения основных достижений когнитивной дифференциации. Роль символизации и операций. Общее в онтогенетическом и историческом развитии познания
  • •Глава XI формирование когнитивной отделимости свойств объектов как основа эффективности всех процедур обучения решению задач пиаже на сохранение
  • •2. Краткая история развития исследований по обучению решению задач Пиаже на сохранение
  • •3. Обучение сохранению на основе теорий дискриминативного обучения и на основе представления о необходимости преодоления глобальности суждений ребенка об объектах
  • •4. Обучение сохранению при помощи вербальных правил
  • •5. Обучение сохранению путем сообщения правильных ответов и путем наблюдения за правильными ответами других людей
  • •6. Обучение сохранению на основе теории обучения Ганье путем усвоения иерархии признаков свойств веса и длины
  • •7. Обучение сохранению количества жидкого вещества на основе дифференцированных вопросов о количестве и уровне воды в сосудах в экспериментах Брунера и Шепарда
  • •8. Обучение сохранению на основе словесного обозначения и сравнения объектов по разным свойствам после деформации в опытах Сонстрем
  • •9. Обучение сохранению путем формирования правильных значений слов
  • •Заключение
  • •Часть третья
  • •2. Развитие перцепции в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • •3. Развитие системы суждений о сходстве и различии объектов
  • •4. Начальные этапы развития счета
  • •5. Развитие системы категоризации и понятийных обобщений
  • •6. Развитие компонентного состава структуры мыслительной деятельности
  • •7. Уменьшение корреляционных связей между эффективностью выполнения разных заданий как показатель дифференциации познавательной сферы при ее развитии
  • •Глава XIII принцип дифференциации в развитии речевой функции
  • •Глава XIV дифференциация опознавательных признаков объектов в процессах перцептивного и сенсорно-понятийного обучения
  • •Часть четвертая
  • •Глава XVI начальные формы разумного поведения в свете принципов дифференциации, временной связи и умственного сопоставления
  • •1. Постановка проблемы. Механизмы рассудочной деятельности антропоидов
  • •2. Временные связи и умственное сопоставление при осуществлении реакций выбора по образцу
  • •Глава XVII принцип дифференциации, словесно-знаковая сигнализация и проблема становления сознания человека
  • •Часть пятая
  • •Глава XIX проблема содержания понятия способностей в свете принципа дифференциации и представления о репрезентативных когнитивных структурах как носителях умственного развития
  • •1. О понятии способностей
  • •2. Индивидуальное семантическое пространство как ведущий компонент социально-перцептивных способностей учителей физкультуры
  • •3. Принцип дифференциации и математические способности школьников
  • •4. Принцип дифференциации и возможности структурного подхода к анализу природы музыкальных способностей
  • •5. Когнитивные структуры как носители интеллекта и умственных способностей
  • •Часть шестая
  • •1. Филогенез, эмбриогенез и постнатальный онтогенез морфологии мозга
  • •2. Эмбриогенез и постнатальное развитие функций центральной нервной системы
  • •3. Развитие функций цнс как центрального компонента функциональных систем
  • •4. Развитие дифференцированности деятельности мозга детей раннего возраста по данным физиологии высшей нервной деятельности
  • •5. Развитие функциональной организации мозга детей и подростков по данным нейрофизиологических исследований
  • •Глава XXI индивидуальные различия дифференцированности мозговых корковых процессов и эффективность умственной деятельности
  • •1. Индивидуальные различия системной дифференцированности корковых процессов как коррелят индивидуальных различий эффективности умственной деятельности, требующей дифференцирования сигналов
  • •2. Связь интеллекта и времени реакций. Время реакций как показатель дискриминативной способности мозга
  • •3. Различительная чувствительность и способности
  • •4. Интегративно-физиологические механизмы, морфологические и биохимические основы дискриминативной способности мозга
  • •Глава XXII принцип дифференциации в теории и практике обучения
  • •Заключение
  • •Литература
  • •Summary

Развитие перцепции по Ж.Пиаже.

Период новорожденности

Период от рождения до 1 мес.

Выготский Л.С.: 1-й мес. – кризис новорожденности (критический период).

Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция.

Основная черта периода новорожденности – это адаптация к новым условиям развития, переходность от внутриутробного к внеутробному развитию, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Социальная ситуация новорожденного определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Т.о., младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Общесоматический уровень: физиологические изменения (адаптивные сдвиги), связанные с изменением среды и изменениями в функционировании организма: изменение состава крови (повышение содержания эритроцитов и повышенное содержание гемоглобина), учащается и становится аритмичным пульс, появляются аллергические реакции (желтушность, покраснения), изменения в метаболизме. Общим показателем адаптационных процессов является потеря веса

Рефлекторный уровень. Среди врожденных рефлексов новорожденного можно выделить три группы: физиологические, атавистические и ориентировочные рефлексы. Физиологические рефлексы – рефлексы, необходимые для его физического выживания в мире. Такими важными безусловными рефлексами являются сосательный, дыхательный, глотательный, а также различные защитные рефлексы. Рефлексы, не имеющие жизненно важного приспособительного значения, относят к группе атавистических рефлексов (хватательный рефлекс, рефлекс шагистики, плавательный рефлекс), большинство атавистических рефлексов угасает в первом полугодии жизни. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. Ориентировочный рефлекс мобилизует ответ организма на действие внешних агентов и способствует образованию условно-рефлекторных связей.

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам.

Значение безусловных рефлексов состоит в том, что они не только обеспечивают жизнедеятельность ребенка, но с их помощью ребенок отражает воздействие на него окружающей среды. Безусловные рефлексы также лежат в основе условно-рефлекторной деятельности. По мнению различных исследователей, условные рефлексы могут формироваться в разном возрасте – от 2 мес. до 8 дней жизни. Были выделены факторы, влияющие на сроки становления условных рефлексов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние ребенка, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка.

Уровень сенсорики: ребенок рождается с функционирующей сенсорной системой. В первые 6 часов можно получить реакции на раздражитель от любого анализатора. Но ответы дифференцированы – в первую очередь функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, обонятельные, осязательные, вестибулярные. Слуховой и зрительный – в менее совершенном виде.

В этот период ребенок видит нас (на огранич. расст.); различает основные цвета к концу 1-го мес.; слуховой анализатор – дифференцировано: звуки более 1 октавы различают 80% детей, ровно 1 октава – 70%, меньше 1 октавы – 40%; более развития кожная чувствительность: реагирует на прикосновения (губы и область рта), температурная чувствительность – чувствует разницу в 1 град.; обонятельная чувствительность развита очень хорошо: запах материнского молока отличает от запаха коровьего; вестибулярная чувствительность (балансирует в пространстве, чтобы сохранить равновесие); вкусовой анализатор: горькое, кислое, сладкое – отличие от взрослых – более высокие пороги чувствительности. Новое в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

Сенсорика определяет всю психическую деятельность ребенка. Благодаря наличию комплексов различных рефлексов, которые проявляются благодаря сенсорике, ребенок взаимодействует со средой.

Функционирование анализаторов у новорожденного обеспечивает также различение комплексных раздражителей разной степени структурированности. Это можно рассматривать в качестве переходной формы от сенсорики к перцепции. Новорожденные обладают врожденной способностью к локализации звуковых сигналов, способностью определять направление движущихся предметов (лучше всего перед собой); доказано наличие врожденных механизмов восприятия удаленности предметов в пространстве. Новорожденный воспринимает форму предметов: дети в первые 10 дней жизни, предпочитают структурные, комплексные объекты простым, трехмерные — плоскостным, движущиеся — неподвижным, асимметричные, неправильной формы – симметричным. Однако, ориентация на сложные объекты еще не означает наличия восприятия у новорожденных

Уровень моторики: Адаптационные сдвиги происходят и в моторике новорожденного. С момента рождения моторика имеет сложную организацию. Наряду с рефлексами у новорожденного проявляется гиперкинетика конечностей — база для формирования сложных форм моторики.

Поза новорожденного еще во многом напоминает позу плода: преобладает тонус мышц сгибателей. Но есть и существенное отличие от позы плода: усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямом положении.

В месяц – повышается общая активность, начинают работать мышцы-разгибатели, улучшается функционирование всех физиологических систем.

Пейпер выделяет следующие группы рефлексов: рефлексы положения и движения, рефлексы локомоций, хаотические движения.

а) группа рефлексов положения и движения: цеплятельный, выпрямительный, поза фехтовальщика.

б) группа рефлексов общих локомоций: шагистики, плавательный, ползающие движения.

в) группа рефлексов хаотических движений: движения ручками, ножками.

Эмоционально-социальное развитие. На первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта (проявляются в виде крика и плача). На 2-м месяце наблюдается переход к положительным эмоциям.

Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й недели жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.

Завершается период новорожденности появлением у ребенка первого поведенческого акта – комплекса оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке, двигательной активности. Комплекс оживления – первый специфический поведенческий акт младенца, являющийся определяющим для всего последующего развития.

Важная особенность развития ребенка в ранние периоды проявляется в том, что незавершенность формирования у него основных нервных структур к моменту рождения, их пластичность увеличивает количество возможностей в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации.

Младенческий период

Общая характеристика. Возрастные рамки периода младенчества – от 1 мес. до 1 года.

Развитие в период младенчества имеет естественный характер. Идет интенсивное, как физическое, так и психическое развитие ребенка (идет активное развитие сенсорно-перцептивной сферы). Это период сенсорной регуляции психической деятельности, он является сензитивным для развития моторики. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Развивается потребность в общении, причем важно отметить, что ведущая деятельность и ведущий фактор развития младенца – эмоциональное общение со взрослым.

Развитие моторики идет по 3-м направлениям: развитие движений глаз, развитие движений руки (формирование акта хватания) и развитие общих локомоций.

2 специфические закономерности в моторном развитии ребенка: моторное (и физическое) развитие ребенка идет в цефалокаудальном и проксимодистальном направлении

Развитие движений глаз. У новорожденного макродвижения есть, микро – нет. Конвергенция глаз происходит к 3 мес. С возрастом увеличивается время фиксации, сосредоточения взора на неподвижном предмете: 4 нед. – 1,5 минуты, в 3 месяца – 9 минут. Следящие движения из стороны в сторону появляются в 3 недели, постепенно следящие движения приспосабливаются к скорости и к углу наклона к оси зрения. Сначала по горизонтали, потом по вертикали, потом по кругу. Больший интерес к разнообразным объектам (прямая и зигзаг, цветная доска или фон и т.д.).

Развитие движений руки. 2ф.:1-3 мес. усложнение хаотических движений (к глазу, к уху, носу); 3 ф.: 3-4 мес. – ребенок пытается удержать различные тактильные ощущения, успешно – удовольствие; 4 ф. 4-5 мес. – формируется единое сенсомоторное поле зрения. Одновременно видит свою тянущуюся руку и предмет, к которому тянется; 5 ф.: совершенствование акта хватания (развитие движений пальчиков ребенка). Благодаря акту хватания происходит тренировка речедвигательной коры ГМ (между развитием и совершенствованием тонкой моторики руки и общим умственным развитием существует корреляция).

Отдельные показатели развития движения руки:

Конец 1 мес.: подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнее со стороны мизинца. Конец 2 мес. (на спине): на короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты. Конец 3 мес.: Поднимает кисти рук над головой и рассматривает их. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в руку погремушкой. Конец 4 мес.: неуверенно приближается рукой к погремушке и касается ее. Играет пальцами. Конец 5 мес.: уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватание предмета всей ладонью и вытянутым большим пальцем. Конец 6-го м.: если подаются два кубика, хватает только один из них, но второй кубик может держать, если его дать в руку. Если хватает второй кубик, первый выпадает. Ощупывание рукой поверхности. Конец 7 мес.: Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушку между ладонями. Конец 8 мес. (сидя за столом): Хватает таблетку 8 мм диаметром между вытянутыми большим и указательным пальцами. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальцев. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов. Конец 9 мес. (сидя за столом): касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашку при питье двумя руками. Снимает с головы платок или иной посторонний предмет. Конец 10 мес. (сидя за столом): протягивает игрушку взрослому (но не может параллельно с удерживанием и протягиванием выпустить ее). Конец 11 мес. (сидя за столом): захватывает таблетку согнутым большим и указательным пальцами (завершенная оппозиция большого и указательного пальцев). Конец 12 мес. (сидя за столом): при хватании кубика рука открывается в зависимости от величины объекта. Хватает одной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягивает игрушку взрослому и выпускает ее.

Общие движения тела. Развиваются от поднятия головки до начала ходьбы. 2-4 мес. – поднимает головку; 4-6 мес. – сидит с поддержкой; 4-7 мес. стоит при поддержке за руки; 6-8 мес. – стоит держась за перила; 7-9 мес. сидит без поддержки; 8-10 мес. ходит при поддержке; 10-12 стоит без поддержки, 11-12 мес. – ходит без поддержки.

Общие движения тела. Развиваются от поднятия головки до начала ходьбы. 2-4 мес. – поднимает головку; 4-6 мес. – сидит с поддержкой; 4-7 мес. стоит при поддержке за руки; 6-8 мес. – стоит держась за перила; 7-9 мес. сидит без поддержки; 8-10 мес. ходит при поддержке; 10-12 стоит без поддержки, 11-12 мес. – ходит без поддержки.

При неблагоприятных условиях вос­питания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему разви­тию, но, наоборот, тормозят его (сосание пальцев, раскачивание на чет­вереньках и др.).

Развитие перцепции по Ж.Пиаже.

Развитие восприятия объекта в младенческом возрасте. Нет понятия об объекте — исчезая предмет перестает существовать. Предвестником выделения объекта являются слежение за движущимися объектами и попытки продлить или вновь поймать приятный для ребенка образ (1-4 месяца). В это же время интенсивно, проходя ряд этапов, формируется акт хватания и его координация с актом сосания и зрением. У младенцев начинают образовываться связи между зрением и движениями рук. При этом ребенок схватывает предмет только тогда, когда рука и предмет одновременно оказываются в его поле зрения.

На следующем этапе (4-8 месяцев) проявляется повышенная активность взаимодействия руки и глаз: ребенок старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять, и пытается схватить то, что видит. Появление экстраполяции – выход за пределы непосредственного восприятия, ребенок начинает предвосхищать последующую позицию перемещающегося предмета на основе видимой траектории его движения. Одновременно появляется предвосхищение объекта на основе восприятия его части.

В 8-12 месяцев ребенок узнает и выделяет предмет, который раньше для него не имел собственного существования: он являлся деталью общей ситуации, картины и не обладал свободой. Активный поиск исчезнувшего предмета свидетельствует о том, что ребенок начинает познавать объективные отношения и выделять предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в пространстве. К году осуществляет хватание «вслепую», после отведения взора от объекта.

Исследования также показали, что трехме­сячные дети различают цвета, формы объемных и плоскост­ных геометрических фигур. С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т.д. – младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования. К 10-11 мес. жизни возникает зрительное восприятие формы и величины.

Развитие мнемической функции идет с момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни в первоначальных формах. Вначале процесс запечатления носит кратковременный характер в пределах 1 сек. В 3-4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха. В 5-6 мес. жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления.

Развитие внимания. В первые месяцы у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в случае их резкой смены (громкие звуки, смена света). Начиная с 3 мес. ребенок начинает все больше интересоваться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 мес. непроизвольное внимание развивается интенсивно: может долго сосредотачиваться на ярком и блестящем предмете. Зачатки произвольного внимания появляются к концу 1 года, началу 2-го года.

Развитие мыслительной функции, которая проявляется в преднамеренном достижении ребенком намеченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10 мес., ребенок оказывается способным решать пространственные задачи, используя для этого различные средства.

Также была выявлена способность ребенка к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходную ситуацию, что почти отсутствовало в опытах с обезьянами. Процесс становления мышления у детей изучал также Ж. Пиаже. В младенческом периоде ребенок проходит четыре стадии сенсомоторного периода развития мышления, выделенные Ж. Пиаже: стадию рефлексов, первичных и вторичных круговых реакций, а также практического мышления.

Предречевое развитие. Подготовка к появлению речи идет дву­мя путями: развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи) и развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предше­ствуют собственной активной речи.

Первый путь связан с развитием фонематического слуха в результате которого к концу года (8 мес.) ребенок уже различает мно­гие слова взрослого и понимает их значение. Начиная с 9-ти мес. дети адекватно реагируют на обращенную к ним речь взрослого, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действиями на некоторые словосочетания. При отставании психического развития ребенок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам.

Второй — с развитием интонационных структур и развитие псевдослов. Становление интонаций проходит следующие этапы: звуки спокойного гуления, звуки радости и смеха, интонации эмоциональной просьбы, интонации вопроса. Развитие псевдослов: гуканье (произнесение согласных звуков), гуление (произнесение гласных звуков), лепет (произнесение первых слогов), который появляется у ребенка после 6-го месяца жизни. К 12 мес. для детей характерны монологи из слогов, ребенок произносит по меньшей мере 2, чаще 5-10 осмысленных слов (на детском языке).

Важными условиями появления и развития лепетных вокализаций и подго­товки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.

Развитие образа Я. Кризис 1 года. На этом этапе развивается представление ребенка о себе. На основе формирующегося положительного самоощущения в процессе общения со взрослым и манипулятивной деятельности, у ребенка складывается представление о самом себе как о субъекте практической дея­тельности, т.е. как об источнике собственных действий. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, что свидетельствует о наличии образа себя.

Возросшее чувство «Я» наиболее ярко проявляет себя в кризисе од­ного года, симптомы которого охватывают все сферы жизнедеятельно­сти ребенка: его отношения к предметному миру, к окружающим взрос­лым и к самому себе. Выросшая свобода передвижения и активность ребенка, а также не­избежные запреты взрослого приводят к тому, что ребенок переживает свои стремления и тем самым узнает и чувствует себя. Появляются собственные, независимые от взрослого аффективные стремления ре­бенка и яркая ориентация на оценку взрослого. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составля­ют главное противоречие кризиса одного года.

Социальное развитие: общение со взрослым. Базовая потребность младенческого возраста – потребность в безопасности, защищенности. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Э.Эриксон: в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. Неудовлетворение потребности в общении и любви может привести к проблемам в физическом и психическом здоровье (синдром госпитализма). Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развитии, появляющийся у малыша вследствие отделении его от матери и раннего помещения в больницу, дет.дом. Признаки: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими, слабый плач и т.д. В крайних формах он может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка, хроническому инфицированию, а иногда и смерти малыша.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

В этот период ребенокуже реагирует на воздействие взрослого и сам начинает воздействовать на взрослого, различными способами – это проявляется в подражании движениям рта, рук, вокализациям. Больше всего ребенок реагирует на речь человека, произнесенную с интонацией.

До 6 мес. общение со взрослым носит преимущественно эмоциональный характер (ситуативно-личностный тип общения). В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции. Оно оказывает огромное влияние на пси­хическое развитие младенца: он начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения; формируются аффектив­но-личностные связи с близкими взрослыми; эмоциональное общение со взрослым стимулирует его познавательную активность.

Во втором полугодии меняются отношения ребенка со взрослыми: у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом. Младенец в это время начинает по-разному реагировать на отрицательные и по­ложительные воздействия взрослого. Дети демонстрируют качественно различное отношение к близ­ким и посторонним взрослым: по отношению к близким взрослым устанавливаются и ярко проявляются аффективно-личностные связи; к посторонним взрослым ребенок испытывает недоверие и страх.

Если в первые полгода для ребенка важен физический контакт с матерью, то с 6 мес. голос и зрительный образ матери несут такой же позитивный эмоциональный импульс, как ранее физический контакт.

К концу 1-го года у ребенка появляются зачатки эмпатии. К 1 году начинает понимать похвалу, повторяет действия, за которые хвалят и над которыми посмеялись. Понимает запреты.

Подражание – один из основных механизмов развития ребенка в младенческий период (и не только). До 6 мес. как исключение в виде эмоционального заражения. После 6 мес. подражание становится источников развития, приобретает форму копирования, причем до 1 года копируются действия с конкретным предметом, после 1 года происходит перенос действий на сходные предметы.

> Особенности социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции

Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1) Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2) Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты — концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы — концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию.

Рефлексия

Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя.

Рефлексия — механизм социальной перцепции, позволяющий человеку во время общения, познавать самого себя, исходя из самооценки своего поведения. То есть в процессе общения человек представляет себя на месте собеседника и таким образом как бы со стороны оценивает себя, и тем самым имеет возможность корректировать свое поведение. Этот механизм помогает не только понять собеседника, но и позволяет предположить насколько собеседник понимает вас. Таким образом, рефлексия это своеобразный процесс зеркальных отражений друг друга, или по определению И.С. Кона: — «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя». Исследование процесса рефлексии, в психологии ведется уже достаточно продолжительное время, еще в конце XIX века Дж. Холмс обратил внимание на механизм рефлексии и описал его на примере диадического общения неких Джона и Генри. Дж. Холмс, описывая пример общения, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно такие же «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно тоже для Генри. Развивая данную мысль, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но это всего лишь одни отражения от других, и наоборот. Поэтому для экспериментальных исследований, достаточно ограничиться фиксированием двух ступеней этого процесса. В некоторых психологических исследованиях делаются попытки анализа рефлексивных структур объединенной группы. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

Идентификация

Идентификация (от позднелатинского identifico — отождествлять) является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин «идентификация» является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации — как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, — эмпатией.

Эмпатия

Эмпатия представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия — это аффективное «понимание», основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а, следовательно, и понять поведение каждого из этих людей. В ряд эмпатийных способностей входят: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональное состояние другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого.

Аттракция

Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Область исследования механизмов образования различных эмоциональных чувств к воспринимаемому человеку, получила название «исследование аттракции». Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения.

Симпатия (от греч. Sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. Исследования механизма аттракции, до сих пор не дали исчерпывающего ответа, на вопрос природы возникновения аттракции, и устойчивости межличностных отношений построенных на любви и дружбе.

Стереотипизация

Стереотипизация — это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Стереотипизация имеет два различных следствия. С одной стороны она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой стороны — при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия.

Стереотипы конкретны. Они влияют на принятие решение нередко вопреки логике. В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы подсказывают одни доводы и вытесняют другие, противоположные первым. Стереотипы бывают: положительными, отрицательными и нейтральными (стереотипы «известности, но безразличия»).

Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия: механизмы межличностного восприятия и механизмы межгруппового восприятия.

Наиболее распространенными механизмами межличностного восприятия являются: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Идентификация. Существует несколько толкований данного понятия:

А.А. Бодалёв под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека (Бодалёв А.А., 1982).

А.А. Реан считает, что – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004). По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А.А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии на прямую зависит от субъективной значимости партнера.

Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека, как результат данного процесса, как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Маейрс (1997) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы: внешние, т. е. существующие до того, как начался процесс общения, это: потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнёров по общению, пространственная близость; внутренние, возникающие в процессе взаимодействия: физическая привлекательность партнёра по общению, стиль общения, фактор сходства между партнёрами, выражение личного отношения к партнёру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей:

  • степени типичности или уникальности поступка;

  • социальной желательности или нежелательности поступка;

  • того, является ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем.

Г. Келли (1984) выделил три типа атрибуции:

  • личностная – причина приписывается лично совершившему поступок;

  • объективная – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

  • обстоятельственная – причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

  1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старалались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При саматрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.

  2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей. Для примера проведите мысленно следующий эксперимент. Представьте, что вам предложили за 1500 руб. в течение двух часов ходить с рекламным плакатом «Кока-колы» по центральной улице вашего города. Согласились бы вы? А теперь предположим, что все население вашего города от 18 до 60 лет – это 100 %. Сколько процентов из них, по-вашему, приняли бы аналогичное предложение? Посмотрите, отнесли ли вы себя к большинству (помните, что 50 % – это большинство). Мой опыт проведения данного эксперимента показывает, что за редким исключением люди причисляют себя к нормальному, «здоровому» большинству.

  3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Нам кажется, что роль сильнее индивидуальности. (Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо, в целом подтверждает этот тезис: действительно социальная роль может влиять на поведение человека, и даже вполне миролюбивые люди в роли тюремного надзирателя ведут себя жестоко. Но мы должны учитывать также, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным. Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т. д.).

  4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев в основном судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно. Английский детектив К. Дойль в одном из своих рассказах о Шерлоке Холмсе описывает сюжет, когда Холмсу надо было выкрасть документы из дома, охраняемого собакой. Тогда Холмс начал подкармливать пса котлетами, подружился с ним, а потом потихоньку проник в дом и вынес нужные бумаги. Собака молчала. Инспектор Лестрейд сделал вывод, что бумаги украл кто-то из домочадцев. Данная ошибка атрибуции уподобляет нас инспектору Лестрейду, и мы делаем поспешные ошибочные выводы.

К механизмам межгруппового восприятия В.С. Агеев (2000) относит: внутригрупповой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой. В.С. Агеев описывает ряд факторов, блокирующих его актуализацию: 1) более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не «группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия; 2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех критериев, на основании которых выносится извне решение об успехе или неудаче группы; 3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.

Физиогномическая редукция – это восприятие внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретацией его как личности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода «ключи» (Агеев В.С., 2000) для восприятия («прочтения) другого человека. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к представителям той же самой культуры, т. е. позволяют быстро нередко автоматически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого человека. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур, причем чем более значительны различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи» одной культуры для свернутого и автоматического «прочтения» представителей другой.

Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе ограниченной информации. Социальный стереотип – это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (Филатова О.Г., 2000); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (Андриенко Е.В., 2000).

Термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он также указал на две основные причины склонности к стереотипам: принцип экономии умственных усилий и принцип защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов, мнений.

Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов.

  • Конституционально-антропологические – проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека. Несмотря на очевидную ненаучность данных описаний, американский учёный Secord установил, что тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у которых можно было найти общие конституционально-антропологические признаки, имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам.

  • Этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т. д.

  • Статусные – проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного положения человека (лаборант, доцент, профессор).

  • Социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет этот человек, например, военный – дисциплинированный, строгий и т. д. Отметим, что статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень похожи.

  • Вербально-поведенческие – характеризуют зависимость восприятия другого человека от особенностей его поведения и речи.

  • Эмоционально-эстетические – связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности – непривлекательности.

  • Профессиональные – имеется в виду персонифицированный образ профессии, т. е. обобщённый образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался отечественный учёный В.Ф. Петренко (1986), который выявил, что это сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный и …несчастливый человек.

Существует такое понятие, как аутостереотип, которое исследовала В.Н. Куницына. Речь идет о национальных аутостереотипах, например, типичный автопортрет русского человека: откровенный, щедрый, бесшабашный, «рубаха-парень», жизнелюбивый и умный.

Разновидностью социального стереотипа является имидж личности, под которым понимается воспринимаемый и передаваемый образ человека. Слово имидж произошло от английского image – образ и трактуется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого-либо, чего-либо, например, имидж политического деятеля.

Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т. д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т. е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образ могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности.

Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации.

Межличностные и межгрупповые механизмы восприятия взаимодополняют, но не дублируют друг друга, выполняя специфические функции. Межгрупповые механизмы «обслуживают» взаимосвязь группы с другими группами. Межличностные механизмы являются средством, с помощью которого обеспечивается интеграция индивидуальных действий в совместной деятельности.

Под влиянием социальной перцепции мы разделяем людей на хороших и плохих, умных и глупых, мудрых и невежественных. Это помогает выстраивать взаимоотношения, дружбу, создавать бизнес и, в конце концов, просто радоваться жизни. Однако в феномене социальной перцепции есть много подводных камней, о которых мы и поговорим в этой статье.

Согласно Википедии, социальная перцепция (социальное восприятие) – это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Также это наука о том, как люди формируют впечатление и делают выводы о других людях как о независимых личностях.

Мы узнаем о чувствах и эмоциях других людей, принимая во внимание информацию, которую собираем из:

  • физического (внешнего) вида других людей;
  • словесного общения;
  • невербального общения (мимика, тон голоса, жесты рук, положение и движение тела).

Реальным примером социального восприятия было бы понимание того, что люди не согласны с тем, какими они предстают в глазах других. Это говорит о подавляющей субъективности нашего образа в наших же глазах. Чтобы получше разобраться в феномене социальной перцепции, давайте посмотрим, как именно мы принимаем решение о том, что за человек перед нами.

Существует шесть основных компонентов социального восприятия: наблюдение, атрибуция, интеграция, подтверждение, рефлексия и идентификация. Давайте рассмотрим каждый компонент отдельно.

1

Наблюдение

Процессы социального восприятия начинаются с наблюдения людей, ситуаций и поведения, чтобы собрать доказательства в поддержку первоначального впечатления.

Лица – физическое влияние

Хотя общество учит нас не судить других по их физическим данным, мы не можем не составлять мнение о людях, исходя из цвета их волос и кожи, роста, веса, стиля одежды, тональности голоса и многого другого во время первой встречи.

Мы склонны судить других, связывая определенные черты лица с конкретными типами личности. Например, исследования показывают, что люди воспринимаются как более сильные, напористые и компетентные, если у них маленькие глаза, низкие брови, угловой подбородок, морщинистая кожа и небольшой лоб.

Ситуации – контекст предыдущих опытов

Люди могут легко предсказать последовательности или результаты события, исходя из степени и глубины их прошлого опыта с аналогичным событием. Способность предвосхищать результаты ситуации также сильно зависит от культурного фона человека, поскольку это неизбежно формирует типы переживаний.

Поведение – невербальная коммуникация

Невербальное общение помогает людям выражать свои эмоции, ощущения и отношение. Доминирующая форма невербальной коммуникации – микровыражения лица. Другие невербальные сигналы: язык тела, зрительный контакт, интонации. Мы пытаемся «считывать» подобные сигналы, чтобы понять для себя, что это за человек, как к нему относиться и как вести себя.

2

Атрибуция

После того, как мы провели наблюдение за человеком, считав сигналы, наступает время выработать выводы для определения его внутренних диспозиций.

Теория атрибуции

Значительным компонентом социального восприятия является атрибуция. Атрибуция – это использование информации, собранной посредством наблюдения для того, чтобы понять и рационализировать причины своего поведения и поведения других. Люди создают атрибуты, чтобы понять окружающий мир.

С этим феноменом связана фундаментальная ошибка атрибуции – склонность людей объяснять действия или поведение других людей их внутренними чертами, а не внешними обстоятельствами. Например, если человек беден, мы склонны считать, что он сам виноват в этом, хотя во многих случаях это не так. Но что более любопытно – происходящее с нами самими, мы объясняем внешними факторами. Такое отношение к другим может препятствовать появлению эмпатии.

3

Интеграция

Если из наблюдений людей, ситуаций или поведения не было вынесено суровое суждение, люди интегрируют диспозиции для формирования впечатлений.

Теория информационной интеграции

Норман Х. Андерсон, американский социальный психолог, разработал теорию информационной интеграции в 1981 году. Он утверждает, что впечатления человека формируются при помощи личных диспозиций восприятия и взвешенного среднего по характеристикам целевого индивидуума.

Люди используют себя в качестве стандарта или системы отсчета при оценке других. Эти впечатления, сформированные о других, также могут зависеть от текущего, временного настроения воспринимающего.

Эту теорию еще называют праймингом. Прайминг – это тенденция менять свое мнение или впечатление о человеке в зависимости от того, какие слова и образы были недавно вами услышаны и восприняты.

Неявная теория личности

Неявная теория личности – это тип модели, которую люди используют для объединения различных личностных качеств. Люди обращают внимание на различные сигналы, в том числе визуальные, слуховые и вербальные, для прогнозирования и понимания личностей других людей, чтобы заполнить пробел неизвестной информации о человеке, который помогает в социальных взаимодействиях.

Определенные черты рассматриваются как особенно влиятельные в формировании общего впечатления человека; они называются центральными признаками. Другие черты менее влияют на формирование впечатлений и называются периферийными.

4

Подтверждение

После создания и интеграции атрибутов люди формируют впечатления, которые подкрепляются подтверждениями и самоисполняющимися пророчествами.

Компетентность как социальное восприятие

Несмотря на то, что люди зачастую подвергаются когнитивным искажениям, они могут судить и правильно.

  1. Могут более точно воспринимать социальное воздействие, если имеют достаточный опыт. Чем больше общаетесь, тем больше разбираетесь.
  2. Знания в области социального восприятия могут быть улучшены путем изучения правил вероятности и логики.
  3. Люди могут делать более точные выводы о других, когда их мотивирует стремление быть непредвзятыми и точными.

5

Рефлексия

Рефлексия – это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Кажется, что рефлексия имеет отношение исключительно к пониманию самого себя, однако это не так. При взаимодействии с другим человеком у нас в психике формируются предубеждения, убеждения, впечатления и когнитивные искажения. Чтобы избавиться от них и начать воспринимать информацию более объективно, нужно научиться рефлексировать.

Например, задавать себе такие вопросы:

  • Я отношусь к человеку хорошо? Почему? Что в моем опыте, суждениях и впечатлении может искривить мое восприятие?
  • Я отношусь к человеку плохо? Почему? Что внутри меня позволяет вынести именно такое суждение?

Благодаря рефлексии вы можете понять, к примеру, что относитесь плохо к человеку по причине того, что вам испортили настроение раньше. Или что слишком идеализируете собеседника, потому что только что узнали хорошую новость, а он вам первым встретился.

Помните, что на ваше восприятие могут влиять: мышление, механизмы восприятия, поведенческие шаблоны, эмоциональное реагирование, когнитивные искажения и многое другое.

6

Идентификация

Идентификация – это частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Проявляется как защитный механизм или адаптивный процесс, например, у родителей, когда они воспринимают детей как продолжение своего «я».

Адаптивный процесс формируется с самого детства. Мы хотим вобрать в себя поведение других людей, что абсолютно нормально: сначала принимаем примитивные структуры, затем – более сложные. Проблемы возникают, когда мы хотим перенять черты характера, ценности и нормы.

В нашем случае имеет значение вот что: когда мы имеем дело с человеком, на которого хотим быть похожими, то склонны идеализировать его, причем даже те черты, которые нам не нравятся.

Факторы, влияющие на социальное восприятие

Таких факторов существует два: точность и неточность.

Несмотря на то, что стремление к точности является похвальным, для нее нужны эксперименты. Разумеется, в повседневной жизни это невозможно. А на неточность целиком влияют эффекты социальной перцепции, о которых мы сейчас и поговорим.

При контакте с другим человеком мы склонны подвергаться эффектам социальной перцепции, которые еще называются когнитивными искажениями. Это те эффекты, которые оказываются ошибками мышления, вследствие чего мы принимаем неточные решения и неправильно воспринимаем человека.

  • Эффект ореола (гало-эффект) – когда общее неблагоприятное или благоприятное мнение человека переносится на его неизвестные черты. Примером может служить заблуждение, когда красивый незнакомый человек считается и достойным.
  • Эффект новизны – феномен, проявляющийся в том, что мнение о знакомом человеке формируется, исходя из последней информации, а о незнакомом – под влиянием первого впечатления. Это может привести к эффекту ореола.
  • Эффект первичности – первая информация о незнакомом человеке является доминирующей: вся последующая оценивается под влиянием о первоначальной.
  • Эффект присутствия – чем лучше человек владеет каким-либо навыком, тем сильнее и эффективнее он проявляется в присутствии других людей.
  • Эффект роли – когда поведение, обусловленное ролевыми функциями, мы воспринимаем как черту личности. Например, если начальник устроил выговор, мы склонны считать, что у него дурной характер.
  • Эффект авансирования – разочарование от того, что мы приписали какие-либо черты характера человеку (к примеру, из-за эффекта ореола), а на самом деле оказалось, что ему они не свойственны.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Как видим, на наше восприятие людей влияет огромное количество факторов. Вывод можно сделать лишь один: не торопитесь выносить вердикт – и уж точно не убеждайте себя, что уж вы-то точно никогда не судите людей. Все это делают в той или иной степени. Поэтому будьте аккуратны и в первую очередь освойте навык рефлексии – так вы сможете задавать себе правильные вопросы относительно того, почему вы относитесь к человеку именно так, а не иначе.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1029, 4Психорегуляция, 4Самопознание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *